Jump to content

Евнухи в Византийской империи

Евнухи (по- гречески οἱ εὐνοῦχοι ) были чрезвычайно важной и многочисленной категорией придворных византийского императора. Их главным назначением было служение императору и императрице в покоях Большого дворца ; только им мог полностью доверять император. Из-за беспрепятственного доступа к личности императора евнухи, имевшие собственную придворную иерархию , контролировали управление государством на протяжении большей части византийской истории .

Евнухи пользовались большим привилегированием в византийском обществе. Хотя они не могли занять императорский трон и их законные права были в некоторых отношениях ограничены, в остальном евнухи имели очень привлекательные перспективы. младших сыновей знатных семей не была редкостью Хотя основным источником евнухов в Византии были рабы из соседних стран, кастрация . Например, были кастрированы двое сыновей императора Романа I Лакапина Феофилакт , ставший впоследствии патриархом , и Василий , фактический правитель империи в 945—985 годах. В общем, евнухи имели возможность преуспеть в любой профессиональной области. Начиная с VI века, евнухи занимали высокие должности во главе византийской армии и флота , хотя успеха на этом поприще добивались редко.

Евнухи были гораздо реже в низших слоях общества.

[ редактировать ]
Приезд около 881 года богатой вдовы Даниелисы в Константинополь с подарками для императора Василия I , из которых самыми ценными были 100 евнухов, произвел сильное впечатление на современников. [ 1 ] [ 2 ]

Исторически практика обращения евнухов была запрещена со времен Римской империи. Первый известный запрет был издан при Домициане (81–96) и подтвержден при Нерве (96–98). Император Траян (98–117) распространил Суллы закон о сикариях и венефициях на врачей, занимавшихся ремеслом, но евнухов было не меньше. Поскольку императоры имели власть только внутри империи, евнухи могли приезжать из-за границы, создавая прибыльную торговлю. Стоимость евнуха младше 10 лет составляла 30 солидов , 50 солидов, если евнух был старше 10 лет, и 60, если он владел каким-либо искусством. Евнухи были ценным и всегда желанным подарком императору. [ 3 ] При Константине Великом (306–337) были возобновлены старые законы против евнухов, но и тогда они плохо соблюдались, а при его преемнике Констанции II (337–361) священник-евнух Евсевий во главе многочисленных молодых евнухов кубулярий , был внушительной силой при дворе. Влияние Евсевия, признававшего только власть императора, было настолько велико, что когда он обратился к арианству , религиозная политика всей империи изменилась . Евнухи, нашептывающие «своими заискивающими и, независимо от возраста, вечно детскими голосами» обвинения в адрес популярного полководца Урсицина , вызвали у историка Аммиана Марцеллина ностальгию по императору Домициану, боровшемуся с «подобными мерзостями». [ 4 ] [ 5 ]

В V веке император Лев I Мацелла (457–474) запретил торговлю только с евнухами, являвшимися гражданами империи, что привело к наводнению евнухов- варваров в Византию. Император Юстиниан I (527-565), ввиду высокой смертности при подобных операциях — в среднем трое из 90 прооперированных выживали, посвятил специальную повесть евнухам «142». Оно подтвердило предыдущие законы и установило, что исполнители и соучастники операции будут наказаны по закону талиона , а в случае, если они переживут операцию, будут отправлены на каторжные работы, а их имущество будет конфисковано. [ 6 ] Если исполнителем операции была женщина, ее наказывали конфискацией имущества и ссылкой. Рабы-евнухи имели право на освобождение. Новелла не применялась, если операция проводилась по медицинским показаниям. Для варварских народов торговля евнухами продолжала оставаться прибыльным занятием, и Прокопий Кесарийский упоминает о ней как о важном источнике доходов царей абасгоев . Однако, когда Юстиниан через своего посла, кастрированного абасгия Евфрата, приказал этим людям отказаться от торговли, они восприняли запрет как возможность восстать против Империи. [ 7 ] [ 5 ] Эти меры не изменили ситуации, а роман императора Льва VI (886-912) «60» вынудил смягчить прежнее законодательство, заменив закон талиона за проведение кастрации штрафом в 10 фунтов золота и ссылкой на 10 лет. ; если преступник занимал должность в суде, его увольняли. Как и Юстиниан, Лев VI не запрещал операцию по медицинским показаниям и не запрещал ее свободным гражданам. Закон не уточнял, в каком возрасте человек, которого будут оперировать, мог дать свое согласие, и в любом случае его родители могли дать их согласие постфактум. [ 8 ]

В византийской юридической и неюридической литературе существовало несколько типов классификации евнухов. С юридической точки зрения существовало две категории евнухов: [ Примечание 1 ] [ 9 ] (по- древнегречески ἐκτομίαι, ἔκτομοι ), то есть те, кто полностью утратил репродуктивную способность в результате хирургического вмешательства (по-древнегречески — σπαδόνες, θλαδίαι ), неспособность которых к размножению явилась следствием болезни. Поскольку неспособность к воспроизводству была гарантирована для первых и лишь вероятна для вторых, эти категории имели разный правовой статус. Таким образом, в отличие от σπδόνες, ἐκτομίαι не мог жениться, усыновлять детей или завещать имущество. Однако Лев VI счел несправедливым лишить ἐκτομομοι радостей отцовства и восстановил им это право своим романом «26». [ 10 ]

Политическое влияние

[ редактировать ]
Императрица Феодора и ее двор (середина VI века). Главный евнух Феодоры держит дверную петлю. [ 11 ]

Византийские евнухи составляли мощное и хорошо организованное образование (по-древнегречески — ἡ τῶν εὐνοῦχων τάξις ), и в структуре византийской бюрократии за ними сохранялась особая категория титулов и чинов. Евнухи могли занимать почти все государственные должности, а в равенстве титулов евнухи имели преимущество перед «бородатыми». [ 5 ] [ Примечание 2 ] [ 12 ] Происхождение обычая иметь при дворе евнухов приписывают восточному влиянию. Однако женская часть дворца ( гинекей ) требовала многочисленной прислуги, а подразумеваемое сходство евнухов с бесполыми ангелами и серапами делало их незаменимыми для императорских церемоний. [ 8 ] Учитывая частые государственные перевороты, важным было то, что евнухи не представляли опасности как потенциальные претенденты на престол. [ Примечание 3 ] [ 13 ] Тем не менее, роль главы придворных евнухов, носившего титул Praepositus Sacre Cubuli , была чрезвычайно важна. [ 14 ] Влияние евнухов определялось их близостью к императору, их влиянием на то, с кем и когда император будет общаться и от кого в первую очередь узнает о важных событиях. Известно также, что евнухи взимали плату за аудиенции и личные встречи. [ 15 ]

