Jump to content

История испанской журналистики

История испанской прессы , понимаемая скорее как позитивистское исследование исторического архива периодических изданий, чем как история журналистики или коммуникаций, началась примерно в XV или XVI веках в разрозненном виде с рукописей и гравюр на дереве relaciones de sucesos . эс ] . [ примечание 1 ] [ 1 ] [ 2 ] Вскоре после этого изобретение печатного станка привело к печатанию первых газет , хотя началом журналистики в Испании принято считать 1661 год, год появления Gazeta de Madrid или Gaceta de Madrid [ es ] , [ примечание 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] С тех пор так называемая «старая журналистика» развивалась до 1789 года, характеризующегося доминированием государства. В 19 веке начала появляться деловая пресса, конкурирующая с рабочей прессой и партизанской прессой, которые с 1898 года пережили кризис, завершившийся исчезновением многочисленных газет в начале Гражданской войны . После восстановления демократии после принятия Конституции 1978 года крупные медиакомпании полностью захватили испанские газеты.

Вплоть до 17 века

[ редактировать ]
Нынешняя могила журналиста Мариано Хосе де Ларра (1809–1837) на кладбище Сан-Хусто .
Обложка мадридской газеты ABC от 6 июня 1911 года. Это одна из старейших и наиболее распространенных газет в испанской журналистике.
Обложка номера Gazeta de Amsterdam .

История журналистики в Испании начинается с романов Noticieros . [ примечание 3 ] [ 6 ] [ 7 ] в котором сообщалось о событиях Гранадской войны в 15 веке. В XVI веке ксилография или гравюра на дереве позволили массово и недорого публиковать всевозможные краткие сочинения. Так началась публикация relaciones de sucesos людьми, которым муниципальный совет заплатил за написание в украшенной рукописи отчета или записи о любом религиозном празднике, инаугурации, важном визите, памятных датах, празднике или памятном событии, чтобы служить напоминанием о жители, а также авизо [ es ] , [ примечание 4 ] [ 8 ] [ примечание 5 ] [ 9 ] это были рукописные отчеты, которые также оплачивались и время от времени рассылались дворянам, которые хотели быть в курсе любого важного события, происходившего при дворе во время их вынужденного отсутствия.

Репортажи новостей начинались с рукописных писем о событиях завоевания Гранады и продолжались репортажами, связанными с Новым Светом , когда были напечатаны памфлеты о первых победах испанских завоевателей на Американском континенте. Возможно, первый реляционер [ примечание 6 ] был гуманист Петр Мученик д'Ангиера , который между 1488 и 1526 годами написал не менее 812 писем, содержащих множество новостных элементов. заметки, написанные Херонимо де Баррионуэво [ es ] , Андресом де Альманса [ es ] или Хосе Пеллисером де Оссау Салас и Товар Этот тип корреспондента новостей относительно часто встречался в судах в 17 веке, и сохранились . Информационными агентствами того времени назывались места под названием ментидерос. [ примечание 7 ] [ 10 ] в суде: трибуны Сан-Фелипе [ примечание 8 ] - лестница ныне несуществующего монастыря Сан-Фелипе-эль-Реаль рядом с площадью Пуэрта-дель-Соль , который специализировался на военном деле и оружейной экспертизе и находился очень близко к улице Калле дель Коррео [ эс ] , куда прибывали курьеры с новостями. ; Лосас-де-Паласио [ примечание 9 ] - рядом с ныне несуществующим Королевским Алькасаром в Мадриде , где делились новостями о короле, королевской семье и знати; и представители , [ примечание 10 ] где собирались люди театра: художники, актеры, поэты и писатели, расположенный на слиянии улиц Калле дель Прадо [ es ] и Калле дель Леон [ es ] . Вот почему литераторы того времени, такие как Сервантес , Лопе де Вега , Гонгора или Кеведо , искали поблизости дома, чтобы жить в них.

Примерно в это же время ртути [ примечание 11 ] или газеты [ примечание 12 ] начали появляться своего рода бюллетени, в которых сообщалось о новостях о важных торговых ярмарках или портах с интенсивным движением транспорта. В 1625 году с 28 июля по 3 августа в Севилье появились «Avisos de Italy, Flanders, Rome, Portugal и другие части» , а в 1641 году Жауме Ромеу опубликовал перевод «Gazette de France» с французского на каталанский язык – Gaseta vinguda a esta ciutat. Барселоны, Парижского Ординара, сегодня, 28 мая 1641 года. Переведено с французского на наш каталонский язык. [ примечание 13 ] которое можно считать первым еженедельным изданием, появляющимся на Пиренейском полуострове. [ 11 ]

Более того, Джон Йозеф Австрийский , премьер-министр Карла II , заинтересовался популярностью и влиянием, которые такие газеты приобретали в обществе, и таким образом начал рекламировать себя, публикуя газеты. Он видел в этом средстве способ укрепить свое положение и удовлетворить свои интересы, и с этой целью он нанял Франсиско Фабро Бремундана [ es ] , первого известного испанского вестника, чтобы тот написал и напечатал в 1661 году первую испанскую газету Relación o. gaceta de algunos casos parts, así politicos como militares, sucedidos en la mayor parte del mundo , издавалась раз в месяц, хотя в Сарагосе она продолжала выходить еженедельно в 1676 году. [ 12 ] [ 13 ]

Но смерть Иоанна Иосифа Австрийского и месть его врагов на некоторое время приостановили публикацию. Однако оно было возобновлено под названием Gaceta Ordinaria de Madrid , хотя у Фабро уже был конкурент: Nuevas Ordinarias Себастьяна Армендариса [ es ] . В 1697 году, после смерти Фабро, его газета продолжала без перерыва издаваться под названием Gazeta de Madrid или Gaceta de Madrid [ es ] и, с периодическим изменением названия, продолжает печататься и сегодня как Boletín Oficial del Estado . [ 14 ] С другой стороны, следует отметить, что газеты на испанском языке издавались не только в Испании; таким образом, неудивительно, что старейшей известной еврейской газетой является Gazeta de Ámsterdam , издававшаяся на испанском языке между 1675 и 1690 годами для испано-португальцев, прибывших в Нидерланды, хотя новостей, представляющих интерес для евреев, явно не хватало. . [ 15 ]

Выпуск « Исторического и политического Меркурия» [ es ] (1753 г.)

Газеты начали появляться во всех крупных городах на протяжении 17 и 18 веков, и вскоре их содержание стало более разнообразным и распространенным, хотя в то время газеты были очень дорогими и были доступны лишь меньшинству. Однако это, несомненно, был один из важнейших путей проникновения просвещенных идей и буржуазной идеологии в Испанию. Принимая во внимание, что в то время 80 процентов населения было неграмотным, читатели «периодических газет» составляли просвещенное меньшинство, состоящее из дворян и священнослужителей, членов королевской бюрократии, армейских офицеров и некоторых слоев среднего класса, таких как как врачи, юристы, профессора и торговцы.

В XVIII веке можно выделить три периода:

  1. Между 1737 и 1750 годами: консолидация прессы в Испании с появлением первых газет, таких как El Diario de los Literatos [ es ] .
  2. Между 1750 и 1770 годами: время зрелости и специализации, например, « Мадридский дневник» [ es ] .
  3. Начиная с 1770 года: время упадка; хотя в 1774 году появилось несколько интересных публикаций, связанных с бумом, начатым Педро Родригесом де Кампоманесом из Sociedades Económicas de Amigos del País , [ примечание 14 ] многие издания исчезли из-за политических событий и ситуации за границей ( Французская революция ).

Четко различались два типа изданий: образованная пресса (периодические издания) и популярная пресса ( альманахи и прогнозы ).

Образовательная пресса или периодические издания печатались с разрешения Совета Кастилии и подвергались церковной цензуре. [ 16 ] Их можно было купить в книжных магазинах или уличных ларьках, прочитать в кафе, а продавали их слепые, имевшие монополию на их распространение. [ 2 ]

Политическая и военная информация находилась в руках двух официальных газет: Gaceta de Madrid и Mercurio Histórico y Politico [ es ] . Частные издания в основном посвящены культурным или экономическим вопросам. Они почти всегда поддерживали передовую идеологию, а их читателями было просвещенное буржуазное меньшинство.

Казнь французской королевской семьи привела к усилению цензуры и временной приостановке деятельности прессы: 24 февраля 1791 года король Испании Карл IV запретил публикацию всех материалов прессы, кроме официальных газет. [ 17 ]

Обложка тома с речами, опубликованного в El Censor [ es ] в 1781 году.
El Diario de Madrid — первая ежедневная газета (первая ежедневная газета) в Испании.

