Космическая опера в Саентологии
Саентологии Основатель Л. Рон Хаббард открыто сравнил свое учение с космической оперой научно-фантастического поджанра . В своих трудах, в которых тэтаны (примерно сравнимые с концепцией человеческой души ) периодически перевоплощались на протяжении квадриллионов лет, сохраняя воспоминания о предыдущих жизнях, Хаббард приписывал сложные повествования о жизни во всей Вселенной. Самым противоречивым из этих мифов является история Ксену , которому Хаббард приписывал ответственность за многие мировые проблемы.
Некоторые саентологические доктрины космической оперы предоставляются церковью только опытным членам, которые, по мнению руководителей церкви, являются единственными, кто способен правильно их понять. Несколько бывших членов церкви раскрыли эти секретные документы, что привело к длительным судебным тяжбам с церковью, которая не смогла сохранить секрет. Критики церкви отметили, что некоторые из повествований невозможны с научной точки зрения, и поэтому напали на церковь как на ненадежную систему их преподавания. Учения космической оперы также подвергались высмеиванию в массовой культуре. Религиоведы описали повествования о космических операх как миф о творении, призванный поощрять почитание Хаббарда как верховного посланника. Некоторые ученые обратили внимание на сходство мифов о космических операх с темами культуры холодной войны 1950-х годов , в которых они были созданы.
Происхождение
[ редактировать ](Хотя в этой статье регулярно упоминается Ксену, Хаббард в некоторых своих лекциях и трудах фактически использует имя Ксену и даже произносит его по буквам). [ 4 ] [ 5 ]
Л. Рон Хаббард создал набор убеждений, которые он представил как форму терапии, которую он назвал Дианетикой . Он пропагандировал это как научное, а не религиозное учение. Система не имеет научной основы и является разновидностью лженауки . До начала 1950-х годов Хаббард отрицательно относился к организованным религиям, но после этого обсуждал духовные темы. [ 6 ] В этом учении он утверждал, что идентифицирует подсознательные воспоминания о прошлых событиях, которые он называл « инграммами », как причины человеческого недовольства. [ 7 ] К 1950 году он начал размышлять о прошлых жизнях , полагая, что их можно вспомнить; [ 8 ] он попытался использовать эти воспоминания для разработки всеобъемлющего повествования о вселенной. [ 9 ] Он основал Церковь Саентологии в 1953 году, продвигая свои убеждения как религиозные доктрины. Церковь отличалась от групп, основанных на Дианетике, но включала в себя некоторые их взгляды. [ 10 ] Хаббард считал, что Дианетика сосредоточена на физическом теле, но рассматривал Саентологию как способ решения духовных вопросов. [ 11 ]
Пытаясь перейти от психотерапевтической программы к духовной, Хаббард ввел концепцию тэтанов : [ 12 ] набор богоподобных, бестелесных сущностей, способных создавать и формировать вселенные, позже пойманных во вселенной MEST и ограниченных в результате реинкарнации физическими телами. Хью Урбан из Университета штата Огайо утверждает, что эти учения имеют сходство с гностицизмом , хотя он сомневается, что Хаббард хорошо разбирался в гностической мысли. [ 13 ]
В 1950-х годах, когда последователи Хаббарда вспоминали свои прошлые жизни, он записывал многие детали этих воспоминаний. [ 14 ] Взяв это за основу, он построил сложную историю Вселенной, названную « космической оперой ». [ 15 ] Хотя Хаббард считал, что он разработал всеобъемлющую историю, Урбан цитирует отдельные и неполные записи заявлений: [ 16 ] в котором Хаббард идентифицировал тэтан-вселенную, отдельную от материальной вселенной, созданную ее обитателями. [ 17 ] Материальная вселенная, по мнению Хаббарда, возникла, когда столкнулись другие вселенные, созданные тэтанами. [ 18 ] откуда они вошли в материальную вселенную шестью группами вторжения примерно 60 триллионов лет назад. [ 17 ] Хаббард также описал серию событий, названных « инцидентами », которые оторвали тэтанов от их самопознания. [ 18 ] но утверждал, что тэтаны могут вернуть себе былую божественность, [ 19 ] и называл тэтанов, освободившихся от материального мира, «действующими тэтанами». [ 20 ]
Нарративы и цивилизации
[ редактировать ]Хаббард обнаружил свой первый «инцидент» четыре квадриллиона лет назад, когда тэтан столкнулся с «громкими тресками и яркостью», а затем наблюдал херувима и колесницу, прежде чем погрузиться в полную темноту. В Саентологии это известно как «Инцидент 1». [ 21 ] Еще одно важное событие в саентологической хронологии вселенной произошло в космическом городе, известном как Арсликус, жители которого устроили инцидент, захватив тэтанов. [ 22 ]
