Jump to content

Метро-2

Координаты : 55 ° 41'17 "N 37 ° 30'48" E  /  55,68806 ° N 37,51333 ° E  / 55,68806; 37.51333
Карта системы Метро-2 по предположению военной разведки США. [ 1 ]
Линия D6
#3 Arbatsko-Pokrovskaya line
Arbatskaya-3
Chertole
#1 Sokolnicheskaya line
Фрунзенская-2
подключение к Метро-1
( Sokolnicheskaya line )
Nauchnaya
Университет-2
в Раменки
«Подземный город»
Стромная
Dlinnaya
Раменки
Востряково
Внуково-2

Метро-2 ( русский : Метро-2 ) — неофициальное обозначение тайной и официально непризнанной системы глубокого подземного метрополитена в московском агломерации . Он был разработан, чтобы обеспечить советскому руководству безопасные маршруты эвакуации во время войны , узлы связи и командные пункты , включая специальный бункер для национального командования . Один из таких бункеров расположен под Кремлем . [ 2 ]

Система предположительно была построена или, по крайней мере, запущена во времена Иосифа Сталина и получила кодовое название Д-6 (Д-6) в КГБ . Предположительно, он до сих пор находится в ведении Главного управления специальных программ и Минобороны . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]

Сообщается, что у метро-2 четыре линии, глубина которых составляет 50–200 метров (160–660 футов). Говорят, что он соединит Кремль со штаб-квартирой Федеральной службы безопасности (ФСБ), правительственным аэропортом Внуково-2 и подземным городом Раменки , а также другими объектами национального значения. [ 3 ]

В 1994 году лидер городской исследовательской группы «Копатели подземной планеты» заявил, что нашел вход в эту подземную систему. [ 9 ]

Однако исторические свидетельства рисуют гораздо более консервативную картину: к концу 1960-х годов существовала одна «линия» от Кремля, в частности участка 103, к участку 54 к югу от МГУ, с отрогом, идущим оттуда на северо-запад к район Матвеевской железнодорожной платформы и ДВ-1 там. [ 10 ] [ 11 ] Дополнительные линии, например, до Внуково, вероятно, являются более поздним изобретением сообщества энтузиастов, хотя со сменой поколений конструкции усиленной защитной конструкции в 1970-80-х годах можно было, по крайней мере, рассмотреть вопрос о резервном резервировании этой системы. Линия Внуково, которая должна была быть построена для экстренной эвакуации правительства, соединена с международным аэропортом Внуково , соответственно, на момент постройки это был аэропорт, первоначально использовавшийся для военных операций во время Второй мировой войны , но после войны стал гражданским объектом. Другая предполагаемая линия, Исмайловская линия, очевидно, была построена для ракетных войск стратегического назначения и, по утверждениям, была по крайней мере частично разрушена в 1970-х годах.

Этимология

[ редактировать ]
Якобы стрелочный перевод, который ведет в Метро-1 от Метро-2, на самом деле стрелка в Тропарово на буферную остановку, на Метро-1.

Летом 1992 года литературно-публицистический журнал Преисподняя « англ . действие » ( «Юность» опубликовал роман автора и сценариста Владимира Гоника под названием Abyss ) которого , подземном происходит в бункере в Москве. Ранее, весной того же года, отрывки из романа были опубликованы в еженедельной газете « Совершенно секретно ( ru . В интервью редактору газеты и Гонику в 1993 году автор заявил, что термин «Метро-2» был им представлен и что роман был написан на основе информации, собранной за предыдущие 20 лет двумя из них. их на таких вещах, как секретные бункеры и соединяющие их подземные железные дороги. [ 12 ] Гоник признал, что работал над книгой с 1973 по 1986 год и что некоторая наиболее конфиденциальная информация была намеренно искажена. [ 13 ]

В последующие годы Гоник утверждал, что бункеры, а следовательно, и так называемое «Метро-2», использовались руководством Политбюро и Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) вместе со своими семьями. в случае войны. По его словам, в начале 1970-х годов генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев лично посетил главный бункер, а в 1974 году вручил председателю КГБ тогдашнему Юрию Андропову медаль «Золотая Звезда» Героя СССР. Социалистический труд . Судя по всему, каждый член ЦК имел по 180 м. 2 Квартира (1900 кв. футов) с кабинетом, гостиной, кухней и ванной комнатой. Гоник утверждает, что собрал эту информацию, работая врачом в поликлинике Минобороны . [ 14 ]

После публикации романа в 1992 году тема второй, секретной подземной железной дороги поднималась неоднократно, особенно в российских СМИ. несколько упоминал раз « » В частности, журнал «Огонёк Метро-2».

