Китайский родной
Регионы со значительным населением | |
---|---|
![]() Сабах (по всему штату, в частности, в западных прибрежных регионах и районах с значительным китайцев , кадазан-дусун и Мурута ) населением Лояльный | |
Языки | |
| |
Религия | |
Связанные этнические группы | |
Синокорендший китайской , часто называемый просто Sino , представляет население с разнообразным опытом, возникающим в результате браков между общиной и коренными народами в Сабахе . Они отличаются своим смешанным генеалогическим наследием, что приводит к слиянию восточных и местных культур. Это сочетание традиций привело к возникновению различных подгрупп в рамках Сино-общины, таких как китайско-кадазан , китай-дусун , китайско-мурут и, в какой-то степени, Сино-Рунгус . Каждый отражает уникальное сочетание китайских и коренных влияний. [ 1 ]
Анагус с другими перанаканами морской Юго-Восточной Азии , китайские коренные жители воплощают уникальную культурную смесь , возникающую в результате смешанных браков между китайцами и коренными народами Сабаха. Этот культурный синтез очевиден в различных аспектах их жизни, включая язык, кухню, таможню и религиозные практики. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Культурная номенклатура
[ редактировать ]Термин «Сино» часто оказывается в мандарине в Малайзии как «Бан Тайн Фан» (半唐番, что переводится как «наполовину китайский и наполовину родной»). [ 1 ] Аналогичным образом, такие термины, как Перанакан , Перанакан Сина и Перанакан Тионхуа , в основном используемые более старыми поколениями Сино, также подчеркивают эту уникальную идентичность. [ 4 ] Эти обозначения подчеркивают уникальную идентичность китайско-коренных жителей, демонстрируя их отличительность от множества культурных углах.
В то время как «Сино» обычно относится к обозначению людей со смешанным китайским и кадазан-дусунским наследием или Мупутом, он иногда распространяется на другие двухрасовые народ Сабахан, имеющие китайское происхождение, такие как Сино- Баджау , Сино- бруней и Сино- Бисая . [ 5 ] [ 6 ] Тем не менее, такие расширения встречаются редко и встречаются нечасто в разнообразном этническом ландшафте Сабаха, подчеркивая сложности идентичности в регионе.
История
[ редактировать ]Исторический смешанный брак
[ редактировать ]Историческая практика смешанных браков между кадазанами и китайцами может быть прослежена до середины 18-го века, в частности между 1760-м и 1790-м годами. В течение этого периода султанат Брунея сыграл ключевую роль в содействии миграции тысяч китайских фермеров в Сабах с целью поддержки выращивания перца на мировом рынке. Эти китайские фермеры, поддерживаемые брунеанскими помещиками, начали создавать плантации перца вдоль западного побережья Сабаха, отмечая значительный экономический и культурный обмен между китайскими и местными общинами. [ 1 ]
Британский исследователь Далримпл предоставил раннюю документацию об этом явлении, отметив в своих записях, что около 50 китайских людей из Брунея и местной общины Дусун сожили в устье реки Туаран на западных берегах Сабаха. Это сосуществование и сотрудничество в сельскохозяйственных усилиях заложили основу для последующих взаимодействий и смешанных браков между китайскими иммигрантами и коренными кадазанскими общинами, формируя демографический и культурный ландшафт региона. [ 1 ]
В 1776 году исследователь Томас Форрест далее документировал присутствие китайских плантаций перца, на этот раз в устье реки Путатан . Его отчеты проливают свет на расширяющуюся роль китайских поселенцев в сельскохозяйственной деятельности этого района, подчеркивая их значительный вклад в экономическое развитие Сабаха в эту эпоху. Эти исторические повествования подчеркивают устойчивое наследие межкультурных обменов и интермедиаций, которые глубоко повлияли на социальную ткань и наследие разнообразного населения Сабаха. [ 1 ]
Появление китайских коренных жителей
[ редактировать ]В более широком контексте переплетение китайских и коренных общин в Северном Борнео (Сабах) породило разнообразные китайско-коренные группы. Это развитие иллюстрирует динамические культурные обмены, которые сформировали идентичность региона.
