Религиозное насилие
Религиозное насилие – это насилие, совершаемое посредством религии , включая преследование или унижение , которое может привести к психологической травме . Религиозное злоупотребление может также включать злоупотребление религией в корыстных , светских или идеологических целях, например, злоупотребление церковным положением. [ 1 ] [ 2 ]
Религиозное насилие может совершаться религиозными лидерами или другими членами религиозной общины, и это может произойти в любой религии или вероисповедании. [ 3 ] Некоторые примеры религиозного насилия включают использование религиозных учений для оправдания насилия, навязывание строгих религиозных правил и практик, которые наносят вред, стыд или остракизм людей, которые не соответствуют религиозным нормам, использование религиозной власти для манипулирования или контроля над другими, а также отказ в доступе к медицинской помощи. или другие основные потребности во имя религии. [ 4 ] [ 5 ]
Религиозное насилие может иметь серьезные и долгосрочные последствия для отдельных людей и сообществ, включая травмы, эмоциональные страдания, потерю веры и даже физический вред. Для отдельных лиц и религиозных сообществ важно знать о признаках религиозного насилия и принимать меры для его предотвращения. [ 6 ] [ 7 ]
Психологическое насилие
[ редактировать ]Одно конкретное значение термина « религиозное насилие» относится к психологическим манипуляциям и вреду, причиненному человеку посредством использования учений его религии. Это совершается представителями той же или схожей веры, что включает использование властного положения внутри религии. [ 8 ] Чаще всего оно направлено на детей и эмоционально уязвимых взрослых, и мотивы такого насилия различаются: они могут быть как благими, так и злонамеренными. [ 1 ]
Даже благонамеренное религиозное насилие может иметь долгосрочные психологические последствия, например, у жертвы развиваются фобии или длительная депрессия . У них может возникнуть чувство стыда, которое сохранится даже после того, как они оставят религию. Человеком также можно манипулировать, заставляя его избегать полезных действий (например, медицинского лечения) или вести себя вредно. [ 1 ]
В своей книге «Религиозное насилие» пастор Кит Райт описывает пример такого насилия. Когда он был ребенком, его мать -христианская ученая серьезно заболела, и в конце концов ее убедили обратиться за медицинской помощью в стационар. Члены ее церкви пошли в лечебный центр, чтобы убедить ее довериться молитве, а не лечению, и уйти. Вскоре после этого она умерла. Хотя члены церкви, возможно, и не имели каких-либо злых намерений, использование ими учений своей религии для манипулирования матерью Райта в конечном итоге привело к ее смерти. [ 1 ]
Более недавнее исследование среди 200 студентов университетов показало, что 12,5% студентов сообщили, что стали жертвами по крайней мере одной формы религиозного или ритуального насилия (РА). Исследование, опубликованное в журнале «Журнал межличностного насилия» , показало, что религиозное/ритуальное насилие может привести к проблемам с психическим здоровьем, таким как диссоциативные расстройства . [ 9 ]
Против детей
[ редактировать ]Психологическое насилие над детьми на религиозной основе может включать в себя использование учений для подчинения детей посредством страха или внушение ребенку убеждений своей конкретной религии при одновременном подавлении других точек зрения. Психолог Джилл Миттон описывает это как уничтожение шансов ребенка сформировать личную мораль и систему убеждений; это заставляет их полностью полагаться на свою религию или родителей, и они так и не научатся критически размышлять над получаемой информацией. Точно так же использование страха и осуждающей среды (например, концепции ада ) для контроля над ребенком может быть травматичным. [ 10 ]
Физическое насилие
[ редактировать ]Физическое насилие в религиозном контексте может принимать форму избиений, незаконного заключения, пренебрежения, утопления или даже убийства из-за убеждения, что ребенок одержим злыми духами , занимается колдовством или колдовством или совершил какой-либо грех , заслуживающий наказания. . Однако такие крайние случаи встречаются редко. [ нужна ссылка ]
Соединенного Королевства В 2012 году Департамент по делам детей, школ и семьи разработал новый план действий по расследованию проблемы насилия на религиозной почве после нескольких громких убийств, таких как убийство Кристи Баму. [ 11 ] За 10 лет Скотленд-Ярд провел 83 расследования заявлений о жестоком обращении с религиозными элементами и опасался, что еще больше таких случаев не были зарегистрированы. [ 12 ]
Выжившие
[ редактировать ]У переживших религиозное насилие могут развиться симптомы посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) в ответ на жестокий религиозный опыт. [ 13 ] Доктор Марлен Уайнелл, психолог и бывший фундаменталист , ввела термин «синдром религиозной травмы» (RTS) в статье 2011 года, которую она написала для Британской ассоциации поведенческой и когнитивной психотерапии. [ 14 ] Уайнелл описывает RTS как «состояние, с которым сталкиваются люди, которые пытаются покинуть авторитарную, догматическую религию и справиться с вредом идеологической обработки». [ 14 ]
В статье Уайнелл выделяет четыре категории дисфункций: когнитивные, аффективные, функциональные и социальные/культурные. [ 14 ]
- Когнитивная деятельность : спутанность сознания, трудности с принятием решений и критическим мышлением, диссоциация, спутанность личности.
