Jump to content

СМАРТ-1

(Перенаправлено со Смарт-1 )

СМАРТ-1
Впечатление художника от СМАРТ-1
Тип миссии Технология
Лунный орбитальный аппарат
Оператор ЧТО
ИДЕНТИФИКАТОР КОСПЭРЭ 2003-043C Отредактируйте это в Викиданных
САТКАТ нет. 27949
Веб-сайт СМАРТ-1
Продолжительность миссии 2 года, 11 месяцев, 6 дней, 6 часов, 27 минут, 36 секунд
Свойства космического корабля
Производитель Шведская космическая корпорация
Стартовая масса 367 кг (809 фунтов) [ 1 ]
Сухая масса 287 кг (633 фунта)
Начало миссии
Дата запуска 27 сентября 2003 г., 23:14:46 ( 2003-09-27UTC23:14:46Z ) UTC [ 1 ]
Ракета Ариан 5G
Запуск сайта Куру ELA-3
Подрядчик Арианспейс
Конец миссии
Дата распада 3 сентября 2006 г., 05:42:22 ( 2006-09-03UTC05:42:23Z ) UTC
Орбитальные параметры
Справочная система селеноцентрический
Эксцентриситет 0.352054
Высота периселена 2205 километров (1370 миль)
Высота Апоселены 4600 километров (2900 миль)
Наклон 90,26 градусов
Период 4,95 часа
Эпоха 18 июля 2005 г., 11:14:28 UTC
Лунный орбитальный аппарат
Орбитальное введение 15 ноября 2004 г.
Место удара 34 ° 15'43 "ю.ш., 46 ° 11'35" з.д.  /  34,262 ° ю.ш., 46,193 ° з.д.  / -34,262; -46,193 [ 2 ]
Знаки отличия устаревшей миссии ISO
Устаревший знак отличия ЕКА для SMART-1 миссии

SMART-1 — разработанный шведами Европейского космического агентства, спутник вращался вокруг Луны который . Он был запущен 27 сентября 2003 года в 23:14 UTC из Гвианского космического центра в Куру , Французская Гвиана . «SMART-1» означает « Малые миссии по передовым исследованиям в области технологий-1» . 3 сентября 2006 г. (05:42 UTC) SMART-1 намеренно врезался в поверхность Луны, завершив свою миссию. [ 3 ]

Конструкция космического корабля

[ редактировать ]

SMART-1 имел диаметр около одного метра (3,3 фута) и был легким по сравнению с другими зондами. Его стартовая масса составляла 367 кг или 809 фунтов, из которых 287 кг (633 фунта) составляли нетопливные.

Он приводился в движение двигателем на эффекте Холла (Snecma PPS-1350 -G), работающим на солнечной энергии, с использованием 82 кг ксенона , содержащегося в 50- литровом баке, под давлением 150 бар при запуске. В двигателе ионного двигателя использовалось электростатическое поле для ионизации ксенона и ускорения ионов , достигая удельного импульса 16,1 кН·с/кг (1640 секунд), что более чем в три раза превышает максимальный показатель для химических ракет. Один кг топлива (от 1/350 до 1/300 общей массы космического корабля) создавал дельта-v около 45 м/с. Подсистема электродвижения весила 29 кг при пиковой потребляемой мощности 1200 Вт. SMART-1 был первым в программе малых миссий ЕКА по передовым исследованиям и технологиям.

Солнечные батареи, мощность которых в начале миссии составляла 1850 Вт, смогли обеспечить максимальную мощность двигателя в 1190 Вт, что дало номинальную тягу 68 мН и, следовательно, ускорение 0,2 мм/с. 2 или 0,7 м/с в час (т. е. чуть менее 0,00002 g ускорение ). Как и в случае со всеми кораблями с ионными двигателями, орбитальные маневры проводились не короткими очередями, а очень постепенно. Конкретная траектория, по которой SMART-1 следовала к Луне, требовала тяги примерно от одной трети до половины каждой орбиты. При движении по спирали от Земли толчок осуществлялся в перигейной части орбиты. В конце миссии двигатель продемонстрировал следующие возможности:

