Ситроен ГС
Ситроен GS/GSA | |
---|---|
![]() Ситроен ГС | |
Обзор | |
Производитель | Ситроен |
Также называется | Ситроен GSX [ 1 ] |
Производство | 1970–1986 |
Сборка | Ренн , Франция [ 2 ] ( квартал Шартр-де-Бретань ) Арика , Чили Джакарта , Индонезия ( мотоциклический стиль ) [ 3 ] Мозамбик [ 3 ] Мангуальде , Португалия [ 3 ] Виго , Испания [ 3 ] Порт-Элизабет , Южная Африка [ 3 ] Бангкок , Таиланд [ 3 ] Копер , Югославия ( Чимош ) [ 3 ] Мутаре , Зимбабве [ 3 ] |
Дизайнер | Роберт Опрон |
Кузов и шасси | |
Сорт | Маленький семейный автомобиль ( С ) |
Тип кузова | 4-дверный фастбэк 5-дверный хэтчбек 5-дверный универсал 3-по от |
Макет | Передний двигатель, передний привод |
Силовой агрегат | |
Двигатель | 1015 куб.см с воздушным охлаждением H4 1129 куб.см с воздушным охлаждением H4 1222 куб.см оппозитный 4-цилиндровый двигатель с воздушным охлаждением 1299 куб.см оппозитный 4-цилиндровый двигатель с воздушным охлаждением объемом 1990 куб.см Двигатель Ванкеля |
Размеры | |
Колесная база | 2550 мм (100,39 дюйма) |
Длина | 4120–4180 мм (162,18–164,58 дюйма) |
Ширина | 1600–1620 мм (62,99–63,78 дюйма) |
Высота | 1350 мм (53,17 дюйма) |
Снаряженная масса | 900 кг (1984 фунта) (седан) 950 кг (2094 фунта) (хэтчбек) 925 кг (2039 фунтов) (3-дверный фургон) (все веса приблизительные) |
Хронология | |
Предшественник | Панар 24 Панар ПЛ 17 |
Преемник | Ситроен ВХ и Ситроен ZX |
Citroën GS с передним расположением двигателя и передним приводом, — это четырех- или пятидверный пятиместный семейный автомобиль производимый и продаваемый компанией Citroën в двух сериях: для моделей 1970–1979 годов в кузовах седан фастбэк и универсал, а затем как GSA модель . 1980–1986 годы в кузовах хэтчбек и универсал – последний после фейслифтинга . Совокупное производство достигло примерно 2,5 миллионов штук.
Отличается аэродинамической формой корпуса с коэффициентом лобового сопротивления 0,318. [ 4 ] полностью независимые гидропневматические тормоза и самовыравнивающаяся подвеска , а также оппозитный четырехцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением. Модель GS была разработана Робертом Опроном и имела низкий нос, двухобъемный силуэт, полузакрытые задние колеса и резко вертикальный Камм. -хвост .
Когда GS был назван Европейским автомобилем года в 1971 году, его дизайн был отмечен как технологически продвинутый. [ 5 ] [ 6 ] с лучшими в своем классе комфортом, безопасностью и аэродинамикой. [ 7 ]
Размещение на рынке
[ редактировать ]GS заполнил пробел в модельном ряду Citroën между 2CV и Ami автомобилями эконом-класса и роскошным DS представительским седаном . DS значительно продвинулся по сравнению со своим предшественником Citroën Traction Avant и вышел за рамки финансов большинства французских автомобилистов. [ 8 ] Сохранение этого рыночного разрыва открытым на пятнадцать лет позволило другим производителям войти в самый прибыльный и объемный сегмент рынка Франции. Это в сочетании с затратами на разработку и новым заводом для замены DS Citroën CX , нефтяным кризисом 1973/1974 годов и прекращением производства роторного двигателя Ванкеля привело Citroën к объявлению о банкротстве в 1974 году.
Модель GS сразу же получила признание рынка и на протяжении многих лет была самой продаваемой моделью Citroën. Всего было выпущено 1 896 742 модели GS и 576 757 моделей GSA.
В отличие от 2CV, Ami, DS и SM, GS никогда официально не импортировался в США. Экспортная модель США была почти завершена, когда Citroën ушел с рынка США, и в 1971 году было привезено несколько десятков автомобилей для испытаний и выставления в автосалонах. После закрытия проекта эти бесхозные автомобили были проданы, в основном, сотрудникам автосалонов. [ 9 ] Была разработана конструкция фар с закрытым светом, и, хотя она никогда не использовалась по назначению, она была установлена на моделях югославской и индонезийской сборки, поскольку она удешевляла и упрощала замену фар.