- Аффективные : тревога, панические атаки, депрессия, суицидальные мысли, гнев, горе, вина, одиночество, отсутствие смысла.
- Функциональные : расстройства сна и питания, ночные кошмары, сексуальная дисфункция, злоупотребление психоактивными веществами, соматизация.
- Социальные/культурные : разрыв семьи и социальных связей, проблемы с трудоустройством, финансовый стресс, проблемы с внедрением культуры в общество, межличностная дисфункция.
Эти симптомы могут возникнуть у людей, которые просто участвовали в догматических проявлениях религии, таких как фундаментализм. Экстремальные случаи религиозного насилия, такие как членство в авторитарных культах, сексуальное насилие со стороны духовенства или тактика контроля над разумом, доходящая до таких крайностей, как массовое самоубийство в Джонстауне, могут привлечь внимание общественности. Тем не менее, люди могут испытывать хроническое религиозное насилие в рамках тонкого механизма контроля над разумом фундаментализма, что приводит к травме. [ 15 ] [ 16 ] Хотя многие экстремальные травматические переживания, связанные с религией, могут вызвать простое посттравматическое стрессовое расстройство , ученые теперь утверждают, что хроническое насилие с помощью тактики контроля над разумом, используемой в фундаменталистских условиях, намеренное или нет, может вызвать C-PTSD или травму развития. [ 17 ] [ 18 ]
Экспозиционная терапия или пребывание в условиях религиозного насилия могут не способствовать исцелению жертв религиозного насилия. [ 19 ] Исцеление может произойти через группы поддержки, терапию и психообразование. [ 20 ] В некоторых культурах у переживших насилие есть возможность восстановиться и жить яркой жизнью после того, как они покинули среду, где подвергались религиозному насилию.
Религиозное насилие
[ редактировать ]Религиозное насилие и экстремизм (также называемый общинным насилием) [ 21 ] ) — термин, охватывающий все явления, в которых религия является либо субъектом, либо объектом насильственного поведения. [ 22 ]
Человеческие жертвы
[ редактировать ]Человеческие жертвоприношения (иногда называемые ритуальными убийствами) практиковались в различных случаях и во многих разных культурах. Различные обоснования человеческих жертвоприношений такие же, как и мотивы религиозных жертвоприношений в целом. Человеческие жертвоприношения обычно предназначены для того, чтобы принести удачу и умиротворить богов. Плодородие было еще одной распространенной темой древних религиозных жертвоприношений.
Человеческое жертвоприношение может быть ритуалом, практикуемым в стабильном обществе, и может даже способствовать укреплению социального единства как за счет создания связей, объединяющих приносящее жертву сообщество, так и за счет сочетания человеческих жертвоприношений и смертной казни путем удаления людей, которые имеют предполагаемый отрицательный эффект. на социальную стабильность (преступники, религиозные еретики, иностранные рабы или военнопленные). Однако за пределами гражданской религии человеческие жертвоприношения могут также привести к вспышкам кровавого безумия и массовым убийствам, дестабилизирующим общество.
