Маваг Пил
Маваг Пил | |
---|---|
![]() | |
Mávag Hell II в Венгрии, 13 апреля 1944 года. | |
Роль | Истребитель |
Национальное происхождение | Венгрия |
Производитель | Маваг |
Первый полет | 1940 |
Введение | 1941 |
Ушедший на пенсию | 1945 |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основной пользователь | Королевские ВВС ВВС |
Номер построен | 204 Mávag Hell IIS |
Разработан из | Reggiane Re.2000 |
Mávag основанный Héja (« Ястреб ») был венгерским истребителем Второй мировой войны, на итальянской Reggiane Re.2000 . 70 re.2000, доставленные из Италии, были превращены в Mávag Héja, находящиеся в венгерских двигателях Weiss Manfréd Wm K-14 , доспехами для пилота, дополнительным топливным баком и модифицированными различными другими способами. Mávag Héja II был совершенно венгерским истребителем, разработанным из Héja I, но с еще большими изменениями, включая замену итальянских пулеметов лучшими венгерскими и установлением более мощного венгерского двигателя.
204 Черт II был построен Mávag для Королевских ВВС ВВС (ВВС в Венгерской Королевской армии, MKHL). Shell использовал в операциях против Советского Союза вместе с немецкими подразделениями и в защиту Венгрии.
Дизайн и разработка
[ редактировать ]Еще до начала войны немецкие лидеры неохотно предоставляли немецкие самолеты Королевским ВВС ВВС ( Magyar Királyi Honvéd Légierő , MKHL), который, как считается, сосредоточен на защите домов и возможности конфликта с соседней Румынией . Кроме того, поставки немецких самолетов пошли в основном на передовые формирования, а не в подразделения по защите домов. Более того, Адольф Гитлер получил плохое мнение в венгерских авиаторах, выразив эту точку зрения в начале 1942 года, когда Венгрия издала еще один запрос на боевики, построенные в немецком языке. «Они бы не использовали бы одиноких сериалов против врага, а просто для полетов для удовольствия! ... Чего венгры достигли в авиационном поле на сегодняшний день, больше, чем ничтожное. Если я собираюсь дать какой-то самолет, то скорее к Хорваты, которые доказали, что у них есть атакующий дух. [ 1 ] Таким образом, ВВС Венгерских ВВС (MKHL) получили большую часть своих самолетов из Италии. Это изменится в октябре 1942 года, из которой немцы дадут венгерям современные немецкие самолеты и их лицензии.
27 декабря 1939 года в Италии было приобретено семьдесят бойцов Реджиана Re.2000. [ 2 ] Они были доставлены в Magyar Királyi Allami Vas-, Acél-és Gépgyárak («Королевский венгерский государственный штат, стальные и машинные работы»), где они были модифицированы в Mávag Héja I (« Ястреб I бойцах »). Оригинальные итальянские двигатели Piaggio P.XI были заменены венгерскими двигателями Weiss Manfréd WM K-14 , которые вместо этого управляли стандартными три-лезвия Гамильтона . WM K-14 был лицензированным производным французского двигателя Gnome-Rhône 14K Héja , который потребовал 1-футового 3-дюймового (~ 40 см) удлинения переднего фюзеляжа , чтобы восстановить центр тяжести в безопасное положение. У Héja I также была броня для пилота, дополнительный топливный бак в 100 л (в фюзеляже, самообладание ), радио и другие изменения, отличающие его от re.2000. [ 3 ] Сам двигатель Piaggio P.xi также был производным от Gnome-Rhône 14k, но он был менее надежным, чем оригинал.
