Jump to content

Сбитие F-117A в 1999 году.

Координаты : 44 ° 54' с.ш. 19 ° 52' в.д.  /  44,900 ° с.ш. 19,867 ° в.д.  / 44,900; 19 867
(Перенаправлено со сбития F-117 )

Сбитие F-117A в 1999 году.
Часть бомбардировок Югославии НАТО.
Катапультное кресло, крыло и фонарь F-117 с серийным номером 82-0806 в Белградском музее авиации в конце 2018 года.
Тип Сбитие самолета
Расположение
44 ° 54' с.ш. 19 ° 52' в.д.  /  44,900 ° с.ш. 19,867 ° в.д.  / 44,900; 19 867
Цель НАТО Боевые самолеты
Дата 27 марта 1999 г. ( 27 марта 1999 г. )
20:15
Исполнил бригада ПВО 250-я ракетная Югославской армии

27 марта 1999 года во время бомбардировки Югославии НАТО подразделение югославской армии (3-й батальон 250-й ракетной бригады ПВО , которым командовал подполковник Золтан Дани ) сбило F-117 Nighthawk самолет-невидимку ВВС США выпустили С-125 «Нева/Печора» ракету класса «земля-воздух» . Это был первый в истории сбитий самолета-невидимки. Пилот благополучно катапультировался и был спасен спасателями ВВС США, проводившими поисково-спасательные работы. [ 1 ] [ 2 ]

F-117, поступивший на вооружение ВВС США в 1983 году, представлял собой передовое оборудование и первый действующий самолет, спроектированный с использованием технологии малозаметности ; для сравнения, югославская противовоздушная оборона считалась относительно устаревшей. [ 3 ]

27 марта 1999 года 3-й батальон 250-й ракетной бригады ПВО армии Югославии под командованием подполковника (впоследствии полковника) Золтана Дани сбил F-117 ВВС с серийным номером 82-0806 , [ нужна ссылка ] позывной "Вега 31" [ нужна ссылка ] . [ 3 ] [ 4 ]

Подразделение армии Югославии было оснащено югославской версией советского Исаева С-125 «Нева» ракетного комплекса ( по классификации НАТО SA -3 «Гоа» ). [ 1 ] [ 3 ] [ 5 ]

Около 20:15   . по местному времени было запущено несколько ракет дальностью около 8 миль (13 км). По словам подполковника Джордже Аничича, который в 2009 году был идентифицирован как солдат, выпустивший ракеты, они обнаружили F-117 на расстоянии около 23 км, работающее со своим оборудованием не более 17 секунд, чтобы избежать захвата со стороны НАТО. противовоздушное подавление . [ нужна ссылка ]

F-117 с позывным « Вега-31 » пилотировал подполковник Даррел Патрик «Дейл» Зелько (родился 30 ноября 1963 г.). [ 3 ] [ 6 ] Ветеран операции «Буря в пустыне» . [ 7 ] Он заметил, как две ракеты пробились сквозь низкую облачность и направились прямо к его самолету. [ 8 ] Первый пролетел над ним достаточно близко, чтобы вызвать удар , но не взорвался. Вторая ракета взорвалась неподалеку, ее осколки и ударная волна нанесли самолету серьезные повреждения и вывели его из-под контроля. [ 7 ] Взрыв был достаточно сильным, чтобы его можно было увидеть с стратотанкера НАТО KC-135, пролетавшего над Боснией . [ 7 ] [ 9 ]

Зелко подвергался сильным перегрузкам , когда самолет падал, и ему было очень трудно принять правильное положение для катапультирования. После того, как его парашют раскрылся, он использовал свою спасательную радиостанцию, чтобы подать сигнал бедствия, и смог связаться с KC-135, который видел, как его сбили. [ 7 ] Зелко использовал свое спасательное радио еще во время спуска, хотя это противоречило его подготовке. [ 7 ] [ 10 ] Он полагал, что высота обеспечит его сигналу наилучшую дальность действия, а также был уверен, что югославские войска быстро возьмут его в плен на земле, и хотел убедиться, что он не пострадал, прежде чем это произойдет. [ 7 ]