Археологи обнаружили вещественные доказательства принесения в жертву детей в нескольких местах. [ 23 ] Одними из наиболее ярких примеров являются разнообразные обряды, которые были частью религиозных практик в Мезоамерике и Империи инков . [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] Психологи Элис Миллер и Роберт Годвин, психоисторик Ллойд де Моз и другие защитники прав детей писали о доколумбовых жертвоприношениях в рамках жестокого обращения с детьми . [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ]
Плутарх (ок. 46–120 гг. н.э.) упоминает карфагенянское ритуальное сожжение маленьких детей, как и Тертуллиан , Орозий , Диодор Сицилийский и Филон . Ливий и Полибий этого не делают. В еврейской Библии также упоминается то, что, по-видимому, является жертвоприношением детей, практиковавшимся в месте, называемом Тофет ( место для жарки ) , хананеями и некоторыми израильтянами. [ 30 ]
Детей бросили акулам на древних Гавайях . [ 31 ]
Жертвенными жертвами часто были младенцы. «Убийство новорожденных младенцев можно считать обычным явлением во многих культурах», включая эскимосов , полинезийцев , древних египтян , китайцев , скандинавов и различных коренных народов Африки , Америки и Австралии . [ 32 ]
Обряды инициации
[ редактировать ]Искусственная деформация черепа возникла еще до письменной истории и датируется 45 000 годом до нашей эры, о чем свидетельствуют два неандертальцев черепа , найденные в пещере Шанидар . [ 33 ] Обычно его начинали сразу после рождения и продолжали до тех пор, пока не была достигнута желаемая форма. Возможно, он играл ключевую роль в обществах Египта и Майя . [ 34 ]
В Китае некоторых мальчиков кастрировали, отрезая пенис и мошонку. [ 35 ] Другие ритуальные действия были описаны антропологами . Геза Рохейм писал о ритуалах инициации, проводимых австралийскими туземцами, в ходе которых посвященных подростков заставляли пить кровь. [ 36 ]
Современные практики
[ редактировать ]В ритуалах некоторых племен Папуа-Новой Гвинеи старейшина «выбирает острую палку тростника и втыкает ее глубоко в ноздри мальчика до тех пор, пока тот не истекает обильной кровью в поток пруда, что сопровождается громкими боевыми кличами». [ 37 ] Впоследствии, когда мальчики достигают половой зрелости и становятся взрослыми, ожидается, что они будут делать минет старшим. «Не все посвященные будут участвовать в этой церемониальной гомосексуальной активности, но примерно через пять дней некоторым придется несколько раз выполнить минет». [ 37 ]
Отдельные случаи ритуальных убийств зафиксированы в Бразилии. [ 38 ] Соединенные Штаты, [ 39 ] и Сингапур ( ритуальные убийства Тоа Пайо ).
Охота на ведьм
[ редактировать ]По сей день охота на ведьм, судебные процессы и обвинения по-прежнему представляют реальную опасность в некоторых частях мира. Суды приводят к насилию в отношении мужчин, женщин и детей, включая убийства. [ 40 ] , в Гамбии в марте 2009 года около 1000 человек, обвиненных в колдовстве, были заперты в государственных центрах содержания под стражей, их избивали, заставляли пить неизвестное галлюциногенное зелье и признаваться в колдовстве По данным Amnesty International . [ 41 ] [ 42 ] В Танзании за последние два десятилетия тысячи пожилых танзанийских женщин были задушены, зарезаны ножами и сожжены заживо после того, как их объявили ведьмами. [ 43 ] Ритуальное насилие может также касаться детей, которых обвиняют и наказывают за то, что они якобы ведьмы, в некоторых регионах Центральной Африки . Ребенка могут обвинить, например, в болезни родственника. [ 44 ] Другие примеры включают Гану , где предполагаемых ведьм ссылали в лагеря беженцев, [ 45 ] а также избиение и изоляция детей, обвиненных в колдовстве в Анголе . [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ]
Психоисторическое объяснение
[ редактировать ]Небольшое количество ученых придерживаются теории психоистории и приписывают жестокие ритуалы психопатологическим проекциям преступников, особенно родителей. [ 49 ] [ 50 ]
Эта психоисторическая модель утверждает, что практика племенных обществ иногда включала инцест и принесение в жертву, увечье , изнасилование и пытки детей, и что такие действия были культурно приемлемыми. [ 51 ] [ 52 ]
Духовное насилие
[ редактировать ]Духовное насилие включает в себя:
- Психологическое насилие и эмоциональное насилие
- Физическое насилие, включая телесные повреждения (например, татбир ) и лишение средств к существованию.
