Башня молчания
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2017 г. ) |
Часть серии о |
Зороастризм |
---|
![]() |
![]() |


Дахма ( то ( персидский : دخمه ), иначе называемая Башней молчания ( персидский : برجِ خاموشان ), представляет собой круглую приподнятую структуру, построенную зороастрийцами для экскарнации есть человеческие трупы воздействия на стихии с целью дать возможность их разложение ), во избежание загрязнения почвы и других природных элементов разлагающимися трупами. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] птицы-падальщики , обычно стервятники и другие падальщики. Мясо поедают [ 1 ] [ 2 ] Скелетные останки собираются в центральную яму, где происходит дальнейшее выветривание и дальнейшее разрушение. [ 1 ] [ 2 ]
Ритуальное обнажение иранских народов
[ редактировать ]Зороастрийский ритуал обнажения мертвых впервые засвидетельствован в середине V века до нашей эры в « Историях , » Геродота древнегреческого историка , который наблюдал этот обычай среди иранских эмигрантов в Малой Азии ; однако использование башен впервые задокументировано в начале 9 века нашей эры. [ 1 ] [ 2 ] В рассказе Геродота (в «Истории», I.140) зороастрийские погребальные обряды считаются «секретными»; однако впервые они были исполнены после того, как тело тащила птица или собака. Затем труп забальзамировали воском и положили в траншею. [ 4 ]
Описывая культуру персов , Геродот сообщает о персидских погребальных обычаях, совершаемых магами , которые , по его словам, опять же держатся в секрете. Однако он пишет, что знает, что тело умершего самца выставляют собакам и хищным птицам, затем труп покрывают воском, а затем его хоронят. [ 5 ] Ахеменидский обычай покойников зафиксирован в областях Бактрии , Согдианы и Гиркании , но не в Западном Иране. [ 6 ] [ 7 ]
Обнаружение оссуариев как в Восточном, так и в Западном Иране, датируемых V и IV веками до нашей эры, указывает на то, что кости иногда были изолированы, но нельзя предполагать разделение, происходящее в результате ритуального воздействия: курганы, [ 8 ] где тела были завернуты в воск, также были обнаружены. Гробницы императоров Ахеменидов в Накше-Рустаме и Пасаргадах также предполагают неразоблачение, по крайней мере, до тех пор, пока кости не будут собраны. Согласно легенде (включенной Фирдоуси в его «Шахнаме» ; букв. « Книга царей » ), сам Зороастр похоронен в гробнице в Балхе (на территории современного Афганистана ).
Византийский сасанидского историк Агафий описал зороастрийское захоронение полководца Мир-Михрое : «Слуги Мермероэса взяли его тело, вынесли его за пределы города и положили там, как оно было, одно и непокрытое, согласно своим традиционным обычаям. обычай, как отбросы для собак и ужасная падаль». [ 6 ] [ 9 ]
Башни являются гораздо более поздним изобретением и впервые задокументированы в начале 9 века нашей эры. [ 10 ] Погребальные ритуальные обычаи, связанные с этой практикой, относятся к эпохе Сасанидов (3–7 вв. н.э.). Подробно они известны из приложения к « Шайест не Шайест» , двух сборников «Риваят» и двух «Саддаров ».
Одно из самых ранних литературных описаний такого здания встречается в Посланиях Манущихра конца 9-го века , где технический термин — астодан , «костница». Другой термин, который появляется в текстах зороастрийской традиции IX-X веков (так называемые « книги Пехлеви »), — это дахмаг ; в самом раннем использовании оно относилось к любому месту для умерших.
