Jump to content

СС Йома

Координаты : 33 ° 02' с.ш. 22 ° 02' в.д.  /  33,03 ° с.ш. 22,04 ° в.д.  / 33,03; 22.04

История
Великобритания
Имя Высохнуть
Владелец
  • Британская и бирманская компания SN Co Ltd (1928–43); [ 1 ] [ 2 ]
  • Бирма СС Ко Лтд (1928–33) [ 1 ]
Оператор П. Хендерсон и Ко [ 3 ]
Порт приписки Великобритания Глазго [ 3 ]
Маршрут (1928–39): Глазго Ливерпуль Пальма Марсель Египет Рангун [ 4 ]
Строитель W Denny & Bros , Дамбартон [ 3 ]
Запущен 2 августа 1928 г.
Завершенный 1928 [ 3 ]
Не работает 17 июня 1943 г. [ 5 ]
Идентификация
Судьба Потоплен торпедой [ 5 ]
Общие характеристики
Тип пассажирское судно; [ 4 ] военный корабль [ 5 ]
Тоннаж
Длина 460,3 футов (140,3 м) [ 3 ]
Луч 61,2 футов (18,7 м) [ 3 ]
Глубина 31,0 футов (9,4 м) [ 3 ]
Установленная мощность 550 НХП [ 3 ]
Движение одиночный винт с приводом от паровой машины четырехкратного расширения ; низкого давления с редуктором. дополнен с 1939 г. паровой турбиной [ 3 ]
Скорость 14 узлов (26 км/ч) [ 6 ]
Экипаж 160 + 8 ДЭМС (1943 г.) артиллеристов [ 5 ]
Датчики и
системы обработки
беспроводная пеленгация [ 3 ]

SS Yoma — британский пассажирский лайнер, служивший военным кораблем во время Второй мировой войны. Судно было построено в Шотландии в 1928 году, и с тех пор до 1940 года Yoma курсировала по регулярному маршруту между Глазго в Шотландии и Рангуном в Бирме. [ 7 ] через Ливерпуль , Пальму , Марсель и Египет . [ 4 ] Он стал военным кораблем в 1941 году и затонул с большими человеческими жертвами в Средиземноморье в 1943 году.

Йома — корабль линии Хендерсона в Глазго. Ей управляла компания P Henderson & Company , и первоначально она принадлежала совместно двум другим компаниям P Henderson: British and Burmese Steam Navigation Company Ltd и Burmah Steam Ship Company Ltd. [ 1 ] британско-бирманская компания SN Co Ltd. была Yoma С 1934 года единственным владельцем [ 2 ]

Yoma был одним из семейства лайнеров аналогичного размера, построенных для Хендерсона Уильямом Денни и братьями из Дамбартона на реке Клайд . Это были Амарапура , Пегу , Кеммендин и Сагаинг , построенные в 1920, 21, 24 и 25 годах соответственно. [ 7 ] Каждый из них имел водоизмещение около 8000 брутто-регистровых тонн (GRT) и перевозил как грузы, так и пассажиров. [ 7 ]

Йома был вторым из четырех судов с таким же названием во флоте Хендерсона. Первым был SS Yomah , построенный в 1926 году и проданный в 1927 году. [ 8 ] Третьим стал ТСС Yoma , построенный в 1948 году. [ 9 ] и переведен в 1952 году в компанию Elder Dempster Lines . [ 8 ] Четвертым был MS Yoma , построенный для Элдера Демпстера в 1958 году как MS Daru. [ 10 ] и переименована в Йому в 1965 году, когда ее перевели в Хендерсон. [ 8 ]

Двигатели

[ редактировать ]

Yoma Котлы имели топки, работающие на жидком топливе, и подавали пар в двигатель четырехкратного расширения мощностью 550 Н.С. паровой [ 3 ] низкого давления . ​​паровая турбина В 1939 году в дополнение к поршневому двигателю была добавлена [ 3 ] Турбина работала на выхлопном паре из цилиндра низкого давления поршневого двигателя и приводила в движение карданный вал посредством двойной понижающей передачи и гидравлической муфты. [ 3 ] Комбинация возвратно-поступательного и турбинного движения обеспечила Yoma скорость 14 узлов (26 км/ч). [ 6 ]

