Евнухи в Византийской империи
Евнухи (по- гречески οἱ εὐνοῦχοι ) были чрезвычайно важной и многочисленной категорией придворных византийского императора. Их главным назначением было служение императору и императрице в покоях Большого дворца ; только им мог полностью доверять император. Из-за беспрепятственного доступа к личности императора евнухи, имевшие собственную придворную иерархию , контролировали управление государством на протяжении большей части византийской истории .
Евнухи пользовались большим привилегированием в византийском обществе. Хотя они не могли занять императорский трон и их законные права были в некоторых отношениях ограничены, в остальном евнухи имели очень привлекательные перспективы. младших сыновей знатных семей не была редкостью Хотя основным источником евнухов в Византии были рабы из соседних стран, кастрация . Например, были кастрированы двое сыновей императора Романа I Лакапина — Феофилакт , ставший впоследствии патриархом , и Василий , фактический правитель империи в 945—985 годах. В общем, евнухи имели возможность преуспеть в любой профессиональной области. Начиная с VI века, евнухи занимали высокие должности во главе византийской армии и флота , хотя успеха на этом поприще добивались редко.
Евнухи были гораздо реже в низших слоях общества.
Юридический статус
[ редактировать ]
Исторически практика обращения евнухов была запрещена со времен Римской империи. Первый известный запрет был издан при Домициане (81–96) и подтвержден при Нерве (96–98). Император Траян (98–117) распространил Суллы закон о сикариях и венефициях на врачей, занимавшихся ремеслом, но евнухов было не меньше. Поскольку императоры имели власть только внутри империи, евнухи могли приезжать из-за границы, создавая прибыльную торговлю. Стоимость евнуха младше 10 лет составляла 30 солидов , 50 солидов, если евнух был старше 10 лет, и 60, если он владел каким-либо искусством. Евнухи были ценным и всегда желанным подарком императору. [ 3 ] При Константине Великом (306–337) были возобновлены старые законы против евнухов, но и тогда они плохо соблюдались, а при его преемнике Констанции II (337–361) священник-евнух Евсевий во главе многочисленных молодых евнухов кубулярий , был внушительной силой при дворе. Влияние Евсевия, признававшего только власть императора, было настолько велико, что когда он обратился к арианству , религиозная политика всей империи изменилась . Евнухи, нашептывающие «своими заискивающими и, независимо от возраста, вечно детскими голосами» обвинения в адрес популярного полководца Урсицина , вызвали у историка Аммиана Марцеллина ностальгию по императору Домициану, боровшемуся с «подобными мерзостями». [ 4 ] [ 5 ]
В V веке император Лев I Мацелла (457–474) запретил торговлю только с евнухами, являвшимися гражданами империи, что привело к наводнению евнухов- варваров в Византию. Император Юстиниан I (527-565), ввиду высокой смертности при подобных операциях — в среднем трое из 90 прооперированных выживали, посвятил специальную повесть евнухам «142». Оно подтвердило предыдущие законы и установило, что исполнители и соучастники операции будут наказаны по закону талиона , а в случае, если они переживут операцию, будут отправлены на каторжные работы, а их имущество будет конфисковано. [ 6 ] Если исполнителем операции была женщина, ее наказывали конфискацией имущества и ссылкой. Рабы-евнухи имели право на освобождение. Новелла не применялась, если операция проводилась по медицинским показаниям. Для варварских народов торговля евнухами продолжала оставаться прибыльным занятием, и Прокопий Кесарийский упоминает о ней как о важном источнике доходов царей абасгоев . Однако, когда Юстиниан через своего посла, кастрированного абасгия Евфрата, приказал этим людям отказаться от торговли, они восприняли запрет как возможность восстать против Империи. [ 7 ] [ 5 ] Эти меры не изменили ситуации, а роман императора Льва VI (886-912) «60» вынудил смягчить прежнее законодательство, заменив закон талиона за проведение кастрации штрафом в 10 фунтов золота и ссылкой на 10 лет. ; если преступник занимал должность в суде, его увольняли. Как и Юстиниан, Лев VI не запрещал операцию по медицинским показаниям и не запрещал ее свободным гражданам. Закон не уточнял, в каком возрасте человек, которого будут оперировать, мог дать свое согласие, и в любом случае его родители могли дать их согласие постфактум. [ 8 ]
В византийской юридической и неюридической литературе существовало несколько типов классификации евнухов. С юридической точки зрения существовало две категории евнухов: [ Примечание 1 ] [ 9 ] (по- древнегречески — ἐκτομίαι, ἔκτομοι ), то есть те, кто полностью утратил репродуктивную способность в результате хирургического вмешательства (по-древнегречески — σπαδόνες, θλαδίαι ), неспособность которых к размножению явилась следствием болезни. Поскольку неспособность к воспроизводству была гарантирована для первых и лишь вероятна для вторых, эти категории имели разный правовой статус. Таким образом, в отличие от σπδόνες, ἐκτομίαι не мог жениться, усыновлять детей или завещать имущество. Однако Лев VI счел несправедливым лишить ἐκτομομοι радостей отцовства и восстановил им это право своим романом «26». [ 10 ]
Политическое влияние
[ редактировать ]
Византийские евнухи составляли мощное и хорошо организованное образование (по-древнегречески — ἡ τῶν εὐνοῦχων τάξις ), и в структуре византийской бюрократии за ними сохранялась особая категория титулов и чинов. Евнухи могли занимать почти все государственные должности, а в равенстве титулов евнухи имели преимущество перед «бородатыми». [ 5 ] [ Примечание 2 ] [ 12 ] Происхождение обычая иметь при дворе евнухов приписывают восточному влиянию. Однако женская часть дворца ( гинекей ) требовала многочисленной прислуги, а подразумеваемое сходство евнухов с бесполыми ангелами и серапами делало их незаменимыми для императорских церемоний. [ 8 ] Учитывая частые государственные перевороты, важным было то, что евнухи не представляли опасности как потенциальные претенденты на престол. [ Примечание 3 ] [ 13 ] Тем не менее, роль главы придворных евнухов, носившего титул Praepositus Sacre Cubuli , была чрезвычайно важна. [ 14 ] Влияние евнухов определялось их близостью к императору, их влиянием на то, с кем и когда император будет общаться и от кого в первую очередь узнает о важных событиях. Известно также, что евнухи взимали плату за аудиенции и личные встречи. [ 15 ]
евнухи Евсевий при Констанции II и Пробаций при Иовиане В IV веке агентами арианского влияния при дворе были (363–364). В начале правления Аркадия (395–408) наибольшим авторитетом при дворе пользовался Евтропий , единственный евнух, достигший звания консула. Общественное возмущение, вызванное этим назначением, в конечном итоге стоило Евтропию головы. Единоличное правление сына Аркадия Феодосия II (408–450), начавшееся в возрасте 7 лет, проходило под постоянным надзором евнухов-наставников, служивших его отцу. Самым известным из них был Хрисафий, получивший известность в 440-х годах и принявший активное участие в борьбе между сестрой и женой Феодосия за влияние на императора. В религиозных спорах своего времени Хрисафий встал на сторону еретика Евтихия против патриарха Флавиана. Из рассказа Приска Паниаса известно, что в 449 году Хрисафию была поручена ответственная миссия по организации нападения на предводителя гуннов Аттилу. Деликатные миссии были поручены евнухам, а затем и императорам. Флавий Зенон (474–491) Урбикия, Анастасий I (491–518) Калоподий и Аманций. Император Юстиниан II (685-695, 705-711), потерявший трон и нос во многом из-за действий своего казначея Стефана Перса, не утратил доверия к евнухам после своего возвращения к власти и продолжал поручать им важные дела. миссии. [ 16 ]

