Сикат (ракета)
Морской кот | |
---|---|
![]() Ракета серии Seacat GWS-20 | |
Тип | Ракета земля-воздух |
Место происхождения | Великобритания |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1962 – настоящее время |
Используется | См . операторов |
Войны | 1971 Индо-Пакистанская война Ирано-иракская война Фолклендская война Южноафриканская пограничная война |
История производства | |
Дизайнер | Короткие братья |
Производитель | Короткие братья |
Варианты | Посмотреть варианты |
Технические характеристики | |
Масса | 68 кг (150 фунтов) |
Длина | 1,48 м (58 дюймов) |
Диаметр | 0,22 м (8,7 дюйма) |
Размах крыльев | 0,70 м (28 дюймов) |
Боеголовка | 40 фунтов (18 кг) Боеголовка со сплошным стержнем массой |
Детонация механизм | Близость |
Двигатель | 2-ступенчатый двигатель |
Оперативный диапазон | 500–5000 м (1600–16400 футов) или более |
Максимальная скорость | 0,8 Маха |
Руководство система | CLOS и радиосвязь |
Рулевое управление система | Поверхности управления |
Запуск платформа | Корабль |
Seacat — британский зенитно-ракетный комплекс малой дальности, предназначенный для замены вездесущей 40-мм пушки Bofors на борту военных кораблей всех размеров. Это был первый в мире действующий корабельный ракетный комплекс точечной обороны , который был спроектирован таким образом, чтобы орудия Bofors можно было заменить с минимальной модификацией корабля-получателя и (первоначально) с использованием существующих систем управления огнем. Мобильная наземная версия системы была известна как Tigercat .
Первоначальная версия GWS.20 управлялась вручную, что соответствовало необходимости быстро разработать и развернуть систему. Последовало несколько вариантов; В GWS.21 добавлено ручное управление с радиолокационным управлением для использования в ночное время и в плохую погоду, в GWS.22 добавлен режим автоматического наведения SACLOS , а последний GWS.24 имел полностью автоматическое включение. Tigercat прослужил относительно недолго, прежде чем был заменен на британской службе Rapier , в то время как Seacat прослужил дольше, пока не был заменен Sea Wolf и более новыми технологическими системами ближнего боя .
Seacat и Tigercat добились успеха на экспортном рынке, а некоторые из них до сих пор находятся в эксплуатации.
История
[ редактировать ]Seacat ведет свою историю от экспериментов Short Brothers из Белфаста SX-A5 по переоборудованию противотанковой ракеты Malkara на радиоуправление малой дальности в качестве ракеты класса «земля-воздух» . Это привело к дальнейшим модификациям прототипа Green Light. [ 1 ] и, наконец, появился как Seacat.
Поскольку Seacat был основан на противотанковом оружии, он был небольшим и летал на относительно медленных, дозвуковых скоростях. Считалось, что он будет полезен против реактивных самолетов первого и второго поколения 1950-х годов с характеристиками Hawker Sea Hawk , которые оказалось слишком сложно для 40-мм пушек Bofors L / 60 успешного перехвата времен Второй мировой войны. Другая система, Orange Nell , разрабатывалась для этой роли, но была отменена, когда ВМС пришли к выводу, что она не будет эффективна против намеченных целей - новых высокопроизводительных ударных самолетов .
