Гамлет люди
![]() | В этой статье должен быть указан язык содержания, отличного от английского, с использованием {{ lang }} , {{ транслитерации }} для языков с транслитерацией и {{ IPA }} для фонетической транскрипции с соответствующим кодом ISO 639 . Википедии шаблоны многоязычной поддержки Также можно использовать ( июнь 2020 г. ) |
![]() Деревня Тиндал в Кота-Белуде | |
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
![]() | |
Языки | |
Дусун , Сабах малайский , стандартный малайский и английский | |
Религия | |
Христианство (большинство), ислам , момолианство | |
Родственные этнические группы | |
Китайско-Дусун , народ Дусун (Бруней) , Оранг Сунгай , Идаан , Бисая , Мурут , Идаанский народ , Лун Баванг/Лундайе, другие австронезийские народы |
Дусун — собирательное название коренной этнической группы малайзийского штата Сабах на Северном Борнео . В совокупности они образуют самую крупную этническую группу в Сабахе. Народ дусун признан на международном уровне коренным народом Борнео с 2004 года согласно Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) . [ 1 ]
Другие группы с похожими названиями, но не связанные между собой родством, также можно найти в Брунее и Центральном Калимантане , Индонезия . Брунейские дусуны ( Санг Джати Дусун ) напрямую связаны с народом Дусун в штате Сабах, оба принадлежат к одной и той же семейной группе Дусун. Брунейские дусуны имеют общее происхождение, язык и идентичность с народом бисайя в Брунее, северном Сараваке и юго-западном Сабахе. В Индонезии группы Барито Дусун, которые можно встретить по всей системе реки Барито, вместо этого принадлежали народу От Данум Даяк .
Этимология
[ редактировать ]В словаре дусунов нет слова «Дусун». [ 2 ] Было высказано предположение, что термин «Дусун» использовался султаном Брунея для обозначения этнических групп внутренних фермеров в современном Сабахе. [ 2 ] «Дусун» в переводе с малайского означает «фруктовый сад». Поскольку большая часть западного побережья Северного Борнео находилась под влиянием султана Брунея, налоги, называемые «дуисами» (также называемые «речным налогом» в районе к юго-востоку от Северного Борнео), собирались султанатом с Оранг Дусун, или «люди Дусун». Следовательно, с 1881 года, после создания Британской компании Северного Борнео, британская администрация классифицировала лингвистически схожие 12 основных и 33 подплемени под общим названием «дусун». [ 2 ] Булудупих и Идахан, принявшие ислам, предпочли, чтобы их называли «Сунгей» и «Идаан» соответственно, хотя они происходят из одних и тех же подплемен. [ 3 ]
Генетические исследования
[ редактировать ]Согласно исследованиям генотипических данных SNP по всему геному, проведенным исследовательской группой по генетике человека из Университета Малайзии в Сабахе (2018), [ 4 ] Дусун Северного Борнео (Сонсогон, Рунгус, Лингкабау и Мурут) тесно связаны с коренными жителями Тайваня (Ами, Атаял) и филиппинцами неавстро-меланезийского происхождения (Висайцы, Тагалоги, Илокано, Минанубу).
Введение
[ редактировать ]Этническая группа дусун когда-то составляла почти 40% населения Сабаха и разбита на более чем 30 субэтнических, или диалектных групп, или племен, каждое из которых говорило на несколько отличающемся диалекте семейного языка душун и пайтан. Они в основном взаимопонятны. Название «Дусун» было популяризировано британскими колониальными хозяевами, которые заимствовали этот термин у брунейских малайцев.
Большинство душунов обратились в основные религии, такие как христианство (как римско-католическое, так и протестантское) и суннитский ислам, хотя анимизм меньшинство душунов все еще исповедует .
Дусун в древности торговали с прибрежными жителями, привозя сельскохозяйственную и лесную продукцию (например, рис и янтарь «дамар») в обмен на соль, соленую рыбу и другие продукты. В Дусуне есть специальный термин для описания этого вида торговой деятельности, т.е. монгимбади . Это было до развития сети железных и автомобильных дорог, соединяющих внутренние районы Сабаха с прибрежными районами. Нынешняя дорога Тамбунан-Пенампанг была в значительной степени построена на основе торгового маршрута, используемого Бунду-Ливан Дусун для пересечения хребта Крокер на их монгимбади .
