БМВ Новый Класс
БМВ Новый Класс | |
---|---|
![]() БМВ 2000 года | |
Обзор | |
Производитель | BMW |
Производство | 1962–1972 |
Сборка |
|
Дизайнер | Вильгельм Хофмайстер |
Кузов и шасси | |
Тип кузова | 4-дверный седан 2-дверное GT купе |
Макет | макет ФР |
Связанный | БМВ 02 серии |
Силовой агрегат | |
Двигатель | 1,5–2,0 л M10 4-цилиндровый |
Хронология | |
Преемник | BMW 5 серии для седанов БМВ Е9 для купе |
BMW New Class ( нем . Neue Klasse ) — линейка седанов и купе, выпускавшихся немецким автопроизводителем BMW в период с 1962 по 1972 год. Эти модели обеспечили платежеспособность BMW после финансового кризиса 1950-х годов и установили идентичность автомобилей BMW как спортивных седанов. .
Первым автомобилем нового класса был 1500 , 4-дверный компактный представительский автомобиль с новым M10 (в то время называвшимся M115) с верхним расположением распредвала 4-цилиндровым двигателем . В 1965 году 2000 модельный ряд пополнился роскошными купе C и 2000 CS.
Замена моделей нового класса началась с 6-цилиндрового двигателя E9 2800 CS в 1969 году, пришедшего на смену купе 2000 C и 2000 CS. В 1972 году 4-дверные седаны были заменены более крупными E12 5-й серии .
В купе нового класса появился излом Hofmeister , который с тех пор используется на большинстве автомобилей BMW. Еще одним наследием New Class является культовая серия 02 , которая представляет собой укороченную версию седанов New Class.
Обзор
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]В 1950-е годы модельный ряд BMW состоял из роскошных автомобилей с рабочим объемом два литра и более, автомобилей эконом-класса с мотоциклетными двигателями и мотоциклов. Поскольку их роскошные автомобили становились все более устаревшими и убыточными, а их мотоциклы и автомобили эконом-класса становились все менее привлекательными для все более богатого общества, BMW нуждалась в автомобиле с объемом двигателя от 1,5 до 2 литров, чтобы стать конкурентоспособной. Прототипы с двигателем объемом 1,6 л на базе двигателя BMW OHV V8 были построены и оценены без убедительных результатов. [ 1 ] : 130–131
В 1960 году Герберт и Харальд Квандт вложили значительные средства в BMW и получили контрольный пакет акций компании. [ 1 ] : 134 В том же году стартовал проект «Новый класс». В проекте под общим руководством Фрица Фидлера Эберхард Вольф отвечал за дизайн шасси, Вильгельм Хофмайстер отвечал за дизайн и конструкцию кузова, а Алекс фон Фалькенхаузен отвечал за дизайн двигателя. [ 1 ] : 136 Команда должна была создать новую машину с новым двигателем, чего BMW не делала со времен модели 303 в 1933 году.
Прототип был представлен в сентябре 1961 года на автосалоне во Франкфурте как четырехдверный седан BMW 1500. [ 2 ] : 62 наряду с BMW 3200 CS , последним BMW с верхнеклапанным двигателем V8. [ 1 ] : 131
Термин « новый класс» относился к классу автомобилей с двигателем объемом 1,5–2 литра, в которых BMW отсутствовала со времен Второй мировой войны.
Автомобиль выиграл от удовлетворения спроса на Borgward Isabella. [ 3 ] поскольку Боргвард обанкротился годом ранее.
Шасси и кузов
[ редактировать ]Четырехдверный седан с тремя коробками был во многом традиционным, используя унитарную конструкцию и переднюю подвеску со стойками МакФерсон , которые стали популярными к моменту появления в 1500-х годах. [ 4 ] Менее традиционной была независимая задняя подвеска с винтовыми пружинами и полуприцепными поперечными рычагами, шарнирно закрепленными на прочной поперечной балке, которая также поддерживала корпус дифференциала. [ 4 ] использовала стойки MacPherson В то время как BMW впервые на новом классе, они использовали конструкцию кузова на 700 и заднюю подвеску с полуприцепными рычагами на 600 и 700. [ 1 ] : 137 [ 2 ] : 62 Все автомобили Нового класса имели передние дисковые тормоза.