Первое публичное упоминание названия Seacat произошло в апреле 1958 года, когда Шортс получил контракт на разработку ракеты класса «земля-воздух» малой дальности. Принятие Королевским флотом Seacat в качестве точечной системы обороны, [ а ] заменить 40/L60 или более новый и более эффективный Bofors 40mm/L70 со снарядами с неконтактным взрывателем. Это также было бы полезно против больших, медленных противокорабельных ракет, таких как « Стикс» , которые были развернуты Варшавским договором и различными клиентами Советского Союза. Также считалось, что он предлагает полезные второстепенные роли в качестве легкого оружия, которое можно использовать против легких коммерческих судов и быстрых ударных кораблей. [ нужна ссылка ]
Ракета была впервые показана широкой публике на авиасалоне в Фарнборо в 1959 году . Первые приемочные испытания Seacat на военном корабле прошли в 1961 году на борту HMS Decoy . Seacat стала первой боевой управляемой ракетой, выпущенной военным кораблем Королевского флота. Позже она была принята на вооружение ВМС Швеции, что сделало ее первой британской управляемой ракетой, выпущенной иностранным флотом. [ 2 ]
Дизайн
[ редактировать ]Seacat — небольшая дозвуковая ракета с двухступенчатым твердотопливным ракетным двигателем. В полете он управляется четырьмя крестообразными стреловидными крыльями и стабилизируется четырьмя небольшими хвостовыми килями. Он управляется по линии прямой видимости (CLOS) по радиоканалу; т. е. команды полета передаются на него от удаленного оператора, когда в поле зрения находится и ракета, и цель. [ 3 ] В каком-то смысле это была не более чем изначально неуправляемая дозвуковая ракета, которой диспетчеру требовалось около 7 секунд или время полета 500 ярдов (460 м) для обнаружения и фиксации радиолокационного слежения и оптического направления, что делало ее непригодной для ПВО ближнего боя. [ 4 ]
Seacat был установлен на четырехзарядной пусковой установке, которая была меньше, чем Mark 5 Twin Bofors и установки типа STAAG, которые она заменила. Кроме того, он был легче, проще в обслуживании и очень прост в использовании. [ б ]
Варианты
[ редактировать ]Первоначально на всех установках Seacat использовалась обучаемая пусковая установка с четырьмя снарядами массой 6600 фунтов (3000 кг), но позже была разработана трехзарядная пусковая установка массой 2800 фунтов (1300 кг). Обе пусковые установки имели ручную перезарядку и имели антенну радиокомандной линии. Все, что требовалось для установки системы на корабль, — это установка пусковой установки, помещение для обращения с ракетами и подходящая система наведения. Seacat использовался военно-морскими силами НАТО и Содружества , которые закупали британское оборудование и экспортировались по всему миру. Он также был интегрирован с множеством альтернативных систем наведения, наиболее распространенными из которых являются голландские системы HSA . Ниже описаны четыре системы, используемые Королевским флотом.
ГВС-20
[ редактировать ]


Это — «Система управляемого вооружения 20» — была исходной системой, которая должна была заменить спаренную 40-мм пушку Bofors Mark V и связанные с ней системы управления огнем. Первоначальный директор был основан на простом тахиметрическом директоре (STD) и работал полностью визуально. Обнаружение цели осуществлялось визуально, наведение ракеты по радиоканалу осуществлялось оператором, вводящим команды на джойстике. Вспышки на хвостовом оперении ракеты помогли идентифицировать ракету.
GWS-20 корабля HMS Eagle прошел испытания на борту эсминца класса Daring HMS году Decoy 1961 в ; впоследствии он был удален. На его вооружении находились «Бесстрашный десантные корабли класса » , фрегаты Тип 12М ( класс «Ротсей» ) и Тип 12I ( класс «Леандер» ) , Тип 61 (класс «Солсбери») фрегаты ПВО HMS Lincoln и HMS Salisbury , а также первая группа эсминцев класса «Каунти» . HMS Kent и HMS London обновились до GWS22 в начале 1970-х годов. Изначально предполагалось, что все эсминцы класса C должны получить GWS20, и класс подготовили соответствующим образом. В действительности его получили только HMS Cavalier и HMS Caprice , прошедшие ремонт в 1966 году.
GWS-20 принимал активное участие в войне за Фолклендские острова на борту класса Fearless и Rothesay фрегатов HMS Plymouth и HMS Yarmouth , которые сохранили директор GWS-20 при обновлении до GWS-22.