Подтвержденная информация

[ редактировать ]

Российские журналисты сообщили, что существование Метро-2 не подтверждается и не опровергается ни ФСБ, ни администрацией Московского метрополитена . Однако приведенное ниже является доказательством существования Метро-2.

Исследования рассекреченных советских архивных материалов

[ редактировать ]

В 2021 году вышла книга Дмитрия Юркова, в которой освещены новые исследования по истории специальной фортификации в Москве. [ 10 ] [ 11 ] Ниже приводится краткое изложение результатов.

По рассекреченным архивным документам можно установить общую схему путевой системы и ее основных компонентов на конец 1960-х годов (это ограничивается официально опубликованными к настоящему времени исходными материалами). Хотя система была в конечном итоге собрана КГБ в конце 1960-х годов, первоначально она представляла собой набор структур, построенных для различных целей и операторов.

Глубокий однопутный туннель

[ редактировать ]

Это самый старый компонент Метро-2. Строительство началось в середине 1950-х годов, а его проект был завершен в 1956 году. Оно должно было решить проблему продления красной линии на юго-запад, за пределы станции метро «Спортивная» и реки. Из-за противоречивых требований — разумной стоимости, безопасного переправы через реку и возможности укрытия гражданской обороны — окончательный проект включал неглубокую линию метро с уязвимым мостом, подкрепленным глубоким однопутным туннелем, который отходит от главной линии после станция «Спортивная» (начальная часть этой ветки видна на обычных схемах путей) — и шахта скоростного лифта.

Первоначально существовали и другие виды использования в мирное время, например, ночная стоянка поездов.


Заказ 10-А

[ редактировать ]
Вал Р6 ОАО «ТрансИнжСтрой» в Раменках

Приказ 10-А состоит из участков 54 и 54а и предназначался для обеспечения защищенных рабочих мест для персонала планируемого Дворца Советов за кампусом МГУ . Планы этих административных зданий были привязаны к шахтам и другим особенностям этого проекта подземной инфраструктуры, но, к сожалению, Дворец Советов, как и его довоенный вариант, не предполагалось располагать рядом со станцией метро «Кропоткинская».

Приказ 10-А издал 9-е управление Минобороны, для него в 1955 году была создана новая строительная организация (УС 10-А, ныне Трансинжстрой). Строительство началось в 1956 году и завершилось к 1963 году.

Зона 54 состоит как минимум из 5 шахт (1, 2, 3, 5, 6 явно упомянуты) и включает в себя обширные вспомогательные системы, такие как станции фильтрации воздуха и электростанции, причем последние предназначены для поддержки запланированного наземного административного комплекса в случай чрезвычайных ситуаций. Участок соединен с глубоким однопутным туннелем на глубине 189 метров. Шахта Р6, которая использовалась при строительстве заказа 10-А, до сих пор существует в Москве и является указателем ее общего местоположения.

Участки 100, 101, 103 и «Филиал»

[ редактировать ]
Внешний образ
значок изображения Фотографии линии Метро-2 («Ветка», глубокий однопутный тоннель)

«Зона 103» представляет собой большое U-образное сооружение, построенное в центре Москвы и призванное улучшить инфраструктуру, унаследованную во время Второй мировой войны, путем предоставления: площадки 1А в Кремле (на глубине 55 м), защищенных рабочих мест для руководства; площадка 15Н – узел связи; укрытие площадки 100 (проходит под участком 101), охраняемые рабочие места сотрудников КГБ. Имелись связи с существующими устаревшими структурами, такими как участки 25 и 25/2 в Кремле и участок 201 на Лубянке. Он также связан с послевоенным объектом 101 в «Зарядье», который предназначался для обеспечения защищенных рабочих мест для чиновников, работающих в 8-й сталинской высотке; однако небоскреб так и не был построен, поэтому участок 101 был перепрофилирован для поддержки местных чиновников Московской области.

