Хелен Шерфбек
Хелен Шерфбек | |
---|---|
Рожденный | Хелена София Шерфбек 10 июля 1862 г. |
Умер | 23 января 1946 г. | (83 года)
Национальность | финский |
Известный | Рисование |
Движение | Натурализм (искусство) , Реализм и Экспрессионизм |
Подпись | |
Елена София ( Элен ) Шерфбек ( произносится [heˈleːn ˈʃæ̌rvbek] ; 10 июля 1862 — 23 января 1946) — финский художник . Художник-модернист, она известна своими реалистическими работами и автопортретами, а также пейзажами и натюрмортами. На протяжении всей ее долгой жизни ее творчество резко менялось, начиная с французского реализма и пленэрной живописи. Постепенно он превратился в портреты и натюрморты. В начале своей карьеры она часто создавала исторические картины, такие как « Раненый воин на снегу» (1880 г.), «У дверей тюрьмы Линчёпинга в 1600 г.» (1882 г.) и «Смерть Вильгельма фон Шверина» (1886 г.). Исторические картины обычно принадлежали художникам-мужчинам, как и эксперименты с современными влияниями и французским радикальным натурализмом. В результате ее работы, созданные в основном в 1880-х годах, не получили положительного отклика до более позднего периода ее жизни. [1]
Ее работы начинаются с великолепно искусной, несколько меланхоличной версии академического реализма конца XIX века… они заканчиваются очищенными, почти абстрактными изображениями, в которых чистая краска и загадочное описание находятся в идеальном балансе. (Роберта Смит, New York Times, 27 ноября 1992 г.) [2]
День рождения Шербека, 10 июля, — национальный день живописи Финляндии.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Елена София Шерфбек родилась 10 июля 1862 года в Хельсинки , Финляндия (тогда автономное Великое княжество в составе Российской империи), в семье Сванте Шерфбека (офис-менеджера) и Ольги Йоханны (урожденной Принц). [3] У нее был один выживший брат, Магнус Шерфбек (1860–1933), который впоследствии стал архитектором. [1] В 1866 году, когда ей было четыре года, она упала с лестницы, повредив бедро, из-за чего она не могла ходить в школу и осталась хромой на всю оставшуюся жизнь. Она проявила талант в раннем возрасте, и в 1873 году, когда ей было одиннадцать, она была зачислена в Финского художественного общества Школу рисования . Ее гонорары оплатил Адольф фон Беккер , который видел в ней многообещающие возможности. [4] В этой школе Шерфбек познакомился с Хеленой Вестермарк . Эти двое, а также художница Мария Вийк и менее известная Ада Тилен на протяжении всей своей жизни поддерживали близкую дружбу. [5] [1]
Когда 2 февраля 1876 года отец Шерфбека умер от туберкулеза , мать Шерфбека взяла у него постояльцев, чтобы они могли выжить. Спустя чуть больше года после смерти отца Шерфбек окончила рисовальную школу Финского художественного общества. Она продолжила свое образование вместе с Вестермарком в частной академии Адольфа фон Беккера, которая использовала студию рисования Хельсинкского университета . Профессор Георг Асп оплатил ее обучение в частной академии Беккера. Там Беккер сам обучал ее технике французской живописи маслом . [1]
В 1879 году, в возрасте 17 лет, Шерфбек получила третью премию на конкурсе, организованном Финским художественным обществом, а в 1880 году ее работы были представлены на ежегодной выставке Финского художественного общества. Тем летом Шерфбек провела время в поместье Сьюндбю, принадлежавшем ее тете по материнской линии Сельме Принц и мужу Сельмы Томасу Адлеркрейцу. Там она проводила время, рисуя и рисуя своих кузенов. Шерфбек особенно сблизилась со своей кузиной Сельмой Адлеркройц, которая была ее ровесницей. В том же году в 1880 году она отправилась в Париж , получив грант на поездку от Императорского российского Сената . [1]
Карьера
[ редактировать ]Париж