Подавляющее большинство дусунов живут на холмах и в горных долинах и имеют репутацию миролюбивых, гостеприимных, трудолюбивых, бережливых, пьющих и не допускающих насилия людей. Сейчас они модернизированы и хорошо интегрированы в более широкую структуру малайзийского общества, занимая различные должности в качестве государственных служащих и сотрудников частного сектора, а также становясь владельцами бизнеса. Многие получили высшее образование как внутри страны, так и за рубежом (в Америке, Англии, Австралии и Новой Зеландии).
В своей старой традиционной обстановке они используют различные методы рыбной ловли, в том числе используют сок под названием «туба», полученный из корней растения «суринит», для мгновенного оглушения рыбы в реках.
Прибытие христианских миссионеров в 1880-х годах дало даякам и дусунам Борнео способность читать, писать и разговаривать на английском языке. Это открыло их разум и побудило их принять участие в развитии сообщества. Племенами, которые первыми подверглись этой модернизации, были Тангаа или Тангара, которые жили на прибрежных равнинах Папара и Пенампанга и были ответственны за распространение националистических настроений среди других племен.
Первая попытка перевести Библию была предпринята на языке Тангаа Дусун, также называемом диалектом «з». За этим последовал словарь Тангаа Дусун. Первым зарегистрированным Обществом дружбы с коренными народами было Общество Кадазан, а политической партией, зарегистрированной на Северном Борнео, была Объединенная национальная организация Кадазан под руководством Дональда Стивенса , который стал первым гугуанским сиу Дусун, также известного как Нация Кадазан, из 12 основных и 33 подплемени. Когда 31 августа 1963 года Сабах стал независимым, Стивенс стал премьер-министром/главным министром, и эту должность он продолжал занимать после того, как Сабах присоединился к Малайзии 16 сентября 1963 года.
Культура и общество
[ редактировать ]Праздник урожая
[ редактировать ]Праздник урожая или Песта Кааматан — это ежегодный праздник жителей Кадазандусуна в Сабахе. Это месячный праздник с 1 по 31 мая. В современных празднованиях фестиваля Кааматан 30 и 31 мая являются кульминацией празднования государственного уровня, которое происходит на месте проведения ежегодного фестиваля Кааматан. Сегодняшний праздник Кааматана является синонимом конкурса красоты, известного как Ундук Нгадау, конкурса певцов, известного как Сугандой, Таму, киосков с нехаляльной едой и напитками, а также ремесленного искусства и культурных представлений в традиционных домах. [ 5 ]
В старые времена Кааматан праздновался в знак благодарности древним богам и духам риса за обильный урожай, гарантирующий непрерывный урожай риса в следующем сезоне рисовых плантаций. В настоящее время большинство населения Кадазан-Дусуна приняло христианство и ислам. Хотя Кааматан по-прежнему отмечается как ежегодная традиция, он больше не празднуется с целью удовлетворения требований духовных традиций и обычаев предков, а, скорее, в знак уважения к обычаям и традициям предков. Сегодня Кааматан более символичен как время воссоединения с семьей и близкими. Внутри страны современный Кааматан празднуется в соответствии с индивидуальными личными стремлениями, с возможностью подавать или нет традиционные блюда и напитки Кадазандусун, которые в основном не халяльны. [ 6 ]
Традиционные блюда и напитки
[ редактировать ]Некоторые из наиболее известных традиционных блюд народа Кадазандусун - это хинава, нунсом, пинаасакан, босо, тухау, суп из свинины киноринг (мясо дикого кабана, которого местные жители обычно называют синалау бакас) и куриный суп с рисовым вином. Некоторые из известных традиционных напитков Кадазандусуна — тапай, тампунг или сегантан, лихинг, монтоку и бахар. [ 7 ]
