Соглашение Фейсала-Вейцмана

Соглашение Фейсала-Вейцмана было подписано Эмиром Фейсалом , третьим сыном Хусейна ибн Али аль-Хашими , короля недолговечного королевства Хиджаз , и Хаимом Вейцманом , президентом Сионистской организации , 3 января 1919 года. Подписано за две недели до этого. В начале Парижской мирной конференции он был представлен сионистской делегацией вместе с письмом Т. Э. Лоуренса от имени Фейсала от имени Фейсала американскому сионистскому лидеру Феликсу Франкфуртеру в марте 1919 года в качестве двух документов, в которых утверждалось, что сионистские планы относительно Палестины были предварительно одобрены арабами. [3]
Соглашение было представлено Фейсалу в его номере в отеле «Карлтон» 3 января на английском языке, который Фейсал не мог прочитать, а его содержание было переведено и объяснено Фейсалу Лоуренсом. [4] Фейсал подписал документ на том же заседании, не посоветовавшись со своими советниками, ожидавшими его в отдельной комнате, но добавил рядом со своей подписью оговорку на арабском языке: [3] так что Фейсал считал, что соглашение обусловлено нахождением Палестины в зоне арабской независимости. [а] Сионистская организация представила соглашение на Парижской мирной конференции без оговорок. [6]
Израильский историк Йоав Гельбер назвал соглашение «имеющим исключительно пропагандистское значение», поскольку быстро стало ясно, что условия Фейсала не будут выполнены. [7]
Справочная информация: статус Палестины
На момент заключения соглашения ему предшествовали (помимо Декларации Бальфура ) Переписка Мак-Магона-Хусейна , Соглашение Сайкса-Пико , послание Хогарта , письмо Бассета , Декларация семи и англо-французская декларация. . Из них Соглашение Сайкса-Пико было обнародовано большевиками, а Декларация семи, а также англо-французская декларация также были публичными документами. Соглашение Сайкса-Пико призывало к созданию «арабского государства или Конфедерации арабских государств ... под сюзеренитетом арабского вождя». Французы и британцы также предложили создать международную администрацию в «коричневой зоне» (территория, включающая Иерусалим , похожую на подмандатную Палестину и меньшую по размеру), форма которой должна была быть определена после консультаций с Россией, а затем после консультаций с другие союзники «и представители шерифа Мекки». [8]
Генри МакМахон обменялся письмами с отцом Фейсала Хусейном бин Али, Шарифом Мекки в 1915 году, в которых он обещал Хусейну контроль над арабскими землями, за исключением «частей Сирии », лежащих к западу от «районов Дамаска , Хомса , Хама и Алеппо » . Палестина расположена к юго-западу от этих территорий и прямо не упоминалась. Этот современный ливанский регион на побережье Средиземного моря был выделен в рамках будущего французского мандата. После войны масштабы прибрежной изоляции вызвали горячие споры. Хусейн возражал, что арабы Бейрута будут категорически против изоляции от арабского государства или государств, но не поднимал вопрос об Иерусалиме или Палестине. Между 1916 и 1920 годами британское правительство интерпретировало эти обязательства как включение Палестины в арабский регион. Однако в Белой книге Черчилля 1922 года они вместо этого утверждали, что Палестина была исключена. [б]
На основании заверений Макмахона 5 июня 1916 года началось арабское восстание . Однако 16 мая 1916 года британцы и французы также тайно заключили Соглашение Сайкса-Пико. [11] Это соглашение разделило многие арабские территории на территории, управляемые Великобританией и Францией, и позволило интернационализировать Палестину. [11] Хусейн узнал о соглашении, когда новое российское правительство обнародовало информацию о нем в декабре 1917 года, но был удовлетворен двумя лицемерными телеграммами от сэра Реджинальда Вингейта , верховного комиссара Египта, уверявшего его, что обязательства британского правительства перед арабами все еще действительны и что Соглашение Сайкса-Пико не было формальным договором. [11]
После публикации Декларации Бальфура британцы направили командующего Дэвида Джорджа Хогарта к Хусейну в январе 1918 года с посланием о том, что «политическая и экономическая свобода» палестинского населения не подвергается сомнению. [11] Хогарт сообщил, что Хусейн «не примет независимое еврейское государство в Палестине, и мне не было поручено предупредить его о том, что такое государство рассматривается Великобританией». [12] По словам Исайи Фридмана, Хусейн не был обеспокоен Декларацией Бальфура и 23 марта 1918 года в ежедневной газете Мекки «Аль-Кибла» засвидетельствовал, что Палестина была «священной и любимой родиной ее первоначальных сыновей», евреев; «Возвращение этих изгнанников на родину станет материально и духовно экспериментальной школой для их [арабских] братьев». Он призвал арабское население Палестины приветствовать евреев как братьев и сотрудничать с ними ради общего блага. [13] Принимая во внимание, что Кедури (как и Фридман) утверждали, что Хусейн принял Декларацию Бальфура, [14] [15] [ неполная короткая цитата ] Чарльз Д.Смит утверждал, что и Фридман, и Кедури искажают документы и нарушают научные стандарты, чтобы прийти к своим выводам. [16] в то время как Шнеер говорит, что историки пролили океаны чернил, отслеживая первоначальную реакцию Хусейна и его сыновей на Декларацию Бальфура, но не разрешили спор, отмечая, что Хусейн считал Палестину арабской землей. [17]
