Jump to content

Chernyakhov culture

(Redirected from Chernyakhov )
  Вильбаркская культура в начале III века.
  Черняховская культура начала IV века.
  Chernyakhov culture, 4th c.
Вторжения Римской империи
Карта Европы с цветными линиями, обозначающими маршруты миграции.
Время в. 300–800 или позже [ 1 ]
Место Европа и Средиземноморский регион
Событие Племена, вторгающиеся в Римскую империю

The Chernyakhov culture , Cherniakhiv culture [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] или Сантана-де-Муреш — черняховская культура. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] была археологической культурой , которая процветала между 2-м и 5-м веками нашей эры на обширной территории Восточной Европы , особенно на территории нынешней Украины , Румынии , Молдовы и некоторых частей Беларуси . Считается, что эта культура является результатом многоэтнического культурного смешения гето - дакского , сарматского и готского населения этого региона. [ 8 ] «В прошлом ассоциация этой [черняховской] культуры с готами была весьма спорной, но важные методологические достижения сделали ее непреодолимой». [ 9 ]

Черняховская культура территориально заменила свою предшественницу — зарубинецкую культуру . Обе культуры были открыты чешско-российским археологом Викентием Хвойкой , который проводил многочисленные раскопки в окрестностях Киева и его окрестностей. С нашествием гуннов культура пришла в упадок и на смену ей пришла пеньковская культура (или культура антов ) .

Отмечено сходство черняховской культуры с вельбарской культурой , располагавшейся ближе к Балтийскому морю .

Местоположение и номенклатура

[ редактировать ]

Черняховская культура охватывала регионы современной Украины, Молдавии и Румынии. [ 10 ] Написание Черняхов — это транслитерация с русского археологического памятника в окрестностях Киева , современная Украина. Другие варианты написания включают Черняхов ( украинский ), Черняхув ( польский ) и некоторые другие. Культура также была названа в честь Сантана-де-Муреш , кладбища в Трансильвании , Румыния , до 1993 года называвшегося Сантана - де-Муреш . Это место также известно как Мароссентанна , ранее официальное венгерское название, под которым проводились первые раскопки. [ 11 ] Двойное название отражает преференциальное использование в прошлом различных школ истории ( румынской и советской ) для обозначения культуры. [ нужна ссылка ]

Происхождение

[ редактировать ]

В первой половине ХХ века ученые много сил потратили на обсуждение этнической принадлежности населения Черняховской зоны. Советские ученые, такие как Борис Рыбаков , видели в нем археологическое отражение протославян . [ 12 ] но западные, особенно немецкие, историки и польские археологи отнесли его к готам. По мнению Казимира Годловского (1979), истоки славянской культуры должны быть связаны с областями бассейна верхнего Днепра ( Киевская культура ), а черняховской культуры - с федерацией готов. [ 13 ] Однако остатки археологически видимой материальной культуры и их связь с этнической идентичностью не так ясны, как первоначально предполагалось.

Сегодня ученые признают Черняховскую зону как олицетворение культурного взаимодействия самых разных народов, но преимущественно тех, которые уже существовали в регионе, [ 14 ] будь то сарматы , [ 15 ] или геты - даки (некоторые авторы считают, что ведущую роль в создании культуры сыграли геты-даки). [ 16 ] [ сомнительно обсудить ]

Погребальные обряды

[ редактировать ]

Практиковались как погребение, так и кремация. Умерших хоронили с погребальным инвентарем – глиняной посудой, железными орудиями, костяными гребнями, личными украшениями, хотя в более поздние периоды погребальный инвентарь уменьшается. Что касается ингумационных захоронений, мертвых обычно хоронили по оси север-юг (головой на север), хотя меньшинство из них располагалось с ориентацией с востока на запад. Погребальные подарки часто включают фибулы , пряжки ремней, костяные гребни, стеклянные сосуды для питья и другие украшения. Женские погребения, в частности, имели очень близкое сходство с формами Вильбарка — захоронения с двумя фибулами, по одной на каждом плече. Как и в вельбаркской культуре, в черняховских захоронениях обычно отсутствует оружие в качестве погребального дара, за исключением нескольких кремационных захоронений, напоминающих о влиянии Пшеворска. [ 17 ] Хотя кремационные захоронения традиционно связаны с даками, германскими и славянскими народами, а ингумация наводит на мысль о кочевой практике, тщательный анализ показывает, что смешанные захоронения относились к более раннему периоду, тогда как к концу наметилась тенденция к ингумационным захоронениям без инвентаря. Это могло быть результатом влияния христианства, но с такой же легкостью могло быть объяснено с точки зрения эволюции нехристианских представлений о загробной жизни.

