Jump to content

Религиозно-философские взгляды Альберта Эйнштейна

Альберт Эйнштейн , 1921 год.

Религиозные взгляды Альберта Эйнштейна широко изучались и часто неправильно понимались. [ 1 ] Альберт Эйнштейн заявил: «Я верю в Бога Спинозы ». [ 2 ] Он не верил в личного Бога , который заботится о судьбах и действиях людей, и эту точку зрения он назвал наивной. [ 3 ] Однако он уточнил, что «я не атеист ». [ 4 ] предпочитая называть себя агностиком , [ 5 ] или «религиозный неверующий». [ 3 ] В других интервью он заявлял, что, по его мнению, существует «законодатель», устанавливающий законы Вселенной. [ 6 ] Эйнштейн также заявил, что не верит в жизнь после смерти, добавив, что «мне достаточно одной жизни». [ 7 ] В течение своей жизни он был тесно связан с несколькими гуманистическими группами. [ 8 ] [ 9 ] Эйнштейн отверг конфликт между наукой и религией и считал, что космическая религия необходима для науки. [ 10 ]

Религиозные верования

[ редактировать ]

Сам Альберт Эйнштейн заявил: «Я не атеист, и я не думаю, что могу назвать себя пантеистом ... Я верю в Бога Спинозы , который раскрывает себя в упорядоченной гармонии того, что существует, а не в Бога, который заботится о самом себе». с судьбами и поступками людей». [ 2 ] Эйнштейн считал, что проблема Бога была «самой сложной в мире» — вопросом, на который нельзя ответить «просто да или нет». Он признал, что «эта проблема слишком обширна для нашего ограниченного ума». [ 11 ]

Эйнштейн объяснил свой взгляд на взаимосвязь между наукой, философией и религией в своих лекциях 1939 и 1941 годов: «Наука может быть создана лишь теми, кто насквозь проникнут стремлением к истине и пониманию. Этот источник чувства, однако, проистекает из сферы религии», потому что «познание того, что есть, не открывает двери непосредственно… тому, что должно быть целью наших человеческих устремлений». Все устремления «существуют в здоровом обществе как мощные традиции», которые «возникают не через демонстрацию, а через откровение, через могущественных личностей. Надо не пытаться оправдать их, а просто и ясно ощутить их природу. Высшие принципы для наших стремлений и суждений даны нам в иудейско-христианской религиозной традиции». [ 12 ]

Раннее детство

[ редактировать ]

Эйнштейн был воспитан светскими еврейскими родителями и посещал местную католическую государственную начальную школу в Мюнхене . [ 13 ] В своих «Автобиографических записках» Эйнштейн писал, что он постепенно утратил веру еще в раннем детстве:

... Я пришел - хотя и был ребенком совершенно нерелигиозных (еврейских) родителей - к глубокой религиозности, которая, однако, внезапно закончилась в возрасте двенадцати лет. Благодаря чтению научно-популярных книг я вскоре пришел к убеждению, что многое в библейских историях не может быть правдой. Последствием стала откровенно фанатичная вакханалия свободомыслия в сочетании с впечатлением, что молодежь намеренно обманывается государством посредством лжи; это было сокрушительное впечатление. Из этого опыта выросло недоверие ко всякому авторитету, скептическое отношение к убеждениям, жившим в той или иной социальной среде, — отношение, которое никогда больше меня не покидало, хотя впоследствии и было смягчено лучшим пониманием в причинно-следственные связи.

Для меня совершенно ясно, что потерянный таким образом религиозный рай молодости был первой попыткой освободиться от цепей «чисто личного», от существования, в котором доминировали желания, надежды и примитивные чувства. Там был этот огромный мир, существующий независимо от нас, людей, и стоящий перед нами как великая, вечная загадка, хотя бы частично доступная нашему взгляду и мышлению. Созерцание этого мира манило меня как освобождение, и вскоре я заметил, что многие люди, которых я научился уважать и восхищаться, обрели внутреннюю свободу и безопасность в своих поисках. Ментальное постижение этого внеличностного мира в рамках наших возможностей представлялось мне наполовину сознательно, наполовину бессознательно как высшая цель. Одинаково мотивированные люди настоящего и прошлого, а также достигнутые ими прозрения были друзьями, которых нельзя было потерять. Дорога в этот рай была не такой удобной и заманчивой, как дорога в религиозный рай; но он показал себя надежным, и я ни разу не пожалел, что выбрал его. [ 14 ]

Личный Бог

[ редактировать ]

Эйнштейн выразил свой скептицизм относительно существования антропоморфного бога, такого как Бог авраамических религий , часто описывая эту точку зрения как «наивную». [ 3 ] и «детский». [ 15 ] В письме 1947 года он заявил: «Мне кажется, что идея личного Бога — это антропологическая концепция, которую я не могу воспринимать всерьез». [ 16 ] В письме Беатрис Фрелих от 17 декабря 1952 года Эйнштейн заявил: «Идея личного Бога мне совершенно чужда и кажется даже наивной». [ 17 ]

По подсказке своего коллеги Л. Дж. Брауэра Эйнштейн прочитал философа Эрика Гуткинда « книгу Выбери жизнь» . [ 18 ] обсуждение связи между еврейским откровением и современным миром. 3 января 1954 года Эйнштейн направил Гуткинду следующий ответ: «Слово «Бог» для меня не что иное, как выражение и продукт человеческих слабостей, Библия — собрание почтенных, но все же примитивных легенд, которые тем не менее довольно детские. ... Для меня еврейская религия, как и все другие религии, является воплощением самых детских суеверий». [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] В 2018 году его письмо Гуткинду было продано за 2,9 миллиона долларов. [ 22 ]

22 марта 1954 года Эйнштейн получил письмо от Джозефа Диспентьера, итальянского иммигранта, который работал машинистом-экспериментатором в Нью-Джерси . Диспентьер объявил себя атеистом и был разочарован новостным сообщением, в котором Эйнштейн изображался как традиционно религиозный человек. Эйнштейн ответил 24 марта 1954 года:

То, что вы прочитали о моих религиозных убеждениях, было, конечно, ложью, ложью, которую систематически повторяют. Я не верю в личного Бога и никогда этого не отрицал, но ясно выражал это. Если во мне есть что-то, что можно назвать религиозным, то это безграничное восхищение устройством мира, насколько это может раскрыть наша наука. [ 23 ]

В своей книге «Идеи и мнения» (1954) Эйнштейн заявил: «В своей борьбе за этическое благо учителя религии должны иметь достаточный авторитет, чтобы отказаться от доктрины личного Бога, то есть отказаться от того источника страха и надежды, который в прошлом такую ​​огромную власть передавали в руки священников». [ 3 ] В декабре 1922 года Эйнштейн сказал следующее об идее спасителя: «Конфессиональные традиции я могу рассматривать только исторически и психологически; другого значения они для меня не имеют. [ 24 ]

Пантеизм и Бог Спинозы

[ редактировать ]

Эйнштейн исследовал идею о том, что люди не могут понять природу Бога. В интервью, опубликованном в Джорджа Сильвестра Вирека книге «Взгляд на великое» (1930), Эйнштейн ответил на вопрос о том, считает ли он себя пантеистом . Он объяснил:

Ваш вопрос – самый трудный на свете. Это не тот вопрос, на который я могу ответить просто да или нет. Я не атеист. Я не знаю, могу ли я назвать себя пантеистом. Проблема слишком велика для нашего ограниченного ума. Могу ли я не ответить притчей? Человеческий разум, каким бы высококвалифицированным он ни был, не может постичь вселенную. Мы находимся в положении маленького ребенка, входящего в огромную библиотеку, стены которой до потолка увешаны книгами на разных языках. Ребенок знает, что эти книги наверняка кто-то написал. Оно не знает, кто и как. Он не понимает языков, на которых они написаны. Ребенок отмечает определенный план в расположении книг, таинственный порядок, которого он не постигает, а лишь смутно подозревает. Таково, мне кажется, отношение человеческого разума, даже самого великого и культурного, к Богу. Мы видим чудесно устроенную Вселенную, подчиняющуюся определенным законам, но понимаем эти законы лишь смутно. Наш ограниченный разум не может постичь таинственную силу, управляющую созвездиями. Я очарован пантеизмом Спинозы. Я еще больше восхищаюсь его вкладом в современную мысль. Спиноза — величайший из современных философов, потому что он первый философ, который рассматривает душу и тело как одно, а не как две отдельные вещи. [ 25 ]

Эйнштейн заявил: «Мои взгляды близки взглядам Спинозы: восхищение красотой и вера в логическую простоту порядка, который мы можем смиренно и лишь несовершенно понять. Я считаю, что мы должны довольствоваться нашими несовершенными знаниями и пониманием и относиться к ценностям и моральным обязательствам как к чисто человеческой проблеме — самой важной из всех человеческих проблем». [ 26 ]

