Котлы
Часть серии о |
Средневековая музыка |
---|
Обзор |
Вирелай часто — это форма средневекового французского стиха, используемая в поэзии и музыке . Это одна из трех фиксированных форм (остальные были баллада и рондо ) и была одной из наиболее распространенных стихотворных форм, положенных на музыку в Европе с конца тринадцатого по пятнадцатый века.
Одним из самых известных композиторов вирелая является Гийом де Машо (ок. 1300–1377), написавший также свои стихи; От него сохранилось 33 отдельных композиции в форме. Среди других композиторов вирелая — Жеанно де л'Эскурель , один из первых (ум. 1304), и Гийом Дюфе (ок. 1400–1474), один из последних.
К середине XV века эта форма в значительной степени оторвалась от музыки, и были написаны многочисленные примеры этой формы (включая балладу и рондо), которые либо не предназначались для положения на музыку, либо для которых музыка была написана. не выжил.
Вирелай, состоящий только из одной строфы, также известен как бергеретка .
Музыкальный вирелай
[ редактировать ]
Вирелай как форма песни 14-го и начала 15-го веков обычно состоит из трех строф и припева , который произносится перед первой строфой и снова после каждой. Структура каждой строфы представляет собой такт : две части имеют одинаковые рифмы и музыку ( Штоллен ), за которыми следует третья ( Абгесанг ). Третья часть каждой строфы разделяет с припевом свои рифмы и музыку. [1] [2] Таким образом, его можно схематически представить как AbbaA, где «А» представляет собой повторяющийся припев, «а» представляет собой куплет, написанный на ту же музыку, что и припев, а «б» представляет собой остальные куплеты, настроенные на другую музыку.
В рамках этой общей структуры количество строк и схема рифм варьируются. Припев и Абгесанг могут состоять из трех, четырех или пяти строк каждый с такими схемами рифм, как ABA, ABAB, AAAB, ABBA или AABBA. [2] Структура часто предполагает чередование более длинных и более коротких линий. Обычно все три строфы имеют один и тот же набор рифм, а это означает, что все стихотворение может быть построено всего на двух рифмах, если разделы «Штоллена» также имеют общие рифмы с припевом.

« Douce Dame Jolie » Гийома де Машо является примером вирелаи с рифмами AAAB в припеве и AAB (с укороченным вторым куплетом) в каждой из частей штоллена .
- Милая красавица,
- Ибо Бог не думает, что я
- Пусть ни у кого не будет синьории
- Сохрани меня только для тебя.
- Только без обмана
- Кьери
- Ты да и смиренно
- Каждый день моей жизни
- Подается
- Без злой мысли.
- Увы! и я умоляю
- Надежды и ой;
- От чего моя радость закончилась,
- Пожалуйста, не волнуйтесь.
- Милая красавица,
- Ибо Бог не думает, что я
- Пусть ни у кого не будет синьории
- Сохрани меня только для тебя.
Вирелаи «древний» и «нуво»
[ редактировать ]Начиная с 15 века, вирелай больше не ставился на музыку регулярно, а стал чисто литературной формой, и ее структурное разнообразие росло. Просодист 17-го века Пер Мург определил то, что он назвал virelai ancien, таким образом, который имеет мало общего с музыкальными вирелами 14-го и 15-го веков. Его virelai ancien представляет собой структуру без припева и с переплетенной схемой рифм между строфами: в первой строфе рифмы AAB AAB AAB, причем строки B короче, чем строки A. Во второй строфе рифмы B перенесены на более длинные стихи, а для более коротких вводится новая рифма C (BBC BBC BBC) и так далее. [3] Другая форма, описанная Пером Мургом, - это virelai nouveau , который имеет двухстрочный припев в начале, причем каждая строфа заканчивается повторением либо первого, либо второго куплета припева поочередно, а последняя строфа заканчивается обоими припевными стихами. в обратном порядке. Эти формы иногда воспроизводились в более поздней английской поэзии, например, Джоном Пейном («Весенняя печаль», virelai ancien ) и Генри Остином Добсоном («Июль», virelai nouveau ). [3]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хардинг, Кэрол Э. «Вирелай (Вирелей)». В Мишель М. Зауэр (ред.). Факты о сопутствующих файлах британской поэзии до 1600 года . п. 450.
- ^ Перейти обратно: а б Хельдт, Элизабет (1916). Французские виреле пятнадцатого века: критическое издание с примечаниями, глоссарием и литературно-историческим и метрическим исследованием . Холл: Нимейер. стр. 27–34 .
- ^ Перейти обратно: а б Холмс, Юта; Скотт, К. «Вирелай». У Роланда Грина (ред.). Принстонская энциклопедия поэзии и поэтики . Издательство Принстонского университета. п. 1522.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Госс, Эдмунд Уильям (1911). . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 28 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 111.
- Уилкинс, Найджел (1968). «Поколение поэтов-музыкантов после Машо» . Ноттингемские средневековые исследования . 12 . Тюрнхаут, Бельгия: Бреполь: 40–84. дои : 10.1484/J.NMS.3.38 .