евнухи Евсевий при Констанции II и Пробаций при Иовиане В IV веке агентами арианского влияния при дворе были (363–364). В начале правления Аркадия (395–408) наибольшим авторитетом при дворе пользовался Евтропий , единственный евнух, достигший звания консула. Общественное возмущение, вызванное этим назначением, в конечном итоге стоило Евтропию головы. Единоличное правление сына Аркадия Феодосия II (408–450), начавшееся в возрасте 7 лет, проходило под постоянным надзором евнухов-наставников, служивших его отцу. Самым известным из них был Хрисафий, получивший известность в 440-х годах и принявший активное участие в борьбе между сестрой и женой Феодосия за влияние на императора. В религиозных спорах своего времени Хрисафий встал на сторону еретика Евтихия против патриарха Флавиана. Из рассказа Приска Паниаса известно, что в 449 году Хрисафию была поручена ответственная миссия по организации нападения на предводителя гуннов Аттилу. Деликатные миссии были поручены евнухам, а затем и императорам. Флавий Зенон (474–491) Урбикия, Анастасий I (491–518) Калоподий и Аманций. Император Юстиниан II (685-695, 705-711), потерявший трон и нос во многом из-за действий своего казначея Стефана Перса, не утратил доверия к евнухам после своего возвращения к власти и продолжал поручать им важные дела. миссии. [ 16 ]

Император Никифор III Ботаниат (1078–1081) и его придворные. Евнухи стоят справа от императора, что может указывать на их более привилегированное положение по сравнению с «бородатыми». [ 17 ]

В дальнейшем евнухи постоянно упоминаются на высоких постах, выполняя ответственные задания или как участники заговоров. Небольшое уменьшение упоминаний о них отмечается во время правления Василия I должность паракимоменона, традиционно закрепленную за евнухами (867-886), который, как редкое исключение, занимал при Михаиле III (842-867) . При его сыне Льве VI (886–912) евнухи восстановили свое влияние при дворе. В сложном конфликте по поводу браков императора Льва VI евнух Самон помогал ему в борьбе с патриархом Николаем Мистиком , который был удостоен должности паракимомона, вакантной со времен Василия I. Его сменил эту функцию выполнял Константин Пафлагонец , который вместе со своим родственником, евнухом Константином Гонгилом , поставленным во главе флота, поддерживал полководца Льва Фока против Романа I Лакапина (920–940). Среди большого количества евнухов, появившихся во времена несовершеннолетия Константина VII (913-959), наиболее примечательным является внебрачный сын Романа I, Василия , который был фактическим правителем государства при трёх преемниках Константина VII и был свергнут от власти лишь в 985 году Василием II (976-1025). Среди выдающихся евнухов десятого века были Джозеф Брингас , [ Примечание 4 ] [ 18 ] интриговал против Никифора Фоки (963-969), и Христофора, упомянутого Лиутпрандом Кремонским в связи с недружелюбным приемом, оказанным им посольству императора Оттона II . [ 19 ]

При брате Василия II Константине VIII (1025—1028) и императорах, пришедших к власти через императрицу Зою , евнухи продолжали пользоваться полным доверием императоров. Могущественный в 1030-х годах евнух Иоанн Орфанотроф смог обеспечить трон своему брату Михаилу IV Пафлагонскому (1034–1041), женив его на Зое, а затем своему племяннику Михаилу V (1041–1042), обеспечив его усыновление императрица. Остальные три брата Иоанна, двое из которых были евнухами, занимали важнейшие гражданские и военные посты в империи. Когда Михаил V пришел к власти, он окружил себя ранее купленными им скифскими евнухами, которым поручил защиту своей личности и высокого титула. [ 20 ] Решив избавиться от влияния членов своей семьи, особенно Орфанотрофа, Михаил V объединился со своим другим дядей-евнухом, Константином, и в конечном итоге был свергнут и ослеплен разъяренной толпой. Старшая Зоя и ее сестра Феодора, а затем Михаил VI Брингас (1056–1057) управляли империей через евнухов. После этого известно не так много «всесильных» евнухов, за исключением знаменитого казначея Никифорика, фактического правителя империи при Михаиле VII Дуке (1071-1078). [ 21 ]

При Комнинах евнухи, еще многочисленные в покоях Большого дворца , не достигли вершины власти. Фульчер Шартрский посетил Константинополь во время Первого крестового похода и оценил их число в столице в 20 000 человек. При императорах XI века и в Никейской империи (1204-1261) евнухи упоминаются, но не в первых ролях, но после восстановления Византийской империи в Константинополе евнухи окончательно утратили свое положение. Палеологи . , воспринимавшие культурное влияние Запада, смотрели на физические особенности евнухов как на недостаток, а идея наследственной передачи власти, достаточно прочно укоренившаяся, не требовала прежних мер предосторожности [ 22 ]

В музыкальной культуре

[ редактировать ]
Сын жреца и читающий с амвона, 11 век. [ 23 ]

Вокальные способности евнухов были оценены по достоинству еще в ранний период византийской истории. Сократ Схоластик рассказывает о хоре под руководством евнуха Бризона в связи с борьбой с арианами в конце IV века, которым руководил в столице епископ Иоанн Златоуст , также с помощью ночных песнопений. [ 24 ] Соответственно, Бризону приписывают введение двух важных особенностей музыкальной культуры Константинополя, просуществовавшей до падения города в 1204 году: антифон двух хоров и использование певцов-кастратов во дворце и церкви. При Юстиниане I число певцов было установлено в 25 человек, два хора по 12 человек и хормейстер. Евнухи, пользовавшиеся абсолютным доверием императора, были в числе немногих, кто имел право ночевать во дворце. По мнению Георгия Кедреноса , происхождение этого запрета приписывают императору Льву V (813-820), большому поклоннику кастратского пения. Перед рождественской заутреней в 820 году во дворец через дверь, оставленную открытой для живущих в городе певцов, проник убийца и совершил удачное покушение на императора. С тех пор «бородатым» певцам был закрыт доступ во дворец, и, оказавшись в невыгодном положении, они в конце концов уступили доминирующее положение в музыке евнухам. [ 25 ]

Особенности их внешности — тонзура и отсутствие растительности на лице — позволяют легко отличить их на изображениях, первое известное о которых содержится в Менологионе Василия II (конец X века). [ 26 ]

Начиная с X века, упоминания о евнухах стали более частыми, а обращение с ними улучшилось. Были предприняты попытки теоретизировать существование евнухов. Во второй половине X века Симеон Метафраст написал житие пророка Даниила , которого считал евнухом. Рассказывая о кастрации Даниила, Симеон проводит параллель между евнухами, окружающими царский престол, и небесным хором ангелов — оба находятся вне обычного времени и пространства. [ 27 ] В двенадцатом веке епископ Охридский Феофилакт , чей брат был евнухом и священником Святой Софии , написал трактат в защиту евнухов. На основании сочинений апостолов и отцов церкви , а также положений римского права автор приходит к выводу, что кастрация не является преступлением против Бога, не умаляет души и сравнима с обрезкой зрелой лозы. [ 28 ] Феофилакт строит свое произведение в форме диалога некоего монаха и евнуха. Монах противится пению вообще, а евнух доказывает его необходимость, ссылаясь на ангельское пение, введенное в Церковь пророком Даниилом, Игнатием Антиохийским и Иоанном Златоустом. [ 29 ] В середине XII века обилие евнухов среди певцов Константинополя отметил французский летописец Одо де Деуиль . [ 30 ]