- Сексуальное насилие
- Любое действие делом или словом, которое позорит или унижает достоинство человека.
- Запугивание и требование подчиниться духовной власти без права инакомыслия.
- Необоснованный контроль над основным правом человека проявлять свободу воли в духовных или естественных вопросах.
- Ложные обвинения и неоднократная критика, навешивание ярлыка на человека, например, как непослушного, мятежного, неверующего, демонизированного , отступника , врага церкви или божества.
- Изоляционизм , отделение, лишение избирательных прав или отчуждение от семьи и друзей за пределами группы из-за культово-религиозных или духовных или коренных убеждений.
- Эзотерика , скрытые цели и требования открываются членам только по мере их успешного прохождения различных стадий веры. [ 53 ]
- Насильственная практика спиритизма , мистицизма или других идеологий, свойственных членам этой религии. [ 53 ]
- Финансовая эксплуатация или порабощение приверженцев. [ 53 ]
Фон
[ редактировать ]Термин «духовное насилие» предположительно был придуман в конце двадцатого века для обозначения предполагаемого злоупотребления властью со стороны церковных лидеров. [ 54 ] [ не удалось пройти проверку ] хотя некоторые ученые и историки оспаривают это утверждение, ссылаясь на предыдущие появления этого термина в литературе по религии и психологии. Ламберт определяет духовное насилие как «тип психологического доминирования, который можно было бы справедливо назвать религиозным порабощением ». [ 55 ] Далее он определяет «религиозное порабощение» как результат того, что в Библии называется « колдовством » или « колдовством ». [ 56 ] Ключевым элементом опыта духовного насилия является воспринимаемое «божественное положение» обидчика, что приводит к созданию атмосферы непогрешимости . [ 57 ]
Характеристики
[ редактировать ]Рональд Энрот в книге «Церкви, которые злоупотребляют» выделяет пять категорий: [ нужна ссылка ]
- Полномочия и власть : злоупотребления возникают, когда лидеры группы присваивают себе власть и полномочия, которым не хватает динамики открытой подотчетности и способности подвергать сомнению или оспаривать решения, принятые лидерами. Этот сдвиг влечет за собой переход от общего уважения к должностному лицу к такому, при котором члены лояльно подчиняются без какого-либо права на несогласие.
- Манипуляция и контроль : группы, склонные к насилию, характеризуются социальной динамикой, в которой страх, вина или угрозы обычно используются для обеспечения беспрекословного послушания, группового соответствия или строгих проверок лояльности. Отношения лидер-ученик могут стать такими, в которых решения лидера контролируют и узурпируют право или способность ученика делать выбор. [1]
- Элитизм и преследования : группы, совершающие насилие, изображают себя уникальными и имеют сильную организационную тенденцию быть отделенными от других органов и учреждений. Социальный динамизм группы предполагает независимость или обособленность с уменьшением возможностей внутренней коррекции, размышления или внешней критики.
- Образ жизни и опыт : группы, склонные к насилию, способствуют ригидности поведения и убеждений, что требует соответствия идеалам группы.
- Несогласие и дисциплина : группы, склонные к насилию, склонны подавлять любые внутренние вызовы решениям, принимаемым лидерами.
утверждают Агнес и Джон Лоулесс в книге «Сдвиг в обман» , что существует восемь характеристик духовного насилия, и некоторые из них явно совпадают с критериями Энрота. Они перечисляют восемь признаков духовного насилия: [ нужна ссылка ]
- Харизма и гордость
- Гнев и запугивание
- Жадность и мошенничество
- Безнравственность
- Порабощающая авторитарная структура
- Эксклюзивность
- Требование верности и чести
- Новое откровение
Автор книги «Харизматическое пленение » Стивен Ламберт в сообщении на веб-сайте книги описывает «33 признака духовного насилия». [ 58 ] включая:
- Апофеоз или фактическое обожествление руководства.
