Желающее производство
Эта статья может быть очень трудной для понимания . ( май 2023 г. ) |
Желающее производство ( фр . Production desirante ) — термин, придуманный французскими мыслителями Жилем Делёзом и Феликсом Гваттари в их книге «Анти-Эдип» (1972).
Обзор
[ редактировать ]Делёз и Гваттари выступают против фрейдистской концепции бессознательного желание как репрезентативного «театра», вместо этого отдавая предпочтение продуктивной «фабричной» модели: — это не воображаемая сила, основанная на нехватке , а реальная, производительная сила. Они описывают машинную природу желания как своего рода «желающую машину», которая действует как автоматический выключатель в более крупной «цепи» различных других машин, к которым она подключена. Тем временем желающая машина также производит из себя поток желания. Делёз и Гваттари концептуализируют многофункциональную вселенную, состоящую из таких машин, связанных друг с другом: «Не существует желающих машин, которые существуют вне социальных машин, которые они образуют в большом масштабе; и нет социальных машин без желающих машин, населяющих их в небольших масштабах». [1] Желающее производство взрывоопасно: «не существует желающей машины, которую можно было бы собрать без разрушения целых социальных секторов».
Концепция желающего производства является частью более общего понимания Делёзом и Гваттари Фридриха Ницше формулировки воли к власти . В обеих концепциях сущностный процесс всей жизни характеризует приятная сила присвоения того, что находится вне себя, включения в себя того, что отлично от тебя самого. Точно так же своего рода обратная сила «забывания» у Ницше и тела без органов у Делеза и Гваттари отрекается от воли к власти и желания производства, пытаясь реализовать идеал герметического субъекта.
С тех пор, будучи очень заинтересованным Вильгельма Райха фундаментальным вопросом — почему массы желали фашизма? - они критиковали его дуалистическую теорию, ведущую к рациональной социальной реальности, с одной стороны, и реальности иррационального желания, с другой. Таким образом, «Анти-Эдип» был попыткой мыслить за пределами фрейдомарксизма ; а Делёз и Гваттари пытались сделать для Фрейда то же, что Маркс сделал для Адама Смита .
В своих ранних работах ( «Машина и структура ») Гваттари обсуждал машинный тип и говорил о машинном и уклончивом характере желания; состоит из концепций, подобных делезианским (в частности, серий и повторений ), и других структур, которые показывают соответствие с идеями, разработанными позже его сотрудником Жилем Делёзом (см. Теорию сборки ). Сюжет этих ранних работ находился на границе детерминированных машин с одной стороны и поля неопределенных структур с другой стороны, состоящего из становлений , технического прогресса и возрождения. Желающие машины не имеют ничего общего с Эдипом и не имеют ничего общего с дискурсами или методами психоаналитического невротика. Желающее производство — это первичный, трансцендентальный (в имманентном или кантовском смысле) и виртуальный процесс постоянного возникновения телесных и бестелесных отношений, которые развиваются и возникают из реальных генетических, органических и неорганических историй , социальных машин и случайных миров или " « способы » желающего производства. Желающие машины — это перерывы или внезапные остановки в пуле или поле потоков. Однако желающие машины сами по себе также являются потоками, которые действуют с разными скоростями по сравнению с окружающей их средой (см. диссипативную систему ). , и может считаться статическим в плане композиции (т. е. по отношению к посторонним потокам, которые оно прорезает механизмами пассивного синтеза). Однако в плане консистенции все желающие машины текут , и все) . потоки последовательны (и активны ) и обнаруживаются как непрерывные градиенты скоростей (или сил ) и мощностей (или интенсивностей ), относящиеся как к ницшеанской метафизике, так и к физической интерлюдии в Этике . Желающие машины не имеют ни объекта, ни. субъекта, и они производят потоки, выходящие за рамки систематичности, и, таким образом, отвергают двучленный , репрезентативный семиозис субъективности, который присутствует у Лакана и дремлет у Фрейда , Гегеля и Канта . « Сила машины в том, что невозможно в конечном итоге различить бессознательный субъект желания от порядка самой машины». [2]
Желающие машины участвуют в событиях конвергенции, где частичные объекты и ТбО соединяются в аморфной решетке кодов множественности (среды и слои) и кажущемся встречном потоке декодирования (детерриторизация и территории), создавая линии передачи и , событий механизмов . и продуктивные элементы , независимо от того, согласуются ли эти части или несогласны ; положительный или отрицательный. Напротив, производство — это непреклонный и утвердительный процесс связи (в отличие от телеологии , диалектики , эссенциализма , гиломорфизма и т. д.), а затем результирующих разделений и факторов, которые возникают по отношению к ТбО. [3]
Делёз и Гваттари также обсуждают другие, более устойчивые машины, такие как машины Холостяка, Чудотворные машины, Целибатные машины и Параноидальные машины, которые все имеют особые отношения с социусом (Параноик и Чудодействующая машина) или с коллективным аппаратом страт ( машины холостяка и целомудрия, как показано в Кафке ). [4]
Хардт предположил, что Желающее производство — это социальная или космологическая онтология . [5] Фуко, однако, предложил не использовать такую модель для общих и систематических утверждений. [6]
Опубликованная в том же году, что и «Анти-Эдип» , Гая Хокенгема книга «Гомосексуальное желание» заново сформулировала желающее производство в новой области квир-теории .
