Jump to content

Цзе люди

(Перенаправлено с Цзе (этническая группа) )
Они
Хоу
Карта Шестнадцати королевств 338 года нашей эры, на которой изображен Поздний Чжао, государство, которым правил Цзе.
Общая численность населения
ассимилировались с другими группами
Регионы со значительной численностью населения
Позже Чжао
Языки
язык Цзе

Цзе Уэйд ( китайский : ; международный : Цзие ; -Джайлз : Чи 2 ; Среднекитайский : [ki̯at] [ 1 ] : 246  ) были членами племени северного Китая в четвертом веке. В период Шестнадцати Королевств считали их ханьцы одними из Пяти варваров . При Ши Лэ и его семье они основали династию Поздняя Чжао , которая доминировала в северном Китае на протяжении большей части своего существования с 319 по 351 год. Цзе перестали играть роль в китайской истории после приказа Ран Миня о выбраковке и войн, последовавших за крахом Китая. Позже Чжао, хотя некоторые историки полагают, что некоторые выдающиеся деятели более поздних периодов, такие как Хоу Цзин и Эрчжу Жун, возможно, были потомками Цзе.

Имя и происхождение

[ редактировать ]

Существуют самые разные версии точного этнического происхождения цзе, причем одна теория неуверенно предполагает, что они говорили на енисейском языке . [ 2 ] [ 3 ] По мнению китаеведа Марка Эдварда Льюиса, Цзе имели индоевропейское происхождение (вероятно, иранское ). [ а ] [ 5 ] Судя по описаниям, данным в исторических записях, Цзе можно было узнать по высоким носам, густым бородам и глубоким глазам.

Согласно « Книге Вэй» (6 век нашей эры), имя Цзе произошло от области Цзеши (羯室, современный округ Юшэ в провинции Шаньси ), где проживали Цзе. [ 6 ] [ 7 ] : 6, 149 

Согласно « Книге Цзинь» , предки Ши Лэ были частью многоэтнического племени хунну, известного как Цянку (羌渠), хотя к IV веку их относили к «смешанным варварам» (雜胡; заху) группа, а не хунну. [ 8 ] Эдвин Пуллибланк считает, что Цянцю представляют государство Канджу в Согдиане . [ 1 ] : 247  Хотя Пуллибланк предположил, что они могли быть тохарами по происхождению, большинство ученых полагают, что Канджу состоял из восточноиранского народа. Некоторые связывают имена Ши (石) и Цзе (羯) с согдийским государством, известным как 石國 Шигуо (буквально «Каменная страна», в Чач Жеши 赭時, ныне Ташкент , что также означает «Каменный город» на общетюркском языке ). . Кроме того, Ань Лушань , танский повстанческий генерал, имел согдийского отчима и назывался Цзеху .

Название родительского дома тюрко-монгольских Барлас и Борджигин кланов (дом Чингисхана и Тимура ) было Кият , почти идентично среднекитайскому произношению имени Цзе, /ki̯at/ . [ 1 ]

Другие утверждают, что цзе были древним енисейскоязычным племенем, родственным народу кетов , которые сегодня живут между реками Обь и Енисей — иероглиф 羯 ( jié ) произносится /kiɛt̚/ на хоккиенском языке , /kʰiːt̚/ или /kiːt̚/ на хоккиенском языке. Кантонский диалект / ciat̚/ на хакка и кетсу на японском , подразумевая, что древнее произношение могло быть довольно близким к кетскому (kʰet) . [ б ] Корень можно транслитерировать как Цзе или Цзе. 2 - и более старая форма, < kiat , также может быть реконструирована. Этот этноним мог быть родственным этнонимам енисейскоязычных народов, таких как кет и котт (говоривших на вымершем коттском языке ). Пуллибланк (1962) связал этноним с праенисейским * qeˀt / s "камень". Вовин и др. (2016) также указали на * keˀt «человек, человеческое существо» как на еще один возможный источник. [ 11 ] Александр Вовин также предполагает, что хунну говорили на енисейском языке, что еще больше связывает их с народом Цзе. [ 12 ]

Среди енисейских языков цзе предположительно является пумпоколическим . Вовин, Вайда и де ла Васьер предположили, что Цзе имеет те же особенности, что и язык Пумпокол, и поэтому эти два языка тесно связаны. Этот аргумент подкрепляется тем фактом, что в северной Монголии гидронимы, происходящие от енисейского языка, оказались исключительно пумпоколикскими, в то время как влияние других енисейских языков обнаруживается только дальше на север. [ 11 ] Таким образом, это подтверждает теорию о том, что Цзе являются племенем, говорящим на пумпоколикском языке, и подтверждает, что енисейцы, говорящие на пумпоколикском языке, существовали на основной территории государства хунну.