- Абсолютный авторитет руководства.
- Повсеместное злоупотребление и злоупотребление властью в личных отношениях с членами с целью принуждения к подчинению.
- Паранойя, чрезмерный эгоизм или нарциссизм, а также неуверенность в себе со стороны лидеров.
- Злоупотребления и чрезмерное применение «церковной дисциплины», особенно в вопросах, которые прямо не считаются вопросами церковной дисциплины.
- Чрезмерное внимание к поддержанию общественного имиджа министерства и критика всех «критиков».
- Постоянная идеологическая обработка «группового» или «семейного» менталитета, которая побуждает членов превозносить корпоративную «жизнь» и цели церковной группы над своими личными целями, призваниями, задачами или отношениями.
- Члены группы психологически травмированы, запуганы и внушены многочисленными страхами, направленными на создание чрезмерной или взаимозависимости от своих лидеров и корпоративной группы.
- Членам может потребоваться получить одобрение (или свидетельство ) своего лидера (ов) для принятия решений по личным вопросам.
- Частые проповеди с кафедры, препятствующие отказу от религии или неподчинению указаниям руководства.
- Члены, уходящие без благословения руководства, делают это под облаком подозрений, стыда или клеветы.
- Уходящие члены часто страдают от психологических проблем и проявляют симптомы, связанные с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР).
Исследования и примеры
[ редактировать ]Команда исследователей под руководством Флавила Йикли провела полевые испытания с членами Бостонской Церкви Христа, используя индикатор типа Майерс-Бриггс . В книге «Дилемма ученичества» Йикли сообщает, что протестированные участники «продемонстрировали высокий уровень изменения показателей психологического типа» с «четкой закономерностью сближения в одном типе». [ 59 ] Те же тесты были проведены в отношении пяти основных конфессий и шести групп, которые обычно называют культами или манипулятивными сектами . Результаты теста Йикли показали, что эта закономерность в Бостонской церкви «не была обнаружена среди других церквей Христа или среди членов пяти основных конфессий, но она была обнаружена в исследованиях шести манипулятивных сект». [ 59 ] Исследование не показало, что Бостонская церковь «привлекает людей с психологической потребностью в высоком уровне контроля», но Йикли пришел к выводу, что «они производят соответствие психологическому типу», который он считал «неестественным, нездоровым и опасным». [ 60 ]
Это не было лонгитюдное исследование , и в нем участников просили ответить на вопросы опроса трижды; один раз так, как они представляли, что могут ответить пять лет назад, один раз как они в настоящем, и один раз, как они представляли, что могут ответить после пяти лет влияния в секте. Автор настаивает на том, что, несмотря на это, «любые существенные изменения в образце этих представлений будут указывать на некое групповое давление. групповой динамической деятельности, которая стремится привести к соответствию групповой норме». Однако вместо этого это может указывать на желание части респондентов измениться в указанном направлении. Чтобы определить фактические изменения в результатах MBTI, потребуется лонгитудинальное исследование, поскольку используемая здесь методология по своей сути предполагала его вывод. Это также подробно подтверждается его инструкциями: «В инструкциях четко говорилось, что никто не говорил им, что их ответы должны измениться. Итак, о чем могут свидетельствовать эти изменения». [ 61 ] [ 62 ]
См. также
[ редактировать ]- Дела о сексуальном насилии в католической церкви
- Кристина Крузи
- Экзорцизм
- Принудительное преобразование
- Благочестивый ответ на насилие в христианской среде
- Детоубийство
- Список обвинений в сатанинском ритуальном насилии
- Религиозное преследование
- Синдром религиозной травмы
- Саентологические споры
- Избегание
- Социальное насилие
- Антология The Dark Pictures: Маленькая надежда
- Теологическое вето
- Сюкё нисей
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Райт, Кейт Т. (2001). Религиозное насилие: пастор исследует множество способов, которыми религия может как навредить, так и исцелить . Келоуна, Британская Колумбия: Издательство Northstone Publishing. ISBN 9781896836478 .
- ^ «Злоупотребление в религиозном контексте» . Кентский университет . Проверено 9 марта 2023 г.