Гражданская служба на войне

[ редактировать ]

В течение 15 месяцев после вступления Великобритании во Вторую мировую войну Йома продолжала службу между Великобританией и Бирмой, но следовала в составе конвоев на наиболее опасных участках своего маршрута. 19 сентября 1939 года он вылетел из Ливерпуля в Рангун с генеральным грузом и 125 пассажирами. [ 11 ] Она плыла с Конвоем ОБ- 7, пока тот не рассеялся в Северной Атлантике. [ 11 ] затем из Гибралтара до Александрии она отплыла на Convoy Green 3. [ 12 ] Она вернулась из Рангуна в Великобританию с генеральным грузом и отправилась в составе конвоя HG 10 из Гибралтара в Ливерпуль на последний этап своего путешествия. [ 13 ]

В январе 1940 года Йома покинул Ливерпуль и направился в Рангун, отплыв в составе Convoy OB 73. [ 14 ] который в море стал быстрым конвоем Convoy OG 15F в Гибралтар. [ 15 ] По возвращении из Рангуна она присоединилась к конвою HG 24 в Гибралтаре, который прибыл в Ливерпуль в первую неделю апреля. в конце марта [ 16 ]

До конца апреля она покинула Ливерпуль и направилась в Рангун на конвое OB-133. [ 17 ] который в море стал скоростным конвоем [Конвой OG 27F в Гибралтар. [ 18 ] Однако до Йомы возвращения из Рангуна Италия вступила в войну , что сделало Средиземное море небезопасным для союзников торгового судоходства . Поэтому она совершила более длительный обратный путь через мыс Доброй Надежды , Южную Атлантику и Западную Африку. Во Фритауне в Сьерра-Леоне она присоединилась к быстрому конвою SL-39F. [ 19 ] который догнал и присоединился к Конвою SL 39 в море. [ 20 ] SL-39 прибыл в Ливерпуль в конце июля. [ 20 ]

В конце августа 1940 года Йома покинул Ливерпуль и направился в Рангун, плывя в составе конвоя OB 204, пока тот не рассеялся в море. [ 21 ] Используя более длинный маршрут через мыс Доброй Надежды, она вернулась только в декабре, присоединившись к конвою SL 58 на обратном пути из Фритауна в Ливерпуль. [ 22 ]

Военный корабль Индийского океана

[ редактировать ]

В январе 1941 года Йома был переоборудован в военный корабль. 18 февраля с 1628 солдатами она отплыла из Ферт-оф-Клайда с конвоем WS 6B во Фритаун. [ 23 ] и 8 апреля 1941 года она покинула Фритаун с конвоем WS 6 в Кейптаун . [ 24 ] Обогнув мыс Доброй Надежды, она провела следующие два года в Индийском океане, перемещая войска в основном между Момбасой , Аденом , Бомбеем , Коломбо и Бандар-Аббасом . [ 25 ] В январе 1942 года Япония вторглась в Голландскую Ост-Индию , а в феврале Йома перевел войска из Коломбо в Батавию , прибыв с конвоем JS 1. [ 26 ] и возвращаемся с Convoy SJ 5. [ 27 ] Посадка войск в Дурбане 11–12 февраля 1943 года. Отплыл в Дурбан 13 февраля 1943 года в составе конвоя в сопровождении HMS Dauntless и двух эсминцев; после 22-го числа в эскорте было вооруженное торговое судно; в Бомбей 4 марта 1943 года. Йомы по Индийскому океану состоялось в составе конвоя ПА-33 из Бандар-Аббаса в Аден в апреле 1943 года. прибытие Последнее путешествие [ 28 ]

Convoy GTX 2 и потеря

[ редактировать ]
СС Йома находится в Ливии.
СС Йома
Примерное место крушения Йомы . : недалеко от побережья Киренаики к северо-западу от Дерны
HMAS Lismore , один из корветов ВМС Австралии, спасавших выживших.
HMAS Gawler , еще один австралийский корвет, принимавший участие в спасательных операциях.