Обоснование
[ редактировать ]Доктринальное обоснование воздействия заключается в том, чтобы избегать контакта с землей, водой или огнем, которые в зороастрийской религии считаются священными. [ 2 ] [ 3 ]
Зороастрийская традиция считает человеческие трупы и трупы животных (помимо остриженных волос и обрезков ногтей) насу , то есть нечистыми, оскверняющими. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] В частности, ) Насу считается, что трупный демон ( даэва врывается в тело и загрязняет все, с чем соприкасается. [ 3 ] [ 11 ] По этой причине Видевдад (церковный кодекс, название которого означает «данный против демонов») содержит правила максимально безопасного избавления от мертвых. [ 1 ] Более того, Видевдад требует, чтобы могилы, а также надгробия были уничтожены. [ 1 ] [ 10 ]
Чтобы предотвратить загрязнение священных элементов: земли ( зам ), воды ( апас ) и огня ( атар ), тела умерших размещаются на вершинах башен и подвергаются воздействию солнца, а также птицам-падальщикам и -некрофагам животным . например, дикие собаки. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Таким образом, как объяснил секретарь общины парсов Мумбаи в начале 20-го века: « гниение со всеми сопутствующими ему пороками... наиболее эффективно предотвращается». [ 12 ]
В настоящее время
[ редактировать ]Структура и процесс
[ редактировать ]Современные башни, достаточно однородные по конструкции, имеют почти плоскую крышу, периметр которой немного выше центра. Крыша разделена на три концентрических кольца: тела мужчин расположены вокруг внешнего кольца, женщин - во втором кольце, а детей - во внутреннем кольце. На территорию ритуала может войти только особый класс носителей гроба , называемый нусессаларами , от авестийского : наса салар , состоящий из слов-элементов -салар («смотритель») и наса- («загрязнители»).
После того, как кости обесцвечиваются солнцем и ветром, что может занять до года, их собирают в яме для склепов в центре башни, где с помощью извести они постепенно распадаются, а оставшийся материал вместе со стоками дождевой воды просачивается через многочисленные угольные и песчаные фильтры, а затем смывается в море. [ 13 ] [ 14 ]
Стремительное сокращение популяции стервятников в Индии из-за отравления побудило сообщество парсов искать альтернативы стандартным дахмам. [ 15 ]
Иран
[ редактировать ]


В иранской зороастрийской традиции башни строились на вершинах холмов или невысоких гор в местах, удаленных от населенных пунктов. В начале 20-го века иранские зороастрийцы постепенно прекратили их использование и стали отдавать предпочтение захоронению или кремации . [ 16 ]
Решение об изменении системы было ускорено тремя соображениями: первая проблема возникла с созданием медицинской школы Дар уль-Фунун . Поскольку ислам считает вскрытие трупов ненужной формой нанесения увечий и запрещает его, [ 17 ] трупов для изучения по официальным каналам не было. Башни неоднократно подвергались взлому, к большому разочарованию зороастрийской общины. [ нужна ссылка ] Во-вторых, хотя башни были построены вдали от населенных пунктов, рост городов привел к тому, что башни теперь оказались в пределах города. [ 16 ] Наконец, многие зороастрийцы сочли эту систему устаревшей. [ 16 ] После долгих переговоров между анжуманов обществами Йезда , Кермана и Тегерана последние получили большинство и основали кладбище примерно в 10 километрах (6,2 мили) от Тегерана в Гаср-е Фирузе (Дворец Фирузе). Могилы были выложены камнями и замазаны цементом, чтобы предотвратить прямой контакт с землей. В Йезде и Кермане, помимо кладбищ, ортодоксальные зороастрийцы продолжали содержать башню до иранской революции 1979 года, когда ритуальное обнажение было запрещено законом. [ нужна ссылка ]
Индия
[ редактировать ]
После быстрого расширения индийских городов приземистые здания сегодня располагаются в населенных пунктах или вблизи них, но отделены от городской суеты садами или лесами. В зороастрийской традиции парсов обнажение мертвых также считается последним актом благотворительности человека, предоставляющим птицам то, что в противном случае было бы уничтожено.