Этап проектирования
[ редактировать ]
В мартовском номере журнала CAR за 1971 год автомобильный журналист Л. Дж. К. Сетрайт отметил, что с появлением GS автомобильной промышленности придется переоценить свои предложения, видя то, что он назвал «лемминговым порывом к морю посредственности». …" [ 10 ]
На разработку GS от первоначального проекта до запуска ушло 14 лет.
DS19 1955 года был на 65% дороже, чем автомобиль, который он заменил, Citroën Traction Avant , оставляя большой разрыв в среднем сегменте рынка. [ 11 ]
В 1956 году Citroën разработал C10, прототип автомобиля-пузыря, чтобы заполнить пробел в своем модельном ряду между большим DS и крошечным 2CV . Разработка продолжилась с использованием таких идей, как двигатель Ванкеля и гидропневматическая подвеска, предложенные в качестве возможных вариантов, а также новый современный кузов. Еще одной итерацией стал C60, напоминавший Ami 6 с длинным гладким носом. [ 12 ]
В 1963 году разработка перешла к «Проекту F», который был близок к производству. [ 13 ] Citroën решил, что автомобиль слишком похож на Renault 16 1965 года , и к 1967 году проект F был приостановлен. Многие механические компоненты остались в «Проекте G», который стал GS. [ 14 ] GS был разработан Робертом Опроном и имел гладкую конструкцию с двумя коробами , которая чем-то напоминает дизайн-проект Pininfarina Berlina Aerodinamica 1967 года. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]
Запуск и постоянное развитие
[ редактировать ]24 августа 1970 года Citroën выпустил GS. Кузов был как у Berline (четырёхдверный седан с тремя боковыми окнами), в стиле фастбэк с острым Kammback . Аэродинамика среди всех транспортных средств обеспечивала лучший коэффициент лобового сопротивления того времени. [ нужна ссылка ] На момент запуска его основными конкурентами в Европе были Fiat 128 , Ford Escort , Renault 6 и Vauxhall Viva .
Аэродинамика GS позволила автомобилю максимально эффективно использовать доступную мощность, но на момент его появления автомобиль считался недостаточно мощным. [ нужна ссылка ] В сентябре 1972 года Citroën решил эту проблему, представив дополнительный двигатель объемом 1222 куб.см. [ 17 ] Заявленная мощность увеличилась с 41 кВт (55 л.с., 56 л.с.) до 45 кВт (60 л.с., 61 л.с.) с улучшенным крутящим моментом. Передаточные числа второй передачи и главной передачи были отрегулированы, в результате чего скорость автомобиля на 1000 об/мин увеличилась с 23 км/ч (14,3 миль в час) до 24,5 км/ч (15,2 миль в час). [ 17 ] Также были установлены передние тормозные диски большего размера. [ 17 ]
С точки зрения дизайна генеральный директор Пьер Берко посчитал компоновку хэтчбека слишком утилитарной . GS Первоначальный дизайн фастбэка с отдельным багажником и багажником вызвал споры, хотя CX 1974 года имел аналогичную конфигурацию. Тем не менее багажник/багажник был большим, отчасти из-за расположения запасного колеса внутри моторного отсека.
С сентября 1971 года также был доступен GS. [ 18 ] как четырехдверный универсал (универсал) и аналогичный двухдверный «служебный» фургон.
И ранний GS (до 1976 года), и GSA были оснащены спидометром с вращающимся барабаном (по конструкции похожим на напольные весы), а не циферблатами, которые можно найти на обычной приборной панели. Более поздний GS (с 1977 года до появления GSA) имел обычный спидометр.
Радио у GS разместилось между сиденьями, а стояночный тормоз расположился на приборной панели. Рядом с магнитолой находился рычаг регулировки высоты подвески. Рулевое колесо имело односпицевую конструкцию, что сводило к минимуму его потенциальное воздействие на водителя в случае удара. На более поздней модели GSA управление было организовано с помощью фланговых спутников, а схема машины давала информацию об индикаторах или механических проблемах.
GS предлагался в четырех комплектациях: G Special (базовая), GS Club (средний уровень), GS X (спортивная) и GS Pallas (роскошная). GS X и Pallas предлагались только как седаны.
-
1976 Citroën GS 1220cc Club универсал (неоригинальные колеса)
-
GS Pallas 1977 года — с полными колпаками и боковыми защитными полосами.