Традиционные костюмы
[ редактировать ]Традиционный костюм Кадазандусун обычно называют «костюмом Кубасанан», он сделан из черной бархатной ткани с различными украшениями с использованием бисера, цветов, цветных пуговиц, золотых шнурков, льна и уникальных рисунков вышивки. [ 8 ] Традиционный костюм, который обычно коммерциализируется как культурный символ народа Кадазандусун, — это костюм Кубасанан из района Пенампанг. Костюм коубасанан из района Пенампанг состоит из «Синуангга», который носят женщины, и «Гаунг» для мужчин. «Синуангга» поставляется с поясом, который называется «Химпогот» (сделанный из соединенных между собой серебряных монет, также известный как денежный пояс), «Тангконг» (сделанный из медных петель или колец, скрепленных веревками или нитками), «Гаунг» (украшенный с золотым кружевом и серебряными пуговицами) и шапка «Сига» (из тканого дастара). Украшения и дизайн костюма коубасанан обычно различаются в зависимости от региона. [ 8 ] Например, дизайн платья коубасанан для женщин Кадазандусун из Пенампанга обычно представляет собой комплект блузки без рукавов в сочетании с длинными юбками и без шляп, а дизайн платья коубасанан для женщин Кадазандусун из Папара представляет собой комплект блузки с длинными рукавами в сочетании с юбкой до колен. длинные юбки и носили со шляпой сунг. В Сабахе существует более 40 различных моделей костюма Кубасанан, принадлежащих разным племенам общины Кадазандусун. [ 7 ]

Традиционный танец
[ редактировать ]Танец Сумазау — традиционный танец Кадазандусуна. Обычно танец сумазау исполняется парой танцоров (мужчина и женщина) в традиционных костюмах. Танец Сумазау обычно сопровождается ударами и ритмами семи-восьми гонгов. Начальным движением танца сумазау является параллельное покачивание рук вперед и назад по бокам тела, в то время как ступни пружинят и перемещают тело слева направо. Как только вступительные танцевальные движения объединяются с ударами и ритмами гонга, танцор произносит «хиииии!», показывая, что пришло время изменить танцевальные движения. Услышав это пение, танцоры поднимают руки по бокам тела на уровне груди и двигают запястьями и руками вверх и вниз, напоминая движение летящей птицы. Существует множество хореографии танца сумазау, но фирменным танцевальным движением сумазау всегда будут движения рук в полете, параллельные руки, раскачивающиеся вперед и назад по бокам тела, и пружинящие ступни. [ 7 ] [ 9 ]
Традиционная музыка
[ редактировать ]Традиционная музыка Кадазандусун обычно исполняется в форме оркестра, состоящего из музыкантов, использующих традиционные музыкальные инструменты, такие как бамбуковая флейта, сомпотон, тогунгак, гонг и кулинтанган. Музыкальные инструменты в Сабахе подразделяются на хордофоны (тонгкунгон, гамбус, сундатан или гагаян), аэрофоны (сулинг, турали или лахи, бунгкау, сомпотон), идиофоны (тогунгак, гонг, кулинтанган) и мембранофоны (компанг, генданг или тонтог). Наиболее распространенными музыкальными инструментами в церемониях Кадазандусун являются гонг и кулинтанган. Звук гонга обычно варьируется в зависимости от региона и района, а звук гонга, который часто играют на официальном празднике Кааматан в KDCA, - это звук гонга из района Пенампанг. [ 7 ] [ 9 ]
Традиционные ремесла
[ редактировать ]Жители Кадазандусуна используют природные материалы в качестве ресурсов при производстве изделий кустарного промысла, в том числе бамбук, ротанг, лиас, калебас и древесину. Некоторые из многих ремесел, которые идентифицируются с народом Кадазандусун, - это вакид, бараит, сомпотон, пинакол, сиунг-хат, паранг и гаянг.
