Религиозно-философские взгляды Альберта Эйнштейна

Религиозные взгляды Альберта Эйнштейна широко изучались и часто неправильно понимались. [ 1 ] Альберт Эйнштейн заявил: «Я верю в Бога Спинозы ». [ 2 ] Он не верил в личного Бога , который заботится о судьбах и действиях людей, и эту точку зрения он назвал наивной. [ 3 ] Однако он уточнил, что «я не атеист ». [ 4 ] предпочитая называть себя агностиком , [ 5 ] или «религиозный неверующий». [ 3 ] В других интервью он заявлял, что, по его мнению, существует «законодатель», устанавливающий законы Вселенной. [ 6 ] Эйнштейн также заявил, что не верит в жизнь после смерти, добавив, что «мне достаточно одной жизни». [ 7 ] В течение своей жизни он был тесно связан с несколькими гуманистическими группами. [ 8 ] [ 9 ] Эйнштейн отверг конфликт между наукой и религией и считал, что космическая религия необходима для науки. [ 10 ]
Религиозные верования
[ редактировать ]Сам Альберт Эйнштейн заявил: «Я не атеист, и я не думаю, что могу назвать себя пантеистом ... Я верю в Бога Спинозы , который раскрывает себя в упорядоченной гармонии того, что существует, а не в Бога, который заботится о самом себе». с судьбами и поступками людей». [ 2 ] Эйнштейн считал, что проблема Бога была «самой сложной в мире» — вопросом, на который нельзя ответить «просто да или нет». Он признал, что «эта проблема слишком обширна для нашего ограниченного ума». [ 11 ]
Эйнштейн объяснил свой взгляд на взаимосвязь между наукой, философией и религией в своих лекциях 1939 и 1941 годов: «Наука может быть создана лишь теми, кто насквозь проникнут стремлением к истине и пониманию. Этот источник чувства, однако, проистекает из сферы религии», потому что «познание того, что есть, не открывает двери непосредственно… тому, что должно быть целью наших человеческих устремлений». Все устремления «существуют в здоровом обществе как мощные традиции», которые «возникают не через демонстрацию, а через откровение, через могущественных личностей. Надо не пытаться оправдать их, а просто и ясно ощутить их природу. Высшие принципы для наших стремлений и суждений даны нам в иудейско-христианской религиозной традиции». [ 12 ]
Раннее детство
[ редактировать ]Эйнштейн был воспитан светскими еврейскими родителями и посещал местную католическую государственную начальную школу в Мюнхене . [ 13 ] В своих «Автобиографических записках» Эйнштейн писал, что он постепенно утратил веру еще в раннем детстве:
... Я пришел - хотя и был ребенком совершенно нерелигиозных (еврейских) родителей - к глубокой религиозности, которая, однако, внезапно закончилась в возрасте двенадцати лет. Благодаря чтению научно-популярных книг я вскоре пришел к убеждению, что многое в библейских историях не может быть правдой. Последствием стала откровенно фанатичная вакханалия свободомыслия в сочетании с впечатлением, что молодежь намеренно обманывается государством посредством лжи; это было сокрушительное впечатление. Из этого опыта выросло недоверие ко всякому авторитету, скептическое отношение к убеждениям, жившим в той или иной социальной среде, — отношение, которое никогда больше меня не покидало, хотя впоследствии и было смягчено лучшим пониманием в причинно-следственные связи.
Для меня совершенно ясно, что потерянный таким образом религиозный рай молодости был первой попыткой освободиться от цепей «чисто личного», от существования, в котором доминировали желания, надежды и примитивные чувства. Там был этот огромный мир, существующий независимо от нас, людей, и стоящий перед нами как великая, вечная загадка, хотя бы частично доступная нашему взгляду и мышлению. Созерцание этого мира манило меня как освобождение, и вскоре я заметил, что многие люди, которых я научился уважать и восхищаться, обрели внутреннюю свободу и безопасность в своих поисках. Ментальное постижение этого внеличностного мира в рамках наших возможностей представлялось мне наполовину сознательно, наполовину бессознательно как высшая цель. Одинаково мотивированные люди настоящего и прошлого, а также достигнутые ими прозрения были друзьями, которых нельзя было потерять. Дорога в этот рай была не такой удобной и заманчивой, как дорога в религиозный рай; но он показал себя надежным, и я ни разу не пожалел, что выбрал его. [ 14 ]
Личный Бог
[ редактировать ]Эйнштейн выразил свой скептицизм относительно существования антропоморфного бога, такого как Бог авраамических религий , часто описывая эту точку зрения как «наивную». [ 3 ] и «детский». [ 15 ] В письме 1947 года он заявил: «Мне кажется, что идея личного Бога — это антропологическая концепция, которую я не могу воспринимать всерьез». [ 16 ] В письме Беатрис Фрелих от 17 декабря 1952 года Эйнштейн заявил: «Идея личного Бога мне совершенно чужда и кажется даже наивной». [ 17 ]
По подсказке своего коллеги Л. Дж. Брауэра Эйнштейн прочитал философа Эрика Гуткинда « книгу Выбери жизнь» . [ 18 ] обсуждение связи между еврейским откровением и современным миром. 3 января 1954 года Эйнштейн направил Гуткинду следующий ответ: «Слово «Бог» для меня не что иное, как выражение и продукт человеческих слабостей, Библия — собрание почтенных, но все же примитивных легенд, которые тем не менее довольно детские. ... Для меня еврейская религия, как и все другие религии, является воплощением самых детских суеверий». [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] В 2018 году его письмо Гуткинду было продано за 2,9 миллиона долларов. [ 22 ]
22 марта 1954 года Эйнштейн получил письмо от Джозефа Диспентьера, итальянского иммигранта, который работал машинистом-экспериментатором в Нью-Джерси . Диспентьер объявил себя атеистом и был разочарован новостным сообщением, в котором Эйнштейн изображался как традиционно религиозный человек. Эйнштейн ответил 24 марта 1954 года:
То, что вы прочитали о моих религиозных убеждениях, было, конечно, ложью, ложью, которую систематически повторяют. Я не верю в личного Бога и никогда этого не отрицал, но ясно выражал это. Если во мне есть что-то, что можно назвать религиозным, то это безграничное восхищение устройством мира, насколько это может раскрыть наша наука. [ 23 ]
В своей книге «Идеи и мнения» (1954) Эйнштейн заявил: «В своей борьбе за этическое благо учителя религии должны иметь достаточный авторитет, чтобы отказаться от доктрины личного Бога, то есть отказаться от того источника страха и надежды, который в прошлом такую огромную власть передавали в руки священников». [ 3 ] В декабре 1922 года Эйнштейн сказал следующее об идее спасителя: «Конфессиональные традиции я могу рассматривать только исторически и психологически; другого значения они для меня не имеют. [ 24 ]
Пантеизм и Бог Спинозы
[ редактировать ]Эйнштейн исследовал идею о том, что люди не могут понять природу Бога. В интервью, опубликованном в Джорджа Сильвестра Вирека книге «Взгляд на великое» (1930), Эйнштейн ответил на вопрос о том, считает ли он себя пантеистом . Он объяснил:
Ваш вопрос – самый трудный на свете. Это не тот вопрос, на который я могу ответить просто да или нет. Я не атеист. Я не знаю, могу ли я назвать себя пантеистом. Проблема слишком велика для нашего ограниченного ума. Могу ли я не ответить притчей? Человеческий разум, каким бы высококвалифицированным он ни был, не может постичь вселенную. Мы находимся в положении маленького ребенка, входящего в огромную библиотеку, стены которой до потолка увешаны книгами на разных языках. Ребенок знает, что эти книги наверняка кто-то написал. Оно не знает, кто и как. Он не понимает языков, на которых они написаны. Ребенок отмечает определенный план в расположении книг, таинственный порядок, которого он не постигает, а лишь смутно подозревает. Таково, мне кажется, отношение человеческого разума, даже самого великого и культурного, к Богу. Мы видим чудесно устроенную Вселенную, подчиняющуюся определенным законам, но понимаем эти законы лишь смутно. Наш ограниченный разум не может постичь таинственную силу, управляющую созвездиями. Я очарован пантеизмом Спинозы. Я еще больше восхищаюсь его вкладом в современную мысль. Спиноза — величайший из современных философов, потому что он первый философ, который рассматривает душу и тело как одно, а не как две отдельные вещи. [ 25 ]
Эйнштейн заявил: «Мои взгляды близки взглядам Спинозы: восхищение красотой и вера в логическую простоту порядка, который мы можем смиренно и лишь несовершенно понять. Я считаю, что мы должны довольствоваться нашими несовершенными знаниями и пониманием и относиться к ценностям и моральным обязательствам как к чисто человеческой проблеме — самой важной из всех человеческих проблем». [ 26 ]
