Карпи (люди)
Карпи | |
---|---|
Этническая принадлежность | Спорный (дакийский, сарматский, фракийский, славянский, германский, балтийский, кельтский) |
Язык | Неизвестно (нет прямых доказательств) |
Карпи Румынии или Карпиани были племенем, которое проживало в восточных частях современной в историческом регионе Молдавия не позднее ок. 140 г. н. э. и по крайней мере до 318 г. н. э.
Этническая принадлежность карпи остается спорной, поскольку прямых подтверждений в сохранившихся древних литературных источниках нет. Значительная часть современных ученых считает, что карпи были племенем дакийской нации. [1] [2] [3] Другие ученые связывают карпов с различными этническими группами, включая сарматов , фракийцев , славян , германских народов , балтов и кельтов .
Примерно через столетие после их самого раннего упоминания Птолемеем , в течение которого их отношения с Римом, казалось, были мирными, Карпи появились в ок. 238 как один из самых стойких врагов Рима. В период 250–270 гг. н. э. карпи были важным компонентом рыхлой коалиции задунайских варварских племен, в которую также входили германские и сарматские элементы. Они были ответственны за серию крупных и опустошительных вторжений в балканские регионы империи, которые чуть не привели к ее распаду в « кризисе третьего века ».
В период 270–318 гг. римские «военные императоры» стремились устранить угрозу Карпи границам империи. Множественные сокрушительные поражения были нанесены карпи в 273, 297, 298-308 и в 317 годах. После каждого массовое количество карпи было насильно переброшено римскими военными в римскую провинцию Паннония (современная западная Венгрия ) в составе императоров. политика заселения опустошенных дунайских провинций сдавшимися варварскими племенами. Поскольку карпи больше не упоминаются в известных документах после 318 г., вполне возможно, что карпи были в значительной степени удалены из Карпатского региона ок. 318 или, если таковые остались, возможно, они смешались с другими народами, проживающими или иммигрировавшими в Молдавию, такими как сарматы или готы.
Этимология имени
[ редактировать ]Греко-римляне называли этот народ карпи или карпиани . [4] Вероятно, самое раннее упоминание о них под названием Καρπιανοί ( Carpiani на латыни) находится в « Географии» греческого географа II века Птолемея , составленной ок. 140 год нашей эры. [5] [6]
Название Карпи или Карпиани может происходить от того же корня, что и название занимаемого ими Карпатского горного хребта, также впервые упомянутого Птолемеем под названием Καρπάτης — Карпатес . [7] Корнем может быть предполагаемое протоиндоевропейское слово * ker/sker , означающее «вершина» или «скала» (ср. литовское karpyti «горные вершины, похожие на пилу», албанское karpë «скала», румынское (ş)carpă «обрыв», санскритское kar «разрез» и латинское «scarpa» , ср. итальянское «scarpata» , английское «откос» ). [8] [9] Ученые, поддерживающие этот вывод, разделились на тех, кто считает, что Карпи дали свое название горному хребту (т.е. название означает «горы Карпи»). [10] [11] и тех, кто утверждает обратное. В последнем случае Карпиани могло означать просто «карпатцы». [7] Но сходство между двумя именами может быть совпадением, и они могут иметь разные корни. Например, было высказано предположение, что это имя может происходить от славянского корня крепу, означающего «сильный» или «храбрый». [12]
Румынский ученый Василе Пырван Птолемея соответствуют следующие народы, зафиксированные в древних источниках считал, что карпиани :
- Каллипиды , упомянутые в «Истории Геродота » (составленной около 430 г. до н. э.), проживали в районе реки Борисфен ( Днепр ). [13] [14]
- Карпиды ) , в районе устья реки Тира ( Днестр записанные во фрагменте Псевдо-Скимна (составленного около 90 г. до н. э.) [14] [15]
- Гарпии дельты , расположенные недалеко от Дуная , упоминаемые самим Птолемеем. [14] [16]
Если это так, то их местоположение может означать, что карпи очень постепенно мигрировали на запад в период с 400 г. до н.э. по 140 г. н. э., и эту точку зрения отстаивал Карстедт. [17] Общий элемент этих названий - карп - часто встречается в дакийских и фракийских топонимах и личных именах. [9] [18] Но нет единого мнения, что эти группы на самом деле являются Карпи. Бичир предполагает, что это были фрако-дакийские племена, отдаленно связанные с Карпи. [19]
Территория
[ редактировать ]Атлас Баррингтона греческого и римского мира помещает Карпи между рекой Гиерас ( Сирет ) и рекой Пората ( Прут ). [20]
Однако достоверно определить территории этих групп не представляется возможным из-за неточности древних географических источников. Кроме того, вполне вероятно, что во многих регионах этнические группы пересекались, и этническая карта представляла собой лоскутное одеяло из разрозненных подгрупп. Сарматы и бастарны засвидетельствованы как в литературе, так и в археологии по всей Валахии , Молдавии и Бессарабии . [21] [22] [23] Вполне вероятно, что, когда греко-римские источники ссылаются на конфликты с костобоками, карпами или готами, они имеют в виду коалиции различных групп под властью нынешнего гегемонистского племени. Учитывая неоднократные набеги Карпи к югу от Дуная и столкновения с римлянами в III веке, вероятно, ок. В 230 году Карпи распространили свою гегемонию на восточную Валахию, где ранее доминировали роксоланы.
