Jump to content

Сфера влияния

(Перенаправлено из «Политика сферы влияния» )
Газетная карикатура 1912 года, подчеркивающая влияние Соединенных Штатов в Латинской Америке после доктрины Монро.
Французская политическая карикатура 1898 года Китай — торт королей и императоров» изображающая королеву Викторию британскую « , Вильгельма II кайзера Германии разделяющего , царя Николая II российского , , Марианну Французскую которым и японского императора Мэйдзи, Китай , правит император Гуансюй . « Кяо-Чеу » и « Порт-Артур », написанные на кусочках торта, представляют эти места в Китае; стереотипный мандарин на заднем плане реагирует ужасом.

В сфере международных отношений сфера влияния — это пространственный регион или концептуальное разделение, в отношении которого государство или организация имеет определенный уровень культурной , экономической , военной или политической исключительности.

Хотя между лицами, находящимися под влиянием, и влиятельными лицами может существовать формальный союз или другие договорные обязательства, такие формальные договоренности не являются необходимыми, и влияние часто может быть скорее примером мягкой силы . Точно так же формальный альянс не обязательно означает, что одна страна находится в сфере влияния другой. Высокий уровень эксклюзивности исторически был связан с более высоким уровнем конфликтов.

В более крайних случаях страна, находящаяся в «сфере влияния» другой, может стать дочерней компанией этого государства и фактически выступать в качестве государства-сателлита или фактической колонии . Так было с Советским Союзом и его Восточным блоком после Второй мировой войны. Система сфер влияния, с помощью которых могущественные страны вмешиваются в дела других, сохраняется и по сей день. Ее часто анализируют с точки зрения сверхдержав , великих держав и/или средних держав .

Иногда части одной страны могут попасть в две разные сферы влияния. В 19 веке буферные государства Иран , и Таиланд , лежащие между империями Британии , Франции и России были разделены между сферами влияния этих трёх международных держав . Аналогичным образом, после Второй мировой войны Германия была разделена на четыре оккупационные зоны , три из которых позже объединились в Западную Германию , а оставшаяся стала Восточной Германией , первая — член НАТО , а вторая — член Варшавского договора .

Исторические пережитки

[ редактировать ]

Многие могущественные государства в прошлые века имели подчиненные государства-данники , чья родная династия признавала сюзеренитет великой державы . [ нужна ссылка ]

Карта Африки 1897 года показывает европейскую «сферу влияния».

Многие регионы мира объединены культурным влиянием, унаследованным от предыдущей сферы влияния, даже если они больше не находятся под политическим контролем. Примеры включают Англосферу , Арабский мир , Персосферу , Евросферу , Франкофонию , Франсафрику , Германосферу , Индосферу , Испанидад , Латинскую Европу / Латинскую Америку , Лусофонию , Тюркосферу , Синосферу , Слависферу , Малайский мир , Постсоветские государства и многие другие.

Ранние Соединенные Штаты (1820-е гг.)

[ редактировать ]

Александр Гамильтон , первый министр финансов США , стремился к тому, чтобы Соединенные Штаты установили сферу влияния в Северной Америке . [1] Гамильтон, писавший в « Записках федералиста» , вынашивал амбиции, направленные на то, чтобы США поднялись до статуса мировой державы и набрали силы, чтобы изгнать европейские державы из Америки , взяв на себя мантию регионального доминирования среди американских стран, хотя большая часть Нового Света была европейской. колоний в тот период. [2]

Эта доктрина, получившая название « Доктрина Монро », была официально оформлена при президенте Джеймсе Монро , который утверждал, что Новый Свет должен был стать сферой влияния, удаленной от европейского посягательства. Когда США стали мировой державой, немногие страны осмелились вторгнуться в эту сферу. [3] (Заметное исключение произошло с Советским Союзом и кубинским ракетным кризисом .).