24 апреля 1929 года Эйнштейн телеграфировал раввину Герберту С. Гольдштейну по-немецки: «Я верю в Бога Спинозы , который раскрывает себя в гармонии всего сущего, а не в Бога, который заботится о судьбах и делах человечества». [ 27 ] Он подробно рассказал об этом в ответах, которые дал японскому журналу «Кайзо» в 1923 году:
Научные исследования могут уменьшить суеверия, побуждая людей думать и рассматривать вещи с точки зрения причины и следствия. Несомненно, что в основе всех научных работ высшего порядка лежит убежденность, родственная религиозному чувству, в разумности и познаваемости мира. [...] Эта твердая вера, вера, связанная с глубоким чувством, в высший разум, который раскрывается в мире опыта, представляет мою концепцию Бога. В просторечии это можно назвать «пантеистическим» (Спиноза). [ 28 ]
Агностицизм и атеизм
[ редактировать ]Эйнштейн сказал, что люди могли бы назвать его агностиком, а не атеистом, заявив: «Я неоднократно говорил, что, по моему мнению, идея личного бога является детской. Вы можете называть меня агностиком, но я не разделяю духа крестового похода». профессионального атеиста, чей пыл обусловлен главным образом болезненным актом освобождения от оков религиозной идеологической обработки, полученных в юности, я предпочитаю позицию смирения, соответствующую слабости нашего интеллектуального понимания природы. и нашего собственного существа». [ 15 ] В интервью, опубликованном немецким поэтом Джорджем Сильвестром Фиреком , Эйнштейн заявил: «Я не атеист». [ 11 ] По словам принца Губертуса , Эйнштейн сказал: «Ввиду такой гармонии в космосе, которую я, с моим ограниченным человеческим разумом, могу распознать, все же есть люди, которые говорят, что Бога нет. Но что действительно меня злит, так это то, что они цитируют меня в поддержку таких взглядов». [ 29 ]
В 1945 году Гай Ранер-младший написал Эйнштейну письмо, в котором спросил его, правда ли, что священник -иезуит заставил Эйнштейна отказаться от атеизма. Эйнштейн ответил: «Я никогда в жизни не разговаривал со священником-иезуитом и поражен смелостью говорить обо мне такую ложь. С точки зрения священника-иезуита я, конечно, и всегда был атеистом. .. Всегда ошибочно использовать антропоморфические понятия, имея дело с вещами вне человеческой сферы, — детские аналогии. Нам приходится со смирением восхищаться прекрасной гармонией устройства этого мира — насколько мы можем ее постичь, и это так. все." [ 30 ]
В письме М. Берковицу в 1950 году Эйнштейн заявил: «Моя позиция в отношении Бога — позиция агностика . Я убеждён, что ясное осознание первостепенной важности моральных принципов для улучшения и облагораживания жизни не нуждается в идее законодатель, особенно законодатель, который действует на основе вознаграждения и наказания». [ 5 ]
По словам биографа Уолтера Айзексона , Эйнштейн был более склонен очернять атеистов, чем религиозных людей. [ 31 ] чувствуют тяжесть своих цепей, которые они сбросили после тяжелой борьбы. Эйнштейн сказал в переписке: «Фанатичные атеисты… подобны рабам, которые все еще люди » — не могут выносить музыку сфер ». [ 31 ] [ 32 ] Хотя он не верил в личного Бога, он указал, что никогда не будет бороться с такой верой, потому что «такая вера кажется мне предпочтительнее отсутствия какого-либо трансцендентального мировоззрения». [ 33 ]
Эйнштейн в рукописном письме на немецком языке объемом в полторы страницы философу Эрику Гуткинду , датированном Принстоном, штат Нью-Джерси , 3 января 1954 года, за год и три с половиной месяца до своей смерти, писал: « Слово «Бог» для меня не что иное, как выражение и продукт человеческих слабостей, Библия — собрание почтенных, но все же довольно примитивных легенд. Никакая интерпретация, какой бы тонкой она ни была, не может (для меня) ничего изменить в этом [... ] Для меня еврейская религия, как и все другие религии, является воплощением самого детского суеверия [...] Я не вижу в них [ еврейском народе ] ничего «избранного»». [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ]
Загробная жизнь
[ редактировать ]17 июля 1953 года женщина, которая была лицензированным баптистским пастором, отправила Эйнштейну письмо с вопросом, уверен ли он в достижении вечной жизни с Творцом. Эйнштейн ответил: «Я не верю в бессмертие личности и считаю этику исключительно человеческой заботой, не имеющей за собой никакого сверхчеловеческого авторитета». [ 37 ] Это мнение было также выражено в книге Эйнштейна « Мир, каким я его вижу» (1935): «Я не могу представить себе Бога, который награждает и наказывает свои создания или имеет волю того типа, который мы осознаем в себе. должен ли он пережить свою физическую смерть, также находится за пределами моего понимания, и я не желаю иного; такие представления предназначены для страхов или абсурдного эгоизма слабых душ, для меня достаточно тайны вечности жизни и намека на чудесное устройство. реальности вместе с искренним стремлением постичь хотя бы крошечную часть разума, проявляющегося в природе». [ 38 ]
Эйнштейн был против авраамической концепции рая и ада , особенно в том, что касается системы вечных наград и наказаний. В письме 1915 года швейцарскому физику Эдгару Мейеру Эйнштейн писал: «Я лишь с глубоким сожалением вижу, что Бог наказывает стольких Своих детей за их многочисленные глупости, за которые только Он Сам может нести ответственность; по моему мнению, только Его небытие могло бы оправдать Его». [ 39 ] Он также заявил: «Я не могу представить себе Бога, который награждает и наказывает объекты своего творения, чьи цели созданы по образцу наших собственных — короче говоря, Бога, который является лишь отражением человеческой слабости. Я также не могу поверить, что человек переживает смерть своего тела, хотя слабые души питают такие мысли из-за страха или нелепого эгоизма». [ 40 ]
Частью противоречий Эйнштейна с авраамической загробной жизнью была его вера в детерминизм и отказ от свободы воли . Эйнштейн заявил: «Человек, который полностью убежден в универсальном действии закона причинности, не может ни на мгновение допустить идею о существе, вмешивающемся в ход событий, — то есть, если он действительно серьезно относится к гипотезе причинности . Ему не нужна религия страха, равно как и социальная или моральная религия. Бог, который награждает и наказывает, для него непостижим по той простой причине, что действия человека определяются необходимостью, внешней и внутренней, так что в глазах Бога. он не может нести ответственность, так же как неодушевленный предмет не несет ответственности за движения, которые он совершает». [ 41 ]
Космическая духовность
[ редактировать ]широко обсуждавшееся эссе В 1930 году Эйнштейн опубликовал в журнале «Нью-Йорк Таймс» о своих убеждениях. [ 41 ] Под названием «Религия и наука» Эйнштейн выделил три человеческих импульса, которые развивают религиозную веру : страх, социальные или моральные проблемы и космическое религиозное чувство. Примитивное понимание причинности вызывает страх, и боязливые изобретают аналогичных себе сверхъестественных существ. Стремление к любви и поддержке порождает социальную и моральную потребность в высшем существе; оба этих стиля имеют антропоморфную концепцию Бога. Третий стиль, который Эйнштейн считал наиболее зрелым, берёт начало в глубоком чувстве трепета и тайны. По его словам, человек чувствует «возвышенность и чудесный порядок, которые проявляются в природе… и он хочет воспринимать вселенную как единое значимое целое». Эйнштейн рассматривал науку как антагониста первых двух стилей религиозных убеждений, но как партнера в третьем. [ 41 ] Он утверждал, что «хотя сферы религии и науки сами по себе четко отделены друг от друга», существуют «сильные взаимные отношения и зависимости», поскольку стремление к истине исходит из религиозной сферы. Он продолжил:
Религиозно просвещенным человеком представляется мне тот, кто в меру своих способностей освободил себя от оков своих эгоистических желаний и озабочен мыслями, чувствами и стремлениями, за которые он цепляется из-за их сверхличностных желаний. ценить. Мне кажется, что важна сила этого сверхличного содержания... независимо от того, предпринимается ли какая-либо попытка объединить это содержание с Божественным Существом, ибо иначе нельзя было бы причислить Будду и Спинозу к религиозным личностям. Соответственно, религиозный человек набожен в том смысле, что он не сомневается в значении тех сверхличных объектов и целей, которые не требуют и не способны иметь рациональное основание... В этом смысле религия — это извечное стремление человечества ясно и полностью осознавать эти ценности и цели и постоянно усиливать и расширять их эффект. Если понимать религию и науку согласно этим определениям, то конфликт между ними кажется невозможным. Ибо наука может установить только то, что есть, но не то, что должно быть... [ 41 ]
