Верх : оригинальная планировка бхархут -ступы. Внизу : Восточные ворота и перила, Красный Песчаник, Бхархут Ступа, 125–75 г. до н.э. [ 1 ] Индийский музей , Калькутта .
Бхархут - это деревня, расположенная в районе Сатна в Мадхья -Прадеш , Центральная Индия . Он известен своими знаменитыми реликвиями из буддийской ступы . Что делает панели Bharhut уникальными, так это то, что каждая панель явно помечена в символах Брахми, упоминая, что изображает на панели. Основным донором бхархут -ступы был король Дханабхути . [ 2 ] [ 1 ]
Скульптуры Бхархута представляют некоторые из самых ранних примеров индийского и буддийского искусства , позже, чем монументальное искусство Ашоки ( ок. 260 г. до н.э. ) и чуть позже, чем ранние рельефы в периоде Шунга на перилах в Санчи Ступа № 2 (начало окрестности 115 г. до н.э.). [ 1 ] Несмотря на то, что он более провинциальный качество, чем скульптура в Санчи , ступа Амаравати и некоторые другие участки, большое количество скульптуры сохранилось, как правило, в хорошем состоянии. Недавние авторы датируются рельефами перил Бхархута около 125–100 гг. До н.э. и явно после Санчи Ступа № 2 , по сравнению с которой Бхархут имеет гораздо более развитую иконографию. [ 1 ] [ 3 ] Ворота Торана были сделаны чуть позже, чем перил, и датируется 100–75 г. до н.э. [ 1 ] Историк Аджит Кумар дает более позднюю дату Бхархуту, 1 -м веку, н.э., основанному на стилистических сравнениях с датируемыми произведениями искусства из искусства Матхуры , особенно скульптур, написанных во имя правителя Содаса . [ 4 ] Многие из останков Бхархута в настоящее время расположены в индийском музее в Калькутте , а другие в музеях в Индии и за рубежом. Немного остается на сайте сегодня.
Буддизм продолжал выживать в Бхархуте до 12 века. Небольшой буддийский храм был увеличен около 1100 г. н.э., и была установлена новая статуя Будды. [ 5 ] Большая санскритская надпись того же периода была найдена на участке, однако, по -видимому, была потеряна. [ 6 ] Это отличается от надписи Лала Пахада в 1158 году, упоминающему королей Калачири. [ 7 ]
Ступа Бхархут, возможно, была впервые построена королем Ашока Маурья в 3 -м веке до нашей эры, но многие произведения искусства, особенно ворота и перила, были, по -видимому, были добавлены в период Шунга , со многими рельефами со второго века до н.э. или позже Полем [ 10 ] В качестве альтернативы, сделанные скульптуры были добавлены во время правления Суганаса , северного буддийского королевства. [ 4 ]
Центральная ступа была окружена каменными перилами и четырьмя воротами Торана , в рамках, подобной аранжировке Санчи . Большая часть перил была найдена, но остается только один из четырех ворот Торана.
Эпиграф на столбе ворот Ступы упоминает о его эрекции «во время правления Сугаса Ватипутра дханабхути » . [ 11 ] [ 4 ] Используемое выражение является « Сугаганом Радже », может означать «во время правила Шунгаса», хотя и не без двусмысленности, как это также может быть «во время правления Суганы », северного буддийского королевства. [ 12 ] [ 4 ] нет другого случая названия «Шунга» . В эпиграфической записи Индии [ 13 ] Надпись гласит:
Во время правления Сугаса ( Суганаса , или Шунгаса ) ворота были вызваны, и каменная работа, представленная Дханабхути, сыном Вачхи, сына Агараджу, сына Готи и внука короля Висадева, сына Гаги.