После падения Константинополя в 1204 году евнухи бежали из столицы в деревню, Трабзон и за границу, включая Россию и южную Италию . После 1261 года традиция пения в соборе Святой Софии была восстановлена, но с трудом, так как оно носило преимущественно устный характер. [ 29 ]

Евнухи и церковь

[ редактировать ]
Патриарх Игнатий. Мозаика в соборе Святой Софии в Константинополе. [ 31 ]

Христианство не запрещает евнухам быть священниками. 21-е и 22-е апостольские правила о евнухах были подтверждены в 325 году первым Никейским собором , в котором говорится, что «всякий, у кого по болезни врачи отсекли члены, или которого оскоблили варвары, может оставаться в духовенство». При этом было запрещено добровольное обрезание. [ 32 ] Соответственно, в Византийской Церкви было значительное количество духовенства-евнухов, включая епископов и патриархов. [ 33 ]

Среди патриархов Константинопольских известны следующие евнухи: [ 5 ]

  • Герман I (715-730). Родившийся между 630 и 650 годами, он был кастрирован по политическим мотивам в 669 году, достигнув уже возраста, непригодного для операции; [ 34 ]
  • Никита I (766-780), славянский раб по происхождению, возведённый императором Константином V из простого священника в сан патриарха в нарушение церковных канонов;
  • Мефодий I (843-847). Летописец Феофан Континуат рассказывает, что, когда его противники попытались оклеветать его, обвинив в связи с некоей женщиной, Патриарх сначала не понял смысла выдвинутых против него обвинений, а затем «немного приподнялся со своего кресла». , свернул одежду и обнажил свой сморщенный член, странный и не похожий на мужской». Затем он рассказал историю о том, как он обрел такую ​​свободу от страстей вследствие молитвы апостолу Петру; [ 35 ]
  • Игнатий (847-858, 867-877), крестившийся и постриженный в монахи после свержения своего отца, императора Михаила I Рангава (811-813); [ 36 ]
  • Стефан II (925–928);
  • Феофилакт (933–956), младший сын императора Романа I Лакапина (919–944), был крещен в юности и последовательно прошел все ступени церковной иерархии, вступив на патриарший престол в 16 лет; [ 37 ]
  • Полиевкт (956–970), отлученный от церкви собственными родителями;
  • Константин Лейхуд (1059-1063) — в некоторых источниках этого патриарха причисляют к евнухам. Вероятно, потому, что ранее он занимал должность протовестиария, которую часто, но не исключительно, занимали евнухи. По мнению Н. А. Скабалановича, это мнение ошибочно; [ 38 ]
  • Евстратий Гарида (1081–1084). [ 39 ]

Учитывая относительное обилие евнухов-патриархов, можно предположить, что евнухи были среди архиереев и низшего духовенства. Ограничений на участие евнухов в монашеской жизни не было, но для них существовали специальные монастыри. Известно несколько таких монастырей. Один из них, посвященный Лазарю Вифанскому , был основан в царствование Льва VI или раньше. [ 40 ] другой был основан историком Михаилом Атталиатесом , для которого сохранился диатаксис. Согласно этому документу, в монастырь допускались только «евнухи и мужи, свободные от страстей». «Бородатых» монахов не допускали, за исключением кровных родственников, которые должны были быть старыми и набожными. [ 41 ] В 1083 году император Алексий I Комнин , который в целом не питал неприязни к евнухам, запретил им входить в монастыри Афона . [ 42 ] духовенство не одобряло эту широко распространенную практику Западное . Епископ Кремонский Лиутпранд, посетивший Константинополь в середине X века, [ Примечание 5 ] [ 43 ] не одобрял этого; столетие спустя папа Лев IX (1049–1054) осудил патриарха Михаила Керулария (1043–1058). [ 44 ] [ 39 ]

Метафора христиан как евнухов встречается в Новом Завете («Ибо есть евнухи, родившиеся такими, и есть евнухи, которых другие сделали скопцами, и есть такие, которые предпочитают жить как евнухи ради Царство Небесное», Мф 19:12). Соответственно, христианские писатели часто рассматривали святых мужчин как евнухов в духовном смысле. Гендерная идентичность монахов, ведущих уединенный и скромный образ жизни , была темой дискуссий с момента зарождения монашеского движения. В Византии распространено мнение, что евнухи связаны с ангелами, также бесполыми. [ 45 ] Хотя добровольная кастрация осуждалась Церковью, евнухическое социальное поведение монахов приветствовалось. [ 46 ] Однако евнухов как таковых в монастырях не приветствовали и даже изгоняли. Так, в начале правления императора Алексия I Комнина бывший друнгарий Дозора Симеон был изгнан из афонского монастыря Ксенофонта . Симеон, чрезвычайно богатый человек, обратился к императору и в конце концов не только был восстановлен в монастыре, но и стал его настоятелем. [ 47 ] В этом контексте неудивительно, что существовали святые евнухи, хотя отсутствие у них физической способности поддаться сексуальному искушению делало их заслуги менее значимыми. [ 48 ]

Известен ряд византийских святых евнухов, некоторых из которых можно различить и для которых подробные жития : сохранились [ 49 ]

Некоторые ученые предполагают, что Симеон Новый Богослов (ум. 1022) также был евнухом, однако достоверных подтверждений этому нет. [ 49 ] [ 53 ]

Евнухи в армии

[ редактировать ]
Мозаика базилики Святого Витале , Равенна

Евнухи часто встречались среди высших военачальников византийской армии и флота со времен Юстиниана I. Историки объясняют, что императоры предпочитали доверять придворным евнухам, а не опытным полководцам, потому что первые в случае успеха не могли претендовать на захват власти в империи. Однако чаще всего евнухам не удавалось продемонстрировать военный талант. был удостоен высших чинов, доступных евнухам При Юстиниане Нарсес за успехи в войнах против остготов , а Соломон был возведен в патриция за победы над вандалами . Другой Нарсес , карьера которого пришлась на вторую половину шестого века, успешно воевал с Персией. После прихода к власти Фоки (602-610 гг.) Нарсес начал восстание на персидской границе, для подавления которого Фока послал евнуха Леонтия . племянник императора Доменциол Леонтий потерпел поражение, а на его место был послан . В конце концов Нарсес был схвачен, с позором проведён через ипподром и сожжён заживо. К концу VIII века известно несколько менее успешных генералов, которые с разной степенью вероятности были евнухами, но особое влияние генералы-евнухи приобрели с началом самостоятельного правления императрицы. Ирина (797–802). [ 54 ] Ее правление ознаменовалось борьбой за влияние между двумя могущественными евнухами, патрицием и логофетом дромы Стауракием , удостоенным триумфа за победы над славянами и поставленным во главе важных фем Анатолика и Опсикия Аэтия. Эту борьбу выиграл Этий, который пытался обеспечить трон своему брату Льву, но в результате заговора императором стал Никифор I (802–811). [ 55 ]