Понимание причинности было фундаментальным для этических убеждений Эйнштейна. По мнению Эйнштейна, «доктрина о личном Боге, вмешивающемся в естественные события, никогда не может быть опровергнута в реальном смысле наукой», поскольку религия всегда может найти убежище в областях, которые наука пока не может объяснить. Эйнштейн был убежден, что в «борьбе за этическое благо учителя религии должны иметь возможность отказаться от доктрины личного Бога, то есть отказаться от этого источника страха и надежды» и культивировать «Добро, Правда и Красота в самом человечестве». [ 41 ]
В своей книге 1934 года « Мир, каким я его вижу » Эйнштейн подробно остановился на своей религиозности: «Знание существования того, чего мы не можем понять, проявлений глубочайшего разума и самой сияющей красоты, которые доступны нашему разуму только в их самые элементарные формы — именно это знание и эта эмоция составляют истинно религиозное отношение в этом смысле, и только в этом я — глубоко религиозный человек». [ 42 ]
В 1936 году Эйнштейн получил письмо от девочки, ученицы шестого класса. Она спросила его, при поддержке своего учителя, молятся ли ученые . Эйнштейн ответил самым элементарным способом, каким только мог:
Научные исследования основаны на идее, что все происходящее определяется законами природы, а значит, это справедливо и для действий людей. По этой причине ученый-исследователь вряд ли будет склонен поверить, что на события может влиять молитва, т.е. пожелание, обращенное к сверхъестественному существу. Однако следует признать, что наши действительные знания об этих законах лишь несовершенны и фрагментарны, так что, собственно, и вера в существование основных всеобъемлющих законов в природе тоже опирается на своего рода веру. Тем не менее эта вера до сих пор во многом оправдывалась успехами научных исследований. Но, с другой стороны, каждый, кто серьезно занимается наукой, убеждается, что в законах Вселенной проявляется дух — дух, значительно превосходящий дух человека, перед лицом которого мы с нашими скромные державы должны чувствовать себя скромными. Таким образом, занятие наукой приводит к религиозному чувству особого рода, которое действительно сильно отличается от религиозности человека более наивного». [ 43 ]
Эйнштейн характеризовал себя как «искренне религиозного» человека в следующем смысле: «Самая прекрасная эмоция, которую мы можем испытать, — это мистическая. Это сила всего истинного искусства и науки. Тот, кому эта эмоция чужая, тот больше не может удивляться и стоять в трепете, все равно, что умереть. формы — это знание, это чувство находятся в центре истинной религиозности. В этом смысле и только в этом смысле я принадлежу к числу искренне религиозных людей». [ 40 ]
В декабре 1952 года он так прокомментировал то, что вдохновляет его религиозность: «Мое чувство религиозное, поскольку я проникнут недостаточностью человеческого разума для более глубокого понимания гармонии вселенной, которую мы пытаемся сформулировать как «законы природы». " [ 44 ] В письме Морису Соловину Эйнштейн говорил о причинах использования слова «религиозный» для описания своих духовных чувств: «Я могу понять ваше отвращение к использованию термина «религия» для описания эмоционального и психологического отношения, которое проявляется наиболее ясно, что у Спинозы. (Но) я не нашел лучшего выражения, чем «религиозное», для веры в рациональную природу реальности, которая, по крайней мере, в определенной степени доступна человеческому разуму». [ 45 ]
Эйнштейн часто называл свою систему убеждений «космической религией» и в 1954 году написал одноименную статью на эту тему, которая позже стала его книгой «Идеи и мнения» в 1955 году. [ 10 ] Система верований признавала «чудесный порядок, который проявляется во всей природе, а также в мире идей», лишенный личного Бога, который награждает и наказывает людей в зависимости от их поведения. Он отвергал конфликт между наукой и религией и считал, что космическая религия необходима для науки. [ 10 ] По Эйнштейну, «наука без религии хромает, религия без науки слепа». [ 46 ] [ 47 ] В интервью Уильяму Херманнсу он сказал: «Бог — это тайна. Но тайна постижимая. Я испытываю только трепет, когда наблюдаю законы природы. Не бывает законов без законодателя, но как выглядит этот законодатель? человек преувеличен». [ 48 ] Он добавил с улыбкой: «Несколько столетий назад меня бы сожгли или повесили. Тем не менее, я был бы в хорошей компании». [ 48 ] Эйнштейн разработал теологию космической религии, согласно которой рациональное открытие тайн природы является религиозным актом. [ 47 ] Его религия и его философия были неотъемлемыми частями того же пакета, что и его научные открытия. [ 47 ]
Еврейская идентичность
[ редактировать ]В письме Эрику Гуткинду писал по-немецки: «Для меня еврейская религия, является воплощением самых детских суеверий. как и все другие , от 3 января 1954 года Эйнштейн глубокая близость для меня ничем не отличается от всех других людей. Насколько я знаю, они также не лучше, чем другие человеческие группы, хотя они защищены от худших видов рака недостатком силы. Я не вижу в них ничего « избранного ». [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ]
В 1938 году Эйнштейн обсуждал «ненависть к евреям со стороны тех, кто избегает народного просвещения. Больше всего на свете они боятся влияния людей интеллектуальной независимости. Я вижу в этом основную причину дикой ненависти к евреям, бушующей в современной Германии. Для нацистской группы евреи — не просто средство отвратить негодование народа от самих себя, угнетателей; они видят в евреях неассимилируемый элемент, который нельзя довести до некритического принятия догмы, и который, следовательно, пока он вообще существует, угрожает их авторитету из-за его настойчивости в народном просвещении масс». [ 49 ]
В опубликованном журналом Time интервью с Джорджем Сильвестром Виереком Эйнштейн рассказал о своих чувствах по поводу христианства. [ 31 ] Фирек родился в Германии и поддерживал национал-социализм , но не был антисемитом. [ 50 ] И, как и Эйнштейн, он был пацифистом. [ 51 ] [ 52 ] Во время интервью Эйнштейну сообщили, что Вирек не был евреем. [ 53 ] но заявил, что Вирек обладал «психической приспособляемостью еврея», что позволяло Эйнштейну разговаривать с ним «без препятствий». [ 53 ] Вирек начал с того, что спросил Эйнштейна, считает ли он себя немцем или евреем, на что Эйнштейн ответил: «Возможно быть и тем, и другим». Вирек продолжил интервью, чтобы спросить Эйнштейна, следует ли евреям попытаться ассимилироваться , на что Эйнштейн ответил: «Мы, евреи, слишком стремились пожертвовать своими особенностями, чтобы соответствовать». [ 31 ] Затем Эйнштейна спросили, в какой степени на него повлияло христианство. «В детстве я получил наставления как по Библии , так и по Талмуду . Я еврей, но я очарован сияющей фигурой Назарянина ». [ 31 ] Затем Эйнштейна спросили, признает ли он историческое существование Иисуса , на что он ответил: «Несомненно! Никто не может читать Евангелия, не ощущая реального присутствия Иисуса . Его личность пульсирует в каждом слове. Ни один миф не наполнен такой жизнью. " [ 31 ]
В беседе с голландским поэтом Виллемом Фредериком Хермансом Эйнштейн подчеркнул: «Я серьезно сомневаюсь, что сам Иисус говорил, что он Бог, поскольку он был слишком евреем, чтобы нарушить эту великую заповедь: Слушай, Израиль, Вечный есть Бог наш и Он один! », а не два или три ». [ 54 ] Эйнштейн сокрушался: «Иногда мне кажется, что было бы лучше, если бы Иисус никогда не жил. Ни одно имя не подвергалось такому насилию ради власти!» [ 54 ] В своей книге 1934 года « Мир, каким я его вижу» он выразил убеждение, что «если очистить иудаизм от Пророков и христианство, как его учил Иисус Христос, от всех последующих дополнений, особенно от священников, то останется учение, которое способный излечить все социальные недуги человечества». [ 55 ] Позже в интервью 1943 года Эйнштейн добавил: «Вполне возможно, что мы можем сделать больше, чем Иисус, поскольку то, что написано о нем в Библии, поэтически приукрашено». [ 56 ]
