Список произведений для сцены Рихарда Вагнера

Рихарда Вагнера Сценические произведения , представляющие собой более 50 лет творческой жизни, включают 13 законченных опер и такое же количество неудачных или заброшенных проектов. Его первой работой, начатой, когда ему было 13 лет, была прозаическая драма «Лёбальд» , но после этого все его произведения задумывались как некая форма музыкальной драмы. Было высказано предположение, что желание Вагнера добавить к «Лёбальду» музыкальное сопровождение в манере трактовки драмы Бетховеном « Гете Эгмонт» , возможно, было первоначальным стимулом, который направил его к музыкальной композиции. [ 1 ]
Музыкальное образование Вагнера началось в 1828 году, а год спустя он уже писал свои самые ранние композиции, сочиняя слова и музыку, с тех пор утраченные, для своей первой оперной попытки « Die Laune des Verliebten» . [ 2 ] В течение последующего десятилетия он начал еще несколько оперных проектов, ни один из которых не увенчался успехом, хотя два были завершены, а один был поставлен профессионально. Его первый коммерческий успех пришел в 1842 году с Риенци . [ 3 ] к этому времени он завершил Der fliegende Hollander , в котором впервые использовал прием лейтмотива , характеристику, которая стала особенностью всех его более поздних работ. [ 4 ]
После принятия должности капельмейстера при дрезденском дворе короля Саксонии в феврале 1843 г. [ 3 ] Вагнер продолжал сочинять оперы и планировать различные масштабные проекты. [ 5 ] Его политическая деятельность вынудила его бежать из города в 1849 году, положив начало длительному периоду ссылки. В Цюрихе , своем первом убежище, он написал эссе Die Kunst und die Revolution («Искусство и революция»), в котором представил концепцию Gesamtkunstwerk (тотального произведения искусства), или «драмы через музыку». [ 6 ] Эта идея получила развитие в расширенном дискурсе Oper und Drama («Опера и драма») 1850–51. Была предложена другая форма постановки стиха, которую Вагнер назвал Versmelodie : [ 6 ] в котором музыка вырастала из стихов, и это объединение преобладало над такими традиционными оперными соображениями, как арии, написанные как демонстрация талантов отдельных певцов. [ 7 ] По словам историка Вагнера Роберта Гутмана: «Оркестр с его множеством языков возьмет на себя традиционные оперные задачи хора». [ 8 ] Начиная с «Золота Рейна» (1853–1854), принципы Gesamtkunstwerk стали основой всей сценической работы Вагнера, в которой, цитируя летописца Вагнера Чарльза Осборна, «драма, представленная на сознательном уровне словами [...], будет преследуется на более глубоком, бессознательном уровне в оркестре». [ 9 ]
Либреттист
[ редактировать ]
Со своей первой попытки в оперном жанре « Die Laune des Verliebten » Вагнер стал собственным либреттистом и оставался им на протяжении всей своей творческой карьеры. [ 10 ] Его практика заключалась в одновременном создании музыки и текста; по словам биографа Роберта Гутмана: «По мере развития музыки из нее вырастали слова». [ 10 ] Во время работы над «Тангейзером» Вагнер объяснил свою технику в письме, сказав: «Прежде чем приступить к созданию стиха или даже наброску сцены, я должен сначала почувствовать опьянение музыкальным ароматом моего предмета». [ 11 ]