24 апреля 1929 года Эйнштейн телеграфировал раввину Герберту С. Гольдштейну по-немецки: «Я верю в Бога Спинозы , который раскрывает себя в гармонии всего сущего, а не в Бога, который заботится о судьбах и делах человечества». [ 27 ] Он подробно рассказал об этом в ответах, которые дал японскому журналу «Кайзо» в 1923 году:

Научные исследования могут уменьшить суеверия, побуждая людей думать и рассматривать вещи с точки зрения причины и следствия. Несомненно, что в основе всех научных работ высшего порядка лежит убежденность, родственная религиозному чувству, в разумности и познаваемости мира. [...] Эта твердая вера, вера, связанная с глубоким чувством, в высший разум, который раскрывается в мире опыта, представляет мою концепцию Бога. В просторечии это можно назвать «пантеистическим» (Спиноза). [ 28 ]

Агностицизм и атеизм

[ редактировать ]

Эйнштейн сказал, что люди могли бы назвать его агностиком, а не атеистом, заявив: «Я неоднократно говорил, что, по моему мнению, идея личного бога является детской. Вы можете называть меня агностиком, но я не разделяю духа крестового похода». профессионального атеиста, чей пыл обусловлен главным образом болезненным актом освобождения от оков религиозной идеологической обработки, полученных в юности, я предпочитаю позицию смирения, соответствующую слабости нашего интеллектуального понимания природы. и нашего собственного существа». [ 15 ] В интервью, опубликованном немецким поэтом Джорджем Сильвестром Фиреком , Эйнштейн заявил: «Я не атеист». [ 11 ] По словам принца Губертуса , Эйнштейн сказал: «Ввиду такой гармонии в космосе, которую я, с моим ограниченным человеческим разумом, могу распознать, все же есть люди, которые говорят, что Бога нет. Но что действительно меня злит, так это то, что они цитируют меня в поддержку таких взглядов». [ 29 ]

В 1945 году Гай Ранер-младший написал Эйнштейну письмо, в котором спросил его, правда ли, что священник -иезуит заставил Эйнштейна отказаться от атеизма. Эйнштейн ответил: «Я никогда в жизни не разговаривал со священником-иезуитом и поражен смелостью говорить обо мне такую ​​ложь. С точки зрения священника-иезуита я, конечно, и всегда был атеистом. .. Всегда ошибочно использовать антропоморфические понятия, имея дело с вещами вне человеческой сферы, — детские аналогии. Нам приходится со смирением восхищаться прекрасной гармонией устройства этого мира — насколько мы можем ее постичь, и это так. все." [ 30 ]

В письме М. Берковицу в 1950 году Эйнштейн заявил: «Моя позиция в отношении Бога — позиция агностика . Я убеждён, что ясное осознание первостепенной важности моральных принципов для улучшения и облагораживания жизни не нуждается в идее законодатель, особенно законодатель, который действует на основе вознаграждения и наказания». [ 5 ]

По словам биографа Уолтера Айзексона , Эйнштейн был более склонен очернять атеистов, чем религиозных людей. [ 31 ] чувствуют тяжесть своих цепей, которые они сбросили после тяжелой борьбы. Эйнштейн сказал в переписке: «Фанатичные атеисты… подобны рабам, которые все еще люди » — не могут выносить музыку сфер ». [ 31 ] [ 32 ] Хотя он не верил в личного Бога, он указал, что никогда не будет бороться с такой верой, потому что «такая вера кажется мне предпочтительнее отсутствия какого-либо трансцендентального мировоззрения». [ 33 ]

Эйнштейн в рукописном письме на немецком языке объемом в полторы страницы философу Эрику Гуткинду , датированном Принстоном, штат Нью-Джерси , 3 января 1954 года, за год и три с половиной месяца до своей смерти, писал: « Слово «Бог» для меня не что иное, как выражение и продукт человеческих слабостей, Библия — собрание почтенных, но все же довольно примитивных легенд. Никакая интерпретация, какой бы тонкой она ни была, не может (для меня) ничего изменить в этом [... ] Для меня еврейская религия, как и все другие религии, является воплощением самого детского суеверия [...] Я не вижу в них [ еврейском народе ] ничего «избранного»». [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ]

Загробная жизнь

[ редактировать ]

17 июля 1953 года женщина, которая была лицензированным баптистским пастором, отправила Эйнштейну письмо с вопросом, уверен ли он в достижении вечной жизни с Творцом. Эйнштейн ответил: «Я не верю в бессмертие личности и считаю этику исключительно человеческой заботой, не имеющей за собой никакого сверхчеловеческого авторитета». [ 37 ] Это мнение было также выражено в книге Эйнштейна « Мир, каким я его вижу» (1935): «Я не могу представить себе Бога, который награждает и наказывает свои создания или имеет волю того типа, который мы осознаем в себе. должен ли он пережить свою физическую смерть, также находится за пределами моего понимания, и я не желаю иного; такие представления предназначены для страхов или абсурдного эгоизма слабых душ, для меня достаточно тайны вечности жизни и намека на чудесное устройство. реальности вместе с искренним стремлением постичь хотя бы крошечную часть разума, проявляющегося в природе». [ 38 ]

Эйнштейн был против авраамической концепции рая и ада , особенно в том, что касается системы вечных наград и наказаний. В письме 1915 года швейцарскому физику Эдгару Мейеру Эйнштейн писал: «Я лишь с глубоким сожалением вижу, что Бог наказывает стольких Своих детей за их многочисленные глупости, за которые только Он Сам может нести ответственность; по моему мнению, только Его небытие могло бы оправдать Его». [ 39 ] Он также заявил: «Я не могу представить себе Бога, который награждает и наказывает объекты своего творения, чьи цели созданы по образцу наших собственных — короче говоря, Бога, который является лишь отражением человеческой слабости. Я также не могу поверить, что человек переживает смерть своего тела, хотя слабые души питают такие мысли из-за страха или нелепого эгоизма». [ 40 ]

Частью противоречий Эйнштейна с авраамической загробной жизнью была его вера в детерминизм и отказ от свободы воли . Эйнштейн заявил: «Человек, который полностью убежден в универсальном действии закона причинности, не может ни на мгновение допустить идею о существе, вмешивающемся в ход событий, — то есть, если он действительно серьезно относится к гипотезе причинности . Ему не нужна религия страха, равно как и социальная или моральная религия. Бог, который награждает и наказывает, для него непостижим по той простой причине, что действия человека определяются необходимостью, внешней и внутренней, так что в глазах Бога. он не может нести ответственность, так же как неодушевленный предмет не несет ответственности за движения, которые он совершает». [ 41 ]

Космическая духовность

[ редактировать ]

широко обсуждавшееся эссе В 1930 году Эйнштейн опубликовал в журнале «Нью-Йорк Таймс» о своих убеждениях. [ 41 ] Под названием «Религия и наука» Эйнштейн выделил три человеческих импульса, которые развивают религиозную веру : страх, социальные или моральные проблемы и космическое религиозное чувство. Примитивное понимание причинности вызывает страх, и боязливые изобретают аналогичных себе сверхъестественных существ. Стремление к любви и поддержке порождает социальную и моральную потребность в высшем существе; оба этих стиля имеют антропоморфную концепцию Бога. Третий стиль, который Эйнштейн считал наиболее зрелым, берёт начало в глубоком чувстве трепета и тайны. По его словам, человек чувствует «возвышенность и чудесный порядок, которые проявляются в природе… и он хочет воспринимать вселенную как единое значимое целое». Эйнштейн рассматривал науку как антагониста первых двух стилей религиозных убеждений, но как партнера в третьем. [ 41 ] Он утверждал, что «хотя сферы религии и науки сами по себе четко отделены друг от друга», существуют «сильные взаимные отношения и зависимости», поскольку стремление к истине исходит из религиозной сферы. Он продолжил:

Религиозно просвещенным человеком представляется мне тот, кто в меру своих способностей освободил себя от оков своих эгоистических желаний и озабочен мыслями, чувствами и стремлениями, за которые он цепляется из-за их сверхличностных желаний. ценить. Мне кажется, что важна сила этого сверхличного содержания... независимо от того, предпринимается ли какая-либо попытка объединить это содержание с Божественным Существом, ибо иначе нельзя было бы причислить Будду и Спинозу к религиозным личностям. Соответственно, религиозный человек набожен в том смысле, что он не сомневается в значении тех сверхличных объектов и целей, которые не требуют и не способны иметь рациональное основание... В этом смысле религия — это извечное стремление человечества ясно и полностью осознавать эти ценности и цели и постоянно усиливать и расширять их эффект. Если понимать религию и науку согласно этим определениям, то конфликт между ними кажется невозможным. Ибо наука может установить только то, что есть, но не то, что должно быть... [ 41 ]

