Jump to content

Диатонический баян

(Перенаправлено с Диатонического аккордеона )

Мелодеон
Классификация Свободно-язычковый аэрофон
Классификация Хорнбостеля – Сакса 412.132
(наборы бесплатных тростей)
Музыканты
Список аккордеонистов
Больше статей или информации
Аккордеон , Хроматический баян , Баян , Диатонический баян , Фортепианный аккордеон , Басовая система Stradella , Система свободного баса , Ряды и переключатели аккордеонных язычков

Мелодеон аэрофонов со свободной или диатонический баян является членом семейства тростью музыкальных инструментов . Это тип баяна , на котором мелодическая клавиатура содержит один или несколько рядов кнопок, каждый из которых воспроизводит ноты одной диатонической гаммы . Кнопки на басовой клавиатуре чаще всего располагаются парами: одна кнопка из пары воспроизводит основную часть аккорда , а другая — соответствующее мажорное трезвучие (или, иногда, минорное трезвучие).

Диатонические баяны популярны во многих странах и используются в основном для исполнения популярной музыки и традиционной народной музыки, а также современных ответвлений этих жанров.

Номенклатура

[ редактировать ]

В разных частях англоязычного мира используются различные термины для диатонического баяна.

  • термин мелодеон ( шотландский гэльский : meileòidean или am bogsa ), В Великобритании и Австралии обычно используется [1] независимо от того, имеет ли инструмент один, два или три ряда кнопок мелодий.
  • В Ирландии мелодеон ( по-ирландски : mileoidean или коробочка). [2] ) отведено для инструментов с одним рядом кнопок мелодии («однорядный» инструмент), а инструменты с двумя или тремя рядами называются баянами (часто просто аккордеонами ). [3]
  • В Северной Америке как однорядные, так и многорядные инструменты обычно называют просто аккордеонами . [ нужна ссылка ] (Исторически термин «мелодеон» применялся к различным органам со свободными язычками в XIX веке .)

Чтобы упростить ситуацию и избежать двусмысленности, в оставшейся части этой статьи будет использоваться термин диатонический баян, или DBA.

Международные условия

[ редактировать ]
  • Баскские термины — трикити , трикитикса , малый звук или диатонический аккордеон .
  • Бразильско-португальские термины — восемь басов (букв. восемь басов), аккордеон из восьми басов , pé de bode (букв. козья нога), диатонический аккордеон или губная гармошка-понто .
  • Каталонский термин – диатонический аккордеон .
  • Голландские термины — «трехармоника» и «трекзак» .
  • Эстонский термин – духовой инструмент .
  • Финский термин – двухстрочный аккордеон.
  • термин «Accordéon Diatonique» (обычно «диато» Во Франции используется ); mélodéon иногда используется для однорядных инструментов.
  • Обычные немецкие термины — «Ziehharmonika», ручная гармошка или баян . [ нужна ссылка ]
  • Швейцарский вариант с басовой клавиатурой двойного действия известен на местном немецком языке как Schwyzerörgeli .
  • Альпийский австрийский вариант с усиленными басовыми нотами, напоминающими геликоновую тубу , известен на немецком языке как Steirische Harmonika .
  • В Италии диатонический баян — это фисармоника диатоника или органетто .
  • На лимбургском языке он известен как трекзак или kwetsjbuul / kwetsjbujel .
  • Литовский термин - Армоника. [ лт ] .
  • В Мексике, как и в Колумбии, его называют диатоническим аккордеоном или баяном .
  • Норвежский термин — Торадер. [ нет ] (букв. двухрядный) или общий термин Дурспилль [ нет ] (букв. основной инструмент), охватывающий все количество рядов.
  • В Португалии (особенно на севере) ее называют концертиной . [ нужна ссылка ] не путать с английским словом « концертина ».
  • Русский термин – гармонь .
  • Чешский термин — хелигонка . [4]
  • Словацкий термин — heligónka . [ нужна ссылка ]
  • Словенский термин - диатоническая гармоника [ sl ] и чаще frajtonar'ca.
  • Шведский термин — Дурспель. [ св ] .
  • В Аргентине его называют вердулера . [ нужна ссылка ]

Глоссарий

[ редактировать ]

Следующие определения помогут понять эту статью.