Известно, что при Василии I (867–886) во главе войска погиб протоевнух Прокопий. В 9-10 веках флотом часто руководили евнухи, как например Иоанн при Романе I Лакапине (920-944), за победы над славянами получали титул паракимомена . Благодаря успехам полководцев Никифора II Фоки (963-969), Петра Фокы и Михаила Вурзы, Антиохия и ее окрестности были отбиты. По словам историка Георгия Кедрина, Петр Фока когда-то был личным евнухом императора Никифора , купленным в молодом возрасте и затем прошедшим военную подготовку. За храбрость и успехи в войнах со славянами во Фракии ему был присвоен титул стратопедарха. [ 56 ] Несколько лет спустя, в 970 году, патриций Николай, доверенный евнух Иоанна Цимисхия (969–976), отразил нападение арабов на сирийские города. За долгое время правления военачальника-императора Василия II Багрянородного (976—1025) известны лишь два полководца-евнуха — стратег Абидоса Романа и кубикулярий Орест, потерпевший поражение в Сицилии . [ 57 ]

После смерти Василия II единоличным императором стал его брат Константин VIII (1025–1028). Ранее он формально считался соправителем своего брата, но фактически был исключен из правительства. С воцарением Константина произошла типичная византийская перестановка высших чиновников, и на самые важные должности были назначены придворные евнухи: Николай — паракимоменос и домик схола, Симеон — друнгарий Дозора и Евстратий Великий Этериарх. В то же время многие представители бывшей военной аристократии, обвиненные в заговорах, были ослеплены, сосланы или лишены имущества. [ 58 ] Сделав эти назначения, Константин окончательно отстранился от дел, позволив евнухам беспрепятственно обогащаться за государственный счет. В этот период военная активность Византии, достигшей пика своего военного и экономического могущества в 1025 г., резко пошла на спад. В Сирии неудачи катарского евнуха Михаила Спондилса [ 59 ] существенно ухудшило положение Византии в регионе. Относительно успешно в 1028 г. в Грузии действовал Баграт IV против домашней школы Николая. [ 60 ] Со смертью Константина VIII мужская линия македонской династии представитель старинного военного рода Роман III Аргир (1028-1034), на котором вышла замуж дочь Константина VIII Зоя была прервана, и на престол благодаря усилиям императора был возведен . придворная партия во главе с Друнгарием Симеоном. Военные неудачи правления Романа были связаны в том числе с сохранением командных постов в армии евнухов — Михаила Спондилы и сменившего его Никита в Сирии, продолжавших безрезультатно действовать в Италии. [ 61 ] В своей внутренней политике Роман III пытался найти поддержку как со стороны придворной партии, так и со стороны ранее угнетавшихся аристократов, амнистированных при нем. Однако постепенно власть в стране сосредоточилась в руках небольшого круга придворных евнухов, что вызвало протесты родственников Аргира. В результате император, не имевший ни народной, ни аристократической поддержки, был свергнут в результате заговора, возглавляемого придворным евнухом Иоанном Орфанотрофом . [ 62 ]

Три брата императора Михаила IV Пафлагонского евнухами, а один из них, Константин, был успешным военным губернатором Антиохии (1034–1041) были . Другой видный в то время полководец-евнух, Василий Педиадит, прославился катастрофическими поражениями на Сицилии и Сербии . Многие евнухи во главе войска известны со времен правления Константина IX Мономаха (1042-1054). В Армении воевали великий эфирарх Константин и настоятель Никифор. Никифор вместе со знаменитым полководцем Катакалоном Кекауменом был тогда послан против печенегов . Некомпетентность Никифора привела к позорному поражению при Диакене в 1049 году, после чего печенеги разграбили Македонию и Фракию, дойдя даже до стен Константинополя. Чтобы отразить опасность со стороны столицы, один из спящих евнухов императрицы Зои, Иоанн Философ, был послан возглавить отряд императорских телохранителей и дворцовых слуг в нападении на спящих печенегов и перерезать их всех. [ 63 ] Также значительным в правление Константина IX было восстание полководца Георгия Маниака , борьба с которым была поручена придворному евнуху Стефану. Быстрая смерть Маниака значительно облегчила задачу Стефану, который за свои успехи удостоился триумфа. [ 64 ]

В конце 1054 года Константин IX тяжело заболел, и основной задачей правящей придворной группы во главе с логофетом ту дрому , евнухом Иоанном, протонотарием Дромы Константином и «хранителем императорской чернильницы» Василием, было поиски преемника Мономаха. Их выбор остановился на губернаторе Болгарии Никифоре Протевоне. Однако группа сторонников сестры императрицы Зои, Феодоры , в которой ведущие роли играли евнухи Нечета Ксилинит, Теодор и Мануил, сумела привлечь на свою сторону дворцовую стражу, в результате чего Феодора была провозглашена единоличной императрицей. . Весной 1056 года были произведены новые назначения, и из евнухов проэдром Феодором был назначен Феодор, дормициан Схолы Востока. Смерть Феодоры и воцарение Михаила VI Брингаса (1056-1057) не изменили политики в отношении армии, и замена опытных военачальников придворными евнухами и столичными чиновниками продолжалась. [ 65 ] В XII-XIII веках евнухи упоминаются как полководцы, но уже при Палеолохах евнухи-полководцы неизвестны; возможно, это связано с укреплением идеи легитимности наследственной передачи императорской власти, что в свою очередь делало неопасными успехи генералов-неевнухов. [ 66 ]

Различия между евнухами

[ редактировать ]
На миниатюре из Хлудовской Псалтири (9 век) изображен пророк Даниил , лежащий в персидской одежде. В глазах византийцев он выглядел придворным евнухом. [ 67 ]

За немногими исключениями, византийские евнухи имели доступ ко всем придворным должностям, открытым для «бородатых» мужчин. Согласно списку придворных чинов, составленному во времена правления Льва VI , известному как Клеторологион Филофея , придворная иерархия имела 60 высших чинов, около 50 из которых были доступны евнухам. Вероятно, их также часто назначали на средние и мелкие муниципальные должности. Однако существовали три более высокие должности, которые были закрыты для евнухов по соображениям судебного протокола: praefectus urbi , квестор и доместикос . Военные должности ранга Domesticus, такие как Domesticus excubitors или droungarios , включавшие командование придворной стражей, не были открыты для евнухов, но либо этот запрет не был абсолютным, либо он соблюдался в течение короткого времени. Уже во времена правления Константина VIII евнух Николай занимал должность домработника схолы, а евнух Симеон — должность друнгария виглы. Константин, брат Михаила IV Пафлагонского , также был прислугой схолы. Другие примеры такого рода известны с одиннадцатого века. Однако неизвестно, чтобы ни один евнух занимал должность квестора или префекта города. Не было и офиса базилеопатор , «отец императора», созданный Львом VI для своего будущего тестя Стилианоса Зауца , [ 68 ] открыт для евнухов.

