Комак C929
C929 | |
---|---|
Модель C929 на авиасалоне в Сингапуре 2024 г. | |
Роль | Дальнемагистральный широкофюзеляжный авиалайнер |
Национальное происхождение | Китай |
Производитель | Комак |
Статус | В детальном проектировании [ 1 ] |
Comac C929 вместимостью от 250 до 320 мест, — это планируемое семейство дальнемагистральных широкофюзеляжных двухдвигательных авиалайнеров разрабатываемое китайской компанией Comac , чтобы бросить вызов дуополии Airbus и Boeing .
Программа ранее была разработана CRAIC (Китайско-российской международной корпорацией коммерческих самолетов), совместным предприятием Comac и российской ОАК , а ранее самолет назывался CRAIC CR929 . Учитывая напряженность и разногласия между партнерами, а также неопределенность, связанную с международными санкциями в отношении России , Comac продолжает программу независимо от ОАК.
Разработка
[ редактировать ]В июне 2011 года сообщалось, что Comac изучает 290-местный C929 и 390-местный C939 широкофюзеляжный самолет . [ 2 ] В июне 2012 года Россия и Китай вступили в переговоры о создании совместного предприятия ОАК и Comac для разработки преемника Ил -96 . Ожидалось, что разработка займет не менее семи лет и будет стоить 7–12 миллиардов долларов, при этом планируется произвести несколько сотен самолетов. Россия предоставит свои знания, а Китай предоставит ресурсы. [ 3 ]
В мае 2014 года был подписан меморандум о сотрудничестве, а осенью 2014 года завершено технико-экономическое обоснование. По оценкам ОАК, спрос на широкофюзеляжные самолеты во всем мире до 2033 года составит 8000 самолетов, в том числе 1000 в Китае. Предварительное проектирование началось в феврале 2015 года. [ 4 ] В июне 2016 года было подписано соглашение о создании совместного предприятия с равными долями. [ 5 ] В ноябре 2016 года на авиашоу в Чжухае компании Comac и UAC обратились к компаниям Honeywell и United Technologies как к потенциальным поставщикам. [ нужна ссылка ] На выставке был представлен макет. [ 6 ]
Совместное предприятие CRAIC
[ редактировать ]Китайско-российской компании Commercial Aircraft International Corporation Limited (CRAIC) 50-50 Совместное предприятие было запущено 22 мая 2017 года в Шанхае с целью совершить первый полет и первую поставку в 2025-2028 годах.
Китай рассматривал совместное предприятие, предполагающее совместные финансовые инвестиции , а не продажу интеллектуальной собственности , как того хотела Россия, с центром исследований и разработок в Москве и авиастроительным заводом в Шанхае. [ 7 ] Главный конструкторский центр находился в России, хотя в Шанхае должно было быть собственное конструкторское бюро, выполняющее половину работ каждое. [ 8 ]
В сентябре 2017 года он получил название CR 929 (CR — Китай-Россия). Сначала он должен был быть оснащен западным двигателем, а затем в 2027 году будет разработана собственная силовая установка между Российской Объединенной двигателестроительной корпорацией и китайской AECC . [ 9 ]
Предварительный проект
[ редактировать ]Запрос предложений на двигательную установку, включая двигатель и гондолу, был опубликован 21 декабря 2017 года, ответ на который должен быть дан до 30 мая 2018 года. [ 10 ] 15 мая на Шанхайской конференции по авиационным двигателям длина конструкции выросла до 63,25 м (207,5 футов), что на 45 см (18 дюймов) короче, чем у A330-900, но по-прежнему с девятью сиденьями эконом-класса в ряд, требующими 78 000 фунтов силы (347 кН). ) тяги каждого двигателя. GE производит GEnx -1B76 мощностью 76 100 фунтов силы (339 кН), а Rolls-Royce - Trent 1000 TEN мощностью 78 129 фунтов силы (347,54 кН). [ 11 ] К 30 мая CRAIC получил семь предложений. [ 12 ] Ответившими производителями двигателей оказались китайская AECC , General Electric, Rolls-Royce и российская ОДК , остальные три занимались смежными системами. [ 13 ]
