СМАРТ-1
![]() Впечатление художника от СМАРТ-1 | |||
Тип миссии | Технология Лунный орбитальный аппарат | ||
---|---|---|---|
Оператор | ЧТО | ||
ИДЕНТИФИКАТОР КОСПЭРЭ | 2003-043C | ||
САТКАТ нет. | 27949 | ||
Веб-сайт | СМАРТ-1 | ||
Продолжительность миссии | 2 года, 11 месяцев, 6 дней, 6 часов, 27 минут, 36 секунд | ||
Свойства космического корабля | |||
Производитель | Шведская космическая корпорация | ||
Стартовая масса | 367 кг (809 фунтов) [ 1 ] | ||
Сухая масса | 287 кг (633 фунта) | ||
Начало миссии | |||
Дата запуска | 27 сентября 2003 г., 23:14:46 [ 1 ] | UTC||
Ракета | Ариан 5G | ||
Запуск сайта | Куру ELA-3 | ||
Подрядчик | Арианспейс | ||
Конец миссии | |||
Дата распада | 3 сентября 2006 г., 05:42:22 | UTC||
Орбитальные параметры | |||
Справочная система | селеноцентрический | ||
Эксцентриситет | 0.352054 | ||
Высота периселена | 2205 километров (1370 миль) | ||
Высота Апоселены | 4600 километров (2900 миль) | ||
Наклон | 90,26 градусов | ||
Период | 4,95 часа | ||
Эпоха | 18 июля 2005 г., 11:14:28 UTC | ||
Лунный орбитальный аппарат | |||
Орбитальное введение | 15 ноября 2004 г. | ||
Место удара | 34 ° 15'43 "ю.ш., 46 ° 11'35" з.д. / 34,262 ° ю.ш., 46,193 ° з.д. [ 2 ] | ||
| |||
![]() Устаревший знак отличия ЕКА для SMART-1 миссии |
SMART-1 — разработанный шведами Европейского космического агентства, спутник вращался вокруг Луны который . Он был запущен 27 сентября 2003 года в 23:14 UTC из Гвианского космического центра в Куру , Французская Гвиана . «SMART-1» означает « Малые миссии по передовым исследованиям в области технологий-1» . 3 сентября 2006 г. (05:42 UTC) SMART-1 намеренно врезался в поверхность Луны, завершив свою миссию. [ 3 ]
Конструкция космического корабля
[ редактировать ]SMART-1 имел диаметр около одного метра (3,3 фута) и был легким по сравнению с другими зондами. Его стартовая масса составляла 367 кг или 809 фунтов, из которых 287 кг (633 фунта) составляли нетопливные.
Он приводился в движение двигателем на эффекте Холла (Snecma PPS-1350 -G), работающим на солнечной энергии, с использованием 82 кг ксенона , содержащегося в 50- литровом баке, под давлением 150 бар при запуске. В двигателе ионного двигателя использовалось электростатическое поле для ионизации ксенона и ускорения ионов , достигая удельного импульса 16,1 кН·с/кг (1640 секунд), что более чем в три раза превышает максимальный показатель для химических ракет. Один кг топлива (от 1/350 до 1/300 общей массы космического корабля) создавал дельта-v около 45 м/с. Подсистема электродвижения весила 29 кг при пиковой потребляемой мощности 1200 Вт. SMART-1 был первым в программе малых миссий ЕКА по передовым исследованиям и технологиям.
Солнечные батареи, мощность которых в начале миссии составляла 1850 Вт, смогли обеспечить максимальную мощность двигателя в 1190 Вт, что дало номинальную тягу 68 мН и, следовательно, ускорение 0,2 мм/с. 2 или 0,7 м/с в час (т. е. чуть менее 0,00002 g ускорение ). Как и в случае со всеми кораблями с ионными двигателями, орбитальные маневры проводились не короткими очередями, а очень постепенно. Конкретная траектория, по которой SMART-1 следовала к Луне, требовала тяги примерно от одной трети до половины каждой орбиты. При движении по спирали от Земли толчок осуществлялся в перигейной части орбиты. В конце миссии двигатель продемонстрировал следующие возможности:
- Наработка двигателя: 5000 ч.
