железная дорога Ботен-Вьентьян
железная дорога Ботен-Вьентьян | ||
---|---|---|
Обзор | ||
Другое имя (а) |
| |
Родное имя | Нотен-Вьентьянская железная дорога / Лаосско-Китайская железная дорога ( Лаос ) Железная дорога Мо-Вань / Лаосский участок Китайско-Лаосской железной дороги ( китайский ) | |
Статус | Оперативный | |
Владелец | Лаосско-Китайская железнодорожная компания с ограниченной ответственностью (LCR) | |
Местный | Лаос | |
Условия |
| |
Продолжение с | Железная дорога Юси – Мохан | |
Продолжается как | Высокоскоростная железная дорога Бангкок – Нонгкхай (планируется) | |
Станции | 20 | |
Услуга | ||
Тип | ||
Оператор(ы) | Группа Китайских железных дорог Куньмин [ 2 ] | |
Подвижной состав | КР200ДЖ , ХСД3К , 25Г | |
Ежедневное количество пассажиров | 7000–10 000 (1 квартал 2023 г.) [ 3 ] | |
История | ||
Началось | 25 декабря 2016 г. [ 4 ] | |
Открыто | 3 декабря 2021 г. [ 5 ] [ 6 ] | |
Завершенный | 12 октября 2021 г. [ 7 ] | |
Технический | ||
Длина линии | 422 [ 8 ] км (262 миль) | |
Количество дорожек | 1 | |
Характер | Повышенный | |
Ширина колеи | 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ) стандартная колея | |
Электрификация | ВЛ переменного тока 25 кВ 50 Гц | |
Рабочая скорость |
| |
|
Железная дорога Ботен -Вьентьян — это лаосский участок Лаосско-Китайской железной дороги ( LCR ), проходящий между столицей Вьентьян и северным городом Ботен на границе с Юньнанью , Китай. Линия была официально открыта 3 декабря 2021 года. [ 9 ]
Северный конец линии, являющийся совместным проектом Лаоса и Китая, напрямую связан с китайской железнодорожной системой в Мохане в Юньнани через железную дорогу Юси-Мохан , а на юге имеются условия для соединения с высокоскоростной магистралью Бангкок-Нонгкхай. железная дорога в Таиланде и, возможно, до Сингапура через HSR. Железная дорога заканчивается на грузовой станции Южный Вьентьян. Железная дорога Ботен-Вьентьян — неотъемлемый участок центральной линии железной дороги Куньмин-Сингапур . [ 10 ] и был построен в рамках инициативы «Пояс и путь» (BRI). [ 11 ] [ 12 ]
История
[ редактировать ]Железная дорога является частью Лаосско-Китайской железной дороги, которая, в свою очередь, является частью более широкого Лаосско-Китайского экономического коридора. [ 13 ] : 129
Планирование
[ редактировать ]Лаос — единственная страна в Юго-Восточной Азии , не имеющая выхода к морю, что обременяет ее невыгодным конкурентным положением в торговле. [ 14 ] Во время французского правления французам не удалось разработать план строительства железных дорог в Лаосе: было завершено строительство только 7-километровой (4,3 мили) железной дороги Дон Дет – Дон Хон . [ 15 ] Железнодорожное сообщение из Китая через Лаос значительно сократит время транзита грузов и транспортные расходы между двумя странами. [ 14 ]
Первые переговоры о железной дороге, соединяющей Лаос и Китай, начались в 2001 году. лаосский политик китайского происхождения Сомсават Ленгсавад Сообщается, что движущей силой проекта с лаосской стороны был 530 километров (330 миль), . В октябре 2010 года было объявлено о планах строительства железной дороги стандартной колеи протяженностью соединяющей Вьентьян с Сишуанбаньной в Юньнань в Китае. провинции [ 16 ] [ 17 ] Ожидалось, что строительство начнется в 2011 году и завершится в 2014 году. [ 18 ] [ 19 ] Есть планы продлить эту железную дорогу на юг, от Вьентьяна через тайскую границу до Бангкока . [ 20 ]