Каталогизация произведений Вагнера
[ редактировать ]В отличие от произведений многих композиторов, произведения Рихарда Вагнера не имели номеров опусов , и до 1980-х годов не было предпринято никаких попыток создать полный каталог. В 1983 году исследователь Вагнера Джон Детридж в статье в The Musical Times обозначил необходимость создания надежного каталога. [ 12 ] Два года спустя, совместно с Мартином Гехом и Эгоном Воссом , он выпустил Wagner-Werk-Verzeichnis , который его коллега-ученый Майкл Саффл назвал «возможно, лучшим и наиболее полезным из всех справочных произведений Вагнера». [ 12 ] Каждое из известных произведений Вагнера, законченное или неоконченное, указано в числовой последовательности от 1 до 113. В список включены все сочинения и все черновики прозы, музыка которых либо утеряна, либо не написана. [ 12 ]
Список работ для сцены
[ редактировать ]Эскизная работа или незавершенная работа
WWV | Заголовок | Жанр и действует |
Год комп. | Первый дата |
Место и театр | Примечания | Ссылки |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Леубальд | Трагедия [ Т 1 ] 5 актов |
1827–28 | 9 августа 1989 г. | Байройт , сцена студии Шютценхаус [ нужна ссылка ] |
Детская попытка написать грандиозную трагедию на шекспировские темы. Версия текста существует, но музыка не сохранилась. | [ 13 ] [ 14 ] |
6 | Настроение влюбленного (неоконченное) Русский: Прихоть влюбленного влюбленного |
Опер? | 1829–30 | Невыполненный | – | По пьесе Гете . Ни текст, ни музыка не сохранились. | [ 2 ] [ 15 ] |
31 | Свадьба (незаконченная) Английский: Свадьба |
Опер | 1832 | 13 февраля 1938 г. (фрагменты) |
Лейпциг , Новый театр | По рассказу Й.Г. Бюшинга. | [ 2 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] |
32 | Феи Английский: Феи Счет [ 20 ] |
Великая романтическая опера 3 действия |
1833–34 | 29 июня 1888 г. | Мюнхен, Придворный театр | Переработка «Женщины-Змеи» Карло Гоцци. | [ 2 ] [ 21 ] |
38 | Запрет на любовь Английский: Запрет на любовь Счет [ 22 ] |
Отличная комическая опера 2 действия |
1835–36 | 29 марта 1836 г. | Магдебург , городской театр | Сценарий основан на » Шекспира « Мере за меру и описан (Осборн) как «не очень удачная немецкая имитация итальянской оперы-буффа ». | [ 23 ] [ 24 ] |
40 | Высокая невеста Английский: Высокородная невеста |
Гранд Опера 4 действия |
1836–42 | 1848 г. (дата не указана) | Прага | Либретто, набросанное Вагнером в 1836–1837 годах, завершенное в 1842 году и в конечном итоге положенное на музыку Яном Бедрихом Киттлем под названием «Бьянка и Джузеппе» . | [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] |
48 | Мужская хитрость сильнее женской, или Счастливая медвежья семья (неоконченная) Русский: Мужчины хитрее женщин или Семья Счастливых Медведей |
комическая опера | 1839 | 13 октября 2007 г. (фрагменты) [ 28 ] |
Лондон, Студия Линбери, Королевский оперный театр | По сказке из «Тысячи и одной ночи» . Либретто было закончено, но на музыку положили только первые три номера. Они были потеряны до 1994 года. | [ 16 ] [ 17 ] [ 19 ] [ 29 ] |
49 | Риенци, последний из трибунов Русский: Риенци, последний из трибунов Счет [ 30 ] |
Великая трагическая опера 5 актов |