Генеральная компоновка и основная геометрия утверждены 6 июня 2018 года: размах и форма крыла , фюзеляжа длина , размеры носовой и хвостовой части, размеры и форма килей , расположение двигателей, шасси и дверей. В рамках того же Gate 3, который должен завершиться к середине 2019 года, проводятся экспериментальные аэродинамические исследования, подбор конструкционных материалов и технический анализ поставляемых систем и оборудования. [ 14 ]
31 июля 2018 года был опубликован запрос предложений по ходовой части, ответ на который ожидается из Европы, Китая или России к концу ноября 2018 года. [ 15 ] Торговая война между США и Китаем не помешала участию в торгах компании UTC Aerospace Systems , которая не стремилась заключить контракт, а канадец Héroux-Devtek не получил RFP. [ 13 ] Leonardo-Finmeccanica вела переговоры о создании совместного предприятия с Comac и китайской группой Kangde до конца октября 2018 года для производства центральной секции фюзеляжа в Чжанцзягане за 10 миллиардов долларов до 2040 года. [ 16 ] Леонардо подтвердил создание совместного предприятия 26 октября. [ 17 ]
В ноябре 2018 года макет носовой кабины был представлен на авиасалоне в Чжухае в Китае. [ 18 ]
Прототипирование
[ редактировать ]К декабрю 2018 года Comac произвела первый прототип композитной носовой части фюзеляжа размером 15 на 6 м (49 на 20 футов) для определения соединений во второй половине 2019 года. [ 19 ] К началу 2019 года концептуальный дизайн был запланирован на конец 2019 – начало 2020 года, до этапа определения. [ 20 ] Заморозка определений тогда была запланирована на первую половину 2022 года, первый полет - на 2025 год, а сертификация - на 2027 год. [ 20 ] К весне 2019 года прогресс замедлился из-за проблем многонационального сотрудничества, и выбор двигателя ожидался в сентябре или октябре. [ 21 ] Испытания в высокоскоростной аэродинамической трубе завершились к декабрю 2019 года в Московском центральном аэрогидродинамическом институте 1:39 . в масштабе с использованием модели фюзеляжа и крыла [ 22 ]
Напряженность между Comac и UAC
[ редактировать ]К июлю 2020 года глава «Иркута» сообщил, что первые поставки, как ожидается, будут отложены до 2028-2029 годов, сославшись на «трудности» совместной работы партнеров. [ 23 ]
К июню 2021 года Китай и Россия, похоже, отложили в сторону разногласия относительно будущей доли рынка и подтвердили планы начать строительство прототипа в 2021 году, а первый полет состоится в 2023 году. [ нужна ссылка ] Пандемия COVID-19 повлияла на темпы разработки, однако строительство первого прототипа началось к сентябрю 2021 года. [ нужна ссылка ] В 2022 году, после вторжения России в Украину , многочисленные санкции добавили неопределенности в это предприятие. [ 24 ] По состоянию на сентябрь 2022 года россияне сохраняли оптимизм в отношении того, что испытательные полеты могут начаться уже в 2030 году. [ 25 ]
В июне 2023 года появилась новость о том, что Comac намерена продолжить программу самостоятельно, независимо от ОАК. [ 26 ] В августе 2023 года генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь подтвердил выход России, но выразил надежду, что ОАК сможет остаться поставщиком программы. [ 27 ]
Перезапуск как Comac C929
[ редактировать ]В ноябре 2023 года, отметив, что программа переходит на стадию детального проектирования, Comac подтвердил название C929 и тот факт, что самолет «сейчас разрабатывается Китаем самостоятельно». [ 28 ]
В марте 2024 года Comac объявила, что производитель планирует поставить первую секцию фюзеляжа к сентябрю 2027 года. По их словам, самолет должен был иметь 280–400 посадочных мест и дальность полета около 12 000 км. [ 29 ]
Дизайн
