Jump to content

Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях

(Перенаправлено со Стокгольмской конвенции )

Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях
Логотип Секретариата Стокгольмской конвенции
Тип ООН договор
Подписано 22 мая 2001 г.
Расположение Стокгольм , Швеция
Эффективный 17 мая 2004 г.
Состояние Девяносто дней после ратификации не менее чем 50 подписавшими государствами.
Подписавшиеся 152 [1]
Вечеринки 186 [1]
Депозитарий Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций
Языки на арабском, на китайском, на английском, на французском, на русском, на испанском
хлопает .int
  Государства-участники Стокгольмской конвенции по состоянию на 2022 г.

Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях — это международный экологический договор , подписанный 22 мая 2001 года в Стокгольме и вступивший в силу 17 мая 2004 года, целью которого является ликвидация или ограничение производства и использования стойких органических загрязнителей (СОЗ). [2]

В 1995 году Совет управляющих Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) призвал принять глобальные меры в отношении СОЗ, которые он определил как «химические вещества, которые сохраняются в окружающей среде, биоаккумулируются в пищевой сети и представляют опасность». причинения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду».

Вслед за этим Межправительственный форум по химической безопасности (IFCS) и Международная программа по химической безопасности (IPCS) подготовили оценку 12 худших нарушителей, известных как « грязная дюжина» .

В период с июня 1998 г. по декабрь 2000 г. ИНК собирался пять раз для разработки конвенции, а делегаты приняли Стокгольмскую конвенцию по СОЗ на Конференции полномочных представителей, состоявшейся 22-23 мая 2001 г. в Стокгольме , Швеция.Переговоры по конвенции завершились 23 мая 2001 года в Стокгольме. Конвенция вступила в силу 17 мая 2004 года, ее ратифицировали 128 сторон и 151 подписавший. Стороны, подписавшие соглашение, соглашаются объявить вне закона девять из «грязной дюжины» химикатов, ограничить использование ДДТ для борьбы с малярией и сократить непреднамеренное производство диоксинов и фуранов .

Стороны конвенции договорились о процедуре, посредством которой стойкие токсичные соединения могут быть рассмотрены и добавлены в конвенцию, если они соответствуют определенным критериям стойкости и трансграничной угрозы. Первый набор новых химических веществ, которые будут добавлены в конвенцию, был согласован на конференции в Женеве 8 мая 2009 года.

По состоянию на сентябрь 2022 года участниками конвенции являются 186 стран (185 государств и Евросоюз ) . [1] Среди известных государств, не ратифицировавших Соглашение, — США, Израиль и Малайзия.

Стокгольмская конвенция была принята в соответствии с законодательством ЕС Регламентом (ЕС) № 850/2004. [3] В 2019 году последний был заменен Регламентом (ЕС) 2019/1021. [4]

Краткое изложение положений

[ редактировать ]

Ключевые элементы Конвенции включают требование о том, чтобы развитые страны предоставляли новые и дополнительные финансовые ресурсы и меры по прекращению производства и использования преднамеренно производимых СОЗ, ликвидации непреднамеренно производимых СОЗ, где это возможно, а также управлению и удалению отходов СОЗ экологически безопасным способом. Меры предосторожности соблюдаются во всей Стокгольмской конвенции с конкретными ссылками в преамбуле, цели и положении об выявлении новых СОЗ.

Комитет по рассмотрению стойких органических загрязнителей

[ редактировать ]

При принятии конвенции была предусмотрена процедура выявления дополнительных СОЗ и критерии, которые необходимо учитывать при этом. На первом заседании Конференции Сторон (COP1), проходившем в Пунта-дель-Эсте, Уругвай, 2–6 мая 2005 г., POPRC был создан для рассмотрения дополнительных кандидатов, выдвинутых для включения в список в соответствии с конвенцией.

Комитет состоит из 31 эксперта, назначенного сторонами из пяти региональных групп Организации Объединенных Наций, и рассматривает номинированные химические вещества в три этапа. Комитет сначала определяет, соответствует ли вещество критериям проверки СОЗ, подробно изложенным в Приложении D к конвенции, в отношении его стойкости, биоаккумуляции, возможности переноса в окружающей среде на большие расстояния (LRET) и токсичности. Если считается, что вещество соответствует этим требованиям, Комитет затем составляет профиль риска в соответствии с Приложением Е, чтобы оценить, может ли вещество в результате его LRET привести к значительным неблагоприятным последствиям для здоровья человека и/или окружающей среды и, следовательно, к значительным неблагоприятным последствиям для здоровья человека и/или окружающей среды. требует глобальных действий. Наконец, если КРСОЗ приходит к выводу, что глобальные действия оправданы, он разрабатывает оценку управления рисками в соответствии с Приложением F, отражающую социально-экономические соображения, связанные с возможными мерами контроля. На основании этого КРСОЗ решает рекомендовать КС включить данное вещество в одно или несколько приложений к конвенции. POPRC ежегодно собирался в Женеве, Швейцария, с момента своего создания.