  • DBA : аббревиатура от диатонического баяна.
  • одинарного действия : относится к инструменту, на котором каждая клавиша или кнопка воспроизводит две ноты, [5] как и бизонорический (термин, недавно придуманный на основе французского bi-sonore и немецкого wechseltönig ) [ нужна ссылка ]
  • двойное действие : относится к инструменту, на котором каждая клавиша или кнопка воспроизводит одну ноту, [6] как и унисонорный (недавно придуманный как аналог бизонорного ) [ нужна ссылка ]
  • реверс : на инструменте одинарного действия кнопка или клавиша, которая воспроизводит ноту, доступную в другом месте на клавиатуре, но полученную при использовании противоположного направления сильфона.
  • случайно : любая нота хроматической гаммы, выходящая за пределы диатонической гаммы «домашней» тональности администратора базы данных.

Действие

[ редактировать ]

Большинство диатонических баянов имеют «одинарную» (или бизонорную ) клавиатуру. [ нужна ссылка ] это означает, что каждая кнопка издает две ноты: одну, когда сильфон нажимается или нажимается (закрывается), а другая, когда сильфон натягивается или тянется (открывается). В этом отношении эти инструменты действуют как гармошка.

(Напротив, большинство других типов аккордеонов, например фортепианные аккордеоны и хроматические баяны, являются «двойного действия» - или унисонорными - потому что каждая клавиша воспроизводит одну ноту независимо от направления мехов.)

Другие односторонние или бизонорные члены семейства свободных язычков включают немецкую гармошку, англо-немецкую (или «англо») гармонику, бандонеон , хемницеровскую гармошку (см. гармошку ) и губную гармошку ( гармошку ).

Существуют разновидности диатонического баяна двойного действия, например гармон .

Распределение нот по клавиатуре и диапазону

[ редактировать ]

Поскольку каждая кнопка воспроизводит две ноты, диатоническую гамму можно покрыть четырьмя кнопками мелодического ряда.

Например, в ряду мелодии с нотой C ноты нижней полной октавы диапазона инструмента назначаются четырем кнопкам следующим образом:

Первая октава
Кнопка Толкать Тянуть
1 С Д
2 И Ф
3 Г А
4 С' Б

Примечание. Первая кнопка в приведенном выше примере, имеющая номер 1, скорее всего, будет третьей или четвертой кнопкой подряд на инструменте. Также обратите внимание, что схема подъема/вытягивания для подъема по гамме нарушается при возврате к основной ноте, это гарантирует, что основная нота в обеих октавах (в этом примере C и C') находится в одном и том же «толкающем» направлении. Это также позволяет сохранять ноты мелодии в идеальном направлении для аккордов левой руки.

При нажатии мехов каждая кнопка воспроизводит ноту мажорного трезвучия клавиши Home; в этом случае шаблон CEG повторяется по всей клавиатуре. Остальные ноты диатонической гаммы воспроизводятся при вытягивании мехов.

Поскольку в диатонической гамме семь нот и каждая кнопка воспроизводит две ноты, пары нот на кнопках меняются в каждой октаве. Во второй полной октаве диапазона инструмента E сочетается с D (вместо F в первой октаве) и так далее.

Вторая октава
Кнопка Толкать Тянуть
5 И' Д'
6 Г' Ф'
7 С″ А'
8 И" Б'

Поскольку диапазон каждой строки обычно ограничен двумя полными октавами (с несколькими нотами выше и ниже), непоследовательное сочетание нот от одной октавы к следующей остается управляемым.