  • Наработка двигателя: 5000 ч.
  • Пропускная способность ксенона: 82 кг
  • Общий импульс: 1,2 МН-с.
  • Суммарное ΔV: 3,9 км/с

В рамках стратегии Европейского космического агентства по созданию очень недорогих и относительно небольших космических кораблей общая стоимость SMART-1 составила сравнительно небольшие 110 миллионов евро (около 170 миллионов долларов США ). SMART-1 был спроектирован и разработан Шведской космической корпорацией по поручению ЕКА . Сборку космического корабля осуществляла компания Saab Space в Линчёпинге . Испытания космического корабля проводились под руководством Шведской космической корпорации и проводились компанией Saab Space. Руководителем проекта в ЕКА был Джузеппе Ракка, пока космический корабль не достиг рабочей орбиты Луны. его заменил Герхард Швем Затем на этапе науки . Руководителем проекта Шведской космической корпорации был Питер Ратсман. Главным научным сотрудником проекта был Бернард Фоинг . Менеджером наземного сегмента на этапе подготовки был Майк Маккей, а менеджером по эксплуатации космических кораблей - Октавио Камино .

Инструменты

[ редактировать ]

Advanced Moon micro-Imager Experiment представлял собой миниатюрную цветную камеру для получения изображений Луны. ПЗС-камера с тремя фильтрами 750, 900 и 950 нм смогла снимать изображения со средним разрешением пикселей 80 м (около 260 футов). Камера весила 2,1 кг (около 4,5 фунтов) и имела потребляемую мощность 9 Вт. [ 4 ]

Демонстрация компактного рентгеновского спектрометра представляла собой рентгеновский телескоп для идентификации химических элементов на поверхности Луны. Он обнаружил рентгеновскую флуоресценцию (XRF) кристаллических соединений, созданных в результате взаимодействия электронной оболочки с частицами солнечного ветра, чтобы измерить содержание трех основных компонентов: магния , кремния и алюминия . Обнаружение железа , кальция и титана зависело от солнечной активности. Диапазон обнаружения рентгеновских лучей составлял от 0,5 до 10 кэВ. Спектрометр и XSM (описанный ниже) вместе весили 5,2 кг и имели потребляемую мощность 18 Вт.

Рентгеновский солнечный монитор изучал солнечную изменчивость в дополнение к измерениям D-CIXS.

Инфракрасный спектрометр Смарт-1 — инфракрасный спектрометр для идентификации минеральных спектров оливина и пироксена . Он обнаруживал длины волн от 0,93 до 2,4 мкм по 256 каналам. Упаковка весила 2,3 кг и имела потребляемую мощность 4,1 Вт. [ 5 ]

Комплекс диагностики электродвижения должен был получить данные о новой двигательной установке СМАРТ-1. Упаковка весила 0,8 кг и имела потребляемую мощность 1,8 Вт. [ 6 ]

СКОРОСТЬ

[ редактировать ]

Потенциал космического корабля, эксперимент с электронами и пылью. Эксперимент весил 0,8 кг и имел потребляемую мощность 1,8 Вт. Его функция заключалась в измерении свойств и плотности плазмы вокруг космического корабля либо в качестве зонда Ленгмюра, либо в качестве зонда электрического поля. SPEDE наблюдал излучение ионного двигателя космического корабля и «след», который Луна оставляет солнечному ветру . В отличие от большинства других приборов, которые необходимо отключать во избежание повреждений, SPEDE может продолжать измерения внутри радиационных поясов и во время солнечных бурь, таких как солнечные бури на Хэллоуин 2003 года . [ 7 ] [ 8 ] Он был построен Финским метеорологическим институтом , а его название было выбрано намеренно так, чтобы его аббревиатура совпадала с прозвищем Спеде Пасанена , известного финского киноактера, кинопродюсера и изобретателя. Алгоритмы, разработанные для SPEDE, позже были использованы в аппарате ЕКА спускаемом Philae . [ 8 ]

К а диапазон TT&C (телеметрия, слежение и контроль) Эксперимент. Эксперимент весил 6,2 кг и имел потребляемую мощность 26 Вт. Транспондер Ka-диапазона был разработан как предшественник BepiColombo для проведения радионаучных исследований и мониторинга динамических характеристик электрической двигательной установки.