В дальнейшем евнухи постоянно упоминаются на высоких постах, выполняя ответственные задания или как участники заговоров. Небольшое уменьшение упоминаний о них отмечается во время правления Василия I должность паракимоменона, традиционно закрепленную за евнухами (867-886), который, как редкое исключение, занимал при Михаиле III (842-867) . При его сыне Льве VI (886–912) евнухи восстановили свое влияние при дворе. В сложном конфликте по поводу браков императора Льва VI евнух Самон помогал ему в борьбе с патриархом Николаем Мистиком , который был удостоен должности паракимомона, вакантной со времен Василия I. Его сменил эту функцию выполнял Константин Пафлагонец , который вместе со своим родственником, евнухом Константином Гонгилом , поставленным во главе флота, поддерживал полководца Льва Фока против Романа I Лакапина (920–940). Среди большого количества евнухов, появившихся во времена несовершеннолетия Константина VII (913-959), наиболее примечательным является внебрачный сын Романа I, Василия , который был фактическим правителем государства при трёх преемниках Константина VII и был свергнут от власти лишь в 985 году Василием II (976-1025). Среди выдающихся евнухов десятого века были Джозеф Брингас , [ Примечание 4 ] [ 18 ] интриговал против Никифора Фоки (963-969), и Христофора, упомянутого Лиутпрандом Кремонским в связи с недружелюбным приемом, оказанным им посольству императора Оттона II . [ 19 ]
При брате Василия II Константине VIII (1025—1028) и императорах, пришедших к власти через императрицу Зою , евнухи продолжали пользоваться полным доверием императоров. Могущественный в 1030-х годах евнух Иоанн Орфанотроф смог обеспечить трон своему брату Михаилу IV Пафлагонскому (1034–1041), женив его на Зое, а затем своему племяннику Михаилу V (1041–1042), обеспечив его усыновление императрица. Остальные три брата Иоанна, двое из которых были евнухами, занимали важнейшие гражданские и военные посты в империи. Когда Михаил V пришел к власти, он окружил себя ранее купленными им скифскими евнухами, которым поручил защиту своей личности и высокого титула. [ 20 ] Решив избавиться от влияния членов своей семьи, особенно Орфанотрофа, Михаил V объединился со своим другим дядей-евнухом, Константином, и в конечном итоге был свергнут и ослеплен разъяренной толпой. Старшая Зоя и ее сестра Феодора, а затем Михаил VI Брингас (1056–1057) управляли империей через евнухов. После этого известно не так много «всесильных» евнухов, за исключением знаменитого казначея Никифорика, фактического правителя империи при Михаиле VII Дуке (1071-1078). [ 21 ]
При Комнинах евнухи, еще многочисленные в покоях Большого дворца , не достигли вершины власти. Фульчер Шартрский посетил Константинополь во время Первого крестового похода и оценил их число в столице в 20 000 человек. При императорах XI века и в Никейской империи (1204-1261) евнухи упоминаются, но не в первых ролях, но после восстановления Византийской империи в Константинополе евнухи окончательно утратили свое положение. Палеологи . , воспринимавшие культурное влияние Запада, смотрели на физические особенности евнухов как на недостаток, а идея наследственной передачи власти, достаточно прочно укоренившаяся, не требовала прежних мер предосторожности [ 22 ]
В музыкальной культуре
[ редактировать ]
Вокальные способности евнухов были оценены по достоинству еще в ранний период византийской истории. Сократ Схоластик рассказывает о хоре под руководством евнуха Бризона в связи с борьбой с арианами в конце IV века, которым руководил в столице епископ Иоанн Златоуст , также с помощью ночных песнопений. [ 24 ] Соответственно, Бризону приписывают введение двух важных особенностей музыкальной культуры Константинополя, просуществовавшей до падения города в 1204 году: антифон двух хоров и использование певцов-кастратов во дворце и церкви. При Юстиниане I число певцов было установлено в 25 человек, два хора по 12 человек и хормейстер. Евнухи, пользовавшиеся абсолютным доверием императора, были в числе немногих, кто имел право ночевать во дворце. По мнению Георгия Кедреноса , происхождение этого запрета приписывают императору Льву V (813-820), большому поклоннику кастратского пения. Перед рождественской заутреней в 820 году во дворец через дверь, оставленную открытой для живущих в городе певцов, проник убийца и совершил удачное покушение на императора. С тех пор «бородатым» певцам был закрыт доступ во дворец, и, оказавшись в невыгодном положении, они в конце концов уступили доминирующее положение в музыке евнухам. [ 25 ]
Особенности их внешности — тонзура и отсутствие растительности на лице — позволяют легко отличить их на изображениях, первое известное о которых содержится в Менологионе Василия II (конец X века). [ 26 ]
Начиная с X века, упоминания о евнухах стали более частыми, а обращение с ними улучшилось. Были предприняты попытки теоретизировать существование евнухов. Во второй половине X века Симеон Метафраст написал житие пророка Даниила , которого считал евнухом. Рассказывая о кастрации Даниила, Симеон проводит параллель между евнухами, окружающими царский престол, и небесным хором ангелов — оба находятся вне обычного времени и пространства. [ 27 ] В двенадцатом веке епископ Охридский Феофилакт , чей брат был евнухом и священником Святой Софии , написал трактат в защиту евнухов. На основании сочинений апостолов и отцов церкви , а также положений римского права автор приходит к выводу, что кастрация не является преступлением против Бога, не умаляет души и сравнима с обрезкой зрелой лозы. [ 28 ] Феофилакт строит свое произведение в форме диалога некоего монаха и евнуха. Монах противится пению вообще, а евнух доказывает его необходимость, ссылаясь на ангельское пение, введенное в Церковь пророком Даниилом, Игнатием Антиохийским и Иоанном Златоустом. [ 29 ] В середине XII века обилие евнухов среди певцов Константинополя отметил французский летописец Одо де Деуиль . [ 30 ]
После падения Константинополя в 1204 году евнухи бежали из столицы в деревню, Трабзон и за границу, включая Россию и южную Италию . После 1261 года традиция пения в соборе Святой Софии была восстановлена, но с трудом, так как оно носило преимущественно устный характер. [ 29 ]
Евнухи и церковь
[ редактировать ]Иерархи
[ редактировать ]
Христианство не запрещает евнухам быть священниками. 21-е и 22-е апостольские правила о евнухах были подтверждены в 325 году первым Никейским собором , в котором говорится, что «всякий, у кого по болезни врачи отсекли члены, или которого оскоблили варвары, может оставаться в духовенство». При этом было запрещено добровольное обрезание. [ 32 ] Соответственно, в Византийской Церкви было значительное количество духовенства-евнухов, включая епископов и патриархов. [ 33 ]
Среди патриархов Константинопольских известны следующие евнухи: [ 5 ]
- Герман I (715-730). Родившийся между 630 и 650 годами, он был кастрирован по политическим мотивам в 669 году, достигнув уже возраста, непригодного для операции; [ 34 ]