Продолжающееся беспокойство арабов по поводу намерений союзников также привело в 1918 году к британской «Декларации семи» и англо-французской декларации , последняя из которых обещала «полное и окончательное освобождение народов, которые так долго угнетались турками, и установление состоит из национальных правительств и администраций, черпающих свою власть из свободного осуществления инициативы и выбора коренного населения». [9] [11]
Прелюдия к соглашению

Вейцман впервые встретил Фейсала в июне 1918 года. [с] во время британского наступления с юга против Османской империи в Первой мировой войне. В качестве лидера импровизированной «Сионистской комиссии» Вейцман отправился в южную Трансиорданию для встречи. Вейцман заверил Фейсала, что «евреи не предлагали создать собственное правительство, но хотели работать под защитой Великобритании, колонизировать и развивать Палестину, не посягая на какие-либо законные интересы». [21] Антониус отмечал в 1938 году, что: «Совокупный эффект этих заверений заключался в том, чтобы внушить ему веру в то, что ни в сионистских устремлениях как таковых, ни в политике, исповедуемой британским правительством в отношении их осуществления, не было ничего, что могло бы помешать Арабская политическая и экономическая свобода в Палестине». [22]
Предполагаемой целью Вейцмана было заключить соглашение между Фейсалом и сионистским движением о поддержке Арабского королевства и еврейского поселения в Палестине соответственно. Желания палестинских арабов должны были быть проигнорированы, и, действительно, оба мужчины, похоже, относились к палестинским арабам с большим пренебрежением. [д] В этом случае Вейцман и Фейсал заключили неофициальное соглашение, согласно которому Фейсал будет поддерживать тесные еврейские поселения в Палестине, в то время как сионистское движение будет способствовать развитию огромной арабской нации, которую надеялся создать Фейсал.
выразил озабоченность После того, как Сесил по поводу проектов предложений, выдвинутых Консультативным комитетом по Палестине (под председательством Герберта Сэмюэля), Бальфур предположил Вейцману, что «было бы действительно очень полезно, если бы сионисты и Фейсал могли действовать сообща и достичь соглашения по некоторым вопросам». точки возможного конфликта». Вейцман и Фейсал снова встретились 11 декабря 1918 года, когда оба находились в Лондоне, готовя свои заявления для предстоящей мирной конференции в Париже . [25]
За три недели до подписания соглашения, 12 декабря 1918 года, Фейсал был процитирован в «Таймс» в статье, которая, как пишет Али Аллави , «несомненно, была спровоцирована Лоуренсом и министерством иностранных дел»: [26]
Две основные ветви семитской семьи, арабы и евреи, понимают друг друга, и я надеюсь, что в результате обмена идеями на Мирной конференции, которая будет руководствоваться идеалами самоопределения и национальности, каждая нация сделает определенный прогресс на пути к реализации своих устремлений. Арабы не завидуют евреям-сионистам и намерены обеспечить им честную игру, а евреи-сионисты заверили арабов-националистов в своем намерении следить за тем, чтобы и они имели честную игру в своих областях. Турецкие интриги в Палестине вызвали ревность между еврейскими колонистами и местными крестьянами, но взаимопонимание целей арабов и евреев сразу сотрет последний след этой былой ожесточенности, которая, правда, уже практически исчезла до Палестины. война благодаря работе Арабского секретного революционного комитета, который в Сирии и других странах заложил основу арабских военных успехов последних двух лет. [27]
За два дня до соглашения, 1 января 1919 года, делегация Фейсала представила заявление на Мирной конференции , а новый меморандум . 29 января был представлен [28] В заявлении говорится о цели «в конечном итоге объединить арабов в одну нацию», определяя арабские территории как «от линии Александретта – Персия на юг до Индийского океана» (1 января) или «от линии Александретта – Диарбекр на юг до Индийского океана». Индийский океан» (29 января). В последнем меморандуме границы любых новых государств описывались как «вопросы для договоренности между нами после того, как будут выяснены желания их жителей» со ссылкой на президента США Вудро Вильсона политику самоопределения . [28]
Подписание
Они подписали письменное соглашение, носящее их имена, 3 января 1919 года. [и] Фейсал не был явно уполномочен своим отцом на заключение такого соглашения, а его инструкции от отца ограничивались требованием, чтобы он принял только выполнение предыдущих британских обещаний о независимости арабов; [ф] в результате было добавлено предостережение. [31] На следующий день Вейцман прибыл в Париж, чтобы возглавить сионистскую делегацию на Мирной конференции. [г]
Текст соглашения
Соглашение между эмиром Фейсалом и доктором Вейцманом [33]
3 января 1919 г.