Самая противоречивая часть саентологической космической оперы — это миф о Ксену . [ 16 ] известный как «Инцидент 2», [ 21 ] в котором Хаббард описал группу из 76 планет, вращающихся вокруг звезд, видимых с Земли, организованных в Галактическую Конфедерацию c. 75 миллионов лет назад, [ 23 ] [ 24 ] правил диктатор Ксену. [ 25 ] [ 26 ] Конфедерация стала перенаселенной, [ 21 ] Ксену отправил несколько миллиардов своих граждан на самолеты DC 8 на планету Тиджиак (Земля). [ 25 ] якобы для налоговой проверки. [ 27 ] Там водородные бомбы были взорваны внутри вулканов , убившие изгнанников, [ 25 ] чьим тэтанам промывали мозги на Гавайях и Канарских островах , [ 25 ] [ а ] введение различных мифов, таких как миф об Иисусе , чтобы скрыть происхождение тэтанов. [ 21 ] В конце концов, офицеры Галактической Конфедерации подняли восстание против Ксену, которое продолжалось шесть лет, прежде чем его схватить. [ 21 ] и поместили его в электрифицированную тюрьму в центре горы. [ 25 ] Хаббард учил, что тэтаны, которым промыли мозги силы Ксену, остались на Земле, где «телесные тэтаны», привязанные к человеческой психике, вносят свой вклад в человеческие проблемы; и что люди могут освободиться от этих тэтанов с промытыми мозгами и таким образом достичь своего рода спасения . [ 28 ]
Хаббард также учил, что после смерти людей тэтаны продолжали «имплантировать станции», включая места на планетах рядом с Землей, где их воспоминания стирались и появлялись новые воспоминания. [ 29 ] На том основании, что некоторые «станции имплантатов» были лучше других, Хаббард посоветовал своим последователям избегать станции на Венере . [ 30 ] Он учил, что, пройдя станцию имплантации, тэтан вернулся на Землю, где и воплотился. [ 30 ] Хаббард учил, что христианская концепция рая основана на физическом месте на другой планете, которую, как он утверждал, посетил. Он сравнил его внешний вид с садами Буша в Пасадене, Калифорния (фактическое местонахождение Ван-Найс, Калифорния ), и отметил, что он содержит изображения персонажей из Нового Завета . Со временем, вспоминает он, это место пришло в упадок. В соседнем городе находилась станция имплантации, куда тэтанов убедили вернуться. [ 21 ]
Еще одно важное событие в повествовании Хаббарда произошло, когда большая группа планет образовала Конфедерацию Маркаб . [ 22 ] описан как поиск рабов, [ 31 ] и назвали «декадентским» обществом. [ 21 ] Автор рассказал, что эта цивилизация вызвала у них значительный имплантат после встречи с тэтанами. [ 21 ]
Хаббард обсуждал историю человеческих цивилизаций на Земле, а также жизнь древних морских чудовищ и рыболюдей. [ 22 ] Он также сказал, что люди могут восстанавливать воспоминания о предыдущих жизнях, например, об опыте моллюсков и неандертальцев . [ 29 ] В его мифах Атлантида была полностью электронной цивилизацией, жители которой обладали технологией дезинтеграции; Напротив, около 1200 г. до н. э. Земля была захвачена несколькими группами, в том числе «пятыми силами захватчиков Марсианского командования» против «четвертых сил вторжения Космического командования» в бою. [ 22 ]
Полагая, что тэтанов заставляют верить в различные ошибочные идеи, церковь учит, что их курсы позволяют «тэта-существам» освободиться от этих убеждений и вернуть себе прежние способности. [ 32 ] Преданные саентологи проходят курсы и процедуры, предлагаемые церковью, в надежде обрести свободу и просветление. [ 33 ] якобы позволяющий путешествовать по Солнечной системе. [ 34 ] Автор назвал процесс выхода тэтана из своего человеческого тела «экстериоризацией». [ 35 ] что, по его словам, позволило совершать космические путешествия. Урбан отмечает, что это похоже на Алистера Кроули учение об астральной проекции , хотя добавляет, что Хаббард не использовал этот термин. [ 36 ]
Космическая опера и саентологи
[ редактировать ]Глоссарий на саентологическом сайте определяет термин «космическая опера» как описание реальных событий: [ 37 ]
«В «Космической опере» есть космические путешествия, космические корабли, космонавты, межгалактические путешествия, войны, конфликты, другие существа, цивилизации и общества, а также другие планеты и галактики. Это не вымысел, а реальные происшествия».