- Никита I (766-780), славянский раб по происхождению, возведённый императором Константином V из простого священника в сан патриарха в нарушение церковных канонов;
- Мефодий I (843-847). Летописец Феофан Континуат рассказывает, что, когда его противники попытались оклеветать его, обвинив в связи с некоей женщиной, Патриарх сначала не понял смысла выдвинутых против него обвинений, а затем «немного приподнялся со своего кресла». , свернул одежду и обнажил свой сморщенный член, странный и не похожий на мужской». Затем он рассказал историю о том, как он обрел такую свободу от страстей вследствие молитвы апостолу Петру; [ 35 ]
- Игнатий (847-858, 867-877), крестившийся и постриженный в монахи после свержения своего отца, императора Михаила I Рангава (811-813); [ 36 ]
- Стефан II (925–928);
- Феофилакт (933–956), младший сын императора Романа I Лакапина (919–944), был крещен в юности и последовательно прошел все ступени церковной иерархии, вступив на патриарший престол в 16 лет; [ 37 ]
- Полиевкт (956–970), отлученный от церкви собственными родителями;
- Константин Лейхуд (1059-1063) — в некоторых источниках этого патриарха причисляют к евнухам. Вероятно, потому, что ранее он занимал должность протовестиария, которую часто, но не исключительно, занимали евнухи. По мнению Н. А. Скабалановича, это мнение ошибочно; [ 38 ]
- Евстратий Гарида (1081–1084). [ 39 ]
Учитывая относительное обилие евнухов-патриархов, можно предположить, что евнухи были среди архиереев и низшего духовенства. Ограничений на участие евнухов в монашеской жизни не было, но для них существовали специальные монастыри. Известно несколько таких монастырей. Один из них, посвященный Лазарю Вифанскому , был основан в царствование Льва VI или раньше. [ 40 ] другой был основан историком Михаилом Атталиатесом , для которого сохранился диатаксис. Согласно этому документу, в монастырь допускались только «евнухи и мужи, свободные от страстей». «Бородатых» монахов не допускали, за исключением кровных родственников, которые должны были быть старыми и набожными. [ 41 ] В 1083 году император Алексий I Комнин , который в целом не питал неприязни к евнухам, запретил им входить в монастыри Афона . [ 42 ] духовенство не одобряло эту широко распространенную практику Западное . Епископ Кремонский Лиутпранд, посетивший Константинополь в середине X века, [ Примечание 5 ] [ 43 ] не одобрял этого; столетие спустя папа Лев IX (1049–1054) осудил патриарха Михаила Керулария (1043–1058). [ 44 ] [ 39 ]
Святые
[ редактировать ]Метафора христиан как евнухов встречается в Новом Завете («Ибо есть евнухи, родившиеся такими, и есть евнухи, которых другие сделали скопцами, и есть такие, которые предпочитают жить как евнухи ради Царство Небесное», Мф 19:12). Соответственно, христианские писатели часто рассматривали святых мужчин как евнухов в духовном смысле. Гендерная идентичность монахов, ведущих уединенный и скромный образ жизни , была темой дискуссий с момента зарождения монашеского движения. В Византии распространено мнение, что евнухи связаны с ангелами, также бесполыми. [ 45 ] Хотя добровольная кастрация осуждалась Церковью, евнухическое социальное поведение монахов приветствовалось. [ 46 ] Однако евнухов как таковых в монастырях не приветствовали и даже изгоняли. Так, в начале правления императора Алексия I Комнина бывший друнгарий Дозора Симеон был изгнан из афонского монастыря Ксенофонта . Симеон, чрезвычайно богатый человек, обратился к императору и в конце концов не только был восстановлен в монастыре, но и стал его настоятелем. [ 47 ] В этом контексте неудивительно, что существовали святые евнухи, хотя отсутствие у них физической способности поддаться сексуальному искушению делало их заслуги менее значимыми. [ 48 ]
Известен ряд византийских святых евнухов, некоторых из которых можно различить и для которых подробные жития : сохранились [ 49 ]
- Никита Патриций (ум. 836), противник иконоборчества . Кастрирован родителями; [ 50 ]
- Патриарх Константинопольский Игнатий (ум. 877). Его драматическая жизнь и важная роль в величайшем внутрицерковном конфликте IX века сделали его самым известным святым-евнухом. Житие Игнатия, составленное Никитой Давидом Пафлагоном , изображает его праведником и невинной жертвой козней патриарха Фотия; [ 51 ]
- Никифор, епископ Милетский . Во время правления императора Никифора II Фоки . Родители также кастрировали его ради церковной карьеры; [ 52 ]
- Иоанн Постный, основавший монастырь в Петре в конце XI — начале XII века . Стал евнухом по болезни;
- Епископ Гераклейский Иоанн (ум. 1328), кастрированный в детстве из-за болезни.
Некоторые ученые предполагают, что Симеон Новый Богослов (ум. 1022) также был евнухом, однако достоверных подтверждений этому нет. [ 49 ] [ 53 ]
Евнухи в армии
[ редактировать ]VI—X вв.
[ редактировать ]
Евнухи часто встречались среди высших военачальников византийской армии и флота со времен Юстиниана I. Историки объясняют, что императоры предпочитали доверять придворным евнухам, а не опытным полководцам, потому что первые в случае успеха не могли претендовать на захват власти в империи. Однако чаще всего евнухам не удавалось продемонстрировать военный талант. был удостоен высших чинов, доступных евнухам При Юстиниане Нарсес за успехи в войнах против остготов , а Соломон был возведен в патриция за победы над вандалами . Другой Нарсес , карьера которого пришлась на вторую половину шестого века, успешно воевал с Персией. После прихода к власти Фоки (602-610 гг.) Нарсес начал восстание на персидской границе, для подавления которого Фока послал евнуха Леонтия . племянник императора Доменциол Леонтий потерпел поражение, а на его место был послан . В конце концов Нарсес был схвачен, с позором проведён через ипподром и сожжён заживо. К концу VIII века известно несколько менее успешных генералов, которые с разной степенью вероятности были евнухами, но особое влияние генералы-евнухи приобрели с началом самостоятельного правления императрицы. Ирина (797–802). [ 54 ] Ее правление ознаменовалось борьбой за влияние между двумя могущественными евнухами, патрицием и логофетом дромы Стауракием , удостоенным триумфа за победы над славянами и поставленным во главе важных фем Анатолика и Опсикия Аэтия. Эту борьбу выиграл Этий, который пытался обеспечить трон своему брату Льву, но в результате заговора императором стал Никифор I (802–811). [ 55 ]
Известно, что при Василии I (867–886) во главе войска погиб протоевнух Прокопий. В 9-10 веках флотом часто руководили евнухи, как например Иоанн при Романе I Лакапине (920-944), за победы над славянами получали титул паракимомена . Благодаря успехам полководцев Никифора II Фоки (963-969), Петра Фокы и Михаила Вурзы, Антиохия и ее окрестности были отбиты. По словам историка Георгия Кедрина, Петр Фока когда-то был личным евнухом императора Никифора , купленным в молодом возрасте и затем прошедшим военную подготовку. За храбрость и успехи в войнах со славянами во Фракии ему был присвоен титул стратопедарха. [ 56 ] Несколько лет спустя, в 970 году, патриций Николай, доверенный евнух Иоанна Цимисхия (969–976), отразил нападение арабов на сирийские города. За долгое время правления военачальника-императора Василия II Багрянородного (976—1025) известны лишь два полководца-евнуха — стратег Абидоса Романа и кубикулярий Орест, потерпевший поражение в Сицилии . [ 57 ]
11-15 вв.