См. также
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Делёз, Жиль и Феликс Гваттари . 1972. Анти-Эдип . Пер. Роберт Херли, Марк Сим и Хелен Р. Лейн. Лондон и Нью-Йорк: Континуум, 2004. Том. 1 Капитализм и шизофрения . 2 тома. 1972-1980 гг. Пер. из «Анти-Эдипы» . Париж: Les Editions de Minuit. ISBN 0-8264-7695-3 .
- ---. 1980. Тысяча плато . Пер. Брайан Массуми . Лондон и Нью-Йорк: Континуум, 2004. Том. 2 Капитализма и Шизофрении . 2 тома. 1972-1980 гг. Пер. Плато Милль . Париж: Les Editions de Minuit. ISBN 0-8264-7694-5 .
- Гваттари, Феликс . 1984. Молекулярная революция: психиатрия и политика . Пер. Розмари Шид. Хармондсворт: Пингвин. ISBN 0-14-055160-3 .
- ---. 1995. Хаософия . Эд. Сильвер Лотренже. Полутекст(д) Иностранные агенты Сер. Нью-Йорк: Семиотекст (е). ISBN 1-57027-019-8 .
- ---. 1996. Мягкие подрывные действия . Эд. Сильвер Лотренже. Пер. Дэвид Л. Свит и Чет Винер. Полутекст(д) Иностранные агенты Сер. Нью-Йорк: Семиотекст (е). ISBN 1-57027-030-9 .
- Хокенгем, Гай . 1972. Гомосексуальное желание . Пер. Даниэлла Дангур. 2-е изд. Серия Q Сер. Дарем: Duke UP, 1993. ISBN 0-8223-1384-7 .
- Массуми, Брайан . 1992. Руководство пользователя по капитализму и шизофрении: отклонения от Делёза и Гваттари . Свернутые издания. Кембридж, США и Лондон: Массачусетский технологический институт. ISBN 0-262-63143-1 .
- Холланд, Юджин В. 1999. Анти-Эдип Делёза и Гваттари: Введение в шизоанализ . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-415-11318-2 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Делёз, Жиль (1983). Анти-Эдип: капитализм и шизофрения . Гваттари, Феликс, 1930–1992 гг. Миннеаполис: Издательство Университета Миннесоты. п. 340. ИСБН 0816612250 . OCLC 9826668 .
- ^ Янг, Юджин Б. (2013). Словарь Делёза и Гваттари . Академик Блумсбери.
- ^ Янг, Юджин Б. (2013). Словарь Делёза и Гваттари . Академик Блумсбери.
- ^ Пересмотренное издание словаря Делёза (NED - новое издание, 2-е изд.). Издательство Эдинбургского университета. 2010. ISBN 978-0-7486-4147-5 . JSTOR 10.3366/j.ctt1g09vhf .
- ^ люди.duke.edu https://people.duke.edu/~hardt/ao1.htm . Проверено 2 октября 2022 г.
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Делёз, Жиль; Гваттари, Феликс (1972). Анти-Эдип . Издательство Миннесотского университета.