Конституция Венесуэлы
Конституция Боливарианской Республики Венесуэла | |
---|---|
Обзор | |
Оригинальное название | (на испанском языке) Конституция Боливарианской Республики Венесуэла |
Юрисдикция | Боливарианская Республика Венесуэла |
Созданный | 17 ноября 1999 г |
Представлено | 15 декабря 1999 г |
Ратифицирован | 19 декабря 1999 г |
Дата вступления в силу | 20 декабря 1999 г |
Система | Федеративная президентская конституционная республика |
Структура правительства | |
Филиалы | Пять (исполнительная, законодательная, судебная, избирательная, гражданская) |
Чемберс | Один |
Исполнительный | Президент вице-президент |
судебная власть | Верховный трибунал правосудия |
Федерализм | Федерация |
Коллегия выборщиков | Нет |
Первый законодательный орган | 2000 |
Первый руководитель | 2000 |
Последняя поправка | 2009 |
Подписавшиеся | 128 депутатов |
Заменяет | Конституция Венесуэлы (1961 г.) |
Полный текст | |
![]() |
![]() |
---|
![]() |
Конституция Боливарианской Республики Венесуэла ( испанский : Constitución de la República Bolivariana de Венесуэла CRBV)) — действующая и двадцать шестая конституция Венесуэлы ( . [ 1 ] Он был разработан в середине 1999 года учредительным собранием , созданным в результате всенародного референдума. Принятая в декабре 1999 года, она заменила Конституцию 1961 года, действовавшую дольше всех в истории Венесуэлы. [ 2 ] В первую очередь его продвигал тогдашний президент Венесуэлы Уго Чавес , а затем он получил мощную поддержку со стороны различных секторов, включая деятелей, участвовавших в обнародовании конституции 1961 года, таких как Луис Микилана и Карлос Андрес Перес . Чавес и его последователи ( чависты ) называют документ 1999 года «Constitución Bolivariana» («Боливарианская конституция»), поскольку они утверждают, что он идеологически произошел от мышления и политической философии Симона Боливара и боливарианизма .
Конституция 1999 года была первой конституцией, одобренной всенародным референдумом , и в в истории Венесуэлы результате социально-экономических изменений, предсказанных на ее страницах, а также официального изменения названия Венесуэлы с República de Венесуэла («Республика Венесуэла») превратилась в Боливарианскую Республику Венесуэла («Боливарианская Республика Венесуэла»). В структуру правительства и обязанности Венесуэлы внесены серьезные изменения, в то время как гораздо большее количество прав человека в документе закреплено , гарантированных всем венесуэльцам, включая бесплатное образование до высшего уровня , бесплатное здравоохранение, доступ к чистой окружающей среде, право меньшинств (особенно коренных народов) поддерживать свою традиционную культуру, религию и языки, среди прочего. Конституция 1999 года, состоящая из 350 статей, является одной из самых длинных, сложных и всеобъемлющих конституций в мире.
Одним из выдающихся отличий конституций Венесуэлы от большинства других конституций Америки является отсутствие возможности импичмента президента национальным парламентом . Вместо этого президент может быть отстранен от должности либо гражданами путем референдума об отзыве , либо по решению Высшего трибунала юстиции . [ 3 ]
Происхождение
[ редактировать ]Концептуализация
[ редактировать ]Президент Уго Чавес был впервые избран в соответствии с положениями Конституции 1961 года на президентских выборах 6 декабря 1998 года. Чавес рассматривал конституционный съезд Венесуэлы как идеальное средство быстрого осуществления радикальных социальных перемен в Венесуэле, начиная с накануне о его попытке государственного переворота 1992 года .
После заключения и освобождения он начал стремиться к политической карьере, имея в качестве политической цели такую условность. В преддверии президентских выборов 1998 года одним из обещаний Чавеса было организовать референдум с вопросом, хотят ли они созвать Национальное учредительное собрание . Его самым первым указом на посту президента было назначение референдума , который состоялся 19 апреля. Избирателям были заданы два вопроса – нужно ли созывать учредительное собрание и следует ли оно следовать механизмам, предложенным президентом. 92% избирателей одобрили созыв учредительного собрания, а 86% одобрили избирательную систему, предложенную Чавесом.
