Цзе люди
Хоу | |
---|---|
Общая численность населения | |
ассимилировались с другими группами | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Позже Чжао | |
Языки | |
язык Цзе |
Цзе Уэйд ( китайский : 羯 ; международный : Цзие ; -Джайлз : Чи 2 ; Среднекитайский : [ki̯at] [ 1 ] : 246 ) были членами племени северного Китая в четвертом веке. В период Шестнадцати Королевств считали их ханьцы одними из Пяти варваров . При Ши Лэ и его семье они основали династию Поздняя Чжао , которая доминировала в северном Китае на протяжении большей части своего существования с 319 по 351 год. Цзе перестали играть роль в китайской истории после приказа Ран Миня о выбраковке и войн, последовавших за крахом Китая. Позже Чжао, хотя некоторые историки полагают, что некоторые выдающиеся деятели более поздних периодов, такие как Хоу Цзин и Эрчжу Жун, возможно, были потомками Цзе.
Имя и происхождение
[ редактировать ]Существуют самые разные версии точного этнического происхождения цзе, причем одна теория неуверенно предполагает, что они говорили на енисейском языке . [ 2 ] [ 3 ] По мнению китаеведа Марка Эдварда Льюиса, Цзе имели индоевропейское происхождение (вероятно, иранское ). [ а ] [ 5 ] Судя по описаниям, данным в исторических записях, Цзе можно было узнать по высоким носам, густым бородам и глубоким глазам.
Согласно « Книге Вэй» (6 век нашей эры), имя Цзе произошло от области Цзеши (羯室, современный округ Юшэ в провинции Шаньси ), где проживали Цзе. [ 6 ] [ 7 ] : 6, 149
Согласно « Книге Цзинь» , предки Ши Лэ были частью многоэтнического племени хунну, известного как Цянку (羌渠), хотя к IV веку их относили к «смешанным варварам» (雜胡; заху) группа, а не хунну. [ 8 ] Эдвин Пуллибланк считает, что Цянцю представляют государство Канджу в Согдиане . [ 1 ] : 247 Хотя Пуллибланк предположил, что они могли быть тохарами по происхождению, большинство ученых полагают, что Канджу состоял из восточноиранского народа. Некоторые связывают имена Ши (石) и Цзе (羯) с согдийским государством, известным как 石國 Шигуо (буквально «Каменная страна», в Чач Жеши 赭時, ныне Ташкент , что также означает «Каменный город» на общетюркском языке ). . Кроме того, Ань Лушань , танский повстанческий генерал, имел согдийского отчима и назывался Цзеху .
Название родительского дома тюрко-монгольских Барлас и Борджигин кланов (дом Чингисхана и Тимура ) было Кият , почти идентично среднекитайскому произношению имени Цзе, /ki̯at/ . [ 1 ]
Другие утверждают, что цзе были древним енисейскоязычным племенем, родственным народу кетов , которые сегодня живут между реками Обь и Енисей — иероглиф 羯 ( jié ) произносится /kiɛt̚/ на хоккиенском языке , /kʰiːt̚/ или /kiːt̚/ на хоккиенском языке. Кантонский диалект / ciat̚/ на хакка и кетсу на японском , подразумевая, что древнее произношение могло быть довольно близким к кетскому (kʰet) . [ б ] Корень 羯 можно транслитерировать как Цзе или Цзе. 2 - и более старая форма, < kiat , также может быть реконструирована. Этот этноним мог быть родственным этнонимам енисейскоязычных народов, таких как кет и котт (говоривших на вымершем коттском языке ). Пуллибланк (1962) связал этноним с праенисейским * qeˀt / s "камень". Вовин и др. (2016) также указали на * keˀt «человек, человеческое существо» как на еще один возможный источник. [ 11 ] Александр Вовин также предполагает, что хунну говорили на енисейском языке, что еще больше связывает их с народом Цзе. [ 12 ]
Среди енисейских языков цзе предположительно является пумпоколическим . Вовин, Вайда и де ла Васьер предположили, что Цзе имеет те же особенности, что и язык Пумпокол, и поэтому эти два языка тесно связаны. Этот аргумент подкрепляется тем фактом, что в северной Монголии гидронимы, происходящие от енисейского языка, оказались исключительно пумпоколикскими, в то время как влияние других енисейских языков обнаруживается только дальше на север. [ 11 ] Таким образом, это подтверждает теорию о том, что Цзе являются племенем, говорящим на пумпоколикском языке, и подтверждает, что енисейцы, говорящие на пумпоколикском языке, существовали на основной территории государства хунну.
