Кэти Хурадо
Кэти Хурадо | |
---|---|
![]() Жюри в 1953 году | |
Рожденный | Мария Кристина Эстела Марсела Хурадо Гарсия 16 января 1924 г. |
Умер | 5 июля 2002 г. Куэрнавака , Мексика | (78 лет)
Место отдыха | Пантеон мира, Куэрнавака, Мексика. |
Занятие | Актриса |
Годы активности | 1943–2002 |
Супруги | |
Дети | 2 |
Подпись | |
![]() |
Эстела Марсела Хурадо Гарсия ), профессионально известная как Хурадо / dʒəˈrɑːdoʊ / doh Кристина (16 января 1924 - 5 июля 2002 Мария - Кэти jə - RAH ( , Испанский: [ˈkati xuˈɾaðo] ) — мексиканская актриса.
Она снималась в популярных вестернах 1950-х и 1960-х годов. Ее талант играть самых разных персонажей помог мексиканским актрисам проложить путь в американский кинематограф. [2] Она была первой латиноамериканской актрисой, номинированной на «Оскар» как лучшая женская роль второго плана за работу в фильме «Сломанное копье» (1954), и была первой, кто получил премию «Золотой глобус» за роль в фильме «Ровно в полдень » (1952).
Жизнь и карьера
[ редактировать ]1924–1943: Детство и ранние годы.
[ редактировать ]Мария Кристина Эстела Марсела Хурадо Гарсия, известная с раннего детства как «Кэти», родилась 16 января 1924 года в Мехико , Мексика. [1] [3] [4] дочь Луиса Хурадо Очоа, юриста, и Висенты Гарсиа, певицы. Младшими братьями Хурадо были Луис Рауль и Оскар Серхио. Ее мать была певицей, работавшей на мексиканской радиостанции XEW (старейшей радиостанции Латинской Америки). Ее мать была сестрой мексиканского музыканта Белисарио де Хесуса Гарсиа, автора популярных мексиканских песен, таких как Las Cuatro Milpas . Двоюродный брат Хурадо Эмилио Портес Хиль был президентом Мексики (1928–1930). [1]
Хурадо прожила свои первые годы и училась в школе монахинь в районе Гуадалупе Инн в Мехико. Позже она выучилась на двуязычного секретаря. Она хотела изучать право и стать юристом. [1] Ее необыкновенная красота привлекла внимание еще в подростковом возрасте, и продюсеры и режиссеры приглашали ее работать актрисой, в том числе Эмилио Фернандес (один из самых выдающихся мексиканских режиссеров того времени), который предложил ей роль в своем первом фильме. Остров страсти (1941). Хотя ее крестным отцом был мексиканский актер Педро Армендарис , ее родители так и не дали своего согласия. [5]
Еще одним режиссером, заинтересовавшим ее, был Маурисио де ла Серна, который предложил ей роль в фильме « Нет матараса» (1943). [6] Контракт она подписала без разрешения родителей, а когда они узнали об этом, пригрозили отправить ее в школу-интернат в Монтеррее . Примерно в это же время она встретила начинающего актера Виктора Веласкеса и вскоре вышла за него замуж. Ее замужество во многом было мотивировано желанием продолжить карьеру актрисы и избавиться от ига родителей. [7] Веласкес был отцом ее детей, Виктора Гюго и Сандры. Брак распался в 1943 году, вскоре после того, как Хурадо начала свою карьеру в кино.
1943–1951: Первые мексиканские фильмы.
[ редактировать ]Хурадо дебютировала как актриса в мексиканском фильме «No matarás» (1943). С этого момента ее актерский талант, но прежде всего ее экзотическая красота и чувственная привлекательность дали ей возможность работать во многих фильмах. Она специализировалась на игре злых и соблазнительных женщин. [2] Жюри сказал:
Я знала, что мое тело вызывающе, но также и то, что я некрасива, хотя да, признаюсь, мое телосложение было другим и очень чувственным. [6]
В течение следующих семи лет она снялась еще в 16 фильмах, что историки кино назвали Золотым веком мексиканского кино . Она снималась с такими известными мексиканскими кинозвездами, как Педро Инфанте , Сара Монтиэль , Педро Армендарис и другими. В 1953 году она снялась в Луиса Бунюэля фильме «Эль Бруто» , за который получила премию Ариэля за лучшую женскую роль второго плана , мексиканский эквивалент премии «Оскар» . [ нужна ссылка ]
1951–1968: Успех в Голливуде.