До того, как упомянутые ремесла стали продвигаться и коммерциализироваться для представления культур Кадазандусун, они когда-то были инструментами, которые использовались в повседневной жизни. Фактически, некоторые из этих изделий кустарного промысла до сих пор используются по своему первоначальному назначению. Вакид и бараит используются для перевозки собранного урожая с ферм. Сомпотон — музыкальный инструмент. Пинакол – аксессуар, используемый в обрядах и ритуалах. Паранг/мачете и гаянг/мечи использовались в качестве инструментов для сельского хозяйства и охоты, а также в качестве оружия в ряде гражданских войн прошлого, что косвенно сделало Кадазандусун известными в прошлом как охотники за головами. [ 7 ]
Религия
[ редактировать ]Мифология гласит, что Дусун произошел из места под названием Нунук Раганг (название которого означает «красный фикус / баньяновое дерево»). [ 10 ] [ 11 ] Традиционно считалось, что он расположен в месте слияния рек Ливагу и Гелибанг, к востоку от города Ранау . [ 12 ] Квазиправительственная культурная ассоциация Кадазандусун заявила, что это место находилось в деревне под названием Тампиас в Ранау , переименованной в «Нунук Раганг». [ 11 ]
Субэтнические группы
[ редактировать ]Лотуд Гамлет
[ редактировать ]Дусун Лотуд занимает Туаранский район (включая Тампарули подрайон , а также деревни Киулу и Тенгилан ), а также пригород Телипок в городе Кота-Кинабалу.
Со времен до распространения основных мировых религий в Юго-Восточной Азии и до наших дней этнические лотуды были анимистами .
Брунейцы используют слово «Дусун» для обозначения фермеров, у которых есть участок земли, засаженный фруктами или ухаживающий за фруктовыми садами. Этот термин был принят британцами в период правления North Borneo Chartered Company с 1881 по 1941 год.
По мнению исследователей, этническая группа лотуд была синонимом слова «Суанг Лотуд» и ее можно встретить в 35 деревнях Туаранского района. Этнический Дусун Лотуд по имени Лотуд был основан на анекдотах, не написанных их предками. Известно, что женщины Лотуда носили юбки только ниже колен. Слово «отуд» на диалекте Дусун Лотуд означает «Лутут» или колено.
Муж из этнического дусун-лотуд может практиковать многоженство и может развестись.
«Адат», или обычай «Дусун Лотуд», брачный процесс разделен на 35 сегментов, таких как Сурухан (мерисик или двусторонняя встреча), монунуи (обрученный или помолвленный), попиодоп («бермалам» или остаться на ночь или «спать вместе»). ), Матод (кахвин или свадьба) и мирапу («обычай» или обычай).

До 1950-х годов партнеров для детей Дусун Лотуд выбирали их родители. [ нужна ссылка ] Семья мужчины назначит пожилого человека, известного как «сурухан», имеющего право на «адат ресам», и он посетит дом женщины с целью «мерисик» или переговоров.
«Сурухан» направлен на то, чтобы донести послание о привлечении дочери из семьи женщины. Семья девушки просит подождать несколько дней, прежде чем «Рисикан» или переговоры могут быть приняты. Необходимо четко раскрыть многие вещи, такие как генеалогическое древо, характер, способности мужской стороны, а также оценить значение сна, который произошел в семье женщины. Если женской стороне приснился плохой сон, «согит мимпи» означает «пердамайан» или мир. Согласно «адату», если у мужчин нет «сурухана» или назначенного лица, семья девушки может оштрафовать их на «адат малу».
Сторона Адат Монунуи («бертунанг» или помолвка) Предложение руки и сердца или «рисикан» принимается девушкой, обе стороны обсуждают вопрос о назначении даты «Адат Монунуи». Они найдут подходящую дату и месяц в календаре Дусун Лотуд, например, ночь 14-го числа месячного цикла, называемого «таванг копия», или ночь 15-го числа, называемую толокуд, для совершения «монунуи».
В качестве символа помолвки мужская сторона дарит кольцо только женщине. «Адат Монунуи» можно совершать только утром до 13:00. После завершения церемонии члены семьи мужчины должны покинуть дом женщины до 16:00.
В «адате монууи» глава села и назначенный им человек выступают на передовой линии церемонии. Обе стороны семей будет представлять глава села. Девушка, предложенная стать невестой, в это время должна находиться в спальне или другом месте, чтобы ее не увидела семья мужчины. Мужчину не пустят в гостиную девушки до окончания «монунуи». [ 13 ]
Наиболее важными элементами «адат менуи» (помолвка) являются «бериан/приданое» (тинунуи), «кухонные расходы» («сожженные деньги» или расходы на кухню), «доставка жениха» или приданое, «согит» или семейные обычаи ( если таковые имеются или существуют семейные традиции), продолжительность помолвки.