SMART-1 был запущен 27 сентября 2003 года вместе с Insat 3E и eBird 1 ракетой Ariane 5 из Гвианского космического центра во Французской Гвиане . Через 42 минуты его вывели на геостационарную переходную орбиту размером 7035×42223 км. После этого он использовал свою солнечную электрическую первичную двигательную установку (SEPP), чтобы постепенно расширяться в течение тринадцати месяцев.

Орбиту можно было увидеть до 26 октября 2004 года на сайте spaceref.com , когда орбита составляла 179 718 × 305 214 км. В этот день, после 289-го импульса двигателя, SEPP наработал почти 3648 часов из общего налета в 8000 часов, то есть чуть меньше половины от общего времени полета. Он потреблял около 58,8 кг ксенона и развивал дельта-v 2737 м/с (46,5 м/с на кг ксенона, 0,75 м/с в час работы). 15 ноября он был снова включен на запланированную работу в течение 4,5 дней для полного выхода на лунную орбиту. До февраля 2005 года потребовалось использование электрического двигателя, чтобы замедлиться и выйти на конечную орбиту на высоте 300–3000 км над поверхностью Луны. [ 9 ] О завершении миссии, продемонстрированной двигательной установкой, сказано выше.

Краткое изложение соприкасающихся элементов геоцентрической орбиты
Эпоха (UTC) Perigee (km) Апогей (км) Эксцентриситет Наклон (град)
(до экватора Земли)
Период (ч)
27 сентября 2003 г. ~7,035 ~42,223 ~0.714 ~6.9 ~10.6833
26 октября 2003, 21:20:00.0 8,687.994 44,178.401 0.671323 6.914596 11.880450
19 ноября 2003, 04:29:48.4 10,843.910 46,582.165 0.622335 6.861354 13.450152
19 декабря 2003, 06:41:47.6 13,390.351 49,369.049 0.573280 6.825455 15.366738
29 декабря 2003, 05:21:47.8 17,235.509 54,102.642 0.516794 6.847919 18.622855
19 февраля 2004, 22:46:08.6 20,690.564 65,869.222 0.521936 6.906311 24.890737
19 марта 2004, 00:40:52.7 20,683.545 66,915.919 0.527770 6.979793 25.340528
25 августа 2004, 00:00:00 37,791.261 240,824.363 0.728721 6.939815 143.738051
19 октября 2004, 21:30:45.9 69,959.278 292,632.424 0.614115 12.477919 213.397970
24 октября 2004, 06:12:40.9 179,717.894 305,214.126 0.258791 20.591807 330.053834

После своего последнего перигея 2 ноября [ 10 ] 11 ноября 2004 г. он прошел через Земля-Луна L 1 точку Лагранжа влияние Луны и попал в область, где преобладает гравитационное , а в 17:48 UT 15 ноября прошел первую периселену своей лунной орбиты. в Соприкасающаяся орбита тот день составляла 6704 × 53208 км. [ 11 ] с орбитальным периодом 129 часов, хотя фактический оборот был совершен всего за 89 часов. Это иллюстрирует значительное влияние, которое работа двигателя оказывает на орбиту, и отмечает значение соприкасающейся орбиты, то есть орбиты, по которой мог бы двигаться космический корабль, если бы в этот момент все возмущения, включая тягу, прекратились.