ГВС-21
[ редактировать ]GWS-21 представляла собой систему Seacat, связанную с модифицированной аналоговой системой управления огнем ближнего действия вслепую (CRBFD) с радаром Тип 262. Он предлагал режимы ручного слежения и наведения с помощью радара ( Dark Fire ), а также визуальные режимы «глазного яблока». Он использовался в качестве проектного зенитного оружия фрегата Тип 81 (класс Tribal) , четырех модификаций AD класса Battle , первых четырех эсминцев класса County, HMNZS Otago и HMNZS Taranaki , а также авианосца HMS Eagle . В последний раз он использовался после продажи ВМС Индонезии и переоборудования компанией Vosper Thornycroft в 1984 году самолетов Type 81 Tartar , Ashanti и Gurkha .
ГВС-22
[ редактировать ]GWS-22 была системой Seacat, связанной с полной системой управления огнем MRS-3 с радаром Тип 904, и была первой системой Seacat с поддержкой ACLOS (автоматической, командной прямой видимости). Он был установлен на большинстве кораблей эскорта классов Leander , Rothesay и County, которые были переоборудованы и модифицированы в 1970-х годах, а также на авианосце HMS Hermes . Он мог работать в режимах автоматического радиолокационного наведения ( «Blindfire» ), ручного радиолокационного наведения, ручного наведения с помощью системы видеонаблюдения или, в экстренных случаях, режима «глазного» наведения. На борту всех этих классов он принимал действительную службу на Фолклендских островах.
ГВС-24
[ редактировать ]Последний вариант Seacat Королевского флота, в котором использовалась итальянская система управления огнем Alenia Orion RTN-10X с радаром Type 912, устанавливался только на фрегат Type 21 . Этот вариант проходил действительную службу на Фолклендских островах.
Тайгеркэт
[ редактировать ]Наземная мобильная версия Seacat на основе трехзарядной прицепной пусковой установки, буксируемой автомобилем Land Rover со вторым прицепом, оснащенным оборудованием управления огнем. Tigercat использовался исключительно 48-й эскадрильей полка Королевских ВВС в период с 1967 по 1978 год, прежде чем был заменен на Rapier . Tigercat также эксплуатировался Аргентиной, Индией, Ираном, Иорданией и Южной Африкой. [ 5 ] и Катар.
Адская кошка
[ редактировать ]«Hellcat», версия класса «воздух-поверхность», дающая британским вертолетам Westland Wasp или Westland Wessex HU.5 возможность борьбы с быстрыми ударными кораблями и другими высокоскоростными военно-морскими целями, рассматривалась в конце 1960-х годов. [ 6 ] Две ракеты будут размещаться на паре пилонов вертолета, а оптический прицел будет установлен через крышу кабины. Hellcat также рассматривался для целей борьбы с повстанцами (COIN): четыре ракеты были установлены на военизированном Short Skyvan . [ 7 ] Несмотря на то, что Shorts предлагал его в течение нескольких лет, похоже, он так и не был продан. [ нужна ссылка ]
Сикэт Мишень
[ редактировать ]«Seacat Target» представляет собой специализированную мишенную машину на базе Seacat и используется для имитации ракет морского плавания для отработки противовоздушной обороны корабля. Представленная в 1986 году, она использует первую и вторую ступени Seacat с добавлением специальной мишени. головка вместо боевой части ракеты. Ракета-мишень может запускаться из штатной пусковой установки Seacat. [ 8 ]
Услуга
[ редактировать ]Первым военным кораблем, на котором эта система была введена в эксплуатацию, был эсминец класса Battle HMS Corunna в феврале 1962 года. [ 9 ] Seacat устарел к 1970-м годам из-за увеличения скорости самолетов и внедрения сверхзвуковых противокорабельных морского плавания ракет . В этих случаях дозвуковой Seacat с ручным управлением был совершенно непригоден для чего-либо, кроме лобового перехвата, да и то только с соответствующим предупреждением. Версия Seacat испытывалась для перехвата целей, летящих на высокой скорости у поверхности воды. В этой версии использовался радиолокационный высотомер, который не позволял ракете наводиться ниже определенной высоты над поверхностью и, следовательно, не позволял оператору направить ракету в воду. Эта версия никогда не заказывалась. [ нужна ссылка ]
