Jump to content

Римский храм Бзиза

Координаты : 34 ° 16'12 "с.ш. 35 ° 49'18" в.д.  /  34,2699 ° с.ш. 35,8216 ° в.д.  / 34,2699; 35,8216
Римский храм Бзиза
Родное имя
Арабский : Храм Бзиза.
Вид на храм в три четверти с четырьмя стоящими ионическими колоннами спереди; Храм построен из серого известняка и стоит на зеленом лугу, слева от которого растет тополь.
Храм Азисоса в Бзизе
Расположение Бзиза , Северный Ливан
Координаты 34 ° 16'12 "с.ш. 35 ° 49'18" в.д.  /  34,2699 ° с.ш. 35,8216 ° в.д.  / 34,2699; 35,8216
Построен 1 век нашей эры
Создан для Азисос
Архитектурный стиль (ы) Ионический ордер , римский
Храм Бзиза расположен в Ливане.
Храм Бзизы
Храм Бзизы
Расположение римского храма Бзиза в Ливане

Римский храм Бзиза — хорошо сохранившееся здание первого века нашей эры, посвященное Азизосу , олицетворению утренней звезды в древнем арабском политеизме . Этот римский храм дал современному ливанскому городу Бзиза его нынешнее название, поскольку Бзиза - это искаженное слово Бет Азизо , что означает дом или храм Азизоса. Азисос был идентифицирован как Арес императором Юлианом .

Тетрастильное здание имеет две двери , простильное соединяющие пронаос с квадратной целлой . В задней части храма лежат руины адитона , где когда-то стояли изображения божества. Древний храм функционировал как эдес , жилище божества . Храм Бзиза был преобразован в церковь и претерпел архитектурные изменения на двух этапах христианизации; в ранневизантийский период и позднее в средние века . Церковь, известная до наших дней как Леди Колонн, пришла в упадок. храма Несмотря на состояние церкви, христианское благочестие все еще сохранялось в девятнадцатом веке в одной из ниш . Храм Бзиза изображен на нескольких марках, выпущенных ливанским государством.

Историческая справка

[ редактировать ]

В 64 г. до н.э. римский полководец Помпей присоединил Финикию к римской провинции Сирия после многих лет беспорядочного вакуума власти, вызванного династическими войнами Селевкидов . [ 1 ] [ 2 ] В своем трактате по истории Финикии библианский писатель Филон утверждал, что боги и богини, почитаемые в Финикии, были эллинизированными финикийскими божествами. [ 3 ] Волна культурной эллинизации породила панфиникийский патриотизм и более глубокую привязанность к доэллинским религиозным традициям. [ 3 ] Финикийская преданность древним богам продолжалась и при римском правлении, как описано в трактате De dea Сирии [ О сирийской богине второго века нашей эры ] ритора Лукиана Самосатского . Лукиан посетил священные города Сирии, Финикии и Ливана, где по всей сельской местности были разбросаны многочисленные горные святилища. [ 4 ] [ 5 ] Строительство храмов, урбанизация и монументализация городов финансировались за счет щедрых пожертвований королей-клиентов и богатых граждан, стремившихся увеличить свою власть и сферу влияния . Процветанию Римской Финикии, в свою очередь, способствовал морской экспорт и повышение статуса многочисленных финикийских городов до статуса римской колонии . [а] предоставление жителям римского гражданства . [ 6 ]

Строительство

[ редактировать ]

Храм Бзиза был построен во времена династии Юлиев-Клавдиев в первом веке нашей эры, в то время, когда римская гегемония в регионе еще укреплялась. [ 7 ] Финикийцы увековечили древнюю традицию строительства высокогорных святилищ и священных мест. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Храмы располагались на горных вершинах или над ними, которые считались священными жилищами богов и гигантов, охраняемыми архаичными людьми и дикими зверями. [ 5 ] [ 11 ] [ 9 ] Под влиянием сюзеренских держав финикийские храмы были эллинизированы, а затем романизированы, сохраняя при этом баланс между иностранными элементами и семитскими архитектурными архетипами, среди которых башенные алтари, теменои и целлы с приподнятыми адитонами . [ 12 ] [ 13 ] Храм Бзизы придерживается этой модели, которая характеризовала романизированные финикийские храмы. [ 14 ]