[ редактировать ]После смерти Василия II единоличным императором стал его брат Константин VIII (1025–1028). Ранее он формально считался соправителем своего брата, но фактически был исключен из правительства. С воцарением Константина произошла типичная византийская перестановка высших чиновников, и на самые важные должности были назначены придворные евнухи: Николай — паракимоменос и домик схола, Симеон — друнгарий Дозора и Евстратий Великий Этериарх. В то же время многие представители бывшей военной аристократии, обвиненные в заговорах, были ослеплены, сосланы или лишены имущества. [ 58 ] Сделав эти назначения, Константин окончательно отстранился от дел, позволив евнухам беспрепятственно обогащаться за государственный счет. В этот период военная активность Византии, достигшей пика своего военного и экономического могущества в 1025 г., резко пошла на спад. В Сирии неудачи катарского евнуха Михаила Спондилса [ 59 ] существенно ухудшило положение Византии в регионе. Относительно успешно в 1028 г. в Грузии действовал Баграт IV против домашней школы Николая. [ 60 ] Со смертью Константина VIII мужская линия македонской династии представитель старинного военного рода Роман III Аргир (1028-1034), на котором вышла замуж дочь Константина VIII Зоя была прервана, и на престол благодаря усилиям императора был возведен . придворная партия во главе с Друнгарием Симеоном. Военные неудачи правления Романа были связаны в том числе с сохранением командных постов в армии евнухов — Михаила Спондилы и сменившего его Никита в Сирии, продолжавших безрезультатно действовать в Италии. [ 61 ] В своей внутренней политике Роман III пытался найти поддержку как со стороны придворной партии, так и со стороны ранее угнетавшихся аристократов, амнистированных при нем. Однако постепенно власть в стране сосредоточилась в руках небольшого круга придворных евнухов, что вызвало протесты родственников Аргира. В результате император, не имевший ни народной, ни аристократической поддержки, был свергнут в результате заговора, возглавляемого придворным евнухом Иоанном Орфанотрофом . [ 62 ]
Три брата императора Михаила IV Пафлагонского евнухами, а один из них, Константин, был успешным военным губернатором Антиохии (1034–1041) были . Другой видный в то время полководец-евнух, Василий Педиадит, прославился катастрофическими поражениями на Сицилии и Сербии . Многие евнухи во главе войска известны со времен правления Константина IX Мономаха (1042-1054). В Армении воевали великий эфирарх Константин и настоятель Никифор. Никифор вместе со знаменитым полководцем Катакалоном Кекауменом был тогда послан против печенегов . Некомпетентность Никифора привела к позорному поражению при Диакене в 1049 году, после чего печенеги разграбили Македонию и Фракию, дойдя даже до стен Константинополя. Чтобы отразить опасность со стороны столицы, один из спящих евнухов императрицы Зои, Иоанн Философ, был послан возглавить отряд императорских телохранителей и дворцовых слуг в нападении на спящих печенегов и перерезать их всех. [ 63 ] Также значительным в правление Константина IX было восстание полководца Георгия Маниака , борьба с которым была поручена придворному евнуху Стефану. Быстрая смерть Маниака значительно облегчила задачу Стефану, который за свои успехи удостоился триумфа. [ 64 ]
В конце 1054 года Константин IX тяжело заболел, и основной задачей правящей придворной группы во главе с логофетом ту дрому , евнухом Иоанном, протонотарием Дромы Константином и «хранителем императорской чернильницы» Василием, было поиски преемника Мономаха. Их выбор остановился на губернаторе Болгарии Никифоре Протевоне. Однако группа сторонников сестры императрицы Зои, Феодоры , в которой ведущие роли играли евнухи Нечета Ксилинит, Теодор и Мануил, сумела привлечь на свою сторону дворцовую стражу, в результате чего Феодора была провозглашена единоличной императрицей. . Весной 1056 года были произведены новые назначения, и из евнухов проэдром Феодором был назначен Феодор, дормициан Схолы Востока. Смерть Феодоры и воцарение Михаила VI Брингаса (1056-1057) не изменили политики в отношении армии, и замена опытных военачальников придворными евнухами и столичными чиновниками продолжалась. [ 65 ] В XII-XIII веках евнухи упоминаются как полководцы, но уже при Палеолохах евнухи-полководцы неизвестны; возможно, это связано с укреплением идеи легитимности наследственной передачи императорской власти, что в свою очередь делало неопасными успехи генералов-неевнухов. [ 66 ]
Различия между евнухами
[ редактировать ]Позиции
[ редактировать ]
За немногими исключениями, византийские евнухи имели доступ ко всем придворным должностям, открытым для «бородатых» мужчин. Согласно списку придворных чинов, составленному во времена правления Льва VI , известному как Клеторологион Филофея , придворная иерархия имела 60 высших чинов, около 50 из которых были доступны евнухам. Вероятно, их также часто назначали на средние и мелкие муниципальные должности. Однако существовали три более высокие должности, которые были закрыты для евнухов по соображениям судебного протокола: praefectus urbi , квестор и доместикос . Военные должности ранга Domesticus, такие как Domesticus excubitors или droungarios , включавшие командование придворной стражей, не были открыты для евнухов, но либо этот запрет не был абсолютным, либо он соблюдался в течение короткого времени. Уже во времена правления Константина VIII евнух Николай занимал должность домработника схолы, а евнух Симеон — должность друнгария виглы. Константин, брат Михаила IV Пафлагонского , также был прислугой схолы. Другие примеры такого рода известны с одиннадцатого века. Однако неизвестно, чтобы ни один евнух занимал должность квестора или префекта города. Не было и офиса базилеопатор , «отец императора», созданный Львом VI для своего будущего тестя Стилианоса Зауца , [ 68 ] открыт для евнухов.
Между тем, в IX и X веках было 10 должностей, доступных только евнухам: [ 69 ]
- Паракимомен ( греч. παρακοιμώμενος от греч. πᾰρᾰ — приставка, означающая: ряды, смежность + греч. κοιμάω — укладывать, ложиться спать) императора;
- Протовестиариус (др.-греч. протовестиариос , от др.-греч. προτεω — быть первым, занимать первое место + лат. Vestiarius — хранилище (сундук) для одежды, гардероб) императора;
- Epi tes трапеции (древнегреческий domestikos ἀπὶ τῆς τραπεζης — буквально: домашний ( дворецкий ) за столом, от древнегреческого επι τῆς греческого δομος — дом, дворец, древнегреческого ἀπί — у, у и древнегреческого τρέπεσα — стол, трапеза) император?
- Epi tes трапеции императрицы?
- Папия (др.-греч. pappias — папа, отец) Большого дворца;
- Дейтерос (др.-греч. δεύτερος — второй) из Большого дворца, помощник папства, второй после папства;
- Пинкернес (др.-греч. (ἐ)πιγερνης ; лат. pincerna — виночерпий) императора;
- Пинкернес императрицы;
- Папия (древнегреческий паппиас ) Магнауры ;
- Папий из Дафны.