Эйнштейн интерпретировал концепцию Царства Божьего как относящуюся к лучшим людям. «Я всегда верил, что Иисус имел в виду под Царством Божьим небольшую группу, рассеянную во все времена интеллектуально и этически ценных людей». [ нужна ссылка ]
В последний год своей жизни он сказал: «Если бы я не был евреем, я был бы квакером ». [ 57 ]
Виды христианских церквей
[ редактировать ]Единственная еврейская школа в Мюнхене была закрыта в 1872 году из-за нехватки учеников, и за неимением альтернативы Эйнштейн посещал католическую начальную школу . [ 58 ] Он также получил еврейское религиозное образование дома, но не видел разделения между двумя конфессиями, так как воспринимал «одинаковость всех религий». [ 59 ] Эйнштейн был одинаково впечатлен историями Еврейской Библии и Страстями Иисуса . [ 59 ] По словам биографа Уолтера Айзексона , Эйнштейну очень нравились курсы католической религии, которые он посещал в школе. [ 31 ] Учителя в его школе были либеральными и обычно не делали различий между религиями учеников, хотя некоторые из них питали врожденный, но умеренный антисемитизм. [ 60 ] Позже Эйнштейн вспоминал случай с учителем, которому он особенно нравился: «Однажды этот учитель принес на урок длинный гвоздь и рассказал ученикам, что такими гвоздями евреи пригвоздили Христа к кресту» и что «среди детей в начальной школе преобладал антисемитизм... Физические нападения и оскорбления по дороге домой из школы были частыми, но по большей части не слишком жестокими». [ 60 ] Эйнштейн отметил: «Это было в католической школе; насколько хуже должен быть антисемитизм в других прусских школах, можно только представить». [ 61 ] Позже он вспоминал, что «Религия отцов, какой я столкнулся с ней в Мюнхене во время религиозного обучения и в синагоге, скорее отталкивала, чем привлекала меня». [ 62 ]
Эйнштейн несколько раз встречался и сотрудничал с бельгийским священником-ученым Жоржем Леметром из Левенского католического университета . Лемэтр известен как первый сторонник теории Большого взрыва происхождения космоса и пионер применения теории общей относительности Эйнштейна к космологии. Эйнштейн предложил Леметру премию Франки 1934 года , которую он получил от бельгийского короля. [ 63 ]
В 1940 году журнал Time процитировал Эйнштейна, восхваляющего католическую церковь за ее роль в противостоянии нацистам :
Только Церковь стояла прямо на пути гитлеровской кампании по подавлению истины. Раньше у меня никогда не было особого интереса к Церкви, но теперь я испытываю огромную привязанность и восхищение, потому что только Церковь имела мужество и настойчивость отстаивать интеллектуальную истину и моральную свободу. Таким образом, я вынужден признаться, что то, что я когда-то презирал, теперь безоговорочно восхваляю. [ 64 ]
С тех пор эту цитату неоднократно цитировали защитники Папы Пия XII . [ 65 ] Расследование цитаты математика Уильяма К. Уотерхауса и Барбары Вольф из Архива Эйнштейна в Иерусалиме показало, что это утверждение было упомянуто в неопубликованном письме 1947 года. В письме графу Монгеласу Эйнштейн объяснил, что первоначальный комментарий был случайным. Сделано журналисту по поводу поддержки «несколько церковников» прав личности и интеллектуальной свободы во время раннего правления Гитлера и что, по мнению Эйнштейна, этот комментарий был радикально преувеличено. [ 65 ]
11 ноября 1950 года преподобный Корнелиус Гринуэй из Бруклина написал письмо Эйнштейну, в котором также цитировались его предполагаемые высказывания о Церкви. Эйнштейн ответил: «Однако я немного смущен. Формулировка заявления, которое вы процитировали, не принадлежит мне. Вскоре после того, как Гитлер пришел к власти в Германии, у меня был устный разговор с одним газетчиком по этим вопросам. замечания были тщательно продуманы и преувеличены почти до неузнаваемости. Я не могу с чистой совестью записать заявление, которое вы мне прислали, как свое собственное. и особенно политическая деятельность, через историю официального духовенства. Таким образом, мое прежнее заявление, даже если свести его к моим реальным словам (которых я не помню в деталях), дает неверное представление о моем общем отношении». [ 66 ]
В 2008 году в телевизионной программе Antiques Roadshow эксперт по рукописям Кэтрин Уильямсон подтвердила подлинность письма Эйнштейна 1943 года, в котором он подтверждает, что он «сделал заявление, которое примерно соответствует» Time его цитате из журнала . Однако Эйнштейн продолжил: «Я сделал это заявление в первые годы нацистского режима — намного раньше 1940 года — и мои выражения были немного более умеренными». [ 67 ]
Беседы Уильяма Германна
[ редактировать ]Разговоры Эйнштейна с Уильямом Херманнсом были записаны на протяжении 34 лет переписки. В беседах Эйнштейн делает различные высказывания о христианских церквях вообще и католической церкви в частности: «Когда вы узнаете историю католической церкви, вы не поверите Центристской партии . Разве Гитлер не обещал разгромить большевиков в Россия? Церковь благословит своих солдат-католиков маршировать вместе с нацистами» (март 1930 г.). [ 61 ] «Я предсказываю, что Ватикан поддержит Гитлера, если он придет к власти. Церковь со времен Константина всегда отдавала предпочтение авторитарному государству, пока государство позволяет церкви крестить и наставлять массы» (март 1930 г.). [ 68 ] «Так часто в истории евреи становились зачинщиками справедливости и реформ, будь то в Испании, Германии или России. Но едва они выполнили свою работу, как их «друзья», часто благословленные церковью, плюнули им в лицо» (август 1943). [ 69 ]
«Но что заставляет меня содрогаться, так это то, что католическая церковь молчит. Не нужно быть пророком, чтобы сказать: «Католическая церковь заплатит за это молчание… Я не говорю, что невыразимые преступления церкви за 2000 лет всегда было благословение Ватикана, но он прививал своим верующим идею: у нас есть истинный Бог, а евреи распяли Его». Церковь сеяла ненависть вместо любви, хотя десять заповедей гласят: «Не убий» (август 1943 г.). [ 70 ] «За некоторыми исключениями, Римско-католическая церковь подчеркивает ценность догм и ритуалов, передавая идею, что их путь — единственный путь достичь небес. Мне не нужно идти в церковь, чтобы узнать, хороший я или плохой; мое сердце говорит мне это» (август 1943 г.). [ 71 ] «Мне не нравится внушать молодежи церковное учение о личном Боге, потому что эта Церковь вела себя так бесчеловечно за последние 2000 лет... Подумайте о ненависти, которую Церковь проявляла против евреев, а затем против мусульман , крестовых походов. с их преступлениями, горящими кольями инквизиции , молчаливым согласием на действия Гитлера, в то время как евреи и поляки рыли себе могилы и были убиты. А Гитлер, как говорят, был прислужником!» (август 1943 г.). [ 71 ]
«Да», — горячо ответил Эйнштейн, — «это действительно человек, как доказал кардинал Пачелли (будущий Папа Пий XII ), который стоял за Конкордатом с Гитлером. С каких это пор можно заключать договор с Христом и сатаной одновременно? " (август 1943 г.). [ 71 ] «Церковь всегда продавала себя власть имущим и соглашалась на любую сделку в обмен на иммунитет». (август 1943 г.) [ 72 ] «Если бы мне разрешили давать советы церквям, — продолжал Эйнштейн, — я бы посоветовал им начать с обращения между собой и прекратить играть в силовую политику. Подумайте, какие массовые страдания они породили в Испании , Южной Америке и России. ." (сентябрь 1948 г.). [ 73 ]
В ответ новообращенному католику, который спросил: «Разве вы не заявляли, что церковь была единственным противником коммунизма?» Эйнштейн ответил: «Мне нет нужды подчеркивать, что Церковь [ sic ] наконец стала также и ярым противником национал-социализма». Секретарь Эйнштейна Хелен Дукас добавила: «Доктор Эйнштейн имел в виду не только католическую церковь, но и все церкви». [ 74 ] Когда новообращенный упомянул, что нацисты отравили членов семьи газом, Эйнштейн ответил, что «он тоже чувствует себя виноватым, добавив, что вся Церковь, начиная с Ватикана, должна чувствовать вину». (сентябрь 1948 г.) [ 74 ]
Когда в 1954 году Эйнштейна попросили дать более точные ответы, он ответил: «Что касается Бога, я не могу принять какую-либо концепцию, основанную на авторитете Церкви. [...] Сколько себя помню, я возмущался массовой идеологической обработкой. верьте в страх жизни, в страх смерти, в слепую веру. Я не могу доказать вам, что личного Бога нет, но если бы я говорил о нем, я был бы лжецом. Бог теология, которая вознаграждает добро и наказывает зло. Мой Бог создал законы, которые заботятся об этом. Его вселенной управляют не принятие желаемого за действительное, а непреложные законы». [ 75 ] Уильям Миллер из журнала Life, присутствовавший на этой встрече, описал Эйнштейна как «живого святого» и говорящего с «ангельским безразличием». [ 76 ] [ 77 ]