Отклонить

[ редактировать ]

Политика репрессий и преследований язычества была начата во время правления Константина I , когда он приказал грабить и разрушать римские храмы . [ 15 ] [ 16 ] Сын Константина Констанций II издал ряд указов, которые ужесточали формальное преследование язычников; [ 17 ] он приказал закрыть все языческие храмы и запретил языческие жертвоприношения под страхом смерти. [ 18 ] При его правлении простые христиане начали разрушать языческие храмы, гробницы и памятники. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ]

Храм Бзиза был преобразован в церковь в ранневизантийский период между пятым и шестым веками. [ 22 ] [ 23 ] и претерпел дальнейшие структурные изменения в средние века, между двенадцатым и тринадцатым веками. [ 23 ] [ 24 ] В просторечии он известен как Церковь Богоматери на Столпах ( по-арабски : Церковь Богоматери на Столпах ). [ 25 ] [ 26 ]

Современная история

[ редактировать ]
Черно-белая копия эскиза руин римского храма в три четверти. Дерево, растущее в его стенах.
Эскиз храма Бзиза 1838 года работы французского художника Антуана-Альфонса Монфора . На изображении показаны изменения, внесенные в храм, и дерево, растущее в его стенах.

В 1838 году французские художники-востоковеды Антуан-Альфонс Монфор и Франсуа Леу [ фр ] посетили и раскрасили руины храма. [ 27 ] французский эксперт по семитским языкам и цивилизациям Эрнест Ренан В 1860 году храм посетил ; он объяснил, что топонимия Бзизы является искажением финикийского Бет (или Бейт ) Азизо, и приписал городской храм Азизосу. [ 28 ] [ 29 ] [б] Фламандский иезуит-востоковед Анри Ламменс , который в то время преподавал в бейрутском университете Святого Иосифа , также посетил это место в 1894 году и сфотографировал руины храма. [ 30 ] Картины девятнадцатого века и фотографии начала двадцатого века показывают остатки удаленной часовни и дуб, укоренившийся внутри храма. [ 31 ]

В начале двадцатого века немецкий историк архитектуры Даниэль Кренкер провел исследование этого места, позже опубликовав свои результаты с помощью археолога Вилли Зшицшмана [ де ] в книге Römische Tempel in Syrien («Римские храмы в Сирии»). [ 32 ] По словам Кренкера, часовня долгое время находилась в руинах, и в девятнадцатом веке в «нише у двери» все еще сохранялось христианское служение. [ 23 ]

В 1965 году это место было раскопано ливанско-армянским археологом Арутуне Калаяном. [ 33 ] [ 34 ] обнаружен подиум и архитектурный план половины переднего фронтона, выгравированный на одной из стен храма. [ 35 ] Ливана В 1990-х годах Главное управление древностей во время реставрационных работ расчистило части часовни, чтобы подчеркнуть остатки древнего храма; остались только апсиды и прямоугольный каменный столб христианской часовни. [ 31 ]

Руины храма Бзизы были изображены на почтовой марке номиналом 35 ливанских пиастров в 1971 году и на почтовой марке номиналом 200 ливанских пиастров в 1985 году. Они снова появились на почтовой марке Ливана 2002 года. [ 36 ]