Однако самолет также страдал от ряда недостатков. У Re.2000, полученных Венгрией, были неисправные дроссели , пулеметы, которые часто забивали или были смещены, панели навеса , выпавшие во время полета, и повреждение кожи крыла. [ 2 ] Эти проблемы привели к потере одного самолета, но в конечном итоге были исправлены. крыла Топливные баки от Re.2000, полученные Венгрией, были плохо запечатаны, и многие из них протекали. [ 4 ] Когда эти re.2000 были изменены в Héja, топливные баки крыла остались без изменений, поэтому эта проблема осталась, и многие летали с постоянно протекающими топливными баками. На Héja II более крупные (часто протекающие) топливные баки в крыльях были заменены на 22 меньших 20-25 л, что увеличило сложность производства и вес самолета. Удивительно, но топливный бак заметно улучшил стабильность бойца, уменьшив выплескивание топлива в баке. [ 4 ] [ 5 ] Стабильность рыскания была плохой, и предрасположенность Héja I к боковой области была очень опасной на низкой высоте (убийство Иштвана Хорти ), кроме того, последующее массовое увеличение Héja II ухудшило эту проблему. [ 6 ]
Вскоре было принято решение создать улучшенную внутреннюю версию Héja I в Венгрии. Этот новый самолет стал Mávag Héja II (« Hawk II» ). Héja II была совершенно венгерской с локально произведенными планерами , двигателями и вооружением, которые были изменены на двойные 12,7 мм (0,500 дюйма) Gebauer 1940.M GKM (Gebauer Motorgéppuska 1940.minta GKM) двигатель двигатель в верхнем ковлинге с 300 Раунды на пистолет (RPG). [ 7 ] [ 8 ] Они были значительно лучше, чем оригинальные итальянские 12,7 мм пулеметы Breda-Safat , так как у них был более высокая скорость огня, более высокая скорость морды и была более надежным. Mávag Héja II сохранил некоторые из изменений от Héja I, а также был более новый, более мощный (1085 л.с.) венгерский двигатель-Wm K-14b, модернизированный капот , 22 меньших топливных бака, более крупный венгерский Weiss Manfrédd Пропеллер и больше изменений еще больше дифференцируют его от re.2000. [ 9 ] [ 10 ] Первое производство Mávag Héja II вышла в воздух 30 октября 1942 года. [ 4 ] Еще 203 Héja IIS были построены Mávag для Королевских ВВС венгерских военно -воздушных сил, причем последний самолет был завершен 1 августа 1944 года. Согласно другим источникам, было построено между 170 и 203 Héja IIS.
Пулеметы Gebauer очень сложные, но усовершенствованные венгерские пулеметы, обычно с очень высокими показателями огня . Пулеметы Gebauer были разработаны Ferenc Gebauer и производились Danuvia Engineering Industries RT . 12,7 мм Gebauer 1940.m GKM -это газовая работа , управляемая двигателем, тяжелому пулемету, заполненную 12,7 × 81 ммр [ IT ], используемой итальянской 12,7 мм Breda-Safat тяжелой пулеметы. Синхронизированный с пропеллером, он устанавливается в парах верхнего капота . У этих оружия был быстрый огонь по 1000 раундов в минуту каждый. [ 4 ] 1940.M GKM имеет скорость дуло 800 м/с и питается ремнем 600 раундами для двух орудий, что дает ему 300 раундов на пистолет (RPG). Этот пулемет управляется двигателем; Коленчатый вал двигателя самолета вращается несколько передач внутри пулемета с помощью рукоятки . Болт . подключен к другому коленчатому валу, который вращается, когда фиксирующий рычаг подавлен, когда пистолет стреляет [ 11 ] [ 8 ]
Оперативная история
[ редактировать ]Королевство Венгрия было союзником нацистской Германии во время Второй мировой войны , и по крайней мере одна венгерская эскадрилья летала на Маваг Хея I в бою на восточном фронте . Mávag Héja IIS не использовался на восточном фронте; Вместо этого Héja IIS работала внутри Венгрии в роли противовоздушной обороны , перехватывая бомбардировщики или в качестве продвинутых тренеров . [ 12 ]
При введении современная Héja была обновлением по сравнению с бойцами, которые работала Венгрия , но в конечном итоге она была заменена BF 109 ( варианты F-4 и G ), когда Германия предоставила им доступ к Венгрии. С октября 1942 года до конца войны венгерские пилоты пролетели BF 109S - как те, которые поставлялись Германией, так и те, которые были лицензией, производимыми в Венгрии. BF 109 стал главным бойцом Венгрии и несла основную тяжесть боевых действий, в то время как Héjas оставался в качестве резервов и тренеров.