Но буржуазия создавала и популярные издания, существовавшие уже в 17 веке и развивавшиеся на протяжении всего 18 века: альманахи и прогнозы . Это были иллюстрированные буклеты с гравюрами, которые тысячами распространялись по городам и поселкам и предлагали под видом сообщений о погоде самое разнообразное содержание: помимо метеорологического прогноза на год, они включали данные о фазах погоды. луна , мысли, нормы поведения, а также инструкции и учения по самым различным профессиям. Они привлекли внимание публики сенсационными названиями и состояли из двух разделов: La introducción al Juicio del año , предсказание того, что должно было произойти в этом году по звездам, и El Juicio del año , своего рода звездная карта по временам года. , месяцы и дни. Они ценны сегодня, потому что представляют собой компиляцию популярной культуры и способ распространения буржуазных ценностей среди низших классов. Но их опасный характер привел к тому , что Карл III Испанский запретить их издание в 1767 г. под предлогом, что они были тщетным и бесполезным чтением для народа. Эти издания не исчезли в XIX веке, но их цель изменилась, поскольку у буржуазии появилось гораздо более эффективное и прямое средство распространения своих идей: популярные газеты. Самыми известными альманахами были альманахи Диего де Торреса Вильярроэля , который возродил и обновил этот жанр в своем «Рамилете де Астрос» (1718), превратив « Хуисио дель Аньо» в вымышленное повествование, в котором фантастические персонажи делали предсказания, воспользовавшись возможностью вставляйте описания, монологи и другие разнообразные материалы.

El Diario de los Literatos [ es ] (1737) — культурное и литературное издание, просуществовавшее до 1742 года. Оно боролось с идеями барокко и поддерживало творчество Бенито Херонимо Фейжу-и-Монтенегро и Игнасио де Лусана . Его целью было вынесение справедливого решения по всем книгам, изданным в Испании . [ примечание 15 ] В нем было 400 страниц книжного формата, он стоил от 4 до 5 реалов , тираж составлял от 1000 до 1500 экземпляров. Об этом писали Хуан де Ириарте и другие ученые того времени. Его сформировала группа «известных писателей, желавших реформировать (...) декадентскую литературу восемнадцатого века», которые «издавали своего рода журнал, заслуживший покровительство Филиппа IV (...). " Он был создан по образцу парижского Journal de Savants . [ 18 ]

В 1738 году Сальвадор Хосе Маньер начал переводить Mercurio Histérico y Politico с французского языка. [ 19 ] Затем, в своей печатной работе 1774 года, Хуан де Ириарте раскритиковал Маньера за некачественные переводы. В 1784 году, уже больше по размеру, ее название было изменено на Mercurio de España , и она, за исключением La Gaceta и El Diario de Madrid , оставалась газетой, которая просуществовала дольше всех.

El Diario Noticioso, Curioso, Erudito, Comercial y Politico было первым ежедневным изданием в Испании. Он состоял из двух разделов: один для распространения новостей, включающий авторские статьи, которые часто были переводами с французского, а другой, содержащий экономическую информацию, где объявлялись продажи, аренда, предложения, требования и т. д. 17 января 1758 года по королевской привилегии Мануэль Руис де Урибе-и-Компания получил разрешение опубликовать его в Мадриде. Его первый выпуск датирован 1 февраля 1758 года. [ 20 ] Его редактировал Франсиско Мариано Нифо , неугомонный, эрудированный, разносторонний автор энциклопедического любопытства, который стал считаться первым профессиональным журналистом в испанской литературе и опубликовал почти сотню произведений, двадцать из которых были периодическими изданиями. В 1788 году Diario Noticioso, Curioso, Erudito y Comercial, Politico y Económico изменило свое название на Diario de Madrid . [ 17 ]

Существовала также пресса, специализировавшаяся на экономических вопросах, поскольку просвещенные идеи поддерживали реформы в этой области. El Semanario Económico (1765–1766) распространял технические достижения для улучшения промышленности и различные экономические тексты. С другой стороны, литературная пресса была очень широко распространена. Некоторые работы, которые выделялись, включали El Diario de los Literatos , посвященный литературной критике опубликованных книг, и El Pensador [ es ] , созданный Хосе Клавихо-и-Фахардо , который начал своего рода костюмированную журналистику с типично испанскими темами, такими как тертулии. и рефрески , [ примечание 16 ] [ 21 ] ухаживания, суеверия и поведение в церкви. В нем рассматривались такие вопросы, как образование как женщин, так и мужчин, роль и поведение учителей, а также критиковалась autos sacramentales . [ примечание 17 ] В первых выпусках он использовал псевдоним Д. Джозеф Альварес-и-Валладарес. В 1797 году сельского хозяйства и искусств» , первые 17 томов которого опубликовал Энтони Меллон . появился Джон « Еженедельник С 4 июля 1805 года профессора Королевского ботанического сада Мадрида [ примечание 18 ] Симон де Роксас Клементе-и-Рубио , Франсиско Антонио Зеа и братья Клаудио Бутелу [ es ] и Эстебан Бутелу [ es ] приняли участие. Эта газета предназначалась для приходских священников, чтобы они распространяли сельскохозяйственные доктрины.

В 1786 году появился Коррео-де-лос-Сьегос-де-Мадрид , который с 1787 года назывался Коррео-де-Мадрид . [ 22 ] Среди статей по актуальным литературным, научным, техническим и экономическим вопросам той эпохи были также прогрессивные статьи по социальной критике и обычаям El militar ingenuo , [ примечание 19 ] псевдоним Мануэля Марии де Агирре, просвещенного и радикального поклонника Жан-Жака Руссо и непревзойденного критика сословного общества и политической надстройки, по словам Антонио Элорсы [ es ] . Он стремился к разделению властей и реструктуризации общества и осуждал книгу Хуана Баутисты Пабло Форнера « Орасион апологетики для Испании и ее заслуг в литературе» , критикуя институты и осуждая несправедливость, неравенство и невежество. Cartas marruecas [ es ] Хосе Кадальсо были впервые опубликованы (посмертно) на его страницах.

Самой влиятельной из всех газет (ее копировали такие фигуры, как Мануэль Рубин де Селис, Педро Сентено [ есть ] и Хосе Марчена Руис де Куэто ) была «Цензор » [ её ] юристов Луиса Марии Гарсиа дель Кануэло (недовольного и характер) и Марселино Перейра агрессивный ( 1781 Луис ). [ 23 ] Он имел энциклопедическое , либеральное , регалистское и янсенистское влияние и осмелился подвергнуть сомнению законодательную и религиозную политику и принципы. Оно занималось глубокой социальной критикой институтов и ставило под сомнение этатистскую структуру общества . Поэтому ему приходилось постоянно бороться за получение лицензии на печать, а затем против цензуры и оппозиции со стороны консервативной власти в лице официального апологета Хуана Баутисты Пабло Форнера . Последний был пародирован в «Орасион апологетический пор ла Африка и его литературная заслуга» . Он также опубликовал фальшивую Carta Marrueca Кадальсо и утопию Айпархонтов . Несмотря на все это, в нем было восемь томов и 167 речей, хотя его трижды приостанавливали и продолжали ряд подражателей, таких как El Corresponsal del Censor , El Observador Хосе Марчена Руис де Куэто , находившийся под влиянием Иеремии Бентама , Утилитаризм защитник физиократии и естественного права или юснатурализма , а также в равной степени противник форнерианских апологетов. Фактически, по словам Хосе Мигеля Касо Гонсалеса, Эль Цензор прикрывал хорошо сформированную просвещенную группу давления, тех, кто был завсегдатаем салона графини Монтихо [ эс ] : Гаспар Мельчор де Ховельянос , Хуан Мелендес Вальдес , Антонио Тавира и Альмазан , Хосе де Варгас Понсе и Феликс Мария. от Саманиего . Именно они ответственны за некоторые выступления, особенно Мелендес и Ховельянос, последний под псевдонимом Конде де лас Кларас . [ примечание 20 ]

El Memorial Literario , в три эпохи своего существования — с 1784 года — ежемесячное издание объемом 123 страницы, представляло собой литературный и научный журнал, которым руководили Хоакин Эскерра [ эс ] и Педро Пабло Трулленч и имел в качестве источника Reales Estudios de San Isidro [ эс ] . [ примечание 21 ] Он сочетал защиту национальных интересов с конструктивной критикой, включая интересные научные новости. «Дневник муз» и Лучано Комеллы « Дух лучших дневников» Кристобаля Кладеры [ es ] ; El Semanario Erudito Антонио Валладареса де Сотомайора и Gabinete de Lectura Española Исидоро Босарте (в котором каждый выпуск начинался с «пролога») — оба 1787 года — представляют собой сборники старых классических текстов, таких как El Cajón de Sastre Нифо. Хуан Хосе Лопес де Седано [ es ] , собравший классику испанской литературы в своей антологии Parnaso Español , опубликовал El Belianis Literario (1765) — сатиру на публикации того времени — под псевдонимом Патрисио Буэно де Кастилья.

