Анри де Сен-Симон
Анри де Сен-Симон | |
---|---|
![]() Посмертный портрет (1848); После Аделаида Лабиль-Гуарда | |
Рожденный | Клод Анри де Руврой, граф Сен-Симона 17 октября 1760 г. |
Умер | 19 мая 1825 г. Париж, Франция | (в возрасте 64 лет)
Эпоха | Философия 19-го века |
Область | Западная философия |
Школа | Сен-Симонизм Социализм Утопический социализм |
Основные интересы | Политическая философия |
Примечательные идеи | Промышленное классовое отличие |
Часть серии на |
Социализм |
---|
![]() |
Часть серии на |
Либерализм |
---|
![]() |
Клод Анри де Руврой, граф Сен-Симона (17 октября 1760-19 мая 1825 г.), более известный как Анри де Сен-Симон ( Французский: [Ãʁi Də sɛ̃ simɔ̃] ), был французским политическим, экономическим и социалистическим теоретистом и бизнесменом, чья мысль оказала существенное влияние на политику, экономику, социологию и философию науки . Он был более молодым родственником знаменитого мемуариста Герцо-де-Сен-Симон .
Сен-Симон создал политическую и экономическую идеологию, известную как Сен-Симонизм, которая утверждала, что потребности промышленного класса , который он также называл рабочим классом , должны быть признаны и удовлетворены, чтобы иметь эффективное общество и эффективную экономику. [ 10 ] В отличие от концепций в индустриализациях общества рабочего класса, являющиеся только ручными работниками , концепция этого класса в конце 18-го века включала всех людей, занимающихся продуктивной работой, которая способствовала обществу, таким как бизнесмены, менеджеры, ученые, банкиры и ручное Рабочие, среди других. [ 11 ]
Сен-Симон полагал, что основной угрозой потребностям промышленного класса был класс на холостом ходу : уровень общества, который включал трудоспособных лиц, которые вместо использования своего труда в пользу социальных и экономических порядков предпочли паразитическую жизнь труда избегание. [ 10 ] Сен-Симон подчеркнул трехстороннее признание достоинств индивидуальной, социальной иерархии и более широкой экономики, таких как иерархические, основанные на заслуги организации менеджеров и ученых; Те, кто находится на вершине иерархий, будут лицами, принимающими решения в правительстве. [ 11 ] Сен-Симон сильно критиковал любое расширение государственного вмешательства в экономику, за исключением обеспечения продуктивных условий труда и снижения безделья в обществе; Он рассматривал вмешательство за пределами этого как слишком навязчивое. [ 10 ]
Концептуальное признание Сен-Симона о достоинствах широкого социально-экономического вклада и ценностной эпохи научных знаний, вдохновленных и влияния утопического социализма , [ 11 ] Либеральный политический теоретик Джон Стюарт Милл , [ 6 ] Анархизм (через своего основателя, Пьера-Джозеф Паркун ), [ 7 ] и марксизм - Карл Маркс и Фридрих Энгельс определили Сен-Симон как вдохновение для своих идей и классифицировали его среди утопических социалистов. [ 11 ] Взгляды Сен-Симона также повлияли на социолога 20-го века и экономиста Торштейна Веблена Веблена , в том числе создание Институциональной экономики , в которую входили выдающихся экономистов в качестве сторонников. [ 12 ]
Биография
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Анри де Сен-Симон родился в Париже как французский аристократ. Двоюродный брат его дедушки был герцогом Сен-Симоном . [ 13 ]
С его юности Сен-Симон был очень амбициозным. Он приказал своему камердинеру разбудить его каждое утро: «Помни, месье Ле Комт, что у тебя есть замечательные дела». [ 14 ] Среди его ранних схем был один, чтобы соединить Атлантику и Тихоокеанский океаны с помощью канала, а другой - для построения канала из Мадрида до моря. [ 15 ]
Во время американской революции Сен-Симон присоединился к американцам, полагая, что их революция сигнализировала о начале новой эры. [ 16 ] Он сражался вместе с Маркизом де Лафайеттом в период с 1779 по 1783 год, [ 17 ] и принял участие в осаде Йорктауна под командованием генерала Джорджа Вашингтона . [ 18 ] Сен-Симон был захвачен и заключен в тюрьму британскими войсками в конце его службы, и после его освобождения вернулся во Францию для изучения инженерии и гидравлики в Ecole de Mézières . [ 19 ]