Первоначально проект застопорился из-за коррупционного скандала 2011 года, в котором был замешан министр железных дорог Китая , Лю Чжицзюнь но переговоры продолжились. В ноябре 2012 года лаосская пресса сообщила, что деньги на строительство железной дороги будут взяты в долг у Экспортно-импортного банка Китая . [ 21 ] Строительство начнется в 2013 году и завершится в 2018 году. [ 16 ] К 2015 году был согласован пересмотренный план, согласно которому обе страны будут совместно финансировать и эксплуатировать железную дорогу по схеме «строительство-эксплуатация-передача» . [ 22 ] получила подряд на строительные работы на сумму 1,2 миллиарда долларов США В сентябре 2015 года компания China Railway Group . [ 22 ]
Строительство и завершение
[ редактировать ]Строительство началось в Луангпрабанге 25 декабря 2016 года. [ 23 ] По итогам 2017 года этап строительства завершен на 20%. [ 24 ] а в сентябре 2019 года сообщалось, что прогресс выполнен на 80%. [ 25 ] Неразорвавшиеся бомбы , сброшенные во время войны во Вьетнаме, также будут вывезены по маршруту. [ 26 ]
По состоянию на июнь 2020 г. [update]Государственные СМИ Китая сообщили, что проект стоимостью 6 миллиардов долларов США завершен на 90%. Рабочие бригады приступили к прокладке пути в Лаосе в марте 2020 года, через пять лет после начала строительства. После завершения строительства всех сотен туннелей, мостов и виадуков грузовые перевозки планировалось начать с декабря 2021 года. [ 27 ] В апреле 2021 года самый северный участок провинции Луангнамта был завершен на 97%. Укладка пути последнего участка в провинции Удомсай будет завершена в мае, что позволит завершить проект к открытию в 2021 году. [ 28 ] Укладка пути официально завершилась 12 октября 2021 года. [ 7 ] Первый электропоезд был доставлен во Вьентьян 16 октября 2021 года, а линия открылась 3 декабря 2021 года, на следующий день после 46- летия Лаосской НДР . [ 9 ] [ 6 ]
Ожидается, что железная дорога будет способствовать развитию туризма , при этом пассажиропоток будет составлять большую часть пассажиропотока на линии. [ 12 ] [ 29 ] Ожидается, что тайская провинция Нонгкхай также получит больше посетителей благодаря железной дороге, а также позволит экспортировать фрукты из Таиланда в Китай за счет снижения транспортных расходов. [ 30 ]
По состоянию на 2024 год это самый значимый проект инициативы «Пояс и путь» в Лаосе. [ 31 ] : 212
Будущее расширение
[ редактировать ]Поскольку на линии используется железнодорожная колея, отличная от существующей железнодорожной линии Северо-Восточной линии Таиланда, ведущей из Бангкока в Таналенг , движение пассажирских поездов в Таиланд пока невозможно. В июле 2022 года было завершено строительство ветки к грузовой площадке сухого порта Таналенг, что позволило перегружать грузы между тайской железной дорогой метровой колеи и лаосской железной дорогой стандартной колеи.