Керамические изделия

[ редактировать ]
Находки из Будешского некрополя в Криулянском районе , Молдова , III/IV вв.

Гончарное дело было преимущественно местного производства, изготавливалось как на круге, так и вручную. Преобладали гончарные круги, сделанные из более тонкой глины. Он напоминал более ранние сарматские типы, усовершенствованные под влиянием Рима и Ла Тене . Керамика ручной работы отличалась большим разнообразием форм и иногда украшалась резными линейными мотивами. Кроме того, римские амфоры найдены и , свидетельствующие о торговых контактах с римским миром. Существует также небольшое, но регулярное присутствие отдельной керамики ручной работы, типичной для тех, что встречаются в западногерманских группах, что позволяет предположить наличие германских групп.

Экономика

[ редактировать ]

Черняховцы представляли собой прежде всего оседлое население, занимавшееся выращиванием зерновых культур — особенно пшеницы , ячменя и проса . находки лемехов, серпов и кос Нередки . Скотоводство было основным видом животноводства, а разведение лошадей , по-видимому, ограничивалось открытой степью. Навыки обработки металлов были широко распространены во всей культуре, и местные кузнецы производили большую часть орудий труда, хотя есть некоторые свидетельства производственной специализации.

Отклонить

[ редактировать ]

Черняховская культура заканчивается в V веке, что связано с приходом гуннов. [ 15 ] Коллапс культуры больше не объясняется перемещением населения. [ сомнительно обсудить ] , хотя и был отток готов. Около 370 года ряд событий, включая присутствие гуннов на восточной окраине культуры, завершился смертью Эрманарика , лидера готской конфедерации , и его преемник Атанарих нашел убежище к югу от Дуная вместе с большей частью готского населения. . [ 18 ] Скорее, более поздние теории объясняют распад черняховской культуры разрушением поддерживавшей ее иерархической политической структуры. Джон Мэтьюз предполагает, что, несмотря на культурную однородность, между разными народами сохранялось чувство этнического различия. Некоторые автохтонные элементы сохраняются. [ 19 ] и стали еще более распространенными после упадка готской элиты – явление, связанное с возвышением и экспансией ранних славян .

Теории миграции и диффузии

[ редактировать ]

Миграция

[ редактировать ]

Признавая смешанное происхождение черняховской культуры, Питер Хизер предполагает, что эта культура в конечном итоге является отражением доминирования готов в Причерноморье. Он цитирует литературные источники, которые свидетельствуют, что готы были в то время в центре политического внимания. [ 20 ] В частности, развитие культуры хорошо соответствует Иордана рассказу о миграции готов из Готискандзы в Ойум под руководством Филимера . Более того, он подчеркивает, что важнейшие внешние влияния, катализировавшие черняховское культурное развитие, исходили от вельбаркской культуры . Возникнув в середине I века, он распространился с юга Балтийского моря (с территории вокруг позднего Померании ) вниз по Висле во II и III веках. В Черняховской зоне ярко выражены вельбаркские элементы, такие как типичная «германская» керамика, типы фибул и женский костюм, в частности безоружные биритуальные погребения. Хотя культуры могут распространяться без значительных перемещений населения, Хизер обращает внимание на уменьшение количества поселений в первоначальном центре Померанского Вильбарка как на свидетельство значительного перемещения населения. В сочетании с рассказом Иордана Хизер приходит к выводу, что движение готов (и других восточногерманских групп, таких как герулы и гепиды) ) «сыграли большую роль в создании Черняховской культуры». [ 21 ] Он поясняет, что это движение не было единой миграцией под руководством королевской семьи, а скорее осуществлялось рядом небольших, иногда взаимно антагонистических групп. [ 22 ]

Диффузия

[ редактировать ]

Однако Гай Холсолл оспаривает некоторые выводы Хизер. Он не видит хронологического развития от вильбаркской к черняховской культуре, учитывая, что последняя стадия вильбаркской культуры синхронна с черняховской, а два региона имеют минимальное территориальное перекрытие. «Хотя часто утверждается, что металлические изделия Черняхова произошли от типов Вильбарка, тщательное изучение выявляет не более нескольких типов, имеющих общее сходство с типами Вильбарка». [ 23 ] Михаил Куликовский также оспаривает связь Вильбарка, подчеркивая, что основная причина связи Вильбарка и Черняхова проистекает из «негативной характеристики» (т.е. отсутствия оружия в захоронениях), что является менее убедительным доказательством, чем положительное. Он утверждает, что черняховская культура с такой же вероятностью могла быть коренным развитием местных понтийских, карпических или дакийских культур или смешанной культурой, возникшей в результате взаимодействия Пшеворска и степей. Более того, он полностью отрицает существование готов до III века. Куликовский утверждает, что ни готский народ, ни даже дворянское ядро ​​не мигрировали из Скандинавии или Прибалтики. Скорее, он предполагает, что «готы» сформировались на месте . Подобно алеманнам или франкам, готы были «продуктом римской границы». [ 24 ]