[ редактировать ]
Помимо актерского мастерства, Хурадо работала обозревателем кино, радиорепортером и критиком корриды, чтобы поддержать свою семью. [8] Она была на задании, когда режиссер Бадд Беттичер и актер Джон Уэйн заметили ее на корриде. Никто из них не знал, что она актриса. Однако Беттичер, который также был профессиональным тореадором, снял Хурадо в своем фильме 1951 года «Теадор и дама» вместе с Гилбертом Роландом на роль жены стареющего матадора. Она не была заинтересована в работе в американских фильмах, но согласилась, потому что фильм будет сниматься в Мексике. У нее были элементарные навыки английского языка, она запоминала и фонетически произносила свои реплики. Несмотря на это ограничение, ее сильная игра привлекла к ней внимание голливудского продюсера Стэнли Крамера , который снял ее в классическом вестерне « Ровно в полдень » (1952) с Гэри Купером и Грейс Келли в главных ролях . Для этой роли Хурадо научился говорить по-английски, занимаясь и посещая занятия по два часа в день в течение двух месяцев. Она сыграла владелицу салона Хелен Рамирес, бывшую любовь упорного героя Купера Уилла Кейна. Она получила премию «Золотой глобус» за лучшую женскую роль второго плана и получила известность в американской киноиндустрии. [9]

Благодаря успеху фильма Хурадо начал работать над многочисленными американскими фильмами, большинство из которых относятся к жанру вестерн . В 1953 году у нее была роль в фильме «Сан-Антонио» режиссера Джозефа Кейна с Родом Кэмероном . В том же году она сыграла роль в фильме «Стрела» с Чарлтоном Хестоном и Джеком Пэлансом , сыграв злую женщину- команча , любовный интерес персонажа Хестона.
В 1954 году актрису Долорес дель Рио обвинили в том, что она сочувствовала коммунистам в разгар эпохи Маккарти , и правительство США отказало ей в разрешении на работу в фильме « Сломанное копье» , режиссером которого был Эдвард Дмитрик и где она собиралась интерпретировать Спенсера. Жена Трейси -команча. Хурадо была выбрана на роль, несмотря на сопротивление студии из-за ее молодости. [9] Просмотрев кадры с ее сценами, руководители студии были впечатлены. [10] Ее выступление было номинировано на премию Оскар . Хурадо была первой латиноамериканской актрисой, боровшейся за «Оскар». [11]
В этом же году Хурадо появился вместе с Кирком Дугласом в Генри Хэтэуэя фильме «Гонщики» . В 1955 году Хурадо снял фильм «Испытание » режиссера Марка Робсона с Гленном Фордом . Это была драма о мексиканском мальчике, обвиняемом в изнасиловании белой девочки, а Хурадо играла мать обвиняемого. За эту роль она была номинирована на премию «Золотой глобус» за лучшую женскую роль второго плана. [12] В том же году она отправилась в Италию для съемок фильма «Трапеция » режиссера Кэрол Рид с Бертом Ланкастером и Тони Кертисом . На съемочной площадке у Хурадо были серьезные разногласия с другой звездой фильма, актрисой Джиной Лоллобриджидой . [5]
Несмотря на то, что она всегда заявляла, что игра в театре ей не нравилась, в 1956 году Хурадо дебютировала на Бродвее в пьесе «Лучший дом в Неаполе » (1956) Эдуардо де Филиппо . [13]


В 1956 году она участвовала в фильме «Человек из Дель Рио» (1956) вместе с Энтони Куинном , одном из немногих голливудских фильмов, в которых главными звездами были мексиканские актеры. [10] Позже она снялась в вестернах «Резня в Драгун-Уэллсе» (1957) с Барри Салливаном и «Жители пустынь» (1958) с Аланом Лэддом и Эрнестом Боргнином . В 1957 году она дебютировала на телевидении в качестве гостя в эпизоде «Playhouse 90» . В 1959 году она впервые снялась под руководством Сэма Пекинпы в эпизоде сериала «Стрелок» . В 1962 году она появилась в роли исторического персонажа Ла Тюлес в эпизоде сериала «Дни Долины Смерти» . [14]
В 1959 году Марлон Брандо , с которым Хурадо поддерживал близкую дружбу, пригласил ее участвовать в «Одноглазых валетах» , его первом фильме в качестве режиссера. Выйдя замуж за Эрнеста Боргнина, они основали собственную продюсерскую компанию под названием Sanvio Corp. Пара отправилась в Италию, где стала партнером продюсера Дино де Лаурентиса в фильмах «Варавва» (где оба играли с Энтони Куинном) и «I briganti Italiani» режиссера Марио Камерини .