Философские убеждения
[ редактировать ]С юных лет он интересовался философией. Эйнштейн говорил о себе: «В молодости я предпочитал книги, содержание которых касалось всего мировоззрения и, в частности, философские. Шопенгауэр , Давид Юм, Мах, в некоторой степени Кант, Платон , Аристотель ». [ 78 ]
Связь между наукой и философией
[ редактировать ]Эйнштейн считал, что, пытаясь понять природу, следует заниматься как философскими исследованиями, так и исследованиями с помощью естественных наук . [ 79 ]
Эйнштейн считал, что эпистемология и наука «зависят друг от друга. Эпистемология без контакта с наукой становится пустой схемой. Наука без эпистемологии — насколько она вообще мыслима — примитивна и запутана». [ 80 ]
Свободная воля
[ редактировать ]Как и Спиноза, Эйнштейн был строгим детерминистом , который считал, что поведение человека полностью определяется причинными законами. По этой причине он отверг случайный аспект квантовой теории, сказав Нильсу Бору : «Бог не играет в кости со Вселенной». [ 81 ] В письмах, отправленных физику Максу Борну , Эйнштейн раскрыл свою веру в причинно-следственные связи:
Вы верите в Бога, играющего в кости, а я — в полный закон и порядок в мире, который объективно существует и который я пытаюсь уловить дикими спекулятивными способами. Я твердо верю , но надеюсь, что кто-нибудь найдет более реалистичный путь или, скорее, более осязаемую основу, чем мне довелось найти. Даже большой первоначальный успех квантовой теории не заставляет меня поверить в фундаментальную игру в кости, хотя я прекрасно понимаю, что некоторые наши молодые коллеги интерпретируют это как следствие старости. [ 82 ]
Акцент Эйнштейна на «вере» и ее связи с детерминизмом был проиллюстрирован в письме с соболезнованиями в ответ на известие о смерти Микеле Бессо , одного из его давних друзей. Эйнштейн писал семье: «Теперь он покинул этот странный мир немного раньше меня. Это ничего не значит. Для нас, верующих физиков, различие между прошлым, настоящим и будущим является лишь упорно устойчивой иллюзией». [ 83 ]
Эйнштейн признался, что был очарован детерминистской версией пантеизма философа Спинозы. Американский философ Чарльз Хартшорн , стремясь отличить детерминистические взгляды от своей собственной веры в панентеизм свободной воли , придумал отдельную типологию « Классический пантеизм », чтобы различать взгляды тех, кто придерживается позиций, сходных с детерминистской версией пантеизма Спинозы. [ 84 ]
Он также был инкомпатибилистом ; в 1932 году он сказал:
Я не верю в свободу воли. Слова Шопенгауэра: «Человек может делать то, что хочет, но не может хотеть того, что хочет», сопровождают меня во всех ситуациях на протяжении всей моей жизни и примиряют меня с поступками других, даже если они для меня довольно болезненны. Это осознание отсутствия свободы воли удерживает меня от слишком серьезного отношения к себе и своим ближним как к действующим и принимающим решения личностям, а также от выхода из себя. [ 85 ] [ 86 ]
И все же Эйнштейн утверждает, что имеет ли конкретная человеческая жизнь смысл, зависит от того, как человек представляет свою собственную жизнь по отношению к жизни других людей. Примитивный человек в этом отношении — это тот, чья жизнь полностью посвящена удовлетворению инстинктивных потребностей. Хотя Эйнштейн признает, что удовлетворение основных потребностей является законной и необходимой целью, он, тем не менее, считает это элементарной целью. Переход человеческого разума от его первоначального и инфантильного состояния разобщенности (эгоизма) к состоянию единства со Вселенной, по мнению Эйнштейна, требует осуществления четырех видов свобод : свободы от себя, свободы самовыражения, свободы от времени. и свобода независимости. [ 86 ] [ 87 ]
Гуманизм и моральная философия
[ редактировать ]Эйнштейн был светским гуманистом и сторонником движения «Этическая культура» . Он входил в консультативный совет Первого гуманистического общества Нью-Йорка . [ 8 ] К семидесятипятилетию Нью-Йоркского общества этической культуры он заявил, что идея этической культуры воплощает его личную концепцию того, что является наиболее ценным и долговечным в религиозном идеализме. Он заметил: «Без «этической культуры» человечеству нет спасения». [ 9 ] Он был почетным членом британской гуманистической организации « Ассоциация рационалистической прессы» . [ 88 ] Его периодическое издание, сегодня известное как журнал «Новый гуманист» , было известно, что на момент его смерти его видели на вершине стопки книг для чтения. [ 89 ]
Что касается наказания Бога, Эйнштейн заявил: «Я не могу представить себе Бога, который награждает и наказывает объекты своего творения, чьи цели созданы по образцу наших собственных — короче говоря, Бога, который является лишь отражением человеческой слабости. Могу ли я поверить, что человек переживает смерть своего тела, хотя слабые души питают подобные мысли из-за страха или нелепого эгоизма». [ 90 ] «Бог, который награждает и наказывает, непостижим для него по той простой причине, что действия человека определяются необходимостью, внешней и внутренней, так что в глазах Бога он не может нести ответственность, как неодушевленный предмет не несет ответственности за свои движения. Таким образом, науку обвиняют в подрыве нравственности, но это обвинение несправедливо. Этическое поведение человека должно фактически основываться на симпатиях, образовании, а также на социальных связях и потребностях. Человек действительно окажется в плохом положении. если его должен был сдерживать страх наказания и надежда на награду после смерти. Поэтому легко понять, почему церкви всегда боролись с наукой и преследовали ее приверженцев». [ 91 ]
О важности этики он писал: «Самое важное человеческое стремление — это стремление к нравственности в наших действиях. От этого зависит наше внутреннее равновесие и даже само наше существование. Только мораль в наших действиях может придать жизни красоту и достоинство. эта живая сила и доведение ее до ясного сознания, возможно, является важнейшей задачей образования. Основы морали не должны ставиться в зависимость от мифа или привязываться к какому-либо авторитету, чтобы сомнения в мифе или в легитимности авторитета не ставили под угрозу основу нравственности. здравое суждение и действие». [ 92 ] «Я не считаю, что человека следует сдерживать в его повседневных действиях из-за страха наказания после смерти или что он должен делать что-то только потому, что таким образом он будет вознагражден после смерти. Это не имеет смысла. Надлежащее руководство В течение жизни человека должно определяться значение, которое он придает этике, и степень уважения, которое он оказывает другим». [ 93 ] «Я не могу представить себе личного Бога, который напрямую влиял бы на действия отдельных людей или непосредственно судил бы творения, созданные им самим. Я не могу этого сделать, несмотря на тот факт, что механистическая причинность в определенной степени была подвергается сомнению современной наукой. Моя религиозность состоит в смиренном преклонении перед бесконечно превосходящим духом, который проявляется в том малом, что мы, с нашим слабым и преходящим пониманием, можем постичь реальность, мораль имеет величайшее значение - но для нас. , а не для Бога». [ 94 ]
Телеология
[ редактировать ]В разговоре с Уго Онуфри в 1955 году относительно цели природы он сказал: «Я никогда не приписывал Природе цель или цель или что-либо, что можно было бы понимать как антропоморфическое». [ 79 ] В письме 1947 года он заявил: «Я также чувствую, что не могу представить какую-либо волю или цель вне человеческой сферы». [ 16 ]
Эпистемология
[ редактировать ]Наивный реализм
[ редактировать ]Эйнштейн считал, что наивный реализм «относительно легко» опровергнуть. Он согласился с Бертраном Расселом в том, что люди наблюдают за качествами объектов (зеленость, холодность, твердость и т. д.), а не за самими объектами. [ 79 ]
Позитивизм
[ редактировать ]Эйнштейн заявил, что он не был позитивистом , философской системой, которая заявляет, что только те утверждения, которые можно проверить посредством прямого наблюдения или логического доказательства, полезны для определения истины. [ 95 ] Эйнштейн утверждал, что люди обоснованно используют определенные идеи и ценности, такие как интуиция или религиозная вера, которые нельзя доказать прямым наблюдением или логикой. [ 96 ]
