Сбитие F-117A в 1999 году.
Сбитие F-117A в 1999 году. | |
---|---|
Часть бомбардировок Югославии НАТО. | |
![]() Катапультное кресло, крыло и фонарь F-117 с серийным номером 82-0806 в Белградском музее авиации в конце 2018 года. | |
Тип | Сбитие самолета |
Расположение | 44 ° 54' с.ш. 19 ° 52' в.д. / 44,900 ° с.ш. 19,867 ° в.д. |
Цель | НАТО Боевые самолеты |
Дата | 27 марта 1999 г. 20:15 |
Исполнил | бригада ПВО 250-я ракетная Югославской армии |
27 марта 1999 года во время бомбардировки Югославии НАТО подразделение югославской армии (3-й батальон 250-й ракетной бригады ПВО , которым командовал подполковник Золтан Дани ) сбило F-117 Nighthawk самолет-невидимку ВВС США выпустили С-125 «Нева/Печора» ракету класса «земля-воздух» . Это был первый в истории сбитий самолета-невидимки. Пилот благополучно катапультировался и был спасен спасателями ВВС США, проводившими поисково-спасательные работы. [ 1 ] [ 2 ]
F-117, поступивший на вооружение ВВС США в 1983 году, представлял собой передовое оборудование и первый действующий самолет, спроектированный с использованием технологии малозаметности ; для сравнения, югославская противовоздушная оборона считалась относительно устаревшей. [ 3 ]
Даунинг
[ редактировать ]27 марта 1999 года 3-й батальон 250-й ракетной бригады ПВО армии Югославии под командованием подполковника (впоследствии полковника) Золтана Дани сбил F-117 ВВС с серийным номером 82-0806 , [ нужна ссылка ] позывной "Вега 31" [ нужна ссылка ] . [ 3 ] [ 4 ]
Подразделение армии Югославии было оснащено югославской версией советского Исаева С-125 «Нева» ракетного комплекса ( по классификации НАТО SA -3 «Гоа» ). [ 1 ] [ 3 ] [ 5 ]
Около 20:15 . по местному времени было запущено несколько ракет дальностью около 8 миль (13 км). По словам подполковника Джордже Аничича, который в 2009 году был идентифицирован как солдат, выпустивший ракеты, они обнаружили F-117 на расстоянии около 23 км, работающее со своим оборудованием не более 17 секунд, чтобы избежать захвата со стороны НАТО. противовоздушное подавление . [ нужна ссылка ]
F-117 с позывным « Вега-31 » пилотировал подполковник Даррел Патрик «Дейл» Зелько (родился 30 ноября 1963 г.). [ 3 ] [ 6 ] Ветеран операции «Буря в пустыне» . [ 7 ] Он заметил, как две ракеты пробились сквозь низкую облачность и направились прямо к его самолету. [ 8 ] Первый пролетел над ним достаточно близко, чтобы вызвать удар , но не взорвался. Вторая ракета взорвалась неподалеку, ее осколки и ударная волна нанесли самолету серьезные повреждения и вывели его из-под контроля. [ 7 ] Взрыв был достаточно сильным, чтобы его можно было увидеть с стратотанкера НАТО KC-135, пролетавшего над Боснией . [ 7 ] [ 9 ]
Зелко подвергался сильным перегрузкам , когда самолет падал, и ему было очень трудно принять правильное положение для катапультирования. После того, как его парашют раскрылся, он использовал свою спасательную радиостанцию, чтобы подать сигнал бедствия, и смог связаться с KC-135, который видел, как его сбили. [ 7 ] Зелко использовал свое спасательное радио еще во время спуска, хотя это противоречило его подготовке. [ 7 ] [ 10 ] Он полагал, что высота обеспечит его сигналу наилучшую дальность действия, а также был уверен, что югославские войска быстро возьмут его в плен на земле, и хотел убедиться, что он не пострадал, прежде чем это произойдет. [ 7 ]