В 1961 году Хурадо вернулась в Мексику и снялась в фильме «Бандида» (1963), где она разделила роли с Педро Армендарисом и темпераментной мексиканской актрисой Марией Феликс , с которой у Хурадо были трения на съемочной площадке. [15] Ее бурный брак с Боргнином распался в 1963 году. В депрессии Хурадо вернулась в Мексику и поселилась в городе Куэрнавака; однако она решила чередовать работу в кино между Мексикой и США. В 1965 году Хурадо вернулся в Голливуд для съемок фильма «Дымный » режиссера Джорджа Шермана в главной роли с Фессом Паркером . В 1966 году она сыграла мать Джорджа Махариса персонажа в «Завете со смертью» . В 1968 году она появилась в фильме « Держись подальше, Джо» в роли мачехи полуапачи персонажа Элвиса Пресли . [9]
1970–2002: Более поздние годы
[ редактировать ]В последующие годы Хурадо чередовала работу между Голливудом и Мексикой. В 1970 году она снялась в фильме «Мост в джунглях» вместе с Джоном Хьюстоном . В 1973 году она появилась в фильме «Пэт Гаррет и Билли Кид » режиссера Сэма Пекинпы .
Хурадо получила одну из своих лучших драматических ролей в третьем из трех рассказов мексиканского фильма «Фе, Эсперанса и Каридад» (1973). Режиссер Хорхе Фонс , Хурадо сыграл женщину из низшего сословия, которая терпит серию бюрократических злоупотреблений, пытаясь забрать останки своего мертвого мужа. За этот спектакль она получила премию «Ариэль» за лучшую женскую роль , свою вторую серебряную премию «Ариэль» мексиканского кино. [16] В том же году Хурадо снова снялся на Бродвее в Теннесси Уильямса пьесе «Знак батареи красного дьявола» с Энтони Куинном и Клэр Блум .
В 1974 году Хурадо появился в американском фильме « Однажды негодяй» (1974) вместе с комиком Зеро Мостелом . В 1975 году она участвовала в мексиканском фильме «Los albañiles» , снова режиссера Хорхе Фонса. Фильм был удостоен Золотого медведя Берлинале 1975 года . В 1976 году она сыграла роль Чучупе в фильме «Pantaleón y Las Visitadoras» , экранизации романа «Капитан Пантоха и специальная служба » Марио Варгаса Льосы , который также был режиссером фильма. Однако съемки этого фильма обернулись катастрофой из-за разногласий между Хурадо и Варгасом Льосой. Варгас Льоса уволил Хурадо из фильма, и она подала на него в суд. [17]
В 1978 году она сыграла небольшую роль в фильме «Дети Санчеса» , где она разделила роли с Энтони Куинном и Долорес дель Рио. В 1980 году Хурадо сняла фильм «Седуччион » режиссера Артуро Рипштейна , за который была номинирована на еще одну премию «Ариэль» за лучшую женскую роль.
В 1981 году ее сын Виктор Гюго трагически погиб в результате несчастного случая на шоссе недалеко от Монтеррея, когда она снималась в фильме в Мехико. Эта трагедия повергла ее в глубокую депрессию, которую она так и не смогла преодолеть, и заставила на несколько лет отказаться от актерской карьеры. В 1984 году Джон Хьюстон убедил ее возобновить карьеру актрисы. Она снялась в фильме Хьюстона «Под вулканом» . В том же году она снялась в недолговечном телесериале «Пабло» , ситкоме с Полом Родригесом .