Если атрибуция следует воспринимать как «шунгас», поскольку король Дханабхути делал серьезную посвящение буддийскому памятнику, и, наоборот, Шунгас, как известно, были индуистскими монархами, кажется, что сам Дханабхути не был членом Династия Шунга. [ 16 ] Также он не известен из списков Shunga Regnal. [ 16 ] [ 17 ] Его упоминание о «правлении Шунгаса» также предполагает, что он сам не был правителем шунга, только что он мог быть притоком Шунгаса или правителем на соседней территории, такой как Косала или Панчала . [ 17 ] [ 16 ]
Харостхи Метки Мейсона в были обнаружены по нескольким элементам остатков Бхархута, что указывает на то, что некоторые из строителей, по крайней мере, пришли с севера, особенно из Гандхары , где использовался сценарий Харошти. [ 18 ] [ 20 ] [ 21 ] Каннингем объяснил, что буквы Харостхи были найдены на балюстрадах между архитравами ворот, но ни один на перилах, у которых все были индийские маркировки, подводя итоги, что ворота, которые художественно более изысканы, были сделаны художниками с севера, в то время как перила были сделаны местными художниками. [ 19 ]
Харостхи буквы на восточных воротах Бхархута
KharoshthiХарошти [ 22 ] Мейсон отметки на воротах. [ 1 ] Пять из отметок Харостхи Мейсона (в общей сложности восьми для всего шлюза) были обнаружены у основания небольших столбов ворот: [ 19 ] 𐨤 Заборы , 𐨀 a , 𐨦 ba , 𐨯
По словам некоторых авторов, эллинистические скульпторы также имели связь с Бхархутом и Санчи. [ 23 ] Структура в целом, а также различные элементы указывают на эллинистическое и другое иностранное влияние, такие как рифлентный колокол, добавленная столица Ордена Персеполита и обильное использование эллинистического пламени Palmette или жимого мотива. [ 20 ] Однако, помимо происхождения своих участников, ворота сохраняет очень сильный индийский характер в своей форме. [ 20 ]
Казалось бы, перила были первыми элементами, которые будут построены, около 125–100 гг. До н.э.. [ 24 ] Великие шлюзы были построены позже, около 100–75 до н.э. [ 24 ] На художественной основе украшения перил считаются позже стилистически, чем в Санчи Ступа № 2 , что предполагает дату около 100 до н.э. [ 24 ]
В 1873 году Александр Каннингем посетил Бхархут. В следующем году он раскопал сайт. [ 25 ] Джозеф Дэвид Беглар , помощник Каннингема, продолжил раскопки и записал работу на многочисленных фотографиях.
Комплекс в Бхархуте включал средневековый храм (табличка II), в котором содержалась колоссальная фигура Будды, а также фрагменты скульптур, показывающих Будду с изображениями Брахмы, Индры и т. Д. [ 31 ] Beglar также сфотографировал буддийскую санскритскую надпись 10-го века, [ 32 ] о котором ничего не известно.
Разрушенная ступа - нет, но основы основной структуры (см. Галерею) - все еще в Бхархуте; Тем не менее, ворота и перила были демонтированы и собраны в индийском музее в Калькутте. [ 11 ] Они содержат многочисленные истории рождения о предыдущих жизнях Будды или «Джатака» . Многие из них находятся в форме больших круглых медальонов. Две панели находятся в галерее Freer Art / Arthur M. Sackler в Вашингтоне. [ 33 ] Несколько лет назад на горе Бхархут была найдена надпись до деванагари, со времен короля Балальда. [ 34 ]
В качестве представителя раннего индийского искусства
Стиль представляет собой самую раннюю фазу индийского искусства, и все персонажи изображены в индийском дхоти , за исключением одного иностранца, который считался индо-греческим солдатом, с буддийской символикой. [ 36 ] Бхархутские резьбы чуть позже, чем рельефы Санчи №2 и более ранние фрески Аджанты .
Необычной особенностью панелей Бхархута является включение текста в нарративные панели, часто идентифицируя людей. [ 37 ]
Восточные шлюзы Бхархута - единственное оставшееся из четырех оригинальных шлюзов. Он был сделан в 100-75 г. до н.э. (скорее всего, 75 г. до н.э. на основе художественного анализа) и, следовательно, сзади к перилам. [ 1 ] Одна из столиц столба, с львами, пламенем Пальметт в спине, розетками и бусинками и релами (восстановление).
Считается, что ремесленники были из северо -западной Индии (вероятно, Гандхара ), когда они вписали отметки Мейсона в Харостти , сценарий Гандхары, по всей структуре ворот (7 таких знаков Харошти Мейсона были записаны на воротах). [ 18 ] [ 19 ] [ 1 ] В то время Гандхара была основной территорией индо -Грика Королевства, и эти мастера, вероятно, принесли эллинистические методы и стили для производства ворот. [ 38 ] Наоборот, отметки Мейсона в местном сценарии Брахми не были найдены на воротах, а исключительно на перилах (27 Брахми Мейсон обнаружил), что указывает на то, что местные мастера, вероятно, создали перила. [ 18 ] [ 21 ] [ 19 ]
Структура в целом, а также различные элементы указывают на эллинистическое и другое иностранное влияние, такие как рифлентный колокол, добавленная столица Ордена Персеполита и обильное использование эллинистического пламени Palmette или жимого мотива. [ 20 ] Однако, помимо происхождения своих участников, ворота сохраняет очень сильный индийский характер.