-
Сервисный фургон GS начала 1970-х годов
ГСА
[ редактировать ]В 1979 году GS был модернизирован, получил кузов хэтчбек и переименован в GSA. Это изменение отразило рост продаж небольших семейных хэтчбеков в Европе с момента запуска Volkswagen Golf . Изменения включали решетку радиатора, пластиковые бамперы, задние фонари, колпаки и наружные дверные ручки. [ 19 ] У него также была переработанная приборная панель со вспомогательными органами управления на колоннообразных модулях, так что до них можно было добраться, не убирая рук с односпицевого рулевого колеса; аналогично макету CX .
К GSA присоединился и постепенно заменил более крупный BX в 1982 году, при этом производство продолжалось в сокращенных объемах до 1986 года. Citroën не возвращался на рынок небольших семейных хэтчбеков до запуска ZX в 1991 году.
Современные журналисты отметили плавность хода – гидропневматическая подвеска призвана поглощать неровности и рябь, которые в автомобиле с традиционной подвеской были бы неудобны при малейшем движении кузова. [ 20 ]
-
Citroen GSA Pallas 1980 года выпуска сзади
-
Интерьер GSA 1980 года
-
Citroën GSA X3 1983 года на 3-х колесах (см. гидропневматическая подвеска )
-
Citroën GSA 1981 года с увеличительным спидометром, цифровыми дисплеями и пиктограммами, а также спутниками управления.
Механика
[ редактировать ]Автомобиль имел переднеприводную воздушного охлаждения компоновку и приводился в действие четырехцилиндровым двигателем . [ 21 ] Была доступна серия небольших двигателей объемом 1015, 1129, 1222 и 1299 куб.см. Мощность варьировалась от 40 кВт (54 л.с.) до 49 кВт (66 л.с.). В сочетании с четырехступенчатой коробкой передач они могли разогнать этот автомобиль до устойчивых 151 км/ч (94 миль в час) при 6250 об/мин (с двигателем объемом 1222 куб.см) благодаря очень аэродинамичной форме кузова. Citroën C-Matic 3-ступенчатая полуавтоматическая коробка передач была доступна в качестве альтернативы механической коробке передач. С появлением GSA была предложена 5-ступенчатая коробка передач, которая сделала движение на высоких скоростях более комфортным и экономичным (максимальная скорость была увеличена до 164 км/ч (102 мили в час) как для длинных, так и для коротких передаточных чисел коробки передач. [ 22 ] ). GS и GSA требовали полного использования свободно вращающихся двигателей для поддержания прогресса, за исключением крейсерского движения, в традициях Citroën 2CV .
Независимая подвеска четырех колес имела двойные поперечные рычаги спереди и продольные рычаги сзади. Обе оси имели жесткие подрамники, которые обеспечивали непревзойденное для того времени качество езды и устойчивость дороги даже на узких шинах (устанавливаемых на заводе Michelin ZX 145SR15).
Его центральная гидравлическая система, приводящая в действие четыре дисковых тормоза (внутренние спереди для снижения неподрессоренной массы) и усовершенствованная гидропневматическая самовыравнивающаяся подвеска , была заимствована у Citroën DS . Он также имеет функцию увеличения или уменьшения тормозного давления в зависимости от загрузки груза без заметной разницы в реакции педали тормоза. Система с электроприводом отличалась от типичных вспомогательных систем тем, что педаль тормоза практически не имела хода даже при резком торможении. Гидравлическая подвеска позволяла поднимать машину для пересеченной местности на малых скоростях (особенность с учетом проселочных дорог родной Франции) и на полную высоту для облегчения доступа к частично закрытым задним колесам. Рычаг ручного тормоза установлен на приборной панели, а не между передними сиденьями. Автомобильные развлечения можно разместить на месте, которое раньше использовалось для ручного тормоза. Как и в других автомобилях Citroen, гидравлическая система разгерметизируется в течение нескольких часов, поэтому при выключенном двигателе автомобиль постепенно проваливается до отбойников.
1,3-литровый двигатель GS также использовался во французском мотоцикле BFG 1301 «Odyssée». Двигатели оснащались одним карбюратором «Солекс» и имели специальную пятиступенчатую коробку передач с карданным валом. [ 23 ] Около 650 из них были построены в период с 1981 по 1988 год, большинство из них для французской полиции.