Краткое изложение соприкасающихся селеноцентрических орбитальных элементов
Эпоха (UTC) Периселен (км) Апоселене (км) Эксцентриситет Наклон (град)
(до экватора Луны)
Период (ч)
15 ноября 2004, 17:47:12.1 6,700.720 53,215.151 0.776329 81.085 129.247777
4 декабря 2004 10:37:47.3 5,454.925 20,713.095 0.583085 83.035 37.304959
9 января 2005, 15:24:55.0 2,751.511 6,941.359 0.432261 87.892 8.409861
28 февраля 2005, 05:18:39.9 2,208.659 4,618.220 0.352952 90.063603 4.970998
25 апреля 2005, 08:19:05.4 2,283.738 4,523.111 0.328988 90.141407 4.949137
16 мая 2005, 09:08:52.9 2,291.250 4,515.857 0.326807 89.734929 4.949919
20 июня 2005, 10:21:37.1 2,256.090 4,549.196 0.336960 90.232619 4.947432
18 июля 2005, 11:14:28.0 2,204.645 4,600.376 0.352054 90.263741 4.947143

15 февраля 2005 г. ЕКА объявило о продлении миссии SMART-1 на один год до августа 2006 г. Позже эта дата была перенесена на 3 сентября 2006 г., чтобы обеспечить возможность дальнейших научных наблюдений с Земли. [ 12 ]

Лунный удар

[ редактировать ]

SMART-1 врезался в поверхность Луны, как и планировалось, 3 сентября 2006 года в 05:42:22 UTC , завершив свою миссию. Двигаясь со скоростью примерно 2000 м/с (4500 миль в час), SMART-1 произвел удар, видимый в наземные телескопы с Земли. Есть надежда, что это не только предоставит некоторые данные, моделирующие падение метеорита , но и позволит подвергнуть спектроскопическому анализу материалы в земле, такие как водяной лед .

По первоначальной оценке ЕКА, удар произошел в 34 ° 24' ю.ш., 46 ° 12' з.д.  /  34,4 ° ю.ш., 46,2 ° з.д.  / -34,4; -46,2 . [ 13 ] В 2017 году место падения было идентифицировано по Lunar Reconnaissance Orbiter на орбите. данным 34 ° 15'43 "ю.ш., 46 ° 11'35" з.д.  /  34,262 ° ю.ш., 46,193 ° з.д.  / -34,262; -46,193 . [ 2 ] В момент удара Луна была видна в Северной и Южной Америке, а также в некоторых местах Тихого океана, но не в Европе, Африке или Западной Азии.

В рамках этого проекта были получены данные и ноу-хау, которые будут использоваться для других миссий, таких как миссия ЕКА BepiColombo на Меркурий .

Важные события и открытия

[ редактировать ]
  • 27 сентября 2003 г.: SMART-1 запущен с европейского космодрома Куру с помощью ракеты-носителя Ariane 5 .
  • 17 июня 2004 г.: SMART-1 сделал тестовое изображение Земли с помощью камеры, которая позже будет использоваться для снимков Луны крупным планом. На нем показаны части Европы и Африки. Снимок был сделан 21 мая камерой AMIE.
  • 2 ноября 2004 г.: Последний перигей околоземной орбиты.
  • 15 ноября 2004 г.: Первая опасность выхода на лунную орбиту.
  • 15 января 2005 г.: В Mare Crisium обнаружен кальций .
  • 26 января 2005 г.: отправлены первые снимки лунной поверхности крупным планом.
  • 27 февраля 2005 г.: достиг последней орбиты вокруг Луны с орбитальным периодом около пяти часов.
  • 15 апреля 2005 г.: Начинаются поиски PEL .
  • 3 сентября 2006 г.: Миссия завершается запланированным падением на Луну на орбите номер 2890. [ 14 ]

Наземный сегмент и операции Smart-1

[ редактировать ]
Космический корабль Смарт-1

Операции Smart-1 проводились из Европейского центра космических операций ЕКА ESOC в Дармштадте, Германия, под руководством менеджера по эксплуатации космических аппаратов Октавио Камино .

Наземный сегмент Smart-1 стал хорошим примером повторного использования инфраструктуры в ESA: инфраструктура Flight Dynamics и система распределения данных (DDS) от Rosetta , Mars Express и Venus Express . Общее программное обеспечение системы управления полетами SCOS 2000 и набор общих элементов интерфейса, используемых в ЕКА для выполнения своих миссий.