Понимание причинности было фундаментальным для этических убеждений Эйнштейна. По мнению Эйнштейна, «доктрина о личном Боге, вмешивающемся в естественные события, никогда не может быть опровергнута в реальном смысле наукой», поскольку религия всегда может найти убежище в областях, которые наука пока не может объяснить. Эйнштейн был убежден, что в «борьбе за этическое благо учителя религии должны иметь возможность отказаться от доктрины личного Бога, то есть отказаться от этого источника страха и надежды» и культивировать «Добро, Правда и Красота в самом человечестве». [ 41 ]

В своей книге 1934 года « Мир, каким я его вижу » Эйнштейн подробно остановился на своей религиозности: «Знание существования того, чего мы не можем понять, проявлений глубочайшего разума и самой сияющей красоты, которые доступны нашему разуму только в их самые элементарные формы — именно это знание и эта эмоция составляют истинно религиозное отношение в этом смысле, и только в этом я — глубоко религиозный человек». [ 42 ]

В 1936 году Эйнштейн получил письмо от девочки, ученицы шестого класса. Она спросила его, при поддержке своего учителя, молятся ли ученые . Эйнштейн ответил самым элементарным способом, каким только мог:

Научные исследования основаны на идее, что все происходящее определяется законами природы, а значит, это справедливо и для действий людей. По этой причине ученый-исследователь вряд ли будет склонен поверить, что на события может влиять молитва, т.е. пожелание, обращенное к сверхъестественному существу. Однако следует признать, что наши действительные знания об этих законах лишь несовершенны и фрагментарны, так что, собственно, и вера в существование основных всеобъемлющих законов в природе тоже опирается на своего рода веру. Тем не менее эта вера до сих пор во многом оправдывалась успехами научных исследований. Но, с другой стороны, каждый, кто серьезно занимается наукой, убеждается, что в законах Вселенной проявляется дух — дух, значительно превосходящий дух человека, перед лицом которого мы с нашими скромные державы должны чувствовать себя скромными. Таким образом, занятие наукой приводит к религиозному чувству особого рода, которое действительно сильно отличается от религиозности человека более наивного». [ 43 ]

Эйнштейн характеризовал себя как «искренне религиозного» человека в следующем смысле: «Самая прекрасная эмоция, которую мы можем испытать, — это мистическая. Это сила всего истинного искусства и науки. Тот, кому эта эмоция чужая, тот больше не может удивляться и стоять в трепете, все равно, что умереть. формы — это знание, это чувство находятся в центре истинной религиозности. В этом смысле и только в этом смысле я принадлежу к числу искренне религиозных людей». [ 40 ]

В декабре 1952 года он так прокомментировал то, что вдохновляет его религиозность: «Мое чувство религиозное, поскольку я проникнут недостаточностью человеческого разума для более глубокого понимания гармонии вселенной, которую мы пытаемся сформулировать как «законы природы». " [ 44 ] В письме Морису Соловину Эйнштейн говорил о причинах использования слова «религиозный» для описания своих духовных чувств: «Я могу понять ваше отвращение к использованию термина «религия» для описания эмоционального и психологического отношения, которое проявляется наиболее ясно, что у Спинозы. (Но) я не нашел лучшего выражения, чем «религиозное», для веры в рациональную природу реальности, которая, по крайней мере, в определенной степени доступна человеческому разуму». [ 45 ]

Эйнштейн часто называл свою систему убеждений «космической религией» и в 1954 году написал одноименную статью на эту тему, которая позже стала его книгой «Идеи и мнения» в 1955 году. [ 10 ] Система верований признавала «чудесный порядок, который проявляется во всей природе, а также в мире идей», лишенный личного Бога, который награждает и наказывает людей в зависимости от их поведения. Он отвергал конфликт между наукой и религией и считал, что космическая религия необходима для науки. [ 10 ] По Эйнштейну, «наука без религии хромает, религия без науки слепа». [ 46 ] [ 47 ] В интервью Уильяму Херманнсу он сказал: «Бог — это тайна. Но тайна постижимая. Я испытываю только трепет, когда наблюдаю законы природы. Не бывает законов без законодателя, но как выглядит этот законодатель? человек преувеличен». [ 48 ] Он добавил с улыбкой: «Несколько столетий назад меня бы сожгли или повесили. Тем не менее, я был бы в хорошей компании». [ 48 ] Эйнштейн разработал теологию космической религии, согласно которой рациональное открытие тайн природы является религиозным актом. [ 47 ] Его религия и его философия были неотъемлемыми частями того же пакета, что и его научные открытия. [ 47 ]

Еврейская идентичность

[ редактировать ]

В письме Эрику Гуткинду писал по-немецки: «Для меня еврейская религия, является воплощением самых детских суеверий. как и все другие , от 3 января 1954 года Эйнштейн глубокая близость для меня ничем не отличается от всех других людей. Насколько я знаю, они также не лучше, чем другие человеческие группы, хотя они защищены от худших видов рака недостатком силы. Я не вижу в них ничего « избранного ». [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ]

В 1938 году Эйнштейн обсуждал «ненависть к евреям со стороны тех, кто избегает народного просвещения. Больше всего на свете они боятся влияния людей интеллектуальной независимости. Я вижу в этом основную причину дикой ненависти к евреям, бушующей в современной Германии. Для нацистской группы евреи — не просто средство отвратить негодование народа от самих себя, угнетателей; они видят в евреях неассимилируемый элемент, который нельзя довести до некритического принятия догмы, и который, следовательно, пока он вообще существует, угрожает их авторитету из-за его настойчивости в народном просвещении масс». [ 49 ]

В опубликованном журналом Time интервью с Джорджем Сильвестром Виереком Эйнштейн рассказал о своих чувствах по поводу христианства. [ 31 ] Фирек родился в Германии и поддерживал национал-социализм , но не был антисемитом. [ 50 ] И, как и Эйнштейн, он был пацифистом. [ 51 ] [ 52 ] Во время интервью Эйнштейну сообщили, что Вирек не был евреем. [ 53 ] но заявил, что Вирек обладал «психической приспособляемостью еврея», что позволяло Эйнштейну разговаривать с ним «без препятствий». [ 53 ] Вирек начал с того, что спросил Эйнштейна, считает ли он себя немцем или евреем, на что Эйнштейн ответил: «Возможно быть и тем, и другим». Вирек продолжил интервью, чтобы спросить Эйнштейна, следует ли евреям попытаться ассимилироваться , на что Эйнштейн ответил: «Мы, евреи, слишком стремились пожертвовать своими особенностями, чтобы соответствовать». [ 31 ] Затем Эйнштейна спросили, в какой степени на него повлияло христианство. «В детстве я получил наставления как по Библии , так и по Талмуду . Я еврей, но я очарован сияющей фигурой Назарянина ». [ 31 ] Затем Эйнштейна спросили, признает ли он историческое существование Иисуса , на что он ответил: «Несомненно! Никто не может читать Евангелия, не ощущая реального присутствия Иисуса . Его личность пульсирует в каждом слове. Ни один миф не наполнен такой жизнью. " [ 31 ]

В беседе с голландским поэтом Виллемом Фредериком Хермансом Эйнштейн подчеркнул: «Я серьезно сомневаюсь, что сам Иисус говорил, что он Бог, поскольку он был слишком евреем, чтобы нарушить эту великую заповедь: Слушай, Израиль, Вечный есть Бог наш и Он один! », а не два или три ». [ 54 ] Эйнштейн сокрушался: «Иногда мне кажется, что было бы лучше, если бы Иисус никогда не жил. Ни одно имя не подвергалось такому насилию ради власти!» [ 54 ] В своей книге 1934 года « Мир, каким я его вижу» он выразил убеждение, что «если очистить иудаизм от Пророков и христианство, как его учил Иисус Христос, от всех последующих дополнений, особенно от священников, то останется учение, которое способный излечить все социальные недуги человечества». [ 55 ] Позже в интервью 1943 года Эйнштейн добавил: «Вполне возможно, что мы можем сделать больше, чем Иисус, поскольку то, что написано о нем в Библии, поэтически приукрашено». [ 56 ]

Эйнштейн интерпретировал концепцию Царства Божьего как относящуюся к лучшим людям. «Я всегда верил, что Иисус имел в виду под Царством Божьим небольшую группу, рассеянную во все времена интеллектуально и этически ценных людей». [ нужна ссылка ]