В 1990-е годы Хурадо появился в двух мексиканских теленовеллах . В 1998 году она завершила работу над испаноязычным фильмом режиссера Артуро Рипштейна под названием El Evangelio de las Maravillas . она получила свою вторую премию Ариэль за лучшую женскую роль второго плана . За эту роль [9]
Хурадо сыграла эпизодическую роль в фильме «Страна хай-лоу » (1998) Стивена Фрирза , который назвал ее своим «талисманом» для своего первого вестерна. [18]
В 2002 году она в последний раз появилась в кино в фильме «Тайна Эсперансы» . Фильм вышел посмертно.
Личная жизнь
[ редактировать ]Браки
[ редактировать ]
Кэти Хурадо была замужем дважды. Ее первым мужем был мексиканский актер Виктор Веласкес (отчим популярных мексиканских актрис Тере и Лорены Веласкес ). Ее замужество во многом было мотивировано желанием продолжить карьеру актрисы и избавиться от ига родителей. Веласкес был отцом ее детей, Виктора Гюго и Сандры. Брак распался в 1943 году, вскоре после того, как Хурадо начала свою карьеру в кино.
Ее вторым мужем стал американский актер Эрнест Боргнин . Хурадо и Борджинин познакомились, когда он снимался в Мексике «Вера Крус» (1954). Хурадо утверждает, что с этого момента Боргнин не прекращал ее преследовать. Они поженились 31 декабря 1959 года. [2] Хурадо заявил, что пять лет ее ухаживаний за Боргнином были самыми счастливыми в ее жизни, но все осложнилось, когда они поженились из-за его неконтролируемой ревности. Темперамент обоих привел к многочисленным жестоким столкновениям, некоторые из которых были задокументированы газетами того времени. Хурадо утверждал, что во время их брака подвергался физическому насилию со стороны Боргнина. [19] Хурадо и Боргнин развелись в 1963 году. После развода Хурадо впала в тяжелую депрессию, которая заставила ее задуматься о самоубийстве. Именно по этой причине она решила покинуть Голливуд и поселиться на остаток жизни в городе Куэрнавака , в Мексике. [2]
Другие отношения
[ редактировать ]
В начале своей карьеры в Голливуде у Хурадо были романы с режиссером Баддом Беттичером и актером Тайроном Пауэром, но ее самые известные отношения - это отношения с Марлоном Брандо . [2] [19] Брандо был очарован Хурадо после того, как увидел ее в «Ровно в полдень» . [2] Они встретились, когда Брандо был в Мексике на съемках Viva Zapata! (1952). В то время он был связан с Мовитой Кастанедой и имел параллельные отношения с Ритой Морено . Брандо сказал Джозефу Л. Манкевичу , что его привлекли «ее загадочные глаза, черные как ад, направленные на вас, как огненные стрелы». [8] Жюри прокомментировало:
Однажды вечером Марлон позвал меня на свидание, и я согласилась. Я знал все о Мовите. Я знал, что он любит Риту Морено. Черт, это было просто свидание. Я не планировала выходить за него замуж. [8]
Однако их первое свидание стало началом продолжительного романа, продолжавшегося с перерывами многие годы. В зрелом возрасте Хурадо подтвердила, что они поддерживали «любовную дружбу» и что оба даже исполнили индийский ритуал, во время которого собирали кровь со своих запястий. [8] [20]
У Хурадо также были романтические отношения с западным писателем Луи Л'Амуром . Она сказала: «У меня есть любовные письма, которые он писал мне до последнего дня своей жизни. Но мы никогда не сходимся. Теперь я думаю, что мне следовало выйти замуж за этого человека». [19] Хурадо утверждал, что был одним из тех, кто нашел тело мексиканской актрисы Мирославы Стерн после ее самоубийства в 1955 году. По словам Хурадо, на фотографии, которую Стерн держала в руках, был изображен мексиканский комик Кантинфлас , но художественный руководитель Фанни Шац поменяла фотографию. фото одного из испанских тореадоров Луиса Мигеля Домингина . [21]