Титулы
[ редактировать ]В византийской иерархии, кроме разделения по должностям, существовала иерархия дворянских титулов, связанная с этим разделением. В ранний период византийской истории известны многочисленные примеры евнухов в четырех высших разрядах дворянства — illustras , respectabiles , clarissimi , perfectissimi . Хотя, за примечательным исключением Евтропия , консульский сан не был доступен евнухам, им мог быть присвоен почетный титул консула . Евнухам также не могли быть присвоены титулы ипата и антипата, соответствующие консулу и проконсулу. [ 70 ] Между восьмым и девятым веками изменилась система сословного деления дворянства: патриций стал отдельным титулом, не связанным с illustris, а некоторые придворные должности и связанные с ними обязанности стали рассматриваться как титулы. Клиторолог Филофея приводит список из 28 титулов «бородатых» и 8 титулов евнухов: [ 71 ]
- Нипсистиариос (др.-греч. νιψιστιάριος от др.-греч. νίψις — омовение, омовение), в обязанности которого входило омовение императора: он подавал императору золотой таз для омовения рук перед выходом из Большого дворца;
- Кубикулярий (др.-греч. κουβικουλάριος от лат. Cubaculum — комната, покой, опочивальня) — опочивальня императора. До середины 20 века титул nipsisthiarius считался ниже, чем кубилярий. Современное представление сложилось после того, как Н. Икономидис обнаружил в хранилище Эскориала ранее неизвестный тактикон; [ 72 ]
- Spatharokoubikularios (др.-греч. spatharokoubikularios — меченосец опускавший, от др.-греч. spatha — широкий клинок, spatha + др.-греч. φορα — нести + лат. кубикулум — комната, отдых, опущивал);
- Остиарий (др.-греч. ὀστιάριος ← лат. ostiarius — привратник), в обязанности которого входило представление чиновников императору и императрице; [ 73 ]
- Примицерий (др.-греч. πριμικήριος ← лат. primi-cerius, имя которого стоит первым на восковых табличках (tabulae ceratae), т. е. начальник, руководитель, управляющий); [ 74 ]
- Протоспафарий (древнегреческий протоспафарий [ 75 ] — первый телохранитель, буквально: первый фехтовальщик от древнегреческого προτο — первый + древнегреческий σπαθα — широкий клинок, спата + древнегреческий φορα — носить);
- Praepositus (др.-греч. πραιπόσιτος ← лат. praepositus - высший от лат. prae - впереди + лат. positio - положение);
- Патрисий (др.-греч. πατρίκιος ← лат. patricius — патриций, от лат. pater — отец).
Помимо перечисленных выше, в X веке было создано большое количество титулов, доступных и «бородатым». [ 70 ]
Медицинский аспект
[ редактировать ]
Византийские научные представления о физиологии евнухов находились под влиянием теорий Гиппократа , Аристотеля и Галена . По мнению Гиппократа, тело человека должно находиться в гармонии и равновесии, чего может достичь только здоровый человек. Соответственно, женщины и евнухи считались неспособными контролировать свои желания в еде, питье и телесных удовольствиях. Если женщины в этом отношении считались противоположностью мужчин , то евнухи занимали промежуточное положение. [ 76 ] Аристотель также ценил баланс и пропорциональность в человеческом теле, но вопросы пола он рассматривал в иерархическом смысле. По его мнению, мужчины горячие, а женщины холодные. Мужское тепло было необходимо для производства спермы , а сама сперма является хранилищем этого тепла. Евнухи, по мнению Аристотеля, были неспособны его производить, были холодны и потому похожи на женщин. [ 77 ] Гален, считавший, что половые системы женщин и мужчин в принципе одинаковы, только устроены по-разному, тем не менее сближал евнухов и женщин, поскольку те и другие были по природе или обычаю одновременно мягкими и влажными. В вопросе о сравнительной температуре тела Гален согласился с Аристотелем. [ 78 ] Врачи Эций Амидский (V-VI века) и Александр Траллесский (VI век) утверждали, что, поскольку тела евнухов были похожи на тела юношей, женщин и детей, к ним подходило более мягкое лечение, чем к мужчинам. [ 79 ]
В «Кратком изложении медицины» византийского врача Павла Эгинского описаны два метода кастрации. В первом мальчике помещали в ванну с горячей водой и после того, как тело расслабилось, яички пальцами раздавливали . Второй метод заключался в разрезании яичек скальпелем; этот метод считался предпочтительным, поскольку он приводил к меньшему количеству осложнений и обеспечивал большую уверенность в результате. Описывая дары, которые посольство Лиутпранда Кремонского принесло византийскому двору в 969 году, летописец сообщает о четырех хорезмийских евнухах, у которых были удалены не только яички, но и пенисы . [ 80 ] Статистика выживаемости после кастрации противоречива. В то время как врач II века Соран Эфесский считал операцию вполне безопасной, император Юстиниан I приводит ужасающую статистику — из 90 прооперированных выжили только трое. Известна статистика смертности черных евнухов в коптских монастырях, которая достигает 75%, [ 81 ] но в целом, по словам автора монографии о кастрации Г. Тейлора, это «простая и безопасная операция для человека». [ 82 ]
Историография
[ редактировать ]Длительное время под влиянием Э. Гиббона византийские исследователи крайне отрицательно относились к роли евнухов. Систематических исследований на эту тему не проводилось. «Византийская цивилизация» В обзорном труде С. Рансимана евнухам посвящена всего одна страница, но значение этого слоя общества, который, управляя бюрократической машиной Империи, препятствовал феодальной тенденции к концентрации власти в в руках потомственного дворянства. [ 83 ] Преобладало мнение, что их власть осуществлялась при слабых императорах посредством лести и клеветы из-за неудовлетворенных амбиций, проистекающих из сексуальной неудовлетворенности . [ 84 ] Первой работой, посвященной именно евнухам, является исследование Дж. Данлопа «Канцелярия великого камергера в Поздней Римской и Византийской империи» о положении praepositus Sari Cubuli , опубликованное в 1924 году. [ 85 ]
... поскольку он [Констанций II] боялся своих генералов и не доверял своим министрам, успехи его оружия привели только к установлению правления евнухов над римским миром. Эти несчастные создания, древний продукт восточной ревности и восточного деспотизма, были завезены в Грецию и Рим заразой азиатской роскоши... во дворцах недостойных сыновей Константина они вскоре размножились и мало-помалу приобрели сначала известность. с тайными мыслями Констанция, а затем и контролем над ними. Отвращение и презрение, с которыми все относились к этому уродливому классу людей, казалось, развратили их и сделали неспособными к каким-либо благородным чувствам или действиям, которые им приписывало общественное мнение. (« История упадка и разрушения Римской империи » Эдварда Гиббона )
Современные ученые единогласно признают значение евнухов, которые, по определению А. П. Каждана, были «особой группой правящего класса Византии». [ 86 ] Систематическое изучение этого класса началось с серии работ французского византиниста Р. Гийланда , опубликованных в 1940-1960 годах. Английский социолог Ч. Хопкинс, изучая роль евнухов и их значение, сравнивает их с придворными евреями 17 и 18 веков Германии , отмечая, что в обоих случаях они были козлами отпущения для остального общества. [ 87 ] С 1980-х годов появились многочисленные исследования, в которых историки пытались проанализировать причины, по которым бывшие рабы смогли достичь такой власти. По мнению К. Гопкинса , в обществе существовали предубеждения против евнухов — как и против евреев — и, возможно, им приписывалось лишь влияние на императоров, тогда как свои непопулярные или непонятные решения они принимали сами. Например, даже Юлиан затруднился определить, отказал ли ему император Констанций II в аудиенции по собственному желанию или же он находился под влиянием самонадеянности Евсевия. [ 88 ] [ 89 ] По ее мнению, потребность императоров в евнухах возникла из необходимости делегировать часть своей власти, когда они не могли найти надежной поддержки в армии и дворянстве. [ 90 ]
Еще одним направлением исследований были гендерные вопросы, попытки понять место евнухов как «третьего пола» в византийском обществе. [ 91 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Его автором, вероятно, был юрист шестого века Теофил.