[ редактировать ]В Париже Шерфбек рисовал вместе с Хеленой Вестермарк, затем уехал учиться у Леона Бонна в студию мадам Трела де Виньи. В 1881 году она перешла в Академию Коларосси , где снова училась у Вестермарка. Имперский сенат предоставил ей еще одну стипендию, по которой она провела пару месяцев в Медоне , а затем еще несколько месяцев в Пон-Авене, занимаясь небольшой рыбалкой в Конкарно , Бретань. Затем она ненадолго вернулась в Академию Коларосси, а затем вернулась в семейное поместье Адлеркройц в Финляндии. Шерфбек продолжал часто передвигаться, рисуя и учась у разных людей. Шерфбек зарабатывала деньги, продолжая выставлять свои картины на выставках Художественного общества, а также делала иллюстрации для книг. Вернувшись в Финляндию в 1882 году, в 1884 году она вернулась в Париж в Академию Коларосси вместе с Вестермарком, но на этот раз они работали там. В это время она участвовала в Салоне Академии изящных искусств и снова рисовала в Бретани. В часовне Тремоло недалеко от деревни Понт-Авен Шерфбек создал картину. Дверь (1884). [1]
Помолвка и путешествия
[ редактировать ]Поздней осенью 1883 года Шерфбек обручился со шведским художником Отто Хагборгом , который также жил в Понт-Авене зимой и весной 1883–1884 годов. Однако помолвка подошла к концу в 1885 году, когда проблема с бедром Шерфбека заставила семью жениха заподозрить туберкулез. На самом деле проблема возникла из-за ее падения в детстве. Шерфбек никогда не был женат. [1]
Проведя год в Финляндии, Шерфбек снова поехала в Париж осенью 1886 года. Шерфбек получила больше денег на поездку от человека из Финского художественного общества, и в 1887 году она поехала в Сент-Айвс, Корнуолл , в Великобритании. [1] Там она написала «Пекарню» (1887) и «Выздоравливающую» , последняя получила бронзовую медаль на Всемирной выставке в Париже 1889 года . Позже картину купило Финское художественное общество. В этот период Шерфбек писал в натуралистическом пленэрном стиле.
- Портрет девушки , 1885 год.
- Смерть Вильгельма фон Шверина , 1886 г.
- Мать и дитя , 1886.
- Выздоравливающий , 1888 г.
(он занял второе место в публичном голосовании 2006 года, организованном Атенеумом за «национальную живопись Финляндии». [6] )
Обучение и санаторий
[ редактировать ]В 1890-х годах Шерфбек начал регулярно преподавать в Финляндии в рисовальной школе Художественного общества, ныне Академии изящных искусств . Хильда Флодин была одной из ее учениц. [7] Однако в 1901 году она слишком заболела, чтобы преподавать, и в 1902 году ушла со своего поста. Она переехала в Хювинкяя , известный своим санаторием, при этом заботясь о своей матери, которая жила с ней (мать умерла в 1923 году). Живя в Хювинкяя, она продолжала рисовать и выставляться. [2] «Единственный контакт Шерфбека с миром искусства был через журналы, присылаемые друзьями». [8] Поскольку у нее не было искусства, Шерфбек занялась такими хобби, как чтение и вышивание.
В это время Шербек создавала натюрморты и пейзажные картины, а также портреты, например, портреты ее матери, местных школьниц и работниц, а также автопортреты, и она стала художницей-модернистом . Ее работы сравнивают с работами таких художников, как Джеймс Макнил Уистлер и Эдвард Мунк . [2] но с 1905 года ее картины приобрели характер, свойственный только ей. Она продолжала экспериментировать с различными техниками, например, с использованием разных типов подмалевка .
Выставки
[ редактировать ]В 1913 году Шерфбек познакомилась с торговцем произведениями искусства Гёста Стенман , при поддержке которого она выставлялась в Мальмё в 1914 году, Стокгольме в 1916 году и Санкт-Петербурге в 1917 году. В 1917 году Стенман организовала свою первую персональную выставку, и в том же году Эйнар Ройтер (псевдоним Х. Ахтела) опубликовал первую монографию Шерфбека. Позже она выставлялась в Копенгагене (1919 г.), Гетеборге (1923 г.) и Стокгольме (1934 г.). В 1937 году Стенман организовал для нее еще одну персональную выставку в Стокгольме. [2] а в 1938 году он начал выплачивать ей ежемесячную стипендию. Ее картины с успехом демонстрировались на нескольких выставках в Швеции в 1930-х и 1940-х годах.
- Рыжая девушка II , 1915 год.
- «Матрос» , 1918 год.
(изображен близкий друг Элен Эйнар Рейтер [10] ) - Разбойник у райских ворот , 1924 ( фи )
- Актер Матти Киянлинна , 1926 г.
(он стал другом Элен до своей безвременной кончины в 1931 году). [11] ) - Девушка с голубой лентой , 1943 ( фи )
Спустя годы и смерть
[ редактировать ]Шли годы, Шерфбек путешествовал все меньше. Когда возникали семейные проблемы, она возвращалась в свой родной город Хельсинки и провела большую часть 1920 года в Экенасе , но к 1921 году она снова жила в Хювинкяя.