Седьмое заседание Комитета по рассмотрению стойких органических загрязнителей (КРОЗ-7) Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях (СОЗ) состоялось с 10 по 14 октября 2011 года в Женеве. КРСОЗ-8 проходила с 15 по 19 октября 2012 года в Женеве, КРСОЗ-9-КРСОЗ-15 проходила в Риме, а КРСОЗ-16 необходимо было провести онлайн.

Перечисленные вещества

[ редактировать ]

Первоначально существовало двенадцать различных химических веществ («грязная дюжина»), разделенных на три категории. Два химических вещества, гексахлорбензол и полихлорированные дифенилы, были включены в обе категории А и С. [5] В настоящее время в обе категории включены пять химических веществ.

Приложение Химическая Номер CAS Год принятия решения о листинге Конкретные исключения или приемлемые цели
Производство Использовать
А: Устранение Олдрин 309-00-2 2001 [6] никто никто
А: Устранение α-гексахлорциклогексан 319-84-6 2009 [7] никто никто
А: Устранение β-гексахлорциклогексан 319-85-7 2009 [7] никто никто
А: Устранение Хлордан 57-74-9 2001 [6] никто никто
А: Устранение хлордекон 143-50-0 2009 [7] никто никто
А: Устранение Декабромдифениловый эфир 1163-19-5 2017 [8] В пределах, разрешенных для сторон, перечисленных в реестре особых исключений Транспортные средства, самолеты, текстиль, добавки в пластиковые корпуса и т. д., пенополиуретан для изоляции зданий.
А: Устранение Дехлоран плюс 13560-89-9, 135821-03-3, 135821-74-8 2023 [9] никто
Б: Ограничение ДДТ 50-29-3 2001 [6] Продукция для указанного использования Борьба с переносчиками болезней
А: Устранение Дикофол 115-32-2 2019 [10] никто никто
А: Устранение Дильдрин 60-57-1 2001 [6] никто никто
А: Устранение Эндосульфан 115-29-7, 959-98-8, 33213-65-9 2011 [11] В пределах, разрешенных для сторон, перечисленных в реестре особых исключений Растительно-вредители комплексы
А: Устранение Отличная работа 72-20-8 2001 [6] никто никто
А: Устранение Гептахлор 76-44-8 2001 [6] никто никто
А: Устранение Гексабромдифенил 36355-01-8 2009 [7] никто никто
А: Устранение Гексабромциклододекан 25637-99-4, 3194-55-6, 134237-50-6, 134237-51-7, 134237-52-8 2013 [12] В пределах, разрешенных для сторон, перечисленных в реестре особых исключений Пенополистирол и экструдированный полистирол в зданиях
А: Устранение Гексабромдифениловый эфир и гептабромдифениловый эфир различный 2009 [7] никто Переработка при определенных условиях
А: Устранение
C: Непреднамеренное производство
Гексахлорбензол 118-74-1 2001 [6] никто никто
А: Устранение
C: Непреднамеренное производство
Гексахлорбутадиен 87-68-3 2015 [13] никто никто
А: Устранение Линдан 58-89-9 2009 [7] никто Фармацевтический препарат для здоровья человека для борьбы с головными вшами и чесоткой в ​​качестве лечения второй линии.
А: Устранение Метоксихлор 2023 [9] никто никто
А: Устранение Мирекс 2385-85-5 2001 [6] никто никто
А: Устранение
C: Непреднамеренное производство
Пентахлорбензол 608-93-5 2009 [7] никто никто
А: Устранение Пентахлорфенол , его соли и эфиры различный 2015 [13] Продукция для указанного использования Столбы и траверсы