Саентологическое издание 1958 года « Жили ли вы до этой жизни » содержит отрывок из космической оперы: [ 38 ] описание прошлых жизней – в том числе на воинственных планетах – которые были вызваны посредством одитинга. [ 39 ] В 1960-х годах Хаббард ввел серию вопросов, известных как «проверки безопасности», для проверки лояльности членов. [ 40 ] Микаэль Ротштейн , доцент кафедры истории религии Копенгагенского университета, считает, что миф о Ксену основывается на этих рассказах и является их кульминацией. [ 41 ] Миф о Ксену был открыт саентологам в конце 1960-х годов, после того как были распространены учения о тэтанах и их взаимосвязи с физическим телом; его выпуск послужил причиной и источником многих учений группы. [ 42 ] Ротштейн описывает «космическую оперу» как «представление Хаббардом новой реальности и новой основы для всего». [ 43 ]
В лекции 1968 года Хаббард признал сходство между своим учением и космической оперой. Хаббард сказал: «Эта планета является частью предыдущей федерации и вышла из-под ее контроля из-за потерь в войне и других подобных событиях. в прошлом ее называли Конфедерацией Маркаба, и ее ошибочно или справедливо называли одной из звезд хвоста Большой Медведицы, которая является столицей этой планеты. Теперь все это звучит очень похоже на космическую оперу. выход и тому подобное, и мне очень жаль, но я не из тех, кто придирается к истине». [ 44 ]
Хотя Хаббард открыто говорил о космической опере в 1950-х годах, [ 16 ] Саентология со временем стала эзотерической религией: некоторые учения скрыты до тех пор, пока последователи не достигнут определенной точки в своем духовном развитии, а мифологическая основа курсов неизвестна многим участникам. [ 33 ] Чтобы достичь высших эшелонов скрытых знаний, участнику требуется более десяти лет одитинга и обучения, а также пожертвования в десятки тысяч долларов. [ 45 ] Последователям ниже определенного уровня роста ( ОТ III ) отказывают в доступе к космологическим учениям церкви, и им дают разные объяснения учений церкви. [ 46 ] Немецкий ученый Джеральд Вильмс отмечает, что помимо эзотерических основ, Саентология приводит практические обоснования своих ритуалов, поэтому их можно выполнять без знания передовых учений. [ 47 ] Церковь Саентологии пыталась предотвратить публичное обнародование своих эзотерических учений, но через Интернет их конфиденциальные аспекты были широко раскрыты. [ 46 ] Церковь считает публичное обсуждение своих учений о космической опере оскорбительным и попросила ученых не публиковать их подробности. Саентологи утверждают, что истинный смысл этих текстов доступен только тем, кто прошел их курсы, и что те, кто читает их преждевременно, рискуют нанести вред своему духовному и физическому состоянию. [ 48 ] Руководители церкви иногда категорически отказывались обсуждать эту тему с журналистами. [ 49 ] Ротштейн отмечает, что у церкви также есть сильная финансовая мотивация не допускать доступа членов к курсам более высокого уровня, поскольку для их получения от преданных требуется вносить крупные платежи. [ 48 ] Саентологи свободной зоны , однако, иногда более открыто высказываются о космической опере. Некоторые саентологи свободной зоны полагают, что Церковь Саентологии была захвачена тайными агентами Маркабийской Конфедерации . [ 50 ]
Во время одитинга члены саентологии иногда вспоминают подробности жизни в космосе. Ротштейн заявляет, что это часть «мифологической парадигмы», которую участники изначально принимают через Священные Писания Саентологии. [ 51 ] Однако он отмечает, что некоторые саентологи не верят, что в учениях группы присутствуют мифы о космических операх, и что другие покинули группу, узнав о доктринах более высокого уровня. [ 52 ] Рейтман рассказывает, что некоторые члены принимают учения космической оперы, считая их похожими на, казалось бы, неправдоподобные истории популярных религий, или просто хранят молчание о своих сомнениях. [ 28 ]