В последний год своей жизни он сказал: «Если бы я не был евреем, я был бы квакером ». [ 57 ]

Виды христианских церквей

[ редактировать ]

Единственная еврейская школа в Мюнхене была закрыта в 1872 году из-за нехватки учеников, и за неимением альтернативы Эйнштейн посещал католическую начальную школу . [ 58 ] Он также получил еврейское религиозное образование дома, но не видел разделения между двумя конфессиями, так как воспринимал «одинаковость всех религий». [ 59 ] Эйнштейн был одинаково впечатлен историями Еврейской Библии и Страстями Иисуса . [ 59 ] По словам биографа Уолтера Айзексона , Эйнштейну очень нравились курсы католической религии, которые он посещал в школе. [ 31 ] Учителя в его школе были либеральными и обычно не делали различий между религиями учеников, хотя некоторые из них питали врожденный, но умеренный антисемитизм. [ 60 ] Позже Эйнштейн вспоминал случай с учителем, которому он особенно нравился: «Однажды этот учитель принес на урок длинный гвоздь и рассказал ученикам, что такими гвоздями евреи пригвоздили Христа к кресту» и что «среди детей в начальной школе преобладал антисемитизм... Физические нападения и оскорбления по дороге домой из школы были частыми, но по большей части не слишком жестокими». [ 60 ] Эйнштейн отметил: «Это было в католической школе; насколько хуже должен быть антисемитизм в других прусских школах, можно только представить». [ 61 ] Позже он вспоминал, что «Религия отцов, какой я столкнулся с ней в Мюнхене во время религиозного обучения и в синагоге, скорее отталкивала, чем привлекала меня». [ 62 ]

Эйнштейн несколько раз встречался и сотрудничал с бельгийским священником-ученым Жоржем Леметром из Левенского католического университета . Лемэтр известен как первый сторонник теории Большого взрыва происхождения космоса и пионер применения теории общей относительности Эйнштейна к космологии. Эйнштейн предложил Леметру премию Франки 1934 года , которую он получил от бельгийского короля. [ 63 ]

В 1940 году журнал Time процитировал Эйнштейна, восхваляющего католическую церковь за ее роль в противостоянии нацистам :

Только Церковь стояла прямо на пути гитлеровской кампании по подавлению истины. Раньше у меня никогда не было особого интереса к Церкви, но теперь я испытываю огромную привязанность и восхищение, потому что только Церковь имела мужество и настойчивость отстаивать интеллектуальную истину и моральную свободу. Таким образом, я вынужден признаться, что то, что я когда-то презирал, теперь безоговорочно восхваляю. [ 64 ]

С тех пор эту цитату неоднократно цитировали защитники Папы Пия XII . [ 65 ] Расследование цитаты математика Уильяма К. Уотерхауса и Барбары Вольф из Архива Эйнштейна в Иерусалиме показало, что это утверждение было упомянуто в неопубликованном письме 1947 года. В письме графу Монгеласу Эйнштейн объяснил, что первоначальный комментарий был случайным. Сделано журналисту по поводу поддержки «несколько церковников» прав личности и интеллектуальной свободы во время раннего правления Гитлера и что, по мнению Эйнштейна, этот комментарий был радикально преувеличено. [ 65 ]

11 ноября 1950 года преподобный Корнелиус Гринуэй из Бруклина написал письмо Эйнштейну, в котором также цитировались его предполагаемые высказывания о Церкви. Эйнштейн ответил: «Однако я немного смущен. Формулировка заявления, которое вы процитировали, не принадлежит мне. Вскоре после того, как Гитлер пришел к власти в Германии, у меня был устный разговор с одним газетчиком по этим вопросам. замечания были тщательно продуманы и преувеличены почти до неузнаваемости. Я не могу с чистой совестью записать заявление, которое вы мне прислали, как свое собственное. и особенно политическая деятельность, через историю официального духовенства. Таким образом, мое прежнее заявление, даже если свести его к моим реальным словам (которых я не помню в деталях), дает неверное представление о моем общем отношении». [ 66 ]

В 2008 году в телевизионной программе Antiques Roadshow эксперт по рукописям Кэтрин Уильямсон подтвердила подлинность письма Эйнштейна 1943 года, в котором он подтверждает, что он «сделал заявление, которое примерно соответствует» Time его цитате из журнала . Однако Эйнштейн продолжил: «Я сделал это заявление в первые годы нацистского режима — намного раньше 1940 года — и мои выражения были немного более умеренными». [ 67 ]

Беседы Уильяма Германна

[ редактировать ]

Разговоры Эйнштейна с Уильямом Херманнсом были записаны на протяжении 34 лет переписки. В беседах Эйнштейн делает различные высказывания о христианских церквях вообще и католической церкви в частности: «Когда вы узнаете историю католической церкви, вы не поверите Центристской партии . Разве Гитлер не обещал разгромить большевиков в Россия? Церковь благословит своих солдат-католиков маршировать вместе с нацистами» (март 1930 г.). [ 61 ] «Я предсказываю, что Ватикан поддержит Гитлера, если он придет к власти. Церковь со времен Константина всегда отдавала предпочтение авторитарному государству, пока государство позволяет церкви крестить и наставлять массы» (март 1930 г.). [ 68 ] «Так часто в истории евреи становились зачинщиками справедливости и реформ, будь то в Испании, Германии или России. Но едва они выполнили свою работу, как их «друзья», часто благословленные церковью, плюнули им в лицо» (август 1943). [ 69 ]

«Но что заставляет меня содрогаться, так это то, что католическая церковь молчит. Не нужно быть пророком, чтобы сказать: «Католическая церковь заплатит за это молчание… Я не говорю, что невыразимые преступления церкви за 2000 лет всегда было благословение Ватикана, но он прививал своим верующим идею: у нас есть истинный Бог, а евреи распяли Его». Церковь сеяла ненависть вместо любви, хотя десять заповедей гласят: «Не убий» (август 1943 г.). [ 70 ] «За некоторыми исключениями, Римско-католическая церковь подчеркивает ценность догм и ритуалов, передавая идею, что их путь — единственный путь достичь небес. Мне не нужно идти в церковь, чтобы узнать, хороший я или плохой; мое сердце говорит мне это» (август 1943 г.). [ 71 ] «Мне не нравится внушать молодежи церковное учение о личном Боге, потому что эта Церковь вела себя так бесчеловечно за последние 2000 лет... Подумайте о ненависти, которую Церковь проявляла против евреев, а затем против мусульман , крестовых походов. с их преступлениями, горящими кольями инквизиции , молчаливым согласием на действия Гитлера, в то время как евреи и поляки рыли себе могилы и были убиты. А Гитлер, как говорят, был прислужником!» (август 1943 г.). [ 71 ]

«Да», — горячо ответил Эйнштейн, — «это действительно человек, как доказал кардинал Пачелли (будущий Папа Пий XII ), который стоял за Конкордатом с Гитлером. С каких это пор можно заключать договор с Христом и сатаной одновременно? " (август 1943 г.). [ 71 ] «Церковь всегда продавала себя власть имущим и соглашалась на любую сделку в обмен на иммунитет». (август 1943 г.) [ 72 ] «Если бы мне разрешили давать советы церквям, — продолжал Эйнштейн, — я бы посоветовал им начать с обращения между собой и прекратить играть в силовую политику. Подумайте, какие массовые страдания они породили в Испании , Южной Америке и России. ." (сентябрь 1948 г.). [ 73 ]

В ответ новообращенному католику, который спросил: «Разве вы не заявляли, что церковь была единственным противником коммунизма?» Эйнштейн ответил: «Мне нет нужды подчеркивать, что Церковь [ sic ] наконец стала также и ярым противником национал-социализма». Секретарь Эйнштейна Хелен Дукас добавила: «Доктор Эйнштейн имел в виду не только католическую церковь, но и все церкви». [ 74 ] Когда новообращенный упомянул, что нацисты отравили членов семьи газом, Эйнштейн ответил, что «он тоже чувствует себя виноватым, добавив, что вся Церковь, начиная с Ватикана, должна чувствовать вину». (сентябрь 1948 г.) [ 74 ]

Когда в 1954 году Эйнштейна попросили дать более точные ответы, он ответил: «Что касается Бога, я не могу принять какую-либо концепцию, основанную на авторитете Церкви. [...] Сколько себя помню, я возмущался массовой идеологической обработкой. верьте в страх жизни, в страх смерти, в слепую веру. Я не могу доказать вам, что личного Бога нет, но если бы я говорил о нем, я был бы лжецом. Бог теология, которая вознаграждает добро и наказывает зло. Мой Бог создал законы, которые заботятся об этом. Его вселенной управляют не принятие желаемого за действительное, а непреложные законы». [ 75 ] Уильям Миллер из журнала Life, присутствовавший на этой встрече, описал Эйнштейна как «живого святого» и говорящего с «ангельским безразличием». [ 76 ] [ 77 ]