- ^ «Отчет о расследовании вопросов защиты детей в религиозных организациях и учреждениях: Злоупотребление властью со стороны религиозных лидеров» . Независимое расследование сексуального насилия над детьми . Проверено 10 марта 2023 г.
- ^ «Признаки духовного насилия» . ВебМД . Проверено 10 марта 2023 г.
- ^ Кипперт, Аманда (10 января 2018 г.). «5 способов распознать религиозное насилие» . DomesticShelters.org . Проверено 10 марта 2023 г.
- ^ «Влияние религиозной практики на общество» . Маррипедия . Проверено 10 марта 2023 г.
- ^ Мэтьюз, Синди; Сноу, Кевин К. «Ресурсы по вопросам духовного насилия – опасности духовного насилия: клинические последствия и передовой опыт» . Ресурсы по духовному насилию . Проверено 10 марта 2023 г.
- ^ Мейер, Джойс (28 апреля 2021 г.). «Привлечение внимания к эксплуатации послушания, духовному насилию в религиозных общинах» . Отчет Global Sisters . Проверено 29 июня 2023 г.
- ^ Нобахт, Хабиб Ниярак; Ингвар Дейл, Карл (2018). «Важность религиозного/ритуального насилия как травматического предсказателя диссоциации» . Журнал межличностного насилия . 33 (23): 3575–3588. дои : 10.1177/0886260517723747 . ISSN 0886-2605 . ПМИД 29294860 . S2CID 44617940 .
- ^ «YouTube — Интервью Джилл Миттон — Ричард Докинз» . Ютуб . Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 года . Проверено 26 мая 2009 г.
- ^ Тейлор, Джером (1 марта 2012 г.). «Пара виновна в ужасном колдовском убийстве» . Независимый . Проверено 25 января 2017 г.
- ^ «Жестокое обращение с детьми с применением колдовства: запущен план действий» . Новости Би-би-си . 14 августа 2012 года . Проверено 15 августа 2012 г.
- ^ Тарико, Валери (27 марта 2013 г.). «Синдром религиозной травмы: как некоторые организованные религии приводят к проблемам с психическим здоровьем» . Правда . Проверено 21 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Уинелл, Марлен. «Синдром религиозной травмы: пришло время это признать» . Британская ассоциация поведенческой и когнитивной психотерапии . Архивировано из оригинала 2 октября 2014 года . Проверено 21 мая 2020 г.
- ^ Харц, Гэри В.; Эверетт, Генри К. (1989). «Фундаменталистская религия и ее влияние на психическое здоровье». Журнал религии и здоровья . 28 (3): 207–217. дои : 10.1007/BF00987752 . ISSN 0022-4197 . JSTOR 27506023 . ПМИД 24276911 . S2CID 1095871 .
- ^ Уинелл, Марлен. «Синдром религиозной травмы: травма от религии» . Британская ассоциация поведенческой и когнитивной психотерапии . Проверено 21 мая 2020 г.
- ^ Уинелл, Марлен. «Синдром религиозной травмы: травма от ухода от религии» . Британская ассоциация поведенческой и когнитивной психотерапии . Архивировано из оригинала 25 декабря 2014 года . Проверено 21 мая 2020 г.
- ^ Уинелл, Марлен; Таларико, Валери (2 ноября 2014 г.). «Психологический вред библейского христианства» . Институт этики и новых технологий . Проверено 21 мая 2020 г.
- ^ Панчук, Мишель (3 июля 2018 г.). «Разрушенная духовная сущность: философское исследование религиозной травмы» . Рес Философия . 95 (3): 505–530. doi : 10.11612/resphil.1684 – через Центр философской документации.
- ^ Беван-Ли, Донна (11 ноября 2018 г.). «Религиозная травма в детстве» . Донна Дж. Беван-Ли, доктор философии. ТБО . Проверено 21 мая 2020 г.
- ^ Горовиц, Дональд Л. (2000). Смертоносный этнический бунт . Беркли: Издательство Калифорнийского университета . ISBN 9780520224476 .
- ^ Веллман, Джеймс; Токуно, Кёко (2004). «Неизбежно ли религиозное насилие?». Журнал научного изучения религии . 43 (3): 291. doi : 10.1111/j.1468-5906.2004.00234.x .