Architraves (спереди) Architraves (назад)
Восстановление архитравов, с позицией пяти отметок Харостхи Мейсона.
Архитравы демонстрируют сцены животных, которые показывают свою преданность Будде (символизируется пустым престолом посередине). Верхний архитрав (только спереди) имеет двух львов, один гриффин (слева) и один лев с человеческой головой ( сфинкс или мантикатор ). На нижних архитравах показаны четырех слонов и двух преданных человека вокруг символической Будды.
Между архитравами находятся колонны балюстрады, некоторые из них украшены индийскими фигурами. Пять из отметок Харости Мейсона (в общей сложности восьми для всего шлюза) были обнаружены у основания этих колонн. [ 19 ]
Были похожие колонны балюстрады между верхом и средними архитравами, но они были потеряны.
Перила
Перионы датируются 125-100 гг. До н.э., и, скорее всего, 100 до н.э. на основе художественного анализа. [ 1 ] Конструкции очень развиты и считаются азапиньями для дизайна Санчи Ступа № 2 . [ 1 ]
Все отметки Мейсона находятся в местном сценарии Брахми , из которых 28 были найдены, что указывает на то, что местные мастера, вероятно, создали перила. [ 19 ]
Перилки почти полностью покрыты рельефами и демонстрируют различные сцены, от предыдущих жизней Будды, называемых Джатака , до событий жизни исторического Будды, до религиозных сцен. Существует также много отдельных медальонов, которые, как думают, представляют преданных или доноров.
Сцены преданности
Алмазный трон и храм Махабодхи вокруг дерева Боддхи . Согласно вписанному облегчению Бхархута, связанного с алмазным троном, оригинальный храм Махабодхи Асоки был открытым павильоном, поддерживаемым на столбах.
Алмазный трон показан довольно точно в облегчении, был заново открыт в 19 веке.
В середине виден алмазный трон или ваджрасана , украшенный спереди с четырьмя плоскими пилястрами. За троном появляется ствол дерева Бодхи, который поднимается высоко над зданием, и на каждой стороне дерева есть комбинированный символ триратки и дхармачакры , стоящего на вершине короткой колонны. На каждой стороне комнаты Ваджрасана есть боковая комната того же стиля. Верхняя часть трона украшена цветами, но нет фигуры Будды. [ 39 ]
Облегчение несет надпись: «Бхагавато сакамуни Бодхи» («Бодхи (дерево) божественного Шакьямуни »), что подтверждает значение облегчения. [ 39 ]
Тикутико Чакамо . В надписи над этой рельефом упоминается «Тикутико Чакамо», или «трехконечное колесо» (закона). Сцена изображает семь слонов и одного великого трехголового змея (или нага) вместе с двумя львами, показывающими свою преданность этому довольно конкретному колесу закона .
Эта резьба мечты о Майи рассказывает, когда у матери Будды мечтали белый слон, попавший в ее тело. Это момент концепции Будды. Спящая Королева окружена тремя служителями, один из которых щелкает чаури. Водоподъемник расположен возле головы кровати; У его ноги есть благовония. Тема девственной концепции Будды была повторена на протяжении многих веков, а также была важной темой в греко-буддистском Гандхары искусстве .
История была также известна в западном мире как архелайский из Карраи (в 278 г. н.э.) и Сент -Джером (в 340 г. н.э.) оба упоминают Будду по имени и рассказывают традицию его девственного рождения. [ 40 ] Было высказано предположение, что эта легенда о рождении девственницы о буддизме повлияла на христианство . [ 41 ]
Поклонение волосам Сиддхартхи Та же сцена в Санчи .
В нижней части панели находится компания божеств на небесах Трайастримса , где Индра держалась, радуясь и поклоняясь волосам Бодхисаттвы . История, рассказанная в буддийских писаниях, заключается в том, что, прежде чем обнять религиозную жизнь, Гаутама избавился от своей княжеской одежды и отрезал свои длинные волосы своим мечом, бросив и волосы и тюрбана в воздух, откуда они отнесены к девасу Небеса Трайастримса и поклонялись там. [ 42 ]
Спуск Будды с небес Трайастримса в Санкиссе .