Другие источники связывают Цзе с Малыми Юэчжи ( Сяо Юэчжи 小月氏), которые остались в Китае в качестве вассалов династии Сюнну, а затем династии Хань . [ 13 ]
язык Цзе
[ редактировать ]История
[ редактировать ]Шестнадцать королевств
[ редактировать ]Большая часть того, что известно о народе Цзе, происходит от династии Поздняя Чжао , одного из Шестнадцати королевств , существовавших в первой половине IV века. Самым ранним зарегистрированным Цзе был Ши Лэ , второстепенный вождь из округа Усян в провинции Бин (примерно современный Шаньси ) при династии Западная Цзинь. Однако изначально его имя не было «Ши Лэ», поскольку похоже, что у Цзе не было фамилий; Вместо этого его первоначальное имя было либо Бэй (㔨), либо Фуле (匐勒). Он стал вождем, сменив до него своего отца Чжоухэчжу (周曷朱) и деда Ейю (耶奕于). Когда в 303 или 304 году Бин поразил голод, он и многие другие люди Цзе были вынуждены покинуть свои дома, а инспектор провинции Цзинь, стремясь профинансировать свою армию для продолжающейся гражданской войны , приказал захватить этих людей и продать их в рабство. Сам Ши Лэ стал рабом, а Цзе были рассеяны по областям Хэбэй и Шаньдун .
Достигнув свободы, Ши Лэ стал бандитом, а затем и лидером повстанцев вместе со своим ханьским китайским другом Цзи Сангом , который дал Ши Лэ свое имя. Когда их восстание было подавлено в 307 году, Ши Лэ присоединился к сюнну возглавляемой династии Хань-Чжао , где он быстро поднялся по служебной лестнице и стал ключевым полководцем в их войне против Западной Цзинь. Он также был фактически могущественным военачальником, который контролировал восточные части империи и сделал город Сянго (襄國, в современном Синтае , Хэбэй ) своей столицей. В 319 году Ши Лэ откололся и основал Поздний Чжао. Он завоевал свое бывшее государство в 329 году, и хотя некоторые районы на севере оставались независимыми, Поздний Чжао стал гегемонистской державой в северном Китае, зайдя в тупик с династиями Восточный Цзинь и Чэн-Хань на юге.
Одним из выдающихся генералов Ши Лэ был его дальний родственник Ши Ху , который также был его приемным братом. Клан Цзе, или, по крайней мере, клан Ши, имел необычную практику массового принятия людей в свою семью, независимо от их этнической принадлежности. Многие из принцев Ши Лэ, такие как Ши Кан и Ши Конг, были усыновлены, причем двое, в частности, были выходцами из китайских ханьских семей. После смерти Ши Лэ в 333 году его биологический сын Ши Хун взял трон, но вскоре был узурпирован и убит Ши Ху в 334 году.
Ши Ху правил северным Китаем примерно 15 лет, и записи описывают его как жестокого тирана, который угнетал простых людей посредством своих чрезмерных строительных проектов, сожительства и военных кампаний. Он перенес столицу в Е и, как и Ши Лэ, сильно увлекался буддизмом , почитая кучеанского монаха Фоту Ченга и пропагандируя свободу вероисповедания. В конце его правления его беспокоил кризис престолонаследия, а после его смерти в 349 году члены его семьи вступили в междоусобную борьбу за трон. В ходе конфликта усыновленному Ши Ху китайскому внуку Хань, Ши Мину , была обещана роль наследного принца, но вскоре он жестоко взял под свой контроль императора и столицу после того, как его обещание было нарушено.