В 18 веке пресса представляла собой явление, по существу ограниченное Мадридом, Андалусией, Мурсией [ es ] , Валенсией и Сарагосой. Остальным провинциям почти не о чем сообщить. Примечательно, что в Каталонии и Стране Басков также не так уж много примеров этого периода. 24 февраля 1791 года все неофициальные газеты были запрещены королевской резолюцией, подписанной Хосе Моньино, 1-м графом Флоридабланки . [ 24 ] Это вызвало протесты крупнейших издателей, которые разорились и гневно требовали экономической компенсации (пенсии) или работы. Остались только три официальные газеты: Gaceta de Madrid , El Mercurio и Diario de Madrid . Этот запрет был частично снят год спустя, в 1792 году, что позволило публиковать El Correo Mercantil de España y sus Indias [ Эухенио Ларруга эс ] и Диего Марии Галларда, но он оставался в силе до 1795 года. Пресса больше не процветала. в манере, сравнимой с 1780-ми годами, только в 1808 году, когда началась Война за независимость . [ 24 ]

Понятие общественного мнения в этот период перестает пониматься как чувство славы или репутации. Скорее, это обозначает позицию социальной критики со стороны членов буржуазии , которые требуют большей власти и политического представительства через газетные колонки: пресса и мнения явно являются буржуазным явлением.

Поль Гинар [ es ] в своей книге «Испанская пресса с 1737 по 1791 год. Формирование и значение жанра» , Париж: Institut d'Etudes Hispaniques, 1973, выделяет четыре типа прессы 18-го века:

  • Презентабельность: убеждает читателей в интересе к публикации в индивидуальной манере.
  • Информативность: это голос правительства, поэтому он предлагает предвзятую или частичную информацию — Gaceta de Madrid , Mercurio Histórico .
  • Дидактический: дидактический жанр направлен на обучение читателя, иногда в живописной манере, например, с помощью вымышленных или обычных писем, диалогов, воображаемых путешествий, утопий - Колумбийская монархия , Виахе аль-Паис-де-лос-Айпархонтес , Зенит , Синапия. найденная среди бумаг графа Флоридабланки — аллегорических или сатирических мечтаний и особенно речей и эссе — цепочка размышлений на центральную тему с местом для отступлений, анекдотов и т. д.
  • Полемика: участвует в полемике своего времени, иногда используя пародии, что усиливает комический эффект. Например, полемика вокруг апологетов в Испании.

Война за независимость и правление Фердинанда VII

[ редактировать ]

В XIX веке пресса XVIII века — дидактическая, утилитарная и костюмерная — стала приобретать определённый политический оттенок. Роль прессы в распространении либеральных идей была решающей, хотя ей приходилось изо всех сил бороться с цензурой, навязанной последними остатками Ancien Régime , воплотившимися в лице Фердинанда VII , поскольку после Французской революции существовала была консервативной реакцией по всей Европе, и абсолютизм снова утвердился. произошел спор о свободе печати Во время Войны за независимость (1808–1814 гг.) , поскольку кортесы Кадиса признали эту свободу в 1810 г., особенно декретом о свободе печати от 26 октября 1811 г. Граждане хотели знать, что такое свобода печати. происходящее на заседаниях кортесов и т. д. Все это привело к распространению периодических изданий различных тенденций: либеральные газеты, такие как Semanario Patriótico [ es ] Мануэля Хосе Кинтаны , El Conciso [ es ] Гаспара Марии де Огирандо [ es ] или Эль Робеспьер Испанский Педро Паскасио Фернандес Сардино [ es ] ; антиконституционалисты, такие как El Censor General и даже французы , [ примечание 22 ] такие как Gaceta de Sevilla , Diario de Barcelona или Diario de Valencia , некоторое время редактируемый Педро Эстала .

Первая страница выпуска № 46 журнала El Zurriago [ es ]

С возвращением Фердинанда VII Испанского и реакцией Манифеста де лос Персас [ es ] вся журналистская деятельность снова была прервана. 25 апреля 1815 г. все неофициальные публикации были запрещены. С этого времени этапы репрессий и свободы печати чередовались, совпадая соответственно с абсолютистским и либеральным периодами.

В течение короткого периода Trienio Liberal , [ примечание 23 ] революционные и возвышенные ( exaltados ) политические газеты, такие как El Zurriago [ es ] или La Tercerola , редактируемые и частично написанные Феликсом Мехиа , начали появляться рядом с газетами, контролируемыми умеренными, такими как Miscelánea de Comercio, Artes y Literatura по Хавьер де Бургос , El Espectador [ es ] , El Universal [ es ] или такие францесадо , как Хосе Мамерто Гомес Эрмосилья , Себастьян Миньяно [ es ] и Альберто Листа , написавшие , вероятно , самую интеллектуальную и насыщенную публикацию период, Цензор [ es ] .

Последний выпуск (март 1833 г.) журнала Pobrecito Hablador [ es ] El Мариано Хосе де Ларра .

Это возрождение было также пресечено в зародыше появлением в 1823 году Священного союза с армией, известной как « Сто тысяч сыновей Святого Людовика». В 1834 году, после смерти Фердинанда VII , либералы, изгнанные в 1823 году, вернулись в Испания. Эти изгнанники принесли не только романтические идеи, но и новые способы ведения английской журналистики: газеты до 1835 года почти не включали никакой информации, кроме политических или научных тем. Обычно они имели небольшой формат, писались в одну колонку и в целом выглядели довольно скучно. Однако с этого момента стали появляться и другие, более похожие на те, что существуют сегодня.

Хотя почти все они просуществовали недолго, между 1808 и 1814 годами было много публикаций, поскольку пресса впоследствии стала важным элементом революционно-конституционалистского движения:

  • Освещение политических проектов,
  • Дать читателям почувствовать, что они принадлежат к сообществу,
  • Информирование их о проблемах страны.

С возвращением Фердинанда VII в 1814 году так называемый Sexenio Absolutista [ es ] [ примечание 24 ] началось, в ходе которого все проведенные реформы были проигнорированы, а либеральная мысль была вынуждена уйти в подполье. Говорить о журналистике в этот период означало говорить об официальной прессе, поскольку газеты, придерживавшиеся иной идеологии, были закрыты.

( Либеральное Триенио 1820–1823) началось с победы в 1820 году Рафаэля дель Риего восстания в Лас-Кабесас-де-Сан-Хуан и принятия к присяге Конституции 1812 года Фердинандом VII . В том же году была провозглашена свобода печати — все, что не составляло обычной печати (брошюры, листовки), ушло в подполье, а в 1822 году были типизированы все возможные преступления, связанные с журналистской деятельностью (клевета, клевета и т. д.). . Эти меры способствовали внезапной волне печатных материалов, в которых преобладали публикации, поддерживающие различные либеральные фракции.

Наиболее важными заголовками этого периода были:

  • Умеренные либералы:
    • El Universal [ es ] , известный своими размерами как сабанон. [ примечание 25 ] (31 х 21 см, что было огромным по сравнению с обычным размером в то время)
    • El Censor [ es ] , которым управляет Альберто Листа.
    • Беспристрастный [ es ]
    • El Periódico de las Damas , из которого женщины были призваны прививать своим детям ценности Конституции. Хотя (или, возможно, потому, что) он нарушил классический характер женских публикаций, он потерпел неудачу, и было опубликовано не более трех выпусков.
  • Экзальтированные либералы, внесшие в испанскую прессу оригинальный элемент: графический дизайн (карикатуры и шутки с политическим подтекстом).

В 1823 году, с вмешательством Ста тысяч сыновей Святого Людовика принял абсолютизм , Фердинанд VII снова . Это было начало нового периода, отмеченного цензурой, введенной во время Зловещего десятилетия или Каломардского десятилетия , в течение которого единственной разрешенной газетой была Diario de Avisos de Madrid [ es ] — вариант или продолжение первой испанской газеты. , Diario Noticioso, Curioso, Erudito, Comercial y Politico (более известный как Diario de Madrid [ es ] ), основанный пионером журналистики Франсиско. Мариано Нифо в 1758 году и окончательно исчез 31 декабря 1814 года. Diario de Avisos de Madrid вместе с также официальной Gazeta de Madrid или Gaceta de Madrid [ es ] разделяли тот же абсолютистский и раболепный стиль. Однако в 1828 году король начал робкую политику либерализации, вызванную его необходимостью привлечь на свою сторону либералов в борьбе против своего брата, инфанта Карлоса Марии Исидро , чтобы остаться у власти. С этого дня было разрешено печатать романтические и заголовки костюмеров , которые станут средством выражения либеральной мысли.

Правление Изабеллы II и демократический шестилетие

[ редактировать ]
Первый выпуск Faro de Vigo (1853 г.), старейшей газеты, все еще циркулирующей в Испании на рубеже XXI века.

