Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях
![]() Логотип Секретариата Стокгольмской конвенции | |
Тип | ООН договор |
---|---|
Подписано | 22 мая 2001 г. |
Расположение | Стокгольм , Швеция |
Эффективный | 17 мая 2004 г. |
Состояние | Девяносто дней после ратификации не менее чем 50 подписавшими государствами. |
Подписавшиеся | 152 [1] |
Вечеринки | 186 [1] |
Депозитарий | Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций |
Языки | на арабском, на китайском, на английском, на французском, на русском, на испанском |
хлопает |
Часть серии о |
Загрязнение |
---|
![]() |

Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях — это международный экологический договор , подписанный 22 мая 2001 года в Стокгольме и вступивший в силу 17 мая 2004 года, целью которого является ликвидация или ограничение производства и использования стойких органических загрязнителей (СОЗ). [2]
История
[ редактировать ]В 1995 году Совет управляющих Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) призвал принять глобальные меры в отношении СОЗ, которые он определил как «химические вещества, которые сохраняются в окружающей среде, биоаккумулируются в пищевой сети и представляют опасность». причинения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду».
Вслед за этим Межправительственный форум по химической безопасности (IFCS) и Международная программа по химической безопасности (IPCS) подготовили оценку 12 худших нарушителей, известных как « грязная дюжина» .
В период с июня 1998 г. по декабрь 2000 г. ИНК собирался пять раз для разработки конвенции, а делегаты приняли Стокгольмскую конвенцию по СОЗ на Конференции полномочных представителей, состоявшейся 22-23 мая 2001 г. в Стокгольме , Швеция.Переговоры по конвенции завершились 23 мая 2001 года в Стокгольме. Конвенция вступила в силу 17 мая 2004 года, ее ратифицировали 128 сторон и 151 подписавший. Стороны, подписавшие соглашение, соглашаются объявить вне закона девять из «грязной дюжины» химикатов, ограничить использование ДДТ для борьбы с малярией и сократить непреднамеренное производство диоксинов и фуранов .
Стороны конвенции договорились о процедуре, посредством которой стойкие токсичные соединения могут быть рассмотрены и добавлены в конвенцию, если они соответствуют определенным критериям стойкости и трансграничной угрозы. Первый набор новых химических веществ, которые будут добавлены в конвенцию, был согласован на конференции в Женеве 8 мая 2009 года.
По состоянию на сентябрь 2022 года участниками конвенции являются 186 стран (185 государств и Евросоюз ) . [1] Среди известных государств, не ратифицировавших Соглашение, — США, Израиль и Малайзия.
Стокгольмская конвенция была принята в соответствии с законодательством ЕС Регламентом (ЕС) № 850/2004. [3] В 2019 году последний был заменен Регламентом (ЕС) 2019/1021. [4]
Краткое изложение положений
[ редактировать ]Ключевые элементы Конвенции включают требование о том, чтобы развитые страны предоставляли новые и дополнительные финансовые ресурсы и меры по прекращению производства и использования преднамеренно производимых СОЗ, ликвидации непреднамеренно производимых СОЗ, где это возможно, а также управлению и удалению отходов СОЗ экологически безопасным способом. Меры предосторожности соблюдаются во всей Стокгольмской конвенции с конкретными ссылками в преамбуле, цели и положении об выявлении новых СОЗ.
Комитет по рассмотрению стойких органических загрязнителей
[ редактировать ]При принятии конвенции была предусмотрена процедура выявления дополнительных СОЗ и критерии, которые необходимо учитывать при этом. На первом заседании Конференции Сторон (COP1), проходившем в Пунта-дель-Эсте, Уругвай, 2–6 мая 2005 г., POPRC был создан для рассмотрения дополнительных кандидатов, выдвинутых для включения в список в соответствии с конвенцией.