А: Устранение Перфторгексансульфоновая кислота (ПФГСК), ее соли и родственные ПФГСК соединения различный 2022 [14] никто никто
А: Устранение Перфтороктановая кислота (ПФОК), ее соли и родственные ПФОК соединения. различный 2019 [10] Продукция для указанных целей, за исключением огнетушащих пен различный
Б: Ограничение Перфтороктановая сульфоновая кислота (ПФОС), ее соли и перфтороктановый сульфонилфторид различный 2009 [7] Продукция для указанного использования Твердое металлическое покрытие, приманки для борьбы с муравьями-листореями, противопожарные пены.
А: Устранение
C: Непреднамеренное производство
Полихлорированные дифенилы (ПХБ) различный 2001 [6] никто никто
C: Непреднамеренное производство Полихлорированные дибензодиоксины и дибензофураны (ПХДД/ПХДФ) различный 2001 [6]
А: Устранение
C: Непреднамеренное производство
Полихлорированные нафталины различный 2015 [13] Продукция для указанного использования Производство полифторированных нафталинов, в том числе октафторнафталина
А: Устранение Тетрабромдифениловый эфир и пентабромдифениловый эфир различный 2009 [7] никто Переработка при определенных условиях
А: Устранение Короткоцепочечные хлорпарафины (C 10–13 ; содержание хлора > 48 %) 85535-84-8, 68920-70-7, 71011-12-6, 85536-22-7, 85681-73-8, 108171-26-2 2017 [8] Продукция для указанного использования Добавки в приводные ремни, резиновые конвейерные ленты, кожа, присадки к смазочным материалам, трубки для наружной отделки лампочек, краски, клеи, металлообработка, пластификаторы.
А: Устранение Токсафен 8001-35-2 2001 [6] никто никто
А: Устранение УФ-328 25973-55-1 2023 [9] В пределах, разрешенных для сторон, перечисленных в реестре особых исключений

Химические вещества, недавно предложенные для включения в приложения A, B, C

[ редактировать ]

На 7-й сессии КРОЗ были рассмотрены три предложения о включении в приложения A, B и/или C конвенции: хлорированные нафталины (ХН), гексахлорбутадиен (ГХБД) и пентахлорфенол (ПХФ), его соли и сложные эфиры. Это предложение является первым этапом работы КРСОЗ по оценке вещества и требует от КРСОЗ оценить, удовлетворяет ли предлагаемое химическое вещество критериям Приложения D к конвенции. Критериями для направления предлагаемого химического вещества на стадию подготовки профиля риска являются стойкость, биоаккумуляция, возможность переноса в окружающей среде на большие расстояния (LRET) и неблагоприятные последствия.

КРСОЗ-8 предложил включить гексабромциклододекан в приложение А с конкретными исключениями для производства и использования в пенополистироле и экструдированном полистироле в зданиях. Это предложение было согласовано на шестой Конференции сторон 28 апреля-10 мая 2013 года. [15] [16]

На девятой сессии КРСОЗ предложила включить ди-, три-, тетра-, пента-, гекса-, гепта- и октахлорированные нафталины и гексахлорбутадиен в приложения А и С. Она также начала дальнейшую работу по пентахлорфенолу, его солям и сложным эфирам. и декабромдифениловый эфир, перфтороктансульфоновая кислота, ее соли и перфтороктановый сульфонилхлорид. [17]

На своей 15-й сессии КРСОЗ предложила включить ПФГСК в приложение А без конкретных исключений. [18]

В настоящее время хлорпирифос , длинноцепочечные перфторкарбоновые кислоты со средней длиной цепи . и хлорированные парафины рассматриваются [19]

Хотя некоторые критики утверждают, что договор несет ответственность за продолжающееся число смертей от малярии, на самом деле договор прямо разрешает использование ДДТ в здравоохранении для борьбы с комарами малярии ( переносчиками ). [20] [21] [22] Существуют также способы предотвратить потребление большого количества ДДТ, используя другие средства борьбы с малярией, такие как оконные сетки. Если будут приняты конкретные меры, такие как использование ДДТ в помещении, то ограниченное количество ДДТ может использоваться регулируемым образом. [23] С точки зрения развивающихся стран, отсутствие данных и информации об источниках, выбросах и уровнях СОЗ в окружающей среде затрудняет переговоры по конкретным соединениям и указывает на острую потребность в исследованиях. [24] [25]

Еще одним противоречием могут быть некоторые СОЗ (которые постоянно активны, особенно в арктической биоте), которые были упомянуты в Стокгольмской конвенции, но не вошли в «Грязную дюжину», такие как перфтороктановый сульфонат (ПФОС). [26] ПФОС имеет множество общих применений, например, в качестве пятновыводителей, но обладает многими свойствами, которые могут сделать его опасным из-за того, что ПФОС может быть очень устойчивым к разрушению окружающей среды. ПФОС может быть токсичным с точки зрения увеличения смертности потомства, снижения массы тела и нарушения работы неврологических систем. Что делает это соединение спорным, так это экономическое и политическое влияние, которое оно может оказать на различные страны и предприятия. [27]