13 мая Оси силы в Тунисе сдались, положив конец Североафриканской кампании и открыв путь для вторжения союзников на Сицилию . Йома была переведена в Средиземное море, и 17 мая она отплыла с конвоем KMX 14X из Гибралтара в Александрию. [ 29 ]

8 июня она снова покинула Гибралтар и направилась в Александрию, на этот раз на Convoy GTX 2. [ 30 ] Она посетила Сфакс в Тунисе и Триполи в Ливии , покинув последний 16 июня. [ 5 ] Она покинула Триполи с 134 офицерами и 994 другими чинами британской армии , а также 22 офицерами и 643 рядовыми военно-морских сил Свободной Франции . [ 5 ] Многие из британских солдат были королевскими инженерами . [ 31 ] в том числе 994 Dock Operating Company и 1010 Dock Operating Company, которые направлялись в Александрию для экипировки, а затем должны были управлять портовыми сооружениями для сицилийской кампании. [ 32 ]

Утром 17 июня конвой находился к северо-западу от порта Дерна, Ливия . [ 5 ] В 07:33 многие мужчины находились под палубой и завтракали. [ 31 ] когда немецкая подводная лодка U-81 под командованием оберлейтенанта цур Зее Иоганна-Отто Крига выпустила две торпеды. [ 5 ] Сведения о том, что последовало за этим, расходятся. Историк подводных лодок Гудмундур Хельгасон утверждает, что одна торпеда попала в Йому . [ 5 ] но блоггер времен Второй мировой войны Мартин Черретт утверждает, что они оба ударили ее, один в машинное отделение , а другой в трюм номер 4 , потопив ее в течение пяти минут. [ 32 ] В любом случае, старший офицер Э. Олдинг сообщил, что она быстро затонула. [ 31 ] Олдинг заявил, что взрыв разрушил кормового машинного отделения переборку , быстро затопив машинное отделение, котельное отделение и другие. 5 провести и продуть люки №№. 3 и 4 удерживается. [ 31 ] Когда люди пытались спастись, лестницы на столовой № 2 рухнули, в результате чего многие люди оказались в ловушке под палубой. [ 31 ]

Ёма быстро расположился на корме и был окутан выходящим паром и облаками угольной пыли. [ 31 ] Ее учитель Джордж Паттерсон. [ 5 ] приказал «покинуть корабль», и старший офицер Олдинг был среди тех, кто направился к своим лодочным станциям . [ 31 ] Олдингу и команде его спасательной шлюпки удалось освободить свою лодку, и она поплыла, когда корабль затонул. [ 31 ] Корабль сначала затонул кормой, и при этом его нос поднялся круче. Олдинг описал:

«...к этому времени «Йома» уже была далеко за кормой, и следующее, что я осознал, она затонула у меня под ногами, и я оказался в воде... когда лодка поднялась, я увидел много людей на переднем плане. голова : они не хотели прыгать в воду... когда нос поднялся, некоторые из них потеряли равновесие и упали на мост , а многих других утащил под воду корабль». [ 31 ]

Двумя из королевских инженеров, завтракавших, были Герберт Каллум из графства Дарем и его друг Джордж Монк. [ 31 ] Монк сказал семье Каллума:

«Когда это произошло, Берт был от меня на расстоянии вытянутой руки. Нас всех швырнуло на сиденья и на пол, и после того, как мне удалось подняться на ноги, что было очень трудно, я огляделся в поисках Берта. Его нигде не было видно. ...после большого труда и удачи я очутился в воде, и в течение одной и трех четвертей часа, в течение которых я плыл, мои глаза постоянно искали Берта, но не могли его увидеть». [ 31 ]

Погибло 484 человека: капитан Паттерсон, 29 членов экипажа, три артиллериста DEMS и 451 военнослужащий. [ 5 ] Из-за опасности со стороны подводных лодок противника Convoy GTX 2 продолжил путь. [ 31 ] Тем не менее, спасательную операцию провели » Королевского флота Австралии «Батерст класса корветы HMAS Lismore и HMAS Gawler , прибрежные моторные тральщики Королевского флота HMS MMS-102 и HMS MMS-105 , а также зарегистрированное в Великобритании торговое судно: » корабль парка « Форт водоизмещением 7133 брт. Морепа . [ 5 ] Всего пять судов спасли 130 членов экипажа, пять артиллеристов DEMS и 1342 военнослужащих. [ 5 ]