1839–40 | 20 октября 1842 г. | Дрезден , Королевский оперный театр | По роману Эдварда Бульвера-Литтона. | [ 25 ] [ 31 ] |
63 | Летучий голландец Английский: Летучий голландец Счет [ 32 ] |
романтическая опера 3 действия |
1841 | 2 января 1843 г. | Дрезден, Королевский оперный театр | Оркестровка несколько раз перерабатывалась Вагнером. Иногда опера исполняется в одном действии, без антрактов. | [ 33 ] [ 34 ] |
66 | Сарацинская смерть Английский: Сарацинка |
Опер 5 актов |
1841–42 | Невыполненный | – | Либретто по мотивам персонажа « Манфреда » из лорда Байрона , не положенное на музыку. драмы | [ 35 ] [ 36 ] |
68 | Шахты Фалуна Английский: Копи Фалуна |
Опер 3 действия |
1842 | Невыполненный | – | Эскиз оперы по рассказу Э.Т.А. Гофмана. | [ 17 ] [ 27 ] [ 35 ] |
70 | Тангейзер и война певцов в Вартбурге (также известный как Тангейзер ) Русский: Тангейзер и песенный конкурс в Вартбурге Партитура (Дрезденская и Парижская версии) [ 37 ] |
Великая романтическая опера 3 действия |
1843–45 | 19 октября 1845 г.; Пересмотренная версия: 18 марта 1861 г. |
Дрезден, Королевский оперный театр (1845 г.); Париж, Опера (1861) |
Вагнер не выпустил окончательного издания партитуры. Парижская премьера была сорвана политическими и другими демонстрациями. | [ 38 ] [ 39 ] |
75 | Лоэнгрин Счет [ 40 ] |
романтическая опера 3 действия |
1846–48 | 28 августа 1850 г. | Веймар, придворный театр | Основано на немецкой легенде о Лоэнгрине , представленной в средневековых стихах, в том числе Вольфрама фон Эшенбаха . в «Парсифале» | [ 41 ] [ 42 ] |
76 | Фридрих I | Опер? 5 актов |
1848–49 | Невыполненный | – | Проект о Фридрихе I Прусском , возможно, задуман как музыкальная драма. Либретто и музыка не написаны. | [ 5 ] [ 43 ] |
80 | Иисус из Назарета Русский: Иисус из Назарета |
Опер? 5 актов |
1848–49 | Невыполненный | – | Черновик прозы только для либретто, музыка не написана. Некоторые аспекты эскиза могли быть использованы при написании «Парсифаля». | [ 5 ] [ 17 ] [ 44 ] |
81 | Ахиллес Английский: Ахиллес |
Опер? | 1848–49 | Невыполненный | – | Прозаический набросок, музыка не написана | [ 5 ] [ 45 ] |
82 | Виланд, кузнец Английский: Виланд Смит |
Герой оперы [ Т 2 ] 3 действия |
1849–50 | Невыполненный | – | Прозаический набросок к героической опере, предложенный и отвергнутый Листом и Берлиозом . В конечном итоге адаптирован О. Шлеммом и поставлен Яном Левославом Беллой (премьера Словацкого национального театра, Братислава , 28 апреля 1926 г.) [ 46 ] | [ 5 ] [ 47 ] |
86А | Рейнголд Английский: Золото Рейна Счет [ 48 ] |
Сценический фестиваль вечером накануне [ Т 3 ] 1 Акт |
1853–54 | 22 сентября 1869 г. | Мюнхен, Хофопер | Первая часть «Кольца Нибелунга» . Первое выступление в рамках полного цикла «Кольцо» : 13 августа 1876 года в Байройте Фестшпильхаус. | [ 49 ] |
86Б | Валькирия Английский: Валькирия Счет [ 50 ] |
Первый день фестиваля сцены [ Т 4 ] 3 действия |
1854–56 | 26 июня 1870 г. | Мюнхен, Хофопер | Вторая часть «Кольца Нибелунга» . Впервые исполнено в рамках полного цикла «Ринг» : 14 августа 1876 года в Байройтском фестивале Festspielhaus. | [ 51 ] |
89 | Победители Английский: Победители |