Пережив несколько покушений, Ши Мин заподозрил, что не может доверять Цзе и соплеменникам Е. В 349 году он приказал убить всех цзе и неханьцев, узнавая их по высоким носам и густым бородам. Ши Минь лично руководил своими солдатами, чтобы убивать племена в Е, в то время как его генералы очищали свои армии от соплеменников. По некоторым данным, более 200 000 из них были убиты, но большая часть из них также были ханьцами, которые ошиблись из-за черт лица. Тем не менее, приказ о выбраковке, похоже, оказал неблагоприятное воздействие на популяцию Цзе. [ 14 ] [ 15 ] Позже в том же году Ши Мин уничтожил клан Ши в Е, изменил свое имя на Ран Мин и провозгласил себя императором (Ран) Вэй.
В 351 году последний правитель Позднего Чжао Ши Чжи и его семья были убиты в Сянго, положив конец династии. Последний член клана Ши бежал в Восточный Цзинь в Цзянькан , но по прибытии был казнен. Оставшиеся люди Цзе в конечном итоге стали подданными Сяньбэя под предводительством бывшего Яня , который победил Ран Миня и завоевал регионы Хэбэй и Шаньдун .
Более поздняя история
[ редактировать ]В дальнейшем народ Цзе, казалось, канул в безвестность. Несмотря на это, в более поздней истории было несколько фигур, которые, возможно, принадлежали к национальности Цзе. Гай У , мятежник из династии Северная Вэй , описан в Книге Ци как Цзеху (羯胡), хотя в Книге Вэй вместо этого говорится, что он был Лушуйху (盧水胡). И Эрчжу Жун, и Хоу Цзин , два знаменитых военачальника северных династий , были идентифицированы как Циху (契胡) и Цзеху соответственно, и современные ученые предположили, что они могли быть связаны с Цзе. [ 16 ] Мятежника династии Тан Ань Лушаня также называли Цзеху, и согласно раскопанной эпитафии Ши Чунгуя , клан Ши происхождения Шато , правивший Поздним Цзинь (936–947), утверждал, что они были потомками Ши Лэ. [ 17 ]
Миф о «двуногих овцах»
[ редактировать ]В наше время народ Цзе стал синонимом фразы «двуногие овцы» (两脚羊), эвфемизма каннибализма . Это основано на слухах о том, что люди Цзе часто похищают ханьских китайских женщин, пасут и убивают их ради военного пайка. В исторических записях нет упоминаний об этой конкретной практике, а самое раннее использование термина «двуногие овцы» принадлежит ученому династии Сун Чжуан Чо (莊綽) в его книге «Сборник куриных ребрышек» (雞肋編) при описании анекдот о каннибализме во время падения Северной Сун. Наследный принц Ши Ху, Ши Суй (石邃), как сообщается, убивал и ел женщин ради собственного развлечения, но это не характерно для народа Цзе в целом. Более того, каннибализм также был распространенной практикой в Китае как среди ханьцев, так и среди неханьцев в отчаянные времена войны и голода.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Средневековый китаевед Дэвид А. Графф предполагает центральноазиатское или иранское происхождение. [ 4 ]
- ↑ из Университета Западного Вашингтона Исторический лингвист Эдвард Вайда провел год в Сибири, изучая кетов и их язык, и его результаты помогли обосновать такую гипотезу о происхождении кетов, где утверждения ДНК показывают генетическое родство с людьми Китая и Мьянмы, предполагая Китайско-тибетское происхождение. [ 9 ] Далее он предполагает родство кетского языка с языками на-дене, коренными жителями Канады и западных Соединенных Штатов, и даже предполагает, что тональная система кетского языка ближе к вьетнамскому , чем к любому из коренных сибирских языков. [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Пуллибланк, Эдвин Джордж (1963). «Система согласных древнекитайского языка. Часть II» (PDF) . Большая Азия . 9 : 206–265 . Проверено 6 февраля 2011 г.