Другие источники связывают Цзе с Малыми Юэчжи ( Сяо Юэчжи 小月氏), которые остались в Китае в качестве вассалов династии Сюнну, а затем династии Хань . [ 13 ]

язык Цзе

[ редактировать ]

Шестнадцать королевств

[ редактировать ]

Большая часть того, что известно о народе Цзе, происходит от династии Поздняя Чжао , одного из Шестнадцати королевств , существовавших в первой половине IV века. Самым ранним зарегистрированным Цзе был Ши Лэ , второстепенный вождь из округа Усян в провинции Бин (примерно современный Шаньси ) при династии Западная Цзинь. Однако изначально его имя не было «Ши Лэ», поскольку похоже, что у Цзе не было фамилий; Вместо этого его первоначальное имя было либо Бэй (㔨), либо Фуле (匐勒). Он стал вождем, сменив до него своего отца Чжоухэчжу (周曷朱) и деда Ейю (耶奕于). Когда в 303 или 304 году Бин поразил голод, он и многие другие люди Цзе были вынуждены покинуть свои дома, а инспектор провинции Цзинь, стремясь профинансировать свою армию для продолжающейся гражданской войны , приказал захватить этих людей и продать их в рабство. Сам Ши Лэ стал рабом, а Цзе были рассеяны по областям Хэбэй и Шаньдун .

Достигнув свободы, Ши Лэ стал бандитом, а затем и лидером повстанцев вместе со своим ханьским китайским другом Цзи Сангом , который дал Ши Лэ свое имя. Когда их восстание было подавлено в 307 году, Ши Лэ присоединился к сюнну возглавляемой династии Хань-Чжао , где он быстро поднялся по служебной лестнице и стал ключевым полководцем в их войне против Западной Цзинь. Он также был фактически могущественным военачальником, который контролировал восточные части империи и сделал город Сянго (襄國, в современном Синтае , Хэбэй ) своей столицей. В 319 году Ши Лэ откололся и основал Поздний Чжао. Он завоевал свое бывшее государство в 329 году, и хотя некоторые районы на севере оставались независимыми, Поздний Чжао стал гегемонистской державой в северном Китае, зайдя в тупик с династиями Восточный Цзинь и Чэн-Хань на юге.

Одним из выдающихся генералов Ши Лэ был его дальний родственник Ши Ху , который также был его приемным братом. Клан Цзе, или, по крайней мере, клан Ши, имел необычную практику массового принятия людей в свою семью, независимо от их этнической принадлежности. Многие из принцев Ши Лэ, такие как Ши Кан и Ши Конг, были усыновлены, причем двое, в частности, были выходцами из китайских ханьских семей. После смерти Ши Лэ в 333 году его биологический сын Ши Хун взял трон, но вскоре был узурпирован и убит Ши Ху в 334 году.

Ши Ху правил северным Китаем примерно 15 лет, и записи описывают его как жестокого тирана, который угнетал простых людей посредством своих чрезмерных строительных проектов, сожительства и военных кампаний. Он перенес столицу в Е и, как и Ши Лэ, сильно увлекался буддизмом , почитая кучеанского монаха Фоту Ченга и пропагандируя свободу вероисповедания. В конце его правления его беспокоил кризис престолонаследия, а после его смерти в 349 году члены его семьи вступили в междоусобную борьбу за трон. В ходе конфликта усыновленному Ши Ху китайскому внуку Хань, Ши Мину , была обещана роль наследного принца, но вскоре он жестоко взял под свой контроль императора и столицу после того, как его обещание было нарушено.

Пережив несколько покушений, Ши Мин заподозрил, что не может доверять Цзе и соплеменникам Е. В 349 году он приказал убить всех цзе и неханьцев, узнавая их по высоким носам и густым бородам. Ши Минь лично руководил своими солдатами, чтобы убивать племена в Е, в то время как его генералы очищали свои армии от соплеменников. По некоторым данным, более 200 000 из них были убиты, но большая часть из них также были ханьцами, которые ошиблись из-за черт лица. Тем не менее, приказ о выбраковке, похоже, оказал неблагоприятное воздействие на популяцию Цзе. [ 14 ] [ 15 ] Позже в том же году Ши Мин уничтожил клан Ши в Е, изменил свое имя на Ран Мин и провозгласил себя императором (Ран) Вэй.

В 351 году последний правитель Позднего Чжао Ши Чжи и его семья были убиты в Сянго, положив конец династии. Последний член клана Ши бежал в Восточный Цзинь в Цзянькан , но по прибытии был казнен. Оставшиеся люди Цзе в конечном итоге стали подданными Сяньбэя под предводительством бывшего Яня , который победил Ран Миня и завоевал регионы Хэбэй и Шаньдун .