Азисос ( Пальмирена : 𐡰𐡦𐡩𐡦 ʿzyz ) [ 37 ] был арабским богом звезды утренней ; [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] Немецкий библеист Поль де Лагард показал, что Люцифер был одним из имен бога. [ 41 ] В дакийской надписи Азизосу присвоен титул Deus Bonus puer Phosphorus [добрый молодой бог Фосфор]. [ 42 ] [ 43 ] Он изображается в древнем сирийском городе Пальмира всадником в сопровождении своего - близнеца брата Арсу (в более поздних произведениях его также называли Монимосом). [ 37 ] Тейксидор считает Арсу олицетворением вечерней звезды . [ 37 ] Оба бога считались защитниками торговцев. [ 44 ] В императора Юлиана произведении « Гимн царю Гелиосу » Азиз изображен как двойник греческого бога войны Ареса , а Монимос приравнивался к Гермесу , богу торговли и путешественников. [ 45 ] [ 46 ] Согласно Юлиану, культ Азиза и Монимоса был связан с культом Гелиоса в древнем городе Эмезус ; он также рассказывает, что Азиз предшествует Гелиосу в священных процессиях. [ 45 ]

Свидетельства того, что Азиз, а чаще Азизу, использовался как общее и королевское имя, изобилуют надписями Пальмирены и Эмесана . [ 47 ] [ 48 ] Другая латинизированная форма, Азизус, была найдена в римских военных пергаментах и ​​папирусах . [ 49 ] На семитском языке корень zyz означает «могучий» или «могучий». [ 48 ] Женским аналогом Азиза является богиня Озза , которой поклонялись семиты и которая была одной из трех главных богинь доисламской арабской религии . [ 43 ] [ 42 ]

Расположение

[ редактировать ]

Город Бзиза [с] находится в районе Кура в административном округе Северной провинции Ливана , в 83 км (52 милях) к северу от Бейрута. Города расположены на высоте 410 метров (1350 футов), на южной оконечности равнины Кура (Амиун). [ 25 ] [ 50 ] Храм расположен в 350 метрах (0,22 мили) к югу от центра города. [д] и находится всего в 3 км (1,9 мили) от большого римского храмового комплекса Каср Наус в городе Айн-Аакрин . [ 51 ] [ 52 ]

Архитектура и описание

[ редактировать ]
Архитектурный план римского храма, выполненный черными чернилами, с двумя подковообразными апсидами серого цвета.
План храма Бзиза с более поздними изменениями в сером цвете.

хорошо сохранившийся тетрастиль Храм Бзиза представляет собой с детализацией ионического ордера . [ 53 ] Прямоугольный храм из тесаного камня имеет размеры 8,5 метра (28 футов) на 14 метров (46 футов). [ 54 ] [ 55 ] [ 56 ] Пронаос ; ориентирован на северо-запад перед ним стоят колонны без каннелюр, стоящие на резных в аттическом стиле постаментах . [ 34 ] Колонны имеют высоту 5,93 метра (19,5 футов) и диаметр 0,67 метра (2,2 фута). [ 57 ] колонны пронаоса храма Три монолитные все еще стоят, четвертая, найденная в северном углу храма, была разбита на две части и была восстановлена ​​во время реставрационных работ. [ 34 ] Колонны увенчаны ионическими капителями, поддерживающими фриз , охватывающий три из четырех колонн. [ 34 ] [ 58 ] Пространство между центральными колоннами шире, чем между дистальными колоннами. [ 59 ] Колоннада была добавлена ​​на более позднем этапе строительства храма, о чем свидетельствует стиль ионических капителей, соответствующий модели, найденной в Сирии и Анатолии во втором веке нашей эры. [ 34 ] [ 60 ] Пронаос хорошо сохранился, его обрамляют короткие анты, заканчивающиеся угловатыми пилястрами , повторяющимися в задней части здания. [ 34 ] В храм можно было попасть по разобранной лестнице. [ 34 ]

