Шэньян WS-10
WS-10 | |
---|---|
![]() | |
Тип | ТРДДД |
Национальное происхождение | Китайская Народная Республика |
Производитель | Шэньянская компания по производству авиационных двигателей Liming |
Дизайнер | Шэньянский научно-исследовательский институт авиационных двигателей |
Первый запуск | 1990-е годы |
Основные приложения | Чэнду J-10 C Шэньян J-11B Шэньян J-15 Шэньян J-16 Чэнду J-20 |
Статус | В производстве [ 1 ] |
Количество построенных | 300+ по состоянию на май 2015 г. [update][ 1 ] |
Разработано на основе | CFM Интернешнл CFM56 |
Развитый в | Шэньян WS-20 |
Shenyang WS-10 ( китайский : 涡扇-10 ; пиньинь : Wōshàn-10 ; букв. «Турбовентиляторный-10»), кодовое название Taihang , представляет собой турбовентиляторный двигатель, разработанный и изготовленный Китайской Народной Республикой .
Китайские СМИ сообщили, что с 2010 по 2012 год для программы J-11 было изготовлено 266 двигателей. [ 2 ] По неофициальным оценкам, к маю 2015 года производство составит более 300 единиц. [ 1 ]
Описание
[ редактировать ]WS-10A рекламируется как двигатель с тягой 120–140 килоньютонов (27 000–31 000 фунтов силы ). [ 1 ] Он имеет полное цифровое управление двигателем (FADEC). [ 3 ]
Разработка
[ редактировать ]WS-10 создан на основе CFM56 с учетом опыта, полученного в рамках проекта турбовентиляторного двигателя Woshan WS-6 , от которого отказались в начале 1980-х годов. [ 4 ] Сообщается, что проект WS-10 был начат Дэн Сяопином в 1986 году с целью создания двигателя, сопоставимого с Saturn AL-31 . Работа была поручена Шэньянскому научно-исследовательскому институту авиационных двигателей (606-й институт) Китайской корпорации авиационной промышленности (AVIC). [ 3 ] Первоначальные серийные модели имели проблемы с качеством из-за раннего прямого использования систем управления АЛ-31. Более того, «Салют» отказался продавать исходный код системы управления, что вынудило Китай потратить почти 20 лет на независимую разработку собственного кода. [ 1 ] Ранняя версия FADEC летала на J-8 II в 2002 году. [ 1 ]
WS-10A, рассчитанный на 130 килоньютонов (29 000 фунтов силы ), тягу [ 3 ] уже находился в разработке в 2002 году. [ 5 ] В 2004 году российские источники, знакомые с проектом, сообщили о проблемах с достижением цели; [ 6 ] в 2005 году они сообщили о проблемах со снижением веса первичного и вторичного компрессоров, а также о проблемах с соблюдением требований по тяге. [ 7 ] Испытания двигателя на J-11 начались уже в 2004 году. [ 6 ] а испытания с использованием одного двигателя на J-11 могли проводиться еще в 2002 году. [ 5 ]
Полномасштабный двигатель WS-10A впервые был показан на Китайской международной авиационной и аэрокосмической выставке 2008 года . [ 3 ]
В 2009 году западные СМИ утверждали, что WS-10А приблизился по характеристикам к АЛ-31, но для развития тяги потребовалось гораздо больше времени, чем у АЛ-31. [ 8 ] Кроме того, как сообщается, двигатель развивал всего 110–125 килоньютонов (25 000–28 000 фунтов силы ). тягу [ 3 ] В апреле 2009 года Линь Цзомин , глава AVIC, сообщил, что качество двигателя неудовлетворительное. [ 9 ] В 2010 году сообщалось, что надежность также была низкой; WS-10A проработал всего 30 часов, а АЛ-31 потребовал ремонта через 400 часов. [ 10 ] Проблемы с качеством, возникшие при использовании WS-10A, отражали состояние китайской аэрокосмической промышленности. В 2011 году AVIC инициировала общие усилия по улучшению контроля качества во всей производственной цепочке. [ 11 ]