Ротштейн заявляет, что космическая опера является «частью всей ткани саентологического мышления и повествования, но не имеет первостепенного значения». [ 39 ] Он утверждает, что эти учения представляют собой «убеждения второго порядка», поскольку они существуют для поддержки основных учений группы о тэтанах. [ 53 ] Майк Риндер , бывший представитель Церкви Саентологии, заявил, что внеземной одитинг — это лишь «небольшой процент» их канона. [ 54 ]
Критика и утечка информации
[ редактировать ]Учения Саентологии о космической опере публиковались в отчетах бывших членов церкви, особенно во время судебных дел. Одно из таких дел было возбуждено бывшим саентологом Ларри Воллерсхаймом против церкви в 1980 году. Пять лет спустя Воллерсхайм предложил суду конфиденциальные саентологические материалы, в том числе учения о космической опере, в качестве доказательств, что вызвало энергичный протест со стороны адвокатов церкви. . Однако они не смогли предотвратить раскрытие информации, и документы были опубликованы газетой Los Angeles Times в ноябре 1985 года. Это был первый случай, когда некоторые аспекты учения Саентологии о космической опере были предложены в качестве публичных свидетельств о церкви. В середине 1990-х годов Воллерсхайм опубликовал некоторые материалы на веб-сайте, что побудило церковь подать в суд на его организацию FACTNet . Церковь подтвердила, что рассказы о космических операх были коммерческой тайной ; этот иск был отклонен судом. [ 55 ]
В 1990 году, после того как Церковь Саентологии предъявила иск за клевету, Стивен Фишман , бывший член организации, ставший критиком, предложил в суде большую часть весьма конфиденциальных учений группы. Документы, содержащиеся в так называемых показаниях Фишмана , включали подробные отчеты о церковных повествованиях о космических операх. Этот материал впоследствии был размещен на сайте alt.religion.scientology и на сайте голландской журналистки Карин Спэнек . Церковь подала иски против тех, кто разместил документы, заявив о нарушении авторских прав. Последовали длительные судебные баталии, но церковь не смогла предотвратить распространение материалов через Интернет. [ 56 ]
Бывшие саентологи и члены антикультового движения часто обсуждают учения Саентологии о космической опере. Обычно они придерживаются рационалистического подхода к повествованиям и считают их абсурдными. [ 57 ] или даже как иллюзии, подпитываемые наркотиками, [ 58 ] используя их как источник юмора. [ 57 ] Доктрины высмеивались в массовой культуре, особенно в эпизоде Южного парка « В ловушке в шкафу ». [ 59 ] Антисаентологический веб-сайт Operation Clambake широко использует доктрины космической оперы в своей критике церкви, называя неправдоподобность этих историй явной причиной отвергнуть группу. [ 58 ] Антикультовые критики Саентологии утверждают, что содержание этих учений демонстрирует, что Саентология вводит в заблуждение своих последователей; [ 57 ] Многие аспекты повествований, такие как возраст вулканов, которые, как утверждается, использовал Ксену, противоречат научному консенсусу. [ 27 ] Учения о космической опере фактически несовместимы с научным консенсусом о возрасте Вселенной : около 14 миллиардов лет. Ротштейн отмечает, что исследователи религии обычно не следуют этому направлению анализа, поскольку все мифы содержат ненаучное содержание; [ 57 ] он отмечает, что культурная обусловленность определяет, кажутся ли религиозные повествования разумными. [ 58 ]
Анализ
