Римский храм Бзиза
Римский храм Бзиза | |
---|---|
Родное имя Арабский : Храм Бзиза. | |
![]() Храм Азисоса в Бзизе | |
Расположение | Бзиза , Северный Ливан |
Координаты | 34 ° 16'12 "с.ш. 35 ° 49'18" в.д. / 34,2699 ° с.ш. 35,8216 ° в.д. |
Построен | 1 век нашей эры |
Создан для | Азисос |
Архитектурный стиль (ы) | Ионический ордер , римский |
Римский храм Бзиза — хорошо сохранившееся здание первого века нашей эры, посвященное Азизосу , олицетворению утренней звезды в древнем арабском политеизме . Этот римский храм дал современному ливанскому городу Бзиза его нынешнее название, поскольку Бзиза - это искаженное слово Бет Азизо , что означает дом или храм Азизоса. Азисос был идентифицирован как Арес императором Юлианом .
Тетрастильное здание имеет две двери , простильное соединяющие пронаос с квадратной целлой . В задней части храма лежат руины адитона , где когда-то стояли изображения божества. Древний храм функционировал как эдес , жилище божества . Храм Бзиза был преобразован в церковь и претерпел архитектурные изменения на двух этапах христианизации; в ранневизантийский период и позднее в средние века . Церковь, известная до наших дней как Леди Колонн, пришла в упадок. храма Несмотря на состояние церкви, христианское благочестие все еще сохранялось в девятнадцатом веке в одной из ниш . Храм Бзиза изображен на нескольких марках, выпущенных ливанским государством.
История
[ редактировать ]Историческая справка
[ редактировать ]В 64 г. до н.э. римский полководец Помпей присоединил Финикию к римской провинции Сирия после многих лет беспорядочного вакуума власти, вызванного династическими войнами Селевкидов . [ 1 ] [ 2 ] В своем трактате по истории Финикии библианский писатель Филон утверждал, что боги и богини, почитаемые в Финикии, были эллинизированными финикийскими божествами. [ 3 ] Волна культурной эллинизации породила панфиникийский патриотизм и более глубокую привязанность к доэллинским религиозным традициям. [ 3 ] Финикийская преданность древним богам продолжалась и при римском правлении, как описано в трактате De dea Сирии [ О сирийской богине второго века нашей эры ] ритора Лукиана Самосатского . Лукиан посетил священные города Сирии, Финикии и Ливана, где по всей сельской местности были разбросаны многочисленные горные святилища. [ 4 ] [ 5 ] Строительство храмов, урбанизация и монументализация городов финансировались за счет щедрых пожертвований королей-клиентов и богатых граждан, стремившихся увеличить свою власть и сферу влияния . Процветанию Римской Финикии, в свою очередь, способствовал морской экспорт и повышение статуса многочисленных финикийских городов до статуса римской колонии . [а] предоставление жителям римского гражданства . [ 6 ]
Строительство
[ редактировать ]Храм Бзиза был построен во времена династии Юлиев-Клавдиев в первом веке нашей эры, в то время, когда римская гегемония в регионе еще укреплялась. [ 7 ] Финикийцы увековечили древнюю традицию строительства высокогорных святилищ и священных мест. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Храмы располагались на горных вершинах или над ними, которые считались священными жилищами богов и гигантов, охраняемыми архаичными людьми и дикими зверями. [ 5 ] [ 11 ] [ 9 ] Под влиянием сюзеренских держав финикийские храмы были эллинизированы, а затем романизированы, сохраняя при этом баланс между иностранными элементами и семитскими архитектурными архетипами, среди которых башенные алтари, теменои и целлы с приподнятыми адитонами . [ 12 ] [ 13 ] Храм Бзизы придерживается этой модели, которая характеризовала романизированные финикийские храмы. [ 14 ]
Отклонить
[ редактировать ]Политика репрессий и преследований язычества была начата во время правления Константина I , когда он приказал грабить и разрушать римские храмы . [ 15 ] [ 16 ] Сын Константина Констанций II издал ряд указов, которые ужесточали формальное преследование язычников; [ 17 ] он приказал закрыть все языческие храмы и запретил языческие жертвоприношения под страхом смерти. [ 18 ] При его правлении простые христиане начали разрушать языческие храмы, гробницы и памятники. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ]
Храм Бзиза был преобразован в церковь в ранневизантийский период между пятым и шестым веками. [ 22 ] [ 23 ] и претерпел дальнейшие структурные изменения в средние века, между двенадцатым и тринадцатым веками. [ 23 ] [ 24 ] В просторечии он известен как Церковь Богоматери на Столпах ( по-арабски : Церковь Богоматери на Столпах ). [ 25 ] [ 26 ]