- ↑ Со времен императора Константа II возродилась мода на бороды, канувшая в забвение в IV-VI веках. С точки зрения византийцев, бороды были признаком мужественности, отличавшим настоящих мужчин от евнухов.
- ↑ См., например, замечание Евагрия Схоластика о заговоре Аманция, предшествовавшем воцарению Юстина I (518-527): «Очень сильный человек был тогда и хранителем императорских опочивальней Аманций. Так как он сам мог не управлять Римской империей, он хотел возложить венец самодержавной власти на Феокрита, человека, преданного ему».
- ↑ Его родственником был Михаил VI Стратиотик , правивший 100 лет спустя.
- ↑ По мнению Лиутпранда, это противоречило церковному закону.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Продолжатель Феофана, Историческое повествование о жизни и деяниях славного царя Василия, 74.
- ^ Рингроуз К. Идеальный слуга: евнухи и социальная конструкция пола в Византии. - Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2003. - С. 78. - ISBN 0-226-72015-2 .
- ^ Гилланд Р. Исследование византийских институтов. — Берлин: Akademie-Verlag, 1967. — С. 165.
- ^ Аммиан Марцеллин. Деяния, book XVIII, part 4.
- ^ Jump up to: а б с д Гилланд Р. Исследование византийских институтов. — Берлин: Akademie-Verlag, 1967. — С. 166.
- ^ Дитер С. Похвала евнуха . — Мюнхен: Ч.Бек , 1994. — С. 15.
- ^ Прокопий Кесарийский. Война с готами, VIII, 3, pp. 15-21.
- ^ Jump up to: а б Гилланд Р. Исследование византийских институтов. — Берлин: Akademie-Verlag, 1967. — С. 167.
- ^ Дитер С. Похвала евнуха. — Мюнхен: Ч.Бек, 1994. — С. 11.
- ^ Гилланд Р. Исследование византийских институтов. — Берлин: Akademie-Verlag, 1967. — С. 167-168.
- ^ Рингроуз К. Идеальный слуга: евнухи и социальная конструкция пола в Византии. - Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2003. - С. 166. - ISBN 0-226-72015-2 .
- ^ Оксфордский византийский словарь: в 3 т . / ред. Доктор Александр Каждан. — Нью-Йорк ; Оксф. : Oxford University Press , 1991. — С. 274. — ISBN 0-19-504652-8 .
- ^ Евагрий Схоластик, Церковная история, IV.2
- ^ Гилланд Р. Исследование византийских институтов. — Берлин: Akademie-Verlag, 1967. — С. 276-277.
- ^ Хопкинс К. Завоеватели и рабы. — Камбр. : Издательство Кембриджского университета , 1978. — стр. 77–78. — ISBN 0-521-21945-0 .
- ^ Гилланд Р. Исследование византийских институтов. — Берлин: Akademie-Verlag, 1967. — С. 177-178.
- ^ Рингроуз К. Идеальный слуга: евнухи и социальная конструкция пола в Византии. - Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2003. - С. 170. - ISBN 0-226-72015-2 .
- ^ Гилланд Р. Исследование византийских институтов. — Берлин: Akademie-Verlag, 1967. — С. 183.
- ^ Гилланд Р. Исследование византийских институтов. — Берлин: Akademie-Verlag, 1967. — С. 179-184.
- ^ Михаил Пселл, Хронография, Михаил V, XV
- ^ Гилланд Р. Исследование византийских институтов. — Берлин: Akademie-Verlag, 1967. — С. 184-187.
- ^ Гилланд Р. Исследование византийских институтов. — Берлин: Akademie-Verlag, 1967. — С. 187-189.
- ^ Моран Н. Византийские кастраты // Plainsong и средневековая музыка. — Камбр. : Издательство Кембриджского университета, 2002. — Т. 11, № 2. — С. 103.
- ^ Сократ Схоластик, Церковная история, VI, 16
- ^ Моран Н. Византийские кастраты // Plainsong и средневековая музыка. — Камбр. : Издательство Кембриджского университета, 2002. — Т. 11, № 2. — С. 100-102.
- ^ Моран Н. Византийские кастраты // Plainsong и средневековая музыка. — Камбр. : Издательство Кембриджского университета, 2002. — Т. 11, № 2. — С. 102-103.
- ^ Моран Н. Византийские кастраты // Plainsong и средневековая музыка. — Камбр. : Издательство Кембриджского университета, 2002. — Т. 11, № 2. — С. 104.
- ^ Моран Н. Византийские кастраты // Plainsong и средневековая музыка. — Камбр. : Издательство Кембриджского университета, 2002. — Т. 11, № 2. — С. 100.
- ^ Jump up to: а б Моран Н. Византийские кастраты // Простая песня и средневековая музыка. — Камбр. : Издательство Кембриджского университета, 2002. — Т. 11, № 2. — С. 107.
- ^ Каждан А. П. С остав господствующего класса в Византии XI—XII вв. Анкета и частные выводы. Ч. VI. Евнухи // Античная древность и средние века. — Свердловск, 1973. — Issue 10. — P. 191.
- ^ Рингроуз К. Идеальный слуга: евнухи и социальная конструкция пола в Византии. - Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2003. - С. 119. - ISBN 0-226-72015-2 .
- ^ Деяния Вселенских соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии. — 3 изд. — Казань: Тип. Казанской духовной академии, 1910. — V. I. — P. 71.
- ^ Гилланд Р. Исследование византийских институтов. — Берлин: Akademie-Verlag, 1967. — С. 168-189.
- ^ Оксфордский византийский словарь: в 3 т . / ред. Доктор Александр Каждан. — Нью-Йорк ; Оксф. : Oxford University Press , 1991. — С. 648. — ISBN 0-19-504652-8 .
- ^ Продолжатель Феофана, Михаил III, 10
- ^ Оксфордский византийский словарь: в 3 т . / ред. Доктор Александр Каждан. — Нью-Йорк ; Оксф. : Oxford University Press , 1991. — С. 983. — ISBN 0-19-504652-8 .
- ^ Оксфордский византийский словарь: в 3 т . / ред. Доктор Александр Каждан. — Нью-Йорк ; Оксф. : Oxford University Press , 1991. — С. 2068. — ISBN 0-19-504652-8 .
- ^ Скабаланович Н. А. Византийское государство и церковь в XI веке. — СПб. : Издательство Олега Абышко, 2004. — P. 105.
- ^ Jump up to: а б Каждан А. П. С остав господствующего класса в Византии XI—XII вв. Анкета и частные выводы. Ч. VI. Евнухи // Античная древность и средние века. — Свердловск, 1973. — Issue 10. — pp. 189.
- ^ Джанин Р. Церковная география Византийской империи: Осада Константинополя и Вселенский Патриархат. Церкви и монастыри. — Париж, 1969. — С. 298-300.
- ^ Моран Н. Византийские кастраты // Plainsong и средневековая музыка. — Камбр. : Издательство Кембриджского университета, 2002. — Т. 11, № 2. — С. 105.
- ^ Гилланд Р. Исследование византийских институтов. — Берлин: Akademie-Verlag, 1967. — С. 188.
- ^ Лиутпранд, Отчёт, LXIII
- ^ Гилланд Р. Исследование византийских институтов. — Берлин: Akademie-Verlag, 1967. — С. 169.
- ^ Более жесткая фантастика Святые евнухи! Мужественность и святые евнухи в Византии // П. Х. Каллум, Кэтрин Дж. Льюис Святость и мужественность в средние века. - Кардифф: University of Wales Press, 2004. - С. 96. - ISBN 0-7083-1894-0 .