Семья
[ редактировать ]В 1981 году ее сын Виктор Гюго трагически погиб в аварии на шоссе недалеко от Монтеррея . Хурадо снимала фильм, когда узнала о происшествии и профессионально завершила съемки, похоронив сына. Эта трагедия повергла ее в глубокую депрессию, которую она так и не смогла преодолеть, и заставила на несколько лет отказаться от актерской карьеры, а также укрыться от алкоголя. Позже она сказала
Когда мой сын умер, я снимался в фильме в Мексике. Он забрал с собой половину моей жизни. Я не мог оплакивать его, как мне хотелось. Я поехал на похороны, и мне пришлось вернуться, чтобы снять фильм. Каждый день, когда я видел камеру, я ненавидел ее. Я посвятил фильмам прекрасное время, которое должен был посвятить своим детям, но было слишком поздно». [20]
Хурадо утверждала, что именно кинорежиссер Джон Хьюстон спас ее от депрессии и убедил возобновить карьеру в фильме « Под вулканом» . Хурадо также утверждал, что во время съемок фильма Хьюстон признался, что был в нее влюблен. [20]
Смерть
[ редактировать ]К концу жизни Хурадо страдала от болезней сердца и легких. Она умерла от почечной недостаточности и болезни легких 5 июля 2002 года в возрасте 78 лет в своем доме в Куэрнаваке, Мексика. [22] Она была похоронена в Куэрнаваке на кладбище Пантеон-де-ла-Пас. [ нужна ссылка ]
Наследие
[ редактировать ]
У Хурадо есть звезда на Аллее славы в Голливуде на Голливудском бульваре, 7065 за ее вклад в кино.
В 1953 году Хурадо был запечатлен на портрете мексиканского художника Диего Риверы . [23]
В 1992 году она была удостоена премии «Золотая бутса» за заметный вклад в жанр вестерна .
В 1998 году мексиканский певец и автор песен Хуан Габриэль написал для нее песню под названием «Que rechula es Katy (Какая красота Кэти)». [24] [25]
она была удостоена награды Google Doodle . 16 января 2018 года [26]
Фильмография
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Арнаис , с. 8
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Кэти Хурадо, роковая женщина, у ног которой были Марлон Брандо и Джон Уэйн» . El Periódico de Catalunya (на испанском языке). Каталония, Барселона, Испания: Grupo Zeta. 16 января 2018 года . Проверено 12 мая 2018 г.
- ^ Муньос Кастильо , с. 6,8
- ^ Гонсалес Рубио и Гарсиа Риера 1999 , стр. 16–18
- ^ Jump up to: а б Муньос Кастильо , с. 16
- ^ Jump up to: а б Альберто, Лопес (16 января 2018 г.). «Кэти Хурадо, красивая мексиканка сложных ролей в Голливуде» . Эль Паис (на испанском языке) . Проверено 12 мая 2018 г.
- ^ Арнаис , стр. 23–24.
- ^ Jump up to: а б с д Портер 2006 , с. 394
- ^ Jump up to: а б с д Руис и Санчес Коррол 2006 , с. 358
- ^ Jump up to: а б Гонсалес Рубио и Гарсия Риера 1999 , стр. 25–26
- ^ « Mexico.mx: мексиканцы, номинированные на Оскар » . Архивировано из оригинала 5 мая 2019 года . Проверено 5 мая 2019 г.
- ^ Теран , стр. 58–59
- ^ Золотов, Сэм (26 октября 1956 г.). «Сегодня вечером состоится премьера пьесы «Герберт»; «Лучший дом Неаполя» можно будет увидеть в лицее до запланированной даты 8 ноября» . Нью-Йорк Таймс . п. 33 . Проверено 20 октября 2021 г.
- ^ «Ла Тюлес в дни Долины Смерти » . База данных фильмов в Интернете . Проверено 31 декабря 2018 г.
- ^ «Кэти Хурадо - Я не боюсь (официальное видео) » января 19 Получено 21 апреля.
- ^ Гонсалес Рубио и Гарсиа Риера 1999 , стр. 32–3
- ^ Ромеро, Луис Мигель (24 августа 2021 г.). «Марио Варгас Льоса и «Ураган» Кэти Хурадо» . Проверено 21 апреля 2023 г.