- Пропускная способность ксенона: 82 кг
- Общий импульс: 1,2 МН-с.
- Суммарное ΔV: 3,9 км/с
В рамках стратегии Европейского космического агентства по созданию очень недорогих и относительно небольших космических кораблей общая стоимость SMART-1 составила сравнительно небольшие 110 миллионов евро (около 170 миллионов долларов США ). SMART-1 был спроектирован и разработан Шведской космической корпорацией по поручению ЕКА . Сборку космического корабля осуществляла компания Saab Space в Линчёпинге . Испытания космического корабля проводились под руководством Шведской космической корпорации и проводились компанией Saab Space. Руководителем проекта в ЕКА был Джузеппе Ракка, пока космический корабль не достиг рабочей орбиты Луны. его заменил Герхард Швем Затем на этапе науки . Руководителем проекта Шведской космической корпорации был Питер Ратсман. Главным научным сотрудником проекта был Бернард Фоинг . Менеджером наземного сегмента на этапе подготовки был Майк Маккей, а менеджером по эксплуатации космических кораблей - Октавио Камино .
Инструменты
[ редактировать ]ДРУГ
[ редактировать ]Advanced Moon micro-Imager Experiment представлял собой миниатюрную цветную камеру для получения изображений Луны. ПЗС-камера с тремя фильтрами 750, 900 и 950 нм смогла снимать изображения со средним разрешением пикселей 80 м (около 260 футов). Камера весила 2,1 кг (около 4,5 фунтов) и имела потребляемую мощность 9 Вт. [ 4 ]
D-CIXS
[ редактировать ]Демонстрация компактного рентгеновского спектрометра представляла собой рентгеновский телескоп для идентификации химических элементов на поверхности Луны. Он обнаружил рентгеновскую флуоресценцию (XRF) кристаллических соединений, созданных в результате взаимодействия электронной оболочки с частицами солнечного ветра, чтобы измерить содержание трех основных компонентов: магния , кремния и алюминия . Обнаружение железа , кальция и титана зависело от солнечной активности. Диапазон обнаружения рентгеновских лучей составлял от 0,5 до 10 кэВ. Спектрометр и XSM (описанный ниже) вместе весили 5,2 кг и имели потребляемую мощность 18 Вт.
ХСМ
[ редактировать ]Рентгеновский солнечный монитор изучал солнечную изменчивость в дополнение к измерениям D-CIXS.
СЭР
[ редактировать ]Инфракрасный спектрометр Смарт-1 — инфракрасный спектрометр для идентификации минеральных спектров оливина и пироксена . Он обнаруживал длины волн от 0,93 до 2,4 мкм по 256 каналам. Упаковка весила 2,3 кг и имела потребляемую мощность 4,1 Вт. [ 5 ]
EPDP
[ редактировать ]Комплекс диагностики электродвижения должен был получить данные о новой двигательной установке СМАРТ-1. Упаковка весила 0,8 кг и имела потребляемую мощность 1,8 Вт. [ 6 ]
СКОРОСТЬ
[ редактировать ]Потенциал космического корабля, эксперимент с электронами и пылью. Эксперимент весил 0,8 кг и имел потребляемую мощность 1,8 Вт. Его функция заключалась в измерении свойств и плотности плазмы вокруг космического корабля либо в качестве зонда Ленгмюра, либо в качестве зонда электрического поля. SPEDE наблюдал излучение ионного двигателя космического корабля и «след», который Луна оставляет солнечному ветру . В отличие от большинства других приборов, которые необходимо отключать во избежание повреждений, SPEDE может продолжать измерения внутри радиационных поясов и во время солнечных бурь, таких как солнечные бури на Хэллоуин 2003 года . [ 7 ] [ 8 ] Он был построен Финским метеорологическим институтом , а его название было выбрано намеренно так, чтобы его аббревиатура совпадала с прозвищем Спеде Пасанена , известного финского киноактера, кинопродюсера и изобретателя. Алгоритмы, разработанные для SPEDE, позже были использованы в аппарате ЕКА спускаемом Philae . [ 8 ]
КЕЙТ
[ редактировать ]К а диапазон TT&C (телеметрия, слежение и контроль) Эксперимент. Эксперимент весил 6,2 кг и имел потребляемую мощность 26 Вт. Транспондер Ka-диапазона был разработан как предшественник BepiColombo для проведения радионаучных исследований и мониторинга динамических характеристик электрической двигательной установки.