Пронаос соединен с целлой двумя входами: массивной, богато украшенной центральной дверью и боковой дверью меньшего размера, расположенной слева от главного входа. [ 34 ] [ 59 ] Косяки . двери украшены фризами главной Декор перемычки и антаблемента тонко реализован тремя фасциями, украшенными богатым растительным орнаментом. Карниз , украшен модильонами с изображениями двух маленьких Побед расположенных по диагонали, по обоим углам карниза. на большой двери Капли выполнены в коринфском ордере . Меньшая дверь храма имеет только две панели. Перемычка украшена фризом и коринфским камнем. [ 34 ]

Девять схем, показывающих планы различных типов греко-римских храмов. Подписи каждого типа гласят: Толос, Храм в антисе, Двойной храм в антисе, Тетрастиль Простиль, Тетрастиль Амфипростейль, Гексастиль псевдопериптеральный, Октастиль псевдопериптеральный, Гексастиль периптеральный, Октастиль периптеральный.
Схема типологии храмов . В левом нижнем углу изображен четырехстильный простильный храм без адитона, найденного в задней части целлы в Бзизе.

Целла состоит из двух камер, первая из которых имеет примерно квадратную форму, за которой следует адитон в задней части здания. [ 14 ] По обе стороны стен целлы храма расположены ниши, которые когда-то использовались для размещения статуй. [ 22 ] Сохранились две ниши правой стены целлы. Первая ниша увенчана формой гребешка ; другой простой и прямоугольный. [ 14 ] Перед нишами стояли небольшие колонны; они поддерживали простой архитрав и архивольт с тремя фасциями. [ 14 ] В задней части храма видны следы платформы адитона. Адитон можно узнать по остаткам двух пилястр с основаниями в аттическом стиле в юго-западной стене. Основания пилястр расположены на высоте 1,66 метра (5,4 фута) над уровнем земли целлы, что позволяет предположить, что они были частью храмового купола , где когда-то размещалась статуя храмового божества. [ 14 ] [ 61 ]

Калаян отметил, что на внешней стороне юго-западной стены целлы имеются следы архитектурного эскиза сборки полуфронтона пронаоса храма. [ 35 ] [ 62 ] [ 63 ] Другой гравированный эскиз показывает план антаблемента храма. [ 64 ] Размеры ныне утраченного фронтона составляли 8,5 метра (28 футов) на 3 метра (9,8 фута). [ 65 ] Раскопки, проведенные Калаяном, выявили приподнятый подиум, который не был отмечен в исследовании Кренкера. [ 34 ] Незавершенный подиум охватывает юго-западную сторону храма и структурно независим от фундамента храма . [ 34 ] [ 66 ] Это дополнение указывает на незавершенный план преобразования простильного храма в периптерос . [ 66 ]

Архитектурный черно-белый эскиз стены без некоторых камней, с дверью в центре и следами резьбы на поверхности стены.
Архитектурные гравюры, обнаруженные Калаяном на юго-западной стене храма, показывающие план половины фронтона.

В византийские времена в стенах храма была построена церковь. [ 22 ] [ 26 ] Ориентация здания была изменена с северо-запада на восток; главная дверь храма была обнесена стеной, а в юго-западной стене целлы открылся новый дверной проем. Платформа и задняя стена адитона были разобраны, а северо-восточная стена заменена двойной апсидой. [ 22 ] [ 67 ] Апсиды имеют четырехгранный многоугольный шевет и имеют форму подковы с проемом 3,2 метра (10 футов) для северной апсиды и 3,57 метра (11,7 футов) для южной апсиды. [ 68 ] Целая часть последнего сохранилась до фрамуги апсиды , расположенной на высоте 3,3 метра (11 футов) от нынешнего пола целлы. [ 68 ] Молдинг полукупола отделяет стену апсиды от наверху . Качество стереотомии апсид сравнимо с качеством древних повторно использованных храмовых блоков; Апсиды датируются, по мнению Кренкера и Чицшмана, ранневизантийским периодом. [ 23 ] [ 24 ]