Однако этот проект столкнулся с рядом проблем, таких как медленное строительство (которое продолжалось до середины 1960-х годов) и неуверенность в том, как его можно будет эвакуировать после ядерной атаки. Последняя проблема была решена путем строительства «Ветки» которая , . связала участок 103 в центре города с глубоким однопутным тоннелем и позволила перемещать людей на окраины города

Сеть дистанционного воздухозаборника (ДВ)

[ редактировать ]
Надземное здание Матвеевского воздухозаборника (ДВ-1) с вентиляционными шахтами.

После некоторой первоначальной работы над сетью станций фильтрации, а затем и регенерации воздуха, таких как площадка 703 (она же ЧЗ-703), было принято решение перейти к использованию нескольких крупных станций фильтрации воздуха на окраинах города и перекачке этой чистой воды. оттуда воздух в остальную часть глубокого метро. Это были достаточно крупные сооружения (производительность 600 000–800 000 м³/ч) и требовалась обширная собственная вспомогательная инфраструктура.

Хотя в Москве планировалось пять выносных воздухозаборников, позже их сократили до трех, и фактически построили только два: «Матвеевский» (ДВ-1) и «Рижский» (ДВ-2). В то время как последний был аккуратно связан с послевоенной глубокой линией метро, ​​первый использовал собственный туннель подачи воздуха, соединяющий его местоположение на Матвеевской железнодорожной платформе с глубоким однопутным туннелем. Этот туннель подачи воздуха позже был модернизирован путями и присоединен к сети. Для строительства этого воздухоподающего тоннеля и других сопутствующих сооружений из УС 10-А была перенесена шахта Р6.

Соответствующей дополнительной структурой была специальная соединительная линия между красной и круговой линиями, поскольку она позволяла транспортировать воздух из глубокого и закаленного в ядерном отношении послевоенного участка красной линии к аналогично защищенной кольцевой линии, минуя уязвимую зону линии. красная линия, построенная в 1930-х годах. ДВ-1 также мог использоваться как эвакуационный выход из московского метрополитена, поскольку в то время он находился на окраине города.

Ленинград также получил выносной воздухозаборник, расположенный на площади Ленина.

Перевести под стражу КГБ

[ редактировать ]
Герметичные ворота в глубоком однопутном тоннеле, отделяющем Метро-1 от Метро-2, построенном после передачи этого тоннеля КГБ.

В конце 1960-х годов ДВ-1 и связанная с ним вспомогательная инфраструктура (т.е. глубокий однопутный туннель) были переданы КГБ из Московского метрополитена, при этом был внесен ряд модификаций, таких как переработка соединения глубокого однопутного туннеля с красная линия и добавление усиленного ангара на 10 БТР на ДВ-1.

Возможные причины путаницы в названиях и возникновения мифов

[ редактировать ]

ДВ ( по-русски : ДВ ) очень похоже на D6 (Д6) и может быть одним из способов использования этого обозначения в современных онлайн-дискуссиях. Так называемый «подземный город в Раменках», вероятно, является результатом наблюдения урбанистов за обширной инфраструктурой поддержки ДВ-1. Альтернативно, этот термин также был связан с порядком 10-А (т.е. с картой ЦРУ, изображающей большой прямоугольный ящик с известной шахтой R6 в центре).

Отчет Министерства обороны США

[ редактировать ]
Подземная служебная платформа, предположительно являющаяся частью Метро-2.

В 1991 году Министерство обороны США опубликовало доклад под названием « Военные силы в переходный период» , в котором несколько страниц было посвящено секретному правительственному подполью в Москве. Он также включал схему системы, наложенную на карту города. [ 2 ]

«Советы построили глубокое метро как в городской Москве, так и за пределами города. Эти объекты соединены между собой сетью глубоких взаимосвязанных линий метро, ​​которые обеспечивают быстрый и безопасный способ эвакуации руководства. Руководство может покинуть свои офисы в мирное время. через потайные ходы в защитных помещениях под городом. В районе Москвы расположены важные глубоко подземные командные пункты, один из которых расположен в Кремле, отмечал наличие огромного подземного бункера для руководства, примыкающего к Московскому государственному университету. предназначены для национального командования в военное время. По оценкам, их глубина составляет от 200 м (660 футов) до 300 м (980 футов) и может вместить около 10 000 человек. От некоторых точек Москвы и, возможно, проходит специальная линия метро. до VIP-терминала аэродрома Внуково(...)"