По состоянию на 2018 год госсекретарь Рекс Тиллерсон продолжал ссылаться на доктрину Монро, рекламируя Соединенные Штаты партнера региона как предпочтительного торгового по сравнению с другими странами, такими как Китай . [4]

Эпоха нового империализма (конец 1800-х – начало 1900-х годов)

[ редактировать ]
Разграничение британского и российского влияния в Иране

Что касается Сиама ( Таиланд ), Великобритания и Франция подписали соглашение в 1904 году, согласно которому британцы признали французскую сферу влияния к востоку от бассейна реки Менам ( река Чао Прайя ); в свою очередь, французы признали британское влияние на территории к западу от бассейна Менама и к западу от Сиамского залива . Обе стороны отвергли любую идею аннексии сиамской территории. [5]

В англо-русском соглашении 1907 года Великобритания и Россия разделили Персию ( Иран ) на сферы влияния, при этом русские получили признание влияния на большую часть северного Ирана, а Великобритания установила зону на юго-востоке. [6] [7]

В Китае в середине 19-го и 20-го веков (известном в Китае как « век унижения ») Великобритания , Франция , Германия , Россия и Япония обладали особой властью над большими участками китайской территории, основанной на обеспечении «обязательств неотчуждения». за свои «сферы интересов»; только Соединенные Штаты не смогли участвовать из-за своего участия в испано-американской войне . Эти сферы влияния были приобретены путем принуждения цинского правительства к подписанию « неравноправных договоров » и долгосрочной аренды. [8]

В начале 1895 года французы заявили права на территорию в Юго-Западном Китае . [9] К декабрю 1897 года немецкий кайзер Вильгельм II заявил о своем намерении захватить территорию в Китае, что ускорило борьбу за разграничение зон влияния в Китае . Немцы получили в провинции Шаньдун исключительный контроль над кредитами на развитие, горнодобывающей промышленностью и владением железными дорогами. [10] в то время как Россия получила сферу над всей территорией к северу от Великой стены , [11] в дополнение к предыдущему освобождению от налогов для торговли в Монголии и Синьцзяне , [12] экономические державы, подобные немецкой, над провинциями Фэнтянь , Цзилинь и Хэйлунцзян . Франция получила сферу влияния над Юньнанью , а также над большей частью Гуанси и Гуандун ; провинций [13] Япония над Фуцзянь ; провинцией [13] и британцы по всей долине реки Янцзы [13] (определяются как все провинции, прилегающие к реке Янцзы, а также провинции Хэнань и Чжэцзян ), [11] части провинций Гуандун и Гуанси , [14] и часть Тибета . [15] Только провинцию запрос Италии на Чжэцзян был отклонен китайским правительством. [13] Сюда не входят территории аренды и концессии , на которых иностранные державы имели полную власть.

Сферы влияния в Китайской империи в начале 20 века.

Российское правительство военным путем оккупировало их зону, навязало свои законы и школы, конфисковало привилегии на добычу полезных ископаемых и лесозаготовок, заселило своих граждан и даже установило свою муниципальную администрацию в нескольких городах. [16] последнее без согласия Китая. [17]

Державы (и Соединенные Штаты) могли иметь свои собственные суды, почтовые отделения, коммерческие учреждения, железные дороги и канонерские лодки на территории, которая на бумаге считалась китайской территорией. Однако роль иностранных держав и их контроль в некоторых случаях могли быть преувеличены; местное правительство настойчиво ограничивало дальнейшие посягательства. [18] Система прекратила свое существование после Второй мировой войны .

6 сентября 1899 года госсекретарь США Джон Хэй направил ноты крупным державам (Франции, Германии, Великобритании, Италии, Японии и России), в которых просил их официально заявить, что они будут поддерживать территориальную и административную целостность Китая и не будут вмешиваться в свободное использование договорных портов в пределах их сфер влияния в Китае, поскольку Соединенные Штаты чувствовали угрозу со стороны гораздо более обширных сфер влияния других держав в Китае и опасались, что они могут потерять доступ к китайскому рынку, если страна будет официально признана разделенный. [19] Хотя договоры, заключенные после 1900 года, упоминают эту « политику открытых дверей », конкуренция между различными державами за специальные концессии внутри Китая в отношении прав на железные дороги, права на добычу полезных ископаемых, кредиты, порты внешней торговли и т. д. продолжалась с неослабевающей силой. [20] при этом сами США противоречили этой политике, согласившись признать японскую сферу в Соглашении Лансинга-Исии . [21]