Зелько приземлился в поле к югу от Румы , примерно в миле/километре к югу от четырехполосного шоссе европейского маршрута E70 . Он быстро спрятался в дренажной канаве, которую во время спуска определил как место норы. [ 7 ] Там он почувствовал ударные волны бомб, сброшенных бомбардировщиками НАТО на цели на окраине Белграда. [ 7 ] Зелько приземлился примерно в миле/километре от места крушения своего самолета, и югославские солдаты, полицейские и местные жители провели интенсивный обыск этого района. группой ВВС США В какой-то момент поисковики приблизились к канаве, в которой он прятался, на расстояние нескольких сотен метров. Примерно через восемь часов Зелько был спасен боевой поисково-спасательной (сержант Эрик Джаккино и старший лейтенант Джон М. Джордан), летевший на двух вертолетах Sikorsky MH-53 (первый вертолет пилотировали капитан Джеймс Л. Кардосо и капитан Джон К. Гласс, второй вертолет пилотировали капитан Шон Кэмерон и капитан Марк Дейли) и Sikorsky HH-60 Pave Hawk капитана Чада П. Фрэнкса и капитана Мэтта Гловера рано утром следующего дня. По словам Зелько, позже он узнал, что до того, как его схватили, оставалось несколько минут. [ 7 ] [ 11 ] Первоначально в сообщениях прессы его личность была ошибочно идентифицирована, поскольку на фонаре самолета было написано имя «Капитан Кен Виз» Двелле. Потерянный F-117 носил название «Something Wicked» и ранее совершил 39 боевых вылетов во время войны в Персидском заливе в ходе операции «Буря в пустыне» . [ 12 ]
2 мая 1999 года 250-я ракетная бригада ПВО также сбила истребитель ВВС США F-16 , пилотируемый будущим начальником штаба ВВС США Дэвидом Л. Голдфейном . [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]
Последствия
[ редактировать ]На фотографиях видно, что самолет ударился о землю на малой скорости в перевернутом положении, при этом планер остался относительно неповрежденным. [ 1 ] Соединенные Штаты не попытались уничтожить обломки, что удивило аналитиков и пилотов. F-117 был создан на базе технологий 1970-х годов, военные сообщили о его существовании в 1988 году, и самолет часто появлялся на авиашоу . Генерал Брюс А. Карлсон заявил, что, если Сербия отдаст обломки России, результат будет минимальным. [ 16 ]
Некоторые фрагменты обломков F-117 хранятся в Сербском музее авиации в Белграде . [ 17 ] Небольшую резиновую деталь самолета в качестве "сувенира" западным журналистам показал сербский полевой командир Аркан во время воздушной кампании НАТО. [ 18 ] [ нужен лучший источник ] ВВС США сняли свои F-117 в 2008 году. [ 19 ]
Золтан Дани, ныне управляющий пекарней, и Дейл Зелько, ныне уволенный из ВВС США, встретились в 2011 году. С тех пор у них сложилась дружба. [ 20 ]
В 2020 году пилот F-117A заявил, что F-117A его ведомого был поврежден югославской ракетой класса «земля-воздух» после инцидента 27 марта 1999 года, но ему удалось вернуться на базу. Этот инцидент остается засекреченным, и раскрыты лишь некоторые подробности. [ 21 ] [ 22 ]
Галерея
[ редактировать ]-
ЗРК С-125 «Нева» из состава 250-й бригады ПВО Сербии на выставке на дне открытых дверей (2012 г.)
-
Подполковник Даррел Патрик «Дейл» Зелько был пилотом сбитого F-117A.
-
Подполковник Золтан Дани был командиром 3-го батальона 250-й ракетной бригады ПВО армии Югославии.
-
Плакат, посвященный сбитию и перечисляющий необоснованные утверждения о двух других сбитиях F-117A.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Логан, Дон. Lockheed F-117 Nighthawks: перекличка истребителей-невидимок . Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing, 2009. ISBN 978-0-7643-3242-5 . [ нужна страница ]
- ^ Роберт Ф. Дорр (28 апреля 2015 г.). «Спасение Веги 31; Как спецназ спас пилота F-117 в Сербии» . Defensemedianetwork.com . Проверено 19 марта 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Пилот узнает разбившийся F-117A». США сегодня . Проверено 24 апреля 2010 г.
- ^ Дсоуза, Ларкинс. «Кто сбил F-117?» Defense Aviation , 8 февраля 2007 г. Проверено 1 августа 2011 г.
