Jump to content

Полупрезидентская республика

Государства мира окрашены системами правления :
Парламентские системы : глава правительства избирается или назначается законодательным органом и подотчетен ему.
  Конституционная монархия с церемониальным монархом
  Парламентская республика с церемониальным президентом

Президентская система : Глава правительства (президент) избирается всенародно и не зависит от законодательной власти.
  Президентская республика

Гибридные системы:
  Полупрезидентская республика : исполнительный президент независим от законодательного органа; глава правительства назначается президентом и подотчетен законодательному органу
  Независимая от законодательного собрания республика : глава правительства (президент или директор) избирается законодательным органом, но не подотчетен ему.

  Полуконституционная монархия : монарх обладает значительной исполнительной или законодательной властью.
  Абсолютная монархия : монарх имеет неограниченную власть.
  Однопартийное государство : власть конституционно связана с одной политической партией.
  Военная хунта : Комитет военачальников контролирует правительство; конституционные положения приостановлены
  Временное правительство : нет конституционно определенной основы нынешнего режима.
  Зависимые территории и места без правительств

Примечание: на этой диаграмме представлены де-юре системы правления , а не фактическая степень демократии. [ нужна ссылка ]

Полупрезидентская республика или республика с двойной исполнительной властью — это республика , в которой президент существует наряду с премьер-министром и кабинетом министров , причем последние два несут ответственность перед законодательным собранием штата . Она отличается от парламентской республики тем, что имеет исполнительного президента, независимого от законодательного органа ; и от президентской системы , поскольку кабинет министров , хотя и назначается президентом, подотчетен законодательному органу, который может заставить кабинет уйти в отставку посредством вотума недоверия . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]

В то время как Веймарская республика (1919–1933) и Финляндия (с 1919 по 2000 год) служили примером ранних полупрезидентских систем, термин «полупрезидентская» был впервые введен в 1959 году в статье журналиста Юбера Бев-Мери . [ 5 ] и популяризирован работой 1978 года, написанной политологом Морисом Дюверже . [ 6 ] оба намеревались описать Пятую французскую республику (основанную в 1958 году). [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]

Определение

[ редактировать ]

Первоначальное определение полупрезидентского правления, данное Морисом Дюверже, гласило, что президент должен быть избран, обладать значительной властью и служить в течение определенного срока. [ 7 ] Современные определения просто заявляют, что глава государства должен быть избран, а законодательную власть должен возглавлять отдельный премьер-министр, зависящий от доверия парламента. [ 7 ]

Есть два различных подтипа полупрезидентского режима: премьер-президентизм и президент-парламентаризм.

В рамках премьер-президентской системы премьер-министр и кабинет министров подотчетны исключительно парламенту. Президент может выбрать премьер-министра и кабинет министров, но только парламент может утвердить их и отстранить от должности вотумом недоверия . Эта система гораздо ближе к чистому парламентаризму. Этот подтип используется в: Буркина-Фасо , Кабо-Верде , [ 8 ] Восточный Тимор , [ 8 ] [ 9 ] Франция , Литва , Мадагаскар , Мали , Монголия , Нигер , Грузия (2013–2018 годы), Польша ( де-факто , однако по Конституции Польша — парламентская республика ), [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] Португалия , Румыния , Сан-Томе и Принсипи , [ 8 ] Шри-Ланка , Турция ( де-факто между 2014 и 2018 годами, до внесения поправки в конституцию , переводящей правительство с президентского на парламентское ) и Украина (с 2014 года; ранее — между 2006 и 2010 годами). [ 13 ] [ 14 ]

В рамках президентско-парламентской системы премьер-министр и кабинет министров несут двойную ответственность перед президентом и парламентом. Президент выбирает премьер-министра и кабинет министров, но его выбор должен быть поддержан парламентским большинством. Чтобы отстранить премьер-министра или весь кабинет от власти, президент может либо уволить их, либо парламент может отстранить их посредством вотума недоверия . Эта форма полупрезидентства гораздо ближе к чистому президентству. Используется в: Гвинее-Бисау , [ 8 ] Мозамбик , Россия и Тайвань . Он также использовался в Украине (сначала между 1996 и 2005 годами; затем с 2010 по 2014 год), Грузии (с 2004 по 2013 год), Южной Корее в рамках Четвертой и Пятой республик и в Германии во время Веймарской республики . [ 13 ] [ 14 ]