[ редактировать ]Ротштейн утверждает, что при построении повествований о космической опере Хаббард опирался на стереотипы, общие для его аудитории. Концепция Галактической Конфедерации, как отмечает Ротштейн, присутствовала и в других религиях НЛО 1950-х годов;
- В отличие от перенаселения и атомных бомб там часто обсуждались. [ 60 ] Урбан называет встречи с НЛО и вторжения инопланетян популярными темами во время холодной войны ; [ 61 ]
- Ротштейн проводит параллели между учением Хаббарда и верованиями религий НЛО, ссылаясь на сходство между тэтанами, запертыми в человеческих телах, и гипотезой присутствия Команды Аштара . [ 62 ] Андреас Грюншлосс отмечает, что учения Саентологии о космической опере помещают их в традицию гипотезы древних астронавтов ; он заявляет, что учение группы о тэтанах имеет сходство с «звездными семенами», обнаруженными в религиях НЛО. [ 20 ]
Грюншлосс предполагает, что рассказы о контактах с НЛО могли сыграть роль в развитии группы космической оперы. [ 51 ] в частности, ссылаясь на сходство описания Хаббардом жизни во времена Ксену с заявлениями Джорджа Адамски , контактера НЛО 1950-х годов. [ 62 ] Ротштейн отмечает, что учения группы об инопланетянах сильно отличаются от учений большей части движения НЛО. [ 51 ] особенно в описаниях Хаббарда демонических персонажей. [ 62 ]
До того, как заняться саентологией, Хаббард был писателем-фантастом, и некоторые аспекты церковной космической оперы имеют сходство с его предыдущими произведениями. [ 22 ] Отмечая сходство между художественной литературой Хаббарда и созданием религиозных мифов, Ротштейн утверждает; «возможно, не следует проводить никакого разделения между такими категориями». [ 63 ] Кент утверждает, что некоторые из его космологии, такие как священники и психиатры, лояльные Ксену, были созданы по образцу событий из жизни Хаббарда, таких как его отвращение к христианству и столкновения с психиатрическим истеблишментом. [ 21 ] Хаббард теоретизировал, что писатели-фантасты иногда вспоминали отрывки событий из прошлых жизней и включали их в свои произведения. [ 22 ] и Урбан пишет, что научно-фантастические произведения Хаббарда «содержат немало семян религиозного движения Хаббарда, Церкви Саентологии». [ 64 ]
Ротштейн утверждает, что саентологическая космическая опера называет Ксену корнем зла, а Хаббарда — героем. [ 65 ] за то, что открыл тайны Вселенной. Ротштейн заявляет, что учение группы о «спасении» может быть средством поощрения уважения к Хаббарду. [ 66 ] Кроме того, Ротштейн отмечает, что учения о космической опере также обеспечивают фундаментальное обоснование некоторых практических аспектов Саентологии, включая отказ от психиатрии и создание Морской организации . [ 67 ] Он считает космическую оперу похожей на большинство видов мифологии, в которых участвуют сверхчеловеческие существа из далекого прошлого. [ 27 ] Уиллмс утверждает, что мифология Саентологии отличается от мифологии многих других религий, поскольку она фокусируется на материальных существах; но утверждает, что миф о Ксену является религиозным повествованием, хотя Церковь Саентологии никогда не использовала это утверждение в своих усилиях по признанию в качестве религии. [ 68 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Бывший саентолог Марк Рэтбан обсудил версию происхождения психиатров, которая, по его словам, была передана от Хаббарда Дэвиду Мицкевичу . В отчете говорится, что психиатры родом с планеты Фарсек и были отправлены на Землю для контроля ее населения. Там они приняли форму священников и шаманов, прежде чем стать психиатрами. ( Ратбун 2013 , стр. 238)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Альтернативные религии Америки, Тимоти Миллер, 1995, ISBN 0-7914-2398-0 , стр. 386;
- ^ "О нас" . Наблюдательная Горная Академия . Проверено 2 апреля 2015 г.
