Янтрараджа
Янтрараджа — это санскритское название древнего астрономического инструмента, называемого астролябией . Это также название санскритского трактата о строительстве и работе астролябии, составленного джайнским астрономом Махендрой Сури примерно в 1370 году нашей эры. [ 1 ]
Янтрараджа: инструмент
[ редактировать ]
Идеи, приведшие к созданию астролябии, зародились в эллинистическом мире. Считается, что самые ранние грубые формы инструмента были созданы во втором веке до нашей эры в Греции. Первым человеком, давшим описание астролябии, был Теон Александрийский (ок. 335–405 гг. н. э.). Астролябии получили дальнейшее развитие в средневековом исламском мире, где они широко использовались в качестве средства навигации и определения направления на Мекку . Самый ранний арабский трактат об астролябиях был написан примерно в 815 году нашей эры. [ 2 ]
Неизвестно, когда именно астролябия достигла Индии. аль-Бируни (973 – после 1050) утверждал в своей «Индике» , что он составил руководство по астролябиям на санскрите. Вероятно, он привез астролябию с собой в Мултан и научил там принципам ее работы индуистских астрономов. С созданием Делийского султаната многие мусульманские ученые мигрировали в Дели и, возможно, популяризировали этот инструмент среди тамошних астрономов. Именно Фируз Шах Туглак , третий султан из династии Туглаков , правивший Делийским султанатом в 1351–1388 годах, проявил активный интерес к продвижению изучения и использования астролябии в Индии. Это был самый важный вклад Фируз Шаха Туглака в области астрономии. Махендра Сури, астроном, написавший первое в истории руководство по астролябиям на санскрите, был придворным астрономом Фируз Шаха Туглака.
Самая ранняя дошедшая до нас астролябия, построенная в Индии и сейчас находящаяся в частной коллекции в Брюсселе, датирована 1 февраля 1601 года. Она была изготовлена в Ахмедабаде во время правления Джахангира (1569–1627), четвертого императора Великих Моголов .
Янтрараджа : Руководство
[ редактировать ]
При поддержке и покровительстве Фируз-шаха Туглака джайнский астроном Махендра Сури составил первое в истории санскритское руководство по астролябии. Именно Сури придумал для астролябии санскритское название «Янтрараджа» («король астрономических инструментов»), а также назвал свое руководство по астролябиям Янтрараджа . Сури составил руководство в 1370 году нашей эры. Ученик Махендры Сури Малайенду Сури составил комментарий к Янтрараджу два других комментария к Янтрараджу в 1382 году. Известны : один Гопираджи, написанный в 1540 году, и другой Яджнешвары в 1842 году.
Руководство Янтрараджи , состоящее из 128 стихов, разделено на пять глав. В первой главе «Ганитадхьяя» обсуждается теория, лежащая в основе астролябии. Вторая глава Янтрагатанадхьяя посвящена описанию различных компонентов астролябии. Третья глава Янтрарачанадхьяя описывает детали конструкции астролябии. В четвертой главе Янтрашодханадхьяя обсуждается метод проверки правильности конструкции астролябии. Именно в пятой и последней главе Янтравичаранадхьяя можно увидеть описания того, как использовать инструмент для целей наблюдения и вычислений. В этой главе также рассматриваются различные типы астрономических и тригонометрических задач, которые можно решить с помощью астролябии.
В то время как руководство Махендры Сури состоит из 128 стихов и не содержит данных в виде таблиц, комментарий Малайенду Сури перемежается аккуратно подготовленными таблицами.
Другие санскритские работы по астролябии
[ редактировать ]За столетия, прошедшие с момента публикации « Янтрараджи» Махендры Сури в 1370 году, было составлено несколько других санскритских руководств по астролябии. К ним относятся следующие: [ 2 ]
- Янтра-раджа-адхикара (глава 1 Янтракиранавали ) Падманабхи в 1423 году.
- Турья-янтра-пракаша Бхудхары в 1572 году.
- Янтрараджа-вичара-вимшадхьяи, автор Наянасухопадхьяя в 1730 году.
- Янтрараджа-рачана Савай Джая Симха (1688–1743)
- Янтрараджа-кальпа Матхуранатхи Шуклы (1782 г.)
Дополнительное чтение
[ редактировать ]- Для отсканированной копии рукописи трактата Янтрараджа, опубликованного С. Двиведи и Латтарой Сармой, Бенарас, 1883 г.: Янтрараджа (Интернет-архив) (Проверено 21 декабря 2023 г.).
- Подробное описание астролябии, построенной в Индии в 1664 году нашей эры и ныне хранящейся в Эдинбургском музее: Шримула Раджешвара Сарма (июль 2006 г.). Янтрараджа в Эдинбурге: на санскритской астролябии, сделанной для Манирамы в 1644 году нашей эры . Эдинбург: Оргкомитет 13-й Всемирной конференции по санскриту . Проверено 21 декабря 2023 г. (В материалах 13-й Всемирной конференции по санскриту, состоявшейся в Эдинбурге, 10–14 июля 2006 г., стр. 77–110)
- Юкио Охаси (1997). «Ранняя история астролябии в Индии» (PDF) . Индийский журнал истории науки . 32 (3): 199–295 . Проверено 21 декабря 2023 г. Этот документ включает полный текст и английский перевод трактата под названием «Янтрараджа-адхикара», написанного Падманабхой в 1423 году нашей эры.
- Шрирамула Раджешвара Сарма (2008). Архаика и экзотика: исследования по истории индийских астрономических инструментов . Нью-Дели: Издатели и дистрибьюторы Manohar. ISBN 978-8173045714 . Часть III книги, содержащая пять статей об астролябии, дает исчерпывающий отчет об истории, конструкции, распространении и описаниях астролябий в Индии.
- Для критической оценки правильности или ошибочности утверждений Янтрараджи : Ким Плофкер (февраль 2000 г.). «Астролябия и сферическая тригонометрия в средневековой Индии» . Журнал истории астрономии : 37–54 . Проверено 21 декабря 2023 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шрирамула Раджешвара Сарма (1999). «Янтрараджа: Астролябия на санскрите» (PDF) . Индийский журнал истории науки . 34 (2): 145–158 . Проверено 21 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Юкио Охаси (1997). «Ранняя история астролябии в Индии» (PDF) . Индийский журнал истории науки . 32 (3): 199–295 . Проверено 21 декабря 2023 г.