Ешивы Крессеси Исраэль (Слабода)
54 ° 54′38 ″ с.ш. 23 ° 53′12 ″ E / 54,910623 ° N 23,886702 ° E
Ешивы Крессеси Исраэль Святое сидение Израильского Кнессета בסלבודקה-קובנהВ Славодке- Кабане | |
---|---|
![]() Портреты раввинов и студентов, 1922 | |
Расположение | |
![]() | |
Литва | |
Координаты | 54 ° 54′38 ″ с.ш. 23 ° 53′12 ″ E / 54,910623 ° N 23,886702 ° E |
Информация | |
Другое имя | Slabodka Yeshiva |
Тип | Масса |
Религиозная принадлежность (и) | Ортодоксальный иудаизм |
Учредил | 1882 |
Основатель | Носсон Цви Финкель |
Закрыто | в 1941 |
Декан | |
Персонал | |
Зачисление | 350 (1920 -е) |
Ишивы Крессеси Исраэль ( идиш : סלאבאדקער ישיבה ; Литовский : Вилиджампол (Слабадос) Ишива ) был иешивой, городе Вилиджампол Слабада в Управляющем Ковно Русской Империи (теперь Вильиджампал -в -Литхаунхаи расположенный в ). Он действовал с конца 19 -го века до Второй мировой войны.
Происхождение
[ редактировать ]Начиная со второй половины 19 -го века Ковно стал центром еврейской культурной деятельности в Литве . Среди выдающихся ученых входил Ицхак Эльчанан Спектор («Ковнер Рав»; исполнял обязанности 1864-96), Авраам Мапу , один из первых современных ивритских писателей и Израиль Исидор Элишев , известный как «Баал Махшовы», первый идиш критик литературе Полем Иешивот . Слободки, в частности, или Хачайм Ешива, основанный Цзви Левитаном, около 1863 года (также известный как Иешивас Р'Иршель), привлек студентов из других стран и возглавляли известные ученые Носсон Цви Финкель , также известный как «Der Alter Fun Slabodka» (старший из Слабодки), который также основал несколько коллелимов в этом районе, служил в качестве Машгиах Ручани (духовный руководитель) и представил Мусара там идеалы .
В 1882 году Носсон Цви Финкель объединил своего коллелима и Ор Хачайма Ешива, чтобы сформировать «Слабодка Ешиву». [ А ] Финкель наблюдал за этим учреждением, в то время как Ицхак Яаков Рабиновиц был назначен Рош Ишивой , должность, которую он занимал до 1893 года. После своего отъезда Финкель назначил двух братьев Моше Мордехай Эпштейн и иссецкого Зальмана Мельтцера , как Рош Йешивы. Мельцер уехал три года спустя, чтобы возглавить Slutsk Yeshiva из Ридваза . [ 1 ]
Разделение
[ редактировать ]В 1897 году среди студентов возникла оппозиция мусарского метода, что привело к расколу в Ешиве. Последователи Musar Movement переехали в отдельное здание, в то время как оппоненты создали клетки Бейс ицхак Ешива , названные в честь Ицхака Эльчанана Спектора . [ 2 ] Финкель, сильный сторонник мусарского движения, возглавлял фракцию Кенсеса. Эпштейн, который оставался верным Финкелю, продолжил свою роль в Княсесе Исраэль, несмотря на то, что ему предложили положение Рош Ешивы в Княсесе Бейс Ицчак.
Хотя между двумя учреждениями было первоначальное соперничество, они в конечном итоге достигли мирного сосуществования. Это было во многом благодаря тем, что Эпштейн стал посиком в Слабодке под руководством Моше Данишевского, который служил в розе Ишивы в Княсесе иецчаке, способствовая сотрудничеству между двумя Рош Ешива. [ 1 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]Вскоре после начала Первой мировой войны в 1914 году некоторые члены Йешивы, включая Финкеля, Эпштейна и Машгиах Ручани Бер Хирш Хеллер , сбежал Слабодки для Минска , который был дальше от линии фронта. Когда немцы начали бомбить Минск, большая часть ешивы переехала в Кременгуг , хотя небольшая группа осталась в Минске под руководством сына Финкеля, Моше Финкеля. У Ешивы в Кременгусе было около 40-50 учеников, в дополнение к учителям и их семьям. В 1920 году Ешива была готова вернуться в Слабодку. Они путешествовали по Минску и Вильниусу , и должны были заплатить контрабандистам, чтобы пересечь русско-литуанскую границу. [ 3 ]
Частичное перемещение в Палестину
[ редактировать ]
Эдикт 1924 года, предписывающий военный зачисление или дополнительные светские исследования в Ешиве, побудил многих студентов из Слабодки Ешивы переехать в обязательную Палестину . Речь Слабодки отправила Авраама Гродзински и Ечезкель Сарну в Палестину, чтобы найти подходящее место для Ешивы, и они выбрали Хекрон . [ 4 ] Сотрудники иешивы в Литве были разделены между первоначальной литовской иешивой и новой филиалом в Хевроне, известной как Hebron Yeshiva . Эпштейн был назначен Рош Ишивой в Хевроне, в то время как Финкель и Иегуда Лейб Часман служили в качестве машгиаха . В Литве зять Финкель Ицхак Исаак Шер стал Рош Ишивой, а Бер Хирш Хеллер и Гродзинский служили в качестве машгиаха . После резни в Хевроне в 1929 году , которая привела к убийству двадцати четырех студентов, иешива была восстановлена в районе Геула в Иерусалиме . [ 1 ]
Холокост и перемещение в Израиль
[ редактировать ]После Второй мировой войны первоначальное здание Ишивы было конфисковано Коммунистической партией Советского Союза . Здание с его уникальным дизайном - в форме свитка Торы - до сих пор видно сегодня в Литве. Иешива была восстановлена Шером в Бней -Браке , Израиль, как Слабода Ишива Бней Брак .