Маваг Хея впервые отправили в Дебрекен для укрепления домашней защиты, так как возникла опасность, что растущий кризис по поводу Трансильвании может привести к конфликту с Румынией. Тем не менее, конфликт был избегал, и Héja использовалась на восточном фронте в войне против Советского Союза . [ 13 ]

Первые семь Маваг Хея были отправлены на восточный фронт на экспериментальной основе летом/осенью 1941 года. [ 14 ] Полетая рядом с Fiat CR.32S 1/3 истребительной компании, пилоты Héja I заявили о восемь убийствах за одну проигрыш в течение трех месяцев боя против Советских ВВС . [ 15 ] Летом 1942 года венгерские ВВС внесли свой вклад в свой 1 -й репутатор (авиационное отряд) в немецкий наступательный осенний Блау . 1/1 истребительская группа (1./i Vadász Osztály ), оснащенная 13 Héja IS, [ 16 ] достиг первой передней основы возле Курска 2 июля. К 3 августа, 2/1 FS присоединился к другому венгерскому истребителю, который переехал на аэродроме ILOVSKOYE . Задача 2/1 состояла в том, чтобы сопровождать самолеты разведки с коротким диапазоном , в то время как 1/1 будет поддерживать бомбардировки. [ 15 ]
Боевые результаты против Советских ВВС были удовлетворительными. 4 августа венгеры заявили о своих первых убийствах, когда Энс Ваджда сбил два вражеских самолета. [ 15 ] Первый венгерский туз войны, 2/lt imre pánczél, одержал свои первые победы в воздухе, выполняя Héja I, три из них в одном вылете, в 1942 году. [ 17 ]
У Héja был самый успешный день 9 августа 1942 года. В тот день, недалеко от деревни Давидовин, 16 Ильюшин IL-2 , и аналогичное количество лагг-3 было перехвачено четырьмя Héja. [ 18 ] Венгры сбили четырех лаггов, потерпев потерю Héja I Lt Takács, которые потерпели крушение за его собственными линиями, ранены. [ 19 ]
Тем не менее, характеристики полета Héja I заметно отличались от Fiat CR.32, из которого часто преобразовали венгерские пилоты. Я была гораздо более склонна к трудностям, особенно киоскам и вращениям , а также проблемы с надежностью. Все 24 Héja подвергались несчастным случаям (несовершеннолетним и основным) в течение месяца после боевого развертывания. [ 15 ]


Héja I, Несчастные случаи по приземлению и взлету были распространены на рудиментарных советских аэродроме из -за неизменного шасси унаследованного от RE.2000 . Помещение RE.2000 было не таким прочным и крепким, как . снаряжение CR.32 После того, как за кабиной была добавлена стальная пластина для защиты пилотов, сдвиг в центре тяжести самолета привел к более частым несчастным случаям. 20 августа 1942 года трагедия поразила венгерского регента Миклоса Хорти , когда 37-летний Иштван Хорти , старший сын Хорти, заместитель регента Венгрии и лейтенант рейса в резервах, был убит в результате крушения во время летающего в Эйе I v.421 с 1/3 истребительными эскадрилья Королевских ВВС венгерских военно -воздушных сил недалеко от Иловскоя . Иштван был очень популярен в Венгрии, был прозападным , был против Холокоста и часто публично критиковал нацизм , несмотря на то, что Венгрия была частью оси . В широко разрекламированной аварии 1/LT István Horthy , работая пилотом -истребителем со второй армией венгерской , погиб, летящий в Héja I 20 (по словам других авторов 18 (18 лет). [ 19 ] Август 1942 года, на его 25 -й оперативной вылечке. Вскоре после взлета, пилот, летящий выше, попросил Иштвана Хорти увеличить свою высоту, он слишком внезапно поднялся, застопорился и разбился. [ 20 ] Согласно другим источникам, его самолет вошел в плоский вращение после того, как он сделал поворот на низкой скорости, чтобы летать в тесном формировании с самолетом разведки HE 46 . Некоторые были убеждены, что немцы саботировали его самолет. [ 21 ] [ 22 ]
Тем не менее, решительные венгерские пилоты продолжали летающие боевые миссии с Héja I и забивали ряд убийств против советских самолетов . Когда им удалось заставить своих советских противников в борьбу с собакой , благодаря великой маневренности Эйи, венгерские пилоты часто были успешными. [ 15 ]

Héja пролетел свои последние вылеты на советском фронте 14 и 15 января 1943 года, когда они отправились в безраздельные патрулирование и разведывательные миссии . Между 16 и 19 январями, когда Красная Армия быстро приближалась к аэродрому Иловскоя , и без времени нагреть замороженное масло двигателей, механики были вынуждены взорвать последнюю невозмутимую Héja. [ 23 ]
Выжившие Эяс держались в Венгрии для защиты домов. [ 24 ] Производство Héja IIS в Венгрии продолжалось до августа 1944 года: 98 года была завершена в 1943 году и 72 в 1944 году, хотя самолет считался не подходящим для боя с последними советскими бойцами и в основном использовался в качестве истребителя. [ 25 ] Венгрия попросила, чтобы в Италии было изготовлено дополнительные планеры 50–100 RE.2000, поскольку подходящие двигатели и вооружение могли быть местными; Кроме того, другие страны выразили интерес, в том числе Финляндия (100 примеров), Португалию (50), Испания, Швейцария и Югославия. Однако к тому времени планеры не было. [ 26 ]
К апреле 1944 года MKHL все еще развернул четыре Héja IIS в 1/1 истребителях и четырех Héja IIS в 1/2, все они базируются в Szolnok для обязанностей по защите домов, а также около 40 BF 109 и Messerschmitt Me 210S .