Более поздняя история

[ редактировать ]

В дальнейшем народ Цзе, казалось, канул в безвестность. Несмотря на это, в более поздней истории было несколько фигур, которые, возможно, принадлежали к национальности Цзе. Гай У , мятежник из династии Северная Вэй , описан в Книге Ци как Цзеху (羯胡), хотя в Книге Вэй вместо этого говорится, что он был Лушуйху (盧水胡). И Эрчжу Жун, и Хоу Цзин , два знаменитых военачальника северных династий , были идентифицированы как Циху (契胡) и Цзеху соответственно, и современные ученые предположили, что они могли быть связаны с Цзе. [ 16 ] Мятежника династии Тан Ань Лушаня также называли Цзеху, и согласно раскопанной эпитафии Ши Чунгуя , клан Ши происхождения Шато , правивший Поздним Цзинь (936–947), утверждал, что они были потомками Ши Лэ. [ 17 ]

Миф о «двуногих овцах»

[ редактировать ]

В наше время народ Цзе стал синонимом фразы «двуногие овцы» (两脚羊), эвфемизма каннибализма . Это основано на слухах о том, что люди Цзе часто похищают ханьских китайских женщин, пасут и убивают их ради военного пайка. В исторических записях нет упоминаний об этой конкретной практике, а самое раннее использование термина «двуногие овцы» принадлежит ученому династии Сун Чжуан Чо (莊綽) в его книге «Сборник куриных ребрышек» (雞肋編) при описании анекдот о каннибализме во время падения Северной Сун. Наследный принц Ши Ху, Ши Суй (石邃), как сообщается, убивал и ел женщин ради собственного развлечения, но это не характерно для народа Цзе в целом. Более того, каннибализм также был распространенной практикой в ​​Китае как среди ханьцев, так и среди неханьцев в отчаянные времена войны и голода.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Средневековый китаевед Дэвид А. Графф предполагает центральноазиатское или иранское происхождение. [ 4 ]
  2. из Университета Западного Вашингтона Исторический лингвист Эдвард Вайда провел год в Сибири, изучая кетов и их язык, и его результаты помогли обосновать такую ​​​​гипотезу о происхождении кетов, где утверждения ДНК показывают генетическое родство с людьми Китая и Мьянмы, предполагая Китайско-тибетское происхождение. [ 9 ] Далее он предполагает родство кетского языка с языками на-дене, коренными жителями Канады и западных Соединенных Штатов, и даже предполагает, что тональная система кетского языка ближе к вьетнамскому , чем к любому из коренных сибирских языков. [ 10 ]
  1. ^ Jump up to: а б с Пуллибланк, Эдвин Джордж (1963). «Система согласных древнекитайского языка. Часть II» (PDF) . Большая Азия . 9 : 206–265 . Проверено 6 февраля 2011 г.
  2. ^ Ким, Хён Джин (18 апреля 2013 г.). Гунны, Рим и рождение Европы . Издательство Кембриджского университета. п. 176. ИСБН  978-1-107-06722-6 .
  3. ^ Шимунек и др. 2015 , с. 149.
  4. ^ Графф 2002 , с. 74.
  5. ^ Льюис 2009 , с. 82-83.
  6. ^ Вэй, Шоу ).Книга Вэй ( 554 , Том 95.
  7. ^ Taskin, V. S. (1990). Цзе [ Jie ]. Материалы по истории кочевых народов в Китае III-V вв. [Materials on the history of nomadic peoples in China. 3rd–5th cc. AD] (in Russian). Vol. 2. Moscow: Nauka . ISBN  5-02-016543-3 .
  8. ^ Фан, Сюаньлин (1958). Цзинь Шу [ Книга Цзинь ] (на китайском языке). Пекин: Коммерческая пресса . Том. 104
  9. ^ «Восточноазиатские исследования 210 заметок: Кет» . Архивировано из оригинала 06 апреля 2019 г. Проверено 9 октября 2009 г.
  10. ^ «Кетский народ — Google Video» . Архивировано из оригинала 3 марта 2007 г. Проверено 9 октября 2009 г.
  11. ^ Jump up to: а б Вовин и др. «Кем были * Кджеты» (羯) и на каком языке они говорили?» Journal Asiatique 304.1 (2016): 125–144, стр. 126–127.
  12. ^ Вовин, Александр. «Говорили ли хунну на енисейском языке?». Центральноазиатский журнал 44/1 (2000), стр. 87-104.
  13. ^ Хау 2006 , с. 201
  14. Буддийское завоевание Китая, Эрик Цюрхер, стр. 111.
  15. ^ Менхен-Хельфен, Отто Дж . (1973). Мир гуннов: Исследования по их истории и культуре . Издательство Калифорнийского университета . п. 372 . ISBN  0520015967 . Проверено 16 января 2015 г.
  16. ^ Графф, Дэвид (2 сентября 2003 г.). Средневековая китайская война 300-900 гг . Рутледж. ISBN  9781134553525 . Проверено 10 декабря 2021 г. - через Google Книги.
  17. ^ Баренги, Маддалена (2017). «Места предков и родословные династий Позднего Тан (923–936) и Позднего Цзинь (936–947) согласно источникам песни» . Журнал истории Азии . 51 (1): 18. doi : 10.13173/jasiahist.51.1.0001 . HDL : 10278/3720502 . JSTOR   10.13173/jasiahist.51.1.0001 – через JSTOR.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 716877e485d016da861a1d279cbf9735__1722734820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/71/35/716877e485d016da861a1d279cbf9735.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jie people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)