[ редактировать ]Планируется три варианта: -500 будет перевозить 250 пассажиров в трех классах с дальностью полета 14 000 км (7560 миль), -600 будет иметь 280 мест и дальность полета 12 000 км (6480 миль), а -700 будет перевозить 320 пассажиров. пробег более 10 000 км (5 400 миль). [ 9 ] Двухклассовая компоновка самолета -600 будет вмещать 291 место: 243 места эконом-класса и 48 сидений бизнес-класса по шесть в ряд , которые можно разделить на восемь мест первого класса по четыре в ряд и 30 мест бизнес-класса на 281 место в трех классах. В экономичном режиме с девятью рядами в салоне -600 вмещается от 405 до 440 человек с шагом сидений 32 и 30 дюймов (81 и 76 см) соответственно. [ 18 ]
для двух экипажей Кабина экипажа выглядит как Comac C919 с пятиэкранной системой EFIS и боковым джойстиком. [ 30 ] Половину веса конструкции должны составлять композитные материалы и титан. [ 18 ]
Двигатели
[ редактировать ]Конкурентоспособному широкофюзеляжному самолету изначально потребуются западные силовые установки и бортовые системы. [ 4 ] Самолету потребуется турбовентиляторный двигатель с тягой 77 000–88 000 фунтов силы (340–390 кН). [ 31 ] Первоначально двигатель, скорее всего, будет поставлять компания Rolls-Royce или General Electric , у которых уже есть продукция этого класса. [ 32 ] CRAIC ожидает, что TSFC улучшится как минимум на 10%. [ 20 ]
На авиашоу в Чжухае с высокой тягой более поздний совместный турбовентиляторный двигатель (UEC) обсуждался в ноябре 2014 года между Avic Commercial Aircraft Engines и United Engine Corporation , параметры которого были определены в начале 2015 года для внедрения в период с 2025 по 2030 год. [ 4 ] В сентябре 2017 года меморандум о взаимопонимании был подписан Китайской между ОДК Ростеха и авиастроительной корпорацией Aero Engine Corporation : сначала совместные исследования, анализ и определение требований заказчиков, затем определение конструкции и рабочих параметров двигателя перед испытаниями в 2022 году и сертификацией в 2027 году. [ 33 ]
Более мощная версия « Авиадвигателя ПД-14», разработанная для МС-21 «Иркут», может быть разработана после его сертификации в 2017 году с увеличенной на 50% активной зоной. [ 31 ] В мае 2016 года началась разработка российского двигателя «Авиадвигатель ПД-35» мощностью 35 тс (77 000 фунтов силы) для двухдвигательного самолета, который, как ожидается, поступит в эксплуатацию в 2025 году. [ 34 ] модификация Кузнецова НК-32 ПД-30, установленная на сверхзвуковом бомбардировщике Ту-160 . В августе 2015 года также была предложена [ 35 ]
Китай самостоятельно работает над двигателем CJ-2000 . [ 36 ] Технически на нем также могли использоваться двигатели АИ-38 совместной разработки Китая и украинского «Ивченко-Прогресс» от 225-кН «Прогресс Д-18Т» Ан -124 / Ан-225 , [ 37 ] хотя Меморандум о взаимопонимании между российской ОДК и китайской AECC сделал такую возможность маловероятной. [ 38 ]
Технические характеристики
[ редактировать ]Варианты | CR929-600 |
---|---|
Емкость | 258-280 (3-й класс) |
261-291 (2-классная рассадка) | |
405-440 (места 1-го класса) [ 18 ] | |
Длина | 63,755 м (209,17 футов) [ 40 ] |
Размах крыльев | 63,86 м (209,5 футов) [ 40 ] |
Высота | 17,9 м / 58,7 футов |
Фюзеляж | 5,92 м / 19,4 фута (ширина) |
6,07 м / 19,9 футов (высота) | |
Максимальная ширина кабины | 5,61 м / 18,4 фута |
МВВ | 245 т (540 000 фунтов) [ 40 ] |
Полезная нагрузка | 48,83–50,4 т (107 700–111 100 фунтов) |
Запас топлива | 103,7 т (229 000 фунтов) |
Турбовентиляторные двигатели (x2) | будет объявлено позднее |
Толкать | 78000 фунтов силы (347 кН) [ 11 ] |
Круиз | 0,85 Маха (490 узлов; 908 км / ч) |
Диапазон | 12 000 км / 6 480 миль |
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Начато производство прототипа самолета «Крылья» китайско-российского самолета, сообщили на саммите» . Новости ШАЙН . 03.12.2021.