2 апреля 1944 года 180 бомбардировщиков из США 15 -й ВВС , сопровождаемых 170 бойцами, разбомбили дунайские самолеты и другие цели в Будапеште . Центр управления истребителями венгерских истребителей на Геллерт-холме , недалеко от Будапешта, сразился одно крыло Хеяса из 1/1 истребительной эскадрильи, а также 12 BF 109 GS и пара Мессершмитт ME 210 CA-1 из Института экспериментальных воздушных сил (Repülő Kísérleti Intézet , RKI). Венгерские пилоты заявили, что 11 американских самолетов сбили, из которых шесть были подтверждены, в то время как американские пилоты утверждали, что 27 венгерских самолетов сбили. Однако более поздние записи показали, что только два венгерских пилота были убиты. [ 27 ]

13 апреля 1944 года Будапешт подвергся нападению 15-й бомбардировщики ВВС, сопровождаемых P-38 от 1-й истребительной группы во главе с лейтенантом Алфордом. Пилоты P-38 сообщили о том, что два RE.2001-й к западу от озера Балатон , которые на самом деле были Mávag Héja IIS. Американцы повредили только один из них. [ 12 ] [ 28 ]
Поскольку ситуация для ухудшения оси , американские и британские бомбардировки на венгерские фабрики и инфраструктуру стали обычным явлением, и многие незаконченные Эя Иис были уничтожены, никогда не покидали фабрику. Нехватка материалов также сильно поразила Венгрию, в результате чего многие полные Héja IIS были заземлены. Отсутствие запасных частей также означало, что многим Héja IIS просто придется самостоятельно ждать их вместо того, чтобы использовать в бою. В течение последних месяцев 1944 года у 101/6 тренировочной эскадрильи знаменитого 101 -го крыла истребителя Ain Home «Pumas» было шесть летающих Héja IIS. Последний официальный отчет, упомянутый Héja IIS, был от 22 февраля 1945 года. В нем касался Héja II, который разбился во время учебного полета. [ 12 ] [ 28 ]
Варианты
[ редактировать ]- Mávag, черт возьми, я (" Ястреб I")
- Венгерская модифицированная версия re.2000. У Mávag Héja I был венгерский двигатель, другой пропеллер, броня для пилота, дополнительный топливный бак 100 л (в фюзеляже, самообладание ), радио, удлиняемый фюзеляж и другие изменения, отличающиеся его от RE. 2000.
- Работа Héja II (« Ястреб II»)
- Полностью венгерский истребитель, основанный на RE.2000, но сильно модифицирован. Héja II сохранила некоторые модификации от Héja I, но также имела два лучших венгерских 12,7 мм Gebauer 1940.M GKM пулеметов с 300 RPG, а не двумя итальянскими 12,7-мм пулеметами Breda-Safat . Эти венгерские пулеметы имели гораздо более высокий уровень огня 1000 об/мин и немного лучшая скорость дуло при 800 м/с по сравнению с итальянскими пулеметами. Вдобавок к этим изменениям, у Héja II также был более новый, более мощный венгерский двигатель-WM K-14b, модернизированный капот , меньшие топливные баки в крыльях (22 × 20-25 л), более крупный венгр. Вейс Манфренд Пропеллер и больше изменений. 204 Héja IIS были построены.