Между тем, в IX и X веках было 10 должностей, доступных только евнухам: [ 69 ]

  • Паракимомен ( греч. παρακοιμώμενος от греч. πᾰρᾰ — приставка, означающая: ряды, смежность + греч. κοιμάω — укладывать, ложиться спать) императора;
  • Протовестиариус (др.-греч. протовестиариос , от др.-греч. προτεω — быть первым, занимать первое место + лат. Vestiarius — хранилище (сундук) для одежды, гардероб) императора;
  • Epi tes трапеции (древнегреческий domestikos ἀπὶ τῆς τραπεζης — буквально: домашний ( дворецкий ) за столом, от древнегреческого επι τῆς греческого δομος — дом, дворец, древнегреческого ἀπί — у, у и древнегреческого τρέπεσα — стол, трапеза) император?
  • Epi tes трапеции императрицы?
  • Папия (др.-греч. pappias — папа, отец) Большого дворца;
  • Дейтерос (др.-греч. δεύτερος — второй) из Большого дворца, помощник папства, второй после папства;
  • Пинкернес (др.-греч. (ἐ)πιγερνης ; лат. pincerna — виночерпий) императора;
  • Пинкернес императрицы;
  • Папия (древнегреческий паппиас ) Магнауры ;
  • Папий из Дафны.

В византийской иерархии, кроме разделения по должностям, существовала иерархия дворянских титулов, связанная с этим разделением. В ранний период византийской истории известны многочисленные примеры евнухов в четырех высших разрядах дворянства — illustras , respectabiles , clarissimi , perfectissimi . Хотя, за примечательным исключением Евтропия , консульский сан не был доступен евнухам, им мог быть присвоен почетный титул консула . Евнухам также не могли быть присвоены титулы ипата и антипата, соответствующие консулу и проконсулу. [ 70 ] Между восьмым и девятым веками изменилась система сословного деления дворянства: патриций стал отдельным титулом, не связанным с illustris, а некоторые придворные должности и связанные с ними обязанности стали рассматриваться как титулы. Клиторолог Филофея приводит список из 28 титулов «бородатых» и 8 титулов евнухов: [ 71 ]

  • Нипсистиариос (др.-греч. νιψιστιάριος от др.-греч. νίψις — омовение, омовение), в обязанности которого входило омовение императора: он подавал императору золотой таз для омовения рук перед выходом из Большого дворца;
  • Кубикулярий (др.-греч. κουβικουλάριος от лат. Cubaculum — комната, покой, опочивальня) — опочивальня императора. До середины 20 века титул nipsisthiarius считался ниже, чем кубилярий. Современное представление сложилось после того, как Н. Икономидис обнаружил в хранилище Эскориала ранее неизвестный тактикон; [ 72 ]
  • Spatharokoubikularios (др.-греч. spatharokoubikularios — меченосец опускавший, от др.-греч. spatha — широкий клинок, spatha + др.-греч. φορα — нести + лат. кубикулум — комната, отдых, опущивал);
  • Остиарий (др.-греч. ὀστιάριος ← лат. ostiarius — привратник), в обязанности которого входило представление чиновников императору и императрице; [ 73 ]
  • Примицерий (др.-греч. πριμικήριος ← лат. primi-cerius, имя которого стоит первым на восковых табличках (tabulae ceratae), т. е. начальник, руководитель, управляющий); [ 74 ]
  • Протоспафарий (древнегреческий протоспафарий [ 75 ] — первый телохранитель, буквально: первый фехтовальщик от древнегреческого προτο — первый + древнегреческий σπαθα — широкий клинок, спата + древнегреческий φορα — носить);
  • Praepositus (др.-греч. πραιπόσιτος ← лат. praepositus - высший от лат. prae - впереди + лат. positio - положение);
  • Патрисий (др.-греч. πατρίκιος ← лат. patricius — патриций, от лат. pater — отец).

Помимо перечисленных выше, в X веке было создано большое количество титулов, доступных и «бородатым». [ 70 ]

Медицинский аспект

[ редактировать ]
Лев V Армянин приказывает кастрировать будущего патриарха Игнатия — сына свергнутого императора: «И вот Лев стал царем, он хотел уничтожить весь род царя Михаила Рангавея и отсек плодородное лоно сына своего Никиты, постриженного его в монашеском образе и нарекли его Игнатием» ( Иллюстрированная летопись Ивана Грозного , XVI век).

Византийские научные представления о физиологии евнухов находились под влиянием теорий Гиппократа , Аристотеля и Галена . По мнению Гиппократа, тело человека должно находиться в гармонии и равновесии, чего может достичь только здоровый человек. Соответственно, женщины и евнухи считались неспособными контролировать свои желания в еде, питье и телесных удовольствиях. Если женщины в этом отношении считались противоположностью мужчин , то евнухи занимали промежуточное положение. [ 76 ] Аристотель также ценил баланс и пропорциональность в человеческом теле, но вопросы пола он рассматривал в иерархическом смысле. По его мнению, мужчины горячие, а женщины холодные. Мужское тепло было необходимо для производства спермы , а сама сперма является хранилищем этого тепла. Евнухи, по мнению Аристотеля, были неспособны его производить, были холодны и потому похожи на женщин. [ 77 ] Гален, считавший, что половые системы женщин и мужчин в принципе одинаковы, только устроены по-разному, тем не менее сближал евнухов и женщин, поскольку те и другие были по природе или обычаю одновременно мягкими и влажными. В вопросе о сравнительной температуре тела Гален согласился с Аристотелем. [ 78 ] Врачи Эций Амидский (V-VI века) и Александр Траллесский (VI век) утверждали, что, поскольку тела евнухов были похожи на тела юношей, женщин и детей, к ним подходило более мягкое лечение, чем к мужчинам. [ 79 ]

В «Кратком изложении медицины» византийского врача Павла Эгинского описаны два метода кастрации. В первом мальчике помещали в ванну с горячей водой и после того, как тело расслабилось, яички пальцами раздавливали . Второй метод заключался в разрезании яичек скальпелем; этот метод считался предпочтительным, поскольку он приводил к меньшему количеству осложнений и обеспечивал большую уверенность в результате. Описывая дары, которые посольство Лиутпранда Кремонского принесло византийскому двору в 969 году, летописец сообщает о четырех хорезмийских евнухах, у которых были удалены не только яички, но и пенисы . [ 80 ] Статистика выживаемости после кастрации противоречива. В то время как врач II века Соран Эфесский считал операцию вполне безопасной, император Юстиниан I приводит ужасающую статистику — из 90 прооперированных выжили только трое. Известна статистика смертности черных евнухов в коптских монастырях, которая достигает 75%, [ 81 ] но в целом, по словам автора монографии о кастрации Г. Тейлора, это «простая и безопасная операция для человека». [ 82 ]

Историография

[ редактировать ]

Длительное время под влиянием Э. Гиббона византийские исследователи крайне отрицательно относились к роли евнухов. Систематических исследований на эту тему не проводилось. «Византийская цивилизация» В обзорном труде С. Рансимана евнухам посвящена всего одна страница, но значение этого слоя общества, который, управляя бюрократической машиной Империи, препятствовал феодальной тенденции к концентрации власти в в руках потомственного дворянства. [ 83 ] Преобладало мнение, что их власть осуществлялась при слабых императорах посредством лести и клеветы из-за неудовлетворенных амбиций, проистекающих из сексуальной неудовлетворенности . [ 84 ] Первой работой, посвященной именно евнухам, является исследование Дж. Данлопа «Канцелярия великого камергера в Поздней Римской и Византийской империи» о положении praepositus Sari Cubuli , опубликованное в 1924 году. [ 85 ]