Современная история
[ редактировать ]
В 1838 году французские художники-востоковеды Антуан-Альфонс Монфор и Франсуа Леу посетили и раскрасили руины храма. [ 27 ] французский эксперт по семитским языкам и цивилизациям Эрнест Ренан В 1860 году храм посетил ; он объяснил, что топонимия Бзизы является искажением финикийского Бет (или Бейт ) Азизо, и приписал городской храм Азизосу. [ 28 ] [ 29 ] [б] Фламандский иезуит-востоковед Анри Ламменс , который в то время преподавал в бейрутском университете Святого Иосифа , также посетил это место в 1894 году и сфотографировал руины храма. [ 30 ] Картины девятнадцатого века и фотографии начала двадцатого века показывают остатки удаленной часовни и дуб, укоренившийся внутри храма. [ 31 ]
В начале двадцатого века немецкий историк архитектуры Даниэль Кренкер провел исследование этого места, позже опубликовав свои результаты с помощью археолога Вилли Зшицшмана в книге Römische Tempel in Syrien («Римские храмы в Сирии»). [ 32 ] По словам Кренкера, часовня долгое время находилась в руинах, и в девятнадцатом веке в «нише у двери» все еще сохранялось христианское служение. [ 23 ]
В 1965 году это место было раскопано ливанско-армянским археологом Арутуне Калаяном. [ 33 ] [ 34 ] обнаружен подиум и архитектурный план половины переднего фронтона, выгравированный на одной из стен храма. [ 35 ] Ливана В 1990-х годах Главное управление древностей во время реставрационных работ расчистило части часовни, чтобы подчеркнуть остатки древнего храма; остались только апсиды и прямоугольный каменный столб христианской часовни. [ 31 ]
Руины храма Бзизы были изображены на почтовой марке номиналом 35 ливанских пиастров в 1971 году и на почтовой марке номиналом 200 ливанских пиастров в 1985 году. Они снова появились на почтовой марке Ливана 2002 года. [ 36 ]
Азисос
[ редактировать ]Азисос ( Пальмирена : 𐡰𐡦𐡩𐡦 ʿzyz ) [ 37 ] был арабским богом звезды утренней ; [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] Немецкий библеист Поль де Лагард показал, что Люцифер был одним из имен бога. [ 41 ] В дакийской надписи Азизосу присвоен титул Deus Bonus puer Phosphorus [добрый молодой бог Фосфор]. [ 42 ] [ 43 ] Он изображается в древнем сирийском городе Пальмира всадником в сопровождении своего - близнеца брата Арсу (в более поздних произведениях его также называли Монимосом). [ 37 ] Тейксидор считает Арсу олицетворением вечерней звезды . [ 37 ] Оба бога считались защитниками торговцев. [ 44 ] В императора Юлиана произведении « Гимн царю Гелиосу » Азиз изображен как двойник греческого бога войны Ареса , а Монимос приравнивался к Гермесу , богу торговли и путешественников. [ 45 ] [ 46 ] Согласно Юлиану, культ Азиза и Монимоса был связан с культом Гелиоса в древнем городе Эмезус ; он также рассказывает, что Азиз предшествует Гелиосу в священных процессиях. [ 45 ]
Свидетельства того, что Азиз, а чаще Азизу, использовался как общее и королевское имя, изобилуют надписями Пальмирены и Эмесана . [ 47 ] [ 48 ] Другая латинизированная форма, Азизус, была найдена в римских военных пергаментах и папирусах . [ 49 ] На семитском языке корень zyz означает «могучий» или «могучий». [ 48 ] Женским аналогом Азиза является богиня Озза , которой поклонялись семиты и которая была одной из трех главных богинь доисламской арабской религии . [ 43 ] [ 42 ]
Расположение
[ редактировать ]Город Бзиза [с] находится в районе Кура в административном округе Северной провинции Ливана , в 83 км (52 милях) к северу от Бейрута. Города расположены на высоте 410 метров (1350 футов), на южной оконечности равнины Кура (Амиун). [ 25 ] [ 50 ] Храм расположен в 350 метрах (0,22 мили) к югу от центра города. [д] и находится всего в 3 км (1,9 мили) от большого римского храмового комплекса Каср Наус в городе Айн-Аакрин . [ 51 ] [ 52 ]
Архитектура и описание
[ редактировать ]