Хотя с 1833 года и до Реставрации газеты пытались контролировать и использовать сменявшие друг друга правительства, не менее верно и то, что именно в этот период демократические идеи ( сенсимонианский утопический социализм ) начали появляться в либеральной прессе через статьи определенные сотрудники. Эта идеологическая утечка продолжалась во время регентства Бальдомеро Эспартеро (1840–1843) и правления Изабеллы II (1843–1868). Пожалуй, наиболее примечательным аспектом этого периода, если рассматривать эту тему, является рождение информативной журналистики, доступ рабочего класса к прессе и появление ряда заголовков, естественным получателем которых является именно она. Faro de Vigo , старейшая газета Испании начала XXI века, начала издаваться в 1853 году.

Между 1868 и 1875 годами (правление Амадео I и Первая республика ) в Испании вышло около 600 газет. Этот информационный бум произошел потому, что революционный процесс начался со свободы печати, которая была включена в Конституцию 1869 года .

Гил Блас [ es ] шапка (1864)

Несмотря ни на что, будь то в изгнании или под цензурой, печать разжигала общественное мнение и заставляла постепенно развиваться демократические буржуазные учреждения не только в Европе (революции 1830 и 1848 гг .), но и в Испании (упомянутая выше 1812 г. в 1868 году ). В Испании, в частности, цензура применялась в высшей степени против карлистских публикаций и, на другом конце политического спектра, против публикаций Демократической партии . После победы либерализма все западные страны признали (около 1881 г.) свободу слова и приняли законы о печати. С другой стороны, технологии создали новые каналы распространения, а усовершенствование печатного станка сделало возможным выпуск более крупных, дешевых и красочных изданий, иллюстрированных красивыми гравюрами. Кроме того, распространение привычки к чтению среди низших классов — благодаря народному образованию, которое было одной из побед буржуазных революций, а также вышеупомянутым улучшениям, удешевившим прессу — позволило распространиться прессе в эти низшие классы. классы общества, создав модель, известную как основная пресса, наиболее заметным проявлением которой являются так называемые фельетон или сериальный роман . Начиная с 1868 года, продолжали существовать газеты, поддерживающие политическую партию или политического лидера. Однако информационная пресса стала наиболее успешной среди читателей и имела наибольший тираж. Внешний вид этих газет был более занимательным. Их содержание больше не ограничивалось политическими вопросами, но появились и новые разделы, относящиеся к литературной критике , головоломкам, анекдотам и юмору. Они уделяли больше места рекламе и вставляли фельетоны (романы, издаваемые частями, или так называемые серийные романы), которые пользовались большой популярностью среди низших классов.

Ворота администрации La Correspondencia de España [ es ] : продавцы уходили с газетой (1870 г.).

После революции 1868 года ( Ла Глориоза [ примечание 27 ] ), Конституция 1869 года признала свободу печати , и начали появляться многочисленные газеты и журналы. Бум испанской журналистики начался с появлением в 1875 году в Испании первой ротационной печатной машины , которая использовалась для издания Рафаэля Гассета El Imparcial . За этим последовала серия престижных изданий: El Comercio of Gijón (1877), El Liberal из Бильбао (1879), La Vanguardia из Барселоны (1881), El Noticiero Universal [ es ] из Барселоны (1888), Heraldo de Madrid ( 1890 г.), Бланко-и-Негро из Мадрида (1891 г.) и Геральдо де Арагон из Сарагосы (1895 г.)

В 1883 году Закон о печати, принятый либеральным правительством Пракседеса Матео Сагасты, также был благоприятен для периодических изданий. Все это, наряду с более совершенными техническими средствами массовой информации, позволило периодическим изданиям пережить настоящий бум (около 600 зарегистрированных изданий) во время Sexenio Democrático . [ примечание 28 ]

Передняя обложка La Flaca [ es ] в Барселоне (1869 г.)

Хотя большинство населения было неграмотно и тиражи были очень малы (они никогда не превышали 15 000 экземпляров), они получили широкое распространение благодаря традиции чтения вслух, существованию читальных залов и обычаю читать газеты в кофейнях , атенеосах. , [ примечание 29 ] и тертулии . В Мадриде и столицах провинций по мере распространения образования начала расти более широкая читающая публика. С 1868 начала развиваться женская печать. После победы революции 1868 были открыты школы для обучения низших классов, появились первые рабочие газеты. Затем появились примечательные издания, такие как журнал La Flaca [ es ] . Стиль Ла Флаки копировали другие журналы Мадрида и Барселоны, среди которых выделялись: L'Esquella de la Torratxa (1872), La Filoxera (1878), El Loro [ es ] (1879), La Viña (1880). , Эль Мотин [ es ] (1881 г.) Хосе Накенса , La Mosca (1881 г.), La Broma [ es ] (1881 г.), La Tramontana [ es ] (1881 г.), Acabose (1883 г.) и Las Dominicales del Libre Pensamiento [ es ] (1883–1909) Фернандо Лосано Монтес [ es ] .

Была также развита хорошо документированная и серьезная пресса для элитных кругов, представленная El Imparcial (1867 г.) и El Liberal (1879 г.). La Correspondencia de España [ es ] (1859 г.) выделялась как независимая газета. El Imparcial сделал то же самое со своим литературным приложением Los Lunes de El Imparcial [ es ] , в котором между 1879 и 1906 годами под руководством Хосе Ортеги Мунилья [ es ] были опубликованы произведения самых важных авторов того времени: Хосе Соррилья , Хуан Валера , Рамон де Кампоамор , Эмилия Пардо Базан и Рубен Дарио . Los Lunes de El Imparcial также прославили самых важных авторов возрождения и поколения 98-го : Мигеля де Унамуно , Асорина , Пио Бароха и Рамона Мария дель Валье-Инклан .

Журналистика во время Реставрации

[ редактировать ]
Обложка журнала Nuevo Mundo от 20 апреля 1898 года, поддерживающая испанские войска в войне против Соединенных Штатов . Испанская эскадра была отправлена ​​на заранее проигранную войну политическими лидерами, знавшими о военном превосходстве врага , но предпочитавшими не вступать в конфронтацию с населением, так как последнее было убеждено в легкой победе благодаря безответственная и сенсационная пресса .
Читатель El Imparcial (1898)

Газетные гиганты начали появляться во время Реставрации , пользуясь благосклонностью власть имущих, что послужило поддержкой новой политической ситуации. [ 25 ]

Начиная с 1880 года появились новые средства массовой информации, которые количественно и качественно отличались от средств массовой информации XIX века, что ознаменовало рождение информационной эпохи XX века . Примерно в это же время различные западные страны приняли буржуазные законы о прессе, признававшие свободу выражения мнений, и организовали свою информационную структуру вокруг национальных информационных агентств , которые имели тесные связи с правительствами и предоставляли информацию газетам. При таком преобладании информационных агентств все средства массовой информации освещали одни и те же темы. Рождение информационных агентств стимулировало некоторые изменения в способах распространения информации: создание глобальной телеграфной сети привело к повсеместному распространению информации и тенденции к единообразию, типичной для информации ХХ века, а пресса приобрела объективность.

Читатель La Correspondencia de España [ es ] (1899).

В это время — в конце 19 — начале 20 веков — в США и некоторых странах Европы возникла так называемая массовая пресса. Газеты резко увеличили свои тиражи, включили многочисленные рекламные страницы, обосновались в больших зданиях и получили неслыханные до тех пор прибыли. Кроме того, они отказались от старых формул и взяли на себя новую роль в обществе ХХ века: они стали товарами для использования и потребления, продавались по низким ценам и предлагали своим читателям привлекательный и хорошо готовый продукт. Их неоднократное присутствие в обществе превратило их в инструменты огромного влияния, и этот избыток власти позволил бы им служить катализатором всех видов манипуляций. Именно в этом контексте возникла желтая журналистика .

В конце 19 века существовал тип газеты, характеристики которого мало чем отличались от сегодняшних газет. Информации, более качественной, разнообразной и обширной, было множество, подаваемой корреспондентами в каждой губернской столице и в европейских столицах, телеграфными известиями, а иногда и двумя выпусками: одним утренним и другим вечерним. Газеты теперь имели большее разнообразие разделов: отчеты о происшествиях и преступлениях, бизнес, объявления, выдержки из заседаний кортесов , путешествия и интервью, раздел ежедневных развлечений, литературные статьи, поэтические произведения, рассказы, информационные бюллетени, критические статьи.

La Publicidad [ es ] , газета, основанная в 1878 году.

В Каталонии La Vanguardia (с 1881 года по настоящее время) была создана в 1881 году братьями Бартоломе Годо [ es ] и Карлосом Годо-и-Пие [ es ] . В 1896 году Рафаэль Рольдос [ es ] создал Las Noticias [ es ] , которая могла бы конкурировать с La Vanguardia в Барселоне.

По статистике 1887 года, в Испании в тот год распространялось 1128 газет и журналов.