Сожительство

[ редактировать ]

В полупрезидентской системе президент и премьер-министр иногда могут представлять разные политические партии. Это называется « сожительством », термин, который возник во Франции после того, как такая ситуация впервые возникла в 1980-х годах. Сожительство может создать либо эффективную систему сдержек и противовесов , либо период горького и напряженного противостояния, в зависимости от позиции двух лидеров, идеологии их самих/их партий и требований их сторонников. [ 15 ]

Разделение полномочий

[ редактировать ]

Распределение власти между президентом и премьер-министром может сильно различаться в зависимости от страны.

Во Франции , например, в случае совместного проживания президент курирует внешнюю политику и оборонную политику (их обычно называют les Prérogatives Présidentielles , президентские прерогативы), а премьер-министр отвечает за внутреннюю политику и экономическую политику . [ 16 ] В этом случае разделение обязанностей между премьер-министром и президентом прямо не указано в конституции, а превратилось в политическую конвенцию, основанную на конституционном принципе, согласно которому премьер-министр назначается (с последующим одобрением парламентского большинства). ) и уволен президентом. [ 17 ] С другой стороны, всякий раз, когда президент и премьер-министр представляют одну и ту же политическую партию, возглавляющую кабинет министров, они, как правило, осуществляют фактический контроль над всеми сферами политики через премьер-министра. Однако президент должен решить, сколько автономии останется премьер-министру.

В большинстве случаев сосуществование является результатом системы, в которой два руководителя не избираются одновременно или на один и тот же срок. Например, в 1981 году Франция избрала президента -социалиста и законодательный орган, в результате чего стал премьер-министром-социалистом. Но хотя срок полномочий президента составлял семь лет, Национальное собрание прослужило всего пять лет. Когда на выборах в законодательные органы 1986 года французский народ избрал правоцентристскую ассамблею, президент-социалист Франсуа Миттеран был вынужден сосуществовать с правым премьер-министром Жаком Шираком . [ 15 ]

Однако в 2000 году поправки к конституции Франции сократили срок полномочий президента Франции до пяти лет. Это значительно снизило шансы на совместное проживание, поскольку парламентские и президентские выборы теперь могут проводиться с меньшим интервалом друг от друга.

Преимущества и недостатки

[ редактировать ]

Объединение элементов как президентской, так и парламентской республик может принести определенные выгоды; однако это также создает недостатки, часто связанные с путаницей, вызванной смешанными моделями полномочий. [ 18 ] [ 19 ]

Преимущества

  • Парламент имеет возможность сместить непопулярного премьер-министра, тем самым поддерживая стабильность в течение установленного срока президента .
  • В большинстве полупрезидентских систем важные сегменты бюрократии отбираются у президента, создавая дополнительную систему сдержек и противовесов, при которой повседневное управление правительством и решение его задач отделены от главы государства, и, как таковое, его проблемы, как правило, рассматриваются по существу, с их приливами и отливами, и не обязательно связаны с тем, кто является главой государства.
  • Наличие отдельного главы правительства, которому необходимо пользоваться доверием парламента, считается более отвечающим политическому и экономическому развитию страны. Поскольку глава правительства избирается парламентом, существует небольшая вероятность возникновения политического тупика, поскольку парламент имеет право отстранить главу правительства в случае необходимости.

Недостатки

  • Эта система обеспечивает прикрытие для президента, поскольку в непопулярных действиях можно обвинить премьер-министра, который руководит повседневной деятельностью правительства.
  • Это создает ощущение путаницы в отношении подотчетности , поскольку нет относительно четкого понимания того, кто несет ответственность за успехи и неудачи политики.
  • Это создает как путаницу, так и неэффективность законодательного процесса , поскольку возможность вотума доверия заставляет премьер-министра отвечать перед парламентом.

