Присмотри за Лулу!

Присмотри за Лулу! это фарс Ноэля Кауарда по мотивам книги «Оккупай Амели!» Жорж Фейдо . Действие происходит в Париже в 1908 году. Центральный персонаж — привлекательная кокотка Лулу, возлюбленную которой призывают на военную службу; В сюжете участвуют похотливые иностранные королевские особы, шуточная свадьба, которая оказывается настоящей, люди, прячущиеся под кроватями и в ванных комнатах, и счастливый конец.
Премьера спектакля состоялась в 1959 году на Бродвее , а позже в том же году была показана в Лондоне. Он был возрожден в Вест-Энде в 1978 году и адаптирован для телевидения.
Фон
[ редактировать ]Хотя французские фарсы, в том числе фарсы Жоржа Фейдо , были адаптированы для лондонской сцены еще с викторианских времен, его имя не было широко знакомо лондонским театралам до 1950-х годов. [ 1 ] В 1956 году Жан-Луи Барро и его жена Мадлен Рено представили свою постановку « Оккупай-туа д'Амели!» («Позаботьтесь об Амели») в Лондон, где он был принят с энтузиазмом. [ 2 ] Английская версия текста не была опубликована, и Барро и Рено предложили Лоуренсу Оливье и Вивьен Ли попросить Кауарда адаптировать пьесу. [ 1 ]
С помощью своего помощника Коула Лесли Кауард работал над сценарием летом 1958 года. 22 июня он записал в своем дневнике:
Ли не сразу смог сыграть главную роль, и поэтому Кауард решил сначала открыть спектакль в Америке. Его первым выбором на роль Лулу была Ширли Маклейн , которая не была доступна из-за обязательств по съемкам. [ 1 ] Его второй избранницей была Кэрол Ченнинг :
Сирил Ритчард , который должен был руководить постановкой, и Родди МакДауэлл , сыгравший главную мужскую роль, предложили Тэмми Граймс , которая не участвовала в бродвейском «книжном» шоу; Кауард увидел ее выступление в кабаре и сразу же предложил ей роль. [ 5 ]
После пробы в Нью-Хейвене , штат Коннектикут, премьера спектакля состоялась на Бродвее в Театре Генри Миллера 3 марта 1959 года и закрылась 4 апреля 1959 года после 39 представлений. [ 6 ] Присмотри за Лулу! открылся в Лондоне 29 июля 1959 года в Королевском придворном театре в Челси и был переведен в Вест-Энд в Новый театр (позже переименованный в Театр Ноэля Кауарда ), где до декабря 1959 года было проведено в общей сложности 155 представлений. [ 7 ] Режиссером выступил Тони Ричардсон . [ 8 ]
Оригинальные слепки
[ редактировать ]Нью-Йорк | Лондон | |
---|---|---|
Лулу д'Арвиль | Тэмми Граймс | Вивьен Ли |
Трубка Друг Филиппа |
Рори Харрити | Питер Стивенс |
Валерий Друг Филиппа |
Крейг Хьюбинг | Джон Гатрел |
Эмиль Друг Филиппа |
Билл Бергер | Сесил Брок |
Габи Друг Лулу |
Барбара Лоден | Джинн Уоттс |
Ивонн Друг Лулу |
Саша Ван Шорле | Ширли Кэмерон |
Полетт Друг Лулу |
Грейс Гейнор | Фанни Карби |
Филипп де Кроз Друг Марселя и любовник Лулу |
Джордж Бейкер | Роберт Стивенс |
Адонис Лакей |
Пол Смит | Шон Келли |
Нога Отец Лулу, полицейский в отставке. |
Эрик Кристмас | Питер Саллис |
Клэр, герцогиня Класоннская | Полли Роулз | Мериэл Форбс |
Марсель Бланшар | Родди МакДауэлл | Энтони Куэйл |
Генерал Кошнадьев | Эллис Рэбб | Лоуренс Дэвидсон |
Господин ван Путцебум | Джек Гилфорд | Джордж Дивайн |
Мальчики из цветочного магазина | Дэвид Фолкнер Дэвид Турман |
Дэвид Райдер Арнольд Ярроу |
Принц Салестрии | Курт Кашнар | Макс Адриан |
Роза Горничная в квартире Лулу |
Рева Роуз | Энн Бишоп |
Удатт Клерк в ратуше |
Эрл Монтгомери | Арнольд Ярроу |
Корнет Другой клерк |
Кон Олдерман | Питер Вятт |
Мэр района | Артур Малет | Ричард Голден |
Фотограф | Уильям Гриффис | Дэвид Райдер |
тетя Габриэль | Филиппа Беванс | Барбара Хикс |
Маленькая девочка | Ина Камминс | Элейн Миллер |
Инспектор полиции | Дэвид Херст | Майкл Бейтс |
Сюжет
[ редактировать ]Акт I
[ редактировать ]Квартира Лулу в Париже, 1908 год.