Комитет состоит из 31 эксперта, назначенного сторонами из пяти региональных групп Организации Объединенных Наций, и рассматривает номинированные химические вещества в три этапа. Комитет сначала определяет, соответствует ли вещество критериям проверки СОЗ, подробно изложенным в Приложении D к конвенции, в отношении его стойкости, биоаккумуляции, возможности переноса в окружающей среде на большие расстояния (LRET) и токсичности. Если считается, что вещество соответствует этим требованиям, Комитет затем составляет профиль риска в соответствии с Приложением Е, чтобы оценить, может ли вещество в результате его LRET привести к значительным неблагоприятным последствиям для здоровья человека и/или окружающей среды и, следовательно, к значительным неблагоприятным последствиям для здоровья человека и/или окружающей среды. требует глобальных действий. Наконец, если КРСОЗ приходит к выводу, что глобальные действия оправданы, он разрабатывает оценку управления рисками в соответствии с Приложением F, отражающую социально-экономические соображения, связанные с возможными мерами контроля. На основании этого КРСОЗ решает рекомендовать КС включить данное вещество в одно или несколько приложений к конвенции. POPRC ежегодно собирался в Женеве, Швейцария, с момента своего создания.
Седьмое заседание Комитета по рассмотрению стойких органических загрязнителей (КРОЗ-7) Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях (СОЗ) состоялось с 10 по 14 октября 2011 года в Женеве. КРСОЗ-8 проходила с 15 по 19 октября 2012 года в Женеве, КРСОЗ-9-КРСОЗ-15 проходила в Риме, а КРСОЗ-16 необходимо было провести онлайн.
Перечисленные вещества
[ редактировать ]Первоначально существовало двенадцать различных химических веществ («грязная дюжина»), разделенных на три категории. Два химических вещества, гексахлорбензол и полихлорированные дифенилы, были включены в обе категории А и С. [5] В настоящее время в обе категории включены пять химических веществ.
Приложение | Химическая | Номер CAS | Год принятия решения о листинге | Конкретные исключения или приемлемые цели | |
---|---|---|---|---|---|
Производство | Использовать | ||||
А: Устранение | Олдрин | 309-00-2 | 2001 [6] | никто | никто |
А: Устранение | α-гексахлорциклогексан | 319-84-6 | 2009 [7] | никто | никто |
А: Устранение | β-гексахлорциклогексан | 319-85-7 | 2009 [7] | никто | никто |
А: Устранение | Хлордан | 57-74-9 | 2001 [6] | никто | никто |
А: Устранение | хлордекон | 143-50-0 | 2009 [7] | никто | никто |
А: Устранение | Декабромдифениловый эфир | 1163-19-5 | 2017 [8] | В пределах, разрешенных для сторон, перечисленных в реестре особых исключений | Транспортные средства, самолеты, текстиль, добавки в пластиковые корпуса и т. д., пенополиуретан для изоляции зданий. |
А: Устранение | Дехлоран плюс | 13560-89-9, 135821-03-3, 135821-74-8 | 2023 [9] | никто | |
Б: Ограничение | ДДТ | 50-29-3 | 2001 [6] | Продукция для указанного использования | Борьба с переносчиками болезней |
А: Устранение | Дикофол | 115-32-2 | 2019 [10] | никто | никто |
А: Устранение | Дильдрин | 60-57-1 | 2001 [6] | никто | никто |
А: Устранение | Эндосульфан | 115-29-7, 959-98-8, 33213-65-9 | 2011 [11] | В пределах, разрешенных для сторон, перечисленных в реестре особых исключений | Растительно-вредители комплексы |
А: Устранение | Отличная работа | 72-20-8 | 2001 [6] | никто | никто |
А: Устранение | Гептахлор | 76-44-8 | 2001 [6] | никто | никто |
А: Устранение | Гексабромдифенил | 36355-01-8 | 2009 [7] | никто | никто |