Философские убеждения

[ редактировать ]

С юных лет он интересовался философией. Эйнштейн говорил о себе: «В молодости я предпочитал книги, содержание которых касалось всего мировоззрения и, в частности, философские. Шопенгауэр , Давид Юм, Мах, в некоторой степени Кант, Платон , Аристотель ». [ 78 ]

Связь между наукой и философией

[ редактировать ]

Эйнштейн считал, что, пытаясь понять природу, следует заниматься как философскими исследованиями, так и исследованиями с помощью естественных наук . [ 79 ]

Эйнштейн считал, что эпистемология и наука «зависят друг от друга. Эпистемология без контакта с наукой становится пустой схемой. Наука без эпистемологии — насколько она вообще мыслима — примитивна и запутана». [ 80 ]

Свободная воля

[ редактировать ]

Как и Спиноза, Эйнштейн был строгим детерминистом , который считал, что поведение человека полностью определяется причинными законами. По этой причине он отверг случайный аспект квантовой теории, сказав Нильсу Бору : «Бог не играет в кости со Вселенной». [ 81 ] В письмах, отправленных физику Максу Борну , Эйнштейн раскрыл свою веру в причинно-следственные связи:

Вы верите в Бога, играющего в кости, а я — в полный закон и порядок в мире, который объективно существует и который я пытаюсь уловить дикими спекулятивными способами. Я твердо верю , но надеюсь, что кто-нибудь найдет более реалистичный путь или, скорее, более осязаемую основу, чем мне довелось найти. Даже большой первоначальный успех квантовой теории не заставляет меня поверить в фундаментальную игру в кости, хотя я прекрасно понимаю, что некоторые наши молодые коллеги интерпретируют это как следствие старости. [ 82 ]

Акцент Эйнштейна на «вере» и ее связи с детерминизмом был проиллюстрирован в письме с соболезнованиями в ответ на известие о смерти Микеле Бессо , одного из его давних друзей. Эйнштейн писал семье: «Теперь он покинул этот странный мир немного раньше меня. Это ничего не значит. Для нас, верующих физиков, различие между прошлым, настоящим и будущим является лишь упорно устойчивой иллюзией». [ 83 ]

Эйнштейн признался, что был очарован детерминистской версией пантеизма философа Спинозы. Американский философ Чарльз Хартшорн , стремясь отличить детерминистические взгляды от своей собственной веры в панентеизм свободной воли , придумал отдельную типологию « Классический пантеизм », чтобы различать взгляды тех, кто придерживается позиций, сходных с детерминистской версией пантеизма Спинозы. [ 84 ]

Он также был инкомпатибилистом ; в 1932 году он сказал:

Я не верю в свободу воли. Слова Шопенгауэра: «Человек может делать то, что хочет, но не может хотеть того, что хочет», сопровождают меня во всех ситуациях на протяжении всей моей жизни и примиряют меня с поступками других, даже если они для меня довольно болезненны. Это осознание отсутствия свободы воли удерживает меня от слишком серьезного отношения к себе и своим ближним как к действующим и принимающим решения личностям, а также от выхода из себя. [ 85 ] [ 86 ]

И все же Эйнштейн утверждает, что имеет ли конкретная человеческая жизнь смысл, зависит от того, как человек представляет свою собственную жизнь по отношению к жизни других людей. Примитивный человек в этом отношении — это тот, чья жизнь полностью посвящена удовлетворению инстинктивных потребностей. Хотя Эйнштейн признает, что удовлетворение основных потребностей является законной и необходимой целью, он, тем не менее, считает это элементарной целью. Переход человеческого разума от его первоначального и инфантильного состояния разобщенности (эгоизма) к состоянию единства со Вселенной, по мнению Эйнштейна, требует осуществления четырех видов свобод : свободы от себя, свободы самовыражения, свободы от времени. и свобода независимости. [ 86 ] [ 87 ]

Гуманизм и моральная философия

[ редактировать ]

Эйнштейн был светским гуманистом и сторонником движения «Этическая культура» . Он входил в консультативный совет Первого гуманистического общества Нью-Йорка . [ 8 ] К семидесятипятилетию Нью-Йоркского общества этической культуры он заявил, что идея этической культуры воплощает его личную концепцию того, что является наиболее ценным и долговечным в религиозном идеализме. Он заметил: «Без «этической культуры» человечеству нет спасения». [ 9 ] Он был почетным членом британской гуманистической организации « Ассоциация рационалистической прессы» . [ 88 ] Его периодическое издание, сегодня известное как журнал «Новый гуманист» , было известно, что на момент его смерти его видели на вершине стопки книг для чтения. [ 89 ]

Что касается наказания Бога, Эйнштейн заявил: «Я не могу представить себе Бога, который награждает и наказывает объекты своего творения, чьи цели созданы по образцу наших собственных — короче говоря, Бога, который является лишь отражением человеческой слабости. Могу ли я поверить, что человек переживает смерть своего тела, хотя слабые души питают подобные мысли из-за страха или нелепого эгоизма». [ 90 ] «Бог, который награждает и наказывает, непостижим для него по той простой причине, что действия человека определяются необходимостью, внешней и внутренней, так что в глазах Бога он не может нести ответственность, как неодушевленный предмет не несет ответственности за свои движения. Таким образом, науку обвиняют в подрыве нравственности, но это обвинение несправедливо. Этическое поведение человека должно фактически основываться на симпатиях, образовании, а также на социальных связях и потребностях. Человек действительно окажется в плохом положении. если его должен был сдерживать страх наказания и надежда на награду после смерти. Поэтому легко понять, почему церкви всегда боролись с наукой и преследовали ее приверженцев». [ 91 ]

О важности этики он писал: «Самое важное человеческое стремление — это стремление к нравственности в наших действиях. От этого зависит наше внутреннее равновесие и даже само наше существование. Только мораль в наших действиях может придать жизни красоту и достоинство. эта живая сила и доведение ее до ясного сознания, возможно, является важнейшей задачей образования. Основы морали не должны ставиться в зависимость от мифа или привязываться к какому-либо авторитету, чтобы сомнения в мифе или в легитимности авторитета не ставили под угрозу основу нравственности. здравое суждение и действие». [ 92 ] «Я не считаю, что человека следует сдерживать в его повседневных действиях из-за страха наказания после смерти или что он должен делать что-то только потому, что таким образом он будет вознагражден после смерти. Это не имеет смысла. Надлежащее руководство В течение жизни человека должно определяться значение, которое он придает этике, и степень уважения, которое он оказывает другим». [ 93 ] «Я не могу представить себе личного Бога, который напрямую влиял бы на действия отдельных людей или непосредственно судил бы творения, созданные им самим. Я не могу этого сделать, несмотря на тот факт, что механистическая причинность в определенной степени была подвергается сомнению современной наукой. Моя религиозность состоит в смиренном преклонении перед бесконечно превосходящим духом, который проявляется в том малом, что мы, с нашим слабым и преходящим пониманием, можем постичь реальность, мораль имеет величайшее значение - но для нас. , а не для Бога». [ 94 ]

Телеология

[ редактировать ]

В разговоре с Уго Онуфри в 1955 году относительно цели природы он сказал: «Я никогда не приписывал Природе цель или цель или что-либо, что можно было бы понимать как антропоморфическое». [ 79 ] В письме 1947 года он заявил: «Я также чувствую, что не могу представить какую-либо волю или цель вне человеческой сферы». [ 16 ]

Эпистемология

[ редактировать ]

Наивный реализм

[ редактировать ]

Эйнштейн считал, что наивный реализм «относительно легко» опровергнуть. Он согласился с Бертраном Расселом в том, что люди наблюдают за качествами объектов (зеленость, холодность, твердость и т. д.), а не за самими объектами. [ 79 ]

Позитивизм

[ редактировать ]

Эйнштейн заявил, что он не был позитивистом , философской системой, которая заявляет, что только те утверждения, которые можно проверить посредством прямого наблюдения или логического доказательства, полезны для определения истины. [ 95 ] Эйнштейн утверждал, что люди обоснованно используют определенные идеи и ценности, такие как интуиция или религиозная вера, которые нельзя доказать прямым наблюдением или логикой. [ 96 ]

Однако Эйнштейн признавал, что мыслители-позитивисты, такие как Эрнст Мах, оказали на него глубокое влияние в ранние годы. По поводу теории относительности он пишет: «все направление мысли этой теории соответствует маховскому...» [ 97 ] После того как позитивизм Маха оказался бесплодным в развитии теории, он считал позитивизм еще полезным, отмечая, что: «Она [позитивистская философия] не может породить ничего живого, она может только истреблять вредных паразитов». [ 98 ]