Использование стандартов CCSDS TLM и TC позволило экономически эффективно адаптировать семь различных терминалов сети отслеживания ESA ( ESTRACK ) и Вайльхайма в Германии (DLR).

Специально для «Смарт-1» были разработаны следующие компоненты: тренажер; сочетание аппаратного и программного обеспечения, полученного на основе оборудования EGSE для наземного электрооборудования, системы планирования миссий и системы автоматизации, разработанных на основе MOIS. Архивировано 3 августа 2019 года на Wayback Machine (последнее основано на прототипе, реализованном для Envisat ), а также наборе инженерные инструменты под названием MUST . Последнее позволило инженерам Smart-1 проводить расследование аномалий через Интернет, став пионерами ЕКА в мониторинге TLM космического корабля с помощью мобильных телефонов и КПК и получении сигналов тревоги космического корабля через SMS . [ 15 ] Группа управления полетами состояла из семи инженеров группы управления полетом FCT, переменной группы, состоящей из 2–5 инженеров по динамике полета и 1–2 инженеров по системам данных. В отличие от большинства миссий ЕКА, здесь не было диспетчеров космических кораблей (SPACON), и все операции и деятельность по планированию миссий выполнялись FCT. Эта концепция предполагала сверхурочную работу и ночные смены в первые месяцы миссии, но хорошо работала во время круиза и фаз Луны. Главной заботой в течение первых трех месяцев миссии было как можно скорее покинуть радиационные пояса, чтобы свести к минимуму деградацию солнечных батарей и ПЗС-матриц звездных трекеров.

Первая и самая серьезная проблема возникла после первой революции, когда сбой в бортовом алгоритме обнаружения и исправления ошибок (EDAC) вызвал автономное переключение на резервный компьютер на каждой орбите, что привело к нескольким перезагрузкам, обнаруживая космический корабль в БЕЗОПАСНОМ режиме после каждого прохождения перицентра. . Анализ телеметрии космического корабля прямо указал на вызванную радиацией проблему с процедурой прерывания EDAC. [ 16 ]

Другие аномалии в этот период представляли собой сочетание экологических проблем: высоких доз радиации, особенно в звездных трекерах, и аномалий бортового программного обеспечения: кодировка Рида-Соломона испортилась после переключения скорости передачи данных, и ее пришлось отключить. Это было преодолено с помощью процедур и изменений в подходе к наземным операциям. Звездные трекеры также часто подвергались сбоям во время побега с Земли, что вызывало некоторые перебои в работе электрического двигателя (EP). [ 17 ] Все они были решены с помощью нескольких исправлений программного обеспечения.

EP показал чувствительность к отключениям, вызывающим радиацию. Это явление, идентифицированное как переходный процесс одиночного события оптопары (OSET), первоначально наблюдавшееся в LEOP во время первого зажигания с использованием катода B, характеризовалось быстрым падением анодного тока, вызывающим срабатывание бита тревоги «Flame Out», вызывающего отключение EP. . Было установлено, что проблема связана с чувствительностью оптопары, вызванной радиацией. Восстановление таких событий заключалось в перезапуске двигателя. Это делалось вручную в течение нескольких месяцев, пока не был разработан патч бортового программного обеспечения (OBSW), позволяющий обнаружить это и инициировать автономный перезапуск двигателя. Его влияние ограничивалось расчетом прогноза орбиты, используемым наземными станциями для отслеживания космического корабля, и последующими корректировками орбиты.

Разного рода аномалии и частые перебои в тяге ЭРД привели к увеличению нагрузки на наземные станции и сверхурочной работе группы управления полетами, которой приходилось оперативно реагировать. Их восстановление иногда занимало много времени, особенно когда космический корабль находился в БЕЗОПАСНОМ режиме. [ 18 ] В целом, они препятствовали проведению операций, как первоначально планировалось, поскольку каждые 4 дня проходили по 8 часов.