[ редактировать ]

Текущие переговоры

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Сборник договоров Организации Объединенных Наций: ГЛАВА XXVII – ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА – 15. Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях.
  2. ^ Лаллас, Питер Л. (2001). «Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях» . Американский журнал международного права . 95 (3): 692–708. дои : 10.2307/2668517 . ISSN   0002-9300 . JSTOR   2668517 . S2CID   144521094 .
  3. ^ «РЕГЛАМЕНТ (EC) № 850/2004 ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА И СОВЕТА от 29 апреля 2004 г. о стойких органических загрязнителях и внесении изменений в Директиву 79/117/EEC» . Европа (веб-портал) . Проверено 12 апреля 2018 г.
  4. ^ «РЕГЛАМЕНТ (ЕС) 2019/1021 ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА И СОВЕТА от 20 июня 2019 г. о стойких органических загрязнителях (переработанный)» . Европа (веб-портал). 25 июня 2019 г. Проверено 27 сентября 2019 г.
  5. ^ Секретариат Стокгольмской конвенции. «Меры по сокращению или ликвидации СОЗ» (PDF) . Женева . Проверено 12 июня 2009 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к 12 первоначальных СОЗ согласно Стокгольмской конвенции
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Правительства объединяются, чтобы ускорить сокращение глобальной зависимости от ДДТ и добавить девять новых химических веществ в соответствии с международным договором , Пресс-коммюнике, 8 мая 2009 г.
  8. ^ Jump up to: а б Ссылка: CN766.2017.TREATIES-XXVII.15 (уведомление депозитария).
  9. ^ Jump up to: а б с «Сводный отчет 1–12 мая 2023 г.» . Бюллетень МИУР по переговорам о Земле . Проверено 31 июля 2023 г.
  10. ^ Jump up to: а б Заседания конференций сторон Базельской, Роттердамской и Стокгольмской конвенций 2019 г. , 13 мая 2019 г.
  11. Организация Объединенных Наций нацелена на поэтапный отказ от широко используемого пестицида эндосульфана , Пресс-коммюнике, 3 мая 2011 г.
  12. ^ «ГБЦД» . pops.int . Проверено 26 июня 2019 г.
  13. ^ Jump up to: а б с Секретариат Базельской, Роттердамской и Стокгольмской конвенций: Страны продвигаются вперед по важным вопросам устойчивого управления химическими веществами и отходами , пресс-релиз, 16 мая 2015 г.
  14. ^ «Отчет об основных заседаниях за 9 июня 2022 года» .
  15. ^ Конвенция, Стокгольм. «Рекомендация по ГБЦД» . pops.int . Проверено 12 апреля 2018 г.
  16. ^ Решение SC-6/13 – CN934.2013.TREATIES-XXVII.15 (Уведомление депозитария) , 2013 г.
  17. ^ Конвенция, Стокгольм. «Стокгольмская конвенция > Конвенция > Комитет по рассмотрению СОЗ > Заседания > КРСОЗ 9 > Документы» . pops.int . Проверено 12 апреля 2018 г.
  18. ^ «Эксперты ООН рекомендуют исключить дополнительные опасные химические вещества для защиты здоровья человека и окружающей среды» . BRSMeas . Проверено 8 октября 2019 г.
  19. ^ «Химические вещества, предложенные для включения в список согласно Конвенции» . pops.int . Проверено 29 ноября 2023 г.
  20. ^ Кертис, К.Ф. (2002), «Следует ли возобновить использование ДДТ для борьбы с переносчиками малярии?», Biomedica , 22 (4): 455–61, doi : 10.7705/biomedica.v22i4.1171 , PMID   12596442 .
  21. ^ 10 вещей, которые вам нужно знать об использовании ДДТ в соответствии со Стокгольмской конвенцией (PDF) , Всемирная организация здравоохранения , 2005 г., заархивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г.
  22. ^ Бауман, Х. (2003), «СОЗ в южной Африке», Справочник по химии окружающей среды. Том. 3O: Стойкие органические загрязнители , стр. 297–320, заархивировано из оригинала 10 октября 2007 г.
  23. ^ Всемирная организация здравоохранения. Глобальная программа по борьбе с малярией (2011 г.). «Использование ДДТ в борьбе с переносчиками малярии: заявление о позиции ВОЗ» . Женева: Всемирная организация здравоохранения . Проверено 11 ноября 2016 г.