Полет
[ редактировать ]SMART-1 был запущен 27 сентября 2003 года вместе с Insat 3E и eBird 1 ракетой Ariane 5 из Гвианского космического центра во Французской Гвиане . Через 42 минуты его вывели на геостационарную переходную орбиту размером 7035×42223 км. После этого он использовал свою солнечную электрическую первичную двигательную установку (SEPP), чтобы постепенно расширяться в течение тринадцати месяцев.
Орбиту можно было увидеть до 26 октября 2004 года на сайте spaceref.com , когда орбита составляла 179 718 × 305 214 км. В этот день, после 289-го импульса двигателя, SEPP наработал почти 3648 часов из общего налета в 8000 часов, то есть чуть меньше половины от общего времени полета. Он потреблял около 58,8 кг ксенона и развивал дельта-v 2737 м/с (46,5 м/с на кг ксенона, 0,75 м/с в час работы). 15 ноября он был снова включен на запланированную работу в течение 4,5 дней для полного выхода на лунную орбиту. До февраля 2005 года потребовалось использование электрического двигателя, чтобы замедлиться и выйти на конечную орбиту на высоте 300–3000 км над поверхностью Луны. [ 9 ] О завершении миссии, продемонстрированной двигательной установкой, сказано выше.
Эпоха (UTC) | Perigee (km) | Апогей (км) | Эксцентриситет | Наклон (град) (до экватора Земли) |
Период (ч) |
---|---|---|---|---|---|
27 сентября 2003 г. | ~7,035 | ~42,223 | ~0.714 | ~6.9 | ~10.6833 |
26 октября 2003, 21:20:00.0 | 8,687.994 | 44,178.401 | 0.671323 | 6.914596 | 11.880450 |
19 ноября 2003, 04:29:48.4 | 10,843.910 | 46,582.165 | 0.622335 | 6.861354 | 13.450152 |
19 декабря 2003, 06:41:47.6 | 13,390.351 | 49,369.049 | 0.573280 | 6.825455 | 15.366738 |
29 декабря 2003, 05:21:47.8 | 17,235.509 | 54,102.642 | 0.516794 | 6.847919 | 18.622855 |
19 февраля 2004, 22:46:08.6 | 20,690.564 | 65,869.222 | 0.521936 | 6.906311 | 24.890737 |
19 марта 2004, 00:40:52.7 | 20,683.545 | 66,915.919 | 0.527770 | 6.979793 | 25.340528 |
25 августа 2004, 00:00:00 | 37,791.261 | 240,824.363 | 0.728721 | 6.939815 | 143.738051 |
19 октября 2004, 21:30:45.9 | 69,959.278 | 292,632.424 | 0.614115 | 12.477919 | 213.397970 |
24 октября 2004, 06:12:40.9 | 179,717.894 | 305,214.126 | 0.258791 | 20.591807 | 330.053834 |
После своего последнего перигея 2 ноября [ 10 ] 11 ноября 2004 г. он прошел через Земля-Луна L 1 точку Лагранжа влияние Луны и попал в область, где преобладает гравитационное , а в 17:48 UT 15 ноября прошел первую периселену своей лунной орбиты. в Соприкасающаяся орбита тот день составляла 6704 × 53208 км. [ 11 ] с орбитальным периодом 129 часов, хотя фактический оборот был совершен всего за 89 часов. Это иллюстрирует значительное влияние, которое работа двигателя оказывает на орбиту, и отмечает значение соприкасающейся орбиты, то есть орбиты, по которой мог бы двигаться космический корабль, если бы в этот момент все возмущения, включая тягу, прекратились.