Примерно на год Шерфбек переехала на ферму в Тенале , чтобы избежать Зимней войны , но вернулась в Экенес в середине 1940 года. Позже она переехала в дом престарелых, где прожила менее года, прежде чем переехать в Луонтола. санаторий. В 1944 году она переехала в спа-отель Saltsjöbaden в Швеции , где продолжала активно рисовать даже в последние годы жизни; например, серия автопортретов. [1]
Она умерла 23 января 1946 года и была похоронена на кладбище Хиетаниеми в Хельсинки. [12]
- Автопортрет , 1939 год.
- Автопортрет , 1942 год.
- Автопортрет с красным пятном , 1944 год.
- Могила на кладбище Хиетаниеми
Работа
[ редактировать ]«Танцующие туфли» — одна из самых популярных картин Шерфбек, и она трижды возвращалась к этой теме, а также выполнила ее литографию, последняя принесла картине международную известность. На ней изображена ее кузина Эстер Лупандер, у которой были чрезвычайно длинные ноги, поэтому картину прозвали «Кузнечик». Картина, выполненная в стиле реалиста , демонстрирует явное влияние пребывания Шерфбек в Париже, где она выражала восхищение Эдуардом Мане , Эдгаром Дега , Бертой Моризо и Мэри Кассат . На торгах Sotheby's в Лондоне в 2008 году он был продан за 3 044 500 фунтов стерлингов. [13]
«Девушка со светлыми волосами» (1916) — образец зрелого стиля Шерфбека, опирающегося на французский модернизм . Работа принадлежит к серии (включая также «Семейную реликвию» того же года) с участием соседей Шерфбека, Дженни и Импи Тамландер, которые выполняли поручения Шерфбек и ее матери и помогали присматривать за семейным домом. Здесь натурщик — Импи. Картина была продана на аукционе Sotheby's в Лондоне в 2015 году за 869 000 фунтов стерлингов. [14] Шерфбек была включена в выставку « Женщины в Париже 1850–1900» 2018 года . [15]
- Танцевальные туфли , 1882 год.
- Семейная реликвия , 1916 год.
- Девушка со светлыми волосами , 1916. ( фи )
Наследие
[ редактировать ]Художественный фальсификатор Вели Сеппя был ее поклонником и пишет о своем времени, когда он подделывал работы Шерфбека: «Посягая на Шерфбека, я чувствовал, что нарушил что-то священное. Это было, как если бы я ворвался в ризницу, чтобы украсть церковное серебро. " Товарищ по фальсификации и признанный продавец 60 подделок Шерфбека Йоуни Ранта был более критичен и считал, что ее слава незаслужена. [16]
Биографический роман года «Элен 2003 Ракель Лиеху » имел успех у критиков и коммерческий успех и получил премию Рунеберга 2004 года . [17] Он также лег в основу одноименного фильма 2020 года режиссера Антти Йокинена с Лаурой Бирн в роли Шерфбека. [18] который был номинирован на награду в категории полнометражного метра на Шанхайском международном кинофестивале . [19]
Выставки
[ редактировать ]- С 20 июля по 27 октября 2019 года Королевская академия организовала выставку с более чем 60 картинами, пейзажами и натюрмортами, отражающую развитие ее карьеры. [20] [21]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Континен, Риина. «Шерфбек, Хелен (1862–1946)» . Национальная биография Финляндии . Перевод Флетчера Родерика . Проверено 12 мая 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Смит, Роберта (27 ноября 1992 г.). «Обзор/Искусство: забытый финский модернист вновь открыт» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 16 октября 2015 г.
- ^ Линдроос, Шарлотта; Лёйттыниеми, Райли (7 июля 2017 г.). «Хелен Шерфбек, известная своими автопортретами, во многом нарушила границы» . Над . Проверено 12 мая 2020 г.
- ^ Ахтола-Мурхаус, Лена: «Шьерфбек, Хелен [Хелена] (София)»
- ^ «Taiteiljatoveruutta. Хелен Шерфбек, Мария Вийк, Хелена Вестермарк и Ада Тилен» (на финском языке). Торопиться. Архивировано из оригинала 01 октября 2019 г. Проверено 1 октября 2019 г.
- ^ «Раненый ангел — любимая картина финнов» . Над . 2 декабря 2006 г. Проверено 23 мая 2020 г.
- ^ Бонсдорф, Бенгт фон. «Флодин, Хильда» . Uppslagsverket Финляндия (на шведском языке) . Проверено 2 июня 2016 г.
- ^ Факос, Мишель . «Автопортреты Хелен Шерфбек» в журнале Woman's Art Journal ; 16 (весна 1995 г.): 12–7.
- ^ Халонен, Кайса (21 марта 2012 г.). «Тихое лицо» . Церковь и город . Проверено 15 июля 2020 г.