Спуск Будды с небес Трайастримса , где Майя , его мать, возродился, и куда он сам поднялся, чтобы проповедовать ей закон. Предполагается, что это чудо произошло в Sankissa (Sankasya). В центре облегчения находится чудесная лестница, по которой спустился Будда, в которой приняли участие Брахма и Индра . У подножия лестницы дерево и трон, символы присутствия Будды, с преданными с обеих сторон, что указывает на то, что Будда снова вернулся на Землю.
Монастырь Jetavana . Следующая надпись, которая расположена непосредственно под скульптурой, дает имя монастыря, а также построитель Анатха-Пиндика : «Джатавана Анадхапедико Дети Котисантена Кета» («Анатапиндика представляет Джетавана , (стал) его покупателем слой котиса ».), Котис - золотые монеты.
Домохозяин по имени Анатапиндика приобрел сад Джета для слоя котиса за 18 котис золота и начал строить. Посреди он построил павильон Будды. Несколько монашеских зданий были возведены Анатапиндикой в Джатаване, пока Гаутама Будда не пришел из Раджагриха в Шравасти , где его встретил богатый человек . Благословенный, за которым последовала великая компания монахов, вошла в монастырь Житавана. Затем Анатапиндика спросила его: «Господи, как я должен продолжить в этом монастыре? Поскольку вы спрашиваете меня, домовладельца, дарут этот монастырь буддийскому духовенству, присутствует и придет». И великий мужчина ответил: «Это хорошо. Этот монастырь Житаваны, который я даю духовенству, присутствует и приехал во всех частях света, с Буддой в их голове ». [ 43 ]
Скульптор, по -видимому, нацелился на то, чтобы дать представление о великом буддийском Вихаре Джатаване, в то же время иллюстрируя историю его учреждения Анатапиндикой. На переднем плане есть тележка с тельцами, с тельцами, которые не были сидят рядом с ним, и с наклоненным в воздухе ягу, чтобы показать, что тележка была разгружена. Впереди две мужчины, каждый из которых держит очень маленький объект между большим пальцем и указательным пальцами. Это сам Анатапиндика и его казначей, считая золотые кусочки, принесенные в тележку. Над ними находятся две другие фигуры, сидящие, и занятые в покрытии поверхности сада золотыми монетами, которые здесь представлены как квадратные части, касающиеся друг друга, в качестве цены его покупки. Слева находятся шесть других фигур, вероятно, принц Джета и его друзья; И в самой середине композиции есть сам Анатапиндика, несущий сосуд, как чайник, в обеих руках, с целью вылить воду на руки Будды в качестве обещания завершения его дара. [ 43 ]
Анатапиндика, который стал известен своей главной щедростью и характером после смерти, вошел в небеса Туситы и стал бодхисатвой .
Предыдущие жизни Будды (Джатаки)
Махакапи Джатака является центральной частью этой секции перил.
Махакапи Джатака В этой сказке Джатака Будда, в предыдущем воплощении как король обезьян Полем Короткий участок реки, через который сбегают обезьяны, обозначена дизайнами рыб. Непосредственно внизу впечатленные люди держат одеяло, чтобы поймать его, когда он падает с его позиции. На самом дне (непрерывное повествование), теперь выздоровевший будущий Будда проповедовает королю. (Махакапи Джатака. Бхархут, ок. 100 г. до н.э. Индийский музей, Калькутта.)
Махакапи Джатака также видна в Санчи в этом облегчении .
Нигродха Мига Джатака . Нигродха Мига Джатака (история рождаемости оленей Баньян, № 12 в рассказах Эб Коуэлл Джатака, том 1)-это история о том, как в прошлом рождении, рожденной как золотой оленя, Бодхисатта спасает беременную лауреат от смерти от бойни. Медальон представляет 3 сцены: (1) четыре оленя, убегающие, и один из них оглядывается назад в дальний левый, а человек с луком в правом правом представляет первую сцену: охота. (2) Доу, лежащая внизу слева, глядя на роговый оленя, представляет вторую сцену: сегодня беременная Министерство Доу сегодня, но Баньян олень говорит ей пойти и занять ее место. Кук/Мясник за Баньян оленей смотрит на это [а затем он идет, чтобы рассказать королю, который приходит со своим окружением]. (3) Рогатый оленя, сидящий посередине, и проповедовать королю [который с уважением слушает сокрушенными руками], а его окружение - третья сцена: она должна ассоциировать с хорошими людьми. [ 44 ]
Курунга Мига Джатака . Эта история о трех друзьях, которые жили в лесу: антилопа , дятел и черепаха . Однажды антилопа была поймана в петле охотника, и черепаха пыталась укусить петлю, чтобы освободить антилопу, в то время как дятель Антилопа сбежала, но черепаха, измученная ее усилиями, была поймана охотником. Затем антилопа соблазнила охотника следовать за ней в лесу, чтобы черепаха смогла бежать. Антилопа была Бодхисатта, то есть Будда в бывшей жизни, Сарипутта , ученик Будды, был дятлом, Моггаллана , также учеником, был черепажей в его прежней жизни. Девадатта , однако, традиционный враг Будды, был охотником.