Его Королевское Высочество эмир Фейсал, представляющий и действующий от имени Арабского королевства Хиджаз, и доктор Хаим Вейцман, представляющий и действующий от имени Сионистской организации, помня о расовом родстве и древних связях, существующих между арабами и евреями. народы и осознавая, что самым надежным средством реализации их естественных устремлений является максимально тесное сотрудничество в развитии Арабского государства и Палестины, и желая в дальнейшем подтвердить хорошее взаимопонимание, существующее между ними, согласились следующее:
Статьи: [час]
Дано под нашей рукой в Лондоне, Англия, третьего января тысяча девятьсот девятнадцатого года.
Хаим Вейцман Фейсал ибн-Хусейн [я]
Основные пункты соглашения
- Соглашение обязывало обе стороны поддерживать все отношения между группами на основе самой сердечной доброй воли и взаимопонимания, работать вместе над поощрением иммиграции евреев в Палестину в больших масштабах, одновременно защищая права арабских крестьян и фермеров-арендаторов, а также охранять свободное отправление религиозных обрядов. Мусульманские святые места должны были находиться под контролем мусульман.
- Сионистское движение взяло на себя задачу помочь арабским жителям Палестины и будущего арабского государства в освоении их природных ресурсов и создании растущей экономики.
- Границы между арабским государством и Палестиной должны быть определены Комиссией после Парижской мирной конференции.
- Стороны обязались реализовать Декларацию Бальфура 1917 года , призывающую к созданию еврейского национального дома в Палестине.
- Споры должны были передаваться на рассмотрение британского правительства в арбитраж.
Вейцман подписал соглашение от имени Сионистской организации, а Фейсал — от имени недолговечного арабского королевства Хиджаз .
Предостережение Фейсала
Фейсал обусловил свое согласие выполнением британских военных обещаний арабам, которые надеялись на независимость огромной части Османской империи . К напечатанному документу он приложил рукописное заявление, рядом с которым Лоуренс добавил несколько неточный перевод: [34]
Текст предупреждения | ||
---|---|---|
Оригинальный арабский [34] | Дословный перевод (Профессор Филип К. Хитти , 1943 г.) [35] | Т.Э. Лоуренса Перевод (прилагается к исходному документу) |
Если арабы обретут независимость, как мы просили в нашем докладе от 4 января 1919 года, представленном Министерству иностранных дел правительства Великобритании, то я согласен с тем, что мы упомянули в этих статьях, и если произойдет малейшее изменение или изменение , я не буду связан никаким словом, а скорее этот документ считается ничем и ничем. Для нее нет никакого приговора и я не требую никакой формы. | При условии, что арабы получат свою независимость, как того требует мой меморандум от 4 января 1919 года Министерству иностранных дел правительства Великобритании, я соглашусь с вышеуказанными статьями. Но если бы было сделано малейшее изменение или отклонение [ sc. в отношении требований меморандума] тогда я не буду связан ни одним словом настоящего соглашения, которое будет считаться недействительным, не имеющим никакой силы и силы, и я не буду нести никакой ответственности за это. | Если арабы будут утверждены, как я просил в своем манифесте от 4 января, адресованном министру иностранных дел Великобритании, я выполню то, что написано в этом соглашении. В случае внесения изменений я не могу нести ответственность за неисполнение настоящего соглашения. |
Дата 4 января, указанная в предостережении, либо ошибочна, либо относится к неизвестному историкам документу. [36] Аллави интерпретирует Фейсала как ссылку на его меморандум, представленный 1 января . [3]
Последующие обсуждения
Парижская мирная конференция
Фейсал представил свои письменные предложения Конференции 27 января. Проект меморандума, который Лоуренс представил по просьбе Фейсала Стивену Бонсалу из американской делегации вскоре после того, как сионисты сделали свою первую презентацию: [37] по воспоминаниям Бонсала, излагал совсем иные взгляды, чем соглашение с Вейцманом:
Если возобладают взгляды радикальных сионистов, представленные на Мирной конференции, результатом станет брожение, хронические беспорядки и рано или поздно гражданская война в Палестине. Но я надеюсь, что меня не поймут неправильно. Я утверждаю, что у нас, арабов, нет той расовой или религиозной враждебности по отношению к евреям, которая, к сожалению, преобладает во многих других регионах мира. Я утверждаю, что с евреями, которые уже несколько поколений живут в Палестине, у нас прекрасные отношения. Но новоприбывшие совершенно отличаются по качествам от тех «старопоселенцев», как мы их называем, с которыми нам удалось жить и даже сотрудничать в дружеских отношениях. За неимением лучшего слова я должен сказать, что новые колонисты почти без исключения пришли в империалистическом духе. Они говорят, что мы слишком долго контролировали их родину, отнятую у них грубой силой в Темные века, но теперь, в соответствии с новым мировым порядком, мы должны очистить ее; и если мы мудры, мы должны сделать это мирным путем, не оказывая никакого сопротивления тому, что является указом цивилизованного мира. [38]