- ^ Кюфлер М. Мужественный евнух. - Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2001. - стр. 273-275 - ISBN 0-226-45739-7 .
- ^ Ангольд М. Церковь и общество в Византии при Комнинах, 1081–1261. — Издательство Кембриджского университета, 1995. — С. 280. — 604 с. — ISBN 0-521-26432-4 .
- ^ Более жесткая фантастика Святые евнухи! Мужественность и святые евнухи в Византии // П. Х. Каллум, Кэтрин Дж. Льюис Святость и мужественность в средние века. - Кардифф: University of Wales Press, 2004. - С. 94. - ISBN 0-7083-1894-0
- ^ Jump up to: а б Tougher SF Святые евнухи! Мужественность и святые евнухи в Византии // П. Х. Каллум, Кэтрин Дж. Льюис Святость и мужественность в средние века. - Кардифф: University of Wales Press, 2004. - С. 96. - ISBN 0-7083-1894-0
- ^ Рингроуз К. Идеальный слуга: евнухи и социальная конструкция пола в Византии. - Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2003. - С. 73. - ISBN 0-226-72015-2 .
- ^ Более жесткая фантастика Святые евнухи! Мужественность и святые евнухи в Византии // П. Х. Каллум, Кэтрин Дж. Льюис Святость и мужественность в средние века. - Кардифф: University of Wales Press, 2004. - С. 100. - ISBN 0-7083-1894-0 .
- ^ Рингроуз К. Идеальный слуга: евнухи и социальная конструкция пола в Византии. - Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2003. - С. 74. - ISBN 0-226-72015-2 .
- ^ Рингроуз К. Идеальный слуга: евнухи и социальная конструкция пола в Византии. - Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2003. - С. 86. - ISBN 0-226-72015-2 .
- ^ Гарланд Л. Византийские императрицы: женщины и власть в Византии, 527–1204 гг. н.э. — Л. — Нью-Йорк : Рутледж, 1999. — 343 с. — ISBN 0-415-14688-7 .
- ^ Гилланд Р. Исследование византийских институтов. — Берлин: Akademie-Verlag, 1967. — С. 170-171.
- ^ Рингроуз К. Идеальный слуга: евнухи и социальная конструкция пола в Византии. - Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2003. - стр. 137-138. — ISBN 0-226-72015-2 .
- ^ Гилланд Р. Исследование византийских институтов. — Берлин: Akademie-Verlag, 1967. — С.172-173.
- ^ Мохов А. С. Командный состав византийской армии в правление Константина VIII // Античная древность и средние века. — Свердловск, 1997. — Issue 28. — P. 26.
- ^ Мохов А. С. Византийская фамилия Спондилов в XI-XIII вв. // Античная древность и средние века. — Екатеринбург, 2011. — Issue 40. — P. 271.
- ^ Мохов А. С. Командный состав византийской армии в правление Константина VIII // Античная древность и средние века. — Свердловск, 1997. — Issue 28. — pp. 19—22.
- ^ Мохов А. С. Командный состав византийской армии в. XI в.: правление Романа III Аргира (1028—1034) // Античная древность и средние века. — Свердловск, 2000. — Issue 31. — P. 181.
- ^ Мохов А. С. Командный состав византийской армии в. XI в.: правление Романа III Аргира (1028—1034) // Античная древность и средние века. — Свердловск, 2000. — Issue 31. — P. 195.
- ^ Васильевский В. Г. Византия и печенеги (1048-1094) // ЖМНП. - 1872. - Т. 164. - С. 132.
- ^ Гилланд Р. Исследование византийских институтов. — Берлин: Akademie-Verlag, 1967. — С. 174-175.
- ^ Мохов А. С . Командный состав византийской армии в 1055 — 1057 гг. // Античная древность и средние века. — Свердловск, 2002. — Issue 33. — pp. 111-113.
- ^ Гилланд Р. Исследование византийских институтов. — Берлин: Akademie-Verlag, 1967. — С. 175-176.
- ^ Рингроуз К. Идеальный слуга: евнухи и социальная конструкция пола в Византии. - Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2003. - С. 99. - ISBN 0-226-72015-2 .
- ^ Гилланд Р. Исследование византийских институтов. — Берлин: Akademie-Verlag, 1967. — С. 198-199.
- ^ Гилланд Р. Исследование византийских институтов. — Берлин: Akademie-Verlag, 1967. — С. 199.
- ^ Jump up to: а б Гилланд Р. Исследование византийских институтов. — Берлин: Akademie-Verlag, 1967. — С. 201.
- ^ Гилланд Р. Исследование византийских институтов. — Берлин: Akademie-Verlag, 1967. — С. 200.
- ^ Каждан А. П. Рецензия на: N. Oikonomidès, Les listes de préséance byzantines des IXe et Xe siècles // Византийский временник. — М. : Наука, 1974. — V. 36. — P. 202.
- ^ Оксфордский византийский словарь: в 3 т . / ред. Доктор Александр Каждан. — Нью-Йорк ; Оксф. : Oxford University Press , 1991. — С. 1540. — ISBN 0-19-504652-8 .
- ^ Оксфордский византийский словарь: в 3 т . / ред. Доктор Александр Каждан. — Нью-Йорк ; Оксф. : Oxford University Press , 1991. — стр. 1719–1720. — ISBN 0-19-504652-8 .
- ^ Оксфордский византийский словарь: в 3 т . / ред. Доктор Александр Каждан. — Нью-Йорк ; Оксф. : Издательство Оксфордского университета , 1991. — С. 1748–1749. — ISBN 0-19-504652-8 .
- ^ Рингроуз К. Идеальный слуга: евнухи и социальная конструкция пола в Византии. - Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2003. - С. 72. - ISBN 0-226-72015-2 .
- ^ Рингроуз К. Идеальный слуга: евнухи и социальная конструкция пола в Византии. - Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2003. - С. 53. - ISBN 0-226-72015-2 .
- ^ Рингроуз К. Идеальный слуга: евнухи и социальная конструкция пола в Византии. - Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2003. - стр. 54-55. — ISBN 0-226-72015-2 .
- ^ Рингроуз К. Идеальный слуга: евнухи и социальная конструкция пола в Византии. - Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2003. - С. 55. - ISBN 0-226-72015-2 .
- ^ Более жесткая SF Византийские евнухи: обзор с особым упором на их создание и происхождение // Элизабет Джеймс (ред.) Женщины, мужчины и евнухи: гендер в Византии. - Нью-Йорк : Рутледж, 1997. - стр. 174–175. — ISBN 0-415-14685-2 .
- ^ Роулендс Р. Евнухи и секс: за пределами сексуальной дихотомии в римском мире. - Колумбия: Университет Миссури, 2014. - С. 56.
- ^ Тейлор Г. Кастрация: Сокращенная история западной мужественности. — Л. : Рутледж, 2000. — С. 55. — ISBN 0-203-90455-9 .
- ^ Рансиман С. Византийская цивилизация. — Л .: Э. Арнольд и компания, 1933. — С. 204.
- ^ Хопкинс К. Завоеватели и рабы . — Камбр. : Издательство Кембриджского университета, 1978. — С. 180. — ISBN 0-521-21945-0 .
- ^ Более жесткая SF Евнух в византийской истории и обществе . — Л. : Рутледж, 2008. — С. 4. — ISBN 0-415-42524-7 .
- ^ Каждан А. П. Состав господствующего класса в Византии XI—XII вв. Анкета и частные выводы. Ч. VI. Евнухи // Античная древность и средние века. — Свердловск, 1973. — Issue 10. — P. 184.