- ^ «Китайская компания Comac присоединяется к индустрии коммерческих пассажирских самолетов» . Чосон Ильбо . 30 июня 2011 г.
- ^ Том Зайцев (1 июня 2012 г.). «Россия и Китай обсуждают преемника Ил-96» . Разведка воздушного транспорта . Флайтглобал.
- ^ Jump up to: а б с Максим Пядушкин и Брэдли Перретт (11 февраля 2015 г.). «Разработка российско-китайской концепции широкофюзеляжного корпуса» . Неделя авиации и космических технологий .
- ^ «Россия и Китай подписали соглашение о совместном предприятии по созданию широкофюзеляжных самолетов» . Китайская авиационная газета . 26 июня 2016 г.
- ^ China Aviation Daily (3 ноября 2016 г.). «COMAC представляет китайско-российскую широкофюзеляжную модель C929 на авиашоу в Чжухае» (пресс-релиз). КОМАК.
- ^ Ричард Абулафия (17 июля 2017 г.). «Мнение: почему китайско-российский широкофюзеляжный проект не является еще одним Airbus» . Неделя авиации и космических технологий .
- ^ Чжу Вэньцянь (23 сентября 2017 г.). «Фюзеляж C929 будет производиться в Китае» . Китайская газета .
- ^ Jump up to: а б Грег Уолдрон (29 сентября 2017 г.). «ОАК и Comac окрестили семейство широкофюзеляжных самолетов CR 929» . Флайтглобал .
- ^ Мавис То (26 декабря 2017 г.). «Выдан запрос предложений на двигатель для китайско-российского CR929» . Флайтглобал .
- ^ Jump up to: а б Брэдли Перретт и Максим Пядушкин (23 мая 2018 г.). «Comac CR929 теперь больше, чем Airbus A330» . Неделя авиации и космических технологий .
- ^ Мавис То (31 мая 2018 г.). «Китайско-российский широкофюзеляжный двигатель получил семь предложений» . Флайтглобал .
- ^ Jump up to: а б Брэдли Перретт; Максим Пядушкин (10 августа 2018 г.). «Китайские, европейские и российские претенденты на шасси CR929» . Неделя авиации и космических технологий .
- ^ «ПАО «ОАК» и COMAC утвердили генеральный макет самолета CR929» (Пресс-релиз). ОАК. 8 июня 2018 г.
- ^ Дэвид Камински Морроу (2 августа 2018 г.). «Программа CR929 ищет поставщика шасси» . Флайтглобал .
- ^ Джанни Драгони (9 октября 2018 г.). «Леонардо претендует на участие в китайском макси-плане Comac» . Il Sole 24 Ore (на итальянском языке).
- ^ «Леонардо и китайская инвестиционная группа Kangde согласовывают руководящие принципы партнерства по новому дальнемагистральному авиалайнеру COMAC CR929» (PDF) (пресс-релиз). Леонардо. 26 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д Владимир Карнозов (6 ноября 2018 г.). «Мокап CR929 представлен на авиашоу в Китае 2018» . АЙН онлайн .
