История Кедаха
Археологические раскопки показывают, что поселение существовало на северном берегу реки Мербок еще в I тысячелетии нашей эры. Поселение Мербок Сунгай Бату было построено недалеко от устья реки. [ 1 ] [ 2 ] Раннюю историю Кедаха можно проследить из различных источников: от доисторического периода, наиболее известным из которых являются археологические раскопки в долине Буджанг , ранняя морская торговля Индии, Персии и арабов, письменные труды ранних китайских паломников и ранние китайские записи. , а затем к частично историческим Хикаяту Меронг Махавангса и Аль-Тариху Саласиле Негери Кедах .
Около 170 г. н.э. группы людей индуистской веры прибыли в Кедах, вскоре к ним присоединились народы с близлежащих островов и жители северного региона Мон-Кхмер . Торговцы из Индии, Персии и Аравии прибыли в Малаккский пролив, используя Гунунг Джерай как ориентир в своих путешествиях. [ 3 ]
История Малайзии |
---|
Портал Малайзии |
После VII века Шривиджая получил Кедах в качестве одного из своих вассалов. В торговле Кедах поставлял собственное олово и продукты из джунглей, такие как ротанг, смола, мед, пчелиный воск, слоновая кость, орехи арека, сепангское дерево и черное дерево, а также получал прибыль от налоговых сборов. Кедах был исламизирован в 15 веке (по другой традиции, это 1136 год нашей эры), а затем попал под власть Малакки , а затем под власть Аюттхая . После продажи Пенанга в 1786 году Кедах оказался втянутым в вторжение из Сиама в 1820-х годах. Затем Кедах был передан Великобритании в соответствии с англо-сиамским договором 1909 года и оставался под Британской Малайей до получения независимости в составе Малайзии в 1957 году.
Предыстория
[ редактировать ]Австронезийцы начали мигрировать на архипелаг Юго-Восточной Азии примерно за 3500 лет до настоящего времени . Сейчас широко признано, что Тайвань был колыбелью австронезийских языков . Около 4000 лет назад австронезийцы начали мигрировать на Филиппины . Позже некоторые из их потомков начали мигрировать на юг, на территорию нынешней Индонезии, и на восток, на острова Тихого океана .
Австронезийцы были великими мореплавателями, колонизировавшими Новую Зеландию , Гавайи и Мадагаскар . В некоторых регионах они породнились с местными жителями ( оранг-асли ), став второ-малайцами. Возможно, еще в IV веке до нашей эры австронезийцы начали плыть на запад в поисках новых рынков для своей продукции. [ 4 ] [ 5 ]
Некоторые греко-римские купцы в I веке н. э. описывали огромные неиндийские корабли, идущие с востока с богатым грузом, возможно, с Малайского архипелага . Это указывает на то, что малайцы активно участвовали в торговле в Индийском океане и, вероятно, обслуживали большую часть перевозок между Юго-Восточной Азией и Индией. [ 6 ]
Автор « Перипла» описывает три вида судов : легкие каботажные суда для местного плавания, более крупные суда более сложной конструкции и большей грузоподъемности и, наконец, большие океанские суда, совершавшие плавания на Малайю , Суматру и Ганг . [ 7 ]
Доиндуистская цивилизация
[ редактировать ]Глубоко в устье реки Мербок находится множество исторических реликвий. Древние монументальные руины, здания, храмы, гавань и затонувшие корабли были погребены в земле на протяжении двух тысячелетий. [ 8 ] В период своего расцвета поселение растянулось примерно на 1000 километров и доминировало на северных равнинах Малайского полуострова . [ 9 ] [ 10 ] По свидетельствам современников, этот район известен как затерянный город Сунгай Бату . Основанная в 788 году до нашей эры, она является одной из старейших цивилизаций Юго -Восточной Азии и потенциальным прародителем королевства Кедах Туа.
История этого района была связана с его металлургической промышленностью: археологические находки обнаружили различные исторические шахты, склады, фабрики и гавань; вместе с множеством высококачественных руд , печей , шлаков и слитков . Кроме того, тюерная железа технология выплавки , используемая в Сунгай-Бату, считается старейшей в своем роде. Продукция пользовалась большим спросом и экспортировалась в различные части Старого Света , включая древнюю Индию , Китай , Ближний Восток , Корею и Японию . Согласно ранним сообщениям на санскрите , это место было известно как «железная чаша». [ 9 ] [ 10 ]
Первые жители Малайского архипелага были зарегистрированы как приверженцы местного анимизма и шаманизма , поразительно похожие на другие местные религии Восточной Азии, такие как синтоизм . Практикующие древнюю народную религию верили, что каждый элемент природы обладает духом, известным как семангат . Семангат . имел право благословлять или проклинать общество, поэтому дух всегда должен быть доволен и развлечен В Сунгай-Бату археологические находки раскрыли церемониальную и религиозную архитектуру, посвященную поклонению солнцу и горам. [ 9 ] [ 10 ]
Помимо Сунгай-Бату, ранний Малайский архипелаг также стал свидетелем монументального развития других последующих древних крупных городских поселений и региональных политий, движимых преимущественно космополитическим аграрным обществом, процветающим квалифицированным мастерством, многонациональными купцами и иностранными экспатриантами. упоминаются имена Акола, Пань Пан , Тун-Сун, Цзе-ча, Чи-ту В китайских записях среди некоторых . К пятому веку нашей эры эти поселения превратились в суверенные города-государства , коллективно созданные за счет активного участия в международной торговой сети и размещения дипломатических посольств Китая и Индии. [ 9 ] [ 10 ]
Доисламский период
[ редактировать ]Кедах в конечном итоге стал частью Шривиджаи , что привело к соперничеству с Империей Чола с 9 по 13 века нашей эры. Чола располагали мощным торговым и военно-морским флотом в Индийском океане и Бенгальском заливе . В начале 11 века король Чола Раджендра I отправил экспедицию для нападения на Кедах ( Шри Виджая ) от имени одного из его правителей, который просил его помощи для завоевания трона. Флоты Чола успешно разгромили Шривиджая, захватили и разграбили Кедах .