- ^ Хопкинс К. Завоеватели и рабы. — Камбр. : Издательство Кембриджского университета, 1978. — С. 172. — ISBN 0-521-21945-0 .
- ^ Julian the Apostate. Letter to the Athenians . http://www.tertullian.org+(1913).+Дата обращения: 22 November 2014. Archive : 14 September 2015.
- ^ Хопкинс К. Завоеватели и рабы. — Камбр. : Издательство Кембриджского университета, 1978. — С. 173. — ISBN 0-521-21945-0 .
- ^ Хопкинс К. Завоеватели и рабы. — Камбр. : Издательство Кембриджского университета, 1978. — С. 182. — ISBN 0-521-21945-0 .
- ^ Джеймс Л. Мужчины, женщины, евнухи: пол, пол и власть // Джон Хэлдон (ред.) Социальная история Византии. — Оксф. : Wiley-Blackwell, 2009. — С. 42. — ISBN 978-1-4051-3240-4 .
Библиография
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Аммиан Марцеллин. Римская история / Пер. Ю. А. Кулаковский и А. Я. Сонни под ред. Л. Ю. Лукомского. — СПб. : Алетейя, 1994. — 558 с. — (Серия «Древняя библиотека». Раздел «Древняя история»). — 5000 экземпляров.
- Деяния Вселенских соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии. — 3 изд. — Казань: Тип. Казанской духовной академии, 1910. — V. I. — 402 p.
- Лиутпранд Кремонский. Антаподосис; Книга об Оттоне; Отчёт о посольстве в Константинополь / пер. И. Дьяконов. — М. : Русская панорама, 2006. — 192 p. — 1200 copies. — ISBN 5-93165-160-8 .
- Михаил Пселл . Хронография. Краткая история / Любарский Я. Н. — СПб. : Алетейя, 2003. — 397 с. — ISBN 5-89329-594-3 .
- Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей. — СПб. : Алетейя, 2009. — 400 p. — (Византийская библиотека. Источники). — ISBN 978-5-91419-146-4 .
- Прокопий Кесарийский. Война с готами / Пер. С. П. Кондратьева. Вступительная статья 3. В. Удальцовой. Ответственный редактор Е. А. Косминский. — М. : Издательство АН СССР, 1950. — 514 p. — 5000 copies.
- Сократ Схоластик. Церковная история. — М. : РОССПЭН, 1996. — 368 p. — ISBN 5-86004-071-7 .
Исследования
[ редактировать ]По-английски
[ редактировать ]- Гарланд Л. Византийские императрицы: женщины и власть в Византии 527–1204 гг. — Л. — Нью-Йорк : Рутледж , 1999. — 343 с. — ISBN 0-415-14688-7 .
- Джеймс Л. Мужчины, женщины, евнухи: пол, пол и власть // Джон Хэлдон (ред.) Социальная история Византии. — Оксф. : Wiley-Blackwell , 2009. — стр. 31–50. — ISBN 978-1-4051-3240-4 .
- Хопкинс К. Завоеватели и рабы. — Камбр. : Издательство Кембриджского университета , 1978. — 268 стр. — ISBN 0-521-21945-0 .
- Кюфлер М. Мужественный евнух . - Чикаго: Издательство Чикагского университета , 2001. - 437 стр. — ISBN 0-226-45739-7 .
- Моран Н. Византийские кастраты // Простая песня и средневековая музыка. — Камбр. : Издательство Кембриджского университета, 2002. — Т. 11, № 2. — С. 99–112. — дои : 10.1017/S0961137102002073
- Оксфордский словарь Византии: в 3 т . / ред. Доктор Александр Каждан. — Нью-Йорк ; Оксф. : Издательство Оксфордского университета , 1991. — С. 746–747. — ISBN 0-19-504652-8 .
- Рингроуз К. Идеальный слуга: евнухи и социальная конструкция пола в Византии. - Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2003. - 312 с. — ISBN 0-226-72015-2 .
- Роулендс Р. Евнухи и секс: за пределами сексуальной дихотомии в римском мире . — Колумбия: Университет Миссури , 2014. — 148 с.
- Рансимен С. Византийская цивилизация. — Л .: Э. Арнольд и компания, 1933. — 320 с.
- Тейлор Г. Кастрация: сокращенная история западной мужественности. — Л. : Рутледж, 2000. — 307 с. — ISBN 0-203-90455-9 .
- Более жесткая научная фантастика: византийские евнухи: обзор с особым акцентом на их создание и происхождение // Элизабет Джеймс (ред.) Женщины, мужчины и евнухи: гендер в Византии. — Нью-Йорк : Рутледж, 1997. — С. 168–184. — ISBN 0-415-14685-2 .
- Tougher SF Святые евнухи! Мужественность и святые евнухи в Византии // П. Х. Каллум, Кэтрин Дж. Льюис Святость и мужественность в средние века. - Кардифф: Издательство Уэльского университета, 2004. - С. 93–108. — ISBN 0-7083-1894-0 .
- Более жесткая Н.Ф. Евнух в византийской истории и обществе . — Л. : Рутледж, 2008. — 256 с. — ISBN 0-415-42524-7 .
На немецком языке
[ редактировать ]- Дитер С. Похвала евнуха . — Мюнхен: Ч.Бек , 1994. — 27 с.
- Патриархи иконоборческого периода / Л. Ральф-Иоганнес (ред.). - Франкфрт ан Майн: Питер Ланг , 1999. - 302 с. - (Берлинские византийские исследования, т. 5). — ISBN 3-631-35183-6 .
На русском языке
[ редактировать ]- Васильевский В. Г. Византия и печенеги (1048-1094) // ЖМНП . - 1872. - Т. 164. - С. 116–165, 243–332.
- Гиббон Э . Закат и падение Римской империи. — М. : Терра, 2008. — V. II. — ISBN 978-5-275-01702-1 .
- Каждан А. П. С остав господствующего класса в Византии XI—XII вв. Анкета и частные выводы. Ч. VI. Евнухи // Античная древность и средние века. — Свердловск, 1973. — Issue 10. — pp. 184–194.
- Каждан А. П. Рецензия на: N. Oikonomidès, Les listes de préséance byzantines des IXe et Xe siècles // Византийский временник. — М. : Наука, 1974. — V. 36. — P. 202.
- Мохов А. С. Командный состав византийской армии в правление Константина VIII // Античная древность и средние века. — Свердловск, 1997. — Issue 28. — pp. 19–33.
- Мохов А. С. Командный состав византийской армии в. XI в.: правление Романа III Аргира (1028—1034) // Античная древность и средние века. — Свердловск, 2000. — Issue 31. — pp. 173–197.
- Мохов А. С. Командный состав византийской армии в 1055 — 1057 гг. // Античная древность и средние века. — Свердловск, 2002. — Issue 33. — pp. 109–122.
- Мохов А. С. Византийская фамилия Спондилов в XI-XIII вв . // Античная древность и средние века. — Екатеринбург, 2011. — Issue 40. — pp. 269–287.
- Скабаланович Н. А. Византийское государство и церковь в XI веке. — СПб. : Издательство Олега Абышко, 2004. — 416 p.
На французском языке
[ редактировать ]- Гилланд Р. Исследование византийских институтов. — Берлин: Akademie-Verlag, 1967. — 607 с.
- Жанин Р. Церковная география Византийской империи: Осада Константинополя и Вселенский патриархат. Церкви и монастыри. — Париж, 1969. — 605 с.