- ^ Милнер, Ларри С. (2000). Твердость сердца / Твердость жизни: Пятно человеческого детоубийства . Лэнхэм: Университетское издательство Америки. стр. 16–22. ISBN 9780761815785 .
- ^ Рейнхард, Йохан; Стенцель, Мария (ноябрь 1999 г.). «На высоте 6700 метров принесенные в жертву дети инков застыли во времени». National Geographic (на испанском языке): 36–55.
- ^ Аллингем, Винни (14 апреля 1999 г.). «Тайна жертвоприношения детей инков» . EXN . Архивировано из оригинала 6 марта 2008 года . Проверено 25 января 2017 г.
- ^ де Саагун, Бернардино (1950–1982). Флорентийский кодекс: История вещей Новой Испании , 12 книг и 2 вводных тома . Переведено и отредактировано Артуром Дж. О. Андерсоном и Чарльзом Дибблом. Юта: Университет Юты Press.
- ^ деМоз 2002 , с. 312, 374, 410.
- ^ Годвин 2004 , с. 168ф.
- ^ Миллер, Алиса (1991). Разрушая стены тишины . Нью-Йорк: Даттон / Penguin Books . п. 91. ИСБН 9780525933571 .
- ^ Браун, Шелби (1991). Позднекарфагенские жертвоприношения детей и жертвенные памятники в их средиземноморском контексте . Шеффилд: Шеффилд Академик Пресс. ISBN 9781850752400 .
- ^ Дэвис, Найджел (1981). Человеческие жертвоприношения в истории и сегодня . Нью-Йорк: Уильям Морроу и компания, с. 192. ИСБН 9780880292115 .
- ^ Гротштейн, Джеймс С. (2000). Кто такой мечтатель, которому снится мечта? . Серия книг «Реляционные перспективы». Том. 19. Хиллсдейл: Аналитическая пресса. стр. 247, 242. ISBN. 9780881633054 .
- ^ Тринкаус, Эрик (апрель 1982 г.). «Искусственная деформация черепа у неандертальцев Шанидара 1 и 5» Современная антропология . 23 (2): 198–199. дои : 10.1086/202808 . JSTOR 2742361 . S2CID 144182791 .
- ^ Руссель, Алин (1983). Порнея: О желании и теле в древности . Оксфорд: Бэзил Блэквелл. п. 54. ИСБН 1610975820 .
- ^ Томпкинс, Питер (1963). Евнух и Богородица: исследование любопытных обычаев . Нью-Йорк: Брэмхолл Хаус. п. 12.
- ^ Рохайм, Геза (1950). Психоанализ и антропология . Нью-Йорк: Издательство международных университетов. п. 76. OCLC 894357265 .
- ^ Jump up to: а б Хердт, Гилберт (2005). Самбия: ритуал, сексуальность и изменения в Папуа-Новой Гвинее (тематические исследования в области культурной антропологии) (2-е изд.). Лонгмид: Издательство Wadsworth. п. 85. ИСБН 9780534643836 .
- ^ Леван, Тодд (17 февраля 1993 г.). «Убийства сатанинских культов сеют страх в Бразилии» . Мир Талсы . Проверено 29 июня 2023 г. - через Associated Press .
- ^ Гамильтон, Мэтт (18 июля 2013 г.). «Мужчина получил 25 лет тюрьмы за «сатанинское» убийство матери» . Лос-Анджелес Таймс . ISSN 0458-3035 . Проверено 21 ноября 2015 г.
- ^ Келли, Ким (5 июля 2017 г.). «Являются ли ведьмы настоящими феминистками?» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 5 декабря 2017 г.
- ^ «Гамбия: сотни людей обвинены в «колдовстве» и отравлены в ходе правительственной кампании» . Международная амнистия . 18 марта 2009 года . Проверено 5 декабря 2017 г.
- ^ Райс, Ксан (19 марта 2009 г.). «Государство Гамбии похищает 1000 жителей деревни в ходе массовой чистки от «колдовства» » . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 5 декабря 2017 г.