- ^ Гонсалес Рубио и Гарсиа Риера 1999 , с. 33
- ^ Jump up to: а б с Арнаис , с. 32
- ^ Jump up to: а б с Гонсалес Рубио и Гарсиа Риера 1999 , с. 35
- ^ Арнаис , с. 100
- ^ «Актриса Кэти Хурадо умирает в возрасте 78 лет» . Эль Паис (на испанском языке). 7 июля 2002 года . Проверено 12 мая 2018 г.
- ^ Impacto Latino: Красота под кистью Диего Риверы
- ^ Арнаис , с. 24
- ^ «Хуан Габриэль, Росио Дуркаль – снова вместе» . Discogs (на испанском языке). 1997 год . Проверено 2 апреля 2022 г.
- ^ «Гугл-дудлы» . Google . Проверено 16 января 2018 г.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Гонсалес Рубио, Хавьер; Гарсиа Риера, Эмилио (1999). Фильмы Кэти Хурадо . Сапопан, Мексика: Университет Гвадалахары (Центр кинематографических исследований и преподавания), Попечительский совет Мексиканского кинофестиваля в Гвадалахаре, AC и Мексиканский институт кинематографии (IMCINE). ISBN 968-895-854-9 .
- Портер, Дарвин (2006). Брандо без архива: Ревизионистский и очень личный взгляд на величайшего актера Америки . Blood Moon Productions Ltd. ISBN 0-9748118-2-3 .
- Руис, Вики; Санчес Коррол, Вирджиния (2006). Латиноамериканцы в Соединенных Штатах: Историческая энциклопедия . Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-34681-9 .
- Являются . Редакция Televisa SA de CV 1999 г .:
- Арнаис, Лаура. Кэти Хурадо: гордая мексиканская звезда Голливуда .
- Муньос Кастильо, Фернандо. Кэти Хурадо: гордая мексиканская звезда Голливуда .
- Теран, Луис. Кэти Хурадо: гордая мексиканская голливудская звезда .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аграсанчес, Рохелио младший (2001). Красавицы мексиканского кино / Красавицы мексиканского кино . Киноархив Аграсанчеса. ISBN 968-5077-11-8 .
- Мендибл, Майра (2010). «2». От бананов до ягодиц: латиноамериканское тело в популярном кино и культуре . Издательство Техасского университета. ISBN 978-0-292-77849-8 .
- Нерикчио, Уильям (2007). Tex[t]-Mex: Соблазнительные галлюцинации «мексиканца» в Америке . Издательство Техасского университета. ISBN 978-0-292-71457-1 .
- Рейес, Луис; Руби, Питер (1994). Выходцы из Латинской Америки в Голливуде: Энциклопедия кино и телевидения . Гирлянда. ISBN 0-8153-0827-2 .
- Родригес, Клара Э. (2004). Герои, любовники и другие: история латиноамериканцев в Голливуде . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-533513-9 .
- Ривера Вируэт, Рафаэль Дж.; Отдых, Макс (2008). Голливуд: Se Habla Español . Террамакс Интертеймент. ISBN 978-0-9816650-0-9 .
- Стивенс, Дакота (2010). Знаменитые ковбои и девушки-ковбои Голливуда: Кэти Хурадо, номинантка премии «Оскар» и обладательница «Золотого глобуса» . БиблиоБазар. ISBN 978-1-171-17333-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1924 рождения
- 2002 смертей
- Контрактные игроки 20th Century Studios
- Американские актрисы 20-го века
- Актрисы из Мехико
- Американские актрисы мексиканского происхождения
- Американские киноактрисы
- Американские телевизионные актрисы
- Лауреаты премии Ариэль
- Лауреаты премии Ариэль за лучшую женскую роль второго плана
- Лауреаты премии "Золотой глобус" (фильм) за лучшую женскую роль второго плана
- Смертность от почечной недостаточности в Мексике
- Лауреаты премии «Золотой Ариэль»
- Латиноамериканские и латиноамериканские актрисы
- Контрактные игроки Метро-Голдвин-Майер
- Мексиканские эмигранты в США
- Актрисы мексиканского кино
- Актрисы мексиканского театра
- Актрисы мексиканских теленовелл
- Актрисы мексиканского телевидения
- Актрисы вестерн (жанра) кино
- Золотой век мексиканского кино