- Mávag Hell II мигает (« Дайв -бомбардировщик »)
- Mávag Héja II, модифицированный с помощью тормозов, оснащенных Bosch Etretry Motors , зрелищем для дайвинга , и стойкой бомбы 250 или 500 кг с центральной линией, которая могла бы нести бомбу . 3 преобразовано из бойцов Héja II. [ 4 ] [ 5 ]
Операторы
[ редактировать ]- Королевские ВВС ВВС
- 2 Охотники, базирующиеся в Szolnok
- Столетие корочки
- 1/2 века 'Crusader Spider'
- 2/1 век 'Crusader Spider'
- 1/1 -й охотник
- 2/1 -й охотничий центр
- 1/10 век Донго , класс охоты на стенд (OVO)
Технические характеристики (Mávag Hell II)
[ редактировать ]
Данные из полной книги бойцов [ 29 ] и бойцы Реджиана в действии [ 30 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 8,39 м (27 футов 6 дюймов)
- Размах крыльев: 11 м (36 футов 1 дюймов)
- Высота: 3,1 м (10 футов 2 дюйма)
- Аэродинамическая профиль : N-38 [ 31 ]
- Пустой вес: 2070 кг (4564 фунта)
- Валовой вес: 2520 кг (5556 фунтов)
- Силовая установка: 1 × Weiss Manfréd Wm K-14b 14-цилиндровый радиальный поршневой двигатель, 809 кВт (1085 л.с.) [ 32 ] [ 5 ] [ Примечание 1 ] (Венгерская лицензионная производная гноме -Рхоуна 14KFRS Mistral-Major )
- Пропеллеры: 3-летняя Weiss Manfréd , 3,2 м (10 футов 6 дюймов) диаметром гидравлически контролируемый с постоянной скоростью пропеллер [ 33 ]
Производительность
- Максимальная скорость: 540 км/ч (340 миль в час, 290 кН) на уровне 4300 м (14 108 футов) [ Примечание 2 ]
- Диапазон: 900 км (560 миль, 490 нми)
- Выносливость: 2 часа 30 минут
- Потолок обслуживания: 8 138 м (26 699 футов)
Вооружение
- Оружие: 2 × 12,7 мм (0,500 дюйма) Gebauer 1940.M GKM , управляемые двигателями, в верхнем капля [ 7 ] [ 8 ]
Смотрите также
[ редактировать ]Связанная разработка
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Bloch Mb.152
- CAC Boomerang
- Curtiss P-36 Hawk
- Fiat G.50
- Хоукер ураган
- Хейинкель, он 112
- И 80
- Macchi MC.200
- Мессершмитт BF 109
- Mitsubishi A6M
- Накаджима Ки-43
- Polikarpov I-180
- Pzl.50
- Республика P-43 Lancer
- Рогосарски IK-3
- Seversky P-35
Связанные списки
- Список самолетов Венгрии во Второй мировой войне
- Список самолетов Второй мировой войны
- Список самолетов истребителей
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Neulen 2000, с. 130–131.
- ^ Jump up to: а беременный Punk 2001, p.
- ^ Hebime (1 октября 2018 года). «WT Live // Различия между итальянской Reggiane re.2000 Falco I и венгерской мавагом Héja I» . live.warthunder.com . Получено 6 апреля 2023 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Punk 2001, p.
- ^ Jump up to: а беременный в П., Марко (12 февраля 2021 года). "Re.2000" Héja " . Плость-энтеклопедия . Получено 7 апреля 2023 года .
- ^ Kovács, Béla (2017). «Конструктивные предшественники и возможности модернизации истребительской реактивной машины Mávag в свете итальянской программы охоты на Реджиан, часть I» (PDF) . Военные технологии . 52/6 : 53-57.
- ^ Jump up to: а беременный Уильямс, Энтони Г.; Густин, Эммануэль (2008). Летающие орудия: развитие авиационных оружия, боеприпасов и инсталляций, 1933–45 . Рэмси: Airlife: The Crowood Press. С. 16, 18–19, 81–82. ISBN 9781840372274 .