А: Устранение | Гексабромциклододекан | 25637-99-4, 3194-55-6, 134237-50-6, 134237-51-7, 134237-52-8 | 2013 [12] | В пределах, разрешенных для сторон, перечисленных в реестре особых исключений | Пенополистирол и экструдированный полистирол в зданиях |
А: Устранение | Гексабромдифениловый эфир и гептабромдифениловый эфир | различный | 2009 [7] | никто | Переработка при определенных условиях |
А: Устранение C: Непреднамеренное производство | Гексахлорбензол | 118-74-1 | 2001 [6] | никто | никто |
А: Устранение C: Непреднамеренное производство | Гексахлорбутадиен | 87-68-3 | 2015 [13] | никто | никто |
А: Устранение | Линдан | 58-89-9 | 2009 [7] | никто | Фармацевтический препарат для здоровья человека для борьбы с головными вшами и чесоткой в качестве лечения второй линии. |
А: Устранение | Метоксихлор | 2023 [9] | никто | никто | |
А: Устранение | Мирекс | 2385-85-5 | 2001 [6] | никто | никто |
А: Устранение C: Непреднамеренное производство | Пентахлорбензол | 608-93-5 | 2009 [7] | никто | никто |
А: Устранение | Пентахлорфенол , его соли и эфиры | различный | 2015 [13] | Продукция для указанного использования | Столбы и траверсы |
А: Устранение | Перфторгексансульфоновая кислота (ПФГСК), ее соли и родственные ПФГСК соединения | различный | 2022 [14] | никто | никто |
А: Устранение | Перфтороктановая кислота (ПФОК), ее соли и родственные ПФОК соединения. | различный | 2019 [10] | Продукция для указанных целей, за исключением огнетушащих пен | различный |
Б: Ограничение | Перфтороктановая сульфоновая кислота (ПФОС), ее соли и перфтороктановый сульфонилфторид | различный | 2009 [7] | Продукция для указанного использования | Твердое металлическое покрытие, приманки для борьбы с муравьями-листореями, противопожарные пены. |
А: Устранение C: Непреднамеренное производство | Полихлорированные дифенилы (ПХБ) | различный | 2001 [6] | никто | никто |
C: Непреднамеренное производство | Полихлорированные дибензодиоксины и дибензофураны (ПХДД/ПХДФ) | различный | 2001 [6] | – | – |
А: Устранение C: Непреднамеренное производство | Полихлорированные нафталины | различный | 2015 [13] | Продукция для указанного использования | Производство полифторированных нафталинов, в том числе октафторнафталина |
А: Устранение | Тетрабромдифениловый эфир и пентабромдифениловый эфир | различный | 2009 [7] | никто | Переработка при определенных условиях |
А: Устранение | Короткоцепочечные хлорпарафины (C 10–13 ; содержание хлора > 48 %) | 85535-84-8, 68920-70-7, 71011-12-6, 85536-22-7, 85681-73-8, 108171-26-2 | 2017 [8] | Продукция для указанного использования | Добавки в приводные ремни, резиновые конвейерные ленты, кожа, присадки к смазочным материалам, трубки для наружной отделки лампочек, краски, клеи, металлообработка, пластификаторы. |
А: Устранение | Токсафен | 8001-35-2 | 2001 [6] | никто | никто |
А: Устранение | УФ-328 | 25973-55-1 | 2023 [9] | В пределах, разрешенных для сторон, перечисленных в реестре особых исключений |
Химические вещества, недавно предложенные для включения в приложения A, B, C
[ редактировать ]На 7-й сессии КРОЗ были рассмотрены три предложения о включении в приложения A, B и/или C конвенции: хлорированные нафталины (ХН), гексахлорбутадиен (ГХБД) и пентахлорфенол (ПХФ), его соли и сложные эфиры. Это предложение является первым этапом работы КРСОЗ по оценке вещества и требует от КРСОЗ оценить, удовлетворяет ли предлагаемое химическое вещество критериям Приложения D к конвенции. Критериями для направления предлагаемого химического вещества на стадию подготовки профиля риска являются стойкость, биоаккумуляция, возможность переноса в окружающей среде на большие расстояния (LRET) и неблагоприятные последствия.