Материальная культура
[ редактировать ]Среди ученых нет спора о том, что некоторые дакийские поселения дечебалической эпохи в Молдавии (в основном к западу от Сирета, с несколькими на восточном берегу (включая Пироборидаву , отождествляемую с Пояна-Текучи ), были оставлены 106 г., скорее всего, согласно Бишир, в результате римского завоевания Дакии . [24] С этого времени Бичир выделяет в Молдавии две разные культуры, существующие бок о бок. Одна, оседлая культура, названная Бичиром «Дако-Карпик», возникла около 106 г. и исчезла около 318 г.; [25] Меньшая культура демонстрировала характеристики, обычно связанные с кочевым народом из евразийских степей , названным Бичиром «сарматским». [22]
К 1976 году было обнаружено 117 оседлых поселений, подавляющее большинство из которых (89) располагались к западу от Сирета (то есть внутри границ Дакии, как это определено Птолемеем). [26] Жители жили как в надводных жилищах, так и в хижинах с заглубленным полом. Однокомнатные наземные жилища строились из плетня и землянки, обычно прямоугольной или квадратной формы, площадью от 9 до 30 кв.м. В каждом из них находился глиняный очаг, расположенный в центре жилища. Более многочисленные земляные хижины обычно имеют овальную или круглую форму. [27] , оседлые люди обычно кремировали своих умерших, как взрослых, так и детей По словам Бишира : на всех 43 чисто «дако-карпических» (оседлых) кладбищах использовалась только кремация . Прах от кремации в подавляющем большинстве случаев хоронили внутри урн. [28] В некоторых могилах был погребальный инвентарь, но не было никакого оружия, кроме единственного кинжала. Обычные товары включают ножи, ключи и пряжки для ремней; Среди ценных товаров - зеркала в сарматском стиле, серебряные серьги, золотые подвески и бусы. [29]
Керамика, обнаруженная на местах оседлого проживания, включает «пористую» посуду ручной работы, серую посуду, изготовленную на круге, керамику, обожженную красным огнем, и импортированную римскую посуду. Бичир описывает первые два как продолжение дакийской керамики Ла Тен и указывает на наличие так называемой «дакийской чашки», чашки особого дизайна, как свидетельство дакийской основы этой культуры. Однако он признает, что в керамике также присутствует римское и сарматское влияние. [30] Оседлый народ, по-видимому, в целом был неграмотным, поскольку во время очень интенсивных раскопок, проводившихся в этом регионе, не было найдено ни одной «дако-карпической» надписи.
Оседлая культура не выпускала собственных монет. Однако, по словам Бичира, римские монеты «интенсивно» обращались на территории Карпи. [31] Это основано на большом количестве монетных кладов, найденных в Молдавии (90), и около 100 изолированных монет. Однако обращение римских монет, похоже, практически прекратилось после 218 года, поскольку не было найдено никаких кладов монет и только 7 отдельных монет, относящихся к эпохе Каракаллы , который правил в 211–218 годах нашей эры. [32]
Могилы кочевой культуры преимущественно погребального типа, обнаруженные к 1976 году в 38 местах Молдавии . [26] Преимущественно они встречаются на равнинах, реже в предгорьях Карпат (т.е. к востоку от Сирета), либо поодиночке, либо небольшими группами по 2-13 могил, включающих мужчин, женщин и детей. Подавляющее большинство могил кочевой культуры плоские (не курганные), в отличие от курганных могил кочевников, обнаруженных в Приднестровье на востоке. Однако были обнаружены некоторые вторичные захоронения в курганах (т.е. с использованием ранее существовавших курганов), в основном датируемые 200 годом и позже. В могилах кочевников всегда присутствует погребальный инвентарь, часто включающий оружие, и зеркала с выгравированными тамгами (ритуальными или племенными символами, связанными с кочевым степным культурами). [33]
На шести кладбищах из списка Бичира есть могилы как для кремации, так и для погребения. На полигоне Поенешти (единственном, полностью исследованном к 1976 году) были похоронены 6 взрослых и 17 детей (по сравнению с 62 кремированными). Из них у 2 взрослых и 7 детей были обнаружены искусственно удлиненные черепа . Этот обычай, заключающийся в плотном связывании черепа младенца на ранней стадии его роста, связан со степными кочевниками. Бичир идентифицирует взрослых как кочевников, а детей как потомков от смешанных браков кочевников и оседлых людей. [22]
По соотношению оседлых и кочевнических захоронений Бичир приходит к выводу, что оседлый народ составлял большинство населения Молдавии. В смешанных кладбищах, задокументированных Бичиром, могилы кочевников составляют около 28% от общего числа. [22] Однако в целом по Молдавии могилы кочевников составляют не более 1% всех могил.
После 318 г., по мнению Бичира, «дако-карпическая» культура была в Молдавии заменена синтана-де-мурешским «вариантом» черняховской культуры , распространенной на большей части Северо-Причерноморского региона юго-восточной Европы в период 200–200–200 гг. 400. [25]
Этнолингвистическая принадлежность
[ редактировать ]В сохранившихся источниках эпохи Римской империи, литературных или эпиграфических, нет прямых свидетельств относительно языка Карпи. При почти полном отсутствии надписей в barbaricum единственным достоверным (хотя и не безошибочным) показателем языковой принадлежности варварских народов являются личные имена, которые иногда можно отнести к языковой группе. Однако в сохранившихся древних источниках не сохранилось ни одного личного имени Карпи, кроме самого имени «Карпи», которое нельзя с уверенностью отнести к какой-либо языковой группе.
Согласно традиционной румынской историографии, а также некоторым нерумынским ученым, карпи были народом дакийского языка и культуры. [34] Хизер, которая поддерживает эту точку зрения, предполагает, что название Карпи было принято в качестве собирательного названия племен свободных даков, когда они достигли определенной степени политического объединения в начале III века. [35]
Однако значительное количество ученых оспаривают, что карпи были этническими даками , и идентифицируют их по-разному: сарматов, дако-фракийцев, кельтов или даже протославян . [36] Это связано с тем, что регион между реками Сирет и Днестр отличался большим этническим разнообразием в эпоху Римской империи: в Атласе Баррингтона перечислены Агафирсы , Бастарны , Бритолагаи , Костобочи , Роксоланы , Фракесы и Тирагеты . [37] Кроме того, некоторые современные авторы предполагают существование этнических групп, сформировавшихся локально, имеющих смешанное происхождение (но в основном с коренной дакийско-сарматской основой, например, готов ). [38] [39]
Доказательства, подтверждающие дакскую идентичность:
- Археология: Керамика и другие артефакты, идентифицированные археологами, такими как Бичир, как «дакийский стиль», были обнаружены в местах в регионе Молдавии, предположительно населенных карпами в период 100-300 гг. н.э. (например, в Поенешть , недалеко от Васлуя ) как так и в местах захоронений. [40] В частности, Бичир указывает на чашки необычного дизайна и на «шнуровое» украшение горшков, что характерно для Даков. [40] Однако определение этнолингвистической принадлежности карпи с использованием типологии или относительного количества находок было подвергнуто сомнению Никулеску. [Примечание 1] Роджер Бэтти соглашается, что наличие артефактов «дакийского стиля» свидетельствует о материальном уровне коренных жителей, но не доказывает их этническую принадлежность. [41] Эти возражения отражают современную археологическую теорию, которая считает, что материальные культуры не являются надежным показателем этнической идентичности и тем более языка рассматриваемого народа (который в любом случае мог меняться с течением времени). [42] [43] [Примечание 2]
- Зосим , византийский летописец, писавший около 500 г. н. э., записывает вторжение в дунайские провинции Рима в 381 г. варварской коалиции гуннов , скиров и карподаков («карпо-даков»). [52] Последний термин был воспринят некоторыми учеными как «доказательство» дакийской этнической принадлежности Карпи. [40] Но это единственное литературное свидетельство, связывающее имя Карпи с именем даков, а Зосима рассматривается многими современными учеными как ненадежный летописец. Один историк дает Зосиме «непревзойденное право считаться худшим из всех дошедших до нас греческих историков Римской империи [...] было бы утомительно перечислять все случаи, когда этот историк ложно записывал имена, не говоря уже о его путаница событий...». [53] [54] В любом случае, термин неоднозначный. Его также интерпретировали как «Карпи и даки» или «Карпи, смешанные с даками». По мнению выдающегося ученого-классика Карштедта, этот термин относится вовсе не к карпи, а к свободным дакам, оккупировавшим территорию карпи после того, как последние были депортированы римлянами. Он утверждает, что в древнегреческом языке первая часть термина могла иметь только географическое значение: т.е. Карподакай означает «даки из земли Карпи». В том же духе его интерпретировали как «даков Карпат». [17] (Ср. Tyragetae , предположительно означающее «геты из региона Тиры »). Вполне возможно, что к 318 г. весь народ Карпи был передан Римской империи, что подтверждается литературными [55] и археологические свидетельства: Бичир отмечает, что культура, которую он называет «Дако-Карпической», прекратила свое существование примерно в 318 году. [40] Если так, то Зосима Карподакай не мог иметь в виду Карпи.