Двигатели
[ редактировать ]Двигатель M10 с верхним расположением распредвала, используемый в новом классе, изначально должен был иметь объем 1,5 л с возможностью увеличения до 1,8 л. Фон Фалькенхаузен ранее разработал прототип двигателя для возможного использования в BMW 700 и использовал его в качестве отправной точки. для М10. [ 1 ] : 136 [ 2 ] : 62 Двигатель был наклонен на 30 градусов вправо от вертикали, чтобы обеспечить низкую линию капота , что также способствовало стилю автомобиля. [ 4 ]
Финансовые результаты
[ редактировать ]
За годы, предшествовавшие выпуску New Class в 1962 году, BMW понесла множество операционных убытков. В 1962 году компания вышла на уровень безубыточности с оборотом в 294 миллиона марок. смогла выплатить дивиденды своим акционерам. В 1963 году продажи выросли на 47% до 433 миллионов марок, и BMW впервые за 20 лет [ 2 ] : 63
Производственные показатели
[ редактировать ]Модель | Единицы |
---|---|
1500 (1962−64) | 23,807 [ 5 ] |
1600 (1964−66) | 10,278 [ 6 ] |
1800 (1963−71) | 141,471 [ 7 ] |
1800 (1964−68) | 21,116 [ 8 ] |
1800 ТИ/СА (1965) | 200 [ 9 ] |
2000 (1966−72) | 119,767 [ 10 ] |
2000 ТИ (1966–68) | 6,482 [ 11 ] |
2000 Тилюкс (1966−71) | 17,440 [ 12 ] |
2000 чай (1970−71) | 1,952 [ 13 ] |
2000 КС (1965–70) | 9,999 [ 14 ] |
2000 С (1966−70) | 3,692 [ 15 ] |
Седаны нового класса
[ редактировать ]Седан БМВ нового класса | |
---|---|
![]() БМВ 1500 | |
Обзор | |
Также называется | 1500, 1800, 1800 ТИ, 1800 ТИ/СА, 1600, 2000, 2000 ТИ, 2000 Тилюкс, 2000 Чай |
Производство | 1500: 1962–1964 1800: 1963–1971 1600: 1964–1966 2000: 1966–1972 |
Дизайнер | Вильгельм Хофмайстер Джованни Микелотти , консультант [ 2 ] : 61 |
Кузов и шасси | |
Сорт | среднего размера класса люкс / Автомобиль представительский ( E ) |
Тип кузова | 4-дверный седан |
Силовой агрегат | |
Двигатель | M10 4-цилиндровый 1500: 1499 куб.см. 1800: 1773 куб.см (1964–1968), 1766 куб.см (1968–1971) 1600: 1573 куб.см. 2000: 1990 куб.см. |
Передача инфекции | 4-ступенчатая механическая 5-ступенчатая механика на 1800 TI/SA 3-ступенчатая автоматическая опция на 1800/2000 |
Размеры | |
Колесная база | 2550 мм (100,4 дюйма) [ 1 ] : 137 |
Длина | 4500 мм (177,2 дюйма) |
Ширина | 1710 мм (67,3 дюйма) [ 16 ] [ 17 ] |
Высота | 1445 мм (56,9 дюйма) – 1450 мм (57,1 дюйма) [ 16 ] [ 17 ] |
Хронология | |
Преемник | БМВ Е12 ( БМВ 5 серии ) |
1500
[ редактировать ]Представленный в сентябре 1961 года на автосалоне во Франкфурте , BMW 1500 поступил в серийное производство в октябре 1962 года и выпускался до декабря 1964 года.
диаметром цилиндра 4-цилиндровый двигатель M10 с 82 мм (3,2 дюйма) и ходом поршня 71 мм (2,8 дюйма) выдавал в BMW 1500 мощность 60 кВт (80 л.с.). [ 18 ]
В современных отчетах хвалили круговой обзор и командирское положение водителя, отмечая при этом, что для включения первой и третьей передач приходилось немного наклоняться вперед из-за большого хода рычага переключения передач. [ 18 ] Также высокую оценку получил большой багажный отсек высотой 40 см. [ 18 ]
Модель 1500 могла разогнаться до 100 км/ч (62 мили в час) примерно за 15 секунд. [ 18 ] В то время производительность считалась хорошей, учитывая размер двигателя, и, хотя для достижения быстрого прогресса двигателю приходилось усердно работать, он работал плавно даже на скоростях выше 6000 об / мин. [ 18 ] Жесткая подвеска и, соответственно, резкая езда удивили тех, кто привык к BMW 501 и ожидал более комфортной настройки подвески. [ 18 ]
Известные проблемы, возникшие с моделью 1500, включали отделение опор полуприцепного рычага от кузова, выход из строя задней оси и проблемы с коробкой передач. Эти проблемы были решены в более поздних версиях седана New Class. [ 2 ] : 64
Модель 1500 была заменена в 1964 году моделью 1600. [ 1 ] : 139 но он по-прежнему был доступен на рынках, где объем двигателя более 1500 куб.см облагался более высокими налоговыми ставками.