Эпоха (UTC) | Периселен (км) | Апоселене (км) | Эксцентриситет | Наклон (град) (до экватора Луны) |
Период (ч) |
---|---|---|---|---|---|
15 ноября 2004, 17:47:12.1 | 6,700.720 | 53,215.151 | 0.776329 | 81.085 | 129.247777 |
4 декабря 2004 10:37:47.3 | 5,454.925 | 20,713.095 | 0.583085 | 83.035 | 37.304959 |
9 января 2005, 15:24:55.0 | 2,751.511 | 6,941.359 | 0.432261 | 87.892 | 8.409861 |
28 февраля 2005, 05:18:39.9 | 2,208.659 | 4,618.220 | 0.352952 | 90.063603 | 4.970998 |
25 апреля 2005, 08:19:05.4 | 2,283.738 | 4,523.111 | 0.328988 | 90.141407 | 4.949137 |
16 мая 2005, 09:08:52.9 | 2,291.250 | 4,515.857 | 0.326807 | 89.734929 | 4.949919 |
20 июня 2005, 10:21:37.1 | 2,256.090 | 4,549.196 | 0.336960 | 90.232619 | 4.947432 |
18 июля 2005, 11:14:28.0 | 2,204.645 | 4,600.376 | 0.352054 | 90.263741 | 4.947143 |
15 февраля 2005 г. ЕКА объявило о продлении миссии SMART-1 на один год до августа 2006 г. Позже эта дата была перенесена на 3 сентября 2006 г., чтобы обеспечить возможность дальнейших научных наблюдений с Земли. [ 12 ]
Лунный удар
[ редактировать ]SMART-1 врезался в поверхность Луны, как и планировалось, 3 сентября 2006 года в 05:42:22 UTC , завершив свою миссию. Двигаясь со скоростью примерно 2000 м/с (4500 миль в час), SMART-1 произвел удар, видимый в наземные телескопы с Земли. Есть надежда, что это не только предоставит некоторые данные, моделирующие падение метеорита , но и позволит подвергнуть спектроскопическому анализу материалы в земле, такие как водяной лед .
По первоначальной оценке ЕКА, удар произошел в 34 ° 24' ю.ш., 46 ° 12' з.д. / 34,4 ° ю.ш., 46,2 ° з.д. . [ 13 ] В 2017 году место падения было идентифицировано по Lunar Reconnaissance Orbiter на орбите. данным 34 ° 15'43 "ю.ш., 46 ° 11'35" з.д. / 34,262 ° ю.ш., 46,193 ° з.д. . [ 2 ] В момент удара Луна была видна в Северной и Южной Америке, а также в некоторых местах Тихого океана, но не в Европе, Африке или Западной Азии.
В рамках этого проекта были получены данные и ноу-хау, которые будут использоваться для других миссий, таких как миссия ЕКА BepiColombo на Меркурий .
Важные события и открытия
[ редактировать ]- 27 сентября 2003 г.: SMART-1 запущен с европейского космодрома Куру с помощью ракеты-носителя Ariane 5 .
- 17 июня 2004 г.: SMART-1 сделал тестовое изображение Земли с помощью камеры, которая позже будет использоваться для снимков Луны крупным планом. На нем показаны части Европы и Африки. Снимок был сделан 21 мая камерой AMIE.
- 2 ноября 2004 г.: Последний перигей околоземной орбиты.
- 15 ноября 2004 г.: Первая опасность выхода на лунную орбиту.
- 15 января 2005 г.: В Mare Crisium обнаружен кальций .
- 26 января 2005 г.: отправлены первые снимки лунной поверхности крупным планом.
- 27 февраля 2005 г.: достиг последней орбиты вокруг Луны с орбитальным периодом около пяти часов.
- 15 апреля 2005 г.: Начинаются поиски PEL .
- 3 сентября 2006 г.: Миссия завершается запланированным падением на Луну на орбите номер 2890. [ 14 ]
Наземный сегмент и операции Smart-1
[ редактировать ]
Операции Smart-1 проводились из Европейского центра космических операций ЕКА ESOC в Дармштадте, Германия, под руководством менеджера по эксплуатации космических аппаратов Октавио Камино .