Памятники

[ редактировать ]

У большинства из 484 человек, погибших в результате Йомы затопления , нет известных могил. В Мемориале Бруквуда в Суррее перечислены военнослужащие Великобритании или Содружества . [ 33 ] , посвященном Второй мировой войне, На мемориале Тауэр-Хилл в лондонском Сити члены Йомы перечислены флота экипажа торгового . [ 34 ]

Корабли-преемники

[ редактировать ]

В 1948 году компания Henderson's получила новый Yoma , турбинный пароход, водоизмещение которого составляло 5809 брутто, что было значительно меньше, чем у его предшественника. [ 9 ] В 1952 году компания Elder Dempster Lines приобрела компанию Henderson и передала TSS Yoma флоту Elder Dempster. [ 8 ] В 1965 году TSS Yoma была продана тайваньским владельцам и переименована в Hai Ping . [ 8 ] В том же году Элдер, Демпстер передал теплоход 1958 года постройки , водоизмещением 6340 брт MS Daru флоту Хендерсона и переименовал его в Yoma . [ 8 ] Также в 1965 году компания Elder, Dempster приобрела компанию John Holt & Co и ее дочернюю компанию Gulf Guinea Line. [ 35 ] В 1966 году Элдер Демпстер сменил MS Yoma обратно на Дару и перевел ее на линию Гвинейского залива. [ 8 ] В 1979 году она была продана либерийским владельцам и переименована в Lone Eagle . [ 8 ]