Перечень ценностей, эквивалентных предметам приданого, доставленных девушке: «каро аман тунггал», «каро ловид», «калро инонтилунг», «каро дсапау», «кемаги ловид», «кемаги 3 рондог», «бадил» или пушка. , «таджау» или ваза, «каньянг тинукул», «татарапан», два куска «рантаках», два кусочки «золотой сигареты», «симбонг берсипут», «пертина», «томпок», гонг (вызов-вызов), «туту панасатан» («каньянг»), «кампил», «кулитанган», два кусочка «симбонг» 'улитка'.
Во время традиционного предвыступления, адат бериан, или обычая приданого, и беланджа дапур, или расходов на кухню, главы деревень со стороны мужчины и девушки начинают предварительную дискуссию. Они приготовили несколько кусочков «кирай» или побегов мангровых пальм, скрученных, высушенных и перевернутых для изготовления сигарет, или спичечных палочек в качестве символа банкнот, эквивалентных 1000 ринггитов каждая. Сторона девушки выскажет некоторые запросы со стороны мужчины. «Бериан» или «Тинунуи» или приданое является обязательным как символ ценности личности девушки и по традиции стоит 1000 ринггитов. Срок проведения церемонии бракосочетания составляет один год. Семья мужчины потребует отсрочки бракосочетания, если у мужчины возникнут финансовые проблемы. [ 13 ]
«Беланья дапур», или расходы на кухню, оцениваются выше 5000 ринггитов и буйволица умеренной жирности. «Адат Бериан Танах», или таможенное приданое в виде предоставления земли, является обязательным для этнического Дусун Лотуд, называемого «Пинолусадан До Алувид», с утвержденным налогом на землю в размере 0,25 цента. Целью приданого в виде земельного права является строительство дома, когда у супружеской пары есть дети. Согласно традиции, если у жениха нет такого имущества, как земля, «берианские четыре бинукул» (ценные архаические предметы) будут упоминаться со стоимостью 1 000,00 ринггитов как «адат бериан» и будут соответствовать условиям. [ 13 ] [ 3 ]
Ранау Дусунс
[ редактировать ]Ранау-дусунов можно считать более близкими представителями исходной группы дусунов, чем другие субэтнические дусуны. Это связано с местностью, в которой они проживают. Этот район обычно считается местом рождения населения Дусун, Нунук Раганг. Большинство Дусун Ранау принимают ислам (особенно в Кундасанге из-за массовой исламизации населения из-за анимизма во время колониального правления, а также правил USNO ), а также христианство (в котором самой крупной конфессией среди них будет Сиданг Инджил Борнео с меньшинствами). принадлежность к другим конфессиям, таким как католицизм , англиканство , адвентизм седьмого дня , лютеранство и так далее). [ 14 ] [ 15 ]
Тамбунан Гамлет
[ редактировать ]этнически и лингвистически связанная с другими племенами Дусун в долинах Бунду-Ливан хребта Крокер Эта субэтническая группа, , является религиозно христианами (большинство из них являются католиками с конца 19 - начала 20 веков) из-за массовой христианизации . миссионерами Милл-Хилл в сегодняшней епархии Кенингау, особенно в их родном районе Тамбунан, после обращения их собратьев из Кадазана в Пенампанге . как Папар , расположенные на западном побережье Сабаха, и в архиепархии Кота-Кинабалу, в указанную религию, при этом меньшинства христианского населения этого племени являются протестантами, принадлежащими к таким церквям, как Сиданг Инджил Борнео , адвентисты седьмого дня и многим другим конфессиям, в то время как большое количество нехристианских меньшинств, среди которых мусульмане, особенно жители приграничных деревень, окружающих соседний район Ранау, из-за смешанные браки и факторы ассимиляции.
Татана Гамлет
[ редактировать ]Дусун Татана отличаются от всех других людей Дусун, их культура похожа на китайскую культуру, но смешана с некоторыми традиционными обычаями Дусун, и они являются единственной субэтнической группой Дусун, которая празднует Лунный Новый год как свой основной праздник. [ 16 ] [ 3 ] Кааматан ими празднуется меньше, но он также широко отмечается с наступлением мая месяца, поскольку это государственный праздник и фестиваль, отмечаемый ежегодно различными племенами группы народов Кадазандусун и Мурут.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Язык: Кадазандусун, Малайзия . Канал Дискавери. 2004 . Проверено 16 марта 2022 г. - через ЮНЕСКО .