—Военные силы в переходный период, 1991, с. 40

Информация от чиновников

[ редактировать ]
Сооружение, похожее на секретный вентиляционный комплекс возле МГУ , станции метро «Университет» и площадки 54.

Игорь Малашенко

[ редактировать ]

В 1992 году в интервью журналу Time директора телерадиокомпании Игорь Малашенко рассказал заместитель случай о существовании «Софрино-2», примерно в 30 км (19 миль) к северо-востоку от московских центров телевещания, построенного на большой глубине на ядерной войны. По словам Малашенко, оборудование пришло в негодность из-за возраста. Далее он сказал, что та же участь постигла многие подземные бомбоубежища, и в частности систему подземных бункеров под зданием МГУ , которые, по его словам, были затоплены и пришли в упадок. [ 15 ]

Vladimir Shevchenko

[ редактировать ]

В 2004 году бывший советник президента СССР Михаила Горбачева , бывшего президента России Бориса Ельцина , а затем президента Владимира Путина Владимир Шевченко ( ru ) подтвердил существование секрета в московском метро. [ 16 ]

«Сведения о количестве подземных коммуникаций сильно преувеличены. Во времена Сталина, который очень боялся покушений, на самом деле существовала однопутная подземная железнодорожная линия, идущая от Кремля до его так называемой «Ближней дачи » в Волынском сегодня ни Дача, ни линия метро не используются. Кроме того, в 1991 году существовало подземное транспортное сообщение между Генеральным штабом и рядом других государственных объектов. пневмопочтовая труба построена Между зданием ЦК КПСС Москвы на Старой площади и Кремлем ».

В 2008 году Шевченко вновь затронул тему Метро-2. [ 17 ]

"В настоящее время кремлевское метро нельзя назвать транспортной артерией, и, насколько мне известно, для продолжения его работы оно требовало капитального ремонта: ведь там, помимо всего прочего, очень много подземных коммуникаций, которые со временем придут в упадок".

Mikhail Poltoranin

[ редактировать ]

В 2008 году Михаил Полторанин ( ru ) , министр при Борисе Ельцине в начале 1990-х годов, объяснил: [ 17 ]

«Это разветвленная сеть тоннелей и аварийный командный пункт на случай войны, где можно командовать ядерными силами страны. В нем может спрятаться много людей — его обслуживание было необходимо. Я знаю, что «Метро-2» "имеет филиалы, которые выходят в пригород, чтобы командование могло уйти от эпицентра ядерной атаки".

Когда экс-главу Московского метрополитена Дмитрия Гаева допросили о существовании Метро-2, он ответил:

«Я был бы удивлен, если бы его не существовало».

В том же году в интервью «Известиям » он сказал: [ 14 ]

"Много разговоров идет о существовании секретных транспортных тоннелей. Я ничего не буду отрицать. Я бы удивился, если бы их не было. Вы спрашиваете: можем ли мы использовать их для перевозки пассажиров? Это не мне решать, но для тех организаций, которые владеют железными дорогами, я не исключаю такой возможности».

Светлана Разина

[ редактировать ]

В 2008 году в интервью «Аргументам и фактам» глава независимого профсоюза Московского метрополитена Светлана Разина призналась: [ 18 ]

«Несколько лет назад среди водителей депо «Измайлово» шел набор на службу на секретных маршрутах, и хотя желающих было много, отобрать пришлось только одного. Вход в гущу этих тоннелей разрешен только людям со специальным допуском. Чаще всего на этих ветках использовались очень короткие поезда, состоящие из аккумуляторного электровоза и одного пассажирского вагона».

ИТАР-ТАСС

[ редактировать ]

Как говорилось в сообщении ИТАР-ТАСС в 2007 году: [ 19 ]

«Линия Метро-2 долгое время находилась в ведомстве КГБ, а впоследствии перешла под крыло ФСБ».