Газета ABC , основанная Торкуато Лукой де Тена [ es ] в 1903 году, начиналась как еженедельник, а затем в 1905 году стала ежедневной. Она имела журнальный формат — она даже была скреплена — и ее идеология была монархической и консервативной . El Debate , опубликованная издательством Editorial Católica [ es ] и созданная Анхелем Эррерой Ориа в 1910 году, защищала католические идеи. Это продолжалось до начала Гражданской войны . Это была качественная газета, освещавшая политические, религиозные и культурные темы. Более того, оно подготовило почву для создания первой школы журналистики. Эль Соль была основана в 1917 году Николасом Марией де Ургоити [ es ] . Хосе Ортега-и-Гассет служил главным интеллектуальным вдохновителем, а Мариано де Кавиа [ es ] и Сальвадор де Мадариага , среди прочих, сотрудничали на его страницах. Эль Соль хотел восстановить политическую и социальную ситуацию в стране, запустив дочернюю вечернюю газету La Voz [ es ] , которая носила более беззаботный тон. La Nación была опорной газетой правого крыла в период с 1925 по 1936 год. Ее мастерские были сожжены в жестокой атмосфере перед гражданской войной. Связь между прессой и политическими партиями иногда была не такой очевидной, как могло показаться:

Одним из самых известных репортажей в истории журналистики времен Второй республики был репортаж Рамона Х. Сендера о резне анархистов в Касас-Вьехас для газеты La Libertad . Ценность этой серии статей не изменилась, но изменилась ее политическая значимость, учитывая, что республиканская газета в то время принадлежала Хуану Марчу и поэтому было весьма выгодно использовать это событие для разжигания пожара. правительство Мануэля Асаньи в котором может сгореть . То же самое происходило и с левой газетой La Tierra , на страницах которой сотрудничали анархо-синдикалисты и коммунисты , изо дня в день выступавшие против режима, должным образом субсидируемого правым монархическим крылом для столь святого дела.

—Антонио Элорса [ es ]
Штаб-квартира El Imparcial в Мадриде

Примечательно, что большинство из них были деловыми газетами, которые, помимо стремления оказать влияние на общественное мнение и защитить определенные интересы и идеологии, стремились к экономической прибыльности и использовали рекламу в качестве основного средства финансирования. По своему содержанию и целям их можно считать массовой прессой, но они не достигли больших тиражей, характерных для иностранных газет, из-за отсутствия широкой читающей публики: Испания все еще была малоурбанизированной страной с высоким уровнем неграмотности. Но начиная с 1910 года испанские газеты начали превращаться в массовые: они стали использовать менее высокопарный и более динамичный язык и вносить определенные лексические и стилистические изменения. Более того, их макет стал более привлекательным, особенно с появлением фотографий. Их содержание отражало вкусы массовой культуры: общественные развлечения (футбол, коррида, театр и т. д.), политические события, ссылки на другие средства массовой информации (пресса и кино), раздел рекламных щитов и т. д. Были также специальные страницы или приложения по таким темам, как экономика, развлекательные шоу, искусство, спорт, сельское хозяйство, проблемы женщин и детей. С другой стороны, влияние война в Европе повысила интерес к международным проблемам. Таким образом, испанские газеты были разделены на сторонников союзников или просоюзников, и германофилов или прогерманцев. первые женщины-журналисты В этот период в Испании появились . Среди тех, кто выделялся, были Кармен де Бургос , редактор мадридской газеты Diario Universal [ es ] ; София Казанова из ABC ; и Конча Эспина в Буэнос-Айресе , которая работала в El Correo Español [ es ] и ныне несуществующих испанских газетах La Libertad и La Nación , а также в кантабрийской газете El Diario Montañés .

Существовали также газеты, связанные с рабочим движением , такие как El Socialista ( Испанской социалистической рабочей партии , PSOE), Tierra y Libertad (анархистской Федерации анархистов Иберики , FAI), [ примечание 30 ] Солидарность трудящихся (Каталонской национальной конфедерации труда , CNT [ примечание 31 ] ), или Mundo Obrero (Коммунистической партии Испании , PCE).

В 1914 году насчитывалось 38 джаймистов. [ примечание 32 ] и девять интегристских газет, издаваемых в Испании. Традиционалистская пресса и особенно El Correo Español [ es ] сыграли очень важную роль в испанской прогерманской кампании во время Первой мировой войны.

Согласно статистике 1914 года, в Испании в тот год циркулировало 138 периодических изданий, определенных как « крайне левые », в том числе две анархистские , 26 социалистических , 79 республиканских , 10 федералистских , 3 республиканско-социалистических, 15 радикальных и 3 реформистских газеты. С другой стороны, « крайне правая » сторона включала 136 публикаций, в том числе 89 католических, 38 традиционалистских или карлистских и девять фундаменталистских газет. 79 газет были определены как либеральные, 52 как консервативные, 16 как региональные и восемь как «неопределенные монархические ». Существовали также 154 газеты, которые определяли себя в политике как «независимые», хотя некоторые из них, по общему мнению, считались монархическими, а другие — республиканскими.

Детская пресса появилась в 1917 году с еженедельным журналом TBO , название которого пишется ( tebeo ) стало в Испании синонимом жанра, известного во всем мире как комикс.

В период между войнами в различных странах Запада возникли тоталитарные движения и идеологии (германский нацизм , итальянский фашизм , русский коммунизм , испанский франкизм и др.). Были созданы две разные информационные модели: модель этих тоталитарных государств, основанная на пропаганде как одном из фундаментальных средств контроля над массами посредством предвзятой информации и абсолютного контроля над всеми средствами массовой информации, и модель колеблющихся либеральных демократий, таких как Англия, где была признана свобода слова.

Фотожурналистика возникла благодаря конкуренции со стороны новых медиа, таких как кино, радио и телевидение. Фотоизображения перестали быть просто украшением, а стали альтернативным языком. Средства массовой информации использовались как способ отвлечься от окружающей действительности: они предлагали 90% развлечений и 10% приятной информации и стремились отвлечь читателей от повседневных проблем.

Вторая республика

[ редактировать ]

Большая часть современной историографии называет Вторую Испанскую республику «Республикой журналистов». Действительно, в Учредительных судах 1931 года было 47 журналистов. После профессоров университетов они составляли самую большую профессиональную группу, за исключением юристов.

Конечно, насыщенная событиями жизнь Второй Испанской республики не позволила ей стать примером безупречной свободы слова. Цензура продолжала действовать, и репрессивные меры были широко распространены. В любом случае – и особенно если смотреть с сегодняшней точки зрения – газеты того времени атаковали своих противников с агрессивностью, которая сегодня могла бы показаться немыслимой. Накопившееся насилие в испанском обществе, всего лишь отражением которого была пресса, должно было привести к окончательному разрыву: военное восстание против законно созданного правительства должно было окончательно пресечь предпоследнюю попытку модернизации Испании.

Большинство крупных газет с надеждой приветствовали новую ситуацию, возникшую в результате муниципальных выборов 12 апреля 1931 года . Даже среди открыто монархических газет « Эль Дебате» применила доктрину «фактического» правительства Льва XIII и приняла новый режим. С другой стороны, ABC с самого начала сопротивлялась. Временное правительство взяло на себя все полномочия и объявило широкую амнистию. Временный правовой статут, который должен был регулировать политическую жизнь до провозглашения новой Конституции в декабре 1931 года, уже признавал все права личности, включая, конечно, право на выражение мнения, хотя правительство оставило за собой «режим контроля» над этими правами. права. Статья 34 законопроекта о Конституции санкционировала свободу выражения мнений, а статья 10 гласила: « Соответствуйте испанскому законодательству и отвечайте в автономных регионах за изгнание в медицину своего политического потенциала в суд лас-кортесов, собре-лас-сигуйентес». материалы: (...) 10. Режим прессы. Ассоциации, воссоединения и публичные выступления . [ примечание 33 ] В результате поджога монастырей 11 мая были приостановлены выпуск газет ABC и El Debate . Первый снова появится 3 июня, а второй - 20 мая.

Вскоре после утверждения статьи 26 Конституции, касающейся вопроса религии [ es ] — касающейся отделения церкви от государства и связанных с этим вопросов, таких как интеллектуальная свобода , свобода религии , регулирование брака и развода, среди прочего. - законопроект под названием De Defensa de la Republica. [ примечание 34 ] был принят 24 октября. Распространение новостей, которые могут нарушить мир и общественный порядок, рассматривалось как акт агрессии против Республики. В результате принятия этого закона на правом и левом флангах были наложены многочисленные штрафы и дисквалификации. Незадолго до провозглашения республики Эль-Соль и Ла-Воз [ es ] были приобретены группой монархических деятелей. В любом случае обе газеты придерживались нового режима. В среде ежедневной прессы периода Республики газета «Ахора [ эс видное место занимала . Он начал публиковаться 16 ноября 1930 года, что совпало с восстанием республиканцев в Хаке . Она была создана с явным намерением конкурировать с более прогрессивными позициями с газетой ABC . Хотя «Ахора» несколько больше по размеру, она также напечатала несколько страниц методом ротогравюры , и ее первая полоса всегда была занята самой последней фотографией. Вначале оно также демонстрировало монархическую лояльность, которая позже переросла в уважение к новому республиканскому режиму.