- Надпись AE (1965) 223 выгравирована на надгробии Публия Элия Прокулина, центуриона Когоры VII Претории (Филиппианские), «пропавшего без вести (то есть убитого) в Дакийской войне в Кастеллуме Карпоруме» ( bello Dacico desiderato ad castellum Carporum ). По мнению Бишира и других, это относится к войне против Карпи, которую вел император в 246/7 г. Араб Филипп [56] где произошла последняя битва кампании. Косвенно, утверждает он, это подтверждает мнение о том, что Карпи были даками. Но другие ученые идентифицируют замок Карпорум как римский вспомогательный форт на нижнем Дунае, о чем свидетельствует Викус Карпорум , деревня-форт-спутник напротив Карсия ( Харшова , Рим), упомянутая Аммианом Марцеллином. [20] Кафф утверждает, что Прокулин на самом деле командовал этим фортом, когда его убили. [57]
Возможным аргументом против этнической принадлежности даков является то, что римские императоры не использовали давно установленный имперский победный титул ( cognomen ex virtute ) Dacicus Maximus (буквально: «величайший дакийец») для побед над Карпи, а вместо этого приняли отдельный титул Карпикус. Максимус . [ оригинальное исследование? ] Это было введено Филиппом Арабом в 247 году, первым римским императором, лично победившим Карпи. [58] Такие титулы обычно были этнографическими, а не географическими (т.е. Дакик означало «победивший над даками», а не «победивший в Дакии»). [59] [ оригинальное исследование? ] Императоры Аврелиан и Константин I претендовали на титулы Дакика и Карпика . Существование отдельного победного титула для Карпи может означать, что римляне не считали Карпи этническими даками. [ нужна ссылка ] . Тот же аргумент может быть применим и против сарматской или германской идентичности Карпи, поскольку Сарматик и Германик также были устоявшимися титулами во времена Филиппа. Однако аргумент о титуле победы не является убедительным, поскольку императоры III века использовали три титула одновременно для обозначения побед над иранцами: Парфик («Победивший над парфянами »), Медик (« Мидянин ») и Персик (« Персы »). . [ оригинальное исследование? ]
Император | Дакиан (Величайший) (дата) | Карпикус (Величайший) (дата) | Образец надпись* |
---|---|---|---|
Траян | 106 | АЭ (1927) 151 [62] | |
Адриан | 118 | КИЛ II.464 [63] | |
Антонин Пий | 157 | CIL VIII.20424 [64] | |
Максиминус Фракс | 236 | АЭ (1905) 179 [65] | |
Филипп Араб | 247 | Иссушить 2581 | |
Траян Деций | 249-51 | CIL II.6345 [66] | |
Галлиен | 256/7 | КИЛ II.2200 [67] | |
Аврелиан | 275 | 272 | CIL XIII.8973 [68] |
Диоклетиан , Галерий и коллеги. | 296-305 (5 раз) | АЭ (1959) 290 [69] | |
Галерий | 305-11 (6 раз) | CIL III.6979 [70] | |
Константин I | 336 | 317 | ЦИЛ VI.40776 [71] |
Примечание. * Некоторые из приведенных выше названий подтверждены несколькими надписями.
Конфликт с Римом
[ редактировать ]Хотя карпи зарегистрированы как проживающие в дакийском регионе, по крайней мере, с 140-х годов, они не упоминаются в римских отчетах о нескольких кампаниях в дакийском регионе во втором веке. Например, в обширном и затяжном конфликте Рима с задунайскими племенами, известном как Маркоманские войны (166–1680 гг.), во время которого провинция Дакия подверглась как минимум двум крупным вторжениям (167, 170 гг.), только их соседи — костобоки. упоминаются конкретно. [72] Молчание о роли Карпи в этих конфликтах может означать, что они были союзниками Рима в тот период. [40]
началась фаза крупных перемещений населения Около 200 г. н. э. в европейском варбарике (регионе за пределами империи) . Причина этого смещения неизвестна, но важным фактором могла быть чума Антонина (165–180 гг.), разрушительная пандемия оспы , которая могла убить 15–30% жителей Римской империи. [73] Воздействие на варварские регионы привело бы к ослаблению многих племен и опустошению регионов, что могло побудить более сильные племена к расширению. Известный пример — готы . Вероятно, они были записаны римским историком Тацитом под именем Gotones как населявшие территорию к востоку от реки Вислы в центральной Польше в 100 году нашей эры. [74] К 250 году готы двинулись на юг, в западную Украину, и часто совершали набеги на империю вместе с местными племенами. [75]
Именно в этом контексте потрясений в середине третьего века Карпи превратились в главную варварскую угрозу для нижних придунайских провинций Рима. [76] описал их Иордан как «расу людей, очень жаждущих войны и часто враждебных римлянам». [77] Записана серия крупных вторжений Карпи в империю, либо в одиночку, либо в союзе с соседними сарматскими или германскими племенами (включая роксоланов , бастарнов, готов). Однако роль Карпи во вторжениях коалиции не всегда ясна, поскольку наиболее полный отчет летописца VI века Зосимы хронологически запутан и часто обозначает участников расплывчатым термином « скифы » (имеются в виду жители географический регион под названием Скифия (т.е. примерно современная Украина), а не этнические скифы ).