Информация от перебежчиков

[ редактировать ]

Олег Гордиевский

[ редактировать ]

Олег Гордиевский , бывший полковник КГБ, 11 лет проработавший на британскую секретную разведывательную службу (МИ-6) и дезертировавший в 1985 году, в интервью "Аргументам и фактам" под названием " Высшая тайна КГБ, не разглашаемая до сих пор" заявил [ 20 ]

«Вы еще не знаете главной тайны КГБ: огромный подземный город, целая коммуникационная сеть таких объектов. Но они вам не покажут, никогда, конечно».

Рассекреченные объекты

[ редактировать ]
Модель подземного объекта Запрос предложений "Таган".

Музей холодной войны

[ редактировать ]

В 2006 году Музей Холодной войны ( ru ) для публики был открыт , расположенный в старом Таганском охраняемом командном пункте . Этот музей, также известный как «Бункер-42», расположен на территории ГО-42, которая занимала участки 02 и 20. Зона 02 представляла собой глубоко закопанное закаленное защитное сооружение, в котором располагалась защищенная телефонная станция, а зона 20 была своего рода военным. узел связи (помимо этого существует мало убедительных архивных свидетельств).

Участки 02 и 20 были подключены к обычному метрополитену, при этом участок 02 вместе с участками 01 (рядом со станцией метро «Белорусская») и 03 (рядом со станцией метро «Киевская») образовывал кольцо защищенных телефонных станций. Ни один из этих объектов не был физически связан с «Метро-2».

Специальный фортификационный музей

[ редактировать ]

В 2018 году на месте бывшего охраняемого архивного комплекса МИД («Бункер-703», также известный как площадка МИД-2 или ЧЗ-703) открылся музей. [ 21 ] Глубина около 42 метров изначально предназначалась для метрополитена как станция фильтрации, а затем регенерации воздуха, прежде чем метро начало работу над сетью удаленного воздухозаборника.

«Подземный город» в Раменках

[ редактировать ]
Комплекс особо охраняемых зданий возле станции метро «Раменки» между площадкой 54 и воздухозаборником ДВ-1, предположительно являющийся входом в подземный город в Раменках и на станцию ​​«Ветка».

На юго-западе Москвы, недалеко от района Раменки , есть пустырь к юго-западу от главного корпуса МГУ . [ 22 ] Комплекс зданий научно-исследовательской базы Ассоциации «Наука» (НЭБО «Наука»), построенный на глубине от 180 м (590 футов) до 200 м, является крупнейшим подземным бункером в Москве. [ 23 ] По данным того же источника, он связан с другими секретными подземными объектами и, судя по всему, вмещает до 15 000 человек. [ 24 ] Комплекс наземных построек был построен архитектором Евгением Розановым в 1975 году по заказу Главспецстроя.

Один из первых упоминаний об объекте был в журнале « Тайм » в 1992 году. В статье упоминается источник по имени «сотрудник КГБ», который утверждает, что принимал участие в строительстве крупного подземного объекта в Раменках. Утверждалось, что строительство началось в середине 1960-х годов и завершилось к середине 1970 года. Объект журналист назвал «Подземным городом», который якобы должен был дать убежище 15 тысячам человек на 30 лет в случае ядерной атаки на Москву. [ нужна ссылка ]

Вероятнее всего, это участки 54, 54а порядка 10-А из-за совпадения местоположения, времени постройки (1956-1962 гг.), глубины (189 м при примыкании к глубокому однопутному тоннелю). [ 10 ] [ 11 ] На завышенные цифры вместимости укрытий может повлиять первоначальная задача гражданской обороны первоначального глубокого однопутного туннеля, которая должна была обеспечить дополнительную пропускную способность метро. Однако, несмотря на большую вместимость, это было лишь временное и краткосрочное убежище, как и другая инфраструктура гражданской обороны.

В СМИ «Подземный город» часто называют «Раменки-43» — по адресу одного из предполагаемых входов на объект. Якобы по этому адресу расположены 21-й военизированный спасательный отряд и 1-й военизированный спасательный отряд. [ нужна ссылка ]

В романе «Метро 2033» и его адаптации видеоигры рассказывается о подземном городе и секретном метро.