Самое раннее задокументированное упоминание о китайских коренных жителях восходит к счету Свенсера Св. Иоанна в 1862 году. Святой Иоанн, который в то время служил британским консулом в Бруней , заключил хронику миграции китайских торговцев из Лабуана в Бунду и полуостров Клиас Полем Эти мигранты вступали в брак с местными семьями, что приводило к появлению татанов или китайско-дусунов, сообщества, которое сохраняло значительные китайские культурные влияния. Святой Иоанн отметил, что многие из потомков требовали китайского происхождения и были опытны в диалекте Хоккиена , демонстрируя культурное слияние в результате этих союзов. [ 7 ]
В своем обширном исследовании «язычники Северного Борнео» Оуэн Раттер предоставил подробный анализ того, как китайская культура глубоко повлияла на Bundu Dusuns. Он тщательно исследовал уникальные китайские культурные элементы, встроенные в эту конкретную группу, подчеркивая их отличительные характеристики по сравнению с другими сообществами Дусуна по всему Северному Борнео. Исследование Раттера подчеркнуло существенное влияние исторических смешан и продолжающихся культурных обменов на Дусуны Бунду, проливая свет на сложную динамику культурной ассимиляции и гибридизации в регионе. [ 7 ]
В более современном контексте Моника Глинн-Джонс, уважаемый антрополог , обученный в Кембриджском университете , провела углубленное исследование общины Дусун Пенампанг с 1949 по 1951 год. В своем исследовании она посвятила главу специально -Навины, углубляясь в динамику их отношений с китайцами и исследуя концепцию взаимного принятия в этих сообществах смешанного наследия. [ 7 ]
Дальнейшее понимание этих сообществ смешанного наследия предоставило отец Аг Ламп, который подчеркнул присутствие китайско-кадазан в таких областях, как Клиас и Куала-Пеню . Его наблюдения подчеркнули сложное взаимодействие культурного наследия и формирования идентичности в результате исторических смешан. Сохранение китайских культурных обычаев среди китайско-кадазцев отражает текущие культурные сложности в этих общинах, предлагая ценную информацию о разнообразном культурном гобелене Северного Борнео. [ 7 ]
От смешанных в брак в двухрасовую идентичность
[ редактировать ]
Смешание брака между кадазанами и китайцами в середине 18-го века имело далеко идущие последствия, что в конечном итоге привело к формированию общественности Сино как общины с собственной культурной идентичностью. Появление этого сообщества было достаточно значительным, чтобы получить официальное признание со стороны британского правительства в 1951 году, что охватило китайско-коренную субэтническую группу, которая к тому времени выросла до значительного населения в 6468 человек. [ 1 ] [ 7 ]
Население Сино в Северном Борнео, известное сегодня как Сабах, выделялось из-за его размера, превосходя некоторые устоявшиеся этнические группы в регионе, такие как Иранон и Тидонг в течение этого периода. Эта известность вызвала значительные события в 1952 году, когда британское правительство предприняло этап разрешения общественности Сино искать статус коренных народов через местные суды. [ 1 ]
Траектория признания и признания продолжалась даже после формирования Малайзии в 1963 году. Следовательно, правительство Малайзии классифицировало малайцев , уроженцев Саравака и Сабаха , как Бумипутера , термин, обозначающий коренных народов. [ 1 ]
Проблемы и защита
[ редактировать ]Несмотря на эти признания, статус китайско-коренных жителей как отдельной группы столкнулся с постоянными проблемами. Правовые и административные меры были созданы в британскую колониальную эпоху и после формирования Малайзии, чтобы признать и защитить права и культурного наследия в Систо -сообществе среди разнообразного населения Сабаха. [ 7 ] [ 8 ]
Одним из значительных аспектов этого признания стало выпуск нативных сертификатов, которые предоставляют лицам статус родов в Сабах. Эти сертификаты имеют решающее значение для доступа к определенным правам и привилегиям, предоставленным общинам коренных народов. Тем не менее, были случаи противоречия и неправильного использования, связанные с выдачей местных сертификатов, особенно в отношении некоренных, приобретающих эти сертификаты ненадлежащими средствами. [ 8 ]
Такие проблемы вызвали обеспокоенность по поводу легитимности и целостности нативной системы сертификатов. Проблема некоренных, полученных нативными сертификатами, привела к дебатам и дискуссиям в рамках юридических и административных рамок Сабаха. Были предприняты усилия по решению этих проблем и обеспечении того, чтобы нативная система сертификатов оставалась справедливой и только для подлинных общин коренных народов, включая китайско-коренных жителей, которые имеют законное требование о своем культурном наследии и идентичности. [ 8 ]
Личность
[ редактировать ]
Самоидентификация
[ редактировать ]В китайско-коренных общинах самоидентификация значительно варьируется среди людей, отражая сложное взаимодействие культурного наследия и личной идентичности. Некоторые люди сильно идентифицируются со своими коренными корнями, в то время как другие склоняются к своему китайскому наследию. На этот вариант самоидентификации влияет такие факторы, как семейные традиции, социальная среда и личный опыт . [ 7 ]
Степень этой идентификации может варьироваться, а некоторые люди чувствуют себя одинаково связаны как с их родными, так и с китайскими корнями. Эта двойная идентификация позволяет им интегрировать культурные практики, языки и традиции обоих наследий в свою повседневную жизнь.