Опер? | 1856 | Невыполненный | – | Прозаические наброски и музыкальные эскизы к опере на буддийскую тематику; некоторая музыка могла быть использована в более поздних работах. | [ 17 ] [ 52 ] [ нужны разъяснения ] [ 53 ] |
90 | Тристан и Изольда Английский: Тристан и Изольда Счет [ 54 ] |
Сюжет [ Т 5 ] 3 действия |
1857–59 | 10 июня 1865 г. | Мюнхен, Хофопер | Частично основан на средневековом эпосе Готфрида фон Страсбурга , который также считается идеализацией любви Вагнера к Матильде Везендонк. | [ 39 ] [ 55 ] [ 56 ] |
96 | Мейстерзингеры Нюрнберга Английский: Мейстерзингеры Нюрнберга Счет [ 57 ] |
Опер 3 действия |
1861–67 | 21 июня 1868 г. | Мюнхен, Хофопер | Единственная зрелая попытка Вагнера написать комическую оперу, основанную на проекте, первоначально написанном в 1845 году. | [ 58 ] [ 59 ] [ нужны разъяснения ] |
99 | свадьба Лютера Английский: Свадьба Лютера |
Опер? | 1868 | Невыполненный | – | Эскиз пьесы/либретто о Мартине Лютере и его решении жениться на Катерине фон Бора. | [ 35 ] [ 60 ] |
86С | Зигфрид Счет [ 61 ] |
Фестиваль сцены второй день [ Т 6 ] 3 действия |
1856–71 | 16 августа 1876 г. | Фестивальный зал Байройта | Третья часть «Кольца Нибелунгов» . Составление было прервано на 12 лет с 1857 по 1869 год. | [ 39 ] [ 62 ] |
86Д | Сумерки богов Английский: Сумерки богов Счет [ 63 ] |
Сценический фестиваль третий день [ Т 7 ] 3 действия |
1871–74 | 17 августа 1876 г. | Фестивальный зал Байройта | Четвертая часть «Кольца Нибелунга» . | [ 64 ] |
102 | Капитуляция Английский: Капитуляция |
Комедия в старинном стиле [ Т 8 ] | 1871 | Невыполненный | – | Фарс по мотивам осады Парижа 1870 года. Вагнер безуспешно просил Ганса Рихтера положить его на музыку. | [ 65 ] [ 66 ] [ нужны разъяснения ] |
111 | Парсифаль Счет [ 67 ] |
Bühnenweihfestspiel [ Т 9 ] 3 действия |
1877–82 | 26 июля 1882 г. | Фестивальный зал Байройта | По соглашению между Вагнером и Людвигом королем «Парсифаль» должен был исполняться только в Байройте , «никогда не оскверненный контактом с какой-либо светской сценой». | [ 68 ] [ 69 ] |
Перевод:
- ^ "Трагическая пьеса"
- ^ "Героическая опера"
- ^ "Сценический фестивальный спектакль, предварительный вечер"
- ^ "Сценический фестивальный спектакль,
первый день" - ^ "Драма"
- ^ "Сценический фестивальный спектакль, второй день"
- ^ "Сценический фестивальный спектакль, третий день"
- ^ "Комедия в античном стиле"
- ^ "Фестивальный спектакль освященной сцены"
См. также
[ редактировать ]Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Гутман. стр. 46–47
- ^ Перейти обратно: а б с д Миллингтон 2001 , с. 2 [ нужны разъяснения ]
- ^ Перейти обратно: а б Миллингтон 2001 , с. 4 [ нужны разъяснения ]
- ^ Осборн, с. 74
- ^ Перейти обратно: а б с д и Миллингтон 2001 , с. 6 [ нужны разъяснения ]
- ^ Перейти обратно: а б Миллингтон 2001 , стр. 7–8. [ нужны разъяснения ]
- ^ Кеннеди, стр. 774–75.
- ^ Гутман, с. 206
- ^ Осборн, с. 133
- ^ Перейти обратно: а б Гутман, стр. 48–49.
- ^ Цитируется по Гутману, с. 42
- ^ Перейти обратно: а б с Саффл, стр. 41–42.
- ^ Гутман, стр. 41–44.
- ^ Саффл, с. 221
- ^ Борхмейер 2003 , с. 1.
- ^ Перейти обратно: а б Раритеты Вагнера (2007), MusicalCriticism.com. Проверено 25 марта 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Саффл, стр. 220–221.