хорошо сохранившийся тетрастиль Храм Бзиза представляет собой с детализацией ионического ордера . [ 53 ] Прямоугольный храм из тесаного камня имеет размеры 8,5 метра (28 футов) на 14 метров (46 футов). [ 54 ] [ 55 ] [ 56 ] Пронаос ; ориентирован на северо-запад перед ним стоят колонны без каннелюр, стоящие на резных в аттическом стиле постаментах . [ 34 ] Колонны имеют высоту 5,93 метра (19,5 футов) и диаметр 0,67 метра (2,2 фута). [ 57 ] колонны пронаоса храма Три монолитные все еще стоят, четвертая, найденная в северном углу храма, была разбита на две части и была восстановлена во время реставрационных работ. [ 34 ] Колонны увенчаны ионическими капителями, поддерживающими фриз , охватывающий три из четырех колонн. [ 34 ] [ 58 ] Пространство между центральными колоннами шире, чем между дистальными колоннами. [ 59 ] Колоннада была добавлена на более позднем этапе строительства храма, о чем свидетельствует стиль ионических капителей, соответствующий модели, найденной в Сирии и Анатолии во втором веке нашей эры. [ 34 ] [ 60 ] Пронаос хорошо сохранился, его обрамляют короткие анты, заканчивающиеся угловатыми пилястрами , повторяющимися в задней части здания. [ 34 ] В храм можно было попасть по разобранной лестнице. [ 34 ]
Пронаос соединен с целлой двумя входами: массивной, богато украшенной центральной дверью и боковой дверью меньшего размера, расположенной слева от главного входа. [ 34 ] [ 59 ] Косяки . двери украшены фризами главной Декор перемычки и антаблемента тонко реализован тремя фасциями, украшенными богатым растительным орнаментом. Карниз , украшен модильонами с изображениями двух маленьких Побед расположенных по диагонали, по обоим углам карниза. на большой двери Капли выполнены в коринфском ордере . Меньшая дверь храма имеет только две панели. Перемычка украшена фризом и коринфским камнем. [ 34 ]

Целла состоит из двух камер, первая из которых имеет примерно квадратную форму, за которой следует адитон в задней части здания. [ 14 ] По обе стороны стен целлы храма расположены ниши, которые когда-то использовались для размещения статуй. [ 22 ] Сохранились две ниши правой стены целлы. Первая ниша увенчана формой гребешка ; другой простой и прямоугольный. [ 14 ] Перед нишами стояли небольшие колонны; они поддерживали простой архитрав и архивольт с тремя фасциями. [ 14 ] В задней части храма видны следы платформы адитона. Адитон можно узнать по остаткам двух пилястр с основаниями в аттическом стиле в юго-западной стене. Основания пилястр расположены на высоте 1,66 метра (5,4 фута) над уровнем земли целлы, что позволяет предположить, что они были частью храмового купола , где когда-то размещалась статуя храмового божества. [ 14 ] [ 61 ]
Калаян отметил, что на внешней стороне юго-западной стены целлы имеются следы архитектурного эскиза сборки полуфронтона пронаоса храма. [ 35 ] [ 62 ] [ 63 ] Другой гравированный эскиз показывает план антаблемента храма. [ 64 ] Размеры ныне утраченного фронтона составляли 8,5 метра (28 футов) на 3 метра (9,8 фута). [ 65 ] Раскопки, проведенные Калаяном, выявили приподнятый подиум, который не был отмечен в исследовании Кренкера. [ 34 ] Незавершенный подиум охватывает юго-западную сторону храма и структурно независим от фундамента храма . [ 34 ] [ 66 ] Это дополнение указывает на незавершенный план преобразования простильного храма в периптерос . [ 66 ]

В византийские времена в стенах храма была построена церковь. [ 22 ] [ 26 ] Ориентация здания была изменена с северо-запада на восток; главная дверь храма была обнесена стеной, а в юго-западной стене целлы открылся новый дверной проем. Платформа и задняя стена адитона были разобраны, а северо-восточная стена заменена двойной апсидой. [ 22 ] [ 67 ] Апсиды имеют четырехгранный многоугольный шевет и имеют форму подковы с проемом 3,2 метра (10 футов) для северной апсиды и 3,57 метра (11,7 футов) для южной апсиды. [ 68 ] Целая часть последнего сохранилась до фрамуги апсиды , расположенной на высоте 3,3 метра (11 футов) от нынешнего пола целлы. [ 68 ] Молдинг полукупола отделяет стену апсиды от наверху . Качество стереотомии апсид сравнимо с качеством древних повторно использованных храмовых блоков; Апсиды датируются, по мнению Кренкера и Чицшмана, ранневизантийским периодом. [ 23 ] [ 24 ]
Дальнейшие изменения были внесены в церковь в средние века. К прилегающей стене двух апсид был добавлен прямоугольный каменный столб высотой 4,33 метра (14,2 фута). В северном, западном и южном углах целлы было еще три подобных колонны, которые были удалены во время реставрации храма в 1990-х годах. Колонны поддерживали паховые своды, закрывающие два нефа средневековой часовни. [ 23 ] [ 24 ] На двух росписях фасада храма 1838 года изображены ворота, расположенные в центральной колонне пронаоса. В начале ХХ века от ворот сохранилась только левая сторона, о чем свидетельствует фотография, сделанная в тот период. [ 69 ] Ливанско-армянский археолог Левон Нордигян предполагает, что пронаос мог служить церковным притвором или мог быть предназначен исключительно для верующих женщин через эту отдельную входную дверь. [ 24 ]