Сообщается, что после 2009 года WS-10A достаточно созрел для установки на двухмоторный самолет J-11B Block 02. [ 12 ] Проблемы с производством или производительностью могли помешать WS-10A использовать одномоторный J-10B. [ 13 ] В 2018 году государственные СМИ Китая сообщили об увеличении ресурса двигателей с 800 до 1500 часов за счет повышенной термостойкости новых монокристаллических лопаток турбин третьего поколения. [ 14 ]
В марте 2020 года государственные СМИ Китая опубликовали видео, на котором показан J-10C с двигателем WS-10B; Маркировка самолетов позволяет предположить, что это была часть четвертой партии J-10C для ВВС НОАК. [ 15 ]
WS-10 также использовался в различных версиях Chengdu J-20 . Сообщается, что WS-10B был установлен на низкоскоростном самолете начального производства в 2015 году. [ 16 ] и использовался как промежуточный двигатель до принятия на вооружение АЛ-31. [ 17 ] [ 18 ] В 2019 году Xian WS-15 - предполагаемый двигатель для J-20 - не прошел испытания, что привело к решению заменить AL-31 на WS-10C в качестве временного двигателя; как сообщается, АЛ-31 был неприемлем, поскольку Россия отказалась продавать дополнительные двигатели, если Китай также не купит Су-35 . [ 18 ] К ноябрю 2020 года испытания продолжались. [ 19 ] В июне 2021 года китайские СМИ подтвердили, что WS-10C стоит на вооружении J-20A. [ 20 ] В январе 2022 года сообщалось, что J-20 с двигателем WS-10C будут модернизированы с помощью TVC. [ 21 ]
Исходный WS-10A имеет тяговооруженность 7,5, улучшенный WS-10B имеет рейтинг примерно 9,0, тогда как WS-10C способен 9,5 или выше — достаточно для сверхкрейсерского режима Chengdu J- 20 . [ 22 ]
В ноябре 2022 года в китайских СМИ появился серийный Shenyang J-15 с двигателем WS-10, возможно, WS-10B. [ 23 ] Это был последний китайский боевой самолет, пришедший на смену АЛ-31; [ 24 ] возможно из-за военно-морской деятельности . [ 25 ] По мнению китайских наблюдателей, по сравнению с АЛ-31 WS-10 имел более высокую безопасность, надежность и срок службы, которые усугубляются ограничениями палубной авиации. [ 26 ] Замена отразила продолжающееся улучшение китайской авиационной моторостроительной промышленности. [ 27 ]
ВС-20 (ВС-188)
[ редактировать ]Шэньян WS-20 (WS-188) — двигатель с высоким двухконтурным режимом. [ 13 ] Сообщается, что он производит 13,8 тонны тяги. [ 28 ] Считается, что он основан на ядре WS-10A. [ 3 ] [ 29 ]
Предполагается, что Shenyang WS-20 предназначен для стратегического авиалайнера Y-20 . [ 28 ]
Векторизация тяги
[ редактировать ]Испытательный стенд J-10B с двигателем WS-10 с вектором тяги (TVC), названный Джейми Хантером «WS-10B-3», был продемонстрирован на Китайской международной авиационной и аэрокосмической выставке 2018 года. [ 30 ] В сопле TVC используются движущиеся лепестки с помощью привода, по своей концепции схожие с General Electric осесимметричным векторным выхлопным соплом Pratt & Whitney (PYBBN). (AVEN) и соплом балансирной балки [ 31 ]
Варианты
[ редактировать ]- WS-10 – базовый вариант
- WS-10A – улучшенный вариант с FADEC; [ 3 ] рекламируется, что он имеет тягу 120–140 килоньютонов (27 000–31 000 фунтов силы ). [ 1 ]