В древней Кеде находилось важное и несомненно индуистское поселение, известное с тех пор, как о нем сообщил в 1840-х годах полковник Джеймс Лоу , позднее подвергшееся довольно исчерпывающему исследованию доктором Горацием Уэльсом , который исследовал не менее тридцати поселений вокруг Кедаха. Результаты показали, что это место на протяжении веков постоянно оккупировалось людьми, находившимися под сильным влиянием Южной Индии , буддизма и индуизма . [ 11 ]
Нахождение Кедаха недалеко от входа в Малаккский пролив – и, что более важно, на юге Индии – означало, что судам, плавающим в Бенгальском заливе, не грозила опасность заблудиться. Ранние морские торговцы с запада, достигнув побережья, нанимали носильщиков для перевозки товаров на плотах, слонах или пешком вдоль рек на противоположную сторону перешейка Кра .
Письменность и надписи
[ редактировать ]Тамилы, пришедшие из Южной Индии , и местные малайцы уже использовали округленное письмо, или стили письма Ваттелутту , которые отличались от Деванагари письма Северной Индии . Ваттелутту был также широко известен как сценарий Паллавы учеными, изучающими Юго-Восточную Азию, такими как Джордж Кодес и ДГЭ Холл . Тамильское письмо Ваттелутту , позднее превратилось в древнее письмо Кави которое использовалось на Яве , Филиппинах и Бали .
Есть каменные надписи, которые указывают на то, что регион Кедах в 400 году нашей эры или ранее уже был признанным торговым центром. В одном из ранних малайских текстов, включающем стихи о карме , говорится о короле по имени Рамаунибхам, который, возможно, является первым местным правителем, чье имя записано в истории. История этого периода показала влияние индийской культуры на регион, в то время как местные жители, в свою очередь, повлияли на индейцев в их жизненных навыках на море и на холмах.
Каменный брусок с надписью Йе Дхарма Хету . [ номер 1 ] в южноиндийских иероглифах IV века н.э., тем самым провозглашая буддийский характер святилища возле места находки (место I), от которого сохранился только подвал. Он начертан на трех гранях письмом Паллава или округлым письмом Ваттелутту VI века нашей эры, возможно, раньше. [ 12 ] В одном из самых ранних камней-надписей, обнаруженных Джеймсом Лоу в Букит-Мериаме и на реке Муда, упоминается Рактамртика . Слово Рактамртика означает « Красная Земля » (Красная Земля).
Надписи как на тамильском , так и на санскрите касаются деятельности народа и правителей тамильской страны Южной Индии . Тамильские надписи по крайней мере на четыре столетия старше санскритских надписей, исходя из которых сами ранние тамилы были покровителями санскритского языка . [ 13 ]
В Кеде была найдена надпись на санскрите, датированная 1086 годом нашей эры. Его оставил Кулоттунга I из империи Чола . Это показало коммерческие контакты между Империей Чола и Малайей. [ 13 ]
Ранний современный период и позже
[ редактировать ]Ат -Тарих Саласила Негери Кедах описывает обращение королевского дома в ислам в 1136 году нашей эры. Историк Ричард О. Винстедт , однако, отмечает, что ачехский отчет дает более вероятную дату обращения в ислам в 1474 году. Эта дата также согласуется с малайскими Анналами , в которых описывается, как раджа Кедаха посетил Малакку во время правления ее последнего султана, ищущего честь королевского оркестра, обозначающая суверенитет малайского мусульманского правителя. Просьба Кедаха была ответом на то, чтобы он стал вассалом Малакки. [ 14 ]
Позже Кедах находился под вассальной властью Сиама, пока не был завоеван Малаккским султанатом в 15 веке. В 17 веке Кедах подвергся нападению португальцев, а также султаната Ачех . Позже, в конце 18 века, в надежде, что Великобритания защитит то, что осталось от Кедаха, от Сиама, султан Абдулла Мукаррам Шах согласился передать Пенанг британцам. Тем не менее сиамцы вторглись в Кедах в 1821 году. [ 15 ] и он остался под сиамским контролем под названием Сибури . В 1896 году Кедах вместе с Перлисом и Сетулом был объединен в сиамскую провинцию Монтон-Сибури, которая просуществовала до тех пор, пока не была передана британцам по англо-сиамскому договору 1909 года .