Наземный сегмент Smart-1 стал хорошим примером повторного использования инфраструктуры в ESA: инфраструктура Flight Dynamics и система распределения данных (DDS) от Rosetta , Mars Express и Venus Express . Общее программное обеспечение системы управления полетами SCOS 2000 и набор общих элементов интерфейса, используемых в ЕКА для выполнения своих миссий.
Использование стандартов CCSDS TLM и TC позволило экономически эффективно адаптировать семь различных терминалов сети отслеживания ESA ( ESTRACK ) и Вайльхайма в Германии (DLR).
Специально для «Смарт-1» были разработаны следующие компоненты: тренажер; сочетание аппаратного и программного обеспечения, полученного на основе оборудования EGSE для наземного электрооборудования, системы планирования миссий и системы автоматизации, разработанных на основе MOIS. Архивировано 3 августа 2019 года на Wayback Machine (последнее основано на прототипе, реализованном для Envisat ), а также наборе инженерные инструменты под названием MUST . Последнее позволило инженерам Smart-1 проводить расследование аномалий через Интернет, став пионерами ЕКА в мониторинге TLM космического корабля с помощью мобильных телефонов и КПК и получении сигналов тревоги космического корабля через SMS . [ 15 ] Группа управления полетами состояла из семи инженеров группы управления полетом FCT, переменной группы, состоящей из 2–5 инженеров по динамике полета и 1–2 инженеров по системам данных. В отличие от большинства миссий ЕКА, здесь не было диспетчеров космических кораблей (SPACON), и все операции и деятельность по планированию миссий выполнялись FCT. Эта концепция предполагала сверхурочную работу и ночные смены в первые месяцы миссии, но хорошо работала во время круиза и фаз Луны. Главной заботой в течение первых трех месяцев миссии было как можно скорее покинуть радиационные пояса, чтобы свести к минимуму деградацию солнечных батарей и ПЗС-матриц звездных трекеров.
Первая и самая серьезная проблема возникла после первой революции, когда сбой в бортовом алгоритме обнаружения и исправления ошибок (EDAC) вызвал автономное переключение на резервный компьютер на каждой орбите, что привело к нескольким перезагрузкам, обнаруживая космический корабль в БЕЗОПАСНОМ режиме после каждого прохождения перицентра. . Анализ телеметрии космического корабля прямо указал на вызванную радиацией проблему с процедурой прерывания EDAC. [ 16 ]
Другие аномалии в этот период представляли собой сочетание экологических проблем: высоких доз радиации, особенно в звездных трекерах, и аномалий бортового программного обеспечения: кодировка Рида-Соломона испортилась после переключения скорости передачи данных, и ее пришлось отключить. Это было преодолено с помощью процедур и изменений в подходе к наземным операциям. Звездные трекеры также часто подвергались сбоям во время побега с Земли, что вызывало некоторые перебои в работе электрического двигателя (EP). [ 17 ] Все они были решены с помощью нескольких исправлений программного обеспечения.
EP показал чувствительность к отключениям, вызывающим радиацию. Это явление, идентифицированное как переходный процесс одиночного события оптопары (OSET), первоначально наблюдавшееся в LEOP во время первого зажигания с использованием катода B, характеризовалось быстрым падением анодного тока, вызывающим срабатывание бита тревоги «Flame Out», вызывающего отключение EP. . Было установлено, что проблема связана с чувствительностью оптопары, вызванной радиацией. Восстановление таких событий заключалось в перезапуске двигателя. Это делалось вручную в течение нескольких месяцев, пока не был разработан патч бортового программного обеспечения (OBSW), позволяющий обнаружить это и инициировать автономный перезапуск двигателя. Его влияние ограничивалось расчетом прогноза орбиты, используемым наземными станциями для отслеживания космического корабля, и последующими корректировками орбиты.
Разного рода аномалии и частые перебои в тяге ЭРД привели к увеличению нагрузки на наземные станции и сверхурочной работе группы управления полетами, которой приходилось оперативно реагировать. Их восстановление иногда занимало много времени, особенно когда космический корабль находился в БЕЗОПАСНОМ режиме. [ 18 ] В целом, они препятствовали проведению операций, как первоначально планировалось, поскольку каждые 4 дня проходили по 8 часов.