Однако Эйнштейн признавал, что мыслители-позитивисты, такие как Эрнст Мах, оказали на него глубокое влияние в ранние годы. По поводу теории относительности он пишет: «все направление мысли этой теории соответствует маховскому...» [ 97 ] После того как позитивизм Маха оказался бесплодным в развитии теории, он считал позитивизм еще полезным, отмечая, что: «Она [позитивистская философия] не может породить ничего живого, она может только истреблять вредных паразитов». [ 98 ]
Трансцендентальный идеализм
[ редактировать ]Эйнштейн считал, что «отрицание Кантом объективности пространства (...) вряд ли можно воспринимать всерьез». [ 99 ] Он также считал, что «если бы Кант знал то, что известно нам сегодня о естественном порядке, я уверен, что он фундаментально пересмотрел бы свои философские выводы. Кант построил свою структуру на фундаменте мировоззрения Кеплера и Ньютона . Теперь что фундамент подорван, сооружение больше не стоит». [ 79 ]
Мнения о философах
[ редактировать ]Дэвид Хьюм
[ редактировать ]Эйнштейн был поклонником философии Дэвида Юма ; в 1944 году он сказал: «Если кто-то читает книги Юма, то поражаешься тому, что многие, а иногда даже весьма уважаемые философы после него смогли написать так много малоизвестных вещей и даже найти за это благодарных читателей. Юм постоянно влиял на развитие лучших философы, пришедшие после него». [ 79 ]
Иммануил Кант
[ редактировать ]Некоторые источники утверждают, что Эйнштейн прочитал три «Критики» в возрасте 16 лет и изучал Канта , будучи подростком. Однако Филип Стэмп заявляет, что это противоречит некоторым его собственным утверждениям. В 1949 году Эйнштейн заявил, что он «не вырос в кантовской традиции, но лишь довольно поздно пришел к пониманию истинной ценности, которую можно найти в его учении, наряду с ошибками, которые сегодня совершенно очевидны». [ 79 ]
В одном из писем Эйнштейна Максу Борну в 1918 году Эйнштейн говорил, что начинает открывать в Канте это «истинно ценное»: «Я читаю здесь, среди прочего, «Пролегомены » Канта и начинаю понимать огромную суггестивную силу, которую исходило от этого человека, и до сих пор исходит. Если вы признаете ему лишь существование синтетических априорных суждений , вы попадаете в ловушку. В любом случае, его даже приятно читать. хотя она и не так хороша, как работа его предшественника Юма, у Юма был гораздо более здравый инстинкт». [ 79 ]
Эйнштейн объяснил значение философии Канта следующим образом:
Юм видел, что понятия, которые мы должны считать существенными, как, например, причинная связь, не могут быть получены из материала, данного нам органами чувств. Это понимание привело его к скептическому отношению к знаниям любого рода. У человека есть сильное стремление к достоверному знанию. Вот почему ясное послание Юма кажется сокрушительным: чувственный материал, единственный источник нашего знания, через привычку может привести нас к вере и ожиданию, но не к знанию и тем более к пониманию законных отношений. Затем на сцену вышел Кант с идеей, которая, хотя и была, безусловно, несостоятельна в той форме, в которой он ее изложил, означала шаг к решению дилеммы Юма: если мы определенно обеспечиваем знание, оно должно быть основано на самом разуме. [ 79 ]
Артур Шопенгауэр
[ редактировать ]Взгляды Шопенгауэра на независимость пространственно разделенных систем оказали влияние на Эйнштейна. [ 100 ] который назвал его гением. [ 101 ] По их мнению, было необходимым предположение, что простой разницы в местоположении достаточно, чтобы сделать две системы разными, каждая из которых имеет свое собственное реальное физическое состояние, независимое от состояния другой. [ 100 ]
В берлинском кабинете Эйнштейна на стене висели три фигуры: Фарадей , Максвелл и Шопенгауэр. [ 102 ] Говоря о личной значимости для него Шопенгауэра, Эйнштейн описывал слова Шопенгауэра как «постоянное утешение перед лицом жизненных невзгод, моих собственных и чужих, и неиссякаемый источник терпимости». [ 103 ] Хотя произведения Шопенгауэра известны своим пессимизмом, Конрад Ваксман вспоминал: «Он часто сидел с одним из потрепанных томов Шопенгауэра, и, сидя там, он казался таким довольным, как будто был занят безмятежной и веселой работой. " [ 78 ]
Эрнст Мах
[ редактировать ]Эйнштейну нравились Эрнста Маха научные работы , но не его философские работы. Он сказал: «Мах был столь же хорошим знатоком механики, как и жалким философом». [ 79 ] Однако ранние эпистемологические взгляды Эйнштейна находились под глубоким влиянием Маха. В своих «Автобиографических записках» он пишет: «Я вижу величие Маха в его неподкупном скептицизме и самостоятельности; однако в молодые годы на меня очень сильно влияла и гносеологическая позиция Маха, позиция, которая теперь кажется мне по существу несостоятельной. " [ 104 ]
Древние греки
[ редактировать ]Эйнштейн выразил свое восхищение древнегреческими философами, отметив, что они интересовали его гораздо больше, чем наука. Он также отметил; «Чем больше я читаю греков, тем больше понимаю, что ничего подобного им с тех пор в мире не появлялось». [ 105 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стэйчел, Джон (10 декабря 2001 г.). Эйнштейн от «Б» к «Я» . Springer Science & Business Media. п. 7. ISBN 978-0-8176-4143-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Эйнштейн, Альберт (11 октября 2010 г.). Калаприс, Алиса (ред.). Самый цитируемый Эйнштейн . Издательство Принстонского университета. п. 325. ИСБН 978-1-4008-3596-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Калаприс, Алиса (2000). Расширенная цитата Эйнштейна . Принстон: Издательство Принстонского университета, стр. 218.
- ^ Исааксон, Уолтер (2008). Эйнштейн: Его жизнь и Вселенная . Нью-Йорк: Саймон и Шустер, с. 390.
- ^ Перейти обратно: а б Калаприс, Алиса (2010). Самый цитируемый Эйнштейн . Принстон, штат Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, с. 340. Письмо М. Берковицу, 25 октября 1950 г. Архив Эйнштейна 59-215.
- ^ Германнс, Уильям (1983). Эйнштейн и поэт: в поисках космического человека . Бруклинская деревня: Бранден. п. 60. ИСБН 978-0-8283-1873-0 .
- ^ Исааксон, Уолтер (2008). Эйнштейн: Его жизнь и Вселенная . Нью-Йорк: Саймон и Шустер, с. 461.
- ^ Перейти обратно: а б Даубиггин, Ян (2003). Милосердный конец . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, стр. 41.
- ^ Перейти обратно: а б Эйнштейн, Альберт (1995). Идеи и мнения . Нью-Йорк: Рэндом Хаус, с. 62.
- ^ Перейти обратно: а б с Калаприс, Алиса (2005). Альманах Эйнштейна . Балтимор: JHU Press, стр. 91.
- ^ Перейти обратно: а б Вирек, Джордж Сильвестр (1930). Взгляды на Великое . Нью-Йорк: Компания Маколея, стр. 372–373.
- ^ «Альберт Эйнштейн, Наука и религия (1939)» . Панархия.org . 19 мая 1939 года . Проверено 22 мая 2022 г.
- ^ Байерляйн, Ральф (1992). Ньютон против Эйнштейна . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 201–202.
- ^ Эйнштейн, Альберт (1949). «Заметки к автобиографии». Субботний обзор литературы (26 ноября): 9.
- ^ Перейти обратно: а б Гилмор, Майкл Р. (1997). «Бог Эйнштейна: во что Эйнштейн верил о Боге?» Скептик 5 (2): 64; также письмо Гаю Рэнеру-младшему от 2 июля 1945 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хоффманн, Банеш (1972). Альберт Эйнштейн Создатель и бунтарь . Нью-Йорк: Новая американская библиотека, с. 95.
- ^ Калаприс, Алиса (2000). Расширенная цитата Эйнштейна . Принстон: Издательство Принстонского университета, стр. 217. Архивы Эйнштейна 59-797.
- ^ Гуткинд, Эрик (1952). Выбери жизнь: Библейский призыв к восстанию . Нью-Йорк: Генри Шуман Пресс.
- ^ Перейти обратно: а б Рандерсон, Джеймс (2008). «Детское суеверие: письмо Эйнштейна проясняет взгляд на религию» , The Guardian (13 мая). Высказывались опасения по поводу Guardian английского перевода The . Оригинал письма (почерк, немецкий). Архивировано 9 декабря 2013 г. в Wayback Machine. «Для меня слово «Бог» — не что иное, как выражение и продукт человеческих слабостей, Библия — это собрание почтенных, но все же очень примитивных легенд… Для меня настоящий еврейский религия, как и все другие религии, является воплощением примитивных суеверий». Расписано здесь и здесь. Переведено здесь и здесь. Копии этого письма также находятся в Архивах Альберта Эйнштейна: 33-337 (TLXTr) . 33-338 (ALSX) и 59-897 (ТЛТр). Элис Калаприс (2011). Самый цитируемый Эйнштейн . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, с. 342, цитирует Архивы Эйнштейна 33–337.