КРСОЗ-8 предложил включить гексабромциклододекан в приложение А с конкретными исключениями для производства и использования в пенополистироле и экструдированном полистироле в зданиях. Это предложение было согласовано на шестой Конференции сторон 28 апреля-10 мая 2013 года. [15] [16]
На девятой сессии КРСОЗ предложила включить ди-, три-, тетра-, пента-, гекса-, гепта- и октахлорированные нафталины и гексахлорбутадиен в приложения А и С. Она также начала дальнейшую работу по пентахлорфенолу, его солям и сложным эфирам. и декабромдифениловый эфир, перфтороктансульфоновая кислота, ее соли и перфтороктановый сульфонилхлорид. [17]
На своей 15-й сессии КРСОЗ предложила включить ПФГСК в приложение А без конкретных исключений. [18]
В настоящее время хлорпирифос , длинноцепочечные перфторкарбоновые кислоты со средней длиной цепи . и хлорированные парафины рассматриваются [19]
Споры
[ редактировать ]Хотя некоторые критики утверждают, что договор несет ответственность за продолжающееся число смертей от малярии, на самом деле договор прямо разрешает использование ДДТ в здравоохранении для борьбы с комарами малярии ( переносчиками ). [20] [21] [22] Существуют также способы предотвратить потребление большого количества ДДТ, используя другие средства борьбы с малярией, такие как оконные сетки. Если будут приняты конкретные меры, такие как использование ДДТ в помещении, то ограниченное количество ДДТ может использоваться регулируемым образом. [23] С точки зрения развивающихся стран, отсутствие данных и информации об источниках, выбросах и уровнях СОЗ в окружающей среде затрудняет переговоры по конкретным соединениям и указывает на острую потребность в исследованиях. [24] [25]
Еще одним противоречием могут быть некоторые СОЗ (которые постоянно активны, особенно в арктической биоте), которые были упомянуты в Стокгольмской конвенции, но не вошли в «Грязную дюжину», такие как перфтороктановый сульфонат (ПФОС). [26] ПФОС имеет множество общих применений, например, в качестве пятновыводителей, но обладает многими свойствами, которые могут сделать его опасным из-за того, что ПФОС может быть очень устойчивым к разрушению окружающей среды. ПФОС может быть токсичным с точки зрения увеличения смертности потомства, снижения массы тела и нарушения работы неврологических систем. Что делает это соединение спорным, так это экономическое и политическое влияние, которое оно может оказать на различные страны и предприятия. [27]
Соответствующие конвенции и другие текущие переговоры относительно загрязнения
[ редактировать ]- Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении некоторых опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле
- Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (CLRTAP)
- Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением
- Минаматская конвенция о ртути
Текущие переговоры
[ редактировать ]- Межправительственный форум по химической безопасности (IFCS)
- Стратегический подход к международному управлению химическими веществами (SAICM)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Сборник договоров Организации Объединенных Наций: ГЛАВА XXVII – ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА – 15. Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях.
- ^ Лаллас, Питер Л. (2001). «Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях» . Американский журнал международного права . 95 (3): 692–708. дои : 10.2307/2668517 . ISSN 0002-9300 . JSTOR 2668517 . S2CID 144521094 .
- ^ «РЕГЛАМЕНТ (EC) № 850/2004 ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА И СОВЕТА от 29 апреля 2004 г. о стойких органических загрязнителях и внесении изменений в Директиву 79/117/EEC» . Европа (веб-портал) . Проверено 12 апреля 2018 г.
- ^ «РЕГЛАМЕНТ (ЕС) 2019/1021 ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА И СОВЕТА от 20 июня 2019 г. о стойких органических загрязнителях (переработанный)» . Европа (веб-портал). 25 июня 2019 г. Проверено 27 сентября 2019 г.
- ^ Секретариат Стокгольмской конвенции. «Меры по сокращению или ликвидации СОЗ» (PDF) . Женева . Проверено 12 июня 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к 12 первоначальных СОЗ согласно Стокгольмской конвенции
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Правительства объединяются, чтобы ускорить сокращение глобальной зависимости от ДДТ и добавить девять новых химических веществ в соответствии с международным договором , Пресс-коммюнике, 8 мая 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Ссылка: CN766.2017.TREATIES-XXVII.15 (уведомление депозитария).
- ^ Jump up to: а б с «Сводный отчет 1–12 мая 2023 г.» . Бюллетень МИУР по переговорам о Земле . Проверено 31 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Заседания конференций сторон Базельской, Роттердамской и Стокгольмской конвенций 2019 г. , 13 мая 2019 г.
- ↑ Организация Объединенных Наций нацелена на поэтапный отказ от широко используемого пестицида эндосульфана , Пресс-коммюнике, 3 мая 2011 г.