«Агора» принадлежала Луису Монтьелю Баланзату [ es ] , которого следует называть не просто журналистом, а газетным предпринимателем, который начал свою карьеру в бумажной промышленности, а затем в секторе графического искусства. В 1926 году Монтьель запустил литературную газету La Novela Mundial , за которой последовали другие и, наконец, в январе 1928 года, еженедельный журнал Estampa [ es ] . Монтьель также стоял за одним из самых популярных испанских спортивных изданий, еженедельным журналом As , который появился в июне 1932 года. Столкнувшись с опасностью быть подавленным левыми или правыми, республика нуждалась в лояльной прессе. После Крисола [ es ] приключения Ургоити [ es ] основал Luz [ es ] при активном участии Agrupación al Servicio de la República [ es ] , [ примечание 35 ] с Хосе Ортегой-и-Гассетом , Грегорио Мараньоном и Рамоном Пересом де Айяла . Как и до этого Эль-Соль и Крисол , Лузом должен был управлять Феликс Лоренцо [ es ] .

В сентябре 1932 года El Socialista начала распространять новость о том, что при финансовой поддержке богатого каталонского предпринимателя Луиса Микеля будет создан журналистский «траст» с El Sol , La Voz и Luz . [ 26 ] Мексиканский журналист Мартин Луис Гусман , бывший Панчо Вильи . секретарем [ 27 ] и у кого Асанья , в то время было ухо [ 28 ] свел последнего с Луисом Микелем. После неудачи и восстания 10 августа Микелю удалось захватить владение Эль-Соль и Ла-Воз , очевидно, с угрозой вовлечь в покушение их владельцев-роялистов. 14 сентября Луз объявил о «заявке на новый капитал», которая придаст ему энергии, а также о замене «по состоянию здоровья» директора Феликса Лоренцо Луисом Белло Тромпета [ es ] . С Луисом Микелем в качестве президента совета директоров и Мартином Луисом Гусманом в качестве менеджера «траст», объединявший три газеты, был фактически установлен. В любом случае авантюра должна была закончиться экономическим крахом. Кроме того, у Белло могли возникнуть серьезные разногласия с членами правительства-социалистами, что привело бы к его увольнению с поста главы «Луса» 8 марта 1933 года, что вызвало бы тяжелый кризис в редакции: самому Луису Микелю пришлось бы взять на себя руководство и Николас Ургоити, заместитель руководства. Вскоре после этого Микель проиграл титул Эль-Соль и Ла-Воз по указу мадридского суда. Новая компания назначила Фернандо Гарсиа Вела, верного сотрудника Ортеги-и-Гассета, редактором El Sol и утвердила Энрике Фахардо (также известного под псевдонимом Фабиан Видаль [ es ] ) редактором La Voz . Луз , под руководством которого Микеля сменил Корпус Барга [ es ] , прекратил публикацию 8 сентября 1934 года. [ 29 ]

Гражданская война

[ редактировать ]

Во время Гражданской войны как в республиканской, так и в националистической фракциях были созданы официальные учреждения, занимавшиеся исключительно распространением пропаганды: Министерство пропаганды [ es ] в первом и Национальное представительство Prensa y Propaganda [ es ] [ примечание 36 ] в последнем. На территории, оккупированной каждой из сторон, могли издаваться только лояльные газеты, которые подвергались строгой военной цензуре. Самый странный случай произошел с ABC : его издание в Севилье продолжало следовать своей традиционной идеологии, поддерживая сторону повстанцев. Тем временем ее здание в Мадриде было экспроприировано, и газета выходила с тем же заголовком, но в поддержку республиканского дела (контролируемого Республиканским союзом ). Более того, возможности El Debate использовались для публикации Mundo Obrero . Однако нашлись честные журналисты, которые подвергли сомнению жестокость и абсурдность войны с чисто человеческой точки зрения, например, демократ Мануэль Чавес Ногалес , которого обе стороны хотели казнить.

сатирическая газета La Ametralladora В окопах повстанцев распространялась . Юмористы, такие как Мигель Михура и Альваро де Лайглесиа, сотрудничали в работе над газетой, а позже оба продолжили во время режима Франко издание La Codorniz , которое оставалось старейшим изданием в этом жанре, пока его не превзошёл журнал El Jueves . С другой стороны, в республиканской зоне, более элитарный Эль Моно Азул. [ примечание 37 ] был опубликован. В него вошли произведения поэтов «Поколения 27-го» .

франкизм

[ редактировать ]

Победители узнали из войны, что средства массовой информации должны выполнять социальную роль государственной службы. Затем была разработана теория социальной ответственности СМИ. С 1945 по 1970 год был период экономического роста, который оказал влияние на развитие информационного сектора. Демократические государства защищали свободу выражения мнений и в то же время устанавливали правила контроля над СМИ. В то же время они стали владельцами газет, радиостанций и общественных телеканалов. Информационный бизнес рос, а информационные компании увеличивали свою власть. Это благоприятствовало концентрации СМИ – все меньше компаний владели все большим количеством средств массовой информации – несмотря на контроль со стороны штатов, которые принимают антимонопольные законы. Однако, хотя свобода выражения мнений была окончательно установлена ​​в демократических государствах, это не отражало ситуацию во франкистской Испании, где действовал закон о прессе 1938 года, который был разработан для жесткого контроля над публикациями во время Гражданской войны.

Во время Второй мировой войны большая часть испанской прессы оказалась под контролем главы пропаганды посольства Германии в Мадриде, пронацистского еврея Йозефа Ханса Лазара [ es ] . Главным выразителем этой ситуации была газета Informaciones [ es ] , которая стала основным центром антисемитской и пронацистской рекламы в Испании.

Бывшая штаб-квартира газеты «Арриба» на Пасео-де-ла-Кастеллана в Мадриде.

Наиболее важными характеристиками прессы в этот период были предварительная цензура и так называемые « девизы », с помощью которых Министерство информации и туризма могло предписывать размещение статей, даже редакционных, с определенной тенденцией или содержанием. Заголовки мадридских газет представляли собой минимальный плюрализм, который был разрешен различным семьям режима:

Помимо очень активной прессы в Барселоне (где La Vanguardia и Solidaridad Obrera были переименованы в La Vanguardia Española и Solidaridad Nacional [ es ] ), в других провинциях существовало множество газет, в том числе El Norte de Castilla , которой руководил Мигель Делибес , и где Франсиско Умбрал начал свою журналистскую карьеру.

Закон о печати 1966 года и независимая пресса

[ редактировать ]

В первые годы франкизма пресса находилась под жестким контролем Министерства информации и туризма с помощью механизмов цензуры, установленных законом о печати 1938 года. Ситуация начала меняться в 1962 году. Именно в этом году министр информации Габриэль Ариас- Сальгадо был уволен из-за международной критики его кампании в прессе против участников так называемого Contubernio de Múnich [ es ] . [ примечание 41 ] [ 30 ] Его сменил Мануэль Фрага Ирибарне , считавшийся в то время одним из самых либеральных представителей режима. В последующие годы Фрага продвигал новый закон о прессе [ es ] , одобренный в 1966 году, который отменил предварительную цензуру и девизы . Однако эта либерализация была лишь частичной, поскольку публикация определенных мнений, например открытой критики режима, оставалась запрещенной. Кроме того, были усилены принципы гражданской и даже уголовной ответственности любого редактора, нарушившего положения закона. Таким образом, предполагалось заменить систему предварительной цензуры системой самоцензуры самих газет.

Тем не менее, в последующие годы несколько газет попытались исследовать пределы этой новой свободы выражения через провокационные тексты и более или менее скрытую критику режима. В этом контексте газеты «Мадрид [ es ] » , « Эль Алькасар» и « Нуэво Диарио» особое значение имели . Три газеты, образующие самопровозглашенную независимую прессу, управлялись либерально настроенными членами Opus Dei , которые пытались воспользоваться связями этой католической организации для либерализации режима (несмотря на то, что министры Opus Dei действительно входили в состав наиболее консервативного ядра кабинета Франко). Однако начиная с 1968 года неповиновение независимой прессы режиму вызвало резкую реакцию со стороны Министерства информации, что в конечном итоге привело к изменениям в издательствах газет El Alcázar и Nuevo Diario в 1969 году и к закрытию Мадрида в 1971 году. .