Зелько приземлился в поле к югу от Румы , примерно в миле/километре к югу от четырехполосного шоссе европейского маршрута E70 . Он быстро спрятался в дренажной канаве, которую во время спуска определил как место норы. [ 7 ] Там он почувствовал ударные волны бомб, сброшенных бомбардировщиками НАТО на цели на окраине Белграда. [ 7 ] Зелько приземлился примерно в миле/километре от места крушения своего самолета, и югославские солдаты, полицейские и местные жители провели интенсивный обыск этого района. группой ВВС США В какой-то момент поисковики приблизились к канаве, в которой он прятался, на расстояние нескольких сотен метров. Примерно через восемь часов Зелько был спасен боевой поисково-спасательной (сержант Эрик Джаккино и старший лейтенант Джон М. Джордан), летевший на двух вертолетах Sikorsky MH-53 (первый вертолет пилотировали капитан Джеймс Л. Кардосо и капитан Джон К. Гласс, второй вертолет пилотировали капитан Шон Кэмерон и капитан Марк Дейли) и Sikorsky HH-60 Pave Hawk капитана Чада П. Фрэнкса и капитана Мэтта Гловера рано утром следующего дня. По словам Зелько, позже он узнал, что до того, как его схватили, оставалось несколько минут. [ 7 ] [ 11 ] Первоначально в сообщениях прессы его личность была ошибочно идентифицирована, поскольку на фонаре самолета было написано имя «Капитан Кен Виз» Двелле. Потерянный F-117 носил название «Something Wicked» и ранее совершил 39 боевых вылетов во время войны в Персидском заливе в ходе операции «Буря в пустыне» . [ 12 ]

2 мая 1999 года 250-я ракетная бригада ПВО также сбила истребитель ВВС США F-16 , пилотируемый будущим начальником штаба ВВС США Дэвидом Л. Голдфейном . [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]

Последствия

[ редактировать ]

На фотографиях видно, что самолет ударился о землю на малой скорости в перевернутом положении, при этом планер остался относительно неповрежденным. [ 1 ] Соединенные Штаты не попытались уничтожить обломки, что удивило аналитиков и пилотов. F-117 был создан на базе технологий 1970-х годов, военные сообщили о его существовании в 1988 году, и самолет часто появлялся на авиашоу . Генерал Брюс А. Карлсон заявил, что, если Сербия отдаст обломки России, результат будет минимальным. [ 16 ]

Некоторые фрагменты обломков F-117 хранятся в Сербском музее авиации в Белграде . [ 17 ] Небольшую резиновую деталь самолета в качестве "сувенира" западным журналистам показал сербский полевой командир Аркан во время воздушной кампании НАТО. [ 18 ] [ нужен лучший источник ] ВВС США сняли свои F-117 в 2008 году. [ 19 ]

Золтан Дани, ныне управляющий пекарней, и Дейл Зелько, ныне уволенный из ВВС США, встретились в 2011 году. С тех пор у них сложилась дружба. [ 20 ]

В 2020 году пилот F-117A заявил, что F-117A его ведомого был поврежден югославской ракетой класса «земля-воздух» после инцидента 27 марта 1999 года, но ему удалось вернуться на базу. Этот инцидент остается засекреченным, и раскрыты лишь некоторые подробности. [ 21 ] [ 22 ]