В начале французской революции в 1789 году Сен-Симон быстро одобрил революционные идеалы свободы, равенства и братства . В первые годы революции Сен-Симон посвятил себя организации крупной промышленной структуры, чтобы найти научную школу улучшения. Ему нужно было собрать некоторые средства для достижения своих целей, что он сделал по спекуляциям земли. Это было возможно только в первые несколько лет революции из -за растущей нестабильности политической ситуации во Франции, которая мешала ему продолжить свою финансовую деятельность и действительно подвергал свою жизнь риску. Сен-Симон и Талейранд планировали продолжить во время террора, купив собор Нотр-Дам , лишив крышу металла и продавая металл для лома. Сен-Симон был заключен в тюрьму по подозрению в участии в контрреволюционной деятельности. Он был освобожден в 1794 году в конце террора. [ 16 ] После того, как он восстановил свою свободу, Сен-Симон оказался чрезвычайно богатым из-за амортизации валюты, но его состояние впоследствии было украдено его деловым партнером. С тех пор он решил посвятить себя политическим исследованиям и исследованиям. После создания Политехники Ecole в 1794 году, школа, созданная для обучения молодых людей в области наук и промышленности и финансируемой государством, Сен-Симон стал вовлеченным в новую школу. [ 20 ]
Жизнь как работающий взрослый
[ редактировать ]
Когда ему было почти 40 лет, он прошел разнообразный курс обучения и экспериментировал, чтобы расширить и прояснить его взгляд на вещи. Одним из этих экспериментов был несчастный брак в 1801 году для Александрин-Софи Гури де Шампгранд , который он мог иметь литературный салон . Через год брак был распущен в взаимном согласии. Результатом его экспериментов стало то, что он оказался совершенно обнищавшим и жил в Пенде до конца своей жизни. Первым из его многочисленных произведений, в основном научных и политических, был Lettres d'un Dabiant De Genève , который появился в 1802 году. В этой первой работе он призвал к созданию религии науки с Исааком Ньютоном как святой. [ 20 ]
Самые ранние публикации Сен-Симона, такие как его введение Aux Travaux Scientifiquiques du xixe siècle (введение в научные открытия 19-го века (1803) и его Mémoire sur la science de l'homme (Заметки об исследовании человека) (1813), (Последний из которых является восхвалой Наполеона ), демонстрируйте свою веру в науку как средство восстановления общества.
Через несколько лет после своей писательской карьеры Сен-Симон оказался разрушенным и был вынужден зарабатывать на жизнь. После нескольких попыток вернуть свои деньги от своего бывшего партнера, он получил финансовую поддержку от Diard, бывшего сотрудника, и смог опубликовать в 1807 году свою вторую книгу « Введение Aux Travaux Scientifiques du xix siècle» . Диард умер в 1810 году, а Сен-Симон снова оказался бедным, и на этот раз также в плохом здоровье. Его отправили в санаторий в 1813 году, но с финансовой помощью родственников он успел восстановить свое здоровье и получить некоторое интеллектуальное признание в Европе. В феврале 1821 года появился Du Système Industriel , а в 1823–1824 гг. Catéchisme des Industriels . [ 21 ]
Около 1814 года он написал эссе «о реконструкции европейского сообщества» и отправил его на Конгресс Вены . Он предложил европейское королевство, построившись на Франции и Соединенном Королевстве. [ 22 ]
В течение последнего десятилетия Сен-Симон сосредоточился на темах политической экономии . Вместе с Огюстом Контом (тогда только подростком) Сен-Симон прогнозировал общество, обходящее изменения французской революции , в которой наука и промышленность будут принимать моральную и временную силу средневековой теократии . [ 23 ] В своей последней работе, однако, Le Nouveau Christianisme (новое христианство) (1825), Сен-Симон вернулся к более традиционным идеям обновления общества через христианскую братскую любовь . Он умер вскоре после публикации. [ 24 ]
Попытка самоубийства
[ редактировать ]
9 марта 1823 года, разочарованного отсутствием результатов его письма (он надеялся, что они направят общество к социальному улучшению), он попытался покончить с отчаянием. [ 25 ] Примечательно, что он шесть раз выстрелил себе в голову, не преуспевая, теряя зрение одним глазом. [ 26 ]
Смерть
[ редактировать ]Он умер 19 мая 1825 года и был похоронен на кладбище Le Père Lachaise в Париже, Франция.