- ^ Мавис То (27 декабря 2018 г.). «Китай производит композитную носовую часть фюзеляжа CR929» . Флайтглобал .
- ^ Jump up to: а б с Мавис То (25 февраля 2019 г.). «Босс CR929 подробно описывает прогресс и график» . Флайтглобал .
- ^ Брэдли Перретт (30 апреля 2019 г.). «Проблема координации замедляет выбор двигателя Craic CR929» . Сеть «Авиационная неделя» .
- ^ Дэвид Камински-Морроу (12 декабря 2019 г.). «Высокоскоростная модель CR929, испытанная в аэродинамической трубе» . Флайтглобал .
- ^ Альфред Чуа (13 июля 2020 г.). «CR929 сталкивается с задержками из-за разногласий между Пекином и Москвой» . Флайтглобал .
- ^ «Китайско-российский CR929 станет еще одной жертвой вторжения в Украину» .
- ^ «Первый полет CR929 перенесен на 2030 год, с опозданием на семь лет» . 15 сентября 2022 г.
- ^ Островер, Джон (20 июня 2023 г.). «День Парижа 2: Раскол Китая и России» . Воздушный поток .
- ^ Флоттау, Йенс (22 августа 2023 г.). «Выход России из СП CR929 подчеркивает влияние санкций» . Сеть «Авиационная неделя» .
- ^ Чуа, Альфред (6 ноября 2023 г.). «Comac подтверждает прозвище «C929», поскольку широкофюзеляжный автомобиль переходит на стадию «детального проектирования» . Полет Глобал .
- ^ Баррингтон, Лиза (26 марта 2024 г.). «Китайский широкофюзеляжный самолет COMAC C929 находится на стадии детального проектирования», — заявил чиновник . Рейтер .
- ^ «Макет демонстрирует идеи кабины и салона CR929» . Флайтглобал . 9 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Владимир Карнозов (11 июня 2015 г.). «Россия и Китай добиваются создания широкофюзеляжного автомобиля следующего поколения» . Международные авиационные новости .
- ^ Григорий Полек (20 сентября 2017 г.). «Россия и Китай будут сотрудничать в разработке двигателя для нового широкофюзеляжного самолета» . АЙН .
- ^ Дэвид Камински-Морроу (20 сентября 2017 г.). «Российско-китайское сотрудничество по разработке нового дальнемагистрального реактивного двигателя» . Флайтглобал .
- ^ "Москва приступает к разработке тяжелого двигателя для совместного китайско-российского авиалайнера" . ТАСС . 20 июня 2016 г.
- ^ "Дмитрий Рогозин: двигатель для нового транспортного самолета может быть создан на базе НК-32" . Российская авиация . 17 августа 2015 г.
- ^ Брэдли Перретт (1 июня 2018 г.). «Китай продвигается вперед с широкофюзеляжным двигателем» . Неделя авиации и космических технологий .
- ^ «Идентичный большой двигатель 225 будет собран или испытан в Китае» . Лучшие новости Китая . 03.06.2017. Архивировано из оригинала 16 ноября 2017 г. Проверено 16 ноября 2017 г.
- ^ «Большое сердце» китайского пассажирского самолета CR929 подтверждает, что большой обход Украины безнадежен» Sohu ( языке). Архивировано из оригинала 27 января 2020 г. . на китайском
- ^ Брэдли Перретт (12 октября 2015 г.). «Действуем осторожно» (PDF) . Неделя авиации и космических технологий . Полномасштабная разработка китайского и российского конкурента 787-10 выглядит неизбежной.
- ^ Jump up to: а б с Брэдли Перретт (9 ноября 2018 г.). «Расписание CR929 может быть оптимистичным, считают в ОАК» . Неделя авиации и космических технологий .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- COMAC America. Архивировано 1 декабря 2019 г. в Wayback Machine.
- Владимир Карнозов (20 апреля 2019 г.). «ОАК опровергает сообщения СМИ о споре о продаже CR929 с COMAC» . АЙН онлайн .