- WS-10B – улучшенный вариант с большей надежностью и тягой; на базе WS-10A, [ 32 ] как 135 килоньютонов (30 000 фунтов силы ) с тягой, заявленной Джейнсом в 2020 году [ 23 ] и 144 килоньютона (32 000 фунтов силы ) по данным китайских СМИ. [ 33 ] [ 34 ] [ нужен лучший источник ]
- WS-10H - военно-морской вариант, оснащенный двумя прототипами Shenyang J-15 . Ограничено тестированием. [ 23 ]
- WS-10B-3 - вариант ТВЦ [ 30 ]
- WS-10C – «Обновленный» [ 19 ] вариант с более незаметными зубчатыми перьями выхлопной системы и улучшенной тягой до 142 килоньютонов (32 000 фунтов силы ). [ 35 ]
- WS-10G - вариант с вектором тяги [ 36 ] создание 152–155 килоньютонов (34 000–35 000 фунтов силы ) во время испытаний; тяги [ 3 ] предназначен для Чэнду J-20 [ 36 ]
- WS-20 – высокообходная модификация для транспорта Y-20; 138 килоньютонов (31000 фунтов силы ) тяги [ 28 ]
- QD70 двигатель класса 7 МВт - газотурбинный , разработанный на базе WS-10 для промышленного и военно-морского применения. [ 37 ]
Приложения
[ редактировать ]
- WS-10
- Шэньян J-8 II (испытание) [ 1 ]
- WS-10A
- Чэнду J-10 B (испытание) [ 13 ]
- Шэньян J-11 B [ 38 ]
- Шэньян J-15 [ 39 ] [ 1 ]
- Шэньян J-16 [ 1 ]
- WS-10B
- Чэнду J-10C [ 15 ] [ 40 ] [ 41 ]
- Шэньян J-16 [ 42 ]
- Chengdu J-20 ( низкосерийный самолет) [ 16 ]
- WS-10B-3
- WS-10C
Технические характеристики (WS-10)
[ редактировать ]Данные Джейнс [ 46 ]
Общие характеристики
- Тип: с дожиганием ТРДДД
- Длина:
- Диаметр:
- Сухой вес: 1795 кг (3957 фунтов)
Компоненты
- Компрессор:
- Камеры сгорания : кольцевые
Производительность
- Максимальная тяга : 135 килоньютонов (30 000 фунтов силы)
- Тяговооруженность : 8,8
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Сопоставимые двигатели
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Фишер, Ричард (27 мая 2015 г.). «АНАЛИЗ: Может ли Китай преодолеть узкое место в производстве двигателей для военных самолетов?» . FlightGlobal . Архивировано из оригинала 10 июня 2015 года . Проверено 5 августа 2015 г.
- ^ «Говорят, что за последние три года Китай произвел около 266 двигателей Taihang» mil.news.sina.com.cn ( на китайском языке, 20 декабря 2012 г.). Проверено 25 мая 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Фишер, Ричард младший (30 декабря 2009 г.). «Октябрьские сюрпризы в китайской аэрокосмической отрасли» . Международный центр оценки и стратегии . Архивировано из оригинала 13 августа 2015 года . Проверено 25 мая 2015 г.
- ^ «LM WS10A Tai Hang (Китай), Авиационные двигатели – ТРДД» . Janes.com . Информационная группа Джейн. 26 января 2010 года. Архивировано из оригинала 18 февраля 2010 года . Проверено 25 мая 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Фишер, Ричард Д. младший (7 октября 2003 г.). «Новые события в российско-китайских военных отношениях: отчет о Московском аэрокосмическом салоне (МАКС) 19-23 августа 2003 г.» . Американо-китайская комиссия по обзору экономики и безопасности . Архивировано из оригинала 12 января 2005 года . Проверено 25 мая 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Фишер, Ричард младший (13 декабря 2004 г.). «Отчет о 5-м авиасалоне Китая: Чжухай, КНР, 1-7 ноября 2004 г.» . Международный центр оценки и стратегии. Архивировано из оригинала 26 апреля 2005 года . Проверено 3 июля 2019 г.
- ^ Фишер, Ричард младший (12 сентября 2005 г.). «Китайское измерение Московского аэрокосмического салона-2005» . Международный центр оценки и стратегии. Архивировано из оригинала 19 июня 2015 года . Проверено 25 мая 2015 г.