- ^ Мигиро, Кэти (21 марта 2017 г.). «Несмотря на убийственные нападения, «ведьмы» Танзании борются за землю» . Рейтер . Проверено 5 декабря 2017 г.
- ^ «В Африке видят «детей-волшебников» » (Пресс-релиз) (на испанском языке). Реформа . 19 ноября 2007 г.
- ^ Дидим, Джонтомас (17 октября 2011 г.). «Гана отправит домой «ведьм», изгнанных в лагеря беженцев» . Цифровой журнал . Проверено 25 января 2017 г.
- ^ « Колдовство» — оправдание жестокого обращения с детьми» . Новости ИРИН . 12 декабря 2006 г. Архивировано из оригинала 3 ноября 2014 г. . Проверено 25 января 2017 г.
- ^ Салопек, Пол (28 марта 2004 г.). «Детей в Анголе пытали как ведьм» . Чикаго Трибьюн .
- ^ «Дети-жертвы колдовства в Анголе» . Би-би-си . 13 июля 2005 г. Архивировано из оригинала 17 апреля 2023 г. Проверено 5 декабря 2017 г.
- ^ деМоз 2002 , стр. 258–262.
- ^ Годвин 2004 , с. 124–176.
- ^ деМоз, Ллойд (январь 1982 г.). Основы психоистории . Издательство Creative Roots. стр. 132–146. ISBN 9780940508019 .
- ^ Расковски, Арнальдо (1995). Детоубийство: убийство, унижение, нанесение увечий, клевета и оставление детей родителями . Нортвейл: Аронсон . п. 107. ИСБН 9781568214566 – через Интернет-архив .
- ^ Jump up to: а б с Ламберт 1996 , с. 5.
- ^ ВанВондерен, Джефф. «Восстановление после духовного насилия» . Восстановление после духовного насилия . Архивировано из оригинала 8 января 2011 года . Проверено 29 июня 2023 г.
Духовное насилие происходит, когда кто-то, обладающий духовной властью, цель которой состоит в том, чтобы «спуститься вниз» и служить, строить, оснащать и делать народ божества или бога БОЛЕЕ свободным, злоупотребляет этой властью, ставя себя над народом бога для контроля. , принуждать или манипулировать ими ради, казалось бы, благочестивых целей, которые на самом деле являются их собственными.
- ^ Ламберт 1996 , с. 253.
- ^ 2 Паралипоменон 33:6; Галатам 5:20; Откровение 18:23; и др.
- ^ Рут Окли, Лиза; Сьюзан Кинмонд, Кэтрин (1 января 2014 г.). «Разработка политики и практики защиты от духовного насилия». Журнал защиты взрослых . 16 (2): 87–95. дои : 10.1108/JAP-07-2013-0033 .
- ^ «Признаки духовного насилия» . Харизматический плен . 15 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 29 июля 2010 г. Проверено 25 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Йикли 1988 , с. 39.
- ^ Йикли 1988 , стр. 44, 46–47.
- ^ Йикли 1988 , стр. 30–31.
- ^ «10 причин, почему церковь является идеальной культурой для злоупотреблений» . Голый пастор . 18 июня 2023 г. Проверено 5 августа 2024 г.
Цитируемые источники
[ редактировать ]- деМоз, Ллойд (2002). Эмоциональная жизнь народов . Нью-Йорк, Лондон: Карнак. ISBN 9781892746986 .
- Годвин, Роберт В. (2004). Единый космос под Богом . Святой Павел: Дом Парагона. ISBN 9781557788368 .
- Ламберт, Стивен (1996). Харизматическое пленение, авторитарное насилие и психологическое порабощение в неопятидесятнических церквях . Публикации «Настоящая правда».
- Паскуале, Т. (2015). Священные раны: путь к исцелению от духовной травмы . Чалис Пресс.
- Йикли, Флавил (1988). Дилемма ученичества (2-е изд.). Нэшвилл: Компания по защите Евангелия. ISBN 0-89225-311-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Масси, Джери , Рабочая тетрадь ягнят: восстановление после церковного насилия, насилия со стороны духовенства, духовного насилия и легализма христианского фундаментализма (2008)
- О'Брайен, Розалин, церковное насилие, наркотики и ЭСТ (2009)