В 1910 году великие державы — Великобритания, Франция, Германия, США, а позже Россия и Япония — проигнорировали политику открытых дверей и сформировали банковский консорциум , состоящий из национальных банковских групп, поддерживаемых соответствующими правительствами, через которые все иностранные кредиты Китай был монополизирован, что давало державе политическое влияние на Китай и уменьшало экономическую конкуренцию между иностранцами. укрепления правления китайского военачальника Юань Шикая Эта организация контролировала большую часть китайских налоговых поступлений в рамках «траста», используя небольшую часть для эффективного . Обновленный консорциум Великобритании, Франции, Японии и США в 1920 году фактически наложил вето на все кредиты на развитие Китая, установив контроль над китайским правительством, стремясь контролировать все железные дороги, порты и автомагистрали в Китае. [22] [23] Консорциум помог сдержать политический и финансовый конфликт между партиями и государствами по поводу кредитов, одновременно установив иностранный контроль над финансами Китая в период революционных потрясений, которые Консорциум также помог ускорить. [24]

Вторая мировая война (1939–1945)

[ редактировать ]

Японская империя

[ редактировать ]
Осенью 1942 года немецкая и японская сферы прямого влияния достигли максимальной степени.

Другой пример: в разгар своего существования во Второй мировой войне Японская империя имела довольно большую сферу влияния. Японское правительство напрямую управляло событиями в Корее , Вьетнаме , Тайване и некоторых частях материкового Китая . Таким образом, « Сферу совместного процветания Большой Восточной Азии » можно было бы довольно легко нарисовать на карте Тихого океана как большой «пузырь», окружающий острова Японии и контролируемые ею азиатские и тихоокеанские страны. [ нужна ссылка ]

Пакт Молотова-Риббентропа

[ редактировать ]

Согласно секретному протоколу, приложенному к пакту Молотова-Риббентропа 1939 года (раскрытому только после поражения Германии в 1945 году), Северная и Восточная Европа были разделены на нацистскую и советскую сферы влияния: [25]

Другой пункт договора предусматривал, что Бессарабия , входившая тогда в состав Румынии , присоединится к Молдавской АССР и станет Молдавской ССР под контролем Москвы. [25] Советское вторжение в Буковину 28 июня 1940 года нарушило Пакт Молотова-Риббентропа, поскольку оно вышло за пределы советской сферы влияния, согласованной с странами Оси . [27] СССР продолжал отрицать существование протоколов Пакта до тех пор, пока после распада Советского Союза российское правительство полностью не признало существование и подлинность секретных протоколов. [28]

Конец Второй мировой войны

[ редактировать ]

С 1941 года и нападения Германии на Советский Союз действовала Союзная коалиция , исходя из неписаного предположения, что западные державы и Советский Союз имеют каждая свою собственную сферу влияния. Презумпция неограниченных прав США, Великобритании и СССР в своих сферах начала вызывать трудности, поскольку территория, контролируемая нацистами, сокращалась, а союзные державы последовательно освобождали другие государства. [29]

Сферам военного времени не было практического определения, и никогда не было определено, имеет ли доминирующая союзная держава право принимать односторонние решения только в области военной деятельности или может также навязывать свою волю в отношении политического, социального и экономического будущего других государств. Эта чрезмерно неформальная система имела неприятные последствия на поздних этапах войны и после нее, когда выяснилось, что у Советов и западных союзников были совершенно разные идеи относительно управления и будущего развития освобожденных регионов и самой Германии. [29]

Холодная война (1947–1991)

[ редактировать ]
Наибольшая степень советского влияния после кубинской революции , но до советско-китайского раскола.

Во время холодной войны советская сфера влияния, как утверждалось, включала в себя: страны Балтии , Центральную Европу , некоторые страны Восточной Европы , Кубу , Лаос , Вьетнам , Северную Корею и — до китайско-советского раскола и раскола Тито-Сталина. Китайская Народная Республика и Народная Федеративная Республика Югославия , а также другие страны в разное время. Между тем считалось, что Соединенные Штаты имеют сферу влияния на Западную Европу , Океанию , Японию , Южный Вьетнам и Южную Корею . [30] среди других мест. [ нужна ссылка ]

Однако уровень контроля в этих сферах был различным и не был абсолютным. Например, Франция и Великобритания смогли действовать независимо, чтобы вторгнуться (вместе с Израилем ) в Суэцкий канал (позже они были вынуждены уйти из-за совместного давления США и СССР). Позже Франция также смогла выйти из военного подразделения Организации Североатлантического договора (НАТО). Куба, как еще один пример, часто занимала позиции, которые ставили ее в противоречие со своим советским союзником, включая кратковременные союзы с Китаем, экономические реорганизации и оказание поддержки повстанцам в Африке и Америке без предварительного одобрения Советского Союза. [ нужна ссылка ]

С окончанием Холодной войны Восточный блок распался, фактически положив конец советской сфере влияния. Затем в 1991 году Советский Союз прекратил свое существование , его место заняла Российская Федерация и несколько других бывших советских республик , которые стали независимыми государствами.