Фейсал предстал перед Верховным советом 6 февраля и, в качестве еще одного признака того, что его симпатии к сионистам могут поколебаться, предложил, чтобы «Палестина, в силу ее универсального характера, была оставлена в стороне для взаимного рассмотрения всех заинтересованных сторон». ". [39]
Письменное заявление сионистов было сделано 3 февраля, а 27 февраля они предстали перед Верховным Советом. [40]
Утреннее интервью
В интервью Le Matin от 1 марта процитированы слова Фейсала:
Это чувство уважения к другим религиям определяет мое мнение о Палестине, нашем соседе. Наше человечество радуется тому, что несчастные евреи переезжают сюда жить и ведут себя как хорошие граждане этой страны, учитывая, что они находятся под властью мусульманского или христианского правительства, уполномоченного Лигой Наций. Если они захотят создать государство и претендовать на суверенные права в этом регионе, я предвижу очень серьезные опасности. Следует опасаться, что между ними и другими расами возникнет конфликт. [41] [Дж]
Франкфуртерская переписка

Хотя Аллави утверждает, что Фейсала неправильно процитировали, он говорит, что интервью Le Matin привело к трудностям в отношениях с сионистами, что привело к встрече Фейсала и Франкфуртера, после которой Лоуренс составил проект письма. [42] Феликсу Франкфуртеру, президенту Сионистской организации Америки , 3 марта 1919 года, подписано Фейсалом:
«Арабы, особенно образованные среди нас, смотрят с глубочайшей симпатией на сионистское движение. Наша депутация здесь, в Париже, полностью знакома с предложениями [к] представленные вчера Сионистской организацией на Мирной конференции, и мы считаем их умеренными и правильными». [45] [46]
Франкфуртер ответил 5 марта: «...Эти цели сейчас находятся на рассмотрении Мирной конференции как конкретные предложения Сионистской организации. Мы действительно рады, что вы считаете эти предложения «умеренными и правильными», и что мы имеем в вашем лице стойкого сторонника их реализация». [47]
Споры
Когда письмо было представлено Комиссии Шоу в 1929 году, Рустам Хайдар поговорил с Фейсалом в Багдаде и телеграфировал, что Фейсал «не помнит, чтобы он писал что-то подобное». [48] В январе 1930 года Хайдар написал в багдадскую газету, что Фейсал: «находит чрезвычайно странным, что ему приписывают такое дело, поскольку он никогда не рассматривал бы возможность позволить какой-либо иностранной стране участвовать в арабской стране». [48] Авни Абд аль-Хади , секретарь Фейсала, писал в своих мемуарах, что ему не было известно о встрече Франкфуртера и Фейсала и что: «Я полагаю, что это письмо, если предположить, что оно подлинное, было написано Лоуренсом, и что Лоуренс подписал его на английском языке от имени Фейсала. Я считаю, что это письмо является частью ложных заявлений Хаима Вейцмана и Лоуренса с целью сбить общественное мнение». [48] По мнению Аллави, наиболее вероятным объяснением письма Франкфуртера является то, что встреча имела место, письмо было составлено Лоуренсом на английском языке, но его «содержание не было полностью разъяснено Фейсалу. подписать его», поскольку это противоречило другим публичным и частным заявлениям Фейсала того времени. [49]
Мак отмечает, что Франкфуртер перепечатал письмо в октябрьском номере журнала The Atlantic Monthly за 1930 год, поручился за его подлинность, комментируя, что «письмо принца Фейсала было документом, подготовленным в самых ответственных условиях», и что, хотя Фейсал возражал против интерпретаций, которые понимали, что его письмо означает согласия с сионистской политикой, он не отрекся от ее авторства. [50]
Невыполнение соглашения
Сирийский национальный конгресс и Сирийское королевство

В октябре 1918 года британские и арабские войска захватили Дамаск во время арабского восстания , и Фейсал сформировал правительство. В мае 1919 года состоялись выборы в Сирийский национальный конгресс . 2 июля 1919 года Конгресс в меморандуме, представленном Комиссии Кинга-Крейна, полностью выступил против любой миграции в Палестину и неотделения последней от Сирии. [л] По словам С.Д. Смита, Сирийский национальный конгресс вынудил Фейсала отказаться от предварительной поддержки сионистских целей. [52] На данный момент соглашение можно рассматривать как мертвую букву. [53] 7 марта 1920 года Фейсал был провозглашен королем Арабского королевства Сирии (Великой Сирии).