Другие влияния, такие как небольшое количество захоронений с оружием, наблюдаются в пшеворской и зарубинецкой культурах. Последний был связан с ранними славянами . [ 15 ]

Генетика

[ редактировать ]

было опубликовано генетическое исследование различных культур Евразийской степи , в том числе черняховской культуры В 2019 году в журнале Current Biology . Из 31 проверенного древнего человека были проанализированы три образца от трех особей, которых авторы отождествили с «украинской постскифской черняховской культурой». Они «пересекались с современными европейцами, представляя наиболее «западный» диапазон вариаций среди групп этого исследования», с 64,8% ямноподобных предков, «полностью лишенными алтайского компонента» и имеющими «более высокую долю» центральноевропейских среднеевропейцев. Неолитическое происхождение (35,2%), чем исторически более ранние образцы из этого региона. Они предполагают, что культура представляла собой многоэтническую смесь, но образцы «похоже, представляют ее готический компонент». Их гаплогруппы мтДНК были H1n6, H1c и T2g1. [ 25 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Генерал Спрингер (2006), который также указывает на альтернативные определения, выходящие за рамки общественного мнения . Все границы эпох в конечном итоге являются всего лишь конструкцией и в первую очередь основаны на условностях. См. также Стефан Краутчик: О создании свидания. 375 год — Начало переселения народов . В: Клио 82, 2000, стр. 217–222 и Стефан Краутчик: Hunnensturm und Germanen Flood: 375 - Начало периода миграции? В: Византийский журнал 92, 1999, стр. 10–67.
  2. ^ «Ввод отображения веб-страницы» .
  3. ^ Рудых, Татьяна (2022). «Население черняховской культуры по материалам могильника Черкасский центр (краниологический аспект)» . Археология (1): 86–100. doi : 10.15407/arheologia2022.01.086 . S2CID   248842142 .
  4. ^ «Период миграции между Одрой и Вислой – остготов» .
  5. ^ Холсолл 2007 .
  6. ^ Куликовский 2007 .
  7. ^ Мэтьюз и Хизер 1991 , с. 47.
  8. ^ Эйддон, Эдвардс и Хизер 1998 , стр. 488.
  9. ^ Мэтьюз и Хизер 1991 , стр. 88–92.
  10. ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 104.
  11. ^ Ковач, И. (1912). «Кладбище периода миграции в Маросентанне». Тезисы (3): 250 и далее.
  12. ^ Барфорд 2001 , с. 40.
  13. ^ Книга 2008 , с. 58.
  14. ^ Холсолл 2007 , с. 132: «Черняховская культура представляет собой смесь всевозможных влияний, но большинство из них исходит из существующих культур региона»
  15. ^ Jump up to: а б с Мэллори и Адамс 1997 , с. 106.
  16. ^ Мэтьюз и Хизер 1991 , с. 90.
  17. ^ Хизер 1998 , с. 47.
  18. ^ Опряну, Кориолан Горациу (2003). миграции античности и в период Трансильвания в конце . Неремия Напока. стр. 130–131. ISBN  973-7951-12-3 .
  19. ^ Мэтьюз и Хизер 1991 , с. 91: «поселение существовало непрерывно, начиная с периода Синтана-де-Муреш / Черняховской культуры вплоть до периода миграции до собственно средневековья»
  20. ^ Мэтьюз и Хизер 1991 , с. 94.
  21. ^ Хизер 1998 , стр. 22, 23.
  22. ^ Хизер 1998 , стр. 43, 44.
  23. ^ Холсолл 2007 , с. 133.
  24. ^ Куликовский 2007 , стр. 60–68.
  25. ^ Озеро 2019 .

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
  • Slavs in Antiquity , summary in English translation of a text by Valentin V. Sedov, originally in Russian (V. V. Sedov: "Slavyane v drevnosti", Moscow 1994).
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 429aad6f765e6a16e83bba0c11a0fc7f__1724501100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/42/7f/429aad6f765e6a16e83bba0c11a0fc7f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chernyakhov culture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)