Республики с полупрезидентской системой правления

[ редактировать ]

Премьер-президентские системы

[ редактировать ]

В премьер-президентской системе премьер-министр и кабинет министров подотчетны исключительно законодательному органу. [ 20 ]

Страны с ограниченным признанием выделены курсивом.

Президентско-парламентские системы

[ редактировать ]

В президентско-парламентской системе премьер-министр и кабинет министров несут двойную ответственность перед президентом и законодательным органом. [ 20 ]

Страны с ограниченным признанием выделены курсивом.

Бывшие полупрезидентские республики

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ де Австрийская Республика является -юре полупрезидентской страны в ​​соответствии с Конституцией , однако она ведет себя скорее как парламентская республика на практике в соответствии с конституционным соглашением , при этом канцлер является ведущей политической фигурой страны, несмотря на то, что номинально занимает третье место в соответствии с Конституцией.
  2. ^ Номинально парламентская республика ; полупрезидентская система основана на временных дополнительных статьях . Согласно Конституции Китайской Республики , Национальное собрание косвенно избирает президента республики , который является церемониальным номинальным главой государства. Исполнительная власть принадлежала Председателю Исполнительного Юаня , который назначается и назначается президентом с согласия Законодательного Юаня . Дополнительные статьи сделали президента избираемым напрямую гражданами свободной территории и заменили утверждение Законодательным юанем для назначений премьер-министра обычным вотумом недоверия , заменяя обычные конституционные положения. Положение об истечении срока действия в дополнительных статьях приведет к прекращению их действия в случае гипотетического возобновления правления Китайской Республики в материковом Китае.
  3. ^ Однопартийная парламентская республика как государство-член СССР в 1990–1991 годах, а после обретения независимости она была президентской республикой в ​​1991–2008 годах, полупрезидентской республикой в ​​2008–2018 годах и была парламентской республикой с 2018 года.
  4. ^ В Грузинской ССР и после обретения независимости: парламентская в 1990–1991 гг., полупрезидентская в 1991–1995 гг., президентская в 1995–2004 гг., полупрезидентская в 2004–2005 гг. и президентская в 2005–2011 гг. Полупрезидентский в 2011–2019 годах и парламентский с 2019 года.
  5. ^ Для получения дополнительной информации см. Веймарская республика .
  6. Конституция Греции 1973 года , принятая на закате греческой хунты , предусматривала влиятельного президента, избираемого прямым голосованием, и правительство, зависящее от доверия парламента. Ни одно из этих положений не было реализовано, поскольку режим рухнул через восемь месяцев после обнародования Конституции.
  7. ^ Однопартийная парламентская республика как государство-член СССР в 1936–1990 годах, президентская республика в 1990–1993 годах, полупрезидентская республика в 1993–2010 годах и де-факто полупрезидентская республика; де-юре парламентская республика в 2010–2021 гг.
  8. ^ Для получения дополнительной информации см. Четвертую Филиппинскую республику .
  9. ^ Однопартийная парламентская республика как член СССР в 1918–1991 годах и полупрезидентская республика в 1991 году.
  10. ^ Парламентская система , в которой лидер был спонсируемой государством партии верховным в 1918–1990 годах и полупрезидентская республика в 1990–1991 годах.
  11. ^ Все конституции Южной Кореи с 1963 года предусматривали сильное исполнительное президентство; кроме того, формально-авторитарная Юшинская Четвертого Конституция Республика установила президентские полномочия по роспуску Национальной ассамблеи , номинально уравновешенные обязательным вотумом недоверия. Оба эти положения были сохранены во время Пятой республики , но были отменены при переходе к демократии и установлении президентской Шестой республики .