Участие карпи в нападениях свободных даков на римскую Дакию также сомнительно. Сторонники дакийской этнической принадлежности карпи склонны предполагать, что они участвовали в кампаниях, в которых римские императоры претендовали на титул Dacicus Maximus , в дополнение к тем, которые привели к одобрению Carpicus Maximus . Но все вторжения, о которых в древних источниках конкретно сообщается о Карпи, происходили в Нижнюю Мезию, а не в Дакию. [78] [79] [80] [81] [82] Ниже приводится список зарегистрированных вторжений, в которых источники конкретно подтверждают участие Карпи:
Нападения Карпи на дунайскую границу (238–250 гг.)
[ редактировать ]238: Карпи предприняли свое первое зарегистрированное крупное вторжение на римскую территорию к югу от Дуная во время недолгого совместного правления юного Гордиана III и сенаторов Бальбина и Пупиена Максима . [79] Это, по-видимому, было спровоцировано отказом губернатора Нижней Мезии Туллия Менофила удовлетворить требование Карпи о ежегодной субсидии для поддержания мира, как это уже было выплачено готам и другим племенам нижнего Дуная. [83] Это подтверждает возможность того, что до этого времени Карпи были давними союзниками римлян и были недовольны тем, что фактически были наказаны за свою лояльность. Однако губернатору удалось изгнать Карпи в 239 году. [4]
245–247: Во время правления императора Филиппа Араба (244–249) карпи пересекли Дунай и опустошили Нижнюю Мезию. После того, как губернаторам театра не удалось отразить вторжение, император взял на себя личное командование и начал крупную контратаку. После продолжительной борьбы карпи были отброшены за Дунай. Преследуемые римлянами на родину, основные силы Карпи укрылись в крупной крепости (предположительно городище ), где были окружены и осаждены войсками Филиппа. Оставшиеся силы Карпи, которые рассеялись, сплотились и предприняли попытку снять осаду. Осажденные устроили массовую вылазку, чтобы отвлечь внимание римлян от подхода подкрепления. Но последние были перехвачены и разбиты всадниками Филиппа Маурорум ( берберская легкая кавалерия из Северной Африки). Сам побег удалось сдержать, что вынудило Карпи просить мира. Это было предоставлено им на явно снисходительных условиях Филиппом, который стремился завершить кампанию к предстоящим празднованиям 1000-летия основания города Рима (апрель 248 г.). [56] Филипп был прозван Великим Карпиком . [58]
Сармато-готические вторжения в Римскую империю (250-270 гг.)
[ редактировать ]250-251: Карпи участвовали в массовом задунайском вторжении в Мезию и Фракию под предводительством готского короля Книвы . [84] Вторжение Книвы, очевидно, было спровоцировано прекращением ежегодных римских субсидий готов императором Филиппом. [85] Судя по их действиям, военные цели захватчиков ограничивались грабежом: захватом как можно большего количества рабов, лошадей, сокровищ и других товаров, чтобы увезти их на родину через Дунай.
В орду Книвы, очевидно, входили готы, тайфали и вандалы , а также несколько ветеранов римской армии-отступников. [84] Учитывая описание «скифов», данное Зосимой, оно почти наверняка включало сарматские элементы, такие как роксоланы. Кроме того, в Нижнюю Мезию вошел, по-видимому, отдельный отряд готов и бастарнов во главе с двумя старшими помощниками Книвы. Иордан утверждает, что общая численность варваров составляла 300 000 человек, но византийские летописцы часто сильно завышают численность варваров, обычно в десять раз (например, утверждение Зосима о том, что 60 000 аламаннов в 357 году пали в битве при Страсбурге против 6 000, зафиксированных современниками и более надежный Аммиан Марцеллин ). [86] [87] Таким образом, 30 000 — это более правдоподобная, но все же внушительная оценка вторжения Книвы, разделенной на две части. По словам Джордана, контингент Карпи насчитывал 3000 человек. [84]
Перед вторжением стояли римский император «Траян» Деций , опытный полководец и командующий Филиппа на Дунайском фронте, сменивший своего покровителя после того, как последний был убит мятежными войсками в 249 году, и Гай Требониан Галл , назначенный губернатором Верхняя Мезия в предыдущем году, автор Деций. Похоже, что для борьбы с угрозой Галлу было поручено командовать войсками в приграничных фортах вдоль Дуная, а император командовал мобильными силами, состоявшими из лучших подразделений.
Проиграв два сражения с римлянами в Нижней Мезии, Книва удивил императора, незаметно перейдя через Гемские ( Балканские ) горы во Фракию , которая была в основном незащищена. Император, отставший на несколько дней пути, был вынужден форсированным маршем бросить свою армию во Фракию. При Берое (Стара Загора, Болгария) Книва внезапно атаковала истощенную армию императора, нанеся ей крупное поражение. Деций был вынужден отвести остатки своих разбитых войск в Нижнюю Мезию и оставить Фракию на разграбление варварам по своему желанию. Орда Книвы штурмовала город Филиппополис (Пловдив, Болгария) и провела зиму 250/251 г. в провинции.