Идеи
[ редактировать ]Индустриализм
[ редактировать ]В 1817 году Сен-Симон опубликовал манифест под названием «Декларация принципов» в своей работе под названием L'Idustrie («промышленность»). [ 10 ] Декларация была о принципах идеологии, называемой индустриализмом, которая призывала к созданию промышленного общества, возглавляемого людьми в рамках того, что он определил как промышленный класс. [ 10 ] Промышленный класс, также называемый рабочим классом, был определен как включающий всех людей, занимающихся продуктивной работой, которая способствовала обществу, подчеркивая ученых и промышленников, но включая инженеров, бизнесменов, менеджеров, банкиров, ручных работников и других. [ 11 ]
Сен-Симон сказал, что основной угрозой потребностей промышленного класса была еще один класс, который он назвал классом на холостом ходу, который включал в себя способных людей, которые предпочитали быть паразитными и извлекают выгоду из работы других, стремясь избежать работы. [ 10 ] Он увидел происхождение этой паразитической деятельности бездельниками в том, что он считал естественной лень человечества. [ 10 ] Он полагал, что основными экономическими ролями правительства были обеспечение того, чтобы продуктивная деятельность в экономике была беспрепятственной и снизить бездействие в обществе. [ 10 ]
В декларации Сен-Симон сильно критиковал какое-либо расширение вмешательства правительства в экономику за пределами этих двух основных экономических ролей, заявив, что когда правительство выходит за рамки этих ролей, оно становится «тираническим врагом промышленности» и что промышленная экономика отказатся Как следствие такого чрезмерного правительственного вмешательства. [ 10 ] Сен-Симон подчеркнул необходимость признания достоинств индивидуума и необходимости иерархии заслуг в обществе и в экономике, таких как общество, имеющее иерархические организации менеджеров и ученых, основанных на заслугах. [ 11 ] Его взгляды были радикальными для его времени. Он основал на идеях Просвещения , которые бросили вызов церковному доктрине и старшему режиму с идеей прогресса в промышленности и науке [ 20 ]
Сильно под влиянием отсутствия социальной привилегии, которую он видел в начале Соединенных Штатов, Сен-Симон отказался от своего аристократического титула и стал в пользу формы меритократии , убедившись, что наука является ключом к прогрессу и что можно разработать общество, основанное на объективных научных принципах. [ 27 ] Он утверждал, что феодальное общество во Франции и в других местах должно было быть распущено и превращено в промышленное общество . [ 28 ] Таким образом, он изобрел концепцию промышленного общества. [ 28 ]
Экономические взгляды и идеи Сен-Симона находились под влиянием Адама Смита, которого Сен-Симон глубоко восхищался, и назвал его в похвале «бессмертным Адамом Смитом». [ 2 ] Он поделился с Смитом верой в то, что налоги должны быть значительно сокращены от того, что они были тогда, чтобы иметь более просто промышленную систему. [ 2 ] Сен-Симон желал минимизации государственного вмешательства в экономику, чтобы предотвратить нарушение продуктивной работы. [ 2 ] Он подчеркнул более решительно, чем Смит, что государственное управление экономикой, как правило, была паразитарной и враждебной по отношению к потребностям производства. [ 28 ] Как и Адам Смит, модель общества Сен-Симона подражала научным методам астрономии и сказала: «Астрономы приняли только те факты, которые были подтверждены наблюдением; они выбрали систему, которая связала их лучше всего, и с тех пор они никогда не возглавляли Наука сбиться. " [ 29 ]
Сен-Симон рассмотрел Французскую революцию и считал ее потрясением, обусловленным экономическими изменениями и классовыми конфликтами . В своем анализе он полагал, что решением проблем, которые привели к французской революции, будет создание промышленного общества, где иерархией заслуг и уважения к продуктивной работе будет основой общества, в то время как ряды наследственных и военных Иерархия уменьшит значение в обществе, потому что они не были способны возглавить продуктивное общество. [ 11 ]
Религиозные взгляды
[ редактировать ]До публикации « Христианизм нуво » Сен-Симон не обеспокоен теологией . В новичке христианизм Сен-Симон предполагает веру в Бога ; Его объект в трактате - уменьшить христианство до его простых и основных элементов. Он делает это, очистив его от того, что он считал догмами и другими дефектами, которые стали определять католические и протестантские формы христианства. Сен-Симон установил комплексную формулу для «нового христианства»: «Все общество должно стремиться к улучшению морального и физического существования самого бедного класса; Общество должно организовать себя в том, как лучше всего адаптируется для достижения этой цели . " [ 30 ]