В конце 20-го и начале 21-го веков популяция стервятников на Индийском субконтиненте сократилась (см. Кризис индийских стервятников ) более чем на 97% по состоянию на 2008 год, в первую очередь из-за отравления птиц диклофенаком после введения этого препарата для домашнего скота в 1990-х годах. , [ 18 ] [ 19 ] в 2006 году для крупного рогатого скота. до тех пор, пока он не был запрещен правительством Индии Немногие выжившие птицы часто не могут полностью съесть трупы. [ 20 ] В 2001 году общины парсов в Индии оценивали разведение стервятников в неволе и использование «солнечных концентраторов» (которые по сути представляют собой большие зеркала) для ускорения разложения. [ 21 ] Некоторые были вынуждены прибегнуть к захоронению, так как солнечные коллекторы работают только в ясную погоду. Раньше стервятники избавлялись от тела за считанные минуты, и ни один другой метод не оказался полностью эффективным.
Право на использование Башни молчания является широко обсуждаемым вопросом среди сообщества парсов. Объектами обычно управляют анжуманы, преимущественно консервативные местные зороастрийские ассоциации. Обычно в совете из девяти членов обычно пять священников. В соответствии с индийскими законами эти ассоциации обладают внутренней властью над трастовой собственностью и имеют право разрешать или ограничивать доступ и использование, в результате чего ассоциации часто запрещают использование потомками «смешанного брака», то есть когда один родитель — парс, а другой — нет. [ 22 ]
Башни по-прежнему используются как священные места для общины парсов. [ 23 ] хотя лица, не являющиеся членами, не могут в них войти. [ 24 ] В Мумбаи посетителям показывают модель башни. На место могут быть организованы туры. [ 25 ] [ 26 ]
Архитектурные и функциональные особенности
[ редактировать ]- Башни одинаковы по своей конструкции.
- Крыша башни посередине ниже внешней и разделена на три концентрических круга.
- Мертвые тела кладут на каменные кровати на крыше башни, а в центральной яме есть склеп, куда тела падают после того, как их съели стервятники.
- Тела распадаются естественным путем с помощью извести, а остатки смываются дождевой водой в многочисленные фильтры из угля и песка и, наконец, достигают моря.
См. также
[ редактировать ]- Погребальное дерево
- Утилизация человеческих трупов – Методы захоронения
- Храм огня , зороастрийское место поклонения
- Сет Моди Хирджи Вачха , строитель первой (Мумбаи) дахмы (1672 г.)
- Небесное захоронение
- Ваю-Вата , воздух ( вайю ) как священный элемент; зороастрийское божество ветра
- Естественное захоронение
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Рассел, Джеймс Р. (1 января 2000 г.). «ПОХОРОНЕНИЕ iii. В зороастризме» . Энциклопедия Ираника . Том. IV/6. Нью-Йорк : Колумбийский университет . стр. 561–563. ISSN 2330-4804 . Архивировано из оригинала 17 мая 2013 года . Проверено 28 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хафф, Дитрих (2004). «Археологические свидетельства зороастрийской погребальной практики» . В Стаусберге, Майкл (ред.). Зороастрийские ритуалы в контексте . Серия книг «Нумен». Том. 102. Лейден : Издательство Brill . стр. 593–630. дои : 10.1163/9789047412502_027 . ISBN 90-04-13131-0 . ISSN 0169-8834 . LCCN 2003055913 .
- ^ Jump up to: а б с д и Маландра, WW (2013). «Иран» . В Спэте, Барбетт Стэнли (ред.). Кембриджский спутник древних средиземноморских религий . Нью-Йорк : Издательство Кембриджского университета . п. 122. дои : 10.1017/CCO9781139047784.009 . ISBN 978-0-521-11396-0 . LCCN 2012049271 .
- ^ Стаусберг, Майкл (2004). «Похоронные помещения». Религия Заратуштры: история, современность, ритуалы . Том 3. Штутгарт: Верлаг В. Кольхаммер. стр. 204–245. ISBN 978-3170171206 .