  1. ^ Jump up to: а б Дюверже (1980). «Новая модель политической системы: полупрезидентское правительство» . Европейский журнал политических исследований (ежеквартально). 8 (2): 165–187. дои : 10.1111/j.1475-6765.1980.tb00569.x . Используемое здесь понятие полупрезидентской формы правления определяется только содержанием конституции. Политический режим считается полупрезидентским, если конституция, установившая его, сочетает в себе три элемента: (1) президент республики избирается всеобщим голосованием, (2) он обладает весьма значительными полномочиями; (3) напротив него, однако, находятся премьер-министр и министры, которые обладают исполнительной и правительственной властью и могут оставаться на своем посту только в том случае, если парламент не выразит им своей оппозиции.
  2. ^ Jump up to: а б Весер, Эрнст [на немецком языке] (1997). «Концепция полупрезидентиализма-Дюверже: модель новой политической системы» (PDF) . Журнал гуманитарных и социальных наук . 11 (1): 39–60 . Проверено 21 августа 2016 г.
  3. ^ Jump up to: а б Дюверже, Морис (сентябрь 1996 г.). «Республиканские монархии» ( PDF) . Pouvoirs, французский журнал конституционных и политических исследований (на французском языке). № 78. Париж: Éditions du Seuil. стр. 107–120. ISBN  2-02-030123-7 . ISSN   0152-0768 . OCLC   909782158 . Проверено 10 сентября 2016 г.
  4. ^ Jump up to: а б Бахро, Хорст; Байерляйн, Бернхард Х.; Весер, Эрнст [на немецком языке] (октябрь 1998 г.). «Концепция Дюверже: новый взгляд на полупрезидентское правительство». Европейский журнал политических исследований (ежеквартально). 34 (2): 201–224. дои : 10.1111/1475-6765.00405 . S2CID   153349701 . Традиционный анализ правления в демократических странах с помощью политической науки и конституционного права начинается с традиционных типов президентства и парламентаризма. Однако существует общее мнение, что правительства в разных странах работают совершенно по-разному. Вот почему некоторые авторы вносят отличительные черты в свои аналитические подходы, сохраняя при этом общую дихотомию. Морис Дюверже, пытаясь объяснить Пятую французскую республику, обнаружил, что эта дихотомия не подходит для этой цели. Поэтому он прибегнул к концепции «полупрезидентского правительства»: Характеристики этой концепции таковы (Duverger 1974: 122, 1978: 28, 1980: 166):
    1. президент республики избирается всеобщим голосованием,
    2. он обладает довольно значительными полномочиями и
    3. напротив него есть премьер-министр, который обладает исполнительной и правительственной властью и может оставаться на своем посту только в том случае, если парламент не выразит ему свою оппозицию.
  5. Le Monde , 8 января 1959 г.
  6. ^ Дюверже, Морис (1978). Неудача с королем . Париж: А. Мишель. ISBN  9782226005809 .
  7. ^ Jump up to: а б Элджи, Роберт (2 января 2013 г.). «Президентизм, парламентаризм и полупрезидентизм: возвращение партий» (PDF) . Правительство и оппозиция . 46 (3): 392–409. дои : 10.1111/j.1477-7053.2011.01345.x . S2CID   145748468 .
  8. ^ Jump up to: а б с д Нето, Октавио Аморим; Лобо, Марина Коста (2010). «Между конституционным распространением и местной политикой: полупрезидентство в португалоязычных странах» (PDF) . Документ ежегодного собрания APSA 2010 . ССНН   1644026 . Проверено 18 августа 2017 г.
  9. ^ Бойман, Лидия М. (2016). Политические институты в Восточном Тиморе: полупрезидентский режим и демократизация . Абингдон, Оксон: Рутледж . ISBN  978-1317362128 . LCCN   2015036590 . OCLC   983148216 . Проверено 18 августа 2017 г. - через Google Книги.
  10. ^ Макменамин, Иэн. «Полупрезидентизм и демократизация в Польше» (PDF) . Школа права и государственного управления Дублинского городского университета . Архивировано из оригинала (PDF) 12 февраля 2012 года . Проверено 11 декабря 2017 г.