В апреле 1920 года конференция в Сан-Ремо предоставила Франции мандат на Сирию , что привело к франко-сирийской войне . В битве при Майсалуне 24 июля 1920 года французы одержали победу, и Фейсал был изгнан из Сирии, после чего он заявил, что добавленные им условия не были выполнены и поэтому соглашение является спорным. По мнению современников, в том числе Гертруды Белл и Лоуренса, французы при поддержке Великобритании предали Фейсала и дело арабов, сделав договор недействительным. [54]
Взгляды Хусейна
Сент-Джон Филби , британский представитель в Палестине, позже заявил, что Хусейн бин Али , шериф Мекки и король Хиджаза, от имени которого действовал Фейсал, отказался признать соглашение, как только оно было доведено до его сведения. [55]
Раскрытие соглашения
Соглашение было впервые обнародовано в 1936 году. [3]
отметила, UNSCOP что «для многих наблюдателей в то время заключение соглашения Фейсала-Вейцмана обещало хорошие перспективы для будущего сотрудничества арабов и евреев в Палестине». [56] и далее ссылаясь на отчет Палестинской королевской комиссии за 1937 год , в котором отмечалось, что «ни разу с 1919 года ни один арабский лидер не сказал, что сотрудничество с евреями вообще возможно», несмотря на то, что представители Великобритании и сионистов выразили обратное надежды. [57] ЮНСКОП не считала это соглашение когда-либо действительным, [58] хотя Вейцман утверждал, что договор следует считать действительным [м] и в то же время соглашаясь с тем, что Фейсал имел право аннулировать его после потери Сирии французам. [н]
См. также
Часть серии о израильско -палестинский конфликт |
Израильско-палестинский мирный процесс |
---|
![]() |
- Израильско-палестинский мирный процесс
- Список мирных предложений на Ближнем Востоке
- Проекты, работающие на благо мира между израильтянами и арабами
Примечания
- ↑ Али Аллави объяснил это следующим образом: «Когда Фейсал покинул встречу с Вейцманом, чтобы объяснить свои действия своим советникам, которые находились в соседнем офисе отеля Carlton, он был встречен с выражениями шока и недоверия. Как он мог подписать документ, который был написан иностранцем в пользу другого иностранца на английском языке, на языке, которого он ничего не знал? Фейсал ответил своим советникам, как записано в мемуарах Авни Абд аль-Хади : «Вы правы, удивляясь тому, что я подписали такое соглашение, написанное на английском языке. Но я гарантирую вам, что ваше удивление исчезнет, когда я скажу вам, что я не подписывал соглашение до того, как письменно оговорил, что мое согласие на его подписание было обусловлено принятием британским правительством предыдущей ноты, которую я представил британскому правительству. Министерство иностранных дел... [Эта нота] содержала требование независимости арабских земель в Азии, начиная с линии, начинающейся на севере у Александретты-Диярбакыра и доходящей на юге до Индийского океана. А Палестина, как вы знаете, находится в этих границах... Я подтвердил в этом соглашении перед его подписанием, что не несу ответственности за выполнение чего-либо в соглашении, если допускается какое-либо изменение моей ноты"" [5]
- ↑ Лорд Грей был министром иностранных дел во время переговоров МакМагона и Хусейна. Выступая в Палате лордов 27 марта 1923 года, он ясно дал понять, что испытывает серьезные сомнения относительно обоснованности интерпретации британским правительством обязательств, которые он, как министр иностранных дел, поручил дать Хусейну в 1915 году. Он призвал обнародовать все секретные обязательства, касающиеся Палестины. [9] Многие соответствующие документы, хранившиеся в Национальном архиве, позже были рассекречены и опубликованы. Среди них был протокол заседания Восточного комитета кабинета министров под председательством лорда Керзона , которое состоялось 5 декабря 1918 года. На нем присутствовал Бальфур. Протокол показал, что, излагая позицию правительства, Керзон объяснил, что: «Палестина была включена в число территорий, в отношении которых Великобритания пообещала, что они должны быть арабскими и независимыми в будущем» . [10]
- ↑ Готовясь к встрече, британский дипломат Марк Сайкс , выражая «укоренившиеся предубеждения о евреях», распространенные в его время среди английской элиты, [18] [19] написал Фейсалу о еврейском народе: «Я знаю, что арабы презирают, осуждают и ненавидят евреев», но добавил: «Я говорю правду, когда говорю, что эта раса, презираемая и слабая, универсальна, всесильна. и не может быть подавлен», и он предложил Фейсалу рассматривать евреев как могущественного союзника. [20]
- ^ Вейцман назвал их «предательскими», «высокомерными», «необразованными» и «жадными» и пожаловался британцам, что система в Палестине «не принимает во внимание тот факт, что существует фундаментальное качественное различие между евреями и Араб». [23] После встречи с Фейсалом Вейцман якобы сообщил, что Фейсал «презрительно относится к палестинским арабам, которых он даже не считает арабами». [24]
- ↑ Сикер сообщает, что соглашение было подписано 4 января. [29]
- ↑ Джордж Антониус описал это следующим образом: «Фейсал оказался в затруднительном положении. Предложения, которые его друзья в Уайтхолле настаивали на его одобрении, были не только чуждыми условиям его миссии, которые сводились к нескольким строкам кратких инструкций. изданный его отцом, но также вступивший в противоречие с общими и несколько воспаленными настроениями в северных арабских странах. Он пытался получить конкретные указания от короля Хусейна, но все, что он мог получить от своего деспотичного и целеустремленного отца, - это приказ принять. не что иное, как выполнение обязательств, данных Великобританией в отношении независимости арабов. Приказ не давал ему никакой свободы действий ... Он остро чувствовал недостаточность своего оборудования, свое незнание английского языка, свое незнание методов европейской дипломатии. и, прежде всего, ограничения, наложенные на его полезность из-за отказа отца предоставить ему все полномочия. [30]
- ↑ Это был триумфальный момент для Вейцмана; это было соглашение, которое стало кульминацией многолетних переговоров и непрерывных поездок между Ближним Востоком и столицами Западной Европы и обещало положить начало эре мира и сотрудничества между двумя основными этническими группами Палестины: арабами и евреями. [32] [ ненадежный источник? ]
- ^ * Статья IАрабское государство и Палестина во всех своих отношениях и начинаниях будут контролироваться самой сердечной доброй волей и пониманием, и с этой целью на соответствующих территориях будут созданы и поддерживаться должным образом аккредитованные арабские и еврейские агенты.