- ^ Перейти обратно: а б Прощай, Деннис (17 мая 2008 г.). «Письмо Эйнштейна о Боге продано за 404 000 долларов» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 8 октября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Брайнер, Жанна (5 октября 2012 г.). «Существует ли Бог? «Божественное письмо» Эйнштейна существует, и оно выставлено на продажу» . Новости Эн-Би-Си . Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 года . Проверено 7 октября 2012 г.
- ^ «Письмо Бога» Альберта Эйнштейна продано за 2,9 миллиона долларов . Новости Би-би-си . 4 декабря 2018 года . Проверено 10 декабря 2018 г.
- ^ Дукас, Хелен (1981). Альберт Эйнштейн: Человеческая сторона . Принстон: Издательство Принстонского университета, стр. 43. Архивы Эйнштейна 59-454 и 59-495.
- ^ Джаммер, Макс (2011). Эйнштейн и религия: физика и теология . Принстон, штат Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, с. 75. ; Первоначально опубликовано в книге Альберта Эйнштейна (1929). Случайно . [«Сборник»] Берлин: Общество Сончино, с. 9.
- ^ Г. С. Вирек, Взгляд на великое (Маколи, Нью-Йорк, 1930), с. 372-373.
- ^ Холтон, Дж.Дж. и Иегуда Элкана (1997). Альберт Эйнштейн: исторические и культурные перспективы . Нью-Йорк: Dover Publications, с. 309.
- ^ Исааксон, Уолтер (2008). Эйнштейн: Его жизнь и Вселенная. Нью-Йорк: Саймон и Шустер, стр. 388–389. Сообщено в газете «Нью-Йорк Таймс» от 25 апреля 1929 года под заголовком «Эйнштейн верит в «Бога Спинозы»».
- ^ Эйнштейн, Альберт (2010). Идеи и мнения . Нью-Йорк: Three Rivers Press, стр. 262.
- ^ Кларк, Рональд В. (1971). Эйнштейн: Жизнь и времена . Нью-Йорк: World Publishing Company, с. 425.
- ^ Брайан, Денис (1996). Эйнштейн: Жизнь . Нью-Йорк: Дж. Уайли, с. 344. Письмо Эйнштейна от 2 июля 1945 г .; ср. Майкл Шермер, 13 декабря 2010 г .; ср. Распродажа Bonhams, 14 марта 2019 г., коллекция Эрика К. Каренса
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Исааксон, Уолтер (2007). «Эйнштейн и Вера» Время 169 (5 апреля): 47.
- ^ Джаммер, Макс (2002). Эйнштейн и религия: физика и теология. Принстон: Издательство Принстонского университета, стр. 97
- ^ Джаммер, Макс (2002). Эйнштейн и религия: физика и теология . Принстон: Издательство Принстонского университета, стр. 51 , 149.
- ^ «Для меня слово «Бог» — это не что иное, как выражение и продукт человеческих слабостей, Библия — это собрание почтенных, но очень примитивных легенд. Никакие тонкие интерпретации не могут изменить это (для меня). [...] Ибо я, настоящий еврей, - это религия, как и все другие религии, это воплощение примитивных суеверий [...] я не могу воспринимать в ней [еврейском народе] что-либо «избранное»».
- ^ «Письмо Бога» Альберта Эйнштейна было продано за 2 400 000 долларов США на аукционе Christie's в Нью-Йорке 4 декабря 2018 г. [1]
- ^ «Письмо Эйнштейна «Я не верю в Бога» продано на eBay...» , 23 октября 2012 г., io9.com
- ^ Дукас, Хелен (1981). Альберт Эйнштейн: Человеческая сторона . Принстон: Издательство Принстонского университета, стр. 39.
- ^ Эйнштейн, Альберт (1999). Мир, каким я его вижу . Секокус, Нью-Джерси: Citadel Press, стр. 5.
- ^ Калаприс, Алиса (2000). Расширенная цитата Эйнштейна , Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 2000, стр. 201.
- ^ Перейти обратно: а б Роу, Дэвид и Роберт Шульманн (2007). Эйнштейн о политике: его частные мысли и общественная позиция по поводу национализма . Принстон: Издательство Принстонского университета, стр. 229–230.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Эйнштейн, Альберт (1930). [2] «Религия и наука», журнал New York Times (9 ноября): 3-4.
- ^ Эйнштейн, Альберт (2006). Мир, каким я его вижу . Нью-Йорк: Citadel Press, стр. 7.
- ^ Эйнштейн, Альберт (2013) Альберт Эйнштейн, Человеческая сторона . Принстон: Издательство Принстонского университета, стр. 32–33.
- ^ Галисон, Питер; Холтон, Джеральд Джеймс; Швебер, Сильван С. (2008). Эйнштейн для 21 века: его наследие в науке, искусстве и современной культуре (иллюстрированное издание). Издательство Принстонского университета. п. 37 . ISBN 978-0-691-13520-5 .
- ^ Голдсмит, Морис, Алан Маккей, Джеймс Вудхейсен, ред. (2013). Эйнштейн: первые сто лет . Нью-Йорк: Пергамон Пресс. п. 192.
- ^ Эйнштейн, Альберт (1956). «Наука и религия», Идеи и мнения . Нью-Йорк: Citadel Press, стр. 26.
- ^ Перейти обратно: а б с Дон Ховард, Урок №. 22, «Космическая религия и еврейская идентичность», Альберт Эйнштейн: физик, философ, гуманитарный деятель , курс № 8122, The Teaching Company, LLC, 2009.
- ^ Перейти обратно: а б Германнс, Уильям (1983). Эйнштейн и поэт. В поисках космического человека . Бруклин-Виллидж, Массачусетс: Branden Books, с. 60.
- ^ Эйнштейн, А. (1950). Из моих последних лет. Философская библиотека, Инк. Глава 47. Почему они ненавидят евреев?, стр. 229.
- ^ Американская национальная биография в Интернете
- ^ Голдсмит, Морис, Алан Маккей, Джеймс Вудхейсен, ред. (2013). Эйнштейн: первые сто лет . Нью-Йорк: Пергамон Пресс. п. 100.
- ^ Ито, Синго (2005). «Раскрытие пацифистской дилеммы Эйнштейна». 5 июля.
- ^ Перейти обратно: а б Вирек, Джордж Сильвестр (1929). «Что жизнь значит для Эйнштейна», Saturday Evening Post (26 октября): 17, 110.
- ^ Перейти обратно: а б Германнс, Уильям (1983). Эйнштейн и поэт: в поисках космического человека . Бруклин-Виллидж, Массачусетс: Branden Books, с. 62.
- ^ Эйнштейн, Альберт (1954). Идеи и мнения . Нью-Йорк: Bonanza Books, стр. 184–185. Родом из ВАИСИ .
- ^ Калаприс, Алиса (2011). Самый цитируемый Эйнштейн . Принстон: Издательство Принстонского университета, стр. 337.
- ^ Кларк, Рональд В. (1995). Эйнштейн: Жизнь и времена . Нью-Йорк: Издательство Random House Value, с. 339.
- ^ Фёлсинг, Альбрехт (1997). Альберт Эйнштейн: биография . Лондон: Пингвин, с. 15
- ^ Перейти обратно: а б Сакс, Эндрю и Питер Джонс (1930). Альберт Эйнштейн . Тейлор и Фрэнсис, с. 32.
- ^ Перейти обратно: а б Фёлсинг, Альбрехт (1997). Альберт Эйнштейн: биография . Лондон: Пингвин, с. 16.
- ^ Перейти обратно: а б Германнс, Уильям (1983). Эйнштейн и поэт. В поисках космического человека . Бруклин-Виллидж, Массачусетс: Branden Books, с. 32.
- ^ Фёлсинг, Альбрехт (1997). Альберт Эйнштейн: биография . Лондон: Пингвин, с. 41.
- ^ Холдер, Р.Д. и С. Миттон (2013). Жорж Леметр: Жизнь, наука и наследие . Нью-Йорк: Springer Science, с. 10.
- ^ Аноним (1940). «Религия: немецкие мученики» Время 36 (23 декабря): 38.
- ^ Перейти обратно: а б Уотерхаус, Уильям К. (5 января 2006 г.). «Хвалил ли Эйнштейн церковь?» . эСкептик . Общество скептиков . Проверено 25 марта 2010 г.