1800
[ редактировать ]
Представленный в сентябре 1963 года BMW 1800 стал вторым представителем семейства New Class. Эта модель имела двигатель M10 с диаметром цилиндра 84 мм (3,3 дюйма) и ходом поршня 80 мм (3,1 дюйма), что давало объем 1773 куб.см. Он производил 67 кВт (90 л.с.) при 5250 об/мин и 130 Нм (96 фунт-фут) при 3000 об/мин. [ 1 ] : 140–141 [ 2 ] : 64–66
Модель 1800 TI (Turismo Internazionale) использовала компоненты, разработанные для 1800 года тюнинговой компанией Alpina . [ 19 ] Модернизации включали двойные Solex двухцилиндровые карбюраторы PHH с боковой тягой и поршни с более высокой степенью сжатия мощностью 82 кВт (110 л.с.) при 5800 об / мин и 136 Нм (100 фунт-фут) при 4000 об / мин; [ 1 ] : 141 стабилизатор поперечной устойчивости В переднюю подвеску также был добавлен .
Специальная омологационная модель 1800 TI/SA была представлена в 1964 году. [ 2 ] : 64–66 [ 1 ] : 141 (SA означало S onder a usführung , или «специальная версия».) Двигатель TI/SA имел два Weber DCOE-45. двухкамерных карбюратора [ 20 ] и степень сжатия 10,5:1. Этот двигатель производил 97 кВт (130 л.с.) при 6100 об/мин и 144 Нм (106 фунт-фут) при 5250 об/мин. У TI/SA также была пятиступенчатая коробка передач Getrag, более сильный передний стабилизатор поперечной устойчивости, а также новый стабилизатор поперечной устойчивости сзади и тормозные диски большего диаметра, чем у TI. Было построено 200 экземпляров TI/SA. [ 2 ] : 64–66 и продавались только лицензированным гонщикам и спортивным водителям.
В 1966 модельном году была представлена трехступенчатая автоматическая коробка передач . [ 7 ] В 1969 модельном году модель 1800 в целом обновлялась вместе с моделью 2000. Бывший двигатель объемом 1773 куб. См (108,2 куб. Дюймов) 1800-х годов был заменен двигателем с диаметром цилиндра 89 мм (3,5 дюйма) от 2,0-литрового двигателя 2000-х годов и оригинальным двигателем. Ход 71 мм (2,8 дюйма) 1500-х годов и Двигатели 1600, в результате чего объем двигателя составил 1766 куб. См (107,8 куб. Дюймов) и соотношение хода поршня к диаметру цилиндра 0,798: 1 (по сравнению с передаточным числом предыдущего двигателя 1800 0,952: 1). [ 1 ] : 144 . Другие обновления включали двухконтурную тормозную систему для большей надежности торможения, улучшенную систему отопления/вентиляции кабины, модернизированный дизайн приборной панели и изменения стиля передних решеток. В последний год производства (1971) модель 1800 получила такие же прямоугольные фары и широкие задние фонари, как и модель 2000. [ 7 ]
1600
[ редактировать ]
Седан 1600 New Class, представленный в качестве замены 1500 в 1964 году, использовал диаметр цилиндра 84 мм (3,3 дюйма) от 1800 с ходом поршня 1500-х 71 мм (2,8 дюйма), что привело к рабочему объему 1573 куб.см. [ 2 ] : 64 [ 1 ] : 141 выходная мощность 62 кВт (83 л.с.) при 5500 об/мин и 113 Нм (83 фунт-фут) при 3000 об/мин. Седан 1600 New Class выпускался до начала 1966 года. [ 1 ] : 141
(Примерно в то время, когда BMW прекратила выпуск седана 1600 New Class, она представила более короткую двухдверную модель под тем же названием «1600»; эта модель, также известная как 1600-2, была первой в том, что позже будет называться 02 . Ряд .)