Трансцендентальный идеализм
[ редактировать ]

Эйнштейн считал, что «отрицание Кантом объективности пространства (...) вряд ли можно воспринимать всерьез». [ 99 ] Он также считал, что «если бы Кант знал то, что известно нам сегодня о естественном порядке, я уверен, что он фундаментально пересмотрел бы свои философские выводы. Кант построил свою структуру на фундаменте мировоззрения Кеплера и Ньютона . Теперь что фундамент подорван, сооружение больше не стоит». [ 79 ]

Мнения о философах

[ редактировать ]

Дэвид Хьюм

[ редактировать ]

Эйнштейн был поклонником философии Дэвида Юма ; в 1944 году он сказал: «Если кто-то читает книги Юма, то поражаешься тому, что многие, а иногда даже весьма уважаемые философы после него смогли написать так много малоизвестных вещей и даже найти за это благодарных читателей. Юм постоянно влиял на развитие лучших философы, пришедшие после него». [ 79 ]

Иммануил Кант

[ редактировать ]

Некоторые источники утверждают, что Эйнштейн прочитал три «Критики» в возрасте 16 лет и изучал Канта , будучи подростком. Однако Филип Стэмп заявляет, что это противоречит некоторым его собственным утверждениям. В 1949 году Эйнштейн заявил, что он «не вырос в кантовской традиции, но лишь довольно поздно пришел к пониманию истинной ценности, которую можно найти в его учении, наряду с ошибками, которые сегодня совершенно очевидны». [ 79 ]

В одном из писем Эйнштейна Максу Борну в 1918 году Эйнштейн говорил, что начинает открывать в Канте это «истинно ценное»: «Я читаю здесь, среди прочего, «Пролегомены » Канта и начинаю понимать огромную суггестивную силу, которую исходило от этого человека, и до сих пор исходит. Если вы признаете ему лишь существование синтетических априорных суждений , вы попадаете в ловушку. В любом случае, его даже приятно читать. хотя она и не так хороша, как работа его предшественника Юма, у Юма был гораздо более здравый инстинкт». [ 79 ]

Эйнштейн объяснил значение философии Канта следующим образом:

Юм видел, что понятия, которые мы должны считать существенными, как, например, причинная связь, не могут быть получены из материала, данного нам органами чувств. Это понимание привело его к скептическому отношению к знаниям любого рода. У человека есть сильное стремление к достоверному знанию. Вот почему ясное послание Юма кажется сокрушительным: чувственный материал, единственный источник нашего знания, через привычку может привести нас к вере и ожиданию, но не к знанию и тем более к пониманию законных отношений. Затем на сцену вышел Кант с идеей, которая, хотя и была, безусловно, несостоятельна в той форме, в которой он ее изложил, означала шаг к решению дилеммы Юма: если мы определенно обеспечиваем знание, оно должно быть основано на самом разуме. [ 79 ]

Артур Шопенгауэр

[ редактировать ]

Взгляды Шопенгауэра на независимость пространственно разделенных систем оказали влияние на Эйнштейна. [ 100 ] который назвал его гением. [ 101 ] По их мнению, было необходимым предположение, что простой разницы в местоположении достаточно, чтобы сделать две системы разными, каждая из которых имеет свое собственное реальное физическое состояние, независимое от состояния другой. [ 100 ]

В берлинском кабинете Эйнштейна на стене висели три фигуры: Фарадей , Максвелл и Шопенгауэр. [ 102 ] Говоря о личной значимости для него Шопенгауэра, Эйнштейн описывал слова Шопенгауэра как «постоянное утешение перед лицом жизненных невзгод, моих собственных и чужих, и неиссякаемый источник терпимости». [ 103 ] Хотя произведения Шопенгауэра известны своим пессимизмом, Конрад Ваксман вспоминал: «Он часто сидел с одним из потрепанных томов Шопенгауэра, и, сидя там, он казался таким довольным, как будто был занят безмятежной и веселой работой. " [ 78 ]

Эрнст Мах

[ редактировать ]

Эйнштейну нравились Эрнста Маха научные работы , но не его философские работы. Он сказал: «Мах был столь же хорошим знатоком механики, как и жалким философом». [ 79 ] Однако ранние эпистемологические взгляды Эйнштейна находились под глубоким влиянием Маха. В своих «Автобиографических записках» он пишет: «Я вижу величие Маха в его неподкупном скептицизме и самостоятельности; однако в молодые годы на меня очень сильно влияла и гносеологическая позиция Маха, позиция, которая теперь кажется мне по существу несостоятельной. " [ 104 ]

Древние греки

[ редактировать ]