Помимо архитектурных изменений, на христианских крестах в храме было обнаружено несколько гравюр . Варианты креста дают информацию о разных этапах христианизации памятника. латинский крест и несколько раздвоенных крестов, аналогичных восточно-сирийскому В храме найдены варианту. Некоторые из раздвоенных крестов заключены в круги. [ 70 ] К югу от храма были обнаружены подземные гробницы, высеченные в скалах. [ 58 ]
Функция
[ редактировать ]
Происхождение современного слова храм – латинское templum . Однако слово templum обозначает священную территорию, внутри которой был построен aedes (святилище или храм). Основная функция эдес заключалась в размещении культового изображения божества, которое обычно размещалось в адитоне римских храмов в Ливане . [ 71 ] [ 72 ] Адитон — самая внутренняя комната храма, расположенная в задней части целлы. [ 14 ] [ 71 ] Храм Бзизы представляет собой эдес, соответствующий этому расположению; до его возвышенного адитона можно было подняться по лестнице. [ 14 ] Римское богослужение не проводилось внутри самого эдеса, поскольку здание не выполняло функции собрания, как места поклонения современных монотеистических религий; Aedes был доступен только жрецам , авгурам и привилегированным лицам. Римские религиозные ритуалы и жертвоприношения проводились на алтаре, посвященном храмовому божеству, который всегда располагался снаружи перед эдесами, где собирались верующие. Такое расположение отражает публичный характер римских религиозных служб, контрастирующий с частным характером современных религиозных служб. [ 71 ] [ 73 ] Во дворе храма прихожане стояли лицом к двери эдеса, в пределах видимости изображения божества. [ 74 ]
В своем трактате об архитектуре римский архитектор Марк Витрувий Поллион сформулировал правило расположения храмов:
Квартал, в сторону которого должны быть обращены храмы бессмертных богов, должен определяться исходя из того принципа, что, если нет причин препятствовать и выбор свободен, храм и статуя, помещенная в целлу, должны быть обращены в западную четверть стены. небо. Это позволит тем, кто приближается к алтарю с подношениями или жертвоприношениями, смотреть в сторону восхода солнца, глядя на статую в храме, и, таким образом, те, кто дает обеты, смотрят в сторону той стороны, из которой выходит солнце, а также и сами статуи. кажется, выходят с востока, чтобы посмотреть на них, когда они молятся и приносят жертвы.
- Витрувий, Десять книг по архитектуре , IV:v:1
Храм Бзиза — один из немногих римских храмов в Ливане, соблюдающих это правило, поскольку храм ориентирован на северо-запад; в Бзизе культовое изображение освещалось заходящим солнцем через вход в храм. [ 75 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^a Финикийские города, ставшие римскими колониями: Бейрут (колония Юлия Августа Феликс Берит), Баальбек (колония Юлия Августа Феликс Гелиополис), Акра (колония Клаудиа Стабилис Германика Птолемаис Феликс), Тир (колония Септимия Тира), Сидон (колония Аурелия Пиа метрополис). сидонцев), Арка (колония Цезаря в Ливане). [ 76 ]
- ^b Ренан объяснил в своем отчете: На ливанском языке инициалы B (Бтеда, Бтеддин, Бхадидат и т. д.) обычно являются аббревиатурой Бет. De même, dans la Gémare, " בי " pour " בית ". [В Ливане буква Б (Бтеда, Бтеддин, Бхадидат и т. д.) обычно является аббревиатурой Бет. Точно так же в Гемаре « בי » означает « בית ».] В более поздней главе он подтвердил свою предыдущую интерпретацию: Le B Initial est sans doute le reste de Beth, conservé dans Bziza = Beth-Aziz, Beschtoudar = Beth-Aschtar, Дербаштар = Дейр Бет-Аштар. [Первоначальная буква B, без сомнения, представляет собой искаженное слово Бет, которое сохранилось в [названиях городов] Бзиза = Бет-Азиз, Бештудар = Бет- Аштар , Бербаштар = Дейр Бет-Аштар.] (Ренан 1864). Эту топонимию и атрибуцию храма поддержали более поздние историки и специалисты по ономастолгии . [ 77 ] [ 78 ] [ 79 ] [ 80 ]
- ^ c Бзиза произносится как Бзизо в горных деревнях Северного Ливана из-за сохранившегося ханаанского сдвига гласной (ā) на (ō). [ 81 ] [ 82 ]
- ^ d А именно. координаты.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Некоторые 2019 г. , с. 112.
- ^ Этередж 2011 , с. 130.
- ^ Jump up to: а б Какой-то 2019 год , с. 117
- ^ Лукиан 1913 , стихи 9–10.
- ^ Jump up to: а б Какой-то 2019 год , с. 120
- ^ Aliquot 2019 , стр. 113–115.