После увольнения Фраги с поста министра информации в 1969 году цензура и конфискация газет снова усилились. Тем не менее, в последние годы режима более авторитетные газеты (такие как La Vanguardia и, в меньшей степени, ABC и Pueblo ) также воспользовались относительным либерализмом закона о прессе, чтобы разнообразить политический дискурс и критиковать политику режима. , хотя и всегда в умеренной или закулисной манере. Таким образом, на момент смерти Франко газеты были местом, где проходили самые противоречивые и важные политические дебаты в стране. В то время как политические институты, такие как кортесы, все еще контролировались ортодоксальными секторами режима, пресса стала, согласно выражениям того времени, «бумажным парламентом».

Юмор и побег

[ редактировать ]

В период франкизма наблюдался расцвет детских периодических изданий, среди которых сохранились и ТБО . В пятидесятые годы появились и другие детские журналы, такие как: Pulgarcito , Tío Vivo [ es ] и El DDT [ es ] от Editorial Bruguera (прибежище для многих взрослых), а также Pumby [ es ] или Jaimito [ es ] , из редакции Valenciana [ es ] и других. Некоторые из них были явно политически оформлены внутри режима, например, Flechas y Pelayos [ es ] . Эволюция «Кодорниса» (интеллектуального по происхождению, идущего от фалангизма, художественных авангардных течений и сюрреализма) в сторону горького и разочарованного юмора принесла ему немало проблем с цензурой и в семидесятые годы уступила место другим юмористические издания для взрослых, которые продолжали раздвигать границы дозволенного, с явно прогрессивной позиции: Hermano Lobo (журнал) [ es ] , El Papus и в 1977 году El Jueves , старейший юмористический журнал в Испании.

Особую роль играла пресса, считавшаяся менее серьезной или более популярной, которую можно было сравнить с эскапистской ролью, которую играли в литературе поджанров ( вестерны Марсьяля Лафуэнте Эстефания или любовные романы Корина Телладо ), а также на радио. радиопостановками выделялся ( Ama Rosa [ es ] , Simplemente María [ es ] ), жанром, в котором Сотье Касасека [ es ] Гильермо . Эскапистская пресса, хотя и в гораздо меньшей степени, чем средства массовой информации, которые развились позже, была преимущественно сенсационной , опираясь на фотографии и, в зависимости от футляра, цвета и глянцевой поверхности, на бумагу более высокого качества. Эль Касо [ es ] сосредоточился на отчетах об авариях и преступлениях, концентрируясь на самых отвратительных аспектах и ​​раздвигая границы хорошего вкуса, насколько позволяла цензура. Читатели еженедельных журналов светской хроники в основном состояли из женщин. Помимо широкого распространения, книга достигла массовой случайной или регулярно читающей публики в кабинетах врачей и парикмахерских, где часто проводились дискуссии с целью прокомментировать ее содержание. Его разделили (как по цене, так и по социальному положению) на аристократическую версию ( ¡Привет! , 1944-, у которого есть и международные версии) и другие, более популярные ( Diez Minutos , 1951-, или бестселлер Pronto , 2014-). Также важны Semana [ es ] (1940-) и Lecturas [ es ] (1917-), старейшие из испанских журналов светской хроники.

Переходный период и демократия

[ редактировать ]
Штаб-квартира Мадридской ассоциации прессы [ es ] [ примечание 42 ]

1970 год ознаменовал начало кризиса, который положил начало информационному обществу , в котором мы живем сегодня. Развитие новых технологий оказало влияние на все средства массовой информации. Было явное преобладание американских агентств и телевизионных сетей. Многие штаты, в которых содержались государственные средства массовой информации, приватизировали их, оставив их в руках крупных бизнес-групп ( PRISA , Grupo Zeta , Grupo Godó , Grupo Correo, Prensa Española [ es ] ; последние две объединились в сентябре 2001 года в Grupo Vocento. ).

В Испании после перехода к демократии пресса пережила с бум большой появлением всевозможных изданий. Помимо газет с давней историей, таких как ABC или La Vanguardia , появились новые, такие как El País ( Grupo Prisa , которая, как полагают, имела тесные связи с Испанской социалистической рабочей партией ) или El Mundo (считается, что она имела тесные связи с Испанской социалистической рабочей партией). в Народную партию ), которые вскоре превратились в солидные медиакомпании и властные группы. Другие были более недолговечными, например Diario 16 , возникший в результате перехода журнала Cambio 16 . Именно в этой газете Педро Х. Рамирес начал свою карьеру режиссера, позже перейдя на работу в El Mundo . Другие газеты были созданы совсем недавно, такие как La Razón — очень консервативная газета, первоначально которой руководил Луис Мария Ансон [ es ] , который покинул ABC из-за разногласий с владельцами и который в конечном итоге также покинул свою новую газету после того, как заставил ее расти. вполне успешно. Луис Мария Ансон и Хуан Луис Себриан (в то время директора ABC и El País ) были одновременно (в 1996 году) назначены полноправными членами Королевской испанской академии , что было воспринято как признание вклада письменной прессы в развитие языка и попытка учреждения выглядеть нейтральным в средствах массовой информации и политические дебаты.

В Барселоне появились и другие газеты, помимо традиционной La Vanguardia (от Grupo Godó , считающейся ненационалистической и консервативной). В их число входили El Periódico de Cataluña (из Grupo Zeta , считающаяся ненационалистической и прогрессивной) и Avui (связанная с каталонским национализмом ). В Стране Басков существовали «Эль Коррео» (ранее известная как «Эль Коррео Эспаньол-Эль Пуэбло Васко» , из группы Воченто, считавшаяся ненационалистической и консервативной), «Дейя» (со связями с Баскской националистической партией ) и «Эгин» — закрытая судом. приказ за его связи с ЭТА и потому, что некоторые журналисты, которые публиковались в нем, также подверглись судебному преследованию, например Пепе Рей [ es ] — место которого занимал Гара , также принадлежащий Херри Батасуне .

Как и в Новое время, список журналистов с высоким литературным качеством очень обширен, в него входят такие имена, как Антонио Гала , Франсиско Умбрал , Мигель Делибес , Габриэль Гарсиа Маркес , Карлос Луис Альварес [ es ] , Фернандо Саватер , Рауль дель Посо [ es ] , Альмудена Грандес , Хуан Хосе Миллас , Хосе Антонио Марина [ es ] , Рафаэль Санчес Ферлосио , Марио Варгас Льоса , Хорхе Эдвардс , Габриэль Альбиак [ es ] , Хорхе Берланга [ es ] , Антонио Бургос , Мигель Гарсиа-Посада [ es ] , Давид Гистау , Луис Антонио де Вильена [ es ] , Мануэль Идальго Руис [ es ] , Эдуардо Мендикутти , Роза Монтеро , Хавьер Ортис [ es ] , Кармен Ригалт , Мануэль Васкес Монтальбан , Висенте Верду , Мануэль Висент , Эспидо Фрейре , Люсия Эчебаррия , Франсиско Ньева , Хуан Марсе , Хосе Луис Альвите [ es ] , Педро Гарсиа Куартанго [ es ] , Хулиан Лаго [ es ] , Хосе Луис Гутьеррес [ es ] , Альфонсо Уссия [ es ] , Хуан Мануэль де Прада [ es ] , Мануэль Мартин Ферран [ es ] , Альфонсо Армада [ es ] , Альфонсо Рохо [ es ] , Артуро Перес-Реверте , Феликс де Асуа , Хавьер Мариас , Моника Фернандес Асейтуно , Игнасио Камачо [ es ] , а также обозревателей, которые вводят аргументы в обсуждение идей в обществе: Хайме Кэмпмани [ es ] , Эдуардо Аро Текглен , Хосе Луис Мартин Прието [ es ] и другие.

Читатель газеты 2008 г.

Присутствие печатной прессы в событиях последних лет не было исключительно отражением действительности, а зачастую предвосхищало и провоцировало ее: наиболее известные журналистские скандалы были связаны в основном с кампаниями, проводимыми El Mundo (под прикрытием расследовательской деятельности). журналистика ) в отношении последних социалистических правительств Фелипе Гонсалеса по делам о коррупции ( дело Герры [ es ] , [ примечание 43 ] дело Filesa [ es ] , [ примечание 44 ] и дело Луиса Рольдана ). [ 31 ] Газета также сыграла важную роль в разоблачении военизированной группировки GAL и ее так называемой «грязной войны», опубликовав обширную серию статей. Кроме того, он также сообщил о разногласиях по поводу взрывов поездов в Мадриде в 2004 году . Луис Мария Ансон [ es ] сделал заявления, в которых он объяснил падение Фелипе Гонсалеса журналистской кампанией, задуманной между ним и другими журналистами, такими как Педро Х. Рамирес , и которая в конечном итоге привела Хосе Марию Аснара к президентству. [ 32 ]

Faro de Vigo — старейшая газета Испании начала XXI века.