Во время Второй мировой войны Кедах (вместе с Келантаном ) был первой частью Малайи, захваченной Японией . Японцы вернули Кедах своим тайским союзникам, которые переименовали его в Сибури, но после окончания войны он был возвращен под британское правление. Кедах стал одним из штатов Малайской Федерации в 1948 году, которая затем обрела независимость в 1957 году. Затем в 1963 году Малайя была расширена и стала Малайзией .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Винод Раджан (2 апреля 2012 г.). «Йе Дхамма – стих причинно-следственной связи» . Виртуальное киберпространство Винода. Архивировано из оригинала 20 марта 2012 года . Проверено 13 апреля 2012 г.
Палийский стих «Йе Дхамма...» — популярный стих в буддизме, который объясняет суть буддийской философии, то есть взаимозависимое происхождение. Санскритская версия стиха называется «Пратитьясамутпада Хридайя Дхарани» («Сердечная дхарани взаимозависимого происхождения»), где Ом добавлен в начале стиха, а Сваха добавлена в конце, таким образом, Дхарани завершает весь стих. Палийская версия, похоже, никогда не имела какого-либо конкретного названия.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Святого Бату превратят в археологический центр» . Звезда . 3 октября 2020 г. Проверено 8 ноября 2020 г.
- ^ «ПЯТЬ ПРИЧИН, ПОЧЕМУ ВЫ ДОЛЖНЫ ПОСЕТИТЬ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛОЩАДОК СУНГАЙ-БАТУ ХОТЯ ОДИН РАЗ В ЖИЗНИ» . Университет Сайнс Малайзия. 14 ноября 2019 года. Архивировано из оригинала 17 июня 2021 года . Проверено 8 ноября 2020 г.
- ^ Краткая история ислама . Хусаин, Мухаффар, Ахтар, Сайед Сауд, Усмани, Б.Д. Нью-Дели. 14 сентября 2011 г. с. 308. ИСБН 9789382573470 . OCLC 868069299 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Беллвуд П., Фокс Дж.Дж., Трайон Д. (2006). Австронезийцы: исторические и сравнительные перспективы . Издательство Австралийского национального университета. ISBN 9781920942854 . Архивировано из оригинала 2 апреля 2020 года . Проверено 23 марта 2019 г.
- ^ Бленч, Роджер (2012). «Почти все, во что вы верили об австронезийцах, неправда» (PDF) . В Тхоа-Бонац — Май Лин; Райнеке, Андреас; Бонац, Доминик (ред.). Пересечение границ . Издательство Национального университета Сингапура. стр. 128–148. ISBN 9789971696429 . Архивировано (PDF) из оригинала 30 декабря 2019 года . Проверено 23 марта 2019 г.
- ^ Дик-Рид, Роберт (2005). Призрачные путешественники: свидетельства поселения индонезийцев в Африке в древние времена . Терлтон.
- ^ Шастри, К. А. Нилаканта (2000) [1935]. Чолас (пятое печатное изд.). Ченнаи: Мадрасский университет. стр. 100-1 86 &
- ^ Мок 2017 .
- ^ Jump up to: а б с д Пирсон 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д Зал 2017
- ^ Шастри, К. А. Нилаканта (1949). Южно-индийское влияние на Дальнем Востоке . Бомбей: Hind Kitabs Ltd., стр. 82 и 84.
- ^ Шастри, К. А. Нилаканта (1949). Южно-индийское влияние на Дальнем Востоке . Бомбей: Hind Kitab Ltd., стр. 28 и 48.
- ^ Jump up to: а б Арокиасвами, Селин ВМ (2000). Тамильское влияние в Малайзии, Индонезии и на Филиппинах . Манила snp 41.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Винстедт, Ричард (декабрь 1936 г.). «Заметки по истории Кедаха». Журнал малайского отделения Королевского азиатского общества . 14 (3 (126)): 155–189. JSTOR 41559857 .
- ^ Р. Бонни, Кедах 1771–1821: В поисках безопасности и независимости (1971), гл. VII.
Источники
[ редактировать ]- Холл, Томас Д. (2017), Сравнение исторических подходов глобализации и мировых систем , Springer, ISBN 9783319682198
- Мок, Опалин (9 июня 2017 г.). «Археологи ищут царя в Сунгай Бату» . Малайская почта .
- Пирсон, Майкл (2015), Торговля, обращение и потоки в мире Индийского океана , Серия Пэлгрейв по исследованиям мира Индийского океана, Пэлгрейв Макмиллан, ISBN 9781137566249
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Энциклопедия Малайзии: Ранняя история, Том 4 / под редакцией Ника Хасана Шухайми, Ника Абдула Рахмана ( ISBN 981-3018-42-9 )