- ^ Лето 2013 г. , стр. 70.
- ^ Некоторые 2019 г. , с. 121
- ^ Jump up to: а б Саллес 1995 , с. 571.
- ^ «4 Царств 16:3–4» . Архивировано из оригинала 28 ноября 2019 года . Проверено 28 ноября 2019 г.
- ^ Болл 2002 , с. 322.
- ^ Aliquot 2019 , стр. 120–121.
- ^ Болл 2002 , с. 334.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Какой-то 2012 год , с. 51.
- ^ Хьюз 1947 , с. 173.
- ^ Евсевий 2018 , Книга 3, Глава 1.
- ^ Кирш 2005 , глава «Пусть любопытство узнать будущее замолчит навсегда».
- ^ Хьюз 1947 , с. 172.
- ^ Созомен 1855 , Глава 5.
- ^ Феодосий II 438 , 9.17.2.
- ↑ Феодосий II 438 , 16.10.3.
- ^ Jump up to: а б с д Кредитование, Йона (23 ноября 2018 г.). «Бзиза» . www.livius.org . Ливиус. Архивировано из оригинала 31 марта 2018 года.
- ^ Jump up to: а б с д и Кренкер и Зшицшманн 1978 , с. 5.
- ^ Jump up to: а б с д Северные страны 2016 , с. 396.
- ^ Jump up to: а б Ренан 1864 , стр. 134–135.
- ^ Jump up to: а б Абу-Иззэддин 1963 , с. 24.
- ^ Дюссо 1921 , стр. 67–68.
- ^ Ренан 1864 , стр. 134, 238.
- ^ Джордан 1997 .
- ^ Кнутс 2008 , с. 413.
- ^ Jump up to: а б Северные страны 2016 , с. 395.
- ^ Кренкер и Зшицшманн 1978 , стр. 3–7.
- ^ С 1965 года .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Какой-то 2012 год , с. 50
- ^ Jump up to: а б С 1971 г. , с. 269.
- ^ « Ливанские почтовые марки с изображением храма Бзиза ». Colnect.com . Колнект. 18 сентября 2019. Архивировано из оригинала [1] , [2] , [3] 18 сентября 2019 года. Проверено 18 сентября 2019 года.
- ^ Jump up to: а б с Уивер 1979 , стр. 68–71.
- ^ Иордания 2014 , с. 40.
- ^ Дрейверс 1972 , с. 359.
- ^ Патрик 1990 , с. 113.
- ^ де Лагард 1889 , с. 16.
- ^ Jump up to: а б Дрейверс 1972 , с. 370.
- ^ Jump up to: а б Смит и Гольдцихер 1903 , с. 302.
- ^ Иордания 2014 , с. 30.
- ^ Jump up to: а б Юлиан 362 , стих 150.
- ^ Зельманн-Рорер 2017 , стр. 349–362.
- ^ Боуэн 1869 , с. 46.
- ^ Jump up to: а б Дирвен 1999 , с. 237.
- ^ Финк 1931 , с. 462.
- ^ «Бзиза – Локалибан» . www.localiban.org . Локалибан. 2 июля 2015 года. Архивировано из оригинала 22 сентября 2019 года . Проверено 11 сентября 2019 г.
- ^ «Айн Аакрин – Локалибан» . www.localiban.org . Локалибан. 25 июля 2015 года. Архивировано из оригинала 22 сентября 2019 года . Проверено 22 сентября 2019 г.
- ^ Кредитование, Йона (4 сентября 2019 г.). «Айн Акрине (Каср Наус) – Ливиус» . www.livius.org . Ливиус. Архивировано из оригинала 4 сентября 2019 года . Проверено 22 сентября 2019 г.
- ^ Зима и Федак 2006 , с. 31.
- ^ Дентцер-Фейди 1999 , стр. 530–531.
- ^ Райт 2009 , с. XLII.
- ^ Де Блуа, Функе и Хан 2004 , стр. 134.
- ^ Кахваги-Джанхо 2016 , с. 192.
- ^ Jump up to: а б Скилс и Скилс 2001 , с. 239.
- ^ Jump up to: а б Лето 2013 , стр. 71.
- ^ С 1971 , с. 271.
- ^ Нордигуан 2016 , с. 391.
- ^ Английский 1999 , с. 2.
- ^ Поми 2009 , с. 59.
- ^ Курс 2016 , стр. 43, 75–76.
- ^ Капелле 2017 , с. 796.
- ^ Jump up to: а б Нордигуан 2005 , с. 192.
- ^ Некоторые 2012 , с. 52.
- ^ Jump up to: а б Северные страны 2016 , с. 394.
- ^ Нордигуан 2016 , стр. 395–396.
- ^ Гарро Форрест 2011 , стр. 193–214.