- ^ «Геродот III. Определение персов» . Энциклопедия Ираника (онлайн-изд.). Архивировано из оригинала 29 января 2019 года . Проверено 24 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Энциклопедия Ираника под редакцией Эхсана Яр-Шатера, Рутледжа и Кегана Пола, том 6, части 1–3, стр. 281а.
- ^ Грене, Франц (январь 2000 г.). «ПОХОРОНЕНИЕ ii. Остатки погребальной практики в Древнем Иране» . Энциклопедия Ираника . Том. IV. стр. 559–561. Фаск. 5–6.
- ^ Фальк, Гарри (1989), «Сома I и II», Бюллетень Школы восточных и африканских исследований , 52 (1): 77–90, doi : 10.1017/s0041977x00023077 , S2CID 146512196
- ^ Бойс, Мэри (31 октября 2011 г.) [Впервые опубликовано 15 декабря 1993 г.]. «ТРУП, избавление от него в зороастризме» . Энциклопедия Ираника . Том. VI. стр. 279–286. Фаск. 3.
Агафий из вторых рук описал избавление от тела персидского полководца Мир-Михрё, умершего в 555 году: «Тогда слуги Мир-Михрё взяли его тело, вынесли его за город и положили там. так оно и было, одинокое и непокрытое по их традиционному обычаю, как отбросы для собак и ужасных птиц-падальщиков».
- ^ Jump up to: а б Бойс, Мэри (1975). «Зороастрийские погребальные обряды». История зороастризма: ранний период . Том. 1. Лейден: Брилл. стр. 156–165, 325–330. дои : 10.1163/9789004294004_014 . ISBN 9789004294004 .
- ^ Бродд, Джеффри (2003). Мировые религии . Вайнона, Миннесота, США: Saint Mary's Press. ISBN 978-0-88489-725-5 .
- ^ Моди, Дживанджи Джамшеджи Моди (1928), Похоронные церемонии парсов , Антропологическое общество Мумбаи, заархивировано из оригинала 07 февраля 2005 г. , получено 9 сентября 2005 г.
- Здесь Моди цитирует «краткое описание башни с планом, данным г-ном Нусерванджи Быравджи, покойным энергичным секретарем общественных благотворительных фондов и собственности общины парсов».
- ^ Сунавала, Нергиш (28 октября 2014 г.). «Несуществующая Башня молчания продолжает жить в самом сердце жилой колонии Андхери» . Таймс оф Индия . Проверено 1 мая 2022 г.
- ^ Моди, Дживанджи Джамшеджи Моди (1928), Похоронные церемонии парсов , Антропологическое общество Мумбаи, заархивировано из оригинала 07 февраля 2005 г. , получено 9 сентября 2005 г.
- ^ Гульзеб, Соня (04 мая 2024 г.). « Наша культура умирает»: нехватка стервятников угрожает зороастрийским погребальным обрядам» . Пакистан. Хранитель . Медиа группа «Гардиан» . ISSN 1756-3224 . OCLC 60623878 . Проверено 19 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Бойс, Мэри (1979), Зороастрийцы: их религиозные верования и практики, Лондон: Routledge, стр. 221–222.
- ^ Арамеш, Киараш (30 мая 2009 г.). «Право собственности на человеческое тело: исламская перспектива» . Журнал медицинской этики и истории медицины . 2 :4. ПМК 3713940 . ПМИД 23908718 .
- ^ Тейт, Малькольм (10 октября 2004 г.). «Популяция стервятников в Индии переживает катастрофический коллапс, а вместе с ним и священную телесную кончину мертвых парсов» . Эколог . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года.
- ^ Адам, Дэвид (31 января 2006 г.). «Препарат для крупного рогатого скота обвиняют в том, что стервятники Индии находятся на грани исчезновения» . Хранитель .