Видимые выпускники
[ редактировать ]Раввины
[ редактировать ]- Дэвид Коэн , раввин, талмудист, философ и каббалист
- Цви Хирш Фербер , раввин в Сохо , Лондон
- Eliezer Yehuda Finkel , Rosh Yeshiva of Mir Yeshiva как в Польше , так и в Иерусалиме
- Цви Песач Фрэнк , ученый халахийский и главный раввин Иерусалима
- Avraham Grodzinski , mashgiach ruchani, Slabodka yeshiva
- Reuven Grozovsky , rosh yeshiva, Yeshiva Torah Vodaas
- Йосеф Зви Халеви , израильский раввин и глава раввинского двора в Тель-Авив-Яфо
- Yitzchok Hutner , Rosh Yeshiva, Yeshiva Rabbi Chaim Berlin
- Мейер Джузинт , американский ученый талмудический
- Аврахам Калмановиц , Рош Йешива, Мир Йешива в Бруклине, Нью -Йорк
- Yaakov Kamenetsky , rosh yeshiva, Yeshiva Torah Vodaas
- Avraham Elya Kaplan , rosh yeshiva, Hildesheimer Rabbinical Seminary
- Aharon Kotler , rosh yeshiva, Beth Medrash Govoha
- Довид Лейбовиц , Рош Йешива, Йешивас Раббейну Израэль Мейр Хакохен
- Иегуда Левенберг , главный раввин и Рош Йешива в Нью -Хейвене, Коннектикут
- Yeruchom Levovitz , mashgiach ruchani, Mir yeshiva (Belarus)
- Авигдор Миллер , Машгиах Ручани, Ишива Рабби Хаим Берлин и Раввин сообщества
- Эфраим Ошри , Литовский Посек, раввин Бет Хаммедраш Хагодол и Холокост выживший
- Элиэзер Палчинский , Рош Иешива, Йешивас Бейс Арие, Иерусалим
- Shlomo Polachek , Talmudic Scholar и один из самых ранних Rosh Yeshivas в Америке
- Песах Проскин , раввин и Рош Ишива в Кобрин
- Yaakov Yitzchok Ruderman , Rosh Yeshiva, Yeshivas Ner Yisroel , Baltimore
- Yechezkel Sarna , rosh yeshiva, Hebron yeshiva
- Elazar Shach , rosh yeshiva, Ponovezh yeshiva
- Moshe Shatzkes , Polish-born rabbi and rosh yeshiva, Yeshivas Grodno
- Залман Сороскин , рабби, родившийся в польском языке
- Исаак Столлман , раввин, автор и религиозный сионистский лидер
- Naftoli Trop , rosh yeshiva, Raduń Yeshiva
- Йехиль Яаков Вайнберг , Рош Йешива, Хильдесхеймер Раввинскую семинарию
Другой
[ редактировать ]- Гедалия Алон , израильский историк
- Пессар Бар-Адон , израильский археолог и писатель
- Эзриэль Карлебах , журналист и редактор
- Бен-Сион Динур , сионистский активист, педагог, историк и израильский политик
- Лазарь Голдшмидт , писатель и переводчик вавилонского Талмуда в немецкий
- Саул Либерман , профессор Талмуда, еврейская богословская семинария Америки
- Гарри Аустрон Вольфсон , из Гарвардского университета ученый
- Моше Зильберг , израильский юрист
Смотрите также
[ редактировать ]- Ковно Коллель , мусарский тип иешива в соседнем Каунасе
- Кельм Талмуд Тора , еще одна литовская литовская иеша Мусаара
Примечания
[ редактировать ]- ^ Неясно, было ли введено название «Корнесиииии» тогда или позже в 1897 году, когда Ешива рассталась на подход Муссара между Княнами Израэлем, названным в честь Исраэля Салантера , и Кней Бейс Ицчак , названный в честь Йитцхака Эльчанана Спетора .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в Коэн, Раввин Дов (2017). Подняться выше . Feldheim Publishers . ISBN 9781680252705 .
- ^ Энциклопедия Иудака
- ^ Розенблум, Йонасан (февраль 1993 г.). Реб Яаков: Жизнь и времена Хагаон Раввин Яаков Каменцкий Mesorah Publications, Ltd. ISBN 0-89906-413-2 .
- ^ См. Торас Авраам, стр. 13