- ^ Jump up to: а б с Олдрете 2004 , с. 150.
- ^ Ясмин 2009 , с. 129.
- ^ Тейлор 1971 , стр. 13–14.
- ^ Тейлор 1971 , с. 14.
- ^ Тейлор 1971 , с. 12.
- ^ Aliquot 2019 , стр. 114–115.
- ^ Аббуди 1988 , с. 226.
- ^ Дибс 1902 , с. 224.
- ^ Гарро Форрест 2011 , с. 197.
- ^ Искандар 2001 , с. 143.
- ^ Кросс 1980 , с. 14.
- ^ Фегхали 1918 , с. 21.
Библиография
[ редактировать ]- Аббуди, Генриетта Саид (1988). ( Словарь семитских цивилизаций на арабском языке). Триполи, Ливан: Резкая пресса. стр. 225–226. OCLC 949513113 .
- Абу-Иззеддин, Халим Саид (1963). Ливан и его провинции: исследование губернаторов пяти провинций . Бейрут: Хаятс.
- Олдрете, Грегори С. (2004). Повседневная жизнь в римском городе: Рим, Помпеи и Остия . Вестпорт, Коннектикут: Издательская группа Greenwood. ISBN 978-03-13331-74-9 .
- Аликот, Жюльен (2012). «Ливан-Север» . Религиозная жизнь в Ливане под властью империи Римской . Археологическая и историческая библиотека (на французском языке). Бейрут: IFPO Press. стр. 233–271. ISBN 978-23-51591-60-4 . Архивировано из оригинала 5 сентября 2019 года . Проверено 5 сентября 2019 г.
- Аликот, Жюльен (2019). «Глава 9: Финикия в Римской империи». В Лопес-Руисе, Каролина; Доук, Брайан Р. (ред.). Оксфордский справочник по финикийскому и пуническому Средиземноморью . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 111–124. ISBN 978-01-90058-38-8 .
- Болл, Уорик (2002). Рим на Востоке: трансформация империи . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-11-34823-87-1 .
- Боуэн, Фрэнсис (1869). Ключ к Деяниям апостолов; или Деяния апостолов в историческом, хронологическом и географическом отношении . Лондон: Издательство Оксфордского университета. OCLC 1202852243 .
- Капелле, Жанна (2017). «Очерки Милетского театра: практики древних памятников» . Греческий корреспондентский бюллетень (на французском языке). 141 (2). Афины: 769–820. дои : 10.4000/бч.583 . ISSN 0007-4217 . Архивировано из оригинала 13 декабря 2020 года.
- Корсо, Антонио (2016). Чертежи в греческой и римской архитектуре . Оксфорд: Археопресс. ISBN 978-17-84913-71-7 .
- Кросс, Фрэнк Мур (1 апреля 1980 г.). «Недавно найденные надписи на древнеханаанском и раннем финикийском письме». Бюллетень американских школ восточных исследований . 238 (238): 1–20. дои : 10.2307/1356511 . ISSN 0003-097X . JSTOR 1356511 . S2CID 222445150 .
- Де Блуа, Лукас; Функе, Питер; Хан, Йоханнес, ред. (30 июня – 4 июля 2004 г.). Влияние императорского Рима на религии, ритуалы и религиозную жизнь в Римской империи . Пятый семинар по международному сетевому влиянию Империи (Римская империя, 200 г. до н.э. - 476 г. н.э.). Влияние Империи. Том. 5. Мюнстер: Брилл (опубликовано 1 сентября 2006 г.). ISBN 978-90-47411-34-5 . Архивировано из оригинала 4 декабря 2023 года . Проверено 30 сентября 2019 г.
- Дентцер-Фейди, Жаклин (1999). «Les Temples de l'Hermon, de la Bekaa et de la vallée du Barada dessinés par WJ Bankes (1786–1855)» [Храмы Хермона, Бекаа и долины Барада, нарисованные У. Дж. Бэнксом (1786–1855)] . Топои. Восток-Запад (на французском языке). 9 (2). Лион: 527–568. дои : 10.3406/topoi.1999.1850 .
- Дибс, Юсуф (1902). Книга «История Сирии » (на арабском языке). Том. 2. Бейрут: Католическая библиотека – Дар аль-Машрек.
- Дирвен, Люсинда (1999). Пальмирены Дура-Европоса: исследование религиозного взаимодействия в римской Сирии . Лейден, Нидерланды: Brill. ISBN 978-90-04115-89-7 .
- Дрейверс, HJW (1972). «Культ Азиза и Монима в Эдессе». В Лейтоне, Бентли (ред.). Исследования по истории религий . Лейден, Нидерланды: Архив Брилла. стр. 355–371.