Современная Россия (1990-е – настоящее время )

[ редактировать ]
Члены ОДКБ , включая оккупированные Россией территории Украины

после распада Советского Союза страны Содружества Независимых Государств , ставшие независимыми в 1991 году, стали считаться частью «сферы влияния» Российской Федерации . Согласно заявлению Бориса Ельцина , датированному сентябрем 1994 года, [31]

По словам Ульриха Спека, писавшего для Европейского Карнеги : «После распада Советского Союза внимание Запада было сосредоточено на России. Западные страны неявно рассматривали постсоветские страны (помимо стран Балтии) как сферу влияния России». [32]

В 1997 году НАТО и Россия подписали Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности , в котором провозглашалась «цель создания в Европе общего пространства безопасности и стабильности без разделительных линий или сфер влияния, ограничивающих суверенитет любого государства». [33]

31 августа 2008 года президент России Дмитрий Медведев заявил о пяти принципах внешней политики, в том числе о привилегированной сфере влияния, включающей «приграничный регион, но не только». [34]

После российско-грузинской войны и другие бывшие лидеры Центральной и Восточной Европы подписали открытое письмо, в котором говорилось , 2008 года Вацлав Гавел что Россия «нарушила основные принципы Хельсинкского Заключительного акта , Парижской хартии … и все это во имя защиты сферу влияния на своих границах». [35] В апреле 2014 года НАТО заявила, что вопреки Основополагающему акту ,

Россия сейчас, похоже, пытается воссоздать сферу влияния, захватив часть Украины, удерживая большое количество сил на ее границах и требуя, как недавно заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров , что «Украина не может быть частью какого-либо блока. " [36]

Критикуя Россию в ноябре 2014 года, канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что «старое мышление о сферах влияния, которое грубо противоречит международному праву», ставит «под вопрос весь европейский мирный порядок». [37] В январе 2017 года премьер-министр Великобритании Тереза ​​Мэй заявила: «Мы не должны ставить под угрозу свободы, которые президент Рейган и г-жа Тэтчер принесли в Восточную Европу, принимая заявление президента Путина о том, что теперь она находится в его сфере влияния». [38]

Современный Европейский Союз (1990-е – настоящее время )

[ редактировать ]
Европейская политика соседства (ЕПС)
  Другие страны ЕПС (все, кроме Ливии, являются UfM ) членами
   УФМ член

В 2009 году Россия заявила, что Европейский Союз желает иметь сферу влияния и что Восточное партнерство является «попыткой расширить» ее. [39] В марте того же года министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт заявил, что «Восточное партнерство не касается сфер влияния. Разница в том, что эти страны сами решили присоединиться». [39]

Корпорации

[ редактировать ]

В корпоративном плане сфера влияния бизнеса , организации или группы может проявлять свою силу и влияние на решения других предприятий/организаций/групп. Влияние проявляется по-разному, например, по размеру, частоте посещений и т. д. В большинстве случаев компания, которую называют «более крупной», имеет более широкую сферу влияния.

Например, компания-разработчик программного обеспечения Microsoft имеет большую сферу влияния на рынке операционных систем ; любая организация, желающая продавать программный продукт, может учитывать совместимость с продуктами Microsoft в рамках маркетингового плана. [ нужна ссылка ] Другой пример: ритейлеры, желающие получить наибольшую прибыль, должны убедиться, что они открывают свои магазины в правильном месте. Это также справедливо и для торговых центров, которые для получения наибольшей прибыли должны иметь возможность привлекать клиентов в свои окрестности. [ нужна ссылка ]

Не существует определенной шкалы, измеряющей такие сферы влияния. Однако оценить сферы влияния двух торговых центров можно, увидев, насколько далеко люди готовы ездить до каждого торгового центра, сколько времени они проводят в его окрестностях, как часто посещают, порядок имеющихся товаров и т. д. [ нужна ссылка ]