Родная идентичность
[ редактировать ]Многие люди в китайско-коренных общинах выявляют преимущественно со своим родным наследием. Это часто связано с доминирующим культурным влиянием одного из их родителей и местной среды, в которой они выросли. Эти люди принимают коренные обычаи, язык и традиции, и они могут активно участвовать в общинных ритуалах и фестивалях. Для них их родная идентичность является источником гордости и значительной частью их повседневной жизни.
Несколько примечательных фигур в Кадазанском обществе, в том числе покойный Датук Рейнер Фонг Пенг Лои (1908–1991), покойный Датук Ричард Эммануэль Япп, покойный Датук Фредерик Джину Тан (1938–2002 гг. Амадей Леонг из Папара, первоначально носил полные китайские имена, но погрузился в культуру Кадазан-Дюсун. Они были признаны за их мастерство на родном языке Кадазан/Дусун, особенно на диалекте кадазан, широко говорят в их родных городах Пенампанг и Папара, наряду с их значительным вкладом в общество. [ 7 ]
Китайская идентичность
[ редактировать ]И наоборот, многие люди в китайско-родных общинах также чувствуют более сильную связь со своим китайским происхождением. На эту идентификацию могут влиять семейные связи, особенно когда китайское наследие подчеркивается в домашнем хозяйстве. Эти люди могут праздновать китайские фестивали , говорить на китайских диалектах и участвовать в культурных практиках, передаваемых их китайскими предками.
С другой стороны, способность сообщества Сино сохранять китайские культурные традиции, несмотря на относительно низкое до среднего населения китайских людей в таких областях, как Ранау, Тамбунан, Кенинго, Теном, Кота Маруду и Кота Белуд, заслуживает внимания. Усилия сообщества Sino по поддержанию культурных практик, языков и обычаев гарантируют, что китайское наследие процветает и остается видимой связью со своим происхождением, даже в преимущественно коренном населении. [ 4 ]
Выдающимся примером является поздний Датук Лью Вуи Кейонг (1960–2020), уроженец Кота Белуд с полнокровенным китайским отцом и смешанной матерью. Лью был многоязычным, если говорить о своем родном диалекте Хакки, он также свободно владел кантонским, который он узнал, когда он служил членом парламента в Сандакане ; Дусун и Бахау , отражая его воспитание в многорасовом и многоязычном фонах. Кроме того, он свободно говорил в стандартном мандарине, посещая начальную школу в китайской среде, а также на английском и национальном малазийском языке .
Общая ассимиляция
[ редактировать ]Развивающиеся культурные идентичности потомков из китайско-коренных браков изображают динамичное путешествие по ассимиляции. Первоначально внуки таких союзов, как правило, распознают свое китайское наследие, но со временем эта связь может исчезнуть. Эта трансформация может привести к тому, что люди идентифицируют в основном как кадазан-дусуны или мутуты, несмотря на то, что в их семейной истории есть несколько китайских предков. [ 7 ]
С другой стороны, система образования сыграла ключевую роль в формировании культурной идентичности среди людей китайского происхождения, даже для людей с далеким или минимальным китайским происхождением. Некоторые предпочитают принять свое китайское наследие в разной степени, посещая китайские народные школы и участвуя в китайской культуре. Это явление происходит, несмотря на их преимущественно местное происхождение, подчеркивая значительное влияние образования на развитие культурной непрерывности и адаптации в различных сообществах.
Точно так же этнические китайские люди с наследственными связями с коренным наследием также можно найти в современном Сабахе. Это многогранное исследование иллюстрирует сложное взаимодействие и эволюцию культурного слияния среди потомков китайско-коренных союзов в разнообразной социальной ткани региона.