- ^ «ГБЦД» . pops.int . Проверено 26 июня 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Секретариат Базельской, Роттердамской и Стокгольмской конвенций: Страны продвигаются вперед по важным вопросам устойчивого управления химическими веществами и отходами , пресс-релиз, 16 мая 2015 г.
- ^ «Отчет об основных заседаниях за 9 июня 2022 года» .
- ^ Конвенция, Стокгольм. «Рекомендация по ГБЦД» . pops.int . Проверено 12 апреля 2018 г.
- ^ Решение SC-6/13 – CN934.2013.TREATIES-XXVII.15 (Уведомление депозитария) , 2013 г.
- ^ Конвенция, Стокгольм. «Стокгольмская конвенция > Конвенция > Комитет по рассмотрению СОЗ > Заседания > КРСОЗ 9 > Документы» . pops.int . Проверено 12 апреля 2018 г.
- ^ «Эксперты ООН рекомендуют исключить дополнительные опасные химические вещества для защиты здоровья человека и окружающей среды» . BRSMeas . Проверено 8 октября 2019 г.
- ^ «Химические вещества, предложенные для включения в список согласно Конвенции» . pops.int . Проверено 29 ноября 2023 г.
- ^ Кертис, К.Ф. (2002), «Следует ли возобновить использование ДДТ для борьбы с переносчиками малярии?», Biomedica , 22 (4): 455–61, doi : 10.7705/biomedica.v22i4.1171 , PMID 12596442 .
- ^ 10 вещей, которые вам нужно знать об использовании ДДТ в соответствии со Стокгольмской конвенцией (PDF) , Всемирная организация здравоохранения , 2005 г., заархивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г.
- ^ Бауман, Х. (2003), «СОЗ в южной Африке», Справочник по химии окружающей среды. Том. 3O: Стойкие органические загрязнители , стр. 297–320, заархивировано из оригинала 10 октября 2007 г.
- ^ Всемирная организация здравоохранения. Глобальная программа по борьбе с малярией (2011 г.). «Использование ДДТ в борьбе с переносчиками малярии: заявление о позиции ВОЗ» . Женева: Всемирная организация здравоохранения . Проверено 11 ноября 2016 г.
- ^ Бауман, Х. (2004 г.), «Южная Африка и Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях», S. Afr. Дж. Наук. , 100 (7/8): 323–28
- ^ Порта М.; Зумета Э (2002). «Реализация Стокгольмского договора по СОЗ [Редакционная статья]» . Профессиональная и экологическая медицина . 59 (10): 651–652. дои : 10.1136/oem.59.10.651 . ПМК 1740221 . ПМИД 12356922 .
- ^ Годдун, Анна; Даффи, Лоуренс К. (август 2003 г.). «Риски для здоровья нескольких поколений, связанные со стойким органическим загрязнением на Крайнем Севере: использование осторожного подхода в Стокгольмской конвенции». Экологическая наука и политика . 6 (4): 341–353. Бибкод : 2003ESPol...6..341G . дои : 10.1016/S1462-9011(03)00061-3 .
- ^ Ван, Тхань; Ван, Явэй; Ляо, Чуньян; Цай, Яки; Цзян, Гуйбинь (15 июля 2009 г.). «Перспективы включения перфтороктанового сульфоната в Стокгольмскую конвенцию о стойких органических загрязнителях 1» . Экологические науки и технологии . 43 (14): 5171–5175. Бибкод : 2009EnST...43.5171W . дои : 10.1021/es900464a . ПМИД 19708337 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Часек, Пэм, Дэвид Л. Дауни и Дж. В. Браун (2013). Глобальная экологическая политика , 6-е издание, Боулдер: Westview Press.
- Дауни Д., Крюгер Дж. и Селин Х. (2005). «Глобальная политика в отношении токсичных химикатов», Р. Аксельрод, Д. Дауни и Н. Виг (ред.). Глобальная окружающая среда: институты, право и политика , 2-е издание, Вашингтон: CQ Press.
- Дауни, Дэвид и Джессика Темплтон (2013). «Стойкие органические загрязнители». Справочник Routledge по глобальной экологической политике . Нью-Йорк: Рутледж.