- ^ Колси, Эева-Каарина (1 декабря 2018 г.). «Художественный гений унес в могилу тайну: кем был загадочный жених Хелен Шерфбек?» . Ильта-Саномат . Проверено 12 августа 2020 г.
- ^ «Портрет Матти Киянлинны работы Хелены Шерфбек для музеев Серлакиуса» . Веселиться . 27 ноября 2017 г. Проверено 12 мая 2020 г.
- ^ «Кладбище Хиетаниеми – известные умершие» (PDF) (на финском языке). Хельсинкская приходская ассоциация . Проверено 30 ноября 2017 г.
- ^ «Танцевальные туфли» . Сотбис .
- ^ «Девушка со светлыми волосами» . Сотбис .
- ^ Мэдлин, Лоуренс (2017). Женщины-художницы в Париже, 1850–1900 . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-22393-4 .
- ^ Котиринта, Пиркко (25 июня 2020 г.). «Вели Сеппя, один из самых опытных финских фальсификаторов, рассказывает в книге, насколько легкой была эта работа: где-то все еще бродят десять фальшивых Шерфбеков» . Хельсингин Саномат . Проверено 25 июня 2020 г.
- ^ «Китовые ключи» Ракель Лиеху рассказывают историю личностного роста поэта – увлекательно с точки зрения игры на фортепиано» (на финском языке). Хельсингин Саномат. 25 октября 2020 г.
- ^ «Элен (2020)» . IMDB . Проверено 28 февраля 2021 г.
- ^ «Фильм Антти Й. Йокинена «Элен» номинирован на участие в конкурсной серии международного кинофестиваля» (на финском языке). Центральный Уусимаа. СТТ. 24 июля 2020 г. Проверено 28 февраля 2021 г.
- ^ «Выставка Хелен Шерфбек в Королевской академии художеств» . Королевская академия художеств .
- ^ «Финский Мунк»: нервирующее искусство Хелены Шерфбек . Хранитель . 6 июля 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ахтола-Мурхаус, Лина, изд. Хелен Шерфбек. 150 лет [каталог выставки, Konstmuseet Ateneum и Statens Konstmuseum] (2012)
- Мари Кристин Тэмс, «Плотные глубины души: феноменологический подход к эмоциям и настроению в творчестве Хелен Шерфбек», в «Паррезии» ; 13 (2011), с. 157–176
- Ахтола-Мурхаус, Лена: «Шьерфбек, Хелен [Хелена] (София)», в Grove Art Online. Oxford University Press (6 февраля 2006 г.) http://www.groveart.com/ Архивировано 21 августа 2008 г. в Wayback Machine.
- Роберта Смит, «Забытый финский модернист вновь открыт», в «Нью-Йорк Таймс» ; сек. в:27. ЛексисНексис Академический. ЛексисNexis. 8 февраля 2006 г. http://web.lexisnexis.com/universe. Архивировано 21 ноября 2008 г. в Wayback Machine.
- С. Коя, Пробуждение модернизма северной зари в Финляндии 1890-1920 [каталог выставки, Osterreichische Galerie Belvedere, Вена, и Gemeentemuseum, Гаага] (2005);
- Ахтола-Мурхаус, Л., «Хелен Шерфбек», в «L'Horizon inconnu: l'art en Finlande 1870-1920» [каталог выставки] (1999)
- Бергстрем, Леа, и Седеркройц-Сухонен, Сью: Хелен Шерфбек, Models-Modeller-Models, WSOY, Хельсинки, Финляндия, 2003 г.
- Финская национальная галерея Атенеум. Хелен Шерфбек . Пер. Английский центр. (1992)
- Ахтола-Мурхаус, Л., изд. Хелена Шерфбек. Финский модернизм заново открыт [каталог выставки, Коллекция Филлипса в Вашингтоне и Национальная академия дизайна в Нью-Йорке] (1992)
- Хелен Шерфбек: Самый сокровенный секрет Финляндии и мирового искусства девятнадцатого века .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Хелен Шерфбек, на Викискладе?
- «Хелен Шерфбек» . Биографический лексикон для Финляндии (на шведском языке). Гельсингфорс: Svenska Literatursällskapet в Финляндии . урна : NBN:fi:sls-4912-1416928957518 .
- 1862 рождения
- 1946 смертей
- Художники из Хельсинки
- Жители провинции Уусимаа (Великое княжество Финляндское)
- шведскоязычные финны
- Финские женщины-художницы
- Финские художники XIX века.
- Финские художники 20 века.
- Финские художницы XIX века
- Финские художницы XX века
- Выпускники Академии Коларосси
- Финские эмигранты во Франции
- Финские эмигранты в Швеции
- Художники Российской Империи.
- Женщины-художницы 20-го века
- Женщины-художницы XIX века