... поскольку он [Констанций II] боялся своих генералов и не доверял своим министрам, успехи его оружия привели только к установлению правления евнухов над римским миром. Эти несчастные создания, древний продукт восточной ревности и восточного деспотизма, были завезены в Грецию и Рим заразой азиатской роскоши... во дворцах недостойных сыновей Константина они вскоре размножились и мало-помалу приобрели сначала известность. с тайными мыслями Констанция, а затем и контролем над ними. Отвращение и презрение, с которыми все относились к этому уродливому классу людей, казалось, развратили их и сделали неспособными к каким-либо благородным чувствам или действиям, которые им приписывало общественное мнение. (« История упадка и разрушения Римской империи » Эдварда Гиббона )

Современные ученые единогласно признают значение евнухов, которые, по определению А. П. Каждана, были «особой группой правящего класса Византии». [ 86 ] Систематическое изучение этого класса началось с серии работ французского византиниста Р. Гийланда , опубликованных в 1940-1960 годах. Английский социолог Ч. Хопкинс, изучая роль евнухов и их значение, сравнивает их с придворными евреями 17 и 18 веков Германии , отмечая, что в обоих случаях они были козлами отпущения для остального общества. [ 87 ] С 1980-х годов появились многочисленные исследования, в которых историки пытались проанализировать причины, по которым бывшие рабы смогли достичь такой власти. По мнению К. Гопкинса , в обществе существовали предубеждения против евнухов — как и против евреев — и, возможно, им приписывалось лишь влияние на императоров, тогда как свои непопулярные или непонятные решения они принимали сами. Например, даже Юлиан затруднился определить, отказал ли ему император Констанций II в аудиенции по собственному желанию или же он находился под влиянием самонадеянности Евсевия. [ 88 ] [ 89 ] По ее мнению, потребность императоров в евнухах возникла из необходимости делегировать часть своей власти, когда они не могли найти надежной поддержки в армии и дворянстве. [ 90 ]