- Селин, Хенрик; Экли, Ноэль (2003). «Наука, политика и стойкие органические загрязнители: роль научных оценок в международном экологическом сотрудничестве». Международные экологические соглашения: политика, право и экономика . 3 (1): 17–42. дои : 10.1023/А:1021355802732 . S2CID 3033517 .
- Колер П.; Эштон М. (2010). «Плата за СОЗ: переговоры по осуществлению Стокгольмской конвенции в развивающихся странах». Международные переговоры . 15 (3): 459–484. дои : 10.1163/157180610x529636 .
- Дверь, Майкл; Пучдоменек, Элиза; Баллестер, Ферран; Сельва, Хавьер; Рибас-Фито, Нурия; Вольф, Сабрина; Лопес, Томас (май 2008 г.). «Мониторинг концентрации стойких органических загрязнителей среди населения: международный опыт». Интернационал окружающей среды . 34 (4): 546–561. Бибкод : 2008EnInt..34..546P . дои : 10.1016/j.envint.2007.10.004 . ПМИД 18054079 .
- Порта М., Гасалл М., Лопес Т., Пумарега Дж. Распределение концентраций стойких органических загрязнителей в крови в репрезентативных выборках населения в целом. Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде – Региональный центр деятельности по более чистому производству (CP/RAC), Ежегодная техническая публикация, 2010 г., том. 9, стр. 24–31 ( PDF ).
- Селин, Х. (2010). Глобальное управление опасными химическими веществами: проблемы многоуровневого управления, Кембридж: MIT Press.
- Ван, Жаньюнь; Аду-Куми, Сэм; Даймонд, Мириам Л.; Гуарданс, Рамон; Харнер, Том; Харте, Агустин; Кадзивара, Нацуко; Кланова, Яна; Лю, Цзяньго; Морейра, Эстефания Гастальделло; Мьюир, Дерек К.Г.; Сузуки, Нориюки; Пинас, Викторина; Сеппяля, Тимо; Вебер, Роланд; Юань, Бо (1 марта 2022 г.). «Усиление научной поддержки реализации Стокгольмской конвенции: анализ политических потребностей в научных данных» . Экологические науки и технологии . 56 (5): 2936–2949. Бибкод : 2022EnST...56.2936W . doi : 10.1021/acs.est.1c06120 . hdl : 20.500.11850/537552 . ПМИД 35167273 . S2CID 246866809 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Экологические договоры
- Управление биоразлагаемыми отходами
- Химическая безопасность
- Устаревшие пестициды
- Договоры, заключенные в 2001 году
- Договоры вступили в силу в 2004 году.
- История Стокгольма
- Договоры об отходах
- Регулирование химических веществ
- 2004 год в среде
- Договоры Афганистана
- Договоры Албании
- Договоры Алжира
- Договоры Анголы
- Договоры Антигуа и Барбуды
- Договоры Аргентины
- Договоры Армении
- Договоры Австралии
- Договоры Австрии
- Договоры Азербайджана
- Договоры Багамских Островов
- Договоры Бахрейна
- Договоры Бангладеш
- Договоры Барбадоса
- Договоры Беларуси
- Договоры Бельгии
- Договоры Белиза
- Договоры Бенина
- Договоры Боливии
- Договоры Боснии и Герцеговины
- Договоры Ботсваны
- Договоры Бразилии
- Договоры Болгарии
- Договоры Буркина-Фасо
- Договоры Бурунди
- Договоры Камбоджи
- Договоры Камеруна
- Договоры Канады
- Договоры Кабо-Верде
- Договоры Центральноафриканской Республики
- Договоры Чада
- Договоры Чили
- Договоры Китайской Народной Республики
- Договоры Колумбии
- Договоры Коморских Островов
- Договоры Республики Конго
- Договоры Островов Кука
- Договоры Коста-Рики
- Договоры Кот-д'Ивуара
- Договоры Хорватии
- Договоры Кубы
- Договоры Кипра
- Договоры Чешской Республики