ГС Биротор
[ редактировать ]Двухроторный GS был выпущен в 1973 году. Получивший название Citroën GS Birotor (также называемый Citroën GZ), он имел гораздо более мощный биротор Ванкеля мощностью 79 кВт (106 л.с.), произведенный в рамках совместного проекта NSU-Citroën Comotor . Этот тип двигателя отличается плавной передачей мощности, которая дополняет роскошные ходовые качества гидропневматической подвески. Более того, двигатель был небольшим по сравнению с его мощностью, что было преимуществом для расчетов мощности в лошадиных силах налоговой службы , которые определяют проектирование автомобилей во Франции. [ 24 ]
Birotor был тщательно переработан для двигателя Comotor 624. Диски по кругу (вентилируемые спереди), другие колеса с пятью болтами крепления вместо трех и трехступенчатая полуавтоматическая коробка передач в сочетании с более роскошным салоном и расширенными крыльями отличали Birotor от своих меньших братьев и сестер.
Birotor стоил столько же, сколько более крупный Citroën DS , и на 70 процентов дороже, чем стандартный GS. Экономия топлива была хуже, чем у самого большого DS – DS23EFI. [ 25 ] Поскольку он был неэкономичен для своего размера и был выпущен в октябре 1973 года, точно в начале нефтяного кризиса 1973 года , версия Birotor имела плохие продажи и была быстро снята с рынка после того, как было продано 847 единиц.
В 1975 году Peugeot SA, которая до этого была конкурентом, приобрела Citroën SA в качестве своей дочерней компании. PSA попыталась выкупить и списать каждый Birotor, так как не хотела обеспечивать модель запасными частями. Тем не менее, некоторые из этих замечательных автомобилей сохранились в руках коллекционеров, многие из которых какое-то время не имели прав, поскольку PSA не хотела признавать эти автомобили.
Производство GS за рубежом
[ редактировать ]GS и GSA строились не только во Франции, но и во многих странах. В Виго, Испания, было построено 385 000 единиц. [ 26 ] Помимо Португалии, производство или сборка осуществлялись в таких разных странах, как Южная Африка, Чили и Родезия (ныне Зимбабве). Южноафриканская модель также была доступна как специальная версия «GS-X2 Le Mans», доступная только в серебристом, красном или черном цвете, с полностью белым салоном и модернизированным двигателем объемом 1222 куб.см мощностью 48 кВт, достигаемым за счет использования круглых поршней высокой степени сжатия. , а не овальные впускные коллекторы, карбюратор Weber и карданные валы большего диаметра. Вариант X2, продаваемый в Европе, отличался специальной отделкой колес, двойными полосами по бокам с эмблемой X2 на передних крыльях, задним спойлером, решеткой заднего стекла и четырьмя круглыми фарами, установленными в черных пластиковых корпусах. [ 27 ] Все три типа кузова, версии GS и GSA, а также их сочетание, были построены в Какунге в Восточной Джакарте, Индонезия, компанией PT Alun Indah. [ 28 ] Индонезийское производство продолжалось как минимум до 1990 года.
Известный производитель мопедов Tomos в Югославии (ныне Словения) также собирал седан GS на своем заводе в Копере . основали новую компанию Cimos, которая взяла на себя производство. В 1973 году Ситроен, Искра и Томос [ 29 ] Как и индонезийские модели, Cimos иногда использовала на своих GS светильники с двумя фарами, разработанные для экспортных рынков (но никогда на хорошо оснащенной модели Pallas). [ 29 ] Словенские GS обычно окрашивались в цвет «бежевый кампус». В Югославии GSA называлась GA .
GSA в Восточной Германии
[ редактировать ]В период с 1979 по 1983 год около 5500 автомобилей было экспортировано в Восточную Германию, что сделало его одним из немногих западных автомобилей в стране. Эрих Хонеккер , восточногерманский партийный лидер, также содержал автопарк более крупной модели CX (а также несколько автомобилей Volvo ). [ 30 ]
Документальный фильм
[ редактировать ]- Производство GS описано в Луи Маля документальном фильме Humain, trop humain .
См. также
[ редактировать ]- PSA Rennes Plant , касающийся завода на юго-западе Ренна, где был построен GS.
- Citroën GS Camargue Двухдверный концепт-кар от Bertone
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Брошюра Citroen GSX / GSX 2, 1974 г., www.veikl.com, дата обращения 28 декабря 2021 г.
- ^ Citroen GS: Citroen строится с осторожностью (англоязычная брошюра для рынка Великобритании) . Слау : Citroen Cars Ltd (Великобритания). Август 1976 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Данные о производстве, La Page de la GS, http://www.gs-gsa.org/chiffres-production.php. Архивировано 23 апреля 2015 г. в Wayback Machine.
- ^ Дойл, Эоин (28 мая 2020 г.). «Нонконформист (Часть первая) Будущее наступило в 1970 году. Оно называлось GS» . Побуждение писать.