- ^ Осборн, стр. 11–14.
- ^ Перейти обратно: а б Притчард, Джим (2007): Обзор увиденного и услышанного оперы: раритеты Вагнера , MusicWeb International. Проверено 26 марта 2009 г.
- ^ Феи: Фортепиано и вокальная партитура К. Ферд. Хекель, Мангейм, 1888 г. Дата обращения 5 апреля 2009 г.
- ^ Осборн, с. 9
- ^ Запрет на любовь: Фортепианная и вокальная партитура под ред. Отто Зингера. Breitkopf & Hartel, Лейпциг, 1922 г. Проверено 5 апреля 2009 г.
- ^ Миллингтон 2001 , стр. 2–3. [ нужны разъяснения ]
- ^ Осборн. стр. 25, 40
- ^ Перейти обратно: а б Миллингтон 2001 , с. 3 [ нужны разъяснения ]
- ^ Борхмейер 2003 , стр. 30–37.
- ^ Перейти обратно: а б Гутман, с. 133
- ^ Рекламируемый как «британская премьера», нигде не было записей о публичных выступлениях до этой британской адаптации.
- ^ Борхмейер 2003 , стр. 45–46.
- ^ Риенци: Фортепиано и вокальная партитура под ред. Густав Когель. Адольф Фюрстнер, Берлин, 1910 г. Проверено 6 апреля 2009 г.
- ^ Осборн, с. 41
- ^ Летучий голландец: редакторы фортепиано и вокала Джон Траутбек и Теодор Бейкер. Г. Ширмер, Нью-Йорк, 1897 г. Проверено 6 апреля 2009 г.
- ^ Осборн, стр. 65, 74–82.
- ^ Гутман, с. 137
- ^ Перейти обратно: а б с Рихард Вагнер (1996) в Гарвардском биографическом музыкальном словаре. Издательство Гарвардского университета, Кембридж, Массачусетс, дата обращения 24 марта 2009 г.
- ^ Гутман, стр. 131–132.
- ^ Тангейзер: Партитура для фортепиано и вокала аранж. Карл Клиндворт. Г. Ширмер, Нью-Йорк, 1895 г. Проверено 6 апреля 2009 г.
- ^ Осборн, стр. 83, 88.
- ^ Перейти обратно: а б с Миллингтон 2001 , с. 10 [ нужны разъяснения ]
- ↑ Лоэнгрин: Фортепиано и вокальная партитура Г. Ширмер, Нью-Йорк, 1897. Проверено 6 апреля 2007 г.
- ^ Осборн, стр. 105, 106–113.
- ^ Гутман, с. 158
- ^ Миллингтон 2005 .
- ^ Гутман, стр. 177–178, 268.
- ^ Гутман, с. 193
- ^ Эльшек (2003), с. 265
- ^ Гутман, стр. 193–203.
- ^ Das Rheingold: Фортепианная и вокальная партитура аранж. Карла Клиндворта. Söhne Б. Шотта, Майнц, 1908 г. Проверено 6 апреля 2009 г.
- ^ Осборн, с. 179–180
- ^ Die Walküre: Партитура для фортепиано и вокала аранж. Карл Клиндворт. Дж. Ширмер, Нью-Йорк (без даты). Проверено 6 апреля 2009 г.
- ^ Осборн, стр. 180, 201.
- ^ Миллингтон 2001 , с. 9.
- ^ Бассетт 2004 , с. 118.
- ^ Тристан и Изольда: Полная оркестровая и вокальная партитура под ред. Феликс Моттл. CF Peters, Лейпциг, 1912 г. Проверено 6 апреля 2009 г.
- ^ Осборн, с. 131
- ^ Гутман, с. 238
- ^ Die Meistersinger von Nuremberg: Фортепиано и вокальная партитура аранж. Карла Клиндворта. Г. Ширмер, Нью-Йорк, 1904 г. Проверено 6 апреля 2009 г.