Подробные схемы типового расположения нот на различных типах диатонического баяна (DBA) можно найти на сайте melodeon.net .

Доступные ключи

[ редактировать ]
Диатонический баян (немецкий производитель, начало 20 века).

В однорядном DBA музыка в одной мажорной тональности и ее относительной минорной тональности может воспроизводиться . Например, инструмент в ре мажоре может воспроизводить музыку ре мажор и си минор. Однако разнообразие музыки, которую можно играть на однорядном инструменте, шире, чем можно предположить из этих фактов: помимо ре мажор и си минор, наш однорядный инструмент в ре может воспроизводить мелодии в ля миксолидийском и ми дорийском языках , а также мелодии в которых используются гаммы с пробелами, например пентатонические мелодии с основным тоном D, G или A.

Многорядные системы

[ редактировать ]

Преимущество однорядного DBA состоит в том, что он легкий и компактный, но по своей природе ограничен нотами одной диатонической гаммы. С середины-конца 19 века инструменты производились более чем с одним рядом, чтобы дать исполнителям больший выбор гамм и тональностей.

Многорядные системы можно разделить на два широких класса: системы с разницей в четверть и системы с разницей в полтона.

Четвертые системы

[ редактировать ]
Трехрядный баян с 12 басовыми кнопками.

Четвертые системы являются наиболее распространенной формой многорядных DBA. Двигаясь от внешней стороны клавиатуры внутрь, каждый ряд располагается на четверть выше соседнего. Традиционно сначала указывается внешний ряд клавиатуры: например, на инструменте G/C внешний ряд находится в тональности G, внутренний ряд - в C.

В континентальной Европе обычно используются двухрядные системы G/C и C/F и трехрядные системы G/C/F, но существует множество других вариантов. В Англии во второй половине 20-го века конфигурация D/G прочно утвердилась в качестве стандарта для интерпретации традиционной музыки Англии, особенно для сопровождения социальных танцев и танцев Морриса .

Трехрядные системы также популярны в Мексике и США (в музыке Conjunto , Tejano , Zydeco и Cajun ) и Колумбии (в музыке Валленато и фольклоре). [7] Настройки включают B /E /A , A/D/G, G/C/F, F/B /E и E/A/D. Трехрядная конфигурация с четвертым расположением друг от друга известна как «международная система». [8]

Многорядные системы, очевидно, расширяют диапазон доступных тональностей. Но поскольку многие ноты в дополнительных рядах являются «перевернутыми» (дубликаты нот, создаваемые противоположным действием мехов), многорядные системы обеспечивают большую гибкость фразировки, поскольку игрок часто может выбирать, менять ли направление мехов или нет или гармонизировать их. с определенным аккордом, выбирая ноту из того или иного ряда. Были разработаны стили игры, в которых пересечение рядов позволяет использовать басовую сторону с максимальным эффектом, а количество изменений направления мехов значительно сокращается.

Случайности и развороты

[ редактировать ]

Еще одна функция, предназначенная для повышения гибкости систем с четвертыми частями, - это включение нот, выходящих за пределы диатонических гамм каждого ряда, или «случайностей». Эти ноты чаще всего управляются кнопками в верхней части клавиатуры (то есть ближе всего к подбородку игрока), под самыми низкими нотами гаммы.

Иногда случайно размещают две дополнительные кнопки или более короткий третий ряд из четырех или более кнопок рядом с сильфоном. Клубная система , разработанная Хонером, является хорошо зарекомендовавшим себя примером такого подхода. Используя акциденции и добавленную модификацию Глейхтона ( унисонорную тонику второй октавы в центре среднего ряда), эта система позволяет исполнителям получить полностью хроматическую гамму - хотя и только в одном направлении (рисование). [9]

Другое использование таких дополнительных коротких рядов или полурядов — обеспечить развороты (см. Выше), чтобы дать игроку большую гибкость.