- ^ «е-метр» . Организация Рона в Гренхене . 2015. Архивировано из оригинала 3 апреля 2015 года . Проверено 2 апреля 2015 г.
- ^ Городской 2011 , с. 103.
- ^
- «Страница стипендии OT III» . Дэвид С. Турецкий . Проверено 1 апреля 2023 г.
- Хаббард, Л. Рон , Ассистент 6810C03, лекция № 10 курса VIII класса .
Это было то, что лояльные офицеры были органом, выборным органом, и они называли их лояльными офицерами, и они были там, чтобы защищать население и так далее. . И они избрали человека по имени Ксему — можно было бы написать ХЕМУ — верховным правителем.
- ^ Городской 2011 , с. 57–59.
- ^ Бромли 2009 , с. 90.
- ^ Городской 2011 , с. 61.
- ^ Бромли 2009 , стр. 90–91.
- ^ Городской 2011 , с. 64–65.
- ^ Городской 2011 , с. 66.
- ^ Городской 2011 , стр. 68–69.
- ^ Городской 2011 , стр. 69–71.
- ^ Городской 2011 , стр. 71–72.
- ^ Городской 2011 , с. 72.
- ^ Jump up to: а б с Урбан 2011 , с. 74.
- ^ Jump up to: а б Урбан 2011 , с. 75.
- ^ Jump up to: а б Бромли 2009 , с. 91.
- ^ Городской 2011 , стр. 81–82.
- ^ Jump up to: а б Грюншлосс 2004 , с. 427.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Кент 1999 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Урбан 2011 , с. 76.
- ^ Городской 2011 , стр. 75–76.
- ^ Рейтман 2011 , с. 99.
- ^ Jump up to: а б с д и Урбан 2011 , стр. 103–104.
- ^ Ротштейн 2009 , с. 380.
- ^ Jump up to: а б с Ротштейн 2009 , с. 381.
- ^ Jump up to: а б Рейтман 2011 , с. 100.
- ^ Jump up to: а б Рейтман 2011 , с. 49.
- ^ Jump up to: а б Саппелл и Велкос, 1990 .
- ^ Грюншлосс 2009 , с. 230.
- ^ Рейтман 2011 , с. 40.
- ^ Jump up to: а б Ротштейн 2009 , с. 366.
- ^ Городской 2011 , стр. 78–79.
- ^ Городской 2012 , с. 106.
- ^ Урбан 2012 , стр. 107.
- ^ Вольф 2005 .
- ^ Грюншлос 2004 , с. 428.
- ^ Jump up to: а б Ротштейн 2003 , с. 263.
- ^ Городской 2011 , стр. 107–108.
- ^ Ротштейн 2009 , с. 376.
- ^ Ротштейн 2009 , с. 378.
- ^ Ротштейн 2009 , с. 377.
- ^ «ИСХОДНЫЙ КОД: Реальные вещи, которые Л. Рон Хаббард сказал в этот исторический день | Подземный бункер» .
- ^ Городской 2011 , стр. 135–136.
- ^ Jump up to: а б Урбан 2011 , с. 198.
- ^ Уиллмс 2009 , с. 249.
- ^ Jump up to: а б Ротштейн 2009 , стр. 367–369.
- ↑ Mail & Guardian , 22 ноября 2009 г.
- ^ Грюншлосс 2009 , с. 231.
- ^ Jump up to: а б с Ротштейн 2003 , с. 264.
- ^ Ротштейн 2009 , с. 370.
- ^ Ротштейн 2003 , с. 265.
- ^ Рейтман 2006 .
- ^ Городской 2011 , стр. 183–184.
- ^ Городской 2011 , стр. 186–188.
- ^ Jump up to: а б с д Ротштейн 2009 , с. 371.
- ^ Jump up to: а б с Ротштейн 2009 , с. 383.
- ^ Fieldmate 2011 , стр. 347.
- ^ Ротштейн 2009 , стр. 379–380.
- ^ Городской 2011 , с. 73.