- ^ Ким, Хён Джин (18 апреля 2013 г.). Гунны, Рим и рождение Европы . Издательство Кембриджского университета. п. 176. ИСБН 978-1-107-06722-6 .
- ^ Шимунек и др. 2015 , с. 149.
- ^ Графф 2002 , с. 74.
- ^ Льюис 2009 , с. 82-83.
- ^ Вэй, Шоу ).Книга Вэй ( 554 , Том 95.
- ^ Taskin, V. S. (1990). Цзе [ Jie ]. Материалы по истории кочевых народов в Китае III-V вв. [Materials on the history of nomadic peoples in China. 3rd–5th cc. AD] (in Russian). Vol. 2. Moscow: Nauka . ISBN 5-02-016543-3 .
- ^ Фан, Сюаньлин (1958). Цзинь Шу [ Книга Цзинь ] (на китайском языке). Пекин: Коммерческая пресса . Том. 104
- ^ «Восточноазиатские исследования 210 заметок: Кет» . Архивировано из оригинала 06 апреля 2019 г. Проверено 9 октября 2009 г.
- ^ «Кетский народ — Google Video» . Архивировано из оригинала 3 марта 2007 г. Проверено 9 октября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Вовин и др. «Кем были * Кджеты» (羯) и на каком языке они говорили?» Journal Asiatique 304.1 (2016): 125–144, стр. 126–127.
- ^ Вовин, Александр. «Говорили ли хунну на енисейском языке?». Центральноазиатский журнал 44/1 (2000), стр. 87-104.
- ^ Хау 2006 , с. 201
- ↑ Буддийское завоевание Китая, Эрик Цюрхер, стр. 111.
- ^ Менхен-Хельфен, Отто Дж . (1973). Мир гуннов: Исследования по их истории и культуре . Издательство Калифорнийского университета . п. 372 . ISBN 0520015967 . Проверено 16 января 2015 г.
- ^ Графф, Дэвид (2 сентября 2003 г.). Средневековая китайская война 300-900 гг . Рутледж. ISBN 9781134553525 . Проверено 10 декабря 2021 г. - через Google Книги.
- ^ Баренги, Маддалена (2017). «Места предков и родословные династий Позднего Тан (923–936) и Позднего Цзинь (936–947) согласно источникам песни» . Журнал истории Азии . 51 (1): 18. doi : 10.13173/jasiahist.51.1.0001 . HDL : 10278/3720502 . JSTOR 10.13173/jasiahist.51.1.0001 – через JSTOR.
Источники
[ редактировать ]- Графф, Дэвид (2002). Средневековая китайская война 300-900 гг . Рутледж. ISBN 9780521877152 .
- Хау, Стивен Г. (2006). Пекин – Краткая история . Рутледж. ISBN 1134150334 . Проверено 16 декабря 2014 г.
- Льюис, Марк Эдвард (2009). Китай между империями: Северная и Южная династии . Издательство Гарвардского университета.
- Шимунек, Эндрю; Беквит, Кристофер И.; Вашингтон, Джонатан Норт; Контовас, Николай; Нияз, Курбан (2015). «Самый ранний засвидетельствованный тюркский язык: язык Чие (*Кир) четвертого века нашей эры» Журнал Asiatique . 303 (1): 143–151. дои : 10.2143/JA.303.1.3085124 .
- Ван, Чжунхань. «Очертания этнических групп в Китае» , Тайюань, Shanxi Education Press, 2004, стр. 133, ISBN 7-5440-2660-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 羯語記載 Язык Цзе (Киет) - самая ранняя фраза тюркского языка, записанная в Китайских хрониках (кодовая страница китайской традиционной Big5) в Интернет-архиве.