Система именования
[ редактировать ]Система именования людей Сино в Малайзии является свидетельством сложного взаимодействия между наследием, идентичностью и социально-политической динамикой. Это отражает их уникальную позицию как смешанную этническую принадлежность со статусом Bumiputera и их адаптивными стратегиями в поддержании их культурной идентичности при доступе к необходимым ресурсам. [ 1 ]
Традиционная конвенция о наименовании Систона дает приоритет китайской фамилии, ключевой аспект их идентичности, особенно учитывая, что большинство из этих профсоюзов исторически связаны с китайскими мужчинами и женщинами из числа коренных народов. Эта система включает в себя как китайские, так и нативные элементы, отражая их двойное наследие. Тем не менее, необходимость в соответствии с правами Bumiputera заставила многих людей Sino изменить их практику именования. [ 1 ]
днем Отбросьте явление
[ редактировать ]В ответ на ограничения, наложенные на их права властями, многие Сино отбрасывали свои китайские фамилии, чтобы сохранить свой статус Bumiputera . Эта практика индигенизации локально известна как «Буанг Сианг» , которая включает в себя изменение их юридической этнической принадлежности для коренных. Это изменение отражает текучесть культурной идентичности и прагматический подход людей Сино в направлении их социально-политической среды. [ 1 ] [ 9 ]
Решение сохранить или отказаться от китайских фамилий зависит от нескольких факторов. Историческое значение китайских фамилий, которые могут отслеживать семейные связи с имперским Китаем, часто контрастируют с их относительным отрядом из местных сетей в Сабахе. Система именования Sino предоставляет способ получить доступ к местным ресурсам, особенно на земельные ресурсы, которые имеют решающее значение для их социально-экономического благополучия. [ 1 ]
Эти изменения в системе именования были обусловлены различными социально-политическими факторами и необходимостью того, что член-представителям согласовывает свою этническую идентичность в более широком малазийском контексте. Эволюция их соглашений на именование отражает их адаптивные стратегии в поддержании их уникальной культурной идентичности, направляясь по сложностям их социально-политической среды. Смешанное происхождение китайско-коренного населения не только повлияло на их систему именования, но и пронизывало другие аспекты их жизни, что привело к сообществу, которое воплощает культурный синтез. [ 1 ]
Культура
[ редактировать ]Уникальная культурная смесь китайско-коренного населения является продуктом многовековых смешаний между китайскими иммигрантами и коренными народами Сабаха. Это смешение традиций, языков, обычаев и практик вызвало богатый гобелен идентичности в сообществе Сино. Они воплощают синтез китайского наследия с коренными элементами Сабахана, демонстрируя яркий слияние, которое является культурно значимым и исторически глубоким. [ 3 ]
Подобно перанаканам, которые вышли из смешанных браков между китайскими и местными общинами в Юго-Восточной Азии, китайские коренные жители развили свои различные культурные выражения, кухню, искусство и традиции. Эта смесь отражает гармоничное сосуществование и интеграцию разнообразных влияний, способствуя многокультурной ткани общества Сабаха. [ 3 ]
Крупные фестивали и праздники
[ редактировать ]Китайский Новый год , значительный праздник для китайско-коренных жителей, отражает их китайское наследие посредством различных обычаев и ритуалов. На мероприятии представлены танцы львов , красные украшения, символизирующие удачу, процветание и воссоединения семьи , все из которых подчеркивают культурную важность праздника. Обмен красными конвертами , содержащими токены удачи, подчеркивает общий дух и благословения, связанные с китайским Новым годом. [ 2 ] Кроме того, традиционные местные блюда, такие как Bambangan , Tuhau, Losun и Linopot, добавляют уникальный и культурно богатый элемент к празднованию среди сообщества Sino. Эти блюда, глубоко укоренившиеся в местном кулинарном наследии, не только обеспечивают характерный вкус празднованию, но и служат напоминанием о разнообразном культурном фоне сообщества. [ 10 ]
Тем временем фестиваль урожая , глубоко укоренившийся в коренных традициях Сабаха, отдает дань уважения аграрному наследию региона и духовной связи с землей. Этот фестиваль, также известный как Кааматан среди общин Кадазан-Дюсун-Мурут, является временем благодарения за обильные урожаи и благословения, дарованные общине. Ритуалы, такие как церемония Магавау, демонстрируя традиционные танцы, такие как Сумазау , и общая пирожка о местных деликатесах, таких как Хинава (маринованная сырая рыба) и Тухау, олицетворяют культурное богатство и единство, присущие празднованию фестиваля урожая. [ 2 ]
Празднование Рождества среди христианского большинства китайско-коренных мест добавляет цвета к своему культурному наследию. Он объединяет западные религиозные традиции с китайскими и коренными обычаями, образуя уникальную идентичность. В течение этого праздничного сезона семьи украшают свои дома, обмениваются подарками и участвуют в церковных службах, отражая многие практики христианских общин по всему миру. [ 2 ]
Кроме того, культурный ландшафт Сабаха включает в себя меньшую китайско-коренную мусульманскую общину, которая празднует Хари Райю , способствуя культурному разнообразию региона. Их участие в праздниках Хари Рая отражает инклюзивную среду региона, демонстрируя взаимное уважение и сосуществование среди различных этнических и религиозных групп.