Корпорации оказывают значительное влияние на нормативные акты и регуляторов, которые их контролируют. Во времена «позолоченного века» в Соединенных Штатах коррупция процветала, поскольку руководители бизнеса тратили значительные суммы денег на то, чтобы правительство не регулировало их деятельность. [40] Уолл-стрит потратила рекордные 2 миллиарда долларов, пытаясь повлиять на выборы в США в 2016 году . [41] [42]

Список сфер влияния

[ редактировать ]

Другие примеры

[ редактировать ]
Британская карикатура 1878 года о Большой игре между Соединенным Королевством и Россией за влияние в Центральной Азии.

Исторические и текущие примеры значительных битв за сферы влияния см.:

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Доктрина Монро, 1823 год» . Кабинет историка . Государственный департамент США. 6 апреля 2016. Архивировано из оригинала 31 января 2017 года . Проверено 26 марта 2016 г.
  2. ^ Морисон, SE (февраль 1924 г.). «Истоки доктрины Монро». Экономика . дои : 10.2307/2547870 . JSTOR   2547870 .
  3. ^ Новая Британская энциклопедия Том. 8 (15-е изд.). Британская энциклопедия. п. 269. ИСБН  1-59339-292-3 .
  4. ^ Грамер, Робби (2 февраля 2018 г.). «Тиллерсон восхваляет доктрину Монро и предупреждает Латинскую Америку об «имперских» китайских амбициях» . Внешняя политика . Группа «Сланец». Архивировано из оригинала 16 сентября 2018 года . Проверено 4 октября 2018 г.
  5. ^ Декларация между Соединенным Королевством и Францией относительно Сиама, Мадагаскара и Новых Гебридских островов   . Правительства Великобритании и Французской Республики. 1904 — через Wikisource .
  6. ^ Британские документы о происхождении войны 1898–1914 гг., Том IV, Англо-российское сближение 1903–1907 гг. Под редакцией Г. П. Гуча и Х. Темперли. Канцелярия Ее Величества, Лондон, 1929. стр. 618-621. Приложение IV – Пересмотренный проект соглашения относительно Персии, отправленный сэру А. Николсону сэром Эдвардом Греем 6 июня 1907 г.
  7. ^ «Йельская школа права: «Соглашение относительно Персии» (на английском языке)» . Архивировано из оригинала 30 сентября 2018 г. Проверено 4 октября 2018 г.
  8. ^ Гуан-цзин Лю; Джон Фэрбенк. Кембриджская история Китая, том 11, поздний Цин, 1800–1911 гг., часть 2 . Издательство Кембриджского университета. п. 113. ИСБН  0-521-22029-7 .
  9. ^ Гуан-цзин Лю; Джон Фэрбенк. Кембриджская история Китая, том 11, поздний Цинь, 1800–1911 гг., часть 2 . Издательство Кембриджского университета. п. 274. ИСБН  0-521-22029-7 .
  10. ^ Джинсы, Роджер Б. (1997). Демократия и социализм в республиканском Китае: политика Чжан Цзюньмая (Царсун Чанг), 1906–1941 гг . Роуман и Литтлфилд. п. 28. ISBN  0-8476-8707-4 .
  11. ^ Jump up to: а б Даллин, Дэвид Дж. (2013). «2 Второй путь к Тихому океану, секция Порт-Артур». Подъем России в Азии . Read Books Ltd. ISBN  978-1-4733-8257-2 .
  12. ^ Пейн, СКМ (1996). «Китайская дипломатия в беспорядке: Ливадийский договор». Имперские соперники: Китай, Россия и их спорная граница . Я Шарп. стр. 162 . ISBN  978-1-56324-724-8 . Проверено 22 февраля 2018 г.
  13. ^ Jump up to: а б с д Ло Джиу-Хва, Апшур (2008). Энциклопедия всемирной истории, Акерман-Шредер-Терри-Хва Ло, 2008: Энциклопедия всемирной истории, том 7 Энциклопедии всемирной истории . Факты о File Publishing, Inc. в Букупедии. стр. 87–88.
  14. ^ У Юйчжан (2001). Воспоминания о революции 1911 года: Великая демократическая революция Китая . Группа Минерва, Inc. 39. ИСБН  0-89875-531-Х . Архивировано из оригинала 28 июня 2023 г. Проверено 21 ноября 2020 г.