Смарт-1 спускается на орбиту Луны

Миссия договорилась об использовании свободных мощностей сети ESTRACK . Эта концепция позволила увеличить покрытие сети примерно в восемь раз без дополнительных затрат, но вызвала непредвиденные накладные расходы и конфликты. В конечном итоге это позволило получить дополнительные контакты с космическим кораблем на раннем этапе миссии и существенно расширить научные исследования во время фазы Луны. Этот этап потребовал серьезной реконфигурации бортовых запасов и их работы. Это изменение, разработанное группой управления полетом ESOC и реализованное Шведской космической корпорацией в короткие сроки, потребовало переписать часть FOP процедур управления полетом для операций на Луне.

Операции во время фазы Луны становятся высокоавтоматизированными: наведение динамики полета осуществлялось «с помощью меню», что позволяло более 98% команд генерироваться системой планирования миссии MPS. Расширение системы MPS с помощью так называемого MOIS Executor, [ 16 ] стала система автоматизации Смарт-1. Это позволило выполнить 70% проходов в беспилотном режиме к концу миссии и позволило провести проверку первой действующей «системы автоматизации космического корабля» в ЕКА. [ 19 ]

Миссия достигла всех своих целей: выход из-под влияния радиационных поясов через 3 месяца после запуска, раскручивание по спирали в течение 11 месяцев и захват Луной с помощью резонансов, ввод в эксплуатацию и работу всех приборов на этапе крейсерского полета и оптимизацию навигации. и эксплуатационные процедуры, необходимые для работы электрической силовой установки. [ 20 ] Эффективная работа электрической силовой установки на Луне позволила уменьшить радиус орбиты, что принесло пользу научным работам и продлило эту миссию еще на один год.

Подробная хронология событий операции представлена ​​в справке. [ 16 ]

Smart-1 этапы миссии

[ редактировать ]
  • Фаза запуска и ранней орбиты: запуск 27 сентября 2003 г., начальная орбита 7029 x 42263 км.
  • Побег Ван Аллена за пояс: стратегия непрерывного толчка для увеличения радиуса перигея. Фаза побега завершена к 22 декабря 2003 г., орбита 20 000 x 63 427 км.
  • Круиз по спасению Земли: прорыв вокруг перигея только для увеличения радиуса апогея.
  • Резонансы Луны и захват: траектория помогает с помощью резонансов Луны. Захват Луны 15 ноября 2004 г. на высоте 310 000 км от Земли и 90 000 км от Луны.
  • Спуск на Луну: тяга, используемая для понижения орбиты, рабочая орбита 2200 x 4600 км.
  • Лунная наука: до конца жизни в сентябре 2006 г., прерываемая только месячной фазой повторного разгона в сентябре 2005 г. для оптимизации лунной орбиты.
  • Повторный разгон орбиты: этап в июне/июле 2006 г. с использованием двигателей ориентации для корректировки даты и времени удара.
  • Воздействие Луны: операции проводились с июля 2006 г. до удара 3 сентября 2006 г.