Миссия договорилась об использовании свободных мощностей сети ESTRACK . Эта концепция позволила увеличить покрытие сети примерно в восемь раз без дополнительных затрат, но вызвала непредвиденные накладные расходы и конфликты. В конечном итоге это позволило получить дополнительные контакты с космическим кораблем на раннем этапе миссии и существенно расширить научные исследования во время фазы Луны. Этот этап потребовал серьезной реконфигурации бортовых запасов и их работы. Это изменение, разработанное группой управления полетом ESOC и реализованное Шведской космической корпорацией в короткие сроки, потребовало переписать часть FOP процедур управления полетом для операций на Луне.
Операции во время фазы Луны становятся высокоавтоматизированными: наведение динамики полета осуществлялось «с помощью меню», что позволяло более 98% команд генерироваться системой планирования миссии MPS. Расширение системы MPS с помощью так называемого MOIS Executor, [ 16 ] стала система автоматизации Смарт-1. Это позволило выполнить 70% проходов в беспилотном режиме к концу миссии и позволило провести проверку первой действующей «системы автоматизации космического корабля» в ЕКА. [ 19 ]
Миссия достигла всех своих целей: выход из-под влияния радиационных поясов через 3 месяца после запуска, раскручивание по спирали в течение 11 месяцев и захват Луной с помощью резонансов, ввод в эксплуатацию и работу всех приборов на этапе крейсерского полета и оптимизацию навигации. и эксплуатационные процедуры, необходимые для работы электрической силовой установки. [ 20 ] Эффективная работа электрической силовой установки на Луне позволила уменьшить радиус орбиты, что принесло пользу научным работам и продлило эту миссию еще на один год.
Подробная хронология событий операции представлена в справке. [ 16 ]
Smart-1 этапы миссии
[ редактировать ]- Фаза запуска и ранней орбиты: запуск 27 сентября 2003 г., начальная орбита 7029 x 42263 км.
- Побег Ван Аллена за пояс: стратегия непрерывного толчка для увеличения радиуса перигея. Фаза побега завершена к 22 декабря 2003 г., орбита 20 000 x 63 427 км.
- Круиз по спасению Земли: прорыв вокруг перигея только для увеличения радиуса апогея.
- Резонансы Луны и захват: траектория помогает с помощью резонансов Луны. Захват Луны 15 ноября 2004 г. на высоте 310 000 км от Земли и 90 000 км от Луны.
- Спуск на Луну: тяга, используемая для понижения орбиты, рабочая орбита 2200 x 4600 км.
- Лунная наука: до конца жизни в сентябре 2006 г., прерываемая только месячной фазой повторного разгона в сентябре 2005 г. для оптимизации лунной орбиты.
- Повторный разгон орбиты: этап в июне/июле 2006 г. с использованием двигателей ориентации для корректировки даты и времени удара.
- Воздействие Луны: операции проводились с июля 2006 г. до удара 3 сентября 2006 г.
Полные этапы миссии с точки зрения операций задокументированы в [ 21 ] включая производительность различных подсистем.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «СМАРТ-1» . Сайт НАСА по исследованию Солнечной системы . Проверено 2 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Клесман, Элисон (22 сентября 2017 г.). «Новые наблюдения показывают место последнего пристанища лунного орбитального аппарата» . Астрономический журнал . Проверено 27 сентября 2017 г.
- ^ «Зонд врезался в поверхность Луны» . Новости Би-би-си . 3 сентября 2006 г. Проверено 23 мая 2010 г.
- ^ Жоссет Дж.Л.; Бовивр С.; Черрони П.; Де Санктис MC; и др. (2006). «Научные задачи и первые результаты работы многоцветной микрокамеры SMART-1/AMIE». Достижения в космических исследованиях . 37 (1): 14–20. Бибкод : 2006AdSpR..37...14J . дои : 10.1016/j.asr.2005.06.078 .