Исконные обычаи и практики коренных народов
[ редактировать ]Некоторые семьи в китайско-коренной общине участвуют в могиле, также называемых Цинмингом , которое обычно происходит к концу марта или начала апреля. Этот ритуал включает в себя очистку могил своих предков и предложение, такие как приготовленные блюда, фрукты, традиционные сладости, одежда, обувь и символические бумажные деньги, чтобы почтить их настроение. Это время, когда члены семьи и родственники собираются вместе, чтобы уважать своих предков. [ 3 ] [ 4 ]
Некоторые семьи Sino также придерживаются таможни коренных народов, таких как Sogit , система штрафов для культурных нарушений. Эти штрафы, символизируемые животными, различаются в зависимости от серьезности преступления и стремятся поддерживать коммунальную гармонию. Что касается таможни смерти, использование одежды "Tuah" означает уважение: цвет одежды и тип отражает отношения и возраст умершего. Эта одежда носится в течение одного или двух месяцев в качестве жеста почтения, во время которого избегают посещений других домохозяйств в знак уважения. [ 3 ]
Признание Сообщества Сино в Сабахе
[ редактировать ]Юридическое признание и определение
[ редактировать ]Юридический и коренной статус китайско-коренных жителей в Сабахе определяется в разделе 2 (интерпретация и определение нативного) CAP 64, который был введен в 1952 году колониальной администрацией. Согласно этому акту, китайско-родной описывается как «по крайней мере, чьи родители или предки являются или были уроженцем». Это определение направлено на признание разнообразного наследия людей с китайским и коренным происхождением. [ 2 ] [ 8 ]
В разделе 3 (1) Закона изложен процесс получения сурата Анак -Негери (Сертификат нативного) посредством заявления в родной суд. Эти суды имеют полномочия предоставлять родной статус квалификации китайско-родственных лиц, выдавая им сертификат, который подтверждает их родную личность в Сабахе. Этот статус предоставляет им доступ к защите и привилегиям, предоставленным местным жителям региона. [ 8 ]
Название родного названия и проблемы наследования земли
[ редактировать ]В последнее время проблема гибридных сообществ стала выдающейся, особенно в отношении прав коренных коренных и наследственных земель под названием родных. Эти земли, выпущенные Управлением земли с момента земельного постановления 1903 года, были предназначены для резервирования земли исключительно для использования на коренном состоянии. Иностранцам и некоренным местным населению, включая китайцев, было запрещено покупать такую землю. Тем не менее, закон также заявил, что потомство смешанного брака между родным и не ночером, такими как китайский, будет автоматически признан местным, что приведет к категоризации китайско-коренных. [ 7 ]
Поскольку титул местных земель мог быть совершена только между коренными жителями, они не оценивались по ценам на открытый рынок и поэтому считались намного дешевле. Это создало стимул для отдельных лиц, которые будут классифицироваться как коренные, чтобы претендовать на эти преимущества. К 1980 -м годам многие из них классифицировались в соответствии с этой группой, столкнувшись с проблемами при передаче своих собственных свойств названия в следующее поколение. Особенно пострадавшие были те, кто имел китайский предок и коренной женщины -предок, часто сохраняя китайские фамилии, чей родной статус был поставлен под сомнение и оспаривается государственная администрация. Следовательно, они были признаны неправленными, чтобы унаследовать свойства, зарезервированные под названием «родной». В этих обстоятельствах китайско-коренная идентичность столкнулась с значительными проблемами и стала оспариваемой проблемой. [ 7 ]
Формула трех поколений
[ редактировать ]Тем не менее, были проблемы и дебаты, касающиеся признания и классификации сообщества Sino. Одна из спорных вопросов вращается вокруг формулы трех поколений, которая ограничивает статус Sino KDM (Kadazandusun Murut) до трех поколений. Эта формула подверглась критике за то, что потенциально подрывает права и идентичность лиц Сино -происхождения, особенно с учетом непрерывной линии наследия. [ 9 ]
Усилия по признанию