Системы с разницей в полутона

[ редактировать ]
Двухрядный инструмент 1950-х годов в C / D компании Паоло Сопрани, тот тип, который предпочитают ирландские музыканты; отделка серого целлулоида.

В системах с разницей в полутон, приближающихся снаружи клавиатуры, каждая строка имеет тон на полутон выше, чем ее сосед. Эта конфигурация делает доступными все ноты хроматической гаммы . В результате такие инструменты можно было бы строго назвать хроматическими (а не диатоническими) инструментами. На практике, однако, ограничения, налагаемые одним действием и раскладкой клавиатуры, заставляют большинство игроков использовать довольно ограниченный диапазон клавиш (хотя и более широкий, чем это практично в большинстве систем с четвертым расположением клавиш).

Самой ранней системой с разницей в полутон была C/C , и на протяжении многих лет использовалось множество вариантов, особенно D/D и G/G . Однако с середины 20-го века широко использовались две основные системы: система B/C, используемая в основном для ирландской и шотландской музыки, а также ее более крупный родственник, система B/C/C (которая сейчас мало распространена). используется за пределами Шотландии); и система C / D, несколько менее распространенная, используемая в основном в ирландской музыке. (Американские музыканты ирландского происхождения середины 20-го века использовали эту систему с обратным расположением рядов, т.е. D/C .)

Басовые системы

[ редактировать ]

Традиционно однорядные инструменты имеют две или четыре кнопки на басовой стороне, двухрядные - восемь, трехрядные - двенадцать. Как упоминалось выше, кнопки баса традиционно расположены парами бас-нота/аккорд.

Некоторые современные исполнители, особенно во Франции, продвигают тенденцию к созданию инструментов с более сложной басовой системой, имеющей до 16 или даже 18 кнопок. Иногда эти более сложные системы отклоняются от принципа одинарного действия и могут содержать только басовые ноты вместо пар кнопок бас-аккорд.

Система B/C/C (также известная как Британская хроматическая система ), используемая в Шотландии, представляет собой яркий пример использования басовой стороны двойного действия с мелодической стороной одинарного действия: эти инструменты часто имеют полноценный бас Страделлы. система , используемая на фортепианных аккордеонах и хроматических баянах. [10]

Географические вариации темы DBA

[ редактировать ]

В разных регионах мира было разработано несколько различных вариантов DBA. К ним относится русская гармонь , Steirische Harmonika. [примечания 1] или аккордеон словенского типа, популярный в альпийских регионах Европы, швейцарский Schwyzerörgeli и баскский трикитикса ; последние два сочетают в себе характеристики одинарного и двойного действия (бизонорные и унисонорные). Распространенный тип итальянского органетто имеет один мелодический ряд, дополненный очень коротким полурядом из двух-четырех кнопок (часто меньшего диаметра, чем кнопки в основном ряду), обеспечивающих только переворот.

Преимущества и недостатки диатонической системы

[ редактировать ]

DBA имеют два основных преимущества по сравнению с хроматическими аккордеонами, такими как фортепианные аккордеоны и хроматические баяны: 1) меньший размер и меньший вес, 2) и ритмические эффекты, присущие одиночному («тяни-толкай») действию.

Разница в размере и весе обусловлена ​​природой тростей аккордеона, которые издают звук, когда воздух проходит через них только в одном направлении. Другими словами, для любой клавиши или кнопки необходимы два язычка: один для звука при нажатии, другой для звука при вытягивании. Поскольку инструмент двойного действия звучит одну и ту же ноту как при нажатии, так и при вытягивании, ему нужны две трости для каждой ноты в его диапазоне, тогда как инструмент одинарного действия, который звучит по-разному при нажатии и вытягивании, требует только одного. Таким образом, для любого инструмента двойного действия требуется примерно вдвое больше тростей, чем для эквивалентного инструмента одинарного действия, что делает его больше и значительно тяжелее. (Другой способ понять эту разницу — принять во внимание тот факт, что инструменту двойного действия обычно требуется вдвое больше клавиш или кнопок для воспроизведения диапазона нот, чем инструменту одинарного действия: например, фортепианному аккордеону требуется 8 клавиш (16 Это преимущество в размере и весе несколько стирается в более сложных, многорядных вариантах администратор базы данных, упомянутый ниже.