- ^ Осборн, стр. 153–156, 161.
- ^ Миллингтон 2001 , с. 5.
- ^ Гутман, с. 402
- ^ Зигфрид: Партитура для фортепиано и вокала аранж. Карл Клиндворт. Г. Ширмер, Нью-Йорк, 1900 г. Проверено 6 апреля 2009 г.
- ^ Осборн, стр. 180, 219.
- ↑ Götterdämmerung: Фортепианная и вокальная партитура аранж. Карла Клиндворта, Г. Ширмера, Нью-Йорк, 1900. Проверено 6 апреля 2009 г.
- ^ Осборн, стр. 180, 243.
- ^ Гутман, с. 439
- ^ Миллингтон 2001 , с. 12.
- ↑ Парсифаль: Партитура для фортепиано и вокала аранж. Карл Клиндворт, Г. Ширмер, Нью-Йорк, 1904 г. Проверено 6 апреля 2009 г.
- ^ Осборн, с. 263–65
- ↑ «Парсифаль» не ставился нигде, кроме Байройта, до 1903 года в Нью-Йоркской Метрополитен-опера . Концертные выступления давались в Лондоне (1884 г.) и Нью-Йорке (1886 г.). Гутман, с. 573
Список источников
[ редактировать ]Общий
[ редактировать ]- Бассетт, Питер (2004). Кольцо Нибелунга . Аделаида: Уэйкфилд Пресс . ISBN 1-86254-624-Х .
- Борхмейер, Дитер (2003). Дафна Эллис (ред.). Драма и мир Рихарда Вагнера . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-11497-8 .
- Эльшек, Оскар (редактор) (2003): История словацкой музыки , Веда, Братислава. ISBN 80-224-0724-0
- Гутман, Роберт В. (1971): Рихард Вагнер: Человек, его разум и его музыка , Penguin Books, Лондон ISBN 0-14-021168-3
- Кеннеди, Майкл и Джойс Борн (2007): Краткий Оксфордский музыкальный словарь , Oxford University Press, Оксфорд, ISBN 0-19-920383-0
- Миллингтон, Барри; Детридж, Джон ; Дальхаус, Карл ; Бейли (2001). «Вагнер, (Вильгельм) Рихард». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.6002278269 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка)
- Миллингтон, Барри (весна 2005 г.). «После революции: Кольцо в свете дрезденских и цюрихских проектов Вагнера» . Ежеквартальный журнал Университета Торонто . 74 (2): 677–692. дои : 10.3138/utq.74.2.677 . ISSN 0042-0247 . Проверено 22 декабря 2023 г. - через Project Muse . (требуется подписка)
- Осборн, Чарльз (1992): Полное собрание опер Вагнера , Виктор Голланц, Лондон, ISBN 0-575-05380-1
- Причард, Джим (2007): «Обзор увиденного и услышанного оперы: раритеты Вагнера» , MusicWeb International. Проверено 26 марта 2009 г.
- «Рихард Вагнер» (1996) в Гарвардском биографическом музыкальном словаре . Издательство Гарвардского университета, Кембридж, Массачусетс, дата обращения 24 марта 2009 г.
- Саффл, Майкл (2002): Рихард Вагнер: Путеводитель по исследованиям , Тейлор и Фрэнсис, Лондон. ISBN 0-8240-5695-7 Проверено 25 марта 2009 г.
- «Раритеты Вагнера» (2007), MusicalCriticism.com. Проверено 25 марта 2009 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Детридж Дж. , Гек М. и Восс Э. (1986). Справочник произведений Вагнера (WWV): Справочник музыкальных произведений Рихарда Вагнера и их источников («Каталог произведений Вагнера: Каталог музыкальных произведений Рихарда Вагнера и их источники»). Schott Music International, Майнц, Лондон и Нью-Йорк. ISBN 978-3-7957-2201-2
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Список WWV (на немецком языке)