Тем временем Деций восстановил свою полевую армию в Нижней Мезии . В 251 году, когда варварская армия направлялась домой к Дунаю, нагруженная огромным количеством добычи, она была перехвачена императором в Абритте в Нижней Мезии. В упорном бою основные силы Книвы были разбиты. Затем император повел своих людей через болото, чтобы вступить в бой с резервными силами Книвы, охранявшими добычу варваров. Но император недооценил сложность местности: римляне застряли в трясине, и, как сообщается, все они погибли, включая самого императора, убитого с большого расстояния лучниками Книвы или утонувшего. [56]
Когда весть об этой катастрофе достигла оставшихся на Дунае легионов, они провозгласили императором своего командующего Галла. Последние заключили с готами мир, который позволял им вернуться домой с нетронутой добычей и гарантировал возобновление субсидий. Хотя Зосим называет эти условия постыдными, это, вероятно, был единственный реальный вариант, доступный Галлу в данных обстоятельствах. [56]
Но возобновление субсидий Галлом не имело желаемого эффекта в плане поддержания мира на Дунае. Сразу после военной катастрофы римская армия была парализована разразившейся опустошительной пандемией оспы , так называемой Киприановой чумой (251 – ок. 270). Последствия киприанской пандемии Зосим описывает как даже худшие, чем предыдущая вспышка Антонина, в результате которой, вероятно, погибло 15-30% жителей империи. [88] [89] Римская армия понесла бы тяжелые потери из-за тесной концентрации личного состава и частых перемещений между провинциями, потеряв таким образом около трети своей численности. Воспользовавшись военным беспорядком в Риме, задунайские варвары начали неоднократные массированные вторжения на имперскую территорию. Точное количество, даты и события этих вторжений неизвестны из-за запутанного и фрагментарного характера источников. Вполне возможно, что вторжения происходили каждый год и что части дунайских провинций были оккупированы мародерствующими бандами варваров круглый год, в период 251–270 гг. От Зосимы можно узнать следующие основные события: [90]
252-253: Карпи присоединились к готам и двум сарматским племенам ( уругунди и борани ) во время вторжения на римскую территорию, опустошая Мезию и Фракию . (Зосим утверждает, что затем они перешли в Малую Азию , но, поскольку это не согласуется с остальной частью повествования, возможно, это путаница с вторжением 256 г.). Римские войска в нижнем течении Дуная не смогли помешать им мародерствовать по своему желанию, вероятно, из-за их потерь при Абриттусе и воздействия чумы. В конце концов, варвары были перехвачены на пути домой Эмилианом армией , командующим паннонской . Поначалу его люди боялись вступать в бой с варварами из-за их ауры непобедимости после Абрита, но руководство Эмилиана их успокоило. В неизвестном месте у Дуная римляне предприняли внезапную атаку и одержали полную победу. Они преследовали варваров через реку и вглубь их родных земель, вернув огромное количество добычи и освободив тысячи похищенных римских мирных жителей. [91] Возможно, среди последних был К. Валерий Серапио (вероятно, грек), который посвятил недатированный алтарь, найденный в Апулуме ( Алба Юлия ) в римской Дакии , в знак благодарности за его спасение от Карпи ( liberatus a Carpis ). [92] [93]
Эмилиан был провозглашен императором своими победоносными войсками и двинулся на Рим, где силы Галла вместо того, чтобы сражаться с дунайской армией, убили своего лидера. Однако всего три месяца спустя Эмилиан, в свою очередь, был убит теми же войсками, которые перешли на сторону Валериана (годы правления 253–260), командующего войсками на Рейне , который двинулся в Италию, чтобы спасти Галла. [94]
Валериан был провозглашен императором и сразу же возвысил своего сына Галлиена (годы правления 253–268 гг.) Августом (соимператором). [95] Эта команда отца и сына руководила самым хаотичным периодом истории империи до V века. Империя пережила многочисленные и массовые вторжения варваров на Рейне, Дунае и на Востоке; по меньшей мере 11 генералов совершили военные перевороты; империя была разделена на три автономные части; а сам Валериан попал в плен к персам и умер через несколько лет в их плену, став первым римским императором, подвергшимся такому унижению. [90]
256-257: Карпи с теми же союзниками, что и в 253 году, ворвались в Мезию, разорили Фракию и безуспешно осадили Фессалоники в Македонии . Валериан и Галлиен были вынуждены передать балканский театр военных действий подчиненным с недостаточными силами, поскольку они были полностью оккупированы: первый на Востоке сражался с персами, второй на Рейне, пытаясь остановить массовое германское вторжение. Вся Греция была подвергнута опасности вторжения: афиняне восстановили свои городские стены впервые с тех пор, как они были разрушены республиканским генералом Суллой в 87 г. до н.э., а пелопоннесцы повторно укрепили Коринфский перешеек . [94] В конце концов варвары были разгромлены лейтенантом Галлиена Ауреолом , который доставил в Рим большое количество пленных.
259-260: «Скифы, включая все народы своей страны» (т.е. включая Карпов), начали массовое вторжение за Дунай, воспользовавшись военным и политическим хаосом в империи. Похоже, варвары разделились на две армии. Один вторгся в Грецию и, несмотря на ее новые стены, сумел штурмовать и разграбить Афины . Другая группа пересекла Иллирик в Италию и появилась перед стенами Рима, вынудив римский сенат вооружить гражданское население для укрепления валов, поскольку Галлиен был полностью оккупирован на Рейне, борясь с государственным переворотом, совершенном одним из его генералов ( Постум ). [75] Поняв, что взять город и разграбить его невозможно, готское войско приступило к опустошению всей Италии. В конце концов они были изгнаны лейтенантом Галлиена Макрианом , который привел рейнскую армию в Италию. [96]
Дальнейшие крупные «скифские» вторжения произошли в 265–266 годах и, возможно, самое крупное из всех, в 267–268 годах , это было морское вторжение, которое проникло в Эгейское море , высадилось в Македонии и приступило к опустошению Фракии. Однако в конце концов его остановил император Клавдий II Готский , уничтоживший варварское войско при Найссе (268 г.). В отличие от предыдущих вторжений, Карпи не упоминаются конкретно Зосимом и другими летописцами, поэтому их роль неясна. [97]
Разгром и переселение в Империю (271-318)
[ редактировать ]В конце третьего века произошло военное восстановление империи под железным правлением так называемых « иллирийских императоров », сплоченной группы кадровых солдат общего происхождения из дунайских провинций и полков. Их преемники, часто их потомки, правили империей более века (268–379). Они не только разбили задунайские племена на поле боя, но и проводили политику масштабного переселения побежденных соплеменников в дунайские провинции империи. Это было мотивировано необходимостью вновь заселить дунайские провинции, опустошенные чумой и варварскими нашествиями в период 250–270 гг. [Примечание 3]
272: Император Аврелиан даровал ему титул Carpicus Maximus . (годы правления 270–275) одержал крупную победу над Карпи, за что Сенат [82] [99] Затем он переселил большое количество пленников Карпи вокруг Сопианы ( Печ , Венгрия) в римской провинции Паннония . [100] Похоже, это положило начало политике переселения карпи в империю.