- Статья II
- Статья III
- Статья IV
- Article V
- Статья VI
- Статья VII
- Статья VIII
- Статья IX
- ^ Бронирование эмира Фейсала Если арабы будут утверждены, как я просил в своем манифесте от 4 января, адресованном министру иностранных дел Великобритании, я выполню то, что написано в этом соглашении. В случае внесения изменений я не могу нести ответственность за неисполнение настоящего соглашения.
- ^ Это чувство уважения к другим религиям определяет мое мнение о Палестине, нашем соседе. Наше человечество радуется тому, что несчастные евреи приезжают туда, чтобы найти себе убежище и вести себя как хорошие граждане этой страны, независимо от того, находятся ли они под властью мусульманского или христианского правительства, уполномоченного Лигой Наций. Если они захотят сформировать государство и претендовать на суверенные права в этом регионе, я предвижу очень серьезные опасности. Следует опасаться, что между ними и другими расами возникнет конфликт.
- ^ Часть предложений, представленных Сионистской организацией на Мирной конференции 3 февраля, были:
«Границы Палестины должны следовать общим линиям, изложенным ниже: начиная на севере от точки на берегу Средиземного моря в окрестностях к югу от Сидона и проходя по водоразделам предгорий Ливана до Джиср-эль-Караона, оттуда до Эль-Бире, следуя по разделительной линии между двумя бассейнами Вади-Эль-Корн и Вади-Эт-Тейм, затем в южном направлении, следуя по разделительной линии между восточным и западным склонами Хермона , до окрестностей к западу от Бейт-Дженн, оттуда на восток, следуя северные водоразделы реки Нахр Мугание вблизи Хиджазской железной дороги и к западу от нее. На востоке линия вблизи Хиджазской железной дороги и к западу от нее, заканчивающаяся в заливе Акаба . На юге граница должна быть согласована с правительством Египта. На западе Средиземное море.
Детали разграничения или любые необходимые корректировки деталей должны быть урегулированы Специальной комиссией, в которой должно быть еврейское представительство». [43] [44]
- ↑ Текст был опубликован в то время в арабской прессе. В переводе Георгия Антониуса , сделанном в 1938 году, статья 7 содержалась следующим образом: «Мы отвергаем претензии сионистов на создание еврейского содружества в той части южной Сирии, которая известна как Палестина, и мы выступаем против еврейской иммиграции в любую часть Сирии. Мы не признаем, что у них есть право собственности, и рассматриваем их претензии как серьезную угрозу нашей национальной, политической и экономической жизни. Наши еврейские сограждане должны продолжать пользоваться правами и нести ответственность, которая принадлежит нам. совместно». [51]
- ^ «В этот договор также был включен постскриптум. Этот постскриптум относится к оговорке короля Фейсала о том, что он выполнит все обещания в этом договоре, если и когда он получит свои требования, а именно независимость арабских стран. Я утверждаю что эти требования короля Фейсала в настоящее время реализованы. Все арабские страны независимы, и поэтому условие, от которого зависело выполнение этого договора, вступило в силу, по сути, сегодня. быть действительным документом». [59]
- ^ Г-н ВАЙЦМАН: Да, обещания в то время не были выполнены. Его выслали из Сирии, ему пришлось поехать в Ирак. Сейчас я утверждаю, что арабы получили всю независимость, на которую они претендовали при Фейсале.ПРЕДСЕДАТЕЛЬ: Я хотел бы задать Вам вопрос, имел ли право Эмир Фейсал после того, как его изгнали из Дамаска, считать заключенное с Вами соглашение недействительным?Г-н ВАЙЦМАН: Я думаю, да. Я думаю, что да, и это соглашение никогда не было заключено.
Ссылки
- ^ Аллави 2014 , с. 216.
- ^ Джеймс, Лоуренс (2 декабря 2010 г.). Золотой воин: жизнь и легенда о Лоуренсе Аравийском . Литтл, Группа Брауновой книги. стр. 229–. ISBN 978-0-7481-2534-0 .
- ^ Jump up to: а б с д Аллави 2014 , с. 189.
- ^ Аллави 2014 , с. 188.
- ^ Аллави 2014 , с. 189а.
- ^ Аллави 2014 , с. 189с.