Подвижной состав

[ редактировать ]
Дизель-поезд ДПС (слева) и автомотриса АС1А (справа) в тоннеле Московского метрополитена («Ветка»)

В системе Ветки из-за отсутствия третьего рельса использовался специальный дизельный и аккумуляторно-электрический подвижной состав. Весь этот подвижной состав находится на балансе в/б 95006. [ 25 ] (Служба специальных объектов Главного управления специальных программ Президента РФ ), которая расположена в районе Раменки возле воздухозаборника ДВ-1. [ 26 ] По заказу этой воинской части Московский метрополитен осуществляет техническое обслуживание и ремонт подвижного состава Филиала, для чего он временно переводится в депо гражданского метрополитена через глубокий однопутный тоннель. [ 27 ] [ 28 ] Также по заказу этой воинской части Учебно-производственный центр Московского метрополитена осуществляет подготовку машинистов поездов метрополитена. [ 29 ] [ 30 ]

Известный подвижной состав системы «Отрасль» включает в себя:

  • АС1А — небольшие бензиновые вагоны, которые в основном используются на обычных железных дорогах для перевозки железнодорожников. Известно, что на филиале использовались как минимум два таких вагона с номерами 1198 и 1401, выпущенных Великолукским заводом в 1971 и 1972 годах, но сейчас их сняли с эксплуатации и перевезли в обычное депо метрополитена, где они законсервированы. . [ 25 ] [ 31 ] [ 32 ]
  • Еж6 (модель 81-712) — модификация стандартного пассажирского электровагона метро Еж3 (модель 81-710), производства Метровагонмаша, адаптированная для работы совместно с аккумуляторно-электровозами типа Л. Каждый поезд Филиала формировался двух вагонов Еж6 и одного-двух электровозов Л в середине поезда. Всего было построено 10 вагонов метрополитена - 6 в 1973 году и 4 в 1986 году. По состоянию на конец 2010-х годов в системе филиала осталось два модифицированных вагона ЭЖ6М, работающих с дизель-электровозом ЛМ, остальные списаны или перемещены. для работы с вагонами Еж3 в обычных поездах метрополитена. [ 33 ] [ 34 ] [ 28 ]
  • Л (модель 81-711) — аккумуляторные электровозы с двумя кабинами управления, предназначенные для совместной эксплуатации с вагонами Еж6. Всего было построено 6 электровозов - 3 в 1974 году и 3 в 1986 году. По состоянию на конец 2010-х годов один электровоз был переоборудован в дизель-электровоз и оставался в эксплуатации под обозначением типа ЛМ. [ 28 ] остальные были списаны в 2009 году или раньше. [ 27 ] [ 35 ]
  • ДПС — специальный четырехвагонный дизель-гидравлический автопоезд для перевозки работников метрополитена. Единственный поезд такого типа был построен в 1995 году на Людиновском заводе, а затем модернизирован на заводе «Метровагонмаш» перед отправкой в ​​Московский метрополитен. Поезд прибыл на службу в Филиал, однако его дальнейшая судьба неизвестна. [ 36 ] [ 37 ]
  • РА1 730.15 — модификация дизель-гидравлического пассажирского вагона РА1 модели 730 для обычных железных дорог, который, в свою очередь, создан на базе пассажирского вагона метро 81-720. Этот вагон предназначен для перевозки сотрудников метрополитена или других специальных лиц. Выпускается заводом Метровагонмаш с 2003 года. [ 37 ] точное количество машин неизвестно, но было выпущено не менее 7 машин. Также известно, что в конце 2000-х годов по заказу в/ч 95006 ее автомобили были отремонтированы. [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ]