  15. ^ «Конвенция между Великобританией и Тибетом (1904 г.)» . Архивировано из оригинала 10 июня 2011 г. Проверено 4 октября 2018 г.
  16. ^ Шан, Патрик Фулианг (2003). Освоение Северо-Маньчжурского рубежа, 1900–1931 гг . Гамильтон, Онтарио: Университет Макмастера. п. 13.
  17. ^ Шан, Патрик Фулианг (2016). Укрощение дикой природы Китая: иммиграция, расселение и формирование границы Хэйлунцзян, 1900–1931 гг . Рутледж. п. 154. ИСБН  978-1-317-04684-4 .
  18. ^ Шан, Патрик Фулианг (осень 2006 г.). «Какова была «сфера влияния»? Исследование сопротивления Китая Российской империи в Северной Маньчжурии, 1900–1917». Китайский исторический обзор . 13 (2): 271–291. дои : 10.1080/1547402X.2006.11827243 . S2CID   152244604 .
  19. ^ «Госсекретарь Джон Хэй и открытые двери в Китае, 1899–1900» . Вехи: 1899–1913 гг . Офис историка Государственного департамента США. Архивировано из оригинала 11 января 2014 года . Проверено 17 января 2014 г.
  20. ^ Сугита, Йонеюки, «Возникновение американского принципа в Китае: новая интерпретация первых записок открытых дверей по отношению к Китаю» в книге Ричарда Дж. Дженсена , Джона Тареса Дэвиданна и Йонеюки Сугиты, ред. Транстихоокеанские отношения: Америка, Европа и Азия в двадцатом веке (Гринвуд, 2003), стр. 3–20, онлайн. Архивировано 7 января 2020 г. на Wayback Machine.
  21. ^ Тачман, Барбара (2001). Стиллвелл и американский опыт в Китае 1911–1945 гг . Гроув Пресс. п. 48. ИСБН  0-8021-3852-7 .
  22. ^ Вернер Леви (1953). Внешняя политика современного Китая . Университет Миннесоты Пресс. стр. 123–132. ISBN  0-8166-5817-Х . Архивировано из оригинала 28 июня 2023 г. Проверено 21 ноября 2020 г.
  23. ^ БДЖК МакКерчер (1991). Англо-американские отношения в 1920-е годы: борьба за господство . Спрингер. п. 166. ИСБН  1-349-11919-9 . Архивировано из оригинала 28 июня 2023 г. Проверено 21 ноября 2020 г.
  24. ^ Дэвис, Кларенс Б. (1982). «Финансирование империализма: британские и американские банкиры как векторы имперской экспансии в Китае, 1908–1920». Обзор истории бизнеса . 56 (2): 236–264. дои : 10.2307/3113978 . ISSN   0007-6805 . JSTOR   3113978 . S2CID   154584987 .
  25. ^ Jump up to: а б с д Текст нацистско-советского пакта о ненападении, заархивированный 14 ноября 2014 г. в Wayback Machine , заключен 23 августа 1939 г.
  26. ^ Кристи, Кеннет; Крибб, РБ (2002). Историческая несправедливость и демократический переход в Восточной Азии и Северной Европе . Лондон: Рутледж. ISBN  0-7007-1599-1 .
  27. ^ Брэкман, Роман (2001). Секретное дело Иосифа Сталина: тайная жизнь . п. 341.
  28. ^ Эткинд, Александр; Финнин, Рори; Блэкер, Уиллеам; Джули Федор; Саймон Льюис; Мария Мялксоо; Матильда Мроз (2013). Вспоминая Катынь . Джон Уайли и сыновья. ISBN  978-0-7456-6296-1 .
  29. ^ Jump up to: а б Дэвис, Норман (26 августа 2008 г.). Европа в войне 1939–1945 годов: непростая победа . Лондон: Пингвин. стр. 172–174. ISBN  978-0-14-311409-3 .
  30. ^ «Да, у США есть своя «сфера влияния». И она огромна. | Институт Мизеса» . сайт mises.org . 07.03.2022 . Проверено 27 июля 2024 г.
  31. ^ Джон М. Гошко (27 сентября 1994 г.). «Ельцин претендует на российскую сферу влияния» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 1 марта 2023 года . Проверено 16 ноября 2022 г.
  32. ^ Спек, Ульрих (9 декабря 2014 г.). «ЕС должен подготовиться к холодному миру с Россией» . Карнеги Европа . Архивировано из оригинала 4 июля 2015 года . Проверено 22 мая 2015 г.