- Договоры Северной Кореи
- Договоры Демократической Республики Конго
- Договоры Дании
- Договоры Джибути
- Договоры Доминики
- Договоры Доминиканской Республики
- Договоры Эквадора
- Договоры Египта
- Договоры Сальвадора
- Договоры Эритреи
- Договоры Эстонии
- Договоры Эфиопии
- Договоры Фиджи
- Договоры Финляндии
- Договоры Франции
- Договоры Габона
- Договоры Гамбии
- Договоры Грузии (страны)
- Договоры Германии
- Договоры Ганы
- Договоры Греции
- Договоры Гватемалы
- Договоры Гвинеи
- Договоры Гвинеи-Бисау
- Договоры Гайаны
- Договоры Гондураса
- Договоры Венгрии
- Договоры Исландии
- Договоры Индии
- Договоры Индонезии
- Договоры Ирана
- Договоры Ирака
- Договоры Ирландии
- Договоры Италии
- Договоры Ямайки
- Договоры Японии
- Договоры Иордании
- Договоры Казахстана
- Договоры Кении
- Договоры Кирибати
- Договоры Кувейта
- Договоры Кыргызстана
- Договоры Лаоса
- Договоры Латвии
- Договоры Ливана
- Договоры Лесото
- Договоры Либерии
- Договоры Ливийской Арабской Джамахирии
- Договоры Лихтенштейна
- Договоры Литвы
- Договоры Люксембурга
- Договоры Мадагаскара
- Договоры Малави
- Договоры Мальдив
- Договоры Мали
- Мальтийские договоры
- Договоры Маршалловых Островов
- Договоры Мавритании
- Договоры Маврикия
- Договоры Мексики
- Договоры Федеративных Штатов Микронезии
- Договоры Монако
- Договоры Монголии
- Договоры Черногории
- Договоры Марокко
- Договоры Мозамбика
- Договоры Мьянмы
- Договоры Намибии
- Договоры Науру
- Договоры Непала
- Договоры Нидерландов
- Договоры Новой Зеландии
- Договоры Никарагуа
- Договоры Нигера
- Договоры Нигерии
- Договоры Ниуэ
- Договоры Норвегии
- Договоры Омана
- Договоры Пакистана
- Договоры Палау
- Договоры Государства Палестина
- Договоры Панамы
- Договоры Папуа-Новой Гвинеи
- Договоры Парагвая
- Договоры Перу
- Договоры Филиппин
- Договоры Польши
- Договоры Португалии
- Договоры Катара
- Договоры Южной Кореи
- Договоры Молдовы
- Договоры Румынии
- Договоры России
- Договоры Руанды
- Договоры Самоа
- Договоры Сан-Томе и Принсипи
- Договоры Сенегала
- Договоры Сербии
- Договоры Сейшельских островов
- Договоры Сьерра-Леоне
- Сингапурские договоры
- Договоры Словакии
- Договоры Словении
- Договоры Соломоновых Островов
- Договоры переходного федерального правительства Сомали
- Договоры Южной Африки
- Договоры Испании
- Договоры Шри-Ланки
- Договоры Сент-Китс и Невис
- Договоры Сент-Люсии
- Договоры Сент-Винсента и Гренадин
- Договоры Республики Судан (1985–2011 гг.)
- Договоры Суринама
- Договоры Эсватини
- Договоры Швеции
- Договоры Швейцарии
- Договоры Сирии
- Договоры Таджикистана
- Договоры Таиланда
- Договоры Северной Македонии
- Договоры Восточного Тимора
- Договоры Того
- Договоры Тонги
- Договоры Тринидада и Тобаго
- Договоры Туниса
- Договоры Турции
- Договоры Тувалу
- Договоры Уганды
- Договоры Украины
- Договоры Объединенных Арабских Эмиратов
- Договоры Соединенного Королевства
- Договоры Танзании
- Договоры Уругвая
- Договоры Вануату
- Договоры Венесуэлы
- Договоры Вьетнама
- Договоры Йемена
- Договоры Замбии
- Договоры Зимбабве
- Договоры, заключенные Европейским Союзом
- договоры ООН
- 2001 в Швеции
- Договоры распространены на Фарерские острова
- Договоры распространены на Гонконг
- Договоры распространены на Макао