Еще одним направлением исследований были гендерные вопросы, попытки понять место евнухов как «третьего пола» в византийском обществе. [ 91 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Его автором, вероятно, был юрист шестого века Теофил.
  2. Со времен императора Константа II возродилась мода на бороды, канувшая в забвение в IV-VI веках. С точки зрения византийцев, бороды были признаком мужественности, отличавшим настоящих мужчин от евнухов.
  3. См., например, замечание Евагрия Схоластика о заговоре Аманция, предшествовавшем воцарению Юстина I (518-527): «Очень сильный человек был тогда и хранителем императорских опочивальней Аманций. Так как он сам мог не управлять Римской империей, он хотел возложить венец самодержавной власти на Феокрита, человека, преданного ему».
  4. Его родственником был Михаил VI Стратиотик , правивший 100 лет спустя.
  5. По мнению Лиутпранда, это противоречило церковному закону.
  1. ^ Продолжатель Феофана, Историческое повествование о жизни и деяниях славного царя Василия, 74.
  2. ^ Рингроуз К. Идеальный слуга: евнухи и социальная конструкция пола в Византии. - Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2003. - С. 78. - ISBN   0-226-72015-2 .
  3. ^ Гилланд Р. Исследование византийских институтов. — Берлин: Akademie-Verlag, 1967. — С. 165.
  4. ^ Аммиан Марцеллин. Деяния, book XVIII, part 4.
  5. ^ Jump up to: а б с д Гилланд Р. Исследование византийских институтов. — Берлин: Akademie-Verlag, 1967. — С. 166.
  6. ^ Дитер С. Похвала евнуха . — Мюнхен: Ч.Бек , 1994. — С. 15.
  7. ^ Прокопий Кесарийский. Война с готами, VIII, 3, pp. 15-21.
  8. ^ Jump up to: а б Гилланд Р. Исследование византийских институтов. — Берлин: Akademie-Verlag, 1967. — С. 167.
  9. ^ Дитер С. Похвала евнуха. — Мюнхен: Ч.Бек, 1994. — С. 11.
  10. ^ Гилланд Р. Исследование византийских институтов. — Берлин: Akademie-Verlag, 1967. — С. 167-168.
  11. ^ Рингроуз К. Идеальный слуга: евнухи и социальная конструкция пола в Византии. - Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2003. - С. 166. - ISBN   0-226-72015-2 .
  12. ^ Оксфордский византийский словарь: в 3 т . / ред. Доктор Александр Каждан. Нью-Йорк ; Оксф. : Oxford University Press , 1991. — С. 274. — ISBN   0-19-504652-8 .
  13. ^ Евагрий Схоластик, Церковная история, IV.2
  14. ^ Гилланд Р. Исследование византийских институтов. — Берлин: Akademie-Verlag, 1967. — С. 276-277.
  15. ^ Хопкинс К. Завоеватели и рабы. Камбр. : Издательство Кембриджского университета , 1978. — стр. 77–78. — ISBN   0-521-21945-0 .
  16. ^ Гилланд Р. Исследование византийских институтов. — Берлин: Akademie-Verlag, 1967. — С. 177-178.
  17. ^ Рингроуз К. Идеальный слуга: евнухи и социальная конструкция пола в Византии. - Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2003. - С. 170. - ISBN   0-226-72015-2 .
  18. ^ Гилланд Р. Исследование византийских институтов. — Берлин: Akademie-Verlag, 1967. — С. 183.
  19. ^ Гилланд Р. Исследование византийских институтов. — Берлин: Akademie-Verlag, 1967. — С. 179-184.
  20. ^ Михаил Пселл, Хронография, Михаил V, XV
  21. ^ Гилланд Р. Исследование византийских институтов. — Берлин: Akademie-Verlag, 1967. — С. 184-187.
  22. ^ Гилланд Р. Исследование византийских институтов. — Берлин: Akademie-Verlag, 1967. — С. 187-189.
  23. ^ Моран Н. Византийские кастраты // Plainsong и средневековая музыка. — Камбр. : Издательство Кембриджского университета, 2002. — Т. 11, № 2. — С. 103.
  24. ^ Сократ Схоластик, Церковная история, VI, 16
  25. ^ Моран Н. Византийские кастраты // Plainsong и средневековая музыка. — Камбр. : Издательство Кембриджского университета, 2002. — Т. 11, № 2. — С. 100-102.
  26. ^ Моран Н. Византийские кастраты // Plainsong и средневековая музыка. — Камбр. : Издательство Кембриджского университета, 2002. — Т. 11, № 2. — С. 102-103.
  27. ^ Моран Н. Византийские кастраты // Plainsong и средневековая музыка. — Камбр. : Издательство Кембриджского университета, 2002. — Т. 11, № 2. — С. 104.
  28. ^ Моран Н. Византийские кастраты // Plainsong и средневековая музыка. — Камбр. : Издательство Кембриджского университета, 2002. — Т. 11, № 2. — С. 100.
  29. ^ Jump up to: а б Моран Н. Византийские кастраты // Простая песня и средневековая музыка. — Камбр. : Издательство Кембриджского университета, 2002. — Т. 11, № 2. — С. 107.
  30. ^ Каждан А. П. С остав господствующего класса в Византии XI—XII вв. Анкета и частные выводы. Ч. VI. Евнухи // Античная древность и средние века. — Свердловск, 1973. — Issue 10. — P. 191.
  31. ^ Рингроуз К. Идеальный слуга: евнухи и социальная конструкция пола в Византии. - Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2003. - С. 119. - ISBN   0-226-72015-2 .
  32. ^ Деяния Вселенских соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии. — 3 изд. — Казань: Тип. Казанской духовной академии, 1910. — V. I. — P. 71.
  33. ^ Гилланд Р. Исследование византийских институтов. — Берлин: Akademie-Verlag, 1967. — С. 168-189.
  34. ^ Оксфордский византийский словарь: в 3 т . / ред. Доктор Александр Каждан. Нью-Йорк ; Оксф. : Oxford University Press , 1991. — С. 648. — ISBN   0-19-504652-8 .
  35. ^ Продолжатель Феофана, Михаил III, 10
  36. ^ Оксфордский византийский словарь: в 3 т . / ред. Доктор Александр Каждан. Нью-Йорк ; Оксф. : Oxford University Press , 1991. — С. 983. — ISBN   0-19-504652-8 .
  37. ^ Оксфордский византийский словарь: в 3 т . / ред. Доктор Александр Каждан. Нью-Йорк ; Оксф. : Oxford University Press , 1991. — С. 2068. — ISBN   0-19-504652-8 .
  38. ^ Скабаланович Н. А. Византийское государство и церковь в XI веке. — СПб. : Издательство Олега Абышко, 2004. — P. 105.
  39. ^ Jump up to: а б Каждан А. П. С остав господствующего класса в Византии XI—XII вв. Анкета и частные выводы. Ч. VI. Евнухи // Античная древность и средние века. — Свердловск, 1973. — Issue 10. — pp. 189.
  40. ^ Джанин Р. Церковная география Византийской империи: Осада Константинополя и Вселенский Патриархат. Церкви и монастыри. — Париж, 1969. — С. 298-300.
  41. ^ Моран Н. Византийские кастраты // Plainsong и средневековая музыка. — Камбр. : Издательство Кембриджского университета, 2002. — Т. 11, № 2. — С. 105.
  42. ^ Гилланд Р. Исследование византийских институтов. — Берлин: Akademie-Verlag, 1967. — С. 188.
  43. ^ Лиутпранд, Отчёт, LXIII
  44. ^ Гилланд Р. Исследование византийских институтов. — Берлин: Akademie-Verlag, 1967. — С. 169.
  45. ^ Более жесткая фантастика Святые евнухи! Мужественность и святые евнухи в Византии // П. Х. Каллум, Кэтрин Дж. Льюис Святость и мужественность в средние века. - Кардифф: University of Wales Press, 2004. - С. 96. - ISBN   0-7083-1894-0 .
  46. ^ Кюфлер М. Мужественный евнух. - Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2001. - стр. 273-275 - ISBN   0-226-45739-7 .
  47. ^ Ангольд М. Церковь и общество в Византии при Комнинах, 1081–1261. — Издательство Кембриджского университета, 1995. — С. 280. — 604 с. — ISBN   0-521-26432-4 .
  48. ^ Более жесткая фантастика Святые евнухи! Мужественность и святые евнухи в Византии // П. Х. Каллум, Кэтрин Дж. Льюис Святость и мужественность в средние века. - Кардифф: University of Wales Press, 2004. - С. 94. - ISBN   0-7083-1894-0
  49. ^ Jump up to: а б Tougher SF Святые евнухи! Мужественность и святые евнухи в Византии // П. Х. Каллум, Кэтрин Дж. Льюис Святость и мужественность в средние века. - Кардифф: University of Wales Press, 2004. - С. 96. - ISBN   0-7083-1894-0
  50. ^ Рингроуз К. Идеальный слуга: евнухи и социальная конструкция пола в Византии. - Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2003. - С. 73. - ISBN   0-226-72015-2 .
  51. ^ Более жесткая фантастика Святые евнухи! Мужественность и святые евнухи в Византии // П. Х. Каллум, Кэтрин Дж. Льюис Святость и мужественность в средние века. - Кардифф: University of Wales Press, 2004. - С. 100. - ISBN   0-7083-1894-0 .
  52. ^ Рингроуз К. Идеальный слуга: евнухи и социальная конструкция пола в Византии. - Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2003. - С. 74. - ISBN   0-226-72015-2 .
  53. ^ Рингроуз К. Идеальный слуга: евнухи и социальная конструкция пола в Византии. - Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2003. - С. 86. - ISBN   0-226-72015-2 .
  54. ^ Гарланд Л. Византийские императрицы: женщины и власть в Византии, 527–1204 гг. н.э. — Л. Нью-Йорк : Рутледж, 1999. — 343 с. — ISBN   0-415-14688-7 .
  55. ^ Гилланд Р. Исследование византийских институтов. — Берлин: Akademie-Verlag, 1967. — С. 170-171.
  56. ^ Рингроуз К. Идеальный слуга: евнухи и социальная конструкция пола в Византии. - Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2003. - стр. 137-138. — ISBN   0-226-72015-2 .
  57. ^ Гилланд Р. Исследование византийских институтов. — Берлин: Akademie-Verlag, 1967. — С.172-173.
  58. ^ Мохов А. С. Командный состав византийской армии в правление Константина VIII // Античная древность и средние века. — Свердловск, 1997. — Issue 28. — P. 26.
  59. ^ Мохов А. С. Византийская фамилия Спондилов в XI-XIII вв. // Античная древность и средние века. — Екатеринбург, 2011. — Issue 40. — P. 271.
  60. ^ Мохов А. С. Командный состав византийской армии в правление Константина VIII // Античная древность и средние века. — Свердловск, 1997. — Issue 28. — pp. 19—22.
  61. ^ Мохов А. С. Командный состав византийской армии в. XI в.: правление Романа III Аргира (1028—1034) // Античная древность и средние века. — Свердловск, 2000. — Issue 31. — P. 181.
  62. ^ Мохов А. С. Командный состав византийской армии в. XI в.: правление Романа III Аргира (1028—1034) // Античная древность и средние века. — Свердловск, 2000. — Issue 31. — P. 195.
  63. ^ Васильевский В. Г. Византия и печенеги (1048-1094) // ЖМНП. - 1872. - Т. 164. - С. 132.
  64. ^ Гилланд Р. Исследование византийских институтов. — Берлин: Akademie-Verlag, 1967. — С. 174-175.
  65. ^ Мохов А. С . Командный состав византийской армии в 1055 — 1057 гг. // Античная древность и средние века. — Свердловск, 2002. — Issue 33. — pp. 111-113.
  66. ^ Гилланд Р. Исследование византийских институтов. — Берлин: Akademie-Verlag, 1967. — С. 175-176.
  67. ^ Рингроуз К. Идеальный слуга: евнухи и социальная конструкция пола в Византии. - Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2003. - С. 99. - ISBN   0-226-72015-2 .
  68. ^ Гилланд Р. Исследование византийских институтов. — Берлин: Akademie-Verlag, 1967. — С. 198-199.
  69. ^ Гилланд Р. Исследование византийских институтов. — Берлин: Akademie-Verlag, 1967. — С. 199.
  70. ^ Jump up to: а б Гилланд Р. Исследование византийских институтов. — Берлин: Akademie-Verlag, 1967. — С. 201.
  71. ^ Гилланд Р. Исследование византийских институтов. — Берлин: Akademie-Verlag, 1967. — С. 200.
  72. ^ Каждан А. П. Рецензия на: N. Oikonomidès, Les listes de préséance byzantines des IXe et Xe siècles // Византийский временник. — М. : Наука, 1974. — V. 36. — P. 202.
  73. ^ Оксфордский византийский словарь: в 3 т . / ред. Доктор Александр Каждан. Нью-Йорк ; Оксф. : Oxford University Press , 1991. — С. 1540. — ISBN   0-19-504652-8 .
  74. ^ Оксфордский византийский словарь: в 3 т . / ред. Доктор Александр Каждан. Нью-Йорк ; Оксф. : Oxford University Press , 1991. — стр. 1719–1720. — ISBN   0-19-504652-8 .
  75. ^ Оксфордский византийский словарь: в 3 т . / ред. Доктор Александр Каждан. Нью-Йорк ; Оксф. : Издательство Оксфордского университета , 1991. — С. 1748–1749. — ISBN   0-19-504652-8 .
  76. ^ Рингроуз К. Идеальный слуга: евнухи и социальная конструкция пола в Византии. - Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2003. - С. 72. - ISBN   0-226-72015-2 .
  77. ^ Рингроуз К. Идеальный слуга: евнухи и социальная конструкция пола в Византии. - Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2003. - С. 53. - ISBN   0-226-72015-2 .
  78. ^ Рингроуз К. Идеальный слуга: евнухи и социальная конструкция пола в Византии. - Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2003. - стр. 54-55. — ISBN   0-226-72015-2 .
  79. ^ Рингроуз К. Идеальный слуга: евнухи и социальная конструкция пола в Византии. - Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2003. - С. 55. - ISBN   0-226-72015-2 .
  80. ^ Более жесткая SF Византийские евнухи: обзор с особым упором на их создание и происхождение // Элизабет Джеймс (ред.) Женщины, мужчины и евнухи: гендер в Византии. - Нью-Йорк : Рутледж, 1997. - стр. 174–175. — ISBN   0-415-14685-2 .
  81. ^ Роулендс Р. Евнухи и секс: за пределами сексуальной дихотомии в римском мире. - Колумбия: Университет Миссури, 2014. - С. 56.
  82. ^ Тейлор Г. Кастрация: Сокращенная история западной мужественности. — Л. : Рутледж, 2000. — С. 55. — ISBN   0-203-90455-9 .
  83. ^ Рансиман С. Византийская цивилизация. — Л .: Э. Арнольд и компания, 1933. — С. 204.
  84. ^ Хопкинс К. Завоеватели и рабы . — Камбр. : Издательство Кембриджского университета, 1978. — С. 180. — ISBN   0-521-21945-0 .
  85. ^ Более жесткая SF Евнух в византийской истории и обществе . — Л. : Рутледж, 2008. — С. 4. — ISBN   0-415-42524-7 .
  86. ^ Каждан А. П. Состав господствующего класса в Византии XI—XII вв. Анкета и частные выводы. Ч. VI. Евнухи // Античная древность и средние века. — Свердловск, 1973. — Issue 10. — P. 184.
  87. ^ Хопкинс К. Завоеватели и рабы. Камбр. : Издательство Кембриджского университета, 1978. — С. 172. — ISBN   0-521-21945-0 .
  88. ^ Julian the Apostate. Letter to the Athenians . http://www.tertullian.org+(1913).+Дата обращения: 22 November 2014. Archive : 14 September 2015.
  89. ^ Хопкинс К. Завоеватели и рабы. Камбр. : Издательство Кембриджского университета, 1978. — С. 173. — ISBN   0-521-21945-0 .
  90. ^ Хопкинс К. Завоеватели и рабы. Камбр. : Издательство Кембриджского университета, 1978. — С. 182. — ISBN   0-521-21945-0 .
  91. ^ Джеймс Л. Мужчины, женщины, евнухи: пол, пол и власть // Джон Хэлдон (ред.) Социальная история Византии. — Оксф. : Wiley-Blackwell, 2009. — С. 42. — ISBN   978-1-4051-3240-4 .