  33. ^ «Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между НАТО и Российской Федерацией, подписанный в Париже, Франция» . НАТО. 27 мая 1997 года. Архивировано из оригинала 10 апреля 2020 года . Проверено 11 января 2016 г.
  34. ^ Крамер, Эндрю Э. (1 сентября 2008 г.). «Россия претендует на свою сферу влияния в мире» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Архивировано из оригинала 18 января 2022 г. Проверено 31 августа 2021 г.
  35. ^ Валдас Адамкус ; Мартин Бутора ; Эмиль Константинеску ; Павол Демеш ; Любош Добровский ; Матьяш Эорси ; Иштван Дьярмати ; Вацлав Гавел ; Растислав Качер ; Сандра Калниете ; Карел Шварценберг ; Михал Ковач ; Иван Крастев ; Александр Квасьневский ; Март Лаар ; Кадри Лийк ; Янош Мартони ; Януш Онишкевич ; Адам Дэниел Ротфельд ; Вайра Вике-Фрейберга ; Александр Вондра ; Лех Валенса (15 июля 2009 г.). «Открытое письмо администрации Обамы из Центральной и Восточной Европы» . Газета Выборча . Архивировано из оригинала 16 августа 2014 года . Проверено 17 ноября 2015 г.
  36. ^ «Обвинения России – прояснение ситуации, Информационный бюллетень – апрель 2014 г.» . НАТО. 12 мая 2014 года. Архивировано из оригинала 9 марта 2016 года . Проверено 11 января 2016 г.
  37. ^ Реттман, Эндрю (17 ноября 2014 г.). «Меркель: Россия не может наложить вето на расширение ЕС» . EUobserver . Архивировано из оригинала 3 марта 2015 года . Проверено 22 мая 2015 г.
  38. ^ «ПОЛНЫЙ ТЕКСТ: выступление Терезы Мэй на республиканской конференции «Конгресс завтрашнего дня»» . Бизнес-инсайдер. 26 января 2017 г. Архивировано из оригинала 27 января 2017 г.
  39. ^ Jump up to: а б Поп, Валентина (21 марта 2009 г.). «ЕС расширяет свою «сферу влияния», - говорит Россия» . ЕСОбсервер . Архивировано из оригинала 5 июня 2011 года . Проверено 22 мая 2015 г.
  40. ^ Тиндалл, Джордж Браун; Ши, Дэвид Э. (2012). Америка: Повествовательная история . Том. 2 (Краткое девятое изд.). WW Нортон. п. 578.
  41. ^ «Уолл-стрит потратила рекордные 2 миллиарда долларов на лоббирование выборов в США» . Файнэншл Таймс . 8 марта 2017 г. Архивировано из оригинала 10 декабря 2022 г.
  42. ^ «Уолл-стрит потратила 2 миллиарда долларов, пытаясь повлиять на выборы 2016 года» . Удача . 8 марта 2017 г. Архивировано из оригинала 1 февраля 2021 г. Проверено 13 июня 2020 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Фергюсон, Иэн и Сюзанна Хаст. 2018. « Введение: возвращение сфер влияния? [PDF] » Геополитика 23(2):277-84. дои : 10.1080/14650045.2018.1461335 .
  • Хаст, Сюзанна. 2016. Сферы влияния в международных отношениях: история, теория и политика . Милтон-Парк, Великобритания: Рутледж.
  • Айсенхауэр, Брайан. 2018. «SOI: Формирование сферы влияния агента по недвижимости». Независимая издательская платформа CreateSpace.
  • Пиффанелли, Лучано. 2018. «Пересечение границ: проблема территориальности в Италии эпохи Возрождения», Viator. Исследования Средневековья и Возрождения , 49(3):245–275.
  • Уайт, Крейг Ховард. 1992. Сфера влияния, Звезда Империи: Космос американского Возрождения , Том. 1. Мэдисон: Университет Висконсина-Мэдисона.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3af6888e10c2fbfe0396c249519d2a84__1722610740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3a/84/3af6888e10c2fbfe0396c249519d2a84.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sphere of influence - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)