296–305: В 296 году император Диоклетиан (годы правления 284–305) начал войну против Карпи, первый крупный конфликт римлян с этим народом после его поражения от Аврелиана 23 года назад. Война закончилась в 297 году сокрушительной победой римлян. [101] Панегирик из 297 восхваляет «недавние бедствия , [перенесенные] Карпи» ( proxima illa Ruina Carporum ). [102] претендовал на титул Карпика Максима . Диоклетиан впервые [103] В 298 году Диоклетиан передал командование нижним Дунаем своему цезарю (заместителю императора) Галерию . В интенсивной серии походов Галерий всего за два года нанес Карпим еще четыре поражения (302-303 включительно). [104] Эти победы засвидетельствованы четырьмя дополнительными титулами Карпика , на которые претендовали Диоклетиан и три его имперских коллеги (известные как Тетрархи) . [105] (Очевидно, у них была практика коллективно претендовать на победные титулы, поэтому все четверо претендовали на титулы Карпика за победы, достигнутые Галерием).
305–311: После вступления на престол в качестве Августа (полноправного императора) в 305 году Галерий, как записано, претендует на титул Карпика в шестой раз, в какой-то момент во время своего правления. [106] [107]
318: император Константин I Великий (годы правления 312–337) записан как обладатель титула Carpicus Maximus . В надписи того года [108] Скорее всего, это представляет собой победу над Карпами в 316–317 годах, когда документально подтверждено, что Константин проживал на Балканах впервые с момента его назначения Цезарем в 306 году. [109]
Каждое из этих возгласов, вероятно, подразумевало убийство не менее 5000 карпи (что традиционно требовалось для вручения триумфа в Риме). Для Карпи эти поражения сопровождались массовыми депортациями и переселениями внутри империи. Согласно Аммиану, режим Диоклетиана продолжал заселять Карпи в Паннонии и, по-видимому, в Малой Скифии (т. е. прибрежном районе современной Румынии). [110] Евтропий сообщает, что было переброшено «огромное количество». [111] Хизер интерпретирует эти сообщения как подразумевающие сотни тысяч депортированных. [112] По словам Виктора , писавшего в 361 году, весь оставшийся народ Карпи был передан в состав империи. [55]
Карпи после 318 г.
[ редактировать ]Есть несколько признаков того, что Карпи, возможно, были в значительной степени уничтожены к северу от Дуная к 318 г.:
- Свидетельства Аврелия Виктора о том, что все карпи были депортированы в империю. [55]
- Огромные масштабы потерь в неоднократных войнах против римлян (5 войн за 21 год 296–317 гг.) И последующих массовых депортациях.
- Исчезновение, гр. 318, «дако-карпической» культуры в Молдавии , по мнению Бичира. [25]
- Отсутствие каких-либо упоминаний о задунайском Карпи в новейшей истории Аммиана , сохранившиеся книги которого дают подробное описание периода 353–378 гг. [113] (Аммиан дважды упоминает Карпи, но только тех, кто поселился внутри империи). [110]
- Тот факт, что титул Карпика не был востребован после 318 г.
Многие историки оспаривают тот факт, что карпи были изгнаны из Карпатского региона , и утверждают, что многие карпи остались, например, Миллар и Бэтти. [114] [115] За пределами 318 года конкретные доказательства преемственности Карпи ограничиваются упоминанием Зосима о том, что Карподакай присоединился к варварскому вторжению в империю в 380-х годах.
По словам Хизер, даже если некоторые карпи остались к северу от Дуная, очевидно, что они потеряли свою политическую независимость. [112] После смерти Константина Валашская равнина и Молдавия попали под господство Тервингской ветви готской нации , о чем свидетельствует существование значительного готского королевства в середине четвертого века. [116] В четвертом веке в Трансильвании, по-видимому, доминировала другая, вероятно германская группа, тайфалы . [116] Однако Тайфали, похоже, также находились под сюзеренитетом готов. [117]
Эти германские королевства после 350 г. были разгромлены гуннами , что привело к великой миграции задунайцев под предводительством готов через Дунай, кульминацией которой стала римская катастрофа в битве при Адрианополе в 378 г. Карпи нигде не упоминаются в подробном описании этих земель Аммианом. эпические события, позволяющие предположить, что все, кто остался к северу от Дуная, вероятно, утратили свою индивидуальность. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Костобочи
- Даки
- Свободные даки
- Происхождение албанцев # фракийцев или дако-мезийцев
- Позднеримская армия
Примечания
[ редактировать ]- ^ Румынская археологическая интерпретация: Критика археологической интерпретации в Румынии содержится в онлайн-статье AG. Никулеску: национализм и репрезентация общества в румынской археологии
- ^ Материальная культура и этническая принадлежность: Предположение о том, что условно-материальные «культуры», как они определены археологами, представляют собой отдельные этнические группы, больше не считается обоснованным в археологической теории. [44] Традиционный подход к археологической интерпретации был определен в 1920-х годах Гордоном Чайлдом : «Мы находим определенные типы останков — горшки, орудия труда, украшения, места захоронений, формы домов — постоянно повторяющиеся вместе. Такой комплекс регулярно связанных между собой черт мы будем называть «культурная группа» или просто «культура». Мы предполагаем, что такой комплекс является материальным выражением того, что сегодня назвали бы «народом». [45] Но выдающийся современный археолог Колин Ренфрю отмечает, что «с 1960-х годов было признано [...], что приравнивать такие воображаемые «культуры» к народам чрезвычайно опасно [...] Представление о том, что такие особенности, как керамические украшения, являются автоматически оспаривается признак этнической принадлежности». [46] «Традиционные объяснения основаны на предположениях, которые сегодня легко оспорить. Во-первых, существует представление о том, что археологические «культуры» могут каким-то образом представлять реальные сущности, а не просто классификационные термины, придуманные для удобства ученых. Во-вторых, это точка зрения, что этнические единицы или «народы» можно распознать по археологическим данным путем сопоставления с этими концептуальными культурами. На самом деле очевидно, что этнические группы не всегда четко выделяются в археологических находках. В-третьих, предполагается, что когда между культурными памятниками отмечается сходство. скоплений той или иной местности, это легче всего объяснить как результат миграции людей. Конечно, миграции действительно имели место, но их не так легко документировать археологически, как часто предполагалось». [47] Сейчас признано, что географические границы материальных «культур» (по мнению археологов) часто не совпадают с территориями этнических групп, определяемыми по другим данным. [48] Аналогичным образом было продемонстрировано, что несколько этнических групп могут иметь относительно однородную материальную культуру, сохраняя при этом свою особую этническую идентичность. [49] Сегодня археологи проявляют гораздо большую осторожность, приписывая этническое значение особенностям и артефактам материальной «культуры». Например, исследование некоторых ранних англосаксонских кладбищ на юго-востоке Англии позволяет предположить, что люди, похороненные с типичным набором инвентаря англосаксонской эпохи, были коренными жителями, а не иммигрантами с другой стороны Северного моря. Последние, идентифицированные по соотношению стабильных изотопов, были найдены захороненными на тех же кладбищах без инвентаря, что подрывает все здание англосаксонской этнической идентификации. [50] По-прежнему считается, что определенные культурные обычаи и артефакты могут иметь этнический подтекст в определенных контекстах, но стили и украшения керамики сегодня рассматриваются как одни из самых слабых индикаторов этнической принадлежности из-за их передачи между этническими группами. [51]
- ^ Римская политика переселения: это была давняя римская имперская политика, берущая начало со времен Августа (годы правления 30 г. до н. э. — 14 г. н. э.), направленная на заселение сдающихся варварских общин ( дедитики ) в империи, предоставление им земли в обмен на обязательство военная служба намного тяжелее обычной нормы призыва. Но иллирийские императоры проводили эту политику в беспрецедентных масштабах. Главной заботой императоров были их родные дунайские провинции, которые сильно обезлюдели из-за пандемии оспы 251–270 годов и вторжений варваров в тот период. В результате огромные массивы пахотных земель оказались выведены из обращения. [98] Это представляло серьезную угрозу набору и снабжению армии, поскольку около половины армии было набрано и базировалось в дунайских провинциях.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вирджил Кандеа. Очерк румынской истории
- ^ Дж. Б. Бери. Кембриджская история средневековья, тома 1-5
- ^ Гудмунд Шютте. Наши предки, Том 1
- ^ Перейти обратно: а б Хист. август Три Гордиана 26.3
- ^ Птолемей III.5.1, 10
- ^ Смита Карпи
- ^ Перейти обратно: а б Бичир 1976 , с. 145.