Эйнштейн выразил свое восхищение древнегреческими философами, отметив, что они интересовали его гораздо больше, чем наука. Он также отметил; «Чем больше я читаю греков, тем больше понимаю, что ничего подобного им с тех пор в мире не появлялось». [ 105 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Стэйчел, Джон (10 декабря 2001 г.). Эйнштейн от «Б» к «Я» . Springer Science & Business Media. п. 7. ISBN  978-0-8176-4143-6 .
  2. ^ Перейти обратно: а б Эйнштейн, Альберт (11 октября 2010 г.). Калаприс, Алиса (ред.). Самый цитируемый Эйнштейн . Издательство Принстонского университета. п. 325. ИСБН  978-1-4008-3596-6 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Калаприс, Алиса (2000). Расширенная цитата Эйнштейна . Принстон: Издательство Принстонского университета, стр. 218.
  4. ^ Исааксон, Уолтер (2008). Эйнштейн: Его жизнь и Вселенная . Нью-Йорк: Саймон и Шустер, с. 390.
  5. ^ Перейти обратно: а б Калаприс, Алиса (2010). Самый цитируемый Эйнштейн . Принстон, штат Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, с. 340. Письмо М. Берковицу, 25 октября 1950 г. Архив Эйнштейна 59-215.
  6. ^ Германнс, Уильям (1983). Эйнштейн и поэт: в поисках космического человека . Бруклинская деревня: Бранден. п. 60. ИСБН  978-0-8283-1873-0 .
  7. ^ Исааксон, Уолтер (2008). Эйнштейн: Его жизнь и Вселенная . Нью-Йорк: Саймон и Шустер, с. 461.
  8. ^ Перейти обратно: а б Даубиггин, Ян (2003). Милосердный конец . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, стр. 41.
  9. ^ Перейти обратно: а б Эйнштейн, Альберт (1995). Идеи и мнения . Нью-Йорк: Рэндом Хаус, с. 62.
  10. ^ Перейти обратно: а б с Калаприс, Алиса (2005). Альманах Эйнштейна . Балтимор: JHU Press, стр. 91.
  11. ^ Перейти обратно: а б Вирек, Джордж Сильвестр (1930). Взгляды на Великое . Нью-Йорк: Компания Маколея, стр. 372–373.
  12. ^ «Альберт Эйнштейн, Наука и религия (1939)» . Панархия.org . 19 мая 1939 года . Проверено 22 мая 2022 г.
  13. ^ Байерляйн, Ральф (1992). Ньютон против Эйнштейна . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 201–202.
  14. ^ Эйнштейн, Альберт (1949). «Заметки к автобиографии». Субботний обзор литературы (26 ноября): 9.
  15. ^ Перейти обратно: а б Гилмор, Майкл Р. (1997). «Бог Эйнштейна: во что Эйнштейн верил о Боге?» Скептик 5 (2): 64; также письмо Гаю Рэнеру-младшему от 2 июля 1945 г.
  16. ^ Перейти обратно: а б Хоффманн, Банеш (1972). Альберт Эйнштейн Создатель и бунтарь . Нью-Йорк: Новая американская библиотека, с. 95.
  17. ^ Калаприс, Алиса (2000). Расширенная цитата Эйнштейна . Принстон: Издательство Принстонского университета, стр. 217. Архивы Эйнштейна 59-797.
  18. ^ Гуткинд, Эрик (1952). Выбери жизнь: Библейский призыв к восстанию . Нью-Йорк: Генри Шуман Пресс.
  19. ^ Перейти обратно: а б Рандерсон, Джеймс (2008). «Детское суеверие: письмо Эйнштейна проясняет взгляд на религию» , The Guardian (13 мая). Высказывались опасения по поводу Guardian английского перевода The . Оригинал письма (почерк, немецкий). Архивировано 9 декабря 2013 г. в Wayback Machine. «Для меня слово «Бог» — не что иное, как выражение и продукт человеческих слабостей, Библия — это собрание почтенных, но все же очень примитивных легенд… Для меня настоящий еврейский религия, как и все другие религии, является воплощением примитивных суеверий». Расписано здесь и здесь. Переведено здесь и здесь. Копии этого письма также находятся в Архивах Альберта Эйнштейна: 33-337 (TLXTr) . 33-338 (ALSX) и 59-897 (ТЛТр). Элис Калаприс (2011). Самый цитируемый Эйнштейн . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, с. 342, цитирует Архивы Эйнштейна 33–337.
  20. ^ Перейти обратно: а б Прощай, Деннис (17 мая 2008 г.). «Письмо Эйнштейна о Боге продано за 404 000 долларов» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 8 октября 2012 г.
  21. ^ Перейти обратно: а б Брайнер, Жанна (5 октября 2012 г.). «Существует ли Бог? «Божественное письмо» Эйнштейна существует, и оно выставлено на продажу» . Новости Эн-Би-Си . Архивировано из оригинала 7 декабря 2013 года . Проверено 7 октября 2012 г.
  22. ^ «Письмо Бога» Альберта Эйнштейна продано за 2,9 миллиона долларов . Новости Би-би-си . 4 декабря 2018 года . Проверено 10 декабря 2018 г.
  23. ^ Дукас, Хелен (1981). Альберт Эйнштейн: Человеческая сторона . Принстон: Издательство Принстонского университета, стр. 43. Архивы Эйнштейна 59-454 и 59-495.
  24. ^ Джаммер, Макс (2011). Эйнштейн и религия: физика и теология . Принстон, штат Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, с. 75. ; Первоначально опубликовано в книге Альберта Эйнштейна (1929). Случайно . [«Сборник»] Берлин: Общество Сончино, с. 9.
  25. ^ Г. С. Вирек, Взгляд на великое (Маколи, Нью-Йорк, 1930), с. 372-373.
  26. ^ Холтон, Дж.Дж. и Иегуда Элкана (1997). Альберт Эйнштейн: исторические и культурные перспективы . Нью-Йорк: Dover Publications, с. 309.
  27. ^ Исааксон, Уолтер (2008). Эйнштейн: Его жизнь и Вселенная. Нью-Йорк: Саймон и Шустер, стр. 388–389. Сообщено в газете «Нью-Йорк Таймс» от 25 апреля 1929 года под заголовком «Эйнштейн верит в «Бога Спинозы»».
  28. ^ Эйнштейн, Альберт (2010). Идеи и мнения . Нью-Йорк: Three Rivers Press, стр. 262.
  29. ^ Кларк, Рональд В. (1971). Эйнштейн: Жизнь и времена . Нью-Йорк: World Publishing Company, с. 425.
  30. ^ Брайан, Денис (1996). Эйнштейн: Жизнь . Нью-Йорк: Дж. Уайли, с. 344. Письмо Эйнштейна от 2 июля 1945 г .; ср. Майкл Шермер, 13 декабря 2010 г .; ср. Распродажа Bonhams, 14 марта 2019 г., коллекция Эрика К. Каренса
  31. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Исааксон, Уолтер (2007). «Эйнштейн и Вера» Время 169 (5 апреля): 47.
  32. ^ Джаммер, Макс (2002). Эйнштейн и религия: физика и теология. Принстон: Издательство Принстонского университета, стр. 97
  33. ^ Джаммер, Макс (2002). Эйнштейн и религия: физика и теология . Принстон: Издательство Принстонского университета, стр. 51 , 149.
  34. ^ «Для меня слово «Бог» — это не что иное, как выражение и продукт человеческих слабостей, Библия — это собрание почтенных, но очень примитивных легенд. Никакие тонкие интерпретации не могут изменить это (для меня). [...] Ибо я, настоящий еврей, - это религия, как и все другие религии, это воплощение примитивных суеверий [...] я не могу воспринимать в ней [еврейском народе] что-либо «избранное»».
  35. ^ «Письмо Бога» Альберта Эйнштейна было продано за 2 400 000 долларов США на аукционе Christie's в Нью-Йорке 4 декабря 2018 г. [1]
  36. ^ «Письмо Эйнштейна «Я не верю в Бога» продано на eBay...» , 23 октября 2012 г., io9.com
  37. ^ Дукас, Хелен (1981). Альберт Эйнштейн: Человеческая сторона . Принстон: Издательство Принстонского университета, стр. 39.
  38. ^ Эйнштейн, Альберт (1999). Мир, каким я его вижу . Секокус, Нью-Джерси: Citadel Press, стр. 5.
  39. ^ Калаприс, Алиса (2000). Расширенная цитата Эйнштейна , Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 2000, стр. 201.
  40. ^ Перейти обратно: а б Роу, Дэвид и Роберт Шульманн (2007). Эйнштейн о политике: его частные мысли и общественная позиция по поводу национализма . Принстон: Издательство Принстонского университета, стр. 229–230.
  41. ^ Перейти обратно: а б с д и Эйнштейн, Альберт (1930). [2] «Религия и наука», журнал New York Times (9 ноября): 3-4.
  42. ^ Эйнштейн, Альберт (2006). Мир, каким я его вижу . Нью-Йорк: Citadel Press, стр. 7.
  43. ^ Эйнштейн, Альберт (2013) Альберт Эйнштейн, Человеческая сторона . Принстон: Издательство Принстонского университета, стр. 32–33.
  44. ^ Галисон, Питер; Холтон, Джеральд Джеймс; Швебер, Сильван С. (2008). Эйнштейн для 21 века: его наследие в науке, искусстве и современной культуре (иллюстрированное издание). Издательство Принстонского университета. п. 37 . ISBN  978-0-691-13520-5 .
  45. ^ Голдсмит, Морис, Алан Маккей, Джеймс Вудхейсен, ред. (2013). Эйнштейн: первые сто лет . Нью-Йорк: Пергамон Пресс. п. 192.
  46. ^ Эйнштейн, Альберт (1956). «Наука и религия», Идеи и мнения . Нью-Йорк: Citadel Press, стр. 26.
  47. ^ Перейти обратно: а б с Дон Ховард, Урок №. 22, «Космическая религия и еврейская идентичность», Альберт Эйнштейн: физик, философ, гуманитарный деятель , курс № 8122, The Teaching Company, LLC, 2009.
  48. ^ Перейти обратно: а б Германнс, Уильям (1983). Эйнштейн и поэт. В поисках космического человека . Бруклин-Виллидж, Массачусетс: Branden Books, с. 60.
  49. ^ Эйнштейн, А. (1950). Из моих последних лет. Философская библиотека, Инк. Глава 47. Почему они ненавидят евреев?, стр. 229.
  50. ^ Американская национальная биография в Интернете