- ^ Jump up to: а беременный в «Gebauer 1918.M (26/31.M, 1940.M GKM)» . www.airwar.ru (на русском языке) . Получено 2 апреля 2023 года .
- ^ Hebime (2 октября 2018 года). «WT Live // Различия между венгерским мавагом Héja I и Mávag Héja II» . live.warthunder.com . Получено 6 апреля 2023 года .
- ^ Punk 2001, p.
- ^ Священник, Питер (28 сентября 2012 г.). «Репозиторий данных о карьере Ференка Гоера и категоризации огнестрельного оружия, которое он разработал» [хранилище данных о карьере дизайнера огнестрельного оружия Ференк Гебауэр и разработанное им огнестрельным оружием] (PDF) . Объявления о военной истории. Институт военной истории и музейный журнал (на Венгрии). 125 (3): 701 - через epa.oszk.hu.
- ^ Jump up to: а беременный в Punk 2001, p.
- ^ Neulen 2000, p. 121.
- ^ Cattaneo 1967, p. 9
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Punk 2002, p.
- ^ Бергстрем, Кристер; Диков, Андрей; Антипов, Влад (2006). Black Cross Red Star: Воздушная война над восточным фронтом, том 3: все для Сталинграда . Гамильтон, MT: Eagle Editions. п. 21. ISBN 0-9761034-4-3 Полем OCLC 861275550 .
- ^ Шорс, Кристофер Ф. (1983). Воздушные тузы . Гринвич, Коннектикут: Bison Books. п. 103. ISBN 0-86124-104-5 Полем OCLC 10654365 .
- ^ Punk 2002, p.
- ^ Jump up to: а беременный Punk 2002, p.
- ^ Neulen 2000, p. 127
- ^ Stenge, Csaba B.; Итальянский, Луи; Maráczi, Tamás (15 сентября 2012 г.), Иштвана Хорти, 20 августа . Смерть года 1942
- ^ Effnet. "Mávag héjja - elfnet.hu" . www.elfnet.hu . Получено 1 августа 2018 года .
- ^ Punk 2002, p.
- ^ Cattaneo 1967, стр. 9-10.
- ^ Neulen 2000, p. 130.
- ^ Сгарлато, Нико (2005). Большие исторические самолеты - Реджиан: самая красивая итальянская охота [ великий исторический самолет - Реджиан: самые красивые итальянские бойцы ] (на итальянском языке). Vol. 17. Парма, Италия: Delta Publisher (Delta Publishing). п. 16
- ^ Neulen 2000, p. 136
- ^ Jump up to: а беременный «Маваг Хежа II» . All-Aero.com . Получено 6 апреля 2023 года .
- ^ Jump up to: а беременный Грин, Уильям; Swanborough, Gordon (1994). Полная книга бойцов . Лондон: Саламандре. п. 44. ISBN 1-85833-777-1 .
- ^ Punka, George (2001). Реджианские бойцы в действии . Дон Грир, Эрнесто Кумпиан, Эндрю Проберт (177 изд.). Кэрроллтон, Техас: эскадрилья/сигнальные публикации. ISBN 0-89747-430-9 Полем OCLC 48653131 .
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Получено 16 апреля 2019 года .
- ^ Punk 2001, p.
- ^ Punk 2001, p.
Библиография
[ редактировать ]- Cattaneo, Джанни (1967). Reggiane re.2000 (самолет в профиле № 123) . Виндзор, Беркшир, Великобритания: профиль Publications Ltd.
- Neulen, Hans Werner (2000). В небе Европы: воздушные силы связаны с люфтваффе, 1939-1945 . Рамсбери, Великобритания: Кроуд. ISBN 1-86126-799-1 .
- Punka, George (2001). Реджианские бойцы в действии . Дон Грир, Эрнесто Кумпиан, Эндрю Проберт (177 изд.). Кэрроллтон, Техас: эскадрилья/сигнальные публикации. ISBN 0-89747-430-9 Полем OCLC 48653131 .
- Punka, George (2002). Венгерские тузы 2 Второй мировой войны . Оксфорд: Osprey. ISBN 1-84176-436-1 Полем OCLC 50402163 .