- ^ Кёблер *Кер (1)
- ^ Перейти обратно: а б «Томашек (1883) 403»
- ^ "Парван Василе (1926) 153"
- ^ Мартини, Питер I., Чесуорт Уорд (2010) 255
- ^ Мюллер (1883) 430 (примечание 5)
- ^ Геродот IV.17
- ^ Перейти обратно: а б с «Парван (1926) 153»
- ^ Псевдо-Скимн 842
- ^ Птолемей III.10
- ^ Перейти обратно: а б Бичир 1976 , с. 149.
- ^ Ван Ден Гейн, SJ (1930) 385
- ^ Бичир 1976 , стр. 148–150.
- ^ Перейти обратно: а б Карта Атласа Баррингтона 22
- ^ Бэтти (2008) 250, 378
- ^ Перейти обратно: а б с д Бичир 1976 , стр. 162–164.
- ^ Карта Атласа Баррингтона 23
- ^ Бичир 1976 , с. 141.
- ^ Перейти обратно: а б с Бичир 1976 , с. 144.
- ^ Перейти обратно: а б Бичир 1976 , с. 4.
- ^ Бичир 1976 , стр. 7–9.
- ^ Бичир (1976) , с. 32 Таблица 1
- ^ Бичир 1976 , с. 24.
- ^ Бичир 1976 , стр. 51–52.
- ^ Бичир 1976 , с. 123.
- ^ Бичир (1976) Таблицы 11 и 12
- ^ Бичир 1976 , стр. 162–163.
- ^ Хизер (2006) 85; Миллер (1981) 279; Менхен-Хельфен (1973) 452; Гоффарт (2006) 205; Миннс (изд. 2011 г.) 124. О румынских учёных см. Bichir (1976) 146.
- ^ Хизер (2009) 114
- ^ Бичир 1976 , с. 146.
- ^ Карта Атласа Баррингтона 22 и 23
- ^ Холсолл, Гай (2007), Варварские миграции и римский Запад, 376-568, Cambridge University Press, стр.132
- ^ Мэтьюз, Джон; Хизер, Питер (1991), Готы в четвертом веке, издательство Liverpool University Press, стр.90.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бичир 1976 , стр. 51–78.
- ^ Бэтти (2008) 378
- ^ Интернет-газета Никулеску
- ^ Ренфрю (1987) 180-1, 443-5
- ^ Ренфрю (1987) 169-1; 445
- ^ см . Ренфрю (1987) 163
- ^ Ренфрю (1987) 160-1
- ^ Ренфрю (1987) 445
- ^ Люси (2005) 103
- ^ Люси (2005) 92
- ^ Люси (2005) 106
- ^ Ходдер (2001) 198
- ^ Зосим 500d , с. 114
- ^ Томпсон (1982) 446
- ^ Кэмерон (1969) 247
- ^ Перейти обратно: а б с Виктор 39.43
- ^ Перейти обратно: а б с д Зосима 500а , с. 15.
- ^ Манжета (2010) 16
- ^ Перейти обратно: а б с Иссушить 2581
- ^ CAH (1939) XII 140 (примечание 1)
- ^ Бичир (1976) , стр. 172–173, таблицы 10 и 11.
- ^ CAH (2000) XI
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 23 августа 2011 г. Проверено 28 апреля 2011 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 23 августа 2011 г. Проверено 27 апреля 2011 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 22 апреля 2012 г. Проверено 27 апреля 2011 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 23 августа 2011 г. Проверено 30 апреля 2011 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 29 апреля 2012 г. Проверено 27 апреля 2011 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 23 августа 2011 г. Проверено 27 апреля 2011 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 22 апреля 2012 г. Проверено 27 апреля 2011 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 23 августа 2011 г. Проверено 28 апреля 2011 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 29 апреля 2012 г. Проверено 30 апреля 2011 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ http://oracle-vm.ku-eichstaett.de:8888/epigr/epieinzel_en?p_belegstelle=CIL+06%2C+40776&r_sortierung=Belegstelle . Архивировано 22 апреля 2012 г. на Wayback Machine CIL VIII.8412 [1]. Архивировано . 29 апреля 2012 г. в Wayback Machine
- ^ Historia Augusta М. Аврелий 22
- ^ Статакопулос (2007) 95
- ^ Тацит G.43
- ^ Перейти обратно: а б Зосима 500а .
- ^ Миллар (1970) 279
- ^ Иорданес 16
- ^ Зосима 500а , с. 20
- ^ Перейти обратно: а б Хист. август Максим и Бальбин 16
- ^ Иордан XVI
- ^ Зосим 500а , стр. 27, 29, 38
- ^ Перейти обратно: а б Хист. август Аврелиан 30,4
- ^ Патрик бр. 8
- ^ Перейти обратно: а б с Иордан XVI (91)
- ^ Иордан XVI (89)
- ^ Зосим 500c , с. 3.