  1. ^ Перейти обратно: а б с Логан, Дон. Lockheed F-117 Nighthawks: перекличка истребителей-невидимок . Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing, 2009. ISBN   978-0-7643-3242-5 . [ нужна страница ]
  2. ^ Роберт Ф. Дорр (28 апреля 2015 г.). «Спасение Веги 31; Как спецназ спас пилота F-117 в Сербии» . Defensemedianetwork.com . Проверено 19 марта 2019 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д «Пилот узнает разбившийся F-117A». США сегодня . Проверено 24 апреля 2010 г.
  4. ^ Дсоуза, Ларкинс. «Кто сбил F-117?» Defense Aviation , 8 февраля 2007 г. Проверено 1 августа 2011 г.
  5. ^ «Как сбить F-117». Страница стратегии , 21 ноября 2005 г. Проверено 12 июня 2010 г.
  6. ^ Дорр, Роберт Ф. «Истребительные силы ВВС США в 60 лет». Журнал AirForces Monthly , октябрь 2007 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Интервью с подполковником Дейлом Зелько, ВВС США» (PDF) . Ночные ястребы . 5 (1). Ассоциация истребителей-невидимок F-117. Май 2007 г. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г. . Проверено 27 апреля 2015 г.
  8. ^ «Лекция Дейла Зелько для музея ВВС США в 2006 году» . Архивировано из оригинала 30 декабря 2014 года.
  9. ^ «Серб обсуждает сбитый в 1999 году самолет-невидимку» . США сегодня . 26 октября 2005 г. Проверено 8 мая 2007 г.
  10. Аудио сбития F-117 «Вега 31» над Сербией в 1999 году пугает thedrive.com/the-war-zone , по состоянию на 28 марта 2019 г.
  11. ^ Зелко, Дейл (16 апреля 2016 г.). «Незнакомец, изменивший мою жизнь: мой враг, мой друг» . Читательский дайджест .
  12. ^ «Серийные списки F-117A» . www.f-117a.com . Проверено 13 ноября 2012 г.
  13. ^ Робертс, Крис (7 февраля 2007 г.). «Командир Холломана вспоминает, как его сбили в Сербии» . F16.net . Проверено 28 марта 2019 г.
  14. ^ Анон. «База данных самолетов F-16: детали планера F-16 для 88-0550» . Ф-16.нет . Проверено: 16 мая 2008 г.
  15. ^ Ливен Девитт: F-16 Fighting Falcon News: F-16CG ВВС США разбился над Югославией 1 мая 1999 г., www.f-16.net , по состоянию на 28 марта 2019 г.
  16. ^ Джеффри Т. Ричелсон (июль 2001 г.). «Когда тайны рушатся» . Журнал ВВС . Проверено 1 ноября 2019 г.
  17. ^ «Я МОГУ СЛОМАТЬ F-117A: Вот как АРКАН уничтожил гордость Америки и «невидимый» бомбардировщик! (ВИДЕО)» . Телеграф. 27 марта 2015 года . Проверено 25 декабря 2015 г.
  18. ^ Паэ, Питер. «Истребители-невидимки уходят с радаров» . Los Angeles Times , 23 апреля 2008 г. Проверено 27 апреля 2008 г.
  19. ^ Де Лони, Гай (6 ноября 2012 г.). «Враги теперь друзья: американский пилот-невидимка и сбивший его серб («они работали над тем, чтобы встретиться лицом к лицу. Наконец это произошло в прошлом году»)» . Новости Би-би-си . Великобритания: Британская радиовещательная корпорация . Проверено 14 ноября 2012 г.
  20. ^ Ньюдик, Томас (1 декабря 2020 г.). «Да, сербские ПВО сбили еще один F-117 во время операции Allied Force в 1999 году» . Драйв . Проверено 6 декабря 2020 г.
  21. ^ «ТИХАЯ РУКА ДРАГАНА ДОКРАЙЧИЛА И ДРУГИЕ «НЕВИДИМКИ»: Бойцы третьего дивизиона 250-й бригады ПВО о своем подвиге во время бомбардировок НАТО» . НОВОСТИ (на сербском языке) . Проверено 6 декабря 2020 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b4e20da716f73a6fac88a904bf7d21ca__1723870260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b4/ca/b4e20da716f73a6fac88a904bf7d21ca.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
1999 F-117A shootdown - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)