- ^ Jump up to: а б с Ротштейн 2009 , с. 375.
- ^ Ротштейн 2009 , с. 374.
- ^ Городской 2011 , стр. 35–36.
- ^ Ротштейн 2009 , с. 379.
- ^ Ротштейн 2009 , стр. 376–379.
- ^ Ротштейн 2009 , стр. 381–382.
- ^ Уиллмс 2009 , с. 248.
Библиография
[ редактировать ]- «Знаменитости выдвигают обвинения против саентологии» . Почта и Хранитель . 22 ноября 2009 года . Проверено 13 сентября 2012 г.
- Бромли, Дэвид Г. (2009). «Понимание Саентологии: пророческая, договорная религия». В Льюисе, Джеймсе Р. (ред.). Саентология . Издательство Оксфордского университета . стр. 83–102. doi : 10.1093/acprof:oso/9780195331493.003.0005 . ISBN 9780199852321 . ОЛ 16943235М .
- Feltmate, Дэвид (2011). «Новые религиозные движения в анимационных ситкомах для взрослых — спектр образов». Религиозный компас . 5 (7). Джон Уайли и сыновья: 343–354. дои : 10.1111/j.1749-8171.2011.00287.x .
- Грюншлосс, Андреас (2004). «В ожидании «большого луча»: НЛО-религии и «уфологические» темы в новых религиозных движениях». В Джеймсе Р. Льюисе (ред.). Оксфордский справочник новых религиозных движений . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-514986-9 .
- Грюншлос, Андреас (2009). «Саентология, религия нового века?». В Джеймсе Р. Льюисе (ред.). Саентология . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-533149-3 .
- Кент, Стивен (1999). «Создание «религиозной» саентологии». Религиоведение и теология . 18 (2). Равноденствие : 97–126. дои : 10.1558/rsth.v18i2.97 .
- Ратбун, Марк (2013). Мемуары воина-саентолога . Создать пространство . ISBN 978-1-484-80566-4 .
- Рейтман, Джанет (2006). «Внутри Саентологии» . Роллинг Стоун . Проверено 10 июля 2012 г.
- Рейтман, Джанет (2011). Саентология изнутри: история самой секретной религии Америки . Хоутон Миффлин Харкорт . ISBN 978-0-618-88302-8 .
- Ротштейн, Микаэль (2003). «Убеждения об НЛО как синкритические компоненты». У Кристофера Партриджа (ред.). Религии НЛО . Психология Пресс. ISBN 978-0-415-26324-5 .
- Ротштейн, Микаэль (2009). « Его звали Ксену. Он использовал ренегатов...»: аспекты основополагающего мифа саентологии». В Джеймсе Р. Льюисе (ред.). Саентология . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-533149-3 .
- Саппелл, Джоэл; Велкос, Роберт (24 июня 1990 г.). «Определение богословия» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 9 февраля 2008 года . Проверено 12 сентября 2012 г.
- Уиллмс, Джеральд (2009). «Саентология: «Современная религия» или «Религия современности»?». В Джеймсе Р. Льюисе (ред.). Саентология . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-533149-3 .
- Урбан, Хью (2011). Церковь Саентологии: история новой религии . Издательство Принстонского университета . ISBN 978-0-691-14608-9 .
- Урбан, Хью (февраль 2012 г.). «Оккультные корни Саентологии?: Л. Рон Хаббард, Алистер Кроули и истоки противоречивой новой религии». Nova Religio: Журнал альтернативных и новых религий . 15 (3). Издательство Калифорнийского университета : 91–116. дои : 10.1525/номер.2012.15.3.91 .
- Урбан, Хью (2021). «Саентология» . В Зеллере, Бен (ред.). Справочник по религиям НЛО . Справочники Брилла по современной религии. Том. 20. Лейден и Бостон : Издательство Brill . стр. 329–342. дои : 10.1163/9789004435537_016 . ISBN 978-90-04-43437-0 . ISSN 1874-6691 .
- Вольф, Брок (24 июня 2005 г.). «Круз не видит саентологии в «Войне миров» » . Новости АВС . Проверено 28 августа 2013 г.