Выборы Учредительного собрания
[ редактировать ]Затем, 25 июля, были проведены выборы для избрания 131 депутата в Учредительное собрание, которое собиралось и обсуждало предложения в течение оставшейся части 1999 года. Члены МВР Чавеса и союзных партий сформировали Polo Patriotico («Патриотическая ось»). Альянс получил 121 из 131 места в Учредительном собрании.
«Чрезвычайный судебный комитет»
[ редактировать ]Вскоре возник конфликт между Учредительным собранием и старыми институтами, которые оно должно было реформировать или заменить. Во время своей президентской кампании 1998 года и накануне выборов в Ассамблею, назначенных на 25 июля, Чавес утверждал, что новый орган немедленно будет иметь приоритет над существующим Конгрессом и судами, включая право распустить их, если он того пожелает. [ 4 ] Напротив, некоторые из его оппонентов, в том числе председатель Верховного суда Сесилия Соса Гомес, утверждали, что Учредительное собрание должно оставаться подчиненным существующим институтам до тех пор, пока разработанная им конституция не будет ратифицирована. [ 5 ]
В середине августа 1999 года Учредительное собрание приступило к реструктуризации судебной системы страны, заявив о своих полномочиях увольнять судей, стремясь ускорить расследования случаев коррупции, которые, по оценкам New York Times, составляли почти половину из 4700 судей, клерков и судебных приставов страны. . [ 6 ] 23 августа Верховный суд 8 голосами против 6 проголосовал за то, что Ассамблея не действовала неконституционно, принимая на себя эти полномочия; однако на следующий день Сесилия Соса Гомес подала в отставку в знак протеста. В конечном итоге более 190 судей были отстранены от должности по обвинению в коррупции.
25 августа Учредительное собрание объявило «чрезвычайное законодательное положение», проголосовав за ограничение работы Конгресса такими вопросами, как контроль над бюджетом и коммуникациями. В ответ Конгресс, который в июле решил уйти на перерыв до октября, чтобы избежать конфликта с Учредительным собранием, объявил перерыв с 27 августа.
В какой-то момент Учредительное собрание запретило Конгрессу проводить какие-либо собрания. Однако 10 сентября эти два органа достигли соглашения, позволяющего им «сосуществовать» до тех пор, пока новая конституция не вступит в силу. [ 7 ]
Разработка новой конституции
[ редактировать ]Впоследствии, всего за 60 дней в конце 1999 года, новое и одобренное избирателями Учредительное собрание разработало и приняло документ, который закрепил в качестве конституционного закона большинство структурных изменений, которых желал Чавес. Чавес заявил, что такие изменения необходимы для успешной и всеобъемлющей реализации запланированных им программ социальной справедливости. Предстояло произвести радикальные изменения в структуре правительства Венесуэлы; План Чавеса, вытекающий из его предвыборных обещаний 1998 года, заключался в том, чтобы резко открыть политический дискурс Венесуэлы для независимых и третьих сторон, радикально изменив национальный политический контекст. При этом Чавес стремился фатально парализовать свою AD и COPEI оппозицию . Все цели Чавеса были одним махом достигнуты.
Ратификация всенародным референдумом
[ редактировать ]Эта новая конституция 1999 года была представлена национальному электорату 15 декабря 1999 года и одобрена 72% голосов «за» (проверено Национальным избирательным советом ). Новая конституция по закону вступила в полную силу 20 декабря следующего года.
Текст и руководящие доктрины
[ редактировать ]Текст конституции представляет собой гибрид юридических и политических норм, взятых из таких обширных источников, как Симона Боливара работы о конституционности и народном суверенитете, Хосе Марти , перуанского марксиста Хосе Карлоса Мариатеги и Евгения Пашуканиса . Хотя он сохраняет сильную либерально-демократическую основу, он вводит элементы прямой демократии, такие как элементы народного суверенитета (консультативные или отзывные референдумы), социальные обязанности, право на восстание против нарушения конституционной системы (статьи 333 и 350) и независимость республики от иностранного господства. Помимо этих элементов, разделение властей (хотя и с двумя новыми ветвями власти) и права собственности, выражения мнений и забастовок остались в основном такими же, как и в предыдущей конституции.
Нововведения новой конституции
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2024 г. ) |
Само Учредительное собрание разработало новую конституцию Венесуэлы 1999 года. В составленном виде этот документ, содержащий 350 статей, был одной из самых длинных конституций в мире.