Дальнейшие изменения были внесены в церковь в средние века. К прилегающей стене двух апсид был добавлен прямоугольный каменный столб высотой 4,33 метра (14,2 фута). В северном, западном и южном углах целлы было еще три подобных колонны, которые были удалены во время реставрации храма в 1990-х годах. Колонны поддерживали паховые своды, закрывающие два нефа средневековой часовни. [ 23 ] [ 24 ] На двух росписях фасада храма 1838 года изображены ворота, расположенные в центральной колонне пронаоса. В начале ХХ века от ворот сохранилась только левая сторона, о чем свидетельствует фотография, сделанная в тот период. [ 69 ] Ливанско-армянский археолог Левон Нордигян предполагает, что пронаос мог служить церковным притвором или мог быть предназначен исключительно для верующих женщин через эту отдельную входную дверь. [ 24 ]

Помимо архитектурных изменений, на христианских крестах в храме было обнаружено несколько гравюр . Варианты креста дают информацию о разных этапах христианизации памятника. латинский крест и несколько раздвоенных крестов, аналогичных восточно-сирийскому В храме найдены варианту. Некоторые из раздвоенных крестов заключены в круги. [ 70 ] К югу от храма были обнаружены подземные гробницы, высеченные в скалах. [ 58 ]

Фронтальное черно-белое изображение руин ионического храма: массивная входная дверь и боковая дверь поменьше. Справа от фасада храма сидят двое детей в головных уборах.
Фотография храма Бзиза, сделанная Анри Ламменсом в 1894 году.

Происхождение современного слова храм – латинское templum . Однако слово templum обозначает священную территорию, внутри которой был построен aedes (святилище или храм). Основная функция эдес заключалась в размещении культового изображения божества, которое обычно размещалось в адитоне римских храмов в Ливане . [ 71 ] [ 72 ] Адитон — самая внутренняя комната храма, расположенная в задней части целлы. [ 14 ] [ 71 ] Храм Бзизы представляет собой эдес, соответствующий этому расположению; до его возвышенного адитона можно было подняться по лестнице. [ 14 ] Римское богослужение не проводилось внутри самого эдеса, поскольку здание не выполняло функции собрания, как места поклонения современных монотеистических религий; Aedes был доступен только жрецам , авгурам и привилегированным лицам. Римские религиозные ритуалы и жертвоприношения проводились на алтаре, посвященном храмовому божеству, который всегда располагался снаружи перед эдесами, где собирались верующие. Такое расположение отражает публичный характер римских религиозных служб, контрастирующий с частным характером современных религиозных служб. [ 71 ] [ 73 ] Во дворе храма прихожане стояли лицом к двери эдеса, в пределах видимости изображения божества. [ 74 ]

В своем трактате об архитектуре римский архитектор Марк Витрувий Поллион сформулировал правило расположения храмов:

Квартал, в сторону которого должны быть обращены храмы бессмертных богов, должен определяться исходя из того принципа, что, если нет причин препятствовать и выбор свободен, храм и статуя, помещенная в целлу, должны быть обращены в западную четверть стены. небо. Это позволит тем, кто приближается к алтарю с подношениями или жертвоприношениями, смотреть в сторону восхода солнца, глядя на статую в храме, и, таким образом, те, кто дает обеты, смотрят в сторону той стороны, из которой выходит солнце, а также и сами статуи. кажется, выходят с востока, чтобы посмотреть на них, когда они молятся и приносят жертвы.