2000
[ редактировать ]

В кузове 4-дверного седана моделей 2000 и 2000 TI использовались двигатели от купе 2000 C и 2000 CS. Седан 2000 года, выпущенный в 1965 году, использовал двигатель мощностью 75 кВт (101 л.с.) от 2000 C и, как и 2000 C, имел возможность установки трехступенчатой автоматической коробки передач. Седан TI 2000 года выпуска, выпущенный в 1966 году, использовал двигатель мощностью 90 кВт (121 л.с.) от CS 2000 года с двумя Solex PHH с боковой тягой. двухцилиндровыми карбюраторами [ 1 ] : 142–143 [ 2 ] : 67 и более высокая степень сжатия. Помимо более мощного двигателя, TI 2000 также имел передние и задние стабилизаторы поперечной устойчивости, а также несколько более широкие колесные диски и шины, чем 2000. [ 11 ]
Модель 2000, задуманная как высококлассная версия модели 1800, отличалась уникальными прямоугольными фарами, характерными широкими задними фонарями и большей внешней отделкой. (Постановления правительства США того периода налагали строгие ограничения на форму фар, поэтому в седанах 2000 года для рынка США прямоугольные фары были заменены двумя парами отдельных круглых фар, аналогично конструкции, использованной несколько лет спустя в седане BMW 2500. ) TI 2000 года сохранил круглые фары и вертикально расположенные задние фонари от 1800 и других более ранних седанов нового класса, а в остальном он был менее хорошо оборудован, чем его брат 2000 года. [ 11 ] Представленный вскоре после 2000 и 2000 TI, более роскошный 2000 tilux сочетал в себе более спортивный двигатель и шасси 2000 TI с внешним стилем 2000 года, а также более высококлассным интерьером и аксессуарами. [ 1 ] : 143 [ 12 ] включая деревянную приборную панель и дополнительные кожаные сиденья.
В ходе испытаний 1967 года компания Road & Track пришла к выводу, что седан 2000 года был «самым эффективным 2-литровым седаном на сегодняшнем рынке, а также лучшей управляемостью и лучшей ездой». [ нужна ссылка ]
Модель 1969 модельного года 2000 получила те же общие обновления, упомянутые выше для 1800: двухконтурные тормоза для надежного торможения даже в случае частичного отказа, улучшенный обогрев и вентиляция салона, обновленная компоновка приборной панели и рестайлинговый дизайн. передняя решетка. [ 10 ]
В 1969 году BMW представила последнюю модель серии седанов нового класса - 2000 tii («международный туристический инжектор»). Это была первая модель BMW с впрыском топлива, оснащенная Kugelfischer . механическим впрыском топлива [ 1 ] : 144 Tii 2000 года производил 97 кВт (130 л.с.) при 5800 об/мин и 178 Нм (131 фунт-фут) при 4500 об/мин. [ 2 ] : 74 Помимо улучшенного двигателя с впрыском топлива, 2000 tii имел характеристики, аналогичные 2000 tilux; Всего было построено 1952 экземпляра. [ 1 ] : 144
Объемы производства
[ редактировать ]Обратите внимание, что в комплект входят не все модели.