Название штата
[ редактировать ]Несмотря на первоначальное сопротивление депутатов учредительного собрания, оно изменило официальное название страны с «Республики Венесуэла» на «Боливарианская Республика Венесуэла». [ нужна ссылка ]
Пять ветвей власти
[ редактировать ]Существенные изменения были внесены в разделение властей . Вместо обычных трех ветвей власти в новой Боливарианской Республике Венесуэла имеется пять (статья 136): [ 8 ]
- Исполнительная власть (Президентство).
- Законодательная власть (Национальное собрание).
- Судебная власть (судебная власть).
- Избирательная власть ( Poder Electoral , или «избирательная власть»).
- Гражданская власть ( власть граждан , или «гражданская власть»).
Избирательную ветвь возглавляет Национальный избирательный совет (CNE) и отвечает за независимый надзор за всеми выборами в стране, муниципальных, государственных и федеральных. Власть граждан состоит из (defensor del pueblo) ( омбудсмена или «защитника народа»), главного прокурора (генерального финансового контролера) и генерального контролера (генерального контралора) . Он отвечает за представление и защиту граждан в их отношениях с властями Венесуэльского государства. Законодательная власть была изменена с двухпалатной системы на однопалатную .
Усиленное и отзывное президентство и создание действующего вице-президента.
[ редактировать ]Он также увеличил срок президентских полномочий с пяти до шести лет при условии ограничения двумя сроками. В документе также были введены положения о национальных референдумах по отзыву президента – то есть венесуэльским избирателям теперь должно было быть предоставлено право отстранить своего президента от должности до истечения президентского срока. Такие референдумы должны были проводиться после подачи петиций с действительным количеством подписей. Новое положение было впервые активировано во время проведения такого референдума в 2004 году, но оно не получило поддержки большинства. См. референдум об отзыве войск в Венесуэле 2004 года . Президентство также было усилено, помимо того, что оно является главой исполнительной власти, главой государства и главой правительства, с правом распускать Национальное собрание при определенных условиях и может издавать указы, имеющие силу закона, с разрешения Национального собрания. .
В 2009 году ограничения на срок полномочий (не только президента) были отменены референдумом.
Был воссоздан пост вице-президента для руководства повседневной деятельностью правительства и выполнения обязанностей и полномочий, которые могут быть делегированы президентом, а также для выполнения функций главного оперативного должностного лица правительства. Он или она может быть отстранен от должности путем импичмента Национальной ассамблеей. Вице-президент также несет политическую ответственность перед Национальным собранием наряду с министрами кабинета министров. В случае освобождения должности президента после смерти, отзыва, отставки или импичмента со стороны STJ вице-президент, таким образом, принимает на себя должность и титул президента.
Однопалатный и ослабленный законодательный орган
[ редактировать ]Новая конституция также превратила бывший двухпалатный Конгресс в однопалатный законодательный орган и лишила его многих прежних полномочий. Таким образом, новое однопалатное Национальное собрание отказалось от прежней традиционной схемы разделения законодательных полномочий между Палатой депутатов и Сенатом . Кроме того, полномочия законодательной власти были существенно сокращены и переданы президенту Венесуэлы .
Народный защитник
[ редактировать ]Была также предусмотрена новая должность — Народного защитника ( Defensoría del Pueblo ), которая должна была стать должностью омбудсмена с полномочиями проверять деятельность президента, Национального собрания и конституции — Чавес называл такого защитника опекун так называемой «моральной ветви» правительства Венесуэлы, которому поручено защищать общественные и моральные интересы.
Эта идея заимствована из конституционализма Боливара .
Публичный экзамен для кандидатов в судьи
[ редактировать ]Наконец, была реформирована судебная система Венесуэлы. Согласно новой конституции, судьи будут назначаться после сдачи государственных экзаменов, а не, как в старом порядке, назначаться Национальным собранием.