Библиография

[ редактировать ]

Первоисточники

[ редактировать ]
  • Аммиан Марцеллин. Римская история / Пер. Ю. А. Кулаковский и А. Я. Сонни под ред. Л. Ю. Лукомского. — СПб. : Алетейя, 1994. — 558 с. — (Серия «Древняя библиотека». Раздел «Древняя история»). — 5000 экземпляров.
  • Деяния Вселенских соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии. — 3 изд. — Казань: Тип. Казанской духовной академии, 1910. — V. I. — 402 p.
  • Лиутпранд Кремонский. Антаподосис; Книга об Оттоне; Отчёт о посольстве в Константинополь / пер. И. Дьяконов. — М. : Русская панорама, 2006. — 192 p. — 1200 copies. — ISBN   5-93165-160-8 .
  • Михаил Пселл . Хронография. Краткая история / Любарский Я. Н. — СПб. : Алетейя, 2003. — 397 с. — ISBN   5-89329-594-3 .
  • Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей. — СПб. : Алетейя, 2009. — 400 p. — (Византийская библиотека. Источники). — ISBN   978-5-91419-146-4 .
  • Прокопий Кесарийский. Война с готами / Пер. С. П. Кондратьева. Вступительная статья 3. В. Удальцовой. Ответственный редактор Е. А. Косминский. — М. : Издательство АН СССР, 1950. — 514 p. — 5000 copies.
  • Сократ Схоластик. Церковная история. — М. : РОССПЭН, 1996. — 368 p. — ISBN   5-86004-071-7 .

Исследования

[ редактировать ]

По-английски

[ редактировать ]

На немецком языке

[ редактировать ]

На русском языке

[ редактировать ]

На французском языке

[ редактировать ]
  • Гилланд Р. Исследование византийских институтов. — Берлин: Akademie-Verlag, 1967. — 607 с.
  • Жанин Р. Церковная география Византийской империи: Осада Константинополя и Вселенский патриархат. Церкви и монастыри. — Париж, 1969. — 605 с.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0b12a73cd72c871300d9537ba1451866__1723368120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0b/66/0b12a73cd72c871300d9537ba1451866.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Eunuchs in the Byzantine Empire - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)