- ^ Свон, Джерри; Найду, Винасан; Катберт, Ричард; и др. (январь 2006 г.). «Устранение угрозы диклофенака для находящихся под угрозой исчезновения азиатских стервятников» . ПЛОС Биология . 4 (3): е66. дои : 10.1371/journal.pbio.0040066 . ПМК 1351921 . ПМИД 16435886 .
- ^ Шривастава, Санджив (18 июля 2001 г.), «Парсы обращаются к солнечной энергии» , BBC News South Asia , заархивировано из оригинала 30 июня 2006 г. , получено 9 сентября 2005 г.
- ^ Палсеция, Джесси С. (2001). «Эпилог: идентичность и современные парсы» . Парсы Индии: сохранение идентичности в городе Бомбей . Лейден: Брилл. стр. 320–337. ISBN 9789004491274 .
- ^ «Мой визит в Башню Тишины помог мне смириться со смертью» . Архивировано из оригинала 26 января 2021 г. Проверено 9 декабря 2020 г.
- ^ Башня молчания, Небесные захоронения и Хищные птицы
- ^ «Гражданские группы выступают против тура по историческому наследию парсийской Башни молчания» . Индостан Таймс . Нью-Дели, Индия: HT Digital Streams Ltd., 10 декабря 2016 г.
- ^ «Протесты не мешают прогулке по памятникам у Башни молчания» . Индостан Таймс . 12 декабря 2016 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]

- Вендидад Фаргард 5, Законы чистоты , в переводе Джеймса Дарместетера
- Вадиа, Азми (2002), «Эволюция Башен молчания и их значение», в Годреже, Фероза Дж.; Мистри, Фироза Пунтаки (ред.), Зороастрийский гобелен , Нью-Йорк: Mapin
- Отрывок из «Зороастрийский гобелен (отрывок из книги)» . Журнал Hindu-Sunday . 21 июля 2002 г. Архивировано из оригинала 7 января 2003 г.
- Моди, Дживанджи Джамшеджи (2011) [Перепечатка 2-го издания (1937 г.), первоначально опубликованная «Сыновьями Джехангира Б. Карани: Бомбей». Петерсон, Джозеф Х. (ред.). Религиозные церемонии и обычаи парсов (PDF) . Кассон, Миннесота, США: Avesta.org.
- Лукарелли, Фоско (9 февраля 2012 г.). «Башни молчания: зороастрийские архитектуры для ритуала смерти» , Socks-Studio
- Котвал, Фирозе М.; Мистри, Ходжесте П. (2002), «Защита физического мира», в Годрей, Фероза Дж.; Мистри, Фироза Пунтаки (ред.), Зороастрийский гобелен , Нью-Йорк: Mapin, стр. 337–365.
- Мансур Хаджепур [Хаджепур, Мансур]; Зейнаб Рауфи [Рауфи, Зейнаб] (июнь 2018 г.). «Теоретический подход к восстановлению Башни молчания (Дахмы) зороастрийцев в Иране (на примере Башни молчания Кермана)». Баг-э-Назар: Научный журнал исследовательского центра искусства, архитектуры и урбанизма НАЗАР (на персидском и английском языках). 15 (61): 57–70. дои : 10.22034/bagh.2018.63865 .
- Харрис, Гардинер (29 ноября 2012 г.). «Дать новую жизнь стервятникам, чтобы восстановить человеческий ритуал смерти» , The New York Times
- Даннинг, Брайан (14 августа 2012 г.). «Скептоид № 323: 8 жутких мест и почему они такие» . Скептоид .
1. Зороастрийские башни молчания
- Бойс, Мэри (1979), Зороастрийцы: их религиозные верования и практики , Лондон: Routledge, стр. 156–162.
- Бойс, Мэри (1996), «Смерть среди зороастрийцев» , Энциклопедия Ираника , том. 7, Коза-Меса: Mazda, заархивировано из оригинала 6 ноября 2007 г. , получено 15 августа 2007 г.