Влияние
[ редактировать ]Мысль Сен-Симона оказала значительное влияние на французскую и европейскую технократическую мысль, развитие технократического интернационализма , а также к крупным промышленным и финансовым проектам, включая Суэцкий канал , канал туннель , Credit Mobilier и Chemins de Fer De Paris à Lyon et à la méditerranée . [ 31 ] После смерти Сен-Симона в 1825 году его последователи стали отличаться от того, как обнародовать его идеи. [ Цитация необходима ] Самым известным учеником Сен-Симона был Огюст Конт . [ 32 ]
В 1831 году Barthélemy Prosper Enfantin и Amand Bazard приобрели газету Le Globe в качестве официального органа для своих революционных друзей по братству этой истины . [ 33 ] Первоначально оба мужчины должны были быть со-лидерами, которые называют себя высшими отцами . Тем не менее, Базард покинул группу, поскольку она становилась все более ритуальной и религиозное с Энфантином, основавшим общину в Менилмонтанте, где он осудил брак как тирания, способствуя свободной любви , объявил себя «выбранным Богом» и начал предсказывать, что «женская мессия» будет Скоро спасай человечество. [ 33 ] Энфантин продолжил бы организовать экспедицию учеников в Константинополь , а затем в Египет , где он повлиял на создание Суэцкого канала . [ 34 ]
Густав Д'Айхталь был симпатизатором Сен-Симонского движения, которое практически развивалось сосудистых представлений и участвовало в развитии французской экономики, основав ряд ведущих проблем, включая компанию Суэцкого канала , основанная Симпатизатором Святого-Симоня Фердинанданд. De Lesseps и Bank Credit Mobilier , который был создан братьями-Пересами, которые были членами святого симонского движения. [ 35 ] Также было отмечено, что Сен-Симонские идеи оказали значительное влияние на новые религиозные движения, такие как спиритизм и оккультизм с 1850-х годов. [ 36 ] Карл Маркс считал святых-симонианцев «патриархами социализма». [ 37 ]
Французский феминистский и социалистический писатель Флора Тристан (1803–1844) заявила, что Мэри Уоллстонекрафт , автор оправдания прав женщины , ожидала идеи Сен-Симона по поколению. [ 38 ] [ сомнительно - обсудить ]
Карл Маркс идентифицировал Сен-Симон как среди которых он назвал « утопическими социалистами », хотя историк Алан Райан рассматривает некоторых последователей Сен-Симона, а не самого Сен-Симона, как ответственность за рост утопического социализма, основанный на себе на себе. Идеи Сен-Симона. [ 11 ] Райан также различает концепции Сен-Симона и марксизма, поскольку Сен-Симон не способствовал независимой организации рабочего класса и лидерства в качестве решения капиталистических социальных проблем, а также не придерживался марксистского определения рабочего класса, исключенного исключенным фундаментальными частными частными Закон о недвижимости от контроля над средствами производства. [ 11 ] В отличие от Маркса, Сен-Симон не рассматривал классовые отношения в отношении средств производства, как двигатель социально-экономической динамики, а скорее формой управления. [ 11 ] Кроме того, Сен-Симон не критиковал капиталистов как эксклюзивных владельцев, сотрудников, контролеров и лиц, принимающих решения. Скорее, он рассматривал капиталистов важным компонентом «промышленного класса». [ 39 ] Далее Райан предполагает, что к 1950-м годам стало ясно, что Сен-Симон представила «современное» понимание промышленного общества. [ 11 ]
По словам о. Кирилл Мартиндейл , Роберт Хью Бенсон, понял свой дистопический научно-фантастический роман о антихристе , опубликованный в 1908 году как «Лорд мира» , от его друга и литературного наставника Фредерика Рольфа , который также представил монсеньор Бенсона с трудами Сен-Симона. По словам о. Мартиндейл, как Бенсон читал сочинения Сен-Симона, «Видение дехристализированной цивилизации, возникшее в результате разрушения французского Ансиенского Режима , возник перед ним, и он слушал предположение мистера Рольфа о том, что он должен написать книгу об антихристах». [ 40 ]
Работа
[ редактировать ]Сен-Симон написал различные отчеты о своих взглядах:
- Письма от жителя Женевы к ее современникам (1803)
- Промышленность (1816–1817)
- Политика (1819)
- Организатор (1819–1820)
- Промышленной системы (1822)
- Катехизис промышленников (1823–1824)
- Новое христианство (1825)
- Выпуск произведений Сен-Симона и Энфантина был опубликован оставшимися в живых секты (47 томов, Париж, 1865–1878).