- Дюссо, Рене (1921). «Художник Монфор в Сирии (1837–1838): III. Ливан и Святая земля» [Художник Монфор в Сирии (1837–1838): III. Ливан и Святая Земля. Сирия (на французском языке). 2 (1). Бейрут: Французский институт Ближнего Востока: 63–72. дои : 10.3406/syria.1921.8763 . JSTOR 4389703 .
- Этередж, Лаура С. (2011). «Глава 10 – Ливан прошлое и настоящее». Сирия, Ливан и Иордания . Нью-Йорк: Образовательное издательство Britannica, группа Розена. стр. 117–159. ISBN 978-16-15303-29-8 . OCLC 694831100 .
- Евсевий (Евсевий Кесарийский) (2018). Хорн, Апостол Арне (ред.). Житие блаженного императора Константина . Кайенна, Французская Гвиана: Новый апостольский библейский завет. ISBN 978-02-44723-99-6 .
- Фегали, Мишель Т. (1918). Исследование сирийских заимствований в арабских диалектах Ливана [ Исследование сирийских заимствований в ливанском арабском языке ] (на французском языке). Париж: Editions Honoré Champion. дои : 10.7282/T3M0474W .
- Финк, Роберт Орвилл (1931). Римские военные записи на папирусе . Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780829501742 .
- Гарро Форрест, Софи (1 января 2011 г.). «Восстановление и переустройство языческих святилищ в приморских и ливанских провинциях Финикии в ранневизантийский период (IV вв.)»-VIII вв.). Семитика и Классика . 4 . Тёрнхаут: 193–214. дои : 10.1484/J.SEC.1.102514 . ISSN 2031-5937 .
- Хурани, Гита (1997). «Фрески Святого Теодора» . Журнал маронитских исследований . Вашингтон, округ Колумбия: Маронитский исследовательский институт. Архивировано из оригинала 13 сентября 2019 года . Проверено 4 сентября 2019 г.
- Хьюз, Филип (1947). История церкви: Церковь и мир, в котором была основана церковь. 2-е изд. 1949. т. 2. Церковь и мир, созданный церковью. 2-е изд. 1949. т. 3. Восстание против церкви. точка. 1: Фома Аквинский Лютеру. 1947 год . Лондон: Шид и Уорд. OCLC 226658807 .
- Инглиш, Карло (1999). Планы строительной площадки, выгравированные на Мавзолее Августа и Пантеоне в Риме: гипотезы интерпретации [ Планы строительной площадки, выгравированные на Мавзолее Августа и Пантеоне ] (на итальянском языке). Рим: Гангеми. ISBN 978-88-74489-08-4 . Архивировано (PDF) из оригинала 9 августа 2017 г. - через Uniroma1.
- Искандар, Амин Жюль (2001). Сирийское измерение в искусстве и архитектуре Ливана [ La сирийское измерение в искусстве и архитектуре Ливана ] (на французском языке). Каслик, Ливан: Cedlusek. п. 143. OCLC 49912363 .
- Джордан, Майкл (2014). Словарь богов и богинь . Нью-Йорк: Издательство информационной базы. ISBN 978-09-65510-25-7 .
- Юлиан (Флавий Клавдий Юлиан) (362). «Речь IV – Гимн царю Гелиосу» . Классическая библиотека Леба – Джулиан, Том I. Том. L013: Том I. Речи 1–5. Перевод Райта, Эмили Уилмер Кейв. Гарвард: Издательство Гарвардского университета (опубликовано в 1913 г.).
- Кахваги-Джанхо, Хани (2016). «Le Temple Caché sous l'église Saint-Charbel de Maad. Une pretative pour retracer le plan du Temple Antique sous-jacent» [Храм, спрятанный под церковью Сен-Шарбель в Мааде. Попытка проследить план лежащего в основе древнего храма] (PDF) . Хронос (на французском языке). 34 . Бейрут. Архивировано из оригинала 13 сентября 2019 г. – через Academia.edu.
- Калаян, Арутюн (1965). Бюллетень Бейрутского музея (на французском языке). Полет. 18–19. Бейрут: Ливанский национальный музей.
- Калаян, Арутюн (1971). «Заметки о сборочных знаках, рисунках и моделях памятников римского периода в Ливане» . Сирия . 21 . Дамаск: Главное управление древностей и музеев Сирийской Арабской Республики. OCLC 941036518 .
- Кирш, Джонатан (2005). Бог против богов: история войны между монотеизмом и политеизмом . Лондон: компас Пингвина. ISBN 978-14-40626-58-6 .
- Кнутс, Стийен (2008). «Анри Ламменс (1862–1937) и изучение ислама и арабского языка» [Анри Ламменс (1862–1937), арабские и исламские исследования] (PDF) . Траектория . 17 . Амстердам. ISSN 0778-8304 . Архивировано из оригинала 13 сентября 2019 г. – через ResearchGate GmbH.