- ^ Сондерс и др. , с. 37
- ^ Сондерс и др. , с. 44
- ^ Помфрет, Джон (25 декабря 2010 г.). «Военная мощь ускользает от Китая» . Вашингтон Пост . Проверено 3 июля 2019 г.
- ^ Коллинз, Гейб; Эриксон, Эндрю (26 июня 2011 г.). «Разработка реактивных двигателей в Китае: местные высокопроизводительные турбовентиляторные двигатели являются последним шагом на пути к полностью независимому производству истребителей» . Китайская вывеска . Проверено 25 мая 2015 г.
- ^ Рупрехт, Андреас (декабрь 2011 г.). «Китайский «Фланкер» набирает обороты. Обновление о Шэньяне J-11» . Ежемесячник боевых самолетов . Том. 12, нет. 12. С. 40–42.
- ^ Jump up to: а б с Фишер, Ричард Д. младший (12 января 2015 г.). «Изображения показывают, что J-10B близки к поступлению на вооружение Китая» . Еженедельник защиты Джейн . Архивировано из оригинала 13 января 2015 года . Проверено 3 июля 2019 г.
- ^ Чан, Минни (7 сентября 2018 г.). «Усиление двигателей китайских истребителей J-15, поскольку Пекин пытается нарастить военно-морской флот» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Проверено 26 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Джу, Хуан (5 марта 2020 г.). «Изображения показывают, что Китай начал установку отечественного двигателя WS10 на истребители J-10C» . Джейнс . Проверено 20 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Кучински, Уильям (7 ноября 2018 г.). «Истребитель J-10B представляет китайскую технологию управления вектором тяги» . Проверено 25 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Сингх Бишт, Индер (13 января 2021 г.). «Китайцы заменят российский истребитель J-20 отечественным двигателем» . Пост обороны .
- ^ Jump up to: а б Чан, Минни (8 января 2021 г.). «Китайский истребитель-невидимка нового поколения J-20 отказался от российского двигателя в пользу отечественной технологии» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Проверено 18 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Уолдрон, Грег (17 декабря 2020 г.). «Китайская авиация выйдет в высшую лигу в 2021 году» . FlightGlobal . Проверено 14 января 2021 г.
- ^ «Китайские СМИ подтверждают, что первое подразделение истребителей-невидимок J-20 с новыми двигателями передано командованию Северного театра военных действий» . военный часовой журнал . 20 июня 2021 г.
- ^ Чан, Минни (20 января 2022 г.). «Китай начнет модернизацию двигателей истребителей J-20, чтобы сократить отставание от американских F-22» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Проверено 18 марта 2022 г.
- ^ Джонсон, Рубен (18 июля 2023 г.). «Похоже, что после многих лет борьбы у китайского истребителя J-20 появился новый отечественный двигатель» . Прорыв защиты .
- ^ Jump up to: а б с Кадидал, Ахил; Нарайанан, Прасобх (25 ноября 2022 г.). «Появляется китайский военно-морской самолет J-15 с местными двигателями WS-10» . Джейнс .
- ^ Йео, Майк (28 ноября 2021 г.). «На кадрах виден отечественный двигатель китайского истребителя J-15» . Новости обороны .
- ^ Ньюдик, Томас (23 ноября 2022 г.). «Китайский военно-морской истребитель J-15 теперь оснащен двигателями местного производства» . Драйв .
- ^ Ван, Эмбер (24 ноября 2022 г.). «Китайские военно-морские истребители «Летающая акула» J-15, похоже, готовы отказаться от российских двигателей» . Южно-Китайская Морнинг Пост .
- ^ Уолдрон, Грег. «Пентагон наблюдает за прогрессом в области китайских истребительных двигателей» . Полет Глобал .
- ^ Jump up to: а б с Фишер, Ричард Д. младший (4 сентября 2014 г.). «Китайский Y-20 «вступает во вторую фазу испытаний» » . Еженедельник защиты Джейн . Архивировано из оригинала 5 сентября 2014 года . Проверено 3 июля 2019 г.