- ^ Jump up to: а б с Люринг, HL E (1897). «Словарь душунского языка киманиса» . Журнал Проливного отделения Королевского азиатского общества (30): 1–29. JSTOR 41561584 – через Archive.org.
- ^ Jump up to: а б с «Происхождение племени Дусун в Сабахе» . ТВОКМ . 6 сентября 2011 года. Архивировано из оригинала 28 января 2017 года . Проверено 24 декабря 2018 г.
- ^ Да, Чи Вэй; Хок, Мохд Захирул; Пью-Китинган, Жаклин; и др. (2018). «Генетическая связь коренных этнических групп Северного Борнео с соседним населением Юго-Восточной Азии, как следует из полногеномных данных SNP». Анналы генетики человека . 82 (4): 216–226. дои : 10.1111/ahg.12246 . ПМИД 29521412 . S2CID 3780230 .
- ^ Эстель (29 мая 2017 г.). «Кааматан: Сказка о жатве» . Удивительный Борнео . Проверено 27 декабря 2019 г.
- ^ Петронас (29 мая 2017 г.). «11 вещей о Кааматане и Гавае, которые следует знать перед поездкой в Сабах или Саравак» . Говорит . Проверено 27 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Уэйи, Кристал (1 мая 2017 г.). «Кадазандусун Еда и искусство» . Padlet.com . Проверено 27 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Традиционный костюм Пенампанг Кадазан» . Культурная ассоциация Кадазандусун Сабах (KDCA) . Проверено 16 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Кадазанская традиционная музыка и танцы» . KadazanHomeland.com . Архивировано из оригинала 30 декабря 2019 года . Проверено 27 декабря 2019 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Эванс (2012) , с. 187.
- ^ Jump up to: а б Тивари, Шив Шанкер; Кумар, Раджив, ред. (2009). «Нунук Раганг» . Энциклопедия Юго-Восточной Азии и ее племен . Том. 1. Публикации Анмола. п. 224. ИСБН 9788126138371 .
- ^ Рид (1997) , с. 122.
- ^ Jump up to: а б с Мерфи (29 марта 2011 г.). «Культурная деревня Линангкит, загадочное прошлое многих людей» . MySabah.com . Архивировано из оригинала 20 апреля 2014 года . Проверено 29 марта 2011 г.
- ^ Джейсон Джордж (1 июня 2017 г.). «Ранау-Дусуны бережно хранят свои традиции» . Нью-Сабах Таймс . Проверено 1 июня 2017 г.
- ^ «Жители Дусун-Ранау живут дружно, несмотря на разные религии» . Почта Борнео . 8 сентября 2016 г. Проверено 18 августа 2023 г.
- ^ Трейси Патрик (18 февраля 2018 г.). «Племя Дусун изо всех сил пытается сохранить традицию китайского Нового года» . Свободная Малайзия сегодня . Проверено 18 февраля 2018 г.
Библиография
[ редактировать ]- Эванс, IHN (2012) [1953]. "Введение" . Религия темпасук-дусунов Северного Борнео . Издательство Кембриджского университета. п. XXII. ISBN 9781107646032 .
- Рид, Энтони (1997). «Дата и происхождение шкатулки Франкса». Журнал исследований Юго-Восточной Азии . 28 (1): 120–136. дои : 10.1017/S0022463400015204 . JSTOR 20071905 . S2CID 161168050 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Глин-Джонс, Моника (1953) Деревня на равнинах Пенампанг , 2 тома. Лондон.
- Гаджен, LWW (1913) Британский Северный Борнео , стр. 22–39. Лондон: Адам и Чарльз Блэк.
- Хьюитт, Годфри (1923) «Дусуны Северного Борнео» Труды Лондонского королевского общества. Серия B, содержащие статьи биологического характера , том 95, выпуск 666, стр. 157–163. Дата публикации: 8/1923.
- Оой (2004) «Юго-Восточная Азия: Историческая энциклопедия от Ангкор-Вата до Востока, Том 1»
- Уильямс, Томас Рис (1966) Дусун: Общество Северного Борнео, штат Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с людьми Дусун, на Викискладе?