  • 81-730.05 — грузопассажирский дизель-гидравлический вагон. В 2008 году выпущено два вагона. [ 41 ] Он имеет как пассажирский салон с двумя кабинами управления и боковыми автоматическими дверями, так и открытую плоскую площадку для грузов с погрузочным краном. Также известно, что в конце 2000-х годов по заказу в/ч 95006 эти машины были отремонтированы. [ 42 ] Отметим, что боковые двери откидно-сдвижные (при открытии двигаются в сторону кабины) и по конструкции аналогичны дверям кабин поездов метро 81-740/741 «Русич», тогда как пассажирские двери созданы на базе 81- серии 717/714 и при открытии поворачиваются внутрь. Он также имеет цветовую палитру, аналогичную серии 81-720/721 «Яуза». Внутри кабины, напротив торцевой двери с правой стороны, имеется дверь для входа в салон.
  • Дизель-вагон «Ока» (точное обозначение модели неизвестно) — двухкабинный дизель-гидравлический вагон, представляющий собой переоборудование пассажирского электровагона метро 81-760 «Ока». Как и вагоны 730.15, он предназначен для перевозки сотрудников метрополитена и других специальных лиц и имеет только одну пару автоматических дверей в центре вместо четырех пар дверей, которые есть в стандартных вагонах «Ока». Известно, что как минимум один автомобиль был выпущен в 2016 году. [ 43 ]
  • Вооруженные силы в переходный период (Отчет). 1991. ISSN   1062-6557 .
  1. ^ Келли, Дебра (27 января 2017 г.). «Метро-2: в Москве есть секретное метро?» . Медиа «Городские призраки» . Проверено 23 июня 2017 г.
  2. ^ Jump up to: а б Министерство обороны США (1991). Вооруженные силы в переходный период . Вашингтон, округ Колумбия: Министерство обороны США. п. 40. ИСБН  0-16-035973-2 . ISSN   1062-6557 . Проверено 13 июня 2011 г.
  3. ^ Jump up to: а б «Метро» . Московский Пасс . Архивировано из оригинала 12 января 2007 г. Проверено 3 февраля 2022 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  4. ^ Главное управление спецпрограмм Президента . Агентура . 23 марта 2000 г. Архивировано из оригинала 11 сентября 2011 г. Проверено 14 сентября 2011 г.
  5. ^ Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации . Gusp.gov.ru. ​23 марта 2000 г. Проверено 14 сентября 2011 г.
  6. ^ Д-6 и Александр Перелыгин
  7. Alexandr Perelygyn
  8. Alexandr Perelygyn 2
  9. ^ Кальдер, Дэниел (2008). Странные телескопы . Фабер и Фабер. ISBN  978-0-571-23123-2 .
  10. ^ Jump up to: а б с Yurkov, Dmitry (June 3, 2021). Советские "секретные бункеры" городская специальная фортификация 1930-1960-х годов [ Soviet "Secret Bunkers" Urban Special Fortification of 1930s-1960s ] (1st ed.). Moscow: Maska. p. 352. ISBN  978-5604604212 .
  11. ^ Jump up to: а б с Yurkov, Dmitry. "Правительственные бункеры Москвы — лекция Дмитрия Юркова" . Archived from the original on 2021-12-21 . Retrieved 5 September 2021 – via YouTube .
  12. ^ Ъ-Газета - !Вышла книга о московских подземельях . Kommersant . 6 March 1993 . Retrieved 2011-09-14 .
  13. ^ Введение, часть 1 . Adventure.df.ru . Архивировано из оригинала 3 сентября 2011 г. Проверено 14 сентября 2011 г.
  14. ^ Jump up to: а б Секретное метро Сталина откроют для всех? - Известия . Известия . Архивировано из оригинала 24 марта 2011 г. Проверено 14 сентября 2011 г.
  15. ^ Карни, Джеймс (10 августа 1992 г.). «Тайные планы Москвы» . ВРЕМЯ . Архивировано из оригинала 8 апреля 2008 года . Проверено 14 сентября 2011 г.
  16. ^ Подземные города [Подземные города]. Аргументы и факты . № 21 (1230). 26 мая 2004 г. Проверено 14 сентября 2011 г.
  17. ^ Jump up to: а б Правительство Москвы может открыть доступ в секретное сталинское метро . Новостиру . 23 марта 2007 года . Проверено 14 сентября 2011 г.