- ^ Йоав Гельбер (22 мая 2014 г.). Еврейско-трансиорданские отношения 1921–1948: Альянс Барс Синистер . Рутледж. п. 8. ISBN 978-1-135-24514-6 .
Это соглашение зависело от выполнения Мирной конференцией национальных требований арабов, а также от соблюдения палестинскими арабами. Однако вскоре стало ясно, что ни одно из этих условий не будет выполнено. Таким образом, соглашение Вейцмана-Фейсала потеряло свое политическое значение и осталось лишь документом пропагандистского значения.
- ^ Соглашение Сайкса-Пико
- ^ Jump up to: а б Отчет комитета, созданного для рассмотрения определенной переписки между сэром Генри МакМахоном и Шарифом Мекки в 1915 и 1916 годах. Архивировано 24 октября 2015 года в Wayback Machine , UNISPAL, Приложение A, параграф 19.
- ^ цитируется в «Палестинских документах», 1917–1922, Дорин Ингрэмс, стр. 48 из архивных файлов Великобритании PRO CAB 27/24.
- ^ Jump up to: а б с д и Хури, Фред Джон (1985). Арабо-израильская дилемма . Издательство Сиракузского университета. ISBN 978-0-8156-2340-3 , стр. 8–10.
- ^ Хунейди, Сахар (2000). Разрушенное доверие: Герберт Сэмюэл, сионизм и палестинцы, 1920–1925 гг . ИБ Таурис. п. 66. ИСБН 1-86064-172-5 .
- ^ Фридман 2000 , с. 171.
- ^ Фридман 2000 , с. 328.
- ^ Кедури, 2002, с. 257.
- ^ Смит, Чарльз Д. (1993). «Изобретение традиции. Вопрос принятия арабами сионистского права на Палестину во время Первой мировой войны» (PDF) . Журнал палестинских исследований . XXII (2): 48–61. дои : 10.1525/jps.1993.22.2.00p0188v .
- ^ Шнеер, Джонатан (2010). Декларация Бальфура: истоки арабо-израильского конфликта . Случайный дом. ISBN 978-1-4000-6532-5 .
- ^ Коэн, Майкл Дж. (24 февраля 2014 г.). Момент Британии в Палестине: ретроспектива и перспективы, 1917-1948 гг . Рутледж. ISBN 9781317913641 .
- ^ «Как антисемитизм помог создать Израиль» . 8 сентября 2010 г.
- ^ Том Сегев, 2000, Одна Палестина завершена: евреи и арабы под британским мандатом , Metropolitan Books/Henry Holt & Company, Нью-Йорк, 2000, стр. 110–111
- ^ CD Смит, 2001, Палестина и арабо-израильский конфликт , 4-е изд., ISBN 0-312-20828-6 , с. 80
- ^ Энтони 1938 , с. 280-285.
- ^ «Письма и статьи Хаима Вейцмана», Вейсгал М.В. (ред.), Издательство Израильского университета, 1977, стр. 197–206.
- ↑ Хаим Вейцман — Вере Вейцман, там же , с. 210.
- ^ Лисхаут, Роберт Х. (2016). Великобритания и арабский Ближний Восток: Первая мировая война и ее последствия . ИБТаурис. ISBN 978-1-78453-583-4 .
- ^ Аллави 2014 , с. 187.
- ^ «Евреи и арабы в Сирии: эмир Фейсул смотрит в светлое будущее», The Times , четверг, 12 декабря 1918 г.; стр. 7; Выпуск 41971; полковник Б.
- ^ Jump up to: а б Бешара 2012 , с. 265.
- ^ Sicker 1999 , с. 145.
- ^ Энтони 1938 , с. 282.
- ^ Бассиуни и Фишер 2012 , с. 436a: «поскольку полномочия действовать Фейсалу исходили от его отца Хусейна, который считал Палестину частью обещанного ему королевства, Фейсал добавил последнее условие»
- ↑ Отрывок из книги « Разрушенный мир: Версаль 1919 года и цена, которую мы платим сегодня» , Дэвид А. Андельман (Уайли)
- ^ «Соглашение между эмиром Фейсалом и доктором Вейцманом» . Средневосточная сеть.
- ^ Jump up to: а б Аль-Мамлака , 24 сентября 2018, Канал Аль-Мамлака - Колониализм обманывал и боролся с хашимитами, но они настаивали на арабизме Палестины]: «...но перевод Лоуренса отличался от того, что писал Фейсал» ["...Но Перевод Лоуренса отличался от того, что написал Фейсал...»]
- ^ Свидетельства Филипа К. Хитти Комитету Палаты представителей США по иностранным делам 15 февраля 1944 г., в: Соединенные Штаты. Конгресс. Дом. Комитет по иностранным делам (1944). Еврейский национальный дом в Палестине: слушания в Комитете Палаты представителей США по иностранным делам, Семьдесят восьмой Конгресс, вторая сессия . Типография правительства США. п. 251.
- ^ Бассиуни и Фишер 2012 , с. 436b: «Поскольку ни один доступный исходный материал не включает текст меморандума Фейсала от 4 января...»