- ^ Лин, Джеффри; Сингер, PW (20 февраля 2015 г.). «Самый мощный авиационный двигатель Китая когда-либо поднимался в небо: представляем WS-20» . Популярная наука . Проверено 25 мая 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Хантер, Джейми (20 июля 2020 г.). «Усовершенствованный китайский истребитель-невидимка J-20B может скоро прибыть, вот что он может включать» . Драйв . Проверено 25 сентября 2020 г.
- ^ Тейт, Эндрю (5 января 2018 г.). «Изображение позволяет предположить, что Китай, возможно, проводит испытания двигателя с вектором тяги на истребителе J-10» . Еженедельник защиты Джейн . Архивировано из оригинала 11 ноября 2018 года . Проверено 3 июля 2019 г.
- ^ Чан, Минни (10 февраля 2018 г.). «Почему первый китайский истребитель-невидимка был принят на вооружение с некачественными двигателями» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Проверено 3 июля 2019 г.
- ^ Новый истребитель ВВС J-10C находится на боевом дежурстве, сообщает Shenzhen TV (телепрограмма) (на китайском языке). Событие происходит в 3:38 . Проверено 23 ноября 2022 года .
- ^ «Если бы J-10 заменили на «Wolffan-15», был бы он более мощным? Sina News , 3 февраля 2023 г.
- ^ Рупрехт, Андреас; Джованцанти, Алессандра (29 сентября 2021 г.). «Авиасалон China 2021: ВВС Китая демонстрируют J-20A с отечественными двигателями» . Джейнс .
- ^ Jump up to: а б Сондерс и др. , с. 45
- ^ -16 используется в Wuzhi-10 совместно с Францией, а газовая турбина QD70 преимущества . технические «Турбовальный двигатель » очевидные имеет
- ^ Фишер, Ричард Д. младший (26 августа 2014 г.). «Китайский J-11BH «агрессивен» с USN P-8A, говорит Министерство обороны» . Еженедельник защиты Джейн . Архивировано из оригинала 27 августа 2014 года . Проверено 3 июля 2019 г.
- ^ «Появляется китайский военно-морской самолет J-15 с местными двигателями WS-10» .
- ^ «Китайский J-10 достиг совершеннолетия с отечественным двигателем» . полет глобальный . 21 мая 2021 г.
- ^ «Китайский истребитель J-10C с отечественным двигателем WS-10 Taihang поступил на вооружение ВВС» . мир защиты . 14 мая 2021 г.
- ^ Хуан Донг (18 ноября 2022 г.). «Авиашоу в Чжухае поднимает рынок и взлетает высоко, демонстрируя военную мускулатуру, чтобы продемонстрировать уверенность (Хуан Донг)» (на традиционном китайском языке, дата обращения 23 ноября 2022 г. ) .
- ^ Чан, Минни (10 января 2021 г.). «Китай хочет модифицировать двигатели своего истребителя-невидимки J-20, чтобы они соответствовали американскому F-22» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Проверено 14 января 2021 г.
- ^ Уолдрон, Грег (28 декабря 2020 г.). «Загадочный китайский J-20 работает уже второе десятилетие» . рейсглобальный .
- ^ Чан, Минни (2 августа 2020 г.). «Китайский палубный истребитель J-20 создан под влиянием американского, а не советского мышления, — говорит конструктор» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Проверено 4 марта 2022 г.
- ^ «Китайский двигатель WS-15 подготовлен к серийному производству» . Джейнс . 7 апреля 2024 г.
- Библиография
- Сондерс, Филип С.; Уайзман, Джошуа К. (декабрь 2011 г.). «Покупай, создавай или укради: поиски передовых технологий военной авиации в Китае» (PDF) . Китайские стратегические перспективы (4). Институт национальных стратегических исследований Университета национальной обороны . Проверено 25 мая 2015 г.
![]() |
В этой статье о авиационном двигателе отсутствуют некоторые (или все) его характеристики . Если у вас есть источники, вы можете помочь Википедии, добавив их . |