- ^ Базилевский А.Т.; Келлер Х.У.; Натюэс А.; Молл Дж.; и др. (2004). «Научные задачи и выбор мишеней для инфракрасного спектрометра (СИР) СМАРТ-1». Планетарная и космическая наука . 52 (14): 1261–1285. Бибкод : 2004P&SS...52.1261B . дои : 10.1016/j.pss.2004.09.002 .
- ^ В духе DM; Эстюблиер Д. (2005). «Смарт-1: Анализ полетных данных». Акта Астронавтика . 57 (2–8): 250–256. Бибкод : 2005AcAau..57..250D . дои : 10.1016/j.actaastro.2005.03.036 .
- ^ «Наука и технологии ЕКА – Инструменты» .
- ^ Jump up to: а б Шмидт, Вальтер; Мялкки, Ансси (2014). «SMART-1 SPEDE: результаты и наследие через 10 лет». Тезисы докладов Генеральной Ассамблеи ЕГУ . 16 : 13174. Бибкод : 2014EGUGA..1613174S .
- ^ Ратсман П.; Кугельберг Дж.; Бодин П.; Ракка Г.Д.; и др. (2005). «SMART-1: Развитие и извлеченные уроки». Акта Астронавтика . 57 (2–8): 455–468. Бибкод : 2005AcAau..57..455R . дои : 10.1016/j.actaastro.2005.03.041 .
- ^ SMART-1: Курс на захват Луны | Moon Today - ваш ежедневный источник новостей о Луне. Архивировано 2 ноября 2005 г. на Wayback Machine.
- ^ SMART-1 завершает свой первый виток вокруг Луны | Луна сегодня - ваш ежедневный источник новостей о Луне. Архивировано 15 декабря 2004 г. на Wayback Machine.
- ^ Портал ЕКА - Маневры SMART-1 готовятся к завершению миссии.
- ^ «SMART-1 сталкивается с Луной» . Европейское космическое агентство . 3 сентября 2006 г. Архивировано из оригинала 5 сентября 2006 г. Проверено 3 сентября 2006 г.
- ^ ESA - SMART-1 - Напряженные последние часы SMART-1.
- ^ ЕКА, 6-я лунная миссия ICLCPM 2005 г. SMART-1 - сокращение эксплуатационных расходов миссии.pdf (О.Камино и др.) (22 сентября 2005 г.), английский: SMART-1 - первая из небольших миссий Европейского космического агентства для передовых исследований в области технологий. . (PDF) , получено 8 мая 2020 г.
{{citation}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с Камино, Октавио (10 февраля 2020 г.), английский: Отчет об операциях Smart-1 (О.Камино и др.) (PDF) , получено 8 мая 2020 г.
- ^ SMART -1 Опыт эксплуатации звездного трекера лунной миссии (М.Алонсо)
- ^ ЕКА, SMART-1 AOCS и его связь с электрической двигательной системой (М.Алонсо и др.) (16 октября 2005 г.), английский язык: SMART-1 - первая из малых миссий Европейского космического агентства по перспективным исследованиям в области технологий. (PDF) , получено 8 мая 2020 г.
{{citation}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Камино, Октавио (10 февраля 2020 г.), SMART-1 - Европейская лунная миссия (О.Камино и др) (PDF) , получено 8 мая 2020 г.
- ^ Повышенные эксплуатационные характеристики электрической силовой установки космического корабля с электрическим приводом (Д.Миллиган) [1]
- ^ Камино, Октавио (10 февраля 2020 г.), английский: Отчет об операциях Smart-1 (О.Камино и др.) (PDF) , получено 8 мая 2020 г.
- Общий
- Кайдаш В., Креславский М., Шкуратов Ю., Герасименко С., Пине П., Шеврель С., Жоссе Ж.-Л., Бовивр С., Алмейда М., Фоинг Б. (2007). «ФОТОМЕТРИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ЛУННЫХ УЧАСТКОВ ПО ДАННЫМ SMART-1 AMIE». Лунная планетология, XXXVIII, реферат 1535 г., [2] .
Внешние ссылки
[ редактировать ]