- ^ Джереми Уилсон Лоуренс из Аравии: Официальная биография Т. Э. Лоуренса, 1990 г., Атенеум ISBN 9780689119347 страницы 606–7
- ^ Бонсал, С. (1946). Женихи и просители, Маленькие народы в Версале . Прентис Холл. п. 56.
- ^ Sicker 1999 , с. 147.
- ^ Sicker 1999 , с. 148.
- ^ «Возвращение в Иерусалим. Что думают о сионизме представители мусульманской и христианской общин». Ле Матен (на французском языке). Франция. 1 марта 1919 года . Проверено 23 июля 2017 г.
- ^ Аллави 2014 , стр. 214–215.
- ^ «Заявление Сионистской организации относительно Палестины» . Архивировано из оригинала 12 февраля 2007 года . Проверено 15 ноября 2011 г. , получено 14 ноября 2011 г.
- ↑ Заявление Сионистской организации относительно Палестины , Mideast Web, по состоянию на 17 августа 2006 г.
- ↑ Письмо Эмира Фейсала Феликсу Франкфуртеру , полностью опубликовано на сайте amislam.com (сборник переписки).
- ^ Чарльз А. Селдон (4 марта 1919 г.). «Принц Хиджаза приветствует сионистов» (PDF) . Париж . Проверено 1 августа 2017 г.
- ^ «Ответное письмо Феликса Франкфуртера эмиру Фейсалу» . 5 марта 1919 года . Проверено 1 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Аллави 2014 , с. 215.
- ^ Аллави 2014 , с. 216-217.
- ^ Мак 1998 , с. 501.
- ^ «Арабское пробуждение: история арабского национального движения» . 1939 год.
- ^ CD Смит, 2001, Палестина и арабо-израильский конфликт , 4-е изд., ISBN 0-312-20828-6 , с. 111
- ^ Сионизм, постсионизм и арабская проблема: сборник мнений о еврейском государстве Йосеф Мазур WestBow Press 2012 ISBN 9781449736415 с. 123
- ^ Джорджина Хауэлл, 2006, Гертруда Белл: Королева пустыни, Создательница наций
- ↑ News Chronicle, 9 июля 1937 г., цитируется по статье «Палестина, звезда или полумесяц?», Невилл Барбур, Odyssey Press, Нью-Йорк, 1947, стр. 100
- ^ «Специальный комитет ООН по Палестине, 1947 год» . Официальные отчеты второй сессии Генеральной Ассамблеи . Объединенные Нации.
- ^ Отчет Комиссии Пиля, стр. 78.
- ↑ Официальные отчеты второй сессии Генеральной Ассамблеи (A/364). Архивировано 11 января 2008 г. в Wayback Machine , Организация Объединенных Наций, 3 сентября 1947 г.
- ↑ Официальные отчеты второй сессии Генеральной Ассамблеи (A/364/Add.2 PV.21). Архивировано 12 марта 2007 г. в Wayback Machine , Организация Объединенных Наций, 8 июля 1947 г.
Источники
- Аллави, Али А. (2014). Фейсал I Ирака Издательство Йельского университета. стр. 100-1 216–. ISBN 978-0-300-19936-9 .
- Антониус, Джордж (1938). Арабское пробуждение: история арабского национального движения . Хэмиш Хэмилтон. ISBN 9780710306739 .
- Бассиуни, М. Шериф ; Фишер, Юджин М. (2012). «Арабо-израильский конфликт – реальные и очевидные проблемы: взгляд на его будущее на основе уроков прошлого» . Обзор закона Святого Иоанна . 44 (3).
- Бешара, Адель (27 апреля 2012 г.). Истоки сирийской государственности: история, пионеры и идентичность . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-136-72450-3 .
- Фридман, Исайя (2000). Палестина – дважды обетованная земля? . Издатели транзакций. ISBN 978-1-56000-391-5 . OCLC 41224134 .
- Мак, Джон Э. (1998). Принц нашего беспорядка: жизнь Т. Э. Лоуренса . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674704947 .
- Сикер, Мартин (1999), Изменение формы Палестины: от Мухаммеда Али до британского мандата, 1831–1922 , Greenwood Publishing Group, ISBN 9780275966393
Общие ссылки
- Каплан, Нил (1983). «Фейсал ибн Хусейн и сионисты: пересмотр документов». Обзор международной истории . 5 (4): 561–614. JSTOR 40105338 . Также на сайте docslide.net.
- Каплан, Нил (1983). Тщетная дипломатия: ранние попытки арабских сионистов вести переговоры, 1913-31 гг . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-136-28237-9 .
- Вейсгал (Ред.). (1977). Хаим Вейцман Артуру Бальфуру, «Письма и бумаги Хаима Вейцмана» . Серия А, Том VIII. Издательство Израильского университета.
Внешние ссылки
- Текст соглашения Фейсала-Вейцмана , полный текст, справочный документ, Организация Объединенных Наций
- Текст соглашения и сопроводительные письма , соглашение и сборник избранной корреспонденции, заархивированы на archive.org.
- История забытого соглашения (на арабском языке)