Тем не менее, конец линии во Вьентьяне в конечном итоге пересечет реку Меконг по новому мосту и встретится с высокоскоростной железной дорогой Бангкок-Нонгкхай, как только она будет завершена, обеспечив соединение. [ 32 ] По состоянию на 2023 год проектирование этой пристройки находится в разработке, срок завершения - 2028 год. [ 33 ]
Финансирование
[ редактировать ]Стоимость проекта оценивается в $5,965 млрд. [ 34 ] или 37,425 млрд юаней. [ 35 ] Железная дорога на 60% финансируется за счет долгового финансирования (3,6 миллиарда долларов) Экспортно -импортного банка Китая , а остальные 40% (2,4 миллиарда долларов) финансируются совместным предприятием двух стран, в котором Китаю принадлежит 70%. Из оставшихся 30% правительство Лаоса выделяет 250 миллионов долларов из своего национального бюджета и дополнительно занимает 480 миллионов долларов у Экспортно-импортного банка Китая. [ 36 ] Это самый дорогой и крупнейший проект, построенный в Лаосе по состоянию на 2021 год. [ 37 ]
Стоимость железной дороги привела к увеличению долга Лаоса перед Экспортно-импортным банком Китая на 480 миллионов долларов США. Западные издания впоследствии утверждали, что Лаос может в конечном итоге впасть в дефолт по своим долгам. [ 38 ] [ 36 ] [ 39 ] В 2019 году австралийский аналитический центр Lowy Institute оценил долг Лаоса Китаю в 45% его ВВП . [ 38 ] В 2020 году американское кредитное агентство Fitch Ratings присвоило Лаосу кредитный рейтинг CCC, заявив, что страна имеет «чрезмерный долг». [ 37 ]
Пассажиропоток
[ редактировать ]с января 2021 года по декабрь 2021 года Лаосско-Китайская железная дорога в целом перевезла более 1 миллиона пассажиров и 500 тысяч тонн грузов. По данным транспортных властей провинции Юньнань , [ 40 ] В 2023 году годовой пассажиропоток железной дороги составил 3,1 миллиона пассажиров. [ 41 ]
Инфраструктура
[ редактировать ]47% железной дороги пролегает через 75 туннелей, а 15% - через виадуки, расположенные через 167 мостов. [ 22 ] [ 23 ] Железнодорожная станция Вьентьян , самая большая станция на железной дороге, расположена в деревне Ксай в районе Ксайтани и состоит из четырех платформ с семью путями и двух дополнительных платформ с тремя зарезервированными линиями; Ожидается, что он соединится с другими железнодорожными линиями, запланированными в Лаос. Станция способна принять до 2500 пассажиров общей площадью 14 543 квадратных метра. [ 42 ]
Железная дорога построена на однопутной схеме с разъездами и электрифицирована в соответствии со стандартами магистральной железной дороги Китая класса I, подходит для пассажирских поездов со скоростью 160 км/ч (100 миль в час) и грузовых поездов со скоростью 120 км/ч (75 миль в час), что делает Лаос первой страной. подключиться к сети высокоскоростных железных дорог Китая с использованием китайской технологии. [ 29 ]
Подвижной состав
[ редактировать ]Для пассажирских перевозок используются составы поездов CR200J для экспресс-пассажирских поездов и пассажирские вагоны China Railway 25G для обычных пассажирских поездов, а для грузовых перевозок и обычных пассажирских перевозок HXD3CA . используются локомотивы [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ]
Груз
[ редактировать ]был официально открыт логистический парк Вьентьян, один из девяти логистических центров в Лаосе 4 декабря 2021 года, на следующий день после открытия железной дороги Китай-Лаос, премьер-министром Фанкхамом Випхаваном в Таналенге . [ 46 ]
Список станций
[ редактировать ]Всего на линии запланировано 32 станции. [ 47 ] из них первоначально была построена 21 станция, в том числе 10 пассажирских и 11 грузовых: [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ]
Название станции | Тип станции | км [ 51 ] | Совокупное время в пути ( ч : м ) | |
---|---|---|---|---|
Скорый поезд | Обычный поезд | |||
Модинг ( Лодки ) | пассажир, майор | 0 | 0:00 | 0:00 |
На Теуй | пассажир | 13 | 0:09 | 0:11 |
И Мох | пассажир | 28 | — | 0:26 |
На Тонг | груз | 38 | — | — |
Муанг Сай | пассажир | 67 | 0:39 | 0:57 |
На Хок | груз | 97 | — | — |
Муанг Нга | пассажир | 113 | — | 1:34 |
Хуоай Хан | груз | 135 | — | — |
Луанг Прабанг | пассажир, майор | 168 | 1:31 | 2:15 |
Сян Нгеун | груз | 177 | — | — |
Фу Кхун | груз | 209 | — | — |
Потому что | пассажир | 239 | — | 3:04 |
Фа Дэнг | груз | 256 | — | — |
Ванг-Вьенг | пассажир, майор | 283 | 2:31 | 3:41 |
Ванг Хи | груз | 310 | — | — |
Фон Хонг | пассажир | 342 | — | 4:23 |
Фон Сунг | груз | 372 | — | — |
Вьентьян Север | груз | 388 | — | — |
Вьентьян | пассажир, майор | 406 | 3:35 | 5:15 |
Вьентьян Юг | груз | 419 | — | — |
Споры
[ редактировать ]Радио «Свободная Азия» сообщило в октябре 2021 года, что некоторые жители лаосской деревни, вынужденные покинуть свои земли из-за строительства линии, жаловались, что они до сих пор не получили компенсацию. [ 52 ]
В первый год работы железная дорога разрешала покупать билеты только за три дня вперед, а онлайн-продажи не было. Это приводило к очень длинным очередям в кассах, а билеты на экспрессы часто были распроданы в день открытия продажи билетов. [ 53 ] С тех пор эта проблема была улучшена благодаря мобильному приложению LCR, которое позволяет покупать билеты онлайн, требуя адрес электронной почты или номер телефона в Таиланде, Лаосе или Китае.