Полные этапы миссии с точки зрения операций задокументированы в [ 21 ] включая производительность различных подсистем.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «СМАРТ-1» . Сайт НАСА по исследованию Солнечной системы . Проверено 2 декабря 2022 г.
  2. ^ Jump up to: а б Клесман, Элисон (22 сентября 2017 г.). «Новые наблюдения показывают место последнего пристанища лунного орбитального аппарата» . Астрономический журнал . Проверено 27 сентября 2017 г.
  3. ^ «Зонд врезался в поверхность Луны» . Новости Би-би-си . 3 сентября 2006 г. Проверено 23 мая 2010 г.
  4. ^ Жоссет Дж.Л.; Бовивр С.; Черрони П.; Де Санктис MC; и др. (2006). «Научные задачи и первые результаты работы многоцветной микрокамеры SMART-1/AMIE». Достижения в космических исследованиях . 37 (1): 14–20. Бибкод : 2006AdSpR..37...14J . дои : 10.1016/j.asr.2005.06.078 .
  5. ^ Базилевский А.Т.; Келлер Х.У.; Натюэс А.; Молл Дж.; и др. (2004). «Научные задачи и выбор мишеней для инфракрасного спектрометра (СИР) СМАРТ-1». Планетарная и космическая наука . 52 (14): 1261–1285. Бибкод : 2004P&SS...52.1261B . дои : 10.1016/j.pss.2004.09.002 .
  6. ^ В духе DM; Эстюблиер Д. (2005). «Смарт-1: Анализ полетных данных». Акта Астронавтика . 57 (2–8): 250–256. Бибкод : 2005AcAau..57..250D . дои : 10.1016/j.actaastro.2005.03.036 .
  7. ^ «Наука и технологии ЕКА – Инструменты» .
  8. ^ Jump up to: а б Шмидт, Вальтер; Мялкки, Ансси (2014). «SMART-1 SPEDE: результаты и наследие через 10 лет». Тезисы докладов Генеральной Ассамблеи ЕГУ . 16 : 13174. Бибкод : 2014EGUGA..1613174S .
  9. ^ Ратсман П.; Кугельберг Дж.; Бодин П.; Ракка Г.Д.; и др. (2005). «SMART-1: Развитие и извлеченные уроки». Акта Астронавтика . 57 (2–8): 455–468. Бибкод : 2005AcAau..57..455R . дои : 10.1016/j.actaastro.2005.03.041 .
  10. ^ SMART-1: Курс на захват Луны | Moon Today - ваш ежедневный источник новостей о Луне. Архивировано 2 ноября 2005 г. на Wayback Machine.
  11. ^ SMART-1 завершает свой первый виток вокруг Луны | Луна сегодня - ваш ежедневный источник новостей о Луне. Архивировано 15 декабря 2004 г. на Wayback Machine.
  12. ^ Портал ЕКА - Маневры SMART-1 готовятся к завершению миссии.
  13. ^ «SMART-1 сталкивается с Луной» . Европейское космическое агентство . 3 сентября 2006 г. Архивировано из оригинала 5 сентября 2006 г. Проверено 3 сентября 2006 г.
  14. ^ ESA - SMART-1 - Напряженные последние часы SMART-1.
  15. ^ ЕКА, 6-я лунная миссия ICLCPM 2005 г. SMART-1 - сокращение эксплуатационных расходов миссии.pdf (О.Камино и др.) (22 сентября 2005 г.), английский: SMART-1 - первая из небольших миссий Европейского космического агентства для передовых исследований в области технологий. . (PDF) , получено 8 мая 2020 г. {{citation}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  16. ^ Jump up to: а б с Камино, Октавио (10 февраля 2020 г.), английский: Отчет об операциях Smart-1 (О.Камино и др.) (PDF) , получено 8 мая 2020 г.
  17. ^ SMART -1 Опыт эксплуатации звездного трекера лунной миссии (М.Алонсо)
  18. ^ ЕКА, SMART-1 AOCS и его связь с электрической двигательной системой (М.Алонсо и др.) (16 октября 2005 г.), английский язык: SMART-1 - первая из малых миссий Европейского космического агентства по перспективным исследованиям в области технологий. (PDF) , получено 8 мая 2020 г. {{citation}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  19. ^ Камино, Октавио (10 февраля 2020 г.), SMART-1 - Европейская лунная миссия (О.Камино и др) (PDF) , получено 8 мая 2020 г.
  20. ^ Повышенные эксплуатационные характеристики электрической силовой установки космического корабля с электрическим приводом (Д.Миллиган) [1]
  21. ^ Камино, Октавио (10 февраля 2020 г.), английский: Отчет об операциях Smart-1 (О.Камино и др.) (PDF) , получено 8 мая 2020 г.
Общий
  • Кайдаш В., Креславский М., Шкуратов Ю., Герасименко С., Пине П., Шеврель С., Жоссе Ж.-Л., Бовивр С., Алмейда М., Фоинг Б. (2007). «ФОТОМЕТРИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ЛУННЫХ УЧАСТКОВ ПО ДАННЫМ SMART-1 AMIE». Лунная планетология, XXXVIII, реферат 1535 г., [2] .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4393c3938ae41511016bac044530831d__1701043620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/43/1d/4393c3938ae41511016bac044530831d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
SMART-1 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)