  11. ^ «Конституция Польши 1997 (ред. 2009)» . Составить . Проверено 9 октября 2021 г.
  12. ^ «Польша» . Всемирная книга фактов . ЦРУ. 22 сентября 2021 г. Проверено 8 октября 2021 г.
  13. ^ Jump up to: а б Шугарт, Мэтью Соберг (сентябрь 2005 г.). «Полупрезидентские системы: модели двойной исполнительной и смешанной власти» (PDF) . Высшая школа международных отношений и тихоокеанских исследований . США: Калифорнийский университет, Сан-Диего . Архивировано из оригинала (PDF) 19 августа 2008 года . Проверено 12 октября 2017 г.
  14. ^ Jump up to: а б Шугарт, Мэтью Соберг (декабрь 2005 г.). «Полупрезидентские системы: модели двойной исполнительной и смешанной власти» (PDF) . Высшая школа международных отношений и тихоокеанских исследований Калифорнийского университета, Сан-Диего . Французская политика . 3 (3): 323–351. дои : 10.1057/palgrave.fp.8200087 . ISSN   1476-3427 . OCLC   6895745903 . Проверено 12 октября 2017 г.
  15. ^ Jump up to: а б Пулар СП (лето 1990 г.). «Французский двойной руководитель и опыт сосуществования» (PDF) . Политология Ежеквартально (ежеквартально). 105 (2): 243–267. дои : 10.2307/2151025 . ISSN   0032-3195 . JSTOR   2151025 . OCLC   4951242513 . Проверено 7 октября 2017 г.
  16. ^ См. статью 5, раздел II Конституции Франции 1958 года . Жан Массо, Какое место Конституция 1958 года отводит Президенту Республики? , сайт Конституционного совета Франции (на французском языке).
  17. ^ Le Petit Larousse 2013, стр. 880
  18. ^ Баррингтон, Лоуэлл (1 января 2012 г.). Сравнительная политика: структуры и выбор . Cengage Обучение. ISBN  978-1111341930 – через Google Книги.
  19. ^ Баррингтон, Лоуэлл; Бося, Майкл Дж.; Брюн, Кэтлин; Джаймо, Сьюзен; МакГенри-младший, Дин Э. (2012) [2009]. Сравнительная политика: структуры и выбор (2-е изд.). Бостон, Массачусетс: Обучение Wadsworth Cengage . стр. 169–170. ISBN  9781111341930 . LCCN   2011942386 . Проверено 9 сентября 2017 г. - через Google Книги .
  20. ^ Jump up to: а б Шугарт, Мэтью Соберг (декабрь 2005 г.). «Полупрезидентские системы: модели двойной исполнительной и смешанной власти» . Французская политика . 3 (3): 323–351. дои : 10.1057/palgrave.fp.8200087 .
  21. ^ Куделия, Сергей (4 мая 2018 г.). «Президентский активизм и прекращение правления в двухисполнительной Украине». Постсоветские дела . 34 (4): 246–261. дои : 10.1080/1060586X.2018.1465251 . S2CID   158492144 .
  22. ^ Jump up to: а б Zaznaev, Oleg (2005). "Атипичные президентские и полупрезидентские системы" [Atypical presidential and semi-presidential systems]. Uchenyye Zapiski Kazanskogo Gosudarstvennogo Universiteta (in Russian). 147 (1): 62–64 . Retrieved 3 April 2021 .
  23. ^ Леубнуджи Тан Натан (4 октября 2023 г.). «Предлагаемая новая конституция Чада: между надеждами на восстановление и неопределенным будущим» . КонституцияНет . Международный институт демократии и помощи в выборах . Проверено 12 июня 2024 г.
  24. ^ https://www.venice.coe.int/webforms/documents/default.aspx?pdffile=CDL-AD(2017)010-e
  25. ^ Кейл, С.; Шталь, Б. (17 декабря 2014 г.). Внешняя политика постюгославских государств: от Югославии к Европе . ISBN  9781137384133 .
  26. ^ Шугарт, Мэтью Соберг (декабрь 2005 г.). «Полупрезидентские системы: модели двойной исполнительной и смешанной власти» . Французская политика . 3 (3): 11. doi : 10.1057/palgrave.fp.8200087 . ISSN   1476-3427 . OCLC   6895745903 .

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b85a5a691bc57abd3fcb19a940fdb753__1722773460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b8/53/b85a5a691bc57abd3fcb19a940fdb753.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Semi-presidential republic - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)