  18. ^ Представьтесь, пожалуйста (2008-10-16). Секретное метро.Спецлинии и сегодня продолжают строить . Аргументы и Факты . Проверено 14 сентября 2011 г.
  19. ^ Власти готовят карты подземной Москвы: узнаем ли мы всю правду о "провалах" и "секретном метро" . Архивировано из оригинала 8 августа 2007 г.
  20. ^ Argumenty i Fakty Issue number 30 (1083) on July 25, 2001
  21. ^ "МУЗЕЙ — Бункер 703" (in Russian) . Retrieved 2021-09-05 .
  22. ^ Сидя на красивом холме . Русская жизнь . Проверено 14 сентября 2011 г.
  23. ^ "Все секретные бункеры Путина: где может скрываться российский диктатор" (in Russian). RBK-Ukraina. 2023-05-21 . Retrieved 2023-12-16 .
  24. ^ Подземный город Раменки . Ирн.ру. ​Проверено 14 сентября 2011 г.
  25. ^ Jump up to: а б «Москва, Военная база № 95006» . ТрансФото . Проверено 1 января 2023 г.
  26. ^ «Военная база № 95006» . Воинские части России (на русском языке).
  27. ^ Jump up to: а б «Аккумуляторные электровозы типа Л» . Метровагоны . Проверено 1 января 2023 г.
  28. ^ Jump up to: а б с «Договор 3982107000082 — Текущий ремонт автомобилей Еж-6М, ЛМ» . rosspending.ru (на русском языке). Архивировано из оригинала 11 сентября 2012 г.
  29. ^ «Договор 3982107000004 – Обучение 7 человек по специальности «Машинист поезда метрополитена»» . rosspending.ru (на русском языке). Архивировано из оригинала 10 сентября 2012 г.
  30. ^ «Договор 3982108000092 — Обучение 6 человек по специальности «машинист метрополитена»» . rosspending.ru (на русском языке). Архивировано из оригинала 11 сентября 2012 г.
  31. ^ «АС1А-1198» . RailGallery.ru . Проверено 1 января 2023 г.
  32. ^ «АС1А-1401» . ТрансФото.ру . Проверено 1 января 2023 г.
  33. ^ «Электрические вагоны метро типа Еж6» . Метровагоны . Проверено 1 января 2023 г.
  34. ^ «Москва, Л» . TransPhoto.ru (на русском языке) . Проверено 1 января 2023 г.
  35. ^ «Москва, Л» . TransPhoto.ru (на русском языке) . Проверено 1 января 2023 г.
  36. ^ «ДПС-01» . RailGallery.ru . Проверено 1 января 2023 г.
  37. ^ Jump up to: а б «Секретное метро» . nashemetro.ru (на русском языке) . Проверено 1 января 2023 г.
  38. ^ «Договор 3982107000021 — Ремонт оборудования подвижного состава 730.15» . rosspending.ru . Архивировано из оригинала 22 декабря 2015 г. Проверено 20 декабря 2015 г.
  39. ^ «Договор 3982108000347 — Ремонт оборудования подвижного состава» . rosspending.ru . Архивировано из оригинала 10 сентября 2012 г.
  40. ^ «Договор 3982109000340 — Ремонт оборудования подвижного состава» . rosspending.ru . Архивировано из оригинала 9 сентября 2012 г.
  41. ^ "ГОДОВОЙ ОТЧЕТ – Открытого акционерного общества "МЕТРОВАГОНМАШ" за 2008 год" [ANNUAL REPORT – Open Joint Stock Company "METROVAGONMASH" for 2008] (PDF) (in Russian). Metrowagonmash. Archived from the original (PDF) on 2017-05-17 – via www.metrowagonmash.ru.
  42. ^ «Договор 3982110000171 — Ремонт оборудования подвижного состава 730.15 и 730.05» . rosspending.ru . Архивировано из оригинала 12 сентября 2012 г.
  43. ^ «Москва, дизельный вагон на базе 81-760» . TransPhoto.ru (на русском языке) . Проверено 1 января 2023 г.
[ редактировать ]

55 ° 41'17 "N 37 ° 30'48" E  /  55,68806 ° N 37,51333 ° E  / 55,68806; 37.51333

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0c01af93f9f43d886485bc05de32d4f6__1721027460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0c/f6/0c01af93f9f43d886485bc05de32d4f6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Metro-2 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)