Фолклендский конфликт
[ редактировать ]Несмотря на то, что Seacat устарел, он все еще широко использовался Королевским флотом в начале Фолклендской войны и был основным средством противовоздушной обороны многих кораблей. более современная ракета Sea Wolf Она оказалась более надежной, чем недавно представленная HMS Ardent , хотя пусковая установка вышла из строя в критический момент, когда корабль подвергся воздушной атаке. В первоначальных британских послевоенных отчетах утверждалось, что Seacat уничтожила восемь самолетов, но они не выдержали проверки, и ни одно «убийство» не могло быть приписано исключительно Seacat, несмотря на то, что он неоднократно стрелял. [ 10 ]
Seacat, возможно, был причастен к уничтожению трех аргентинских самолетов A-4C Skyhawk, хотя эти самолеты подверглись полному обстрелу Сан-Карлоса ПВО ; другие претензии к тем же убийствам включают армейские ракеты Rapier и Blowpipe корабельного базирования , а также 40-мм артиллерийский огонь . [ 11 ] 12 июня HMS Glamorgan запустил Seacat по приближающейся ракете Exocet, которая, возможно, была отклонена из-за близкого взрыва, но недостаточно, чтобы вызвать промах. В результате атаки эсминец был подбит и серьезно поврежден. [ 12 ]
Аргентина развернула Tigercats из состава GADA 601 . Семь пусковых установок Tigercat были захвачены британцами после войны, некоторые из них принадлежали бывшим подразделениям Королевских ВВС.
После Фолклендского конфликта Королевский флот провел радикальную и срочную переоценку зенитного вооружения. В результате Seacat был быстро выведен из эксплуатации и заменен современными системами вооружения, такими как Goalkeeper CIWS , более современными 20-мм и 30-мм зенитными орудиями и новыми эскортными ракетами Sea Wolf, включая версию с вертикальным запуском .
Швеция
[ редактировать ]Ракеты GWS-21 были установлены на четыре шведских Östergötland эсминца класса под обозначением Rb 07, заменив три орудия Bofors L/70 (более современный и тяжелый вариант, чем L/60 Королевского флота) с одной пусковой установкой на каждом корабле. Эсминцы класса Östergötland , появившиеся в конце 1950-х годов, были выведены из эксплуатации в начале 1980-х годов.
Австралия
[ редактировать ]Seacat устанавливался на всех шести класса River эскортных эсминцах Королевского флота Австралии и был выведен из эксплуатации, когда в конце 1990-х годов был выведен из эксплуатации последний корабль этого класса. В окончательном варианте управление огнем обеспечивалось радиолокационно-оптическими направляющими HSA M44. Также имелись запасные огневые позиции, основанные на визуальном сопровождении цели через бинокль, установленный на установке с синхронной обратной связью. HMAS Torrens был последним кораблем, который застрелил систему перед выводом ее из эксплуатации; и это также был единственный раз, когда три ракеты находились на пусковой установке и были выпущены последовательно, в результате чего был один промах и два попадания в буксируемые цели.
Операторы
[ редактировать ]
Аргентина
- Аргентинская армия : четыре пусковые установки Tigercat, захваченные во время Фолклендского конфликта.
- ВМС Аргентины : две пусковые установки Seacat установлены на крейсере ARA General Belgrano в 1967 году. [ 13 ]
- Аргентинские морские пехотинцы : три пусковые установки Tigercat аргентинских морских пехотинцев, захваченные во время Фолклендского конфликта. Сейчас заменен на RBS 70 .