  1. ^ Jump up to: а б с д Регистр Ллойда, пароходы и теплоходы (PDF) . Лондон: Регистр Ллойда . 1933 год . Проверено 19 августа 2013 г.
  2. ^ Jump up to: а б с Регистр Ллойда, пароходы и теплоходы (PDF) . Лондон: Регистр Ллойда . 1934 год . Проверено 19 августа 2013 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Регистр Ллойда, пароходы и теплоходы (PDF) . Лондон: Регистр Ллойда . 1944 год . Проверено 19 августа 2013 г.
  4. ^ Jump up to: а б с Талбот-Бут 1942 , с. 485.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Хельгасон, Гудмундур (1995–2013 гг.). «Йома» . Корабли, пораженные подводными лодками . Гудмундур Хельгасон . Проверено 19 августа 2013 г.
  6. ^ Jump up to: а б Клаас, Джонни; Леттенс, январь (17 июня 2012 г.). «СС Йома (+1943)» . Место крушения . Проверено 19 августа 2013 г.
  7. ^ Jump up to: а б с Гарнак 1938 , с. 505.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Свиггам, С; Кохли, М. (5 февраля 2005 г.). «П. Хендерсон и компания / Британская и бирманская компания Steam Navigation Co» . Список кораблей . С Свиггам . Проверено 19 августа 2013 г.
  9. ^ Jump up to: а б Гарнак 1964 , с. 530.
  10. ^ Гарнак 1964 , с. 496.
  11. ^ Jump up to: а б Хейга, Арнольд. «Конвой ОБ.7» . Серия ПБ Конвой . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 19 августа 2013 г.
  12. ^ Хейга, Арнольд. «Конвой Зеленый.3» . Короткая серия «Конвой» . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 19 августа 2013 г.
  13. ^ Хейга, Арнольд. «Конвой HG.10» . Серия HG Convoy . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 19 августа 2013 г.
  14. ^ Хейга, Арнольд. «Конвой ОБ.73» . Серия ПБ Конвой . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 19 августа 2013 г.
  15. ^ Хейга, Арнольд. «Конвой ОГ.15Ф» . Серия OG Convoy . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 19 августа 2013 г.
  16. ^ Хейга, Арнольд. «Конвой HG.24» . Серия HG Convoy . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 19 августа 2013 г.
  17. ^ Хейга, Арнольд. «Конвой ОБ.133» . Серия ПБ Конвой . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 19 августа 2013 г.
  18. ^ Хейга, Арнольд. «Конвой ОГ.27Ф» . Серия OG Convoy . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 19 августа 2013 г.
  19. ^ Хейга, Арнольд. «Конвой SL.39F» . Серия SL/MKS Convoy . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 19 августа 2013 г.
  20. ^ Jump up to: а б Хейга, Арнольд. «Конвой SL.39» . Серия SL/MKS Convoy . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 19 августа 2013 г.
  21. ^ Хейга, Арнольд. «Конвой ОБ.204» . Серия ПБ Конвой . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 19 августа 2013 г.
  22. ^ Хейга, Арнольд. «Конвой SL.58» . Серия SL/MKS Convoy . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 19 августа 2013 г.
  23. ^ Хейга, Арнольд. «Конвой WS.6B» . Короткая серия «Конвой» . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 19 августа 2013 г.
  24. ^ Хейга, Арнольд. «Конвой WS.6» . Короткая серия «Конвой» . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 19 августа 2013 г.
  25. ^ Хейга, Арнольд. "(результаты поиска по запросу "Йома")" . Конвойная сеть . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 19 августа 2013 г.
  26. ^ Хейга, Арнольд. «Конвой JS.1» . Короткая серия «Конвой» . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 19 августа 2013 г.
  27. ^ Хейга, Арнольд. «Конвой SJ.5» . Короткая серия «Конвой» . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 19 августа 2013 г.
  28. ^ Хейга, Арнольд. «Конвой ПА.33» . Короткая серия «Конвой» . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 19 августа 2013 г.
  29. ^ Хейга, Арнольд. «Конвой KMX.14X» . Короткая серия «Конвой» . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 19 августа 2013 г.
  30. ^ Хейга, Арнольд. «Конвой GTX.2» . Короткая серия «Конвой» . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 19 августа 2013 г.
  31. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Коуэлл, Маргарет (9 января 2006 г.). «Затопление SS Yoma у берегов Северной Африки в 1943 году» . Народная война Второй мировой войны . Би-би-си . Проверено 19 августа 2013 г.
  32. ^ Jump up to: а б Черретт, Мартин (2008–13). «SS Yoma торпедирован – потерян 451 военнослужащий» . Вторая мировая война сегодня . Архивировано из оригинала 15 июля 2014 года . Проверено 19 августа 2013 г.
  33. ^ «Мемориал Бруквуда» . Детали кладбища . Комиссия Содружества по военным захоронениям . Проверено 20 августа 2013 г.
  34. ^ «Мемориал Тауэр-Хилл» . Детали кладбища . Комиссия Содружества по военным захоронениям . Проверено 20 августа 2013 г.
  35. ^ Свиггам, С; Кохли, М. (18 ноября 2009 г.). «Джон Холт и компания / Guinea Gulf Line Ltd., Ливерпуль, 1862–1965» . Список кораблей . С Свиггам . Проверено 19 августа 2013 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Каруана, Джозеф (2007). «Вопрос 33/05: Обстрелы подводными лодками береговых целей во время Второй мировой войны». Военный корабль Интернешнл . XLIV (4): 338–340. ISSN   0043-0374 .
  • Гарнак, Эдвин П. (1938) [1903]. Все о кораблях и судоходстве (7-е изд.). Лондон: Фабер и Фабер . п. 505.
  • Гарнак, Эдвин П. (1964) [1903]. Все о кораблях и судоходстве (11-е изд.). Лондон: Фабер и Фабер . стр. 496, 530.
  • Талбот-Бут, ЕС (1942) [1936]. Корабли и море (Седьмое изд.). Лондон: Sampson Low , Marston & Co. Ltd., с. 485.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Байше, Жак-Анри (1992). Потерпевшие кораблекрушение Йомы (на французском языке). Париж: Editions La Bruyère. ISBN  2840140071 .

33 ° 02' с.ш. 22 ° 02' в.д.  /  33,03 ° с.ш. 22,04 ° в.д.  / 33,03; 22.04

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 69574ca5dbf6df0256c8e0d3c896a309__1718012280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/69/09/69574ca5dbf6df0256c8e0d3c896a309.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
SS Yoma - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)