Ритмические эффекты, присущие двухтактному действию, очень хорошо подходят для оживленных ритмов танцевальной музыки, в частности традиционной танцевальной музыки. (На многорядных инструментах с интервалом в четыре тона исполнители могут в некоторой степени противодействовать естественному эффекту «тяни-толкай» с помощью стиля игры с пересечением рядов, который «сглаживает» музыкальную фразировку; на системах с интервалом в полутон, в зависимости от тональности Кроме того, близость нот в DBA позволяет играть некоторые мелодии (особенно быстрые народные танцы и мелодии, написанные для инструмента) с большей легкостью и скоростью. чем на более раскинутых клавиатурах хроматических и фортепианных аккордеонов. Например, играть на ирландском барабане может быть легче на диатонической системе B/C, чем на фортепиано-аккордеоне, а швейцарский шоттиш или лендлер может быть легче играть на Schwyzerörgeli , чем на фортепиано или даже на хроматическом из-за аккордового аккордеона. /арпеджио-фразы, которые естественным образом попадают на расположенные таким образом кнопки.

Основным недостатком диатонической системы является то, что игра в широком диапазоне тональностей нецелесообразна. Попытки преодолеть это ограничение, например, путем добавления дополнительных рядов и более сложных басовых систем, неизменно добавляют дополнительный объем и вес, тем самым ставя под угрозу преимущество в стремлении преодолеть недостаток. Крайними примерами являются трехрядные инструменты с 18 басами, которые предпочитают некоторые французские музыканты, и аккордеоны B / C / C со 120-кнопочными басами Stradella: размер и вес обоих этих типов могут быть больше, чем у фортепиано среднего размера. или хроматические аккордеоны.

Известные игроки

[ редактировать ]

Репертуар

[ редактировать ]

Классический

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Изображение: Schwarz-kaerntnerlkand.jpg [ из ] Изображение Штирийской гармошки
  1. ^ Мэллинсон, Дэйв. Д/Г Мелодеон . Клекхитон, Йоркшир: mally.com (2002) ISBN   1-899512-01-2 . Страница 3.
  2. ^ Ольстерская народная жизнь . Ольстерский музей народного творчества и транспорта. 1996. с. 89 . Проверено 5 мая 2013 г.
  3. ^ Валлели, Финтан (редактор), «Спутник ирландской традиционной музыки» , издательство Коркского университета, Корк, Ирландия, 2012. ISBN   978-1-85918-450-9
  4. ^ Пухмертль, Милош. Школа игры на диатоническом аккордеоне «Геликонка» . Прага: Тризония. ISBN  8090011780 .
  5. ^ Смит, Грэм. «Современная игра на ирландском аккордеоне: история, биография и класс» в журнале Ethnomusicology , Vol. 41. № 3, осень 1997 г., стр. 3.
  6. ^ Смит, страница 3.
  7. ^ «Путеводитель музыканта по Acordeon Conjunto Norteño - Содержание» .
  8. ^ «Руководство музыканта по баяну клубной системы - Введение» . www.delaguerre.com .
  9. ^ «Руководство музыканта по баяну клубной системы - Введение» . www.delaguerre.com .
  10. ^ «Британская шкатулка с пуговицами — Джон Киркпатрик» . www.johnkirkpatrick.co.uk .
  11. ^ Jump up to: а б Гербер, Мариса (3 апреля 2014 г.). «Все больше любителей аккордеона втискиваются на уроки» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 9 апреля 2014 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b3ad7902964418dec047c979abc89dde__1722254100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b3/de/b3ad7902964418dec047c979abc89dde.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Diatonic button accordion - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)