См. также
[ редактировать ]- Железнодорожный транспорт в Лаосе
- Скоростная автомагистраль Вьентьян – Ботен
- Железнодорожные вокзалы Лаоса
- Китайско-лаосские отношения
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Китай и Лаос открывают высокоскоростное железнодорожное сообщение стоимостью 6 миллиардов долларов» . Рейтер . 03.12.2021 . Проверено 6 декабря 2021 г.
- ^ «Китайско-лаосская железная дорога заработает в полную силу 3 декабря, и дорога до Вьентьяна из Куньмина займет около 10 часов ». 2021-12-02.
В первые дни открытия Китайско-лаосской железной дороги . , участок Лаоса был передан Лаосско-Китайской железнодорожной компанией в эксплуатацию и техническое обслуживание Китайской железной дороги Куньминской группы бюро.
- ^ «Железнодорожные пассажирские и грузовые перевозки Китай-Лаос в первом квартале выросли» CRI онлайн , 17 апреля 2023 г., дата обращения 17 апреля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Лаосско-Китайская железная дорога приносит перемены в Лаос» . Китайская газета . 7 августа 2017 г.
- ^ «Нонг Кхай планирует построить железнодорожное сообщение с Китаем» . Почта Бангкока . Проверено 17 сентября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Лаос надеется на экономический подъем от построенной Китаем железной дороги» . Звезда . 28 ноября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ци Лэй: «Прокладка путей всей железной дороги Китай-Лаос завершена, и она будет введена в эксплуатацию в течение года » . cn.chinadaily.com.cn Проверено 20 октября 2021 г.
- ^ «Открывается железная дорога Китай-Лаос, что ставит Лаос на путь от выхода к морю к сухопутному сообщению» . Синьхуа . Проверено 4 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Железная дорога Китай-Лаос сегодня открывается для движения — Фотоновости — Министерство транспорта Китайской Народной Республики» www.mot.gov.cn Проверено 3 декабря 2021 г.
- ^ «Железная дорога Китай-Лаос совершила технологический прорыв» . Китайская газета . 30 апреля 2019 г.
- ^ «Не имеющий выхода к морю Лаос находится на пути к спорному железнодорожному сообщению с Китаем» . Никкей Азия . Проверено 5 ноября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Преобразование Лаосской Народно-Демократической Республики из экономики, не имеющей выхода к морю, в экономику, связанную с сушей» . Всемирный банк . Проверено 5 ноября 2020 г.
- ^ Кертис, Саймон; Клаус, Ян (2024). Город «Один пояс, один путь»: геополитика, урбанизация и поиск Китаем нового международного порядка . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета . дои : 10.2307/jj.11589102 . ISBN 9780300266900 . JSTOR jj 11589102 .
- ^ Перейти обратно: а б «Как Лаос преодолевает отсутствие выхода к морю и способствует экономическому росту» . Восточноазиатский форум . 05.03.2021 . Проверено 2 мая 2021 г.
- ^ Фриман, Ник (11 декабря 2019 г.). «Высокоскоростная железная дорога Лаоса выходит из-за поворота» . ThinkChina — большое количество статей, мнений и колонок о Китае . Проверено 5 ноября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Лаосско-Китайские железные дороги готовы к работе , 16 ноября 2012 г.
- ^ «НОВАЯ СВЯЗЬ КИТАЯ-ЛАОСА» . Железные дороги Африки . Проверено 9 ноября 2010 г.