Модель | 1600 | 1800 | 1800 оф. | 1800 Ти/СА |
---|---|---|---|---|
1963 | 8,346 | |||
1964 | 2,131 | 25,063 | 8,191 | |
1965 | 6,395 | 38,048 | 12,427 | 200 |
1966 | 1,202 | 13,393 | 4 | |
1967 | 8,893 | 419 | ||
1968 | 7,777 | 67 | ||
1969 | 11,273 | 1 | ||
1970 | 14,367 | |||
1971 | 7,654 | |||
Общий | 9,728 | 134,814 | 21,116 | 200 |
Купе нового класса
[ редактировать ]БМВ 2000 С БМВ 2000 КС | |
---|---|
![]() БМВ 2000 КС | |
Обзор | |
Производитель | BMW |
Производство | 1965–1969 |
Сборка | Германия: Райне ( Карманн ) |
Дизайнер | Вильгельм Хофмайстер |
Кузов и шасси | |
Сорт | Гранд турер |
Тип кузова | 2-дверное купе |
Макет | макет ФР |
Платформа | БМВ Новый Класс |
Связанный | БМВ Новый Класс БМВ Е9 |
Силовой агрегат | |
Двигатель | 2,0 л OHC I4 2000 C: одинарный карбюратор, 100 л.с. (75 кВт) при 5500 об/мин. 2000 CS: два карбюратора, 120 л.с. (89 кВт) при 5500 об/мин. |
Передача инфекции | 4-ступенчатая механическая 3-ступенчатая автоматическая коробка передач (доступна только на модели 2000 C) |
Размеры | |
Колесная база | 2550 мм (100,4 дюйма) [ 21 ] |
Длина | 4530 мм (178,3 дюйма) [ 21 ] |
Ширина | 1675 мм (65,9 дюйма) [ 21 ] |
Высота | 1360 мм (53,5 дюйма) [ 21 ] |
Хронология | |
Предшественник | БМВ 3200 КС |
Преемник | БМВ 2800 КС |
Линейка купе BMW New Class , в которую входили BMW 2000 C и BMW 2000 CS , представляла собой кузов купе , созданный компанией Karmann для BMW летом 1965 года. [ 1 ] : 141 [ 2 ] : 66–67 до 1969 года. В 1965 году BMW прекратила производство Bertone с кузовом 3200 CS купе , последнего представителя линейки роскошных автомобилей с двигателем V8 1950-х годов. BMW решила продолжить выпуск купе в кузове кузова . Основанные на платформе New Class, модели 2000 C и 2000 CS представили 2,0-литровую версию 4-цилиндрового двигателя M10 BMW и заменили 3200 CS в качестве флагманской модели в 1965 году. [ 2 ] : 66 . На смену купе New Class пришли купе E9 , которые базировались на удлиненном шасси CS 2000 и использовали 6-цилиндровый двигатель.
Технический
[ редактировать ]Купе New Class было разработано на основе седанов New Class, чтобы продемонстрировать 2,0-литровую версию двигателя M10 , используемого в седанах. Новый объем двигателя 1990 куб.см (121 куб.дюйм) был достигнут за счет хода поршня 80 миллиметров (3,1 дюйма) версии 1,8 л в сочетании с диаметром цилиндра 89 миллиметров (3,5 дюйма). Купе было построено для BMW на заводе Karmann в Райне. [ 22 ] и доступен как 2000 C с однокарбюраторным двигателем мощностью 100 лошадиных сил (75 кВт) при 5500 об/мин или как 2000 CS с двигателем более высокой степени сжатия, оснащенным двойными двухкамерными карбюраторами и мощностью 120 л.с. (89 кВт). при 5500 об/мин. [ 1 ] : 141 [ 2 ] : 66–67 CS 2000 года имел четырехступенчатую механическую коробку передач . [ 14 ] в то время как модель 2000 C (впервые представленная в 1965 году как 2000 C Automatic) изначально оснащалась трехступенчатой автоматической коробкой передач . Начиная с 1967 года, модель 2000 C также предлагалась с четырехступенчатой механической коробкой передач. [ 15 ]
Стиль
[ редактировать ]


Купе New Class было представлено сразу после прекращения производства купе 3200 CS . [ 2 ] : 66–67 Стиль был основан на седане New Class с совершенно новой передней частью. [ 1 ] : 141 [ 2 ] : 66–67 Фары находились за стеклянным обтекателем, а решетка радиатора состояла исключительно из хромированной «двойной почки» BMW в центре передней части. За исключением хромированных акцентов вокруг фар и верхней части передней части, остальная часть передней части была окрашена в металл, с рядом вертикальных прорезей за бампером с каждой стороны для поступления воздуха для охлаждения и впуска двигателя. [ 1 ] : 145 [ 23 ] Реакция на стиль передней части была неоднозначной; Норбай описывает его как «тупую и непривлекательную переднюю часть». [ 1 ] : 141 Северсон соглашается, называя передний клип «странным» и заявляя, что детали передней части «не приносят пользы внешнему виду». [ 23 ] в то время как Ноукс не согласен, ссылаясь на то, что его «внушительная передняя часть» «более аккуратна, чем суетливый нос кузова Bertone» по сравнению с 3200 CS. [ 2 ] : 66–67
Производство
[ редактировать ]Из 13 691 купе нового класса, построенных в период с 1965 года до окончания производства в середине 1969 года, [ 1 ] : 142 9 999 были купе 2000 CS с двумя карбюраторами, 3 249 - купе 2000 C с одним карбюратором и автоматической коробкой передач и 443 - купе 2000 C с механической коробкой передач. [ 1 ] : 251
Замена
[ редактировать ]
В 1968 году купе New Class были заменены шестицилиндровыми моделями New Six CS ( E9 ), которые имели более длинную колесную базу и более длинный передний зажим для установки двигателя M30 . Внешний вид передней части также был изменен, чтобы напоминать стиль седанов New Six ( E3 ). [ 1 ] : 168
На Парижском автосалоне в 1968 году BMW представила концептуальный автомобиль под названием 2000ti Coupe, купе, разработанное Пьетро Фруа из автомобильной компании Glas (которую BMW приобрела двумя годами ранее). [ 24 ] [ 25 ] 2000ti так и не поступил в производство.