- ^ Дукас, Хелен, изд. (1981). Альберт Эйнштейн, Человеческая сторона . Принстон: Издательство Принстонского университета, стр. 94 .
- ^ Роуд-шоу антиквариата (2008). «Письмо Альберта Эйнштейна 1943 года» PBS. 19 мая. Видео
- ^ Германнс, Уильям (1983). стр. 32-33.
- ^ Германнс, Уильям (1983). п. 46.
- ^ Германнс, Уильям (1983). п. 63.
- ^ Перейти обратно: а б с Германнс, Уильям (1983). п. 65.
- ^ Германнс, Уильям (1983). п. 66.
- ^ Германнс, Уильям (1983). п. 105.
- ^ Перейти обратно: а б Германнс, Уильям (1983). п. 119.
- ^ Германнс, Уильям (1983). п. 132.
- ^ Миллер, Пэт (1955). «Смерть гения» Журнал Life Magazine 38 (2 мая): 62.
- ^ Сомерс, Клифф (11 ноября 2016 г.). Он или нет? Ответ на книгу «Бог не умер» . Публикация страниц. ISBN 9781684093670 .
- ^ Перейти обратно: а б Дон, Ховард (1997). Взгляд за завесу майи: Эйнштейн, Шопенгауэр и исторические предпосылки концепции пространства как основы для индивидуации физических систем . Издательство Питтсбургского университета. п. 92.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Штамп, Филип (2014). «Эйнштейн: Философские идеи». Проверено 14 февраля 2017 г.
- ^ «Философия науки Эйнштейна» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета. 2019.
- ^ Гарднер, Мартин (1996). Ночь велика: Сборник очерков, 1938–1995 . п. 430.
- ^ Адамс, Джон (1995). Риск . Лондон: Издательство Университетского колледжа Лондона, стр. 17.
- ^ Голдсмит, Дональд и Марсия Бартусяк (2006). E = Эйнштейн: его жизнь, его мысли и его влияние на нашу культуру . Нью-Йорк: Sterling Publishing, с. 187.
- ^ Дэвид Рэй, Джон Б. Кобб, Кларк Х. Пиннок (2000). В поисках адекватного Бога: диалог между теистами процесса и свободной воли , Wm. Издательство Б. Эрдманс, 2000, с. 177. Энциклопедия религии, том 10, называет эту точку зрения «крайним монизмом », где «Бог решает или определяет все, включая наши предполагаемые решения».
- ^ Элькана, Иегуда и Ади Офир, ред. (1979). Эйнштейн 1879-1979: Выставка . Нью-Йорк: Еврейская национальная и университетская библиотека, с. 48.
- ^ Перейти обратно: а б Дарджи, Валтенегус (июль 2018 г.). ПРИЧИНА ЖИЗНИ: По мнению Альберта Эйнштейна, Зигмунда Фрейда, Федора Достоевского и Льва Толстого , Lamsi Publication (стр. 117-119)
- ^ Эйнштейн, А. (1954). Идеи и мнения (Пер.: Соня Бергманн) Нью-Йорк (корона). п. 31
- ^ Кук, Билл (2004) Собрание неверных: сто лет Ассоциации рационалистической прессы , Prometheus Books, Нью-Йорк. ISBN 978-1591021964. стр138.
- ^ «Альберт Эйнштейн» . Гуманистическое наследие . Гуманисты Великобритании . Проверено 20 февраля 2023 г.
- ^ Селдес, Джордж (1996). Великие мысли . Нью-Йорк: Ballantine Books, с. 134.
- ^ Калаприс, Алиса (2000). Расширенная цитата Эйнштейна . Принстон: Издательство Принстонского университета, стр. 216. Альберт Эйнштейн, «Религия и наука», журнал New York Times (9 ноября 1930 г.): 3-4.
- ^ Дукас, Хелен (1981). Альберт Эйнштейн, Человеческая сторона . Принстон: Издательство Принстонского университета, стр. 95. Письмо бруклинскому священнику от 20 ноября 1950 г.
- ^ Баки, Питер (1992). Рядовой Альберт Эйнштейн . Канзас-Сити: Эндрюс и МакМил, с. 86.
- ^ Дукас, Хелен (1981). Альберт Эйнштейн, Человеческая сторона . Принстон: Издательство Принстонского университета, стр. 66.
- ^ Эйнштейн, Альберт; Дайсон, Фриман (2010). Калаприс, Алиса (ред.). Абсолютно цитируемый Эйнштейн . Издательство Принстонского университета. п. 395. ИСБН 978-0691160146 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Альберт, Эйнштейн (1944). Шилпп, Пол Артур (ред.). Библиотека живых философов . Том. V, «Философия Бертрана Рассела». «Заметки о теории познания Бертрана Рассела».
- ^ Эйнштейн, Альберт (1973). Альберт Эйнштейн Армину Вайнеру, 18 сентября 1930 г., неопубликованное письмо из архива библиотеки Бернди в Норуолке, штат Коннектикут, цитируется Холтоном, Джеральдом Дж. «Где реальность? Ответы Эйнштейна». В журнале «Наука и синтез» , стр. 55. Под редакцией ЮНЕСКО. Берлин: Springer Verlag, 1971. Перепечатано в журнале «Тематические истоки научной мысли: от Кеплера до Эйнштейна» . Кембридж: Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 55.
- ^ Эйнштейн, Альберт; Бессо, Мишель (1979). Альберт Эйнштейн Микеле Бессо, 13 мая 1917 г. В переписке 1903–1955 гг. , переведенной с примечаниями и введением Пьера Специали. Париж: Германн. п. 68
- ^ Вайнерт, Фридель (октябрь 2005 г.). «Эйнштейн и Кант» . Философия . 80 (314): 585–593. дои : 10.1017/S0031819105000483 . S2CID 170876297 .
- ^ Перейти обратно: а б Ховард, Дон А. (декабрь 2005 г.). «Альберт Эйнштейн как философ науки» (PDF) . Физика сегодня . 58 (12). Американский институт физики: 34–40. Бибкод : 2005ФТ....58л..34Н . дои : 10.1063/1.2169442 . Проверено 8 марта 2015 г. - через Университет Нотр-Дам, Нотр-Дам, Индиана, личную веб-страницу автора.
У Шопенгауэра он научился рассматривать независимость пространственно разделенных систем практически как необходимое априорное предположение ... Эйнштейн считал свой принцип разделения, происходящий от принципа индивидуации Шопенгауэра , фактически аксиомой для любой будущей фундаментальной физики. ... Шопенгауэр подчеркивал важную структурирующую роль пространства и времени в индивидуализации физических систем и их развивающихся состояний. Эта точка зрения подразумевает, что различия в местоположении достаточно, чтобы сделать две системы разными в том смысле, что каждая из них имеет свое собственное реальное физическое состояние, независимое от состояния другой. Для Шопенгауэра взаимная независимость пространственно разделенных систем была необходимой априорной истиной.
- ^ Исааксон, Уолтер (2007). Эйнштейн: Его жизнь и Вселенная . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. п. 367. ИСБН 978-0743264747 .
- ^ Дон, Ховард (1997). Взгляд за завесу майи: Эйнштейн, Шопенгауэр и исторические предпосылки концепции пространства как основы для индивидуации физических систем . Издательство Питтсбургского университета. п. 87.
- ^ Исааксон, Уолтер (2007). Эйнштейн: Его жизнь и Вселенная . п. 391.
- ^ Эйнштейн, Альберт (1970). «Автобиографические заметки». В Шилппе, Пол Артур (ред.). Альберт-Эйнштейн: философ-ученый (Третье издание). Библиотека живых философов 7. Ла Саль, Иллинойс: Открытый суд. п. 11.
- ^ Туччи, Николо (15 ноября 1947 г.). «Великий иностранец» . Житель Нью-Йорка . Архивировано из оригинала 01 января 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Причина жизни: во что они верят: Альберт Эйнштейн, Зигмунд Фрейд, Федор Достоевский и Лев Толстой - Валтенегус Дарджи
- Эйнштейн о космической религии и других мнениях и афоризмах - Альберт Эйнштейн
- Гений Эйнштейна: наука, его мозг, человек - Всемирный фестиваль науки
- Бог Эйнштейна - доклад Уолтера Айзексона, FORA.tv
- «Письмо Эйнштейна «Я не верю в Бога» продано на eBay…» , 23 октября 2012 г.
- «Письмо Бога» Альберта Эйнштейна было продано за 2 400 000 долларов США на аукционе Christie's в Нью-Йорке 4 декабря 2018 года [3]