Традиционному формату печатной прессы в последние годы был брошен вызов появлением двух новых конкурентов: распространением Интернета и электронными публикациями (которые являются существенной частью модели La Marea и Público , а также Eldiario.es ). и альтернативные средства массовой информации, такие как блоги , и, во-вторых, рост числа бесплатных газет , распространяемых на улицах, а не в обычных местах, таких как газетные киоски ( 20 минут , метро , ​​ADN , Qué! ). Менее успешной была газета, задуманная как метод социальной интеграции бездомных, которые выступали в роли продавцов в качестве альтернативы попрошайничеству ( «Ла Фарола» ). [ 33 ]

Ведущие газеты сегодня

[ редактировать ]

Общий интерес

[ редактировать ]

Экономический

[ редактировать ]

Общий интерес к провинциям или автономным регионам

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Английский: новостные брошюры
  2. ^ Английский: Мадридский вестник, который в 1936 году будет заменен Boletín Oficial del Estado (BOE) или Официальным государственным вестником.
  3. ^ Английский: новостные баллады
  4. ^ Английский: объявления; Итальянский: alert , множественное число: alerts
  5. ^ Английский: Avvis [ так в оригинале ] : рукописные листы с различными новостями, которые более или менее регулярно рассылались платящим клиентам. Их называют по имени, данному им в Венеции, Италия.
  6. ^ Английский: новостной памфлетист
  7. ^ Английский: мельницы слухов
  8. ^ Английский: Шаги Сан-Фелипе
  9. ^ Английский: Дворцовые плиты
  10. ^ Английский: Представители
  11. ^ Английский: букв. Меркурий (имеется в виду Меркурий , посланник богов в римской мифологии)
  12. ^ Английский: газеты
  13. ^ Английский: Газета доставлена ​​в этот город Барселону дилижансом из Парижа в этот день, 28 мая 1641 года. Переведено с французского на наш каталонский язык.
  14. ^ Английский: Экономические общества друзей страны
  15. ^ Английский: Вынести беспристрастное суждение по всем книгам, изданным в Испании.
  16. ^ Английский: букв. прохладительные напитки, общественное собрание, на котором подавали напитки - обычно горячее какао, чай и кофе, а также сладкую выпечку.
  17. ^ Английский: сакраментальные таинства
  18. ^ Английский: Королевский ботанический сад Мадрида.
  19. ^ Английский: Простодушный солдат
  20. ^ Английский: Количество простых слов
  21. ^ Английский: Королевские исследования Сан-Исидро
  22. ^ Английский: Франкофилы, букв. французизированный
  23. ^ Английский: букв. Либеральное трехлетие, или Три либеральных года
  24. ^ Английский: букв. Абсолютистский сексенниум или абсолютистский шестилетний срок
  25. ^ Английский: большой лист
  26. ^ Английский: Сыновья Падиллы
  27. ^ Английский: Славная революция
  28. ^ Английский: букв. Демократический шестилетний срок, или демократический шестилетний срок
  29. ^ Английский: букв. атенеум, тип культурного центра или культурного объединения
  30. ^ Английский: Иберийская анархическая федерация
  31. ^ Английский: Национальная конфедерация труда
  32. ^ Сторонники Хайме, герцога Мадридского , ранее известные как карлисты , а также известные как традиционалисты
  33. ^ Английский: На испанское государство возлагается принятие законов, а на автономные регионы может быть возложено исполнение, в пределах их политических возможностей, по мнению кортесов, по следующим вопросам: (...) 10. Пресса правила. Ассоциации, встречи и публичные зрелища.
  34. ^ Английский: На защите республики
  35. ^ Английский: Группа на службе Республике.
  36. ^ Английский: Национальная делегация прессы и пропаганды.
  37. ^ Английский: Синий комбинезон, что было противоречиво, поскольку синий был цветом униформы, которую носили как ополченцы, так и пролетариат.
  38. С помощью этой статьи Хирону удалось мобилизовать крайне правых и осудить «ложных либералов, проникших в администрацию и на высшие государственные должности».
  39. ^ Английский: Национальная конфедерация бывших комбатантов
  40. ^ Английский: Национальная католическая ассоциация пропагандистов.
  41. ^ Английский: Мюнхенский заговор. Это было уничижительное название, придуманное фалангистской газетой «Арриба », под которым франкистская диктатура относилась к Четвертой конференции Международного европейского движения, состоявшейся в Мюнхене, Германия, в июне 1962 года.
  42. ^ Английский: Мадридская ассоциация прессы.
  43. ^ В котором Хуан Герра, брат тогдашнего заместителя премьер-министра Альфонсо Герра , был привлечен к ответственности за коррупцию.
  44. Коррупционный скандал, в ходе которого была создана группа компаний для покрытия расходов на избирательную кампанию Испанской социалистической рабочей партии 1989 года .
  1. ^ Гарсия де Энтеррия и др. 1995 .
  2. ^ Перейти обратно: а б Санчес-Молини, Луис (13 ноября 2016 г.). «Севилья принадлежала к сети европейских городов, где зародилась журналистика» . Diario de Sevilla (на испанском языке) . Проверено 25 марта 2024 г.
  3. ^ «Новая газета о политических и военных событиях в большинстве стран Европы» (PDF) . Официальный государственный вестник Государственного агентства (на испанском языке). 1 января 1661 года . Проверено 24 марта 2024 г.
  4. ^ «История печати» . Министерство образования и науки (на испанском языке) . Проверено 24 марта 2024 г.
  5. ^ Ланга-Нуньо 2010 , с. 11.
  6. ^ Валенсия, 2017 .
  7. ^ Мариас 2017 .
  8. ^ «История прессы-Глоссарий» . Министерство образования и науки (на испанском языке) . Проверено 24 марта 2024 г. Avvis [ sic ] : Рукописные листы с различными новостями, рассылаемые на более или менее регулярной основе клиентам, которые за них заплатили. Имя, данное им в Венеции (Италия), они получают.
  9. ^ Макинтайр 1987 .
  10. ^ «Уголок, где скрываются истины» . Голос Кадиса (на испанском языке). 9 декабря 2007 года . Проверено 24 марта 2024 г.
  11. ^ Лланас 2004 .
  12. ^ Ламарк 1966 , с. 238.
  13. ^ «Газетная история» . Официальный бюллетень государства (на испанском языке) . Проверено 24 марта 2024 г.
  14. ^ «Новые рядовые события на Севере» . Национальная библиотека Испании (на испанском языке) . Проверено 24 марта 2024 г.
  15. ^ Пах-Остербрук 2014 , стр. 11–13.
  16. ^ Шульте 1968 , с. 70.
  17. ^ Перейти обратно: а б Шульте 1968 , с. 109.
  18. ^ Шульте 1968 , с. 87.
  19. ^ Шульте 1968 , с. 86.
  20. ^ Шульте 1968 , с. 93.
  21. ^ Перес Сампер 2001 , с. 19.
  22. ^ Шульте 1968 , с. 108.
  23. ^ Шульте 1968 , с. 107.
  24. ^ Перейти обратно: а б Шульте 1968 , с. 111.
  25. ^ Руэда Лаффонд, Галан Фахардо и Рубио Морага 2014 .
  26. ^ «Луис Микель покупает LUZ у Николы Мª де Ургоити, чтобы создать трест газет Azañista с AHORA, EL SOL и LA VOZ» . Библиотека газет Буитре (на испанском языке). 15 сентября 1932 года . Проверено 24 марта 2024 г.
  27. ^ «Мартин Луис Гусман» . Британская энциклопедия . Проверено 24 марта 2024 г.
  28. ^ Алькубьерре Мойя, Беатрис; Рамирес Гарридо, Хайме (1 декабря 2011 г.). «Мартин Луис Гусман: В тени революции» . Нексос (на испанском языке) . Проверено 24 марта 2024 г.
  29. ^ «Провал Луиса Микеля в СМИ: он уходит из газеты LUZ, которая станет графическим изданием вместе с Corpus Barga» . Библиотека газет Буитре (на испанском языке). 30 июня 1933 года . Проверено 24 марта 2024 г.
  30. ^ Лопес 2016 , с. 3.
  31. ^ Иглесиас, Лейр (28 октября 2022 г.). «Черное наследие Фелипе Гонсалеса: «Это были годы безнаказанности» » . Эль Мундо (Испания) (на испанском языке) . Проверено 25 марта 2024 г.
  32. ^ «Ансон: «Чтобы положить конец Гонсалесу, была нарушена стабильность государства» » . Эль Паис (на испанском языке). 17 февраля 1998 года . Проверено 25 марта 2024 г.
  33. ^ Агирре, Бегонья (28 января 1995 г.). «200 бездомных получают доход от уличной продажи «Ла Фаролы»» . Эль Паис (на испанском языке) . Проверено 25 марта 2024 г.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2c3bae8e16f5fba3f36b3e12513cfd9f__1714154580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2c/9f/2c3bae8e16f5fba3f36b3e12513cfd9f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of Spanish journalism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)