Здравоохранение
[ редактировать ]Поскольку статьи 83–85 раздела III Конституции Венесуэлы 1999 года закрепляют бесплатное и качественное здравоохранение как право человека, гарантированное всем гражданам Венесуэлы, [ 9 ] Администрация Уго Чавеса попыталась выполнить свои конституционные обязательства посредством программы Barrio Adentro . Примечательно, что статья 84 Раздела III требует, чтобы здравоохранение, предоставляемое в рамках таких государственных программ, как Barrio Adentro, финансировалось государством, и прямо запрещает приватизацию при любых обстоятельствах. Соответствующий текст Боливарианской конституции 1999 года гласит: [ 10 ]
Статья 83 : Здоровье является основным социальным правом и обязанностью государства, которое гарантирует его как часть права на жизнь. Государство должно продвигать и развивать политику, направленную на улучшение качества жизни, общего благосостояния и доступа к услугам. Все люди имеют право на охрану здоровья, а также обязанность активно участвовать в его укреплении и защите и соблюдать такие меры здравоохранения и гигиены, которые могут быть установлены законом и в соответствии с международными конвенциями и договоры, подписанные и ратифицированные Республикой.
Статья 84 : Чтобы гарантировать право на здоровье , государство создает, осуществляет руководство и управляет национальной системой общественного здравоохранения, которая пересекает границы секторов, носит децентрализованный и основанный на широком участии характер, интегрирована с системой социального обеспечения и регулируется принципами безвозмездности, универсальности, полноты, справедливости, социальной интеграции и солидарности. Система общественного здравоохранения отдает приоритет укреплению здоровья и профилактике заболеваний, гарантируя быстрое лечение и качественную реабилитацию. Активы и услуги общественного здравоохранения являются собственностью государства и не подлежат приватизации. Организованное сообщество имеет право и обязанность участвовать в принятии решений, касающихся планирования, реализации и контроля политики в учреждениях общественного здравоохранения.
Статья 85. Финансирование системы общественного здравоохранения является обязанностью государства, которое должно интегрировать доходы, обязательные взносы в систему социального страхования и любые другие источники финансирования, предусмотренные законом. Государство гарантирует бюджет здравоохранения, позволяющий достичь целей политики здравоохранения. В координации с университетами и исследовательскими центрами необходимо продвигать и развивать национальную политику профессионального и технического обучения и национальную промышленность по производству предметов медицинского назначения. Государство регулирует как государственные, так и частные учреждения здравоохранения.
Изменения в бизнесе
[ редактировать ]Статья 308 раздела VI конституции Венесуэлы продемонстрировала изменившийся взгляд на бизнес. Целью этой статьи было внедрить поддержку альтернативного управления бизнесом. В статье упоминаются кооперативы , семейные предприятия , малые предприятия и сберегательные фонды. Правительство поддержало эти альтернативы как способ демократизировать капитал и бросить вызов олигополистическому контролю над экономикой. [ 11 ]
Поправки
[ редактировать ]Поправки, предложенные президентом Чавесом и парламентом, дважды принимались на референдумах:
- Референдум по конституции в Венесуэле в 2007 году – широкомасштабные поправки были отклонены очень узко;
- Референдум по конституции Венесуэлы 2009 года - отмена ограничений на сроки полномочий на различных государственных должностях (включая президента; предложение об отмене ограничений на срок полномочий Чавеса присутствовало также в поправках 2007 года) был одобрен узким кругом голосов.
Конституции до 1999 года
[ редактировать ]В истории Венесуэлы было множество конституций:
- Конституция Венесуэлы (1811 г.) . Конституция Венесуэлы 1811 года была первой конституцией Венесуэлы и Латинской Америки, обнародованной и составленной Кристобалем Мендосой. [ 12 ] и Хуана Хермана Росио и одобрен Учредительным конгрессом 1811 года в городе Каракас 21 декабря 1811 года. Он учредил федеральное правительство, но был отменен 21 июля 1812 года капитуляцией Франсиско де Миранды в Сан-Матео.
- Конституция Венесуэлы (1819 г.) . Это было предложено Симоном Боливаром Конгрессу Ангостуры с целью политической организации республики после завоевания Освободительной армией.
- Конституция Колумбии 1821 года
- Конституция Венесуэлы (1830 г.) . Конституция 1830 года возникла в результате отделения департамента Венесуэла от Великой Колумбии и образования Венесуэлы.
- Конституция Венесуэлы (1857 г.) . Эта Конституция была принята Конгрессом Республики 16 апреля 1857 года, целью ее было увеличение президентского срока до шести лет, возможность переизбрания президента и централизация организации государства.
- Конституция Венесуэлы (1858 г.) . Эта новая конституция предоставила большую автономию провинциям, выборы президента, вице-президента и других должностных лиц путем всеобщего, прямого и тайного голосования. Он установил президентский срок в 5 лет.