02 серия
[ редактировать ]Серия двухдверных седанов, купе и кабриолетов «02 Series» начала производство в 1966 году и была основана на укороченной версии платформы New Class Sedan.
Автоспорт
[ редактировать ]- BMW 1800 TI/SA выиграл гонку туристических автомобилей «24 часа Спа» в 1965 году .
- BMW 2000 TI выиграл гонку туристических автомобилей «24 часа Спа» 1966 года .
- Хуберт Хане выиграл European Touring Car Challenge 1966 года (Дивизион 3) за рулем BMW 2000 TI.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С Норбай, Ян П. (1984). BMW — машины для вождения Баварии . Скоки, Иллинойс: Publications International. ISBN 0-517-42464-9 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Ноукс, Эндрю (2005). Полная история BMW . Бат, Великобритания: Издательство Parragon. ISBN 1-4054-5316-8 .
- ↑ Кристоф Бауэр: Винтаж: BMW 1500 , DW-TV – мотормобиль , 19 апреля 2017 г. (YouTube)
- ^ Jump up to: а б с Гарнье, Питер, изд. (23 ноября 1974 г.). «Покупка подержанных: BMW 1800 и 2000 годов». Автокар . Том. 141 (номер 4074). стр. 54–56.
- ^ «БМВ 1500» . Архив BMW Group . Проверено 23 июня 2023 г.
- ^ «БМВ 1600» . Архив BMW Group . Проверено 23 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с «БМВ 1800» . Архив BMW Group . Проверено 23 июня 2023 г.
- ^ «БМВ 1800 ТИ» . Архив BMW Group . Проверено 23 июня 2023 г.
- ^ «БМВ 1800 ТИ/СА» . Архив BMW Group . Проверено 23 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «БМВ 2000» . Архив BMW Group . Проверено 23 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с «БМВ 2000 ТИ» . Архив BMW Group . Проверено 23 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «БМВ 2000 Тилюкс» . Архив BMW Group . Проверено 23 июня 2023 г.
- ^ «БМВ 2000 тии» . Архив BMW Group . Проверено 23 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «БМВ 2000 КС» . Архив BMW Group . Проверено 23 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «BMW 2000 C Автомат/BMW 2000 C» . Архив BMW Group . Проверено 23 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Технические характеристики BMW 2000 1966 года — Carfolio.com
- ^ Jump up to: а б BMW 2000 TI (121) 120 л.с. (1966-1970) Технические характеристики – ZePerfs.com
- ^ Jump up to: а б с д и ж Остманн, Бернд, изд. (8 января 2003 г.). «40 лет назад: Бавария Четыре». Автомобили, моторы и спорт . Том 2003 г. Выпуск 2. с. 162.
- ^ Уокер, Стив (апрель 2014 г.). «1800 ТиСА». Раундель . Американский автомобильный клуб BMW . стр. 82–85. ISSN 0889-3225 .
- ^ «БМВ 1800 1966 года» . www.conceptcarz.com . Проверено 23 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д «БМВ 2000 С 1965 года» . www.carfolio.com .
- ^ «1961–1970 годы» . История компании Карманн . Карманн.com. Архивировано из оригинала 6 мая 2009 года . Проверено 2 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Из Баварии с любовью: купе BMW E9» . www.ateupwithmotor.com . 17 ноября 2008 г.
- ^ «Редкие концепты BMW шестидесятых» . www.bimmerin.net . Проверено 26 августа 2017 г.
- ^ «Творения Пьетро Фруа 1960–1969» . www.pietro-frua.de . Проверено 26 августа 2017 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кроу, Джеймс Т., изд. (1968). «Два БМВ». Ежегодные дорожные испытания на шоссе и треке . стр. 61–65.
Внешние ссылки
[ редактировать ]