- ^ «Как сбить F-117». Страница стратегии , 21 ноября 2005 г. Проверено 12 июня 2010 г.
- ^ Дорр, Роберт Ф. «Истребительные силы ВВС США в 60 лет». Журнал AirForces Monthly , октябрь 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Интервью с подполковником Дейлом Зелько, ВВС США» (PDF) . Ночные ястребы . 5 (1). Ассоциация истребителей-невидимок F-117. Май 2007 г. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г. . Проверено 27 апреля 2015 г.
- ^ «Лекция Дейла Зелько для музея ВВС США в 2006 году» . Архивировано из оригинала 30 декабря 2014 года.
- ^ «Серб обсуждает сбитый в 1999 году самолет-невидимку» . США сегодня . 26 октября 2005 г. Проверено 8 мая 2007 г.
- ↑ Аудио сбития F-117 «Вега 31» над Сербией в 1999 году пугает thedrive.com/the-war-zone , по состоянию на 28 марта 2019 г.
- ^ Зелко, Дейл (16 апреля 2016 г.). «Незнакомец, изменивший мою жизнь: мой враг, мой друг» . Читательский дайджест .
- ^ «Серийные списки F-117A» . www.f-117a.com . Проверено 13 ноября 2012 г.
- ^ Робертс, Крис (7 февраля 2007 г.). «Командир Холломана вспоминает, как его сбили в Сербии» . F16.net . Проверено 28 марта 2019 г.
- ^ Анон. «База данных самолетов F-16: детали планера F-16 для 88-0550» . Ф-16.нет . Проверено: 16 мая 2008 г.
- ^ Ливен Девитт: F-16 Fighting Falcon News: F-16CG ВВС США разбился над Югославией 1 мая 1999 г., www.f-16.net , по состоянию на 28 марта 2019 г.
- ^ Джеффри Т. Ричелсон (июль 2001 г.). «Когда тайны рушатся» . Журнал ВВС . Проверено 1 ноября 2019 г.
- ^ «Музей авиации, Белград, Сербия. Фотогалерея Владо Маринковича» . Pbase.com . Проверено 27 сентября 2012 г.
- ^ «Я МОГУ СЛОМАТЬ F-117A: Вот как АРКАН уничтожил гордость Америки и «невидимый» бомбардировщик! (ВИДЕО)» . Телеграф. 27 марта 2015 года . Проверено 25 декабря 2015 г.
- ^ Паэ, Питер. «Истребители-невидимки уходят с радаров» . Los Angeles Times , 23 апреля 2008 г. Проверено 27 апреля 2008 г.
- ^ Де Лони, Гай (6 ноября 2012 г.). «Враги теперь друзья: американский пилот-невидимка и сбивший его серб («они работали над тем, чтобы встретиться лицом к лицу. Наконец это произошло в прошлом году»)» . Новости Би-би-си . Великобритания: Британская радиовещательная корпорация . Проверено 14 ноября 2012 г.
- ^ Ньюдик, Томас (1 декабря 2020 г.). «Да, сербские ПВО сбили еще один F-117 во время операции Allied Force в 1999 году» . Драйв . Проверено 6 декабря 2020 г.
- ^ «ТИХАЯ РУКА ДРАГАНА ДОКРАЙЧИЛА И ДРУГИЕ «НЕВИДИМКИ»: Бойцы третьего дивизиона 250-й бригады ПВО о своем подвиге во время бомбардировок НАТО» . НОВОСТИ (на сербском языке) . Проверено 6 декабря 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Вега 31: Потеря № 806
- Россияне признали, что испытания F-117 были потеряны в Югославии , статья Flight Global, 2001 г.
- «Враги теперь друзья: американский пилот-невидимка и сбивший его серб» . Новости Би-би-си. 5 ноября 2012 г.
- 1999 г. в Союзной Республике Югославии.
- 1999 год в США
- Инциденты, связанные со сбиванием самолетов 20-го века
- История ВВС США 20-го века
- Аварии и инциденты с участием самолетов ВВС США
- Воздушные операции и сражения войны в Косово
- Авиационные происшествия и происшествия в 1999 г.
- Авиационные происшествия и происшествия в Югославии
- События марта 1999 года в Европе
- Комната
- История Сирмии
- История Воеводины