  51. ^ Голдсмит, Морис, Алан Маккей, Джеймс Вудхейсен, ред. (2013). Эйнштейн: первые сто лет . Нью-Йорк: Пергамон Пресс. п. 100.
  52. ^ Ито, Синго (2005). «Раскрытие пацифистской дилеммы Эйнштейна». 5 июля.
  53. ^ Перейти обратно: а б Вирек, Джордж Сильвестр (1929). «Что жизнь значит для Эйнштейна», Saturday Evening Post (26 октября): 17, 110.
  54. ^ Перейти обратно: а б Германнс, Уильям (1983). Эйнштейн и поэт: в поисках космического человека . Бруклин-Виллидж, Массачусетс: Branden Books, с. 62.
  55. ^ Эйнштейн, Альберт (1954). Идеи и мнения . Нью-Йорк: Bonanza Books, стр. 184–185. Родом из ВАИСИ .
  56. ^ Калаприс, Алиса (2011). Самый цитируемый Эйнштейн . Принстон: Издательство Принстонского университета, стр. 337.
  57. ^ Кларк, Рональд В. (1995). Эйнштейн: Жизнь и времена . Нью-Йорк: Издательство Random House Value, с. 339.
  58. ^ Фёлсинг, Альбрехт (1997). Альберт Эйнштейн: биография . Лондон: Пингвин, с. 15
  59. ^ Перейти обратно: а б Сакс, Эндрю и Питер Джонс (1930). Альберт Эйнштейн . Тейлор и Фрэнсис, с. 32.
  60. ^ Перейти обратно: а б Фёлсинг, Альбрехт (1997). Альберт Эйнштейн: биография . Лондон: Пингвин, с. 16.
  61. ^ Перейти обратно: а б Германнс, Уильям (1983). Эйнштейн и поэт. В поисках космического человека . Бруклин-Виллидж, Массачусетс: Branden Books, с. 32.
  62. ^ Фёлсинг, Альбрехт (1997). Альберт Эйнштейн: биография . Лондон: Пингвин, с. 41.
  63. ^ Холдер, Р.Д. и С. Миттон (2013). Жорж Леметр: Жизнь, наука и наследие . Нью-Йорк: Springer Science, с. 10.
  64. ^ Аноним (1940). «Религия: немецкие мученики» Время 36 (23 декабря): 38.
  65. ^ Перейти обратно: а б Уотерхаус, Уильям К. (5 января 2006 г.). «Хвалил ли Эйнштейн церковь?» . эСкептик . Общество скептиков . Проверено 25 марта 2010 г.
  66. ^ Дукас, Хелен, изд. (1981). Альберт Эйнштейн, Человеческая сторона . Принстон: Издательство Принстонского университета, стр. 94 .
  67. ^ Роуд-шоу антиквариата (2008). «Письмо Альберта Эйнштейна 1943 года» PBS. 19 мая. Видео
  68. ^ Германнс, Уильям (1983). стр. 32-33.
  69. ^ Германнс, Уильям (1983). п. 46.
  70. ^ Германнс, Уильям (1983). п. 63.
  71. ^ Перейти обратно: а б с Германнс, Уильям (1983). п. 65.
  72. ^ Германнс, Уильям (1983). п. 66.
  73. ^ Германнс, Уильям (1983). п. 105.
  74. ^ Перейти обратно: а б Германнс, Уильям (1983). п. 119.
  75. ^ Германнс, Уильям (1983). п. 132.
  76. ^ Миллер, Пэт (1955). «Смерть гения» Журнал Life Magazine 38 (2 мая): 62.
  77. ^ Сомерс, Клифф (11 ноября 2016 г.). Он или нет? Ответ на книгу «Бог не умер» . Публикация страниц. ISBN  9781684093670 .
  78. ^ Перейти обратно: а б Дон, Ховард (1997). Взгляд за завесу майи: Эйнштейн, Шопенгауэр и исторические предпосылки концепции пространства как основы для индивидуации физических систем . Издательство Питтсбургского университета. п. 92.
  79. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Штамп, Филип (2014). «Эйнштейн: Философские идеи». Проверено 14 февраля 2017 г.
  80. ^ «Философия науки Эйнштейна» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета. 2019.
  81. ^ Гарднер, Мартин (1996). Ночь велика: Сборник очерков, 1938–1995 . п. 430.
  82. ^ Адамс, Джон (1995). Риск . Лондон: Издательство Университетского колледжа Лондона, стр. 17.
  83. ^ Голдсмит, Дональд и Марсия Бартусяк (2006). E = Эйнштейн: его жизнь, его мысли и его влияние на нашу культуру . Нью-Йорк: Sterling Publishing, с. 187.
  84. ^ Дэвид Рэй, Джон Б. Кобб, Кларк Х. Пиннок (2000). В поисках адекватного Бога: диалог между теистами процесса и свободной воли , Wm. Издательство Б. Эрдманс, 2000, с. 177. Энциклопедия религии, том 10, называет эту точку зрения «крайним монизмом », где «Бог решает или определяет все, включая наши предполагаемые решения».
  85. ^ Элькана, Иегуда и Ади Офир, ред. (1979). Эйнштейн 1879-1979: Выставка . Нью-Йорк: Еврейская национальная и университетская библиотека, с. 48.
  86. ^ Перейти обратно: а б Дарджи, Валтенегус (июль 2018 г.). ПРИЧИНА ЖИЗНИ: По мнению Альберта Эйнштейна, Зигмунда Фрейда, Федора Достоевского и Льва Толстого , Lamsi Publication (стр. 117-119)
  87. ^ Эйнштейн, А. (1954). Идеи и мнения (Пер.: Соня Бергманн) Нью-Йорк (корона). п. 31
  88. ^ Кук, Билл (2004) Собрание неверных: сто лет Ассоциации рационалистической прессы , Prometheus Books, Нью-Йорк. ISBN 978-1591021964. стр138.
  89. ^ «Альберт Эйнштейн» . Гуманистическое наследие . Гуманисты Великобритании . Проверено 20 февраля 2023 г.
  90. ^ Селдес, Джордж (1996). Великие мысли . Нью-Йорк: Ballantine Books, с. 134.
  91. ^ Калаприс, Алиса (2000). Расширенная цитата Эйнштейна . Принстон: Издательство Принстонского университета, стр. 216. Альберт Эйнштейн, «Религия и наука», журнал New York Times (9 ноября 1930 г.): 3-4.
  92. ^ Дукас, Хелен (1981). Альберт Эйнштейн, Человеческая сторона . Принстон: Издательство Принстонского университета, стр. 95. Письмо бруклинскому священнику от 20 ноября 1950 г.
  93. ^ Баки, Питер (1992). Рядовой Альберт Эйнштейн . Канзас-Сити: Эндрюс и МакМил, с. 86.
  94. ^ Дукас, Хелен (1981). Альберт Эйнштейн, Человеческая сторона . Принстон: Издательство Принстонского университета, стр. 66.
  95. ^ Эйнштейн, Альберт; Дайсон, Фриман (2010). Калаприс, Алиса (ред.). Абсолютно цитируемый Эйнштейн . Издательство Принстонского университета. п. 395. ИСБН  978-0691160146 . {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  96. ^ Альберт, Эйнштейн (1944). Шилпп, Пол Артур (ред.). Библиотека живых философов . Том. V, «Философия Бертрана Рассела». «Заметки о теории познания Бертрана Рассела».
  97. ^ Эйнштейн, Альберт (1973). Альберт Эйнштейн Армину Вайнеру, 18 сентября 1930 г., неопубликованное письмо из архива библиотеки Бернди в Норуолке, штат Коннектикут, цитируется Холтоном, Джеральдом Дж. «Где реальность? Ответы Эйнштейна». В журнале «Наука и синтез» , стр. 55. Под редакцией ЮНЕСКО. Берлин: Springer Verlag, 1971. Перепечатано в журнале «Тематические истоки научной мысли: от Кеплера до Эйнштейна» . Кембридж: Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 55.
  98. ^ Эйнштейн, Альберт; Бессо, Мишель (1979). Альберт Эйнштейн Микеле Бессо, 13 мая 1917 г. В переписке 1903–1955 гг. , переведенной с примечаниями и введением Пьера Специали. Париж: Германн. п. 68
  99. ^ Вайнерт, Фридель (октябрь 2005 г.). «Эйнштейн и Кант» . Философия . 80 (314): 585–593. дои : 10.1017/S0031819105000483 . S2CID   170876297 .
  100. ^ Перейти обратно: а б Ховард, Дон А. (декабрь 2005 г.). «Альберт Эйнштейн как философ науки» (PDF) . Физика сегодня . 58 (12). Американский институт физики: 34–40. Бибкод : 2005ФТ....58л..34Н . дои : 10.1063/1.2169442 . Проверено 8 марта 2015 г. - через Университет Нотр-Дам, Нотр-Дам, Индиана, личную веб-страницу автора. У Шопенгауэра он научился рассматривать независимость пространственно разделенных систем практически как необходимое априорное предположение ... Эйнштейн считал свой принцип разделения, происходящий от принципа индивидуации Шопенгауэра , фактически аксиомой для любой будущей фундаментальной физики. ... Шопенгауэр подчеркивал важную структурирующую роль пространства и времени в индивидуализации физических систем и их развивающихся состояний. Эта точка зрения подразумевает, что различия в местоположении достаточно, чтобы сделать две системы разными в том смысле, что каждая из них имеет свое собственное реальное физическое состояние, независимое от состояния другой. Для Шопенгауэра взаимная независимость пространственно разделенных систем была необходимой априорной истиной.
  101. ^ Исааксон, Уолтер (2007). Эйнштейн: Его жизнь и Вселенная . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. п. 367. ИСБН  978-0743264747 .
  102. ^ Дон, Ховард (1997). Взгляд за завесу майи: Эйнштейн, Шопенгауэр и исторические предпосылки концепции пространства как основы для индивидуации физических систем . Издательство Питтсбургского университета. п. 87.
  103. ^ Исааксон, Уолтер (2007). Эйнштейн: Его жизнь и Вселенная . п. 391.
  104. ^ Эйнштейн, Альберт (1970). «Автобиографические заметки». В Шилппе, Пол Артур (ред.). Альберт-Эйнштейн: философ-ученый (Третье издание). Библиотека живых философов 7. Ла Саль, Иллинойс: Открытый суд. п. 11.
  105. ^ Туччи, Николо (15 ноября 1947 г.). «Великий иностранец» . Житель Нью-Йорка . Архивировано из оригинала 01 января 2021 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fb686a794ca07be87b6ee7dc1ce04ffc__1722705540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fb/fc/fb686a794ca07be87b6ee7dc1ce04ffc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Religious and philosophical views of Albert Einstein - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)