- Кренкер, Дэниел; Зшицшманн, Вилли (1978) [1938]. Сирии Римские храмы в (на немецком языке). Берлин: В. де Грюйтер. ISBN 978-31-10049-89-3 . OCLC 1072776246 .
- де Лагард, Поль (1889). Обзор образования существительных, распространенных в арамейском, арабском и иврите [ Обзор этимологии арамейских, арабских и еврейских существительных ] (на немецком языке). Геттинген: Дитрих. OCLC 8528397 .
- Лукиан (Лукиан Самосатский) (1913) [Второй век нашей эры]. Гарстанг, Джон (ред.). Де деа Сирия [ О сирийской богине ]. Перевод Стронга, Герберта Огастеса. Робартс – Университет Торонто. Лондон: Лондонский констебль. OCLC 938998722 .
- Нордигян, Левон (2005). римской эпохи в Ливане ( Храмы на французском языке). Бейрут: PUSJ, Издательство Университета Сен-Жозефа. ISBN 978-99-53455-62-4 .
- Нордигян, Левон (2016). "Trois chapelles mediévales de Bziza" [Три средневековые часовни Бзизы] (PDF) . Mélanges de l'Université Saint-Joseph (на французском языке). 65 . Бейрут. Архивировано из оригинала 13 сентября 2019 г. – через Academia.edu.
- Патрич, Дж. (1990). Формирование набатейского искусства: запрет на резные изображения среди набатейцев . Древний Ближний Восток. Лейден: Магнес Пресс. ISBN 978-90-04-09285-3 .
- Поми, Патрис (2009). Новацкий, Хорст; Лефевр, Вольфганг (ред.). Создание форм в гражданской и военно-морской архитектуре: междисциплинарное сравнение . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04173-45-3 .
- Ренан, Эрнест (1864). Миссия Финикии, режиссер Эрнест Ренан: Текст [ Миссия Финикии, режиссер Эрнест Ренан: Текст ] (на французском языке). Париж: Imprimerie Impériale. OCLC 490085044 .
- Саллес, Жан Франсуа (1995). Крингс, Вероника (ред.). Ближний и Средний Восток : Справочник по востоковедению (на французском языке). Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-10068-8 .
- Скилс, Фрэнк; Скилс, Лаура (2001). и неизвестный Ливан: подробное руководство ( Известный на французском языке). Бейрут: Проекты GEO. ISBN 978-18-59641-65-1 .
- Смит, Уильям Робертсон; Гольдзихер, Игнац (1903). Родство и брак в ранней Аравии . Лондон: Адам и Чарльз Блэк. OCLC 2135752 .
- Соммер, Майкл (2013). «Создание гражданского пространства посредством религиозных инноваций? Случай долины Бекаа после Селевкидов» (PDF) . В Кайзере, Тед; Леоне, Анна; Томас, Эдмунд; Ведьмак, Роберт (ред.). Города и боги – религиозное пространство в переходный период . Левен: Издательство Peeters. стр. 69–79. ISBN 978-90-42929-05-0 . Архивировано из оригинала (PDF) 5 сентября 2019 г.
- Созомен (Салминий Гермий Созомен) (1855) [ок. 443]. Церковная история Созомена, состоящая из истории Церкви с 324 по 440 годы нашей эры: Тр. с греческого: с воспоминаниями автора. Также: Церковная история Филосторгия, изложенная Фотием, Патриархом Константинопольским . Лондон: Генри Г. Бон. OCLC 931119707 .
- Тейлор, Джордж (1971). Римские храмы в Ливане на ( французском языке). Бейрут: Издательство Дар эль-Махрек. ОСЛК 365828 .
- Тейксидор, Хавьер (1979). Пантеон Пальмиры . Лейден: Архив Брилла. ISBN 978-90-04059-87-0 .
- Феодосий II (438 г.). «Кодекс Феодосиана» [Кодекс Феодосия] (на латыни). Архивировано из оригинала 2 сентября 2023 года.
- Винтер, Фредерик Э.; Федак, Янош (2006). Исследования в области эллинистической архитектуры . Торонто: Университет Торонто Press. ISBN 978-08-02039-14-9 .
- Райт, GRH (2009). Древние строительные технологии, Том 3: Строительство (2 тома) . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04177-45-1 .
- Ясмин, Жан (2009). «Монументальные преобразования святилищ и древних храмов. Дела Нихи и Хардина» Дела Нихи и Хардина. Топои. Восток-Запад . 16 (1): 121–152. дои : 10.3406/topoi.2009.2297 .
- Зеллманн-Рорер, Михаэль (15 декабря 2017 г.). «Жан-Батист Йон и Жюльен Алико, греческие и латинские надписи в Национальном музее Бейрута» . Сирия. Археология, искусство и история (на французском языке) (94). Бейрут: 349–362. дои : 10.4000/syria.5621 . ISSN 0039-7946 . Архивировано из оригинала 13 сентября 2019 года.