Эта история предназначена для демонстрации зла Девадатты, а также дружбу и сотрудничество между Буддой и его учениками, даже в предыдущей жизни.
Муга Пакая Джатака / Мугапаккха Джатака / Тмия Джатака . Это история «Тупой принц». Чанда Деви, жена короля Варанаси , не имела сына. Сакка, король дэва , решил помочь ей. Он убедил Бодхисаттву (будущего Будды), который тогда находился в царстве Таватимсы , спуститься в ее чреву, чтобы она могла родить ребенка. Таким образом, Бодхисаттва вошла в матку королевы, и когда он родился, называли Темией.
Затем Темия понял, что его отец был королем, но, будучи королем Варанаси в предыдущей жизни, правилом, которое закончилось 20 000 лет в аду, он не хотел унаследовать трон. Таким образом, он решил сыграть глупого и неактивного, чтобы избежать наследства. Будучи бесполезным, его отец договорился за его смерть и приказал колеснице Сунанда совершить преступление. Когда Сунанда копал могилу в подготовке, Темия объяснил ему свою стратагему. Впечатленная, Сунанда тогда хотела быть аскетом и следовать за Темией.
Затем Темия дала проповедь королю и королеве. Они были впечатлены и также выразили желание стать аскетами. Вскоре все граждане королевства, а также два соседних королевства становятся последователями Темии. [ 45 ]
Облегчение показывает Темю как ребенка на коленях короля (вверху слева). Затем наблюдается Темия стоящей за колесницей Сунанда на кладбище, который копает могилу (справа внизу). Темия, как аскет, затем дает дискурс людям (вверху справа).
Бхархут Явана . Греки (в частности, индо-Грики ) были явно известны в эту дату людям в центре Индии и назывались « Яваны »; Здесь греческий воин был подготовлен к роли Дварапалы (опекуна храмовых ворот). Доказательства включают его прическу (короткие вьющиеся волосы с греческой королевской повязкой на голову), тунику и ботинки. В правой руке он держит виноградное растение, символизирующее его происхождение. Оболочка его широкого мечу украшена нандипадой , символом буддизма. [ 46 ] [ 36 ]
Над облегчением есть надпись, классифицированная как надпись 55 в столпах перил квадранта SW в Бхархуте, [ 47 ] находится в сценарии Брахми и читает слева направо:
"Бхаданта Махиласа Тхабхо Данам"
«Столп-заповедник мирянного брата Махила».
Мать Будды Махамая. Также известная как Махамайя и Майадеви , была королевой Шакья и родной матерью Гаутамы Будды , мудреца, на котором был основан буддизм, учения . Она была женой Шуддходаны , царя царства Шакья. Она была сестрой Махападжапати Готами , первой буддийской монахини, преданной Буддой. Но она также была важным божеством в буддизме, где она также была богиней изобилия и удачи, и была представлена на самых старых выживших ступцев и пещерных храмах. [ 48 ]
В этой типичной иконографии, называемой Махамайя и Майадеви , ей показывают, что стоит на лотосе и поджигая двумя слонами, лиющими на нее воду.
Лакшми уже появился на индо-грикской монете еще в 180 г. до н.э. (как танцовщица, держащая цветок лотоса), а затем на индо-ссиффических монетах в 1-м веке до нашей эры.
Скульптура Будды, начиная с 11-12-м веком, также была найдена, в дополнение к надписи санскрита, принадлежащей к структуре Вихары . [ 49 ] Это демонстрирует, что буддизм на участке выжил хорошо до 11-12-го века, хотя ничто не имело никакого отношения к промежуточному периоду. [ 49 ]
В дополнение к великолепным каменным перилам старой ступы, есть остатки средневекового буддийского вихары, с колоссальной статуей и несколькими меньшими буддийски Буддийской религии, возможно, была продолжена в течение почти 15 веков, мало или, возможно, без перерыва. Повсюду появление мухаммеданов дало последний удар по буддизму, и их фанатизм и нетерпимость сметали несколько затяжных остатков, которые Брахманы пощадили.