- Витрувий, Десять книг по архитектуре , IV:v:1

Храм Бзиза — один из немногих римских храмов в Ливане, соблюдающих это правило, поскольку храм ориентирован на северо-запад; в Бзизе культовое изображение освещалось заходящим солнцем через вход в храм. [ 75 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
^a Финикийские города, ставшие римскими колониями: Бейрут (колония Юлия Августа Феликс Берит), Баальбек (колония Юлия Августа Феликс Гелиополис), Акра (колония Клаудиа Стабилис Германика Птолемаис Феликс), Тир (колония Септимия Тира), Сидон (колония Аурелия Пиа метрополис). сидонцев), Арка (колония Цезаря в Ливане). [ 76 ]
^b Ренан объяснил в своем отчете: На ливанском языке инициалы B (Бтеда, Бтеддин, Бхадидат и т. д.) обычно являются аббревиатурой Бет. De même, dans la Gémare, " בי " pour " בית ". [В Ливане буква Б (Бтеда, Бтеддин, Бхадидат и т. д.) обычно является аббревиатурой Бет. Точно так же в Гемаре « בי » означает « בית ».] В более поздней главе он подтвердил свою предыдущую интерпретацию: Le B Initial est sans doute le reste de Beth, conservé dans Bziza = Beth-Aziz, Beschtoudar = Beth-Aschtar, Дербаштар = Дейр Бет-Аштар. [Первоначальная буква B, без сомнения, представляет собой искаженное слово Бет, которое сохранилось в [названиях городов] Бзиза = Бет-Азиз, Бештудар = Бет- Аштар , Бербаштар = Дейр Бет-Аштар.] (Ренан 1864). Эту топонимию и атрибуцию храма поддержали более поздние историки и специалисты по ономастолгии . [ 77 ] [ 78 ] [ 79 ] [ 80 ]
^ c Бзиза произносится как Бзизо в горных деревнях Северного Ливана из-за сохранившегося ханаанского сдвига гласной (ā) на (ō). [ 81 ] [ 82 ]
^ d А именно. координаты.
  1. ^ Некоторые 2019 г. , с. 112.
  2. ^ Этередж 2011 , с. 130.
  3. ^ Jump up to: а б Какой-то 2019 год , с. 117
  4. ^ Лукиан 1913 , стихи 9–10.
  5. ^ Jump up to: а б Какой-то 2019 год , с. 120
  6. ^ Aliquot 2019 , стр. 113–115.
  7. ^ Лето 2013 г. , стр. 70.
  8. ^ Некоторые 2019 г. , с. 121
  9. ^ Jump up to: а б Саллес 1995 , с. 571.
  10. ^ «4 Царств 16:3–4» . Архивировано из оригинала 28 ноября 2019 года . Проверено 28 ноября 2019 г.
  11. ^ Болл 2002 , с. 322.
  12. ^ Aliquot 2019 , стр. 120–121.
  13. ^ Болл 2002 , с. 334.
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж г Какой-то 2012 год , с. 51.
  15. ^ Хьюз 1947 , с. 173.
  16. ^ Евсевий 2018 , Книга 3, Глава 1.
  17. ^ Кирш 2005 , глава «Пусть любопытство узнать будущее замолчит навсегда».
  18. ^ Хьюз 1947 , с. 172.
  19. ^ Созомен 1855 , Глава 5.
  20. ^ Феодосий II 438 , 9.17.2.
  21. Феодосий II 438 , 16.10.3.
  22. ^ Jump up to: а б с д Кредитование, Йона (23 ноября 2018 г.). «Бзиза» . www.livius.org . Ливиус. Архивировано из оригинала 31 марта 2018 года.
  23. ^ Jump up to: а б с д и Кренкер и Зшицшманн 1978 , с. 5.
  24. ^ Jump up to: а б с д Северные страны 2016 , с. 396.
  25. ^ Jump up to: а б Ренан 1864 , стр. 134–135.
  26. ^ Jump up to: а б Абу-Иззэддин 1963 , с. 24.
  27. ^ Дюссо 1921 , стр. 67–68.