[ редактировать ]Были предприняты усилия для решения этих проблем и обеспечения надлежащего признания сообщества Sino. проводились дискуссии Например, в Государственном собрании штата Сабах по признанию китайско-коренных жителей в соответствии с их этническим происхождением, позволяя детям смешанных браков между китайцами и коренными людьми зарегистрироваться на конкретных этнических идентичностях, таких как китайско-кадазан, китайско-дусун, Сино-мурут и другие. [ 1 ] [ 6 ] Это включает в себя решение вопросов, связанных с владением землей, регистрацией личности и доступом к образованию. [ 9 ] [ 6 ]
Правительство также продемонстрировало готовность пересмотреть и решать проблемы сообщества Сино. Заявления правительственных чиновников, в том числе главного министра Сабаха , указывают на приверженность переоценке восстановления идентичности SINO в качестве коренных жителей и оптимизации процедур, связанных с этническим признанием в ходе регистрационных процессов. [ 8 ] [ 6 ]
Признание Сообщества Сино в Сабахе - это продолжающийся процесс, который включает в себя юридические, политические и социальные соображения. Предпринимаются усилия, чтобы гарантировать, что люди китайского происхождения были должным образом признаны и классифицированы в юридических и культурных рамках штата, отражая разнообразное и богатое наследие населения Сабахана. [ 8 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Я люблю Sino Kadazan , песню, выпущенную в 2015 году, получила признание за его изображение китайско-кадазанских девушек и культурного богатства Сабаха. Петая в Хакке , текст песни выражает привязанность к китайско-кадазанским девушкам и их привлекательность. По состоянию на 2024 год песня получила более 466 000 просмотров на YouTube . [ 11 ]
- Рост Льва , выпущенный 2 июня 2022 года, исследует уникальный мультикультурный аспект танцевальных трупп львов в Сабахе. Фильм следует за молодым китайско-кадазанским мальчиком по имени Джей Джей, который стремится омолодить некогда известную танцевальную команду Льва в Кота-Кинабалу , смешивая традиционные китайские танцы льва с коренными элементами Сабахана, такими как танец Магунатип и Кулинтанган Гонг. [ 12 ]
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не Бернард Цзя Хан Нг (2021), «Системы именования половины китайцев и наполовину уроженец в Сабах, Малайзия» , Журнал истории и антропологии , полученные 2024-06-03
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Эстер Синирисан Чонг (2018-03-04), «Определение как китайско-родного в Малайзии» , Малайзийская проницательность , полученная 2024-06-03
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и «Сильно-коренная этническая» (PDF) , Сино-Кадазандсун Мурут Сабах Ассоциация и государственный культурный совет Сабах , 2021 год , полученные 2024-06-03
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый , 2018 г.) » Значение партии Цин Мин в культуре общества Сино в Ранау, « Foo ( . Jurry январь Сабах
- ^ Suraya Sintang (2003-12-31), «Исламская и христианская религия в общине Кадазан Дусун в Сабахе» , журнал Усулуддина (в Малайском), 18 : 59–80 , извлечен 2024-06-05
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый «DAP сожалеет бездействие по поводу надлежащей идентификации китайско-коренных жителей» , Borneo Post , 2014-11-25 , извлеченные 2024-06-03
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k Дэнни Вонг Цз Кен (2012), « Гибридное сообщество Сабаха 2012 . ) ( 84, с. 107–127 до 10.3406/arch.2012.4364: ,
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин Тан Шри Херман Люпинг (2010-12-05), «Предки, родители и местный статус» , Daily Express , получен 2024-06-03
- ^ Jump up to: а беременный в «Формула Три поколения Успешные права Sino потомков» , Borneo Online Delegation (в малайском), 2018-04-16 , получено 2024-06-03
- ^ «Уникальность общества Сино-Кадазан Сино-Кадазан» , журналист Nabalu News (в малайском), 2023-01-25 , получен 2024-03-03
- ^ «В Hakka Song для Sino-Kadazan Girls, Jogorean's Paean to Multicultural Sabah» , Malay Mail , 2015-05-22 , извлечен 2024-06-0
- ^ «Сабахан Мишель Синь представляет новый фильм« Восстание льва » , Yahoo News , 2022-05-17 , получен 2024-06-05