Смотрите также
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Джереми Дженнингс. Революция и республика: история политической мысли во Франции с восемнадцатого века. Издательство Оксфордского университета, 2011. С. 347.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Грегори Клэйс. Энциклопедия мысли девятнадцатого века. Oxon, Великобритания: Routledge, 2005. с. 136
- ^ Jump up to: а беременный в Pilbeam, Pamela M. (2014). Сен-симонианцы во Франции девятнадцатого века: от бесплатной любви к Алжиру . Спрингер. п. 5
- ^ Джон Пауэлл, Дерек У. Блейкли, Тесса Пауэлл. Биографический словарь литературных влияний: девятнадцатый век, 1800–1914 . Greenwood Publishing Group, 2001. с. 267.
- ^ Жан-Рен Суратто, «Restif (de la Bretonne) Николас Эдме», в: Альберт Собул (ред.), Исторический словарь французской революции , Париж, PUF, 1989, 2-е изд. Quadrige, 2005, с. 897–898.
- ^ Jump up to: а беременный Николас Капальди. Джон Стюарт Милл: биография. Издательство Кембриджского университета, 2004. С. 77–80.
- ^ Jump up to: а беременный Роб Ноулз. Политическая экономия снизу: экономическая мысль в коммунитарном анархизме 1840–1914 гг . Routledge, 2013. с. 342.
- ^ Koslowski, Stefan (2017). «Лоренц фон Стейн как у ученика Сен-Симона и французских утопиан». Европейский журнал истории политических идей и государственных учреждений . 11
- ^ Горовиц, Ирвинг Луи, век Веблена: Коллективный портрет (2002), с. 142
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Кит Тейлор (ред., Тр.). Анри де Сен -Саймон, 1760–1825 гг . Нью -Йорк, США: Holmes and Meier Publishers, Inc, 1975. С. 158–161.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k Алан Райан. На политике . Книга II. 2012. С. 647–651.
- ^ Винсент Моско. Политическая экономия общения . SAGE, 2009. с. 53
- ^ «Британская» . 15 мая 2023 года.
- ^ Баски, Дональд Ф.: «Коммунизм в истории и теории: от утопического социализма до падения Советского Союза»
- ^ Мануэль, Фрэнк Э.: «Пророки Парижа», Harper & Row 1962
- ^ Jump up to: а беременный Карабелл, Захари (2003). Развалив пустыню: создание Суэцкого канала . Альфред А. Кнопф. п. 25 ISBN 0-375-40883-5 .
- ^ Хасан, Самиул; Крокер, Рут; Руссельер, Дэмиен; Дюмон, Джорджетт; Хейл, Шарилин; Шринивас, Хари; Гамильтон, Марк; Кумар, Сунил; Маклин, Чарльз (2010), «Сен-Симон, Клод-Генри де Руврой (Comte de)», в Anheier, Helmut K.; Toepler, Stefan (Eds.), Международная энциклопедия гражданского общества , Springer US, с. 1341–1342, doi : 10.1007/978-0-387-93996-4_811 , ISBN 9780387939940
- ^ Исаия Берлин, Свобода и ее предательство , издательство Принстонского университета, 2002, с. 109
- ^ Хасан, Самиул; Крокер, Рут; Руссельер, Дэмиен; Дюмон, Джорджетт; Хейл, Шарилин; Шринивас, Хари; Гамильтон, Марк; Кумар, Сунил; Маклин, Чарльз (2010), «Сен-Симон, Клод-Генри де Руврой (Comte de)», в Anheier, Helmut K.; Toepler, Stefan (Eds.), Международная энциклопедия гражданского общества , Springer US, с. 1341–1342, doi : 10.1007/978-0-387-93996-4_811 , ISBN 9780387939940
- ^ Jump up to: а беременный в Карабелл, Захари (2003). Развалив пустыню: создание Суэцкого канала . Альфред А. Кнопф. п. 26 ISBN 0-375-40883-5 .
- ^ Сен-Симон, Анри (2012-11-14). Полные работы Сен-Симона: 4 тома (по-французски). Прессает университетские органы де Франс. ISBN 978-2-13-062090-7 .