  24. ^ Бауман, Х. (2004 г.), «Южная Африка и Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях», S. Afr. Дж. Наук. , 100 (7/8): 323–28
  25. ^ Порта М.; Зумета Э (2002). «Реализация Стокгольмского договора по СОЗ [Редакционная статья]» . Профессиональная и экологическая медицина . 59 (10): 651–652. дои : 10.1136/oem.59.10.651 . ПМК   1740221 . ПМИД   12356922 .
  26. ^ Годдун, Анна; Даффи, Лоуренс К. (август 2003 г.). «Риски для здоровья нескольких поколений, связанные со стойким органическим загрязнением на Крайнем Севере: использование осторожного подхода в Стокгольмской конвенции». Экологическая наука и политика . 6 (4): 341–353. Бибкод : 2003ESPol...6..341G . дои : 10.1016/S1462-9011(03)00061-3 .
  27. ^ Ван, Тхань; Ван, Явэй; Ляо, Чуньян; Цай, Яки; Цзян, Гуйбинь (15 июля 2009 г.). «Перспективы включения перфтороктанового сульфоната в Стокгольмскую конвенцию о стойких органических загрязнителях 1» . Экологические науки и технологии . 43 (14): 5171–5175. Бибкод : 2009EnST...43.5171W . дои : 10.1021/es900464a . ПМИД   19708337 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Часек, Пэм, Дэвид Л. Дауни и Дж. В. Браун (2013). Глобальная экологическая политика , 6-е издание, Боулдер: Westview Press.
  • Дауни Д., Крюгер Дж. и Селин Х. (2005). «Глобальная политика в отношении токсичных химикатов», Р. Аксельрод, Д. Дауни и Н. Виг (ред.). Глобальная окружающая среда: институты, право и политика , 2-е издание, Вашингтон: CQ Press.
  • Дауни, Дэвид и Джессика Темплтон (2013). «Стойкие органические загрязнители». Справочник Routledge по глобальной экологической политике . Нью-Йорк: Рутледж.
  • Селин, Хенрик; Экли, Ноэль (2003). «Наука, политика и стойкие органические загрязнители: роль научных оценок в международном экологическом сотрудничестве». Международные экологические соглашения: политика, право и экономика . 3 (1): 17–42. дои : 10.1023/А:1021355802732 . S2CID   3033517 .
  • Колер П.; Эштон М. (2010). «Плата за СОЗ: переговоры по осуществлению Стокгольмской конвенции в развивающихся странах». Международные переговоры . 15 (3): 459–484. дои : 10.1163/157180610x529636 .
  • Дверь, Майкл; Пучдоменек, Элиза; Баллестер, Ферран; Сельва, Хавьер; Рибас-Фито, Нурия; Вольф, Сабрина; Лопес, Томас (май 2008 г.). «Мониторинг концентрации стойких органических загрязнителей среди населения: международный опыт». Интернационал окружающей среды . 34 (4): 546–561. Бибкод : 2008EnInt..34..546P . дои : 10.1016/j.envint.2007.10.004 . ПМИД   18054079 .
  • Порта М., Гасалл М., Лопес Т., Пумарега Дж. Распределение концентраций стойких органических загрязнителей в крови в репрезентативных выборках населения в целом. Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде – Региональный центр деятельности по более чистому производству (CP/RAC), Ежегодная техническая публикация, 2010 г., том. 9, стр. 24–31 ( PDF ).
  • Селин, Х. (2010). Глобальное управление опасными химическими веществами: проблемы многоуровневого управления, Кембридж: MIT Press.
  • Ван, Жаньюнь; Аду-Куми, Сэм; Даймонд, Мириам Л.; Гуарданс, Рамон; Харнер, Том; Харте, Агустин; Кадзивара, Нацуко; Кланова, Яна; Лю, Цзяньго; Морейра, Эстефания Гастальделло; Мьюир, Дерек К.Г.; Сузуки, Нориюки; Пинас, Викторина; Сеппяля, Тимо; Вебер, Роланд; Юань, Бо (1 марта 2022 г.). «Усиление научной поддержки реализации Стокгольмской конвенции: анализ политических потребностей в научных данных» . Экологические науки и технологии . 56 (5): 2936–2949. Бибкод : 2022EnST...56.2936W . doi : 10.1021/acs.est.1c06120 . hdl : 20.500.11850/537552 . ПМИД   35167273 . S2CID   246866809 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6d011105b7b7881d654bd05b599cb77d__1716420000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6d/7d/6d011105b7b7881d654bd05b599cb77d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Stockholm Convention on Persistent Organic Pollutants - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)