- Конституция Венесуэлы (1864 г.) . Он освятил федеральную систему, в которой штаты будут независимыми и объединятся, чтобы сформировать нацию под названием Соединенные Штаты Венесуэлы . Президент избирается прямым и тайным голосованием сроком на 4 года.
- Конституция Венесуэлы (1874 г.)
- Конституция Венесуэлы (1881 г.) . Сократил 20 штатов Федерации до 9 и создал Великий Федеральный совет, отвечающий за выборы президента.
- Конституция Венесуэлы (1891 г.)
- Конституция Венесуэлы (1893 г.) . Прямые и тайные выборы для избрания президента упразднили Федеральный совет и создали Управляющий совет, состоящий из 9 членов (по одному от каждого штата), назначаемых Конгрессом каждые 4 года. Председатель этого органа исполнял обязанности вице-президента Республики.
- Конституция Венесуэлы (1901 г.) . Управляющий совет ликвидирован, срок президентского срока увеличен до 6 лет, отменено всеобщее и прямое избирательное право, переданы в руки муниципальных советов выборы Президента Республики. Территория была разделена на 20 штатов.
- Конституция Венесуэлы (1904 г.) . Реформа избирательной системы муниципальных советов и законодательных собраний.
- Конституция Венесуэлы (1909 г.) . Заменены прямые выборы президента; вернулся к президентскому сроку на 4 года.
- Конституция Венесуэлы (1914 г.)
- Конституция Венесуэлы (1922 г.) . Отменил Временный конституционный статут 1914 года.
- Конституция Венесуэлы (1925 г.) . Обозначены основы унитарной президентской республики.
- Конституция Венесуэлы (1928 г.) . Запрещенная коммунистическая пропаганда. Уточнены полномочия Президента.
- Конституция Венесуэлы (1931 г.) . Президент Республики провозгласил себя главнокомандующим армией.
- Конституция Венесуэлы (1936 г.) . Срок президентских полномочий был установлен в 5 лет. Частично отремонтирован в 1945 году.
- Конституция Венесуэлы (1947 г.) . Президент, конгрессмены, члены Законодательного собрания и советники избираются всеобщим, прямым и тайным голосованием.
- Конституция Венесуэлы (1953 г.) . Возрастной ценз был установлен в 21 год.
- Конституция Венесуэлы (1961 г.)
- Конституция Венесуэлы (1999 г.), действующая
Закон менялся 23 раза с 1811 года, новая Конституция принимается в среднем каждые десять лет. Наиболее существенные изменения содержатся в Основных законах 1811, 1830, 1864, 1936, 1947, 1961 и 1999 годов.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Планшар Манрике, Густаво. «Конституции Венесуэлы» в Словаре истории Венесуэлы . Каракас: Полярный фонд, 1997. ISBN 980-6397-37-1
- ^ Элкинс, Закари, Том Гинзбург и Джеймс Мелтон (2009). Долговечность национальных конституций . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Статья 233, раздел II Конституции Венесуэлы (1999 г.)
- ^ Рассел Пелле, «Венесуэла вступает в 2000 год с новой прогрессивной конституцией», People's Weekly World .
- ↑ Ларри Ротер, «Избиратели продвигают власть в сторону лидера Венесуэлы», The New York Times , 26 июля 1999 г.
- ↑ Ларри Ротер, The New York Times , 27 августа 2009 г.
- ↑ El Pais (испанский), 11 сентября 1999 г.
Также МакГирк, Тим. ( Время , 27 декабря 1999 года). «Уго Чавес Фриас» . Проверено 3 ноября 2005 г. - ^ Текст статьи 136.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 18 января 2005 года . Проверено 3 декабря 2004 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Титул III» . Архивировано из оригинала 12 ноября 2010 года . Проверено 8 ноября 2005 г.
- ^ Патрик Кларк. Сеять нефть? Основы политики правительства Чавеса для создания альтернативной продовольственной системы в Венесуэле. Гумбольдтский журнал социальных отношений 33:1/2. стр. 135–65
- ^ Брисеньо Перозо, Марио. «Мендоса, Кристобаль де» в Словаре истории Венесуэлы , Том 3. Каракас: Fundación Polar, 1999. ISBN 980-6397-37-1
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Конституция Боливарианской Республики Венесуэла (HTML)
- Английский перевод конституции Университета Миннесоты (PDF)
- В Конституцию 1961 года внесены поправки 1983 года (на испанском языке).