- ^ Досенроде, Сёрен (1998). Датская европейская авиация . Аархус: Систем. П. 87-7783-959-5 .
- ^ Я встречаюсь (1912)
- ^ Hewett, 2008
- ^ Пикеринг, Мэри (2006-04-20). Огюст Конт: Том 1: интеллектуальная биография . Издательство Кембриджского университета. п. 231. ISBN 978-0-521-02574-4 .
- ^ Trombley, Stephen (2012-11-01). Пятьдесят мыслителей, которые сформировали современный мир . Атлантические книги. ISBN 978-1-78239-038-1 .
- ^ Ньюман, Майкл . (2005) Социализм: очень короткое введение , Oxford University Press, ISBN 0-19-280431-6
- ^ Jump up to: а беременный в Мюррей, например, Смит. Ранняя современная социальная теория: выбранные интерпретирующие чтения . Торонто, Канада: Canadian Scholars Press, Inc, 1998. с. 80
- ^ Мюррей, например, Смит. Ранняя современная социальная теория: выбранные интерпретирующие чтения . Торонто, Канада: Canadian Scholars Press, Inc, 1998. С. 80–81.
- ^ Сен-Симон (1825). Новое христианство (новое христианство) . Париж, Франция.
- ^ Eijking, Jan (2022). «Священство знаний»: международная мысль о Анри де Сен-Симоне » . Международные исследования ежеквартально . 66 (1). doi : 10.1093/isq/sqab089 . Получено 10 июня 2023 года .
- ^ Карабелл, Захари (2003). Развалив пустыню: создание Суэцкого канала . Альфред А. Кнопф. п. 27 ISBN 0-375-40883-5 .
- ^ Jump up to: а беременный Ea Bucchianeri (2008). Фауст: Моя душа проклята за мир . Автор. п. 625. ISBN 978-1-4343-9061-5 .
- ^ * Карабелл, Захари (2003). Развалив пустыню: создание Суэцкого канала . Альфред А. Кнопф. С. 28, 31–37 . ISBN 0-375-40883-5 .
- ^ Леопольд, 1998
- ^ Strube, 2016
- ^ Памела М. Пилбим (2 января 2014 г.). Сен-симонианцы во Франции девятнадцатого века: от бесплатной любви к Алжиру . Palgrave Macmillan UK. п. 1. ISBN 978-1-137-31396-6 .
- ^ Прогулки в Лондоне , впервые опубликовано в 1840 году. Стр. 276, издание в мягкой обложке (2003) из La Découverte.
- ^ Артур Берни. Экономическая история Европы 1760–1930 . Routledge, 1930 (оригинал), 2010. С. 113.
- ^ Martindale, CC (1916). Жизнь монсеньора Роберта Хью Бенсона, вып. 2 Страница 65. Лондон: Longmans, Green & Co.
Общие и цитируемые ссылки
[ редактировать ]- Атрибуция
- общественном доступе : Киркуп, Томас; Shotwell, James (1911). " Сен-Симон, Клод Анри де Руврой, Comte de ". В Чисхолме, Хью (ред.). Encyclopædia Britannica . Тол. 24 (11 -е изд.). Издательство Кембриджского университета. С. 45–47. Эта статья включает в себя текст из публикации, который сейчас в
Внешние ссылки
[ редактировать ]


- «Сен-Симон и Сен-Симонизм» Католическая энциклопедия
- Сен-Симон и Сен-Симонизм: глава в истории социализма во Франции Артура Джона Бута
- Французский Фауст: Анри де Сен-Симон , 1955 г. Биография Матхурина Дондо
- Анри де Сен-Симон: великий синтезист Каспар Хьюетт
- Новое христианство , 1825, Анри де Сен-Симон
- Сен-симонисты
- 1760 Рождения
- 1825 Смерть
- Якобинс
- Народ французской революции
- Европейские демократические социалисты
- Бесплатные защитники любви
- Французские христианские социалисты
- Утопические социалисты
- Французские писатели -мужчины
- Писатели из Парижа
- Похороны на кладбище отца Лахайз
- Утилитаристы
- Французские политические философы
- Французские философы технологий
- Французские философы науки
- Философы религии
- Французские писатели 19-го века
- Мужские писатели 19-го века
- Французские философы 19-го века
- Руврой Семья
- Французские военнослужащие американской революционной войны
- Социалистические экономисты