- ^ «СВЯЗЬ ЛАОСА С КИТАЕМ» . Железные дороги Африки. 12 декабря 2010 г. Проверено 12 декабря 2010 г.
- ^ «Железнодорожный вестник: Горизонты Китая простираются на юг» . 06 января 2011 г. Проверено 6 января 2011 г.
- ^ «Железнодорожный вестник: Скоро трансграничное строительство» . Проверено 27 февраля 2011 г.
- ^ «Лаос заявляет, что Китай профинансирует железнодорожное сообщение» . Уолл Стрит Джорнал . 24 октября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Не имеющий выхода к морю Лаос находится на пути к спорному железнодорожному сообщению с Китаем» . Азиатский обзор Nikkei . 24 июня 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Все, что вам нужно знать о Лаосско-Китайской железной дороге» . Лаосская газета «Таймс» . 20 февраля 2017 г. Проверено 20 декабря 2018 г.
- ^ «Железная дорога Лаос-Китай завершена на 20,3 процента, компенсация все еще не выплачена» . Нация . 7 февраля 2018 г. Архивировано из оригинала 12 июня 2019 г.
- ^ «Почти 80 процентов строительства железной дороги Китай-Лаос завершено» . Информационное агентство Синьхуа . 22 сентября 2019 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2019 года . Проверено 31 января 2020 г.
- ^ «Неразорвавшиеся боеприпасы будут очищены вдоль железной дороги Лаос-Китай» . Китайский интернет-информационный центр .
- ^ "На железной дороге Китай-Лаос пробиты все 75 тоннелей - Синьхуа | English.news.cn" .
- ^ «Строительство лаосско-китайской железнодорожной инфраструктуры через провинцию Луангнамтха завершено на 97%» [Строительство лаосско-китайской железнодорожной инфраструктуры через провинцию Луангнамтха завершено на 97%]. Журнал Target (на лаосском языке). Архивировано из оригинала 4 мая 2021 г. Проверено 4 мая 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Брайан Кинг (22 августа 2017 г.). «Китайская железная дорога могла бы внести Лаос на туристическую карту» . CNN . Проверено 5 ноября 2020 г.
- ^ «Железная дорога Лаоса, поддерживаемая Китаем: надежды в Таиланде, опасения в Луанг Прабанге» . Южно-Китайская Морнинг Пост . 10 августа 2021 г. Проверено 12 августа 2021 г.
- ^ Герстль, Альфред (2023). «Китай в непосредственной близости». В Киронской, Кристина; Турскани, Ричард К. (ред.). Современный Китай: новая сверхдержава? . Рутледж . ISBN 978-1-03-239508-1 .
- ^ «Призывы ускорить сообщение с линией Лаос-Китай» . Почта Бангкока .
- ^ «Высокоскоростная железная дорога, соединяющая таиландский Нонгкхай и столицу Лаоса Вьентьян, как ожидается, будет завершена в 2028 году» .
- ^ «Железная дорога Лаос-Китай начнет опытную эксплуатацию в конце этого года» . 31 марта 2021 г.
- ^ «Китайско-Лаосская железная дорога - Результаты выигравших торгов по контракту на общую стоимость строительства новой железнодорожной линии Ботен-Вьентьян, зданий железнодорожных станций и связанных с ними проектов - Информация о дорогах и мостах - Новости мостов, отчеты о выставках, политика в отношении дорог и мостов - Китайский мост Сеть -" .
- ^ Перейти обратно: а б «Может ли Лаос получить прибыль от железнодорожного сообщения с Китаем, несмотря на то, что у него долг в 1,5 миллиарда долларов?» . Южно-Китайская Морнинг Пост . 10 декабря 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Китайская долговая дипломатия: кредитный рейтинг Лаоса понижен до CCC» . Деловые новости Таиланда. 2 ноября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Лаос спотыкается из-за растущего долгового бремени Китая» . Дипломат . 7 сентября 2020 г.
- ^ «Принятие власти: китайская фирма будет управлять электросетью Лаоса, несмотря на предупреждения о дефолте» . Рейтер . 4 сентября 2020 г.
- ^ «С момента запуска Китайско-Лаосская железная дорога перевезла более миллиона пассажиров» . Проверено 30 января 2022 г.