Хотя наиболее известные останки - с 1 -го века BCE/CE, Бхархут, как и Санчи , продолжал использоваться в качестве буддийского монашеского центра на протяжении более тысячелетия. [ 50 ]
Но памятники Бхархута были в конечном итоге уничтожены, и большинство останков использовались местными жителями в качестве строительного материала. [ 50 ]
Недавно найдены буддийские останки в регионе недалеко от Бхархута и Санчи
Несколько второстепенных ступ и буддийских статуй были обнаружены в регионе недалеко от Санчи и Бхархута, датируемых до 12 века н.э. Они демонстрируют, что буддизм широко распространен в этом регионе и не только ограничивался Санчи и Бхархутом, и выжил до 12 века, как сам комплекс Санчи, хотя и сильно снижался после 9-10-го века. К ним относятся:
^ Дидактическое повествование: Иконография Джатаки в Дунхуанге с каталогом представлений Джатаки в Китае, Александр Питере Белл, Lit Verlag Münster, 2000 с.18
^ Маршалл, Джон (1918). «Историческое и художественное описание Санчи (стр. 7–29)». Руководство по Санчи . Калькутта: суперинтендант, правительственная печать. п. 11 Получено 29 сентября 2014 года .
^ Jump up to: а беременный в дюймовый Распространение классического искусства в античности, Джон Бордман, издательство Принстонского университета, с.115
^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин «Эти маленькие баланторы представляют значительный интерес, так как их скульптурные статуи намного превосходят художественный дизайн и исполнение для статировки перил. Занятость западных художников, и которые полностью объясняют превосходство их исполнения. Мы могли бы с уверенностью найти те же алфавитные буквы, используемые в качестве частных знаков. Эти факты состоит в том, что иностранные художники, которые работали на скульптурах ворот, безусловно, не были вовлечены ни в одну часть перил . рабочих, чтобы сделать их, в то время как местные художники казнили меньшие подарки столбов и рельсов ». В Stūpa of Bharhut: буддийский памятник украшен многочисленными скульптурами, иллюстрирующими буддийскую легенду и историю в третьем веке B. C, Александр Каннингем п. 8 (общественное достояние)
^ «Когда эти алфавиты были сначала расшифрованы, ученые дали им разные имена, такие как« индийский пали »для Брахми и« Ариан-Пали »для Харости, но эти термины больше не используются». в Упасака, этот ЕКА; Махавихар, Нава Наланд (2002). История палериографии сценария брата Маурьян . Нава Наланда Махавихар. п. 6. ISBN 9788188242047 .
^ «Существуют доказательства того, что на изображении Будды есть доказательства того, что скульпторы на контакте с Санчи и Бхархутом»: его происхождение и развитие, Юврадж Кришан, Бхаратия Видья Бхаван, 1996, с.9
^ Каннингем, сэр Александр (1879). Стхапа Бхархута: буддийский памятник украшен многочисленными скульптурами, иллюстрирующими буддийскую легенду и историю в третьем веке до нашей эры . Лондон: WH Allen .
^ Раннее буддийское повествовательное искусство Патриции Эйхенбаум Карецки с.16
^ Ранние византийские церкви в Македонии и Южной Сербии от Р.Ф. Ходдинотта с.17
^ Восток: буддисты, индусы и сыновья небес, архитектура в контексте II, Routledge, 2015, Кристофер Тадгелл, с.24
^ Археологический отчет Индии, Каннингем, P185-196
^ Возраст Нандс и Маурьяс от Калидакуричи Аййах Ниласинг Шастри, стр. 376 кв.
^ «Существуют доказательства того, что эллинезитские скульпторы связываются с Санчи и Бхархутом» на изображении Будды: его происхождение и развитие, Юврадж Кришан, Бхаратия Видья Бхаван, 1996, с.9
^ «Богиня Лакшми в буддийском искусстве: богиня изобилия и удачи, Шри Лакшми, отражала накопленное богатство и финансовую независимость буддийских монастырей. Ее образ стал одной из популярных визуальных тем, вырезанных на их памятниках» в изображениях индийских богиней. : Мифы, значения и модели, Мадху Базаз -Ангу, Abhinav Publications, 2003, p. 57 [2]
Arc.Ask3.Ru Номер скриншота №: 28e3f9860f4fb4ac57caf703d709c6f8__1722455280 URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/28/f8/28e3f9860f4fb4ac57caf703d709c6f8.html Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1: Bharhut - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)