Австралия
Бразилия
Чили
Германия
Индонезия
Индия
- Индийская армия – Tigercat
- ВМС Индии - Seacat
Иран
- Императорские ВВС Ирана - Tigercat
- Армия Исламской Республики Иран - Tigercat
- ВМС Исламской Республики Иран - Seacat
Иордания
- Королевские сухопутные силы Иордании – Tigercat
Ливия
Малайзия
Новая Зеландия
Нидерланды
Нигерия
Филиппины
Пакистан
- ВМС Пакистана Фрегат Тип 21
Катар
- Военные Катара – Tigercat
ЮАР
- ВВС Южной Африки - Tigercat, местно известный как «Хильда». [ 14 ]
Швеция
- ВМС Швеции - Östergötland эсминцы класса после ремонта
Таиланд
Великобритания
- Королевские ВВС – Tigercat
- Королевский флот - Сикэт
Венесуэла
Зимбабве
- Армия Зимбабве – Tigercat
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Контр-адмирал Энербл сказал в 1960 году, что Seacat был настолько точен, что его можно было направить через небольшое окно в Адмиралтействе. [ нужна ссылка ]
- ↑ Офицер РНЗН, отправленный в Великобританию для расследования ситуации с Seacat в 1961 году, отметил, что, по словам капитана в отставке Яна Брэдли, он «настолько смехотворно прост в использовании, что мы просто обязаны его иметь». [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Flight International (1963), стр. 437–442.
- ^ Полет (1963) , с. 438.
- ^ Полет (1963) , с. 437.
- ^ 'Семейство Оружия. Файл оружия. Фолклендские острова (1983), стр. 275.
- ^ Дин Вингрин. «ВВС – Оружие – Ракеты – ЗРК Hilda (Tigercat)» . СААЭ. Архивировано из оригинала 1 мая 2012 года . Проверено 18 июля 2008 г.
- ^ «Ракеты 1969: Великобритания» . Рейс Интернешнл . 14 ноября 1968 г. с. 792. Архивировано из оригинала 3 сентября 2017 года . Проверено 3 сентября 2017 г.
- ^ «Легкий военный самолет» . Рейс Интернешнл . 13 декабря 1973 г. с. 1012. Архивировано из оригинала 3 сентября 2017 года . Проверено 3 сентября 2017 г.
- ^ «Короткие шоу Seacat Target» . Рейс Интернешнл . 21 сентября 1985 г. с. 11.
- ^ «SEACAT ВХОДИТ В «БОЙ». ФЕВРАЛЬ 1962 ГОДА, РОЗИТ, НА БОРТУ HMS CORUNNA» . www.iwm.org.uk. Имперский военный музей . Проверено 12 июня 2020 г.
- ^ Хобсон, Крис; Благородный, Эндрю (2002). Воздушная война за Фолклендские острова . Издательство Мидленд. п. 162. ИСБН 1-85780-126-1 .
- ^ Смит, Гордон (31 мая 2013 г.). «Часть 54. Аргентинский самолет потерян 3 апреля — 15 июня 1982 года» . Боевой атлас Фолклендской войны 1982 года по суше, морю и воздуху . NavalHistory.net.
первоначально опубликовано Яном Алланом, 1989 г.
- ^ Робертс, Джон (2009). Защита нации: история современного Королевского флота . Издательство Сифорт. п. 294. ИСБН 978-1848320437 .
- ^ «Крусеро «Генерал Бельграно» С4 — 1951 год» . Архивировано из оригинала 26 января 2010 года . Проверено 10 апреля 2012 г.
- ^ «Хильда (Тайгеркэт) СЭМ» . Архивировано из оригинала 1 мая 2012 года . Проверено 18 июля 2008 г.
- «Seacat: управляемая ракета для защиты малых кораблей» . Рейс Интернешнл . 5 сентября 1963 г., стр. 437–442. Архивировано из оригинала 5 августа 2017 года . Проверено 3 сентября 2017 г.
Источники
[ редактировать ]- Военно-морское вооружение , Дуг Ричардсон, издательство Jane's Publishing, 1981, ISBN 0-531-03738-X
- Липпиетт, капитан Джон (1990). Тип 21 . Современные боевые корабли 5. Ян Аллан. ISBN 0-7110-1903-7 .
- 5-я пехотная бригада на Фолклендских островах , Николас Ван дер Бейл, Дэвид Алдеа, Лео Купер, 2003 г., ISBN 0850529484
- 74 дня: Дневник островитянина об оккупации Фолклендских островов , Джон Смит, Century, 1984, ISBN 0712603611
- Фридман, Норман (1989). Мировые системы военно-морского вооружения . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-793-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]