- ^ Легелиус, Карл (1 апреля 2015 г.). «Доступная классика: фантастический, забытый Citroën GS» . Нефтяной . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года.
- ^ «Ситроен GS» . citroen.mb.ca . Архивировано из оригинала 13 февраля 2008 года . Проверено 1 февраля 2008 г.
- ^ Бодди, Билл (август 1971 г.). «Дорожные впечатления: о Citroen GS» . Мотоспорт . Том. XLVII, нет. 8. с. 812.
- ^ «Жажда автомобилей: Citroën DS» . Архивировано из оригинала 11 июня 2016 года . Проверено 3 июля 2019 г.
- ^ «Путеводитель по Ситроенам в Северной Америке: GS» . Citroën Concours Америки. Архивировано из оригинала 29 сентября 2019 года.
- ^ Дойл, Эоин (30 мая 2020 г.). «Нонконформист (Часть вторая) Завершаем наш краткий обзор эпохального GS Citroën» . Побуждение писать .
- ^ Боббит, Малькольм (2005). Ситроен ДС . Дорчестер: Скорость. стр. 64. ИСБН 9781904788300 .
- ^ «Ситроен С 60» .
- ^ «Ситроен Проект F (Проект AP)» .
- ^ Jump up to: а б «Прототипы Citroën GS (Проект G)» .
- ^ «Пининфарина 1800» .
- ^ Меркадо, Серджио (21 октября 2009 г.). «Возможности. (BMC-Pininfarina 1100 и 1800 Berlina Aerodinamica)» . Автомобили необычные (на испанском языке).
- ^ Jump up to: а б с «Новости: Двигатель большего размера для Citroen GS». Автокар : 19. 21 сентября 1972 г.
- ^ "Новости". Автокар . 135 нбр 3938: 21. 16 сентября 1971 г.
- ^ Глон, Ронан (9 июня 2010 г.). «Дорожные испытания: Citroën GSA Special 1983 года выпуска» . Бежал, когда припарковался . Архивировано из оригинала 26 марта 2012 года.
- ^ «Citroën GS сделано в Южной Африке/Изготовлено в Южной Африке» . Автомобилист . Май 1974 г. - через Citroënet.
- ^ Краус, Джеймс (22 июня 2009 г.). «Конец эпохи: последние автомобильные двигатели с воздушным охлаждением» . Auto Universum: автомобили эпохи реактивных двигателей . Архивировано из оригинала 13 декабря 2012 года.
- ^ Revue Technique Automobile, № 464, февраль. 1986, Эд Этаи, Франция, ISSN 0017-307X
- ^ Лик, Январь (3 ноября 1982 г.). «Гигантский французский мотоцикл с автомобильным двигателем». Мир технологий (на шведском языке). Том. 34, нет. 22. Стокгольм, Швеция: Specialtidningsförlaget AB. п. 58.
- ^ «Домашняя страница Facel Vega» . Архивировано из оригинала 11 мая 2018 года . Проверено 3 февраля 2015 г.
- ^ Коул, Лэнс (1 августа 2014 г.), Citroën: The Complete Story , The Crowood Press, ISBN 978-1847976598
- ^ «Центр транспортных средств» . Архивировано из оригинала 4 марта 2015 года . Проверено 27 мая 2015 г.
- ^ Райт, Седрик, изд. (август 1978 г.). «Ситроен GS-X2 Ле-Ман». АВТОМОБИЛЬ (ЮАР) . Том. 22, нет. 7. Рамзи, Сын и Паркер (Пти) Лтд. п. 71.
- ^ "О нас" . Производственное подразделение PT Alun Indah . Архивировано из оригинала 1 августа 2010 года . Проверено 26 марта 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Югославия: Чимош» . Ситроен . Архивировано из оригинала 17 сентября 2019 года.
- ^ «Сделка Восточной Германии и Citroen» . Нью-Йорк Таймс . 20 июня 1981 года . Проверено 16 июня 2016 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Коул, Лэнс (2017). «Глава 13: Citroën GS». Приключение на классическом автомобиле: путешествие по истории на пути к ностальгии . Барнсли, Англия: Перо и меч . ISBN 9781473896413 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Citroen GS – Citroën Origins
- Веб-сайт Citroën GS и GSA Много информации и множество изображений о GS и GSA по всему миру, подробные данные о производстве, техническая информация, история автомобиля и информация об автоклубах.
- страница GS
- Citroën World – ссылки GS и GSA
- GS в Ситроенах
- GSA в Citroenet