- ^ Аммиан XVI.12.63
- ^ Зосим 500а , стр. 28, 38
- ^ Статокопулос (2007) 95
- ^ Перейти обратно: а б Зосима 500а , стр. 17–22.
- ^ Зосим 500а , стр. 27–28.
- ^ CIL III.1054
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 29 апреля 2012 г. Проверено 26 сентября 2011 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Зосима 500а , с. 29.
- ^ Зосим 500а , стр. 17.
- ^ Зосима 500а , с. 22.
- ^ Зосим 500а , стр. 22–23.
- ^ Джонс (1964)
- ^ CIL XIII.8973
- ^ Виктор 39.43
- ^ Одал (2004) 59
- ^ Ледбеттер (2009) 99
- ^ AE (1973) 526 (а)
- ^ Ледбеттер (2009) 101
- ^ АЭ 1959 29; КИЛ III.578
- ^ Бичир 1976 , с. 172.
- ^ CIL III.6979
- ^ CIL VIII.8412
- ^ Одал, 2004 г.
- ^ Перейти обратно: а б Аммиан 28.1.5; 27.5.5
- ^ Евтропий 9.25
- ^ Перейти обратно: а б Хизер (2009) 128
- ^ Леб издание Аммиана, Указатель
- ^ Миллар (1970)
- ^ Бэтти (2008) 377-8
- ^ Перейти обратно: а б Аммиан XXXI.3.7
- ^ Аммиан XXXI.9.3
Библиография
[ редактировать ]Древний
[ редактировать ]- Аммиан Марцеллин Рес Геста (ок. 395 г.)
- Евсевий Кесарийский История Церкви (ок. 320 г.)
- Евтропий Бревиарий римской истории (ок. 360 г.)
- Анонимная История Августы (ок. 400 г.)
- Иорданес Гетика (ок. 550 г.)
- Кормящим. смерти преследователей . О
- Флетчер, Уильям, пер. О том, как умерли преследователи . От никейских и постникейских отцов , Вторая серия, Том. 7. Под редакцией Александра Робертса, Джеймса Дональдсона и А. Кливленда Кокса. Буффало, штат Нью-Йорк: Издательство христианской литературы, 1886. Интернет в New Advent.
- Птолемей География (ок. 140 г.)
- Секст Аврелий Виктор Цезарь (361)
- Тацит Германия (ок. 100)
- Зосима (500а). Новая история (PDF) . Том. 1.
- Зосима (500б). Новая история Том. 2.
- Зосима (500в). Новая история Том. 3.
- Зосима (500d). Новая история Том. 4.
Современный
[ редактировать ]- А.Е.: Epigraphic Year («Эпиграфический год» - периодическое издание)
- Бэтти, Роджер (2008): Рим и кочевники: Понтийско-Дунайский регион в древности
- Баррингтон (2000): Атлас греческого и римского мира
- Бичир, Г. (1976). История и археология Карпи со 2 по 4 века нашей эры . Том. BAR series 16(i) (английский перевод).
- CAH: Кембриджская древняя история, 1-е изд. Том. XII (1939): Имперский кризис и восстановление
- Кэмерон, Алан (1969): Феодосий Великий и регентство Стилихона в Гарвардских исследованиях классической филологии n. 73
- Карри, Жан-Мишель и Руссель, Алин. Меняющаяся Римская империя – от Севериан до Константина, 192–337 гг .
- CIL: Corpus Inscriptionum Latinarum («Корпус латинских надписей»)
- Cuff, DB (2010): Ауксилия в римской Британии и две Германии между Августом и Каракаллой (интернет-газета)
- Гиббон, Эдвард (1792): История упадка и падения Римской империи.
- Гоффарт, Уолтер А. (2006): Варварские приливы: эпоха миграции и поздняя Римская империя.
- Хизер Питер, Дж. (2007): Падение Римской империи: новая история Рима и варваров
- Хизер Питер, Дж. (2009): Империи и варвары: миграция, развитие и рождение Европы
- Ходдер, И. (1994): Археологическая теория сегодня.
- Холдер, Пол (2003): Вспомогательное развертывание во время правления Адриана
- Джонс, AHM (1964): Поздняя Римская империя
- Кёблер, Герхард (2000): Индо-германский словарь (онлайн)
- Ленски Ноэль Эммануэль (2006): Кембриджский спутник эпохи Константина, ISBN 978-0-521-81838-4
- Менхен-Хельфен Отто Дж. (1973) Мир гуннов: исследования их истории и культуры под редакцией Макса Найта, опубликовано Беркли, University of California Press, ISBN 0-520-01596-7
- Мартини, Питер И., Чесуорт Уорд (2010): Пейзажи и общества: избранные случаи
- Миллар, Фергюс (1970): Римская империя и ее соседи
- Миллар, Фергюс (1981): Римская империя и ее соседи.
- Миннс. Эллис Ховелл (2011) «Скифы и греки: обзор древней истории и археологии на северном побережье Евксинского моря от Дуная до Кавказа», опубликовано Археологическим собранием Кембриджской библиотеки (1-е изд. 1913 г.) ISBN 978-1-108-02487-7
- Мюллер (1883 г.): издание «Географии Птолемея».
- Никулеску, Джорджия. : Национализм и репрезентация общества в румынской археологии (онлайн-документ)
- Одал, Чарльз Мэтсон. Константин и христианская империя . Нью-Йорк: Routledge , 2004. Твердый переплет. ISBN 0-415-17485-6 в мягкой обложке ISBN 0-415-38655-1
- Парван Василе (1926): Getica , издатель Cultura Nationala
- сэра Уильяма Смита Словарь греческой и римской географии (1878 г.) [ ненадежный источник? ]
- Филип Смит (1854 г.) в Словаре греческой и римской географии , том 1 под редакцией сэра Уильяма Смита
- Статакопулос, Д.Ч. (2007): Голод и эпидемия в поздней Римской и ранней Византийской империи.
- Томпсон, Э.А. (1982): Зосима 6.10.2 и письма Гонория в Classical Quarterly 33 (ii)
- Университет Томашека Граца (1883 г.): остатки дакийского языка в «Le Muséon Revue Internationale Volume 2, Лувен»
- Ван Ден Гейн, SJ (1930): Население Дуная, Сравнительные этнографические исследования в «Обзоре научных вопросов, тома 17-18, 1930» Научного общества Брюсселя, Католического союза французских ученых, ISSN 0035-2160
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с людьми Карпи, на Викискладе?