  28. ^ Ренан 1864 , стр. 134, 238.
  29. ^ Джордан 1997 .
  30. ^ Кнутс 2008 , с. 413.
  31. ^ Jump up to: а б Северные страны 2016 , с. 395.
  32. ^ Кренкер и Зшицшманн 1978 , стр. 3–7.
  33. ^ С 1965 года .
  34. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Какой-то 2012 год , с. 50
  35. ^ Jump up to: а б С 1971 г. , с. 269.
  36. ^ « Ливанские почтовые марки с изображением храма Бзиза ». Colnect.com . Колнект. 18 сентября 2019. Архивировано из оригинала [1] , [2] , [3] 18 сентября 2019 года. Проверено 18 сентября 2019 года.
  37. ^ Jump up to: а б с Уивер 1979 , стр. 68–71.
  38. ^ Иордания 2014 , с. 40.
  39. ^ Дрейверс 1972 , с. 359.
  40. ^ Патрик 1990 , с. 113.
  41. ^ де Лагард 1889 , с. 16.
  42. ^ Jump up to: а б Дрейверс 1972 , с. 370.
  43. ^ Jump up to: а б Смит и Гольдцихер 1903 , с. 302.
  44. ^ Иордания 2014 , с. 30.
  45. ^ Jump up to: а б Юлиан 362 , стих 150.
  46. ^ Зельманн-Рорер 2017 , стр. 349–362.
  47. ^ Боуэн 1869 , с. 46.
  48. ^ Jump up to: а б Дирвен 1999 , с. 237.
  49. ^ Финк 1931 , с. 462.
  50. ^ «Бзиза – Локалибан» . www.localiban.org . Локалибан. 2 июля 2015 года. Архивировано из оригинала 22 сентября 2019 года . Проверено 11 сентября 2019 г.
  51. ^ «Айн Аакрин – Локалибан» . www.localiban.org . Локалибан. 25 июля 2015 года. Архивировано из оригинала 22 сентября 2019 года . Проверено 22 сентября 2019 г.
  52. ^ Кредитование, Йона (4 сентября 2019 г.). «Айн Акрине (Каср Наус) – Ливиус» . www.livius.org . Ливиус. Архивировано из оригинала 4 сентября 2019 года . Проверено 22 сентября 2019 г.
  53. ^ Зима и Федак 2006 , с. 31.
  54. ^ Дентцер-Фейди 1999 , стр. 530–531.
  55. ^ Райт 2009 , с. XLII.
  56. ^ Де Блуа, Функе и Хан 2004 , стр. 134.
  57. ^ Кахваги-Джанхо 2016 , с. 192.
  58. ^ Jump up to: а б Скилс и Скилс 2001 , с. 239.
  59. ^ Jump up to: а б Лето 2013 , стр. 71.
  60. ^ С 1971 , с. 271.
  61. ^ Нордигуан 2016 , с. 391.
  62. ^ Английский 1999 , с. 2.
  63. ^ Поми 2009 , с. 59.
  64. ^ Курс 2016 , стр. 43, 75–76.
  65. ^ Капелле 2017 , с. 796.
  66. ^ Jump up to: а б Нордигуан 2005 , с. 192.
  67. ^ Некоторые 2012 , с. 52.
  68. ^ Jump up to: а б Северные страны 2016 , с. 394.
  69. ^ Нордигуан 2016 , стр. 395–396.
  70. ^ Гарро Форрест 2011 , стр. 193–214.
  71. ^ Jump up to: а б с Олдрете 2004 , с. 150.
  72. ^ Ясмин 2009 , с. 129.
  73. ^ Тейлор 1971 , стр. 13–14.
  74. ^ Тейлор 1971 , с. 14.
  75. ^ Тейлор 1971 , с. 12.
  76. ^ Aliquot 2019 , стр. 114–115.
  77. ^ Аббуди 1988 , с. 226.
  78. ^ Дибс 1902 , с. 224.
  79. ^ Гарро Форрест 2011 , с. 197.
  80. ^ Искандар 2001 , с. 143.
  81. ^ Кросс 1980 , с. 14.
  82. ^ Фегхали 1918 , с. 21.

Библиография

[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c8a6c5180032f857ddec09e94d42d4d8__1703059320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c8/d8/c8a6c5180032f857ddec09e94d42d4d8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Roman temple of Bziza - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)