- ^ Мидли, Джонатан (23 января 2024 г.). «Лаосско-Китайская железная дорога увеличивает количество ежедневных поездок в рамках подготовки к всплеску туризма» . Лаосские времена .
- ^ Фоневилай, Лацамы (4 июля 2020 г.). «Начинается строительство станции Вьентьян на лаосско-китайской железной дороге» . Лаосская газета «Таймс» . Проверено 6 июля 2020 г.
- ^ «Правительство Лаоса дает названия поездам Первый поезд «Лан Чанг-Каен Лао» переправляется из Китая в Ботен, 14 октября» . mgronline.com (на тайском языке). 13 октября 2021 г. Проверено 16 октября 2021 г.
- ^ «Центральная железнодорожная компания Лаоса покупает в Китае два поезда CR200J» . Tapchilaoviet.org (на вьетнамском языке). 29 сентября 2020 г. . Проверено 2 июля 2021 г.
- ^ « Поезд CR200J «Зеленый гигант» будет курсировать по железной дороге Китай-Лаос напрямую из Куньмина в столицу Лаоса | Jiemian News» www.jiemian.com ( на китайском языке) Проверено 2 июля 2021 г.
- ^ Посол Тимора-Лешти во Вьентьяне: Международный пограничный контрольно-пропускной пункт в сухом порту Таналенг был официально открыт премьер-министром Лаоса Его Превосходительством г-ном Фанкхамом Випхаваном. Сухой порт Таналенг расположен в отличном месте и занимает обширную территорию площадью 382 га. Правительство Лаоса предоставило ему исключительную привилегию в качестве флагмана национальной логистической стратегии по превращению Лаоса из страны, не имеющей выхода к морю, в страну, связанную сушей. Проект логистического парка Таналенг и Вьентьян — один из 9 сухих портов в Лаосе. , 4 декабря 2021 г. , дата обращения 4 декабря 2021 г.
- ^ «Строительство железной дороги Китай-Лаос на севере Лаоса идет полным ходом — Синьхуанет» 28 марта 2018 г. Архивировано из оригинала 31 марта 2018 г.
- ^ «Чжан Цзяньси, секретарь партийного комитета и председатель группы компаний, присутствовал на церемонии подписания контракта на строительство железнодорожного вокзала Китай-Лаос и соответствующего проекта - Общественное здание - Группа строительства железных дорог Китая» 14 апреля 2020 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Китайско-Лаосская железная дорога - Результаты выигравших торгов по контракту на общую стоимость строительства новой железнодорожной линии Ботен-Вьентьян, зданий железнодорожных станций и связанных с ними проектов - Информация о дорогах и мостах - Новости мостов, отчеты о выставках, политика в отношении дорог и мостов - Китайский мост Сеть» . 24 марта 2020 года.
- ^ «Китайско-лаосская железная дорога — новая железная дорога Ботен — четвертая линия электропередачи Вьентьяна . Итог победившего контракта на строительство общей стоимости проекта» 18 декабря 2019 г. Архивировано из оригинала 5 октября 2022 г. Проверено 11 июня 2021 г. .
- ^ «Расписание и цены на железную дорогу Лаос-Китай» . 28 сентября 2022 г.
- ^ Финни, Ричард (05 октября 2021 г.). «Жителям лаосской деревни еще не заплатили за землю, потерянную в результате поддерживаемого Китаем проекта высокоскоростной железной дороги» . Радио Свободная Азия .
- ^ Сибун, Хонефачан (13 января 2022 г.). «Лаосско-Китайская железная дорога разрешает предварительную покупку билетов за три дня» . Проверено 18 апреля 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Laos-China Railway Co., Ltd. – совместное предприятие Лаоса и Китая по строительству и эксплуатации железной дороги.
- Официальная страница Facebook с наличием билетов.
- Официальное приложение для продажи билетов на железную дорогу Лаос-Китай (Android)
- Железная дорога Ботен-Вьентьян на OpenStreetMap
- Железная дорога Ботен-Вьентьян на Google Maps
- Полная информация о строительстве наложена на спутниковую карту Design for Conservation.