[ редактировать ]
Лулу развлекает друзей, когда приезжает Филипп, ее возлюбленный. Его призвали на предусмотренную законом двухнедельную военную службу, и он нервничает, оставляя Лулу одну. Их прерывает приезд Клэр, герцогини Клосоннской. Она влюблена в лучшего друга Филиппа Марселя; она видела письмо, в котором Марсель объявляет, что собирается жениться на Лулу. Приходит Марсель и объясняет, что письмо было уловкой, чтобы обмануть его богатого крестного отца, герра Ван Путцебума, который наверняка выплатит ему щедрую компенсацию, если он женится (или, кажется, так и сделает). Ожидается, что Ван Путцебум прибудет в любой момент, и Марсель уговаривает Лулу принять участие в фиктивной свадебной церемонии в обмен на десять процентов состояния.
Перед приездом Ван Путцебума объявляют еще одного посетителя: генерала Кошнадьева, эмиссара князя Николая Палестрийского. Принц является поклонником Лулу, и генерал приехал устроить свидание. В этот момент вбегает Марсель и сообщает, что приезжает его крестный отец. Кошнадьев уходит, говоря, что скоро вернется за ответом Лулу. Входит Ван Путцебум и очарован Лулу. Он видит, что заказанные им цветы еще не доставлены, и выходит к флористу.
Филипп неохотно соглашается на мнимый брак Марселя и Лулу, но признается, что беспокоится о Лулу и других мужчинах. Он просит Марселя присмотреть за ней, пока его нет. Ван Путцбум возвращается с цветами и ссорится с принцем, который предполагает, что цветы должны приветствовать его прибытие.
Акт 2
[ редактировать ]Спальня Марселя, несколько дней спустя
[ редактировать ]Марсель просыпается с похмелья и, к своему ужасу, обнаруживает, что шишка на кровати рядом с ним - это не его домашняя собака, как он предполагал, а Лулу. Она понятия не имеет, как попала сюда прошлой ночью, как и Марсель. [ н 1 ] Она пишет отцу записку с просьбой принести ей повседневную одежду, в которой она сможет пойти домой. Марсель получает письмо от своего крестного отца, в котором он объявляет о званом ужине-сюрпризе для помолвленной пары. Лулу не это имеет в виду: ее свидание с Принсом — более привлекательная перспектива. Она пишет ему записку. Записка случайно попадает в конверт, адресованный ее отцу, а предназначенное ему письмо — в конверт, адресованный принцу.
Клэр приезжает навестить Марселя. Лулу прячется под кроватью, где притворяется мышкой, пока Клэр наконец не убегает. Лулу забирается обратно в кровать – как раз в тот момент, когда входит Ван Путцебум и обнаруживает, что, по его мнению, помолвленная пара предается небольшому добрачному знакомству. Приходит отец Лулу и сообщает, что Филипп рано вернулся со своих военных обязанностей и ожидается в любой момент. Вскоре прибывают принц, Ван Путцебум и Филипп. Первые двое по очереди укрываются в ванной, когда входит следующий вновь прибывший.
Филипп приходит к выводу, что Марсель и Лулу обманули его, и решает отомстить. Он притворяется, что знает актера, который готов выдать себя за мэра и провести имитацию свадебной службы между Лулу и Марселем. Принц выходит из ванной и требует знать, что происходит. Лулу объясняет:
Акт 3
[ редактировать ]Сцена 1: ЗАГС в ратуше.
[ редактировать ]Присутствуют все друзья Лулу. Входит мэр, и те, кто участвует в обмане, комментируют замечательное выдание Тото за настоящего мэра. Церемония окончена, и Лулу очень хочется отправиться на свидание с принцем. Филипп сообщает Марселю, что никакого подражания не было: настоящий мэр только что провел действительную церемонию, а Марсель и Лулу - муж и жена. Марсель теряет сознание. Узнав правду, Клэр тоже теряет сознание.
Сцена 2: Квартира Лулу, позже в тот же день.
[ редактировать ]Принц ждет Лулу в ее спальне. Когда она выходит из платья и попадает в его объятия, появляется Марсель, чтобы сообщить новость о том, что «фиктивная» свадьба на самом деле была настоящей. Лулу не впечатляет то, что он так напуган тем, что женился на ней: «Я не понимаю, почему вы так против этой идеи: я здоров и здоров и довольно популярен». [ 11 ] Понимая, что теперь она замужем, она снова надевает одежду. Марсель выбрасывает одежду принца из окна спальни, запирает их двоих и мчится в местный полицейский участок, возвращаясь с инспектором, чтобы стать свидетелем того, как принц и Лулу находятся на месте преступления (или Così fan tutte , как это называет принц). . [ 12 ] Инспектор, ссылаясь на дипломатическую неприкосновенность, отказывается принимать меры против членов королевской семьи, путешествующих инкогнито. Когда он уходит, входит Филипп, и Марсель делает вторую попытку. Поскольку принц все еще без брюк, Марсель достает револьвер и заставляет Филиппа снять брюки и передать их принцу, который затем уходит. При этом инспектор возвращается с подарком цветов для Лулу. Увидев мужчину без брюк, который явно не принадлежит к королевской семье, он рад выступить в роли свидетеля.
Брак может быть аннулирован. Филипп убежден, что Марсель и Лулу его не предали. Когда он и Лулу становятся нежными, Марсель уходит, посылая им обоим воздушный поцелуй и предлагая Филиппу: «Присмотри за Лулу!»
- Источник: Мандер и Митченсон. [ 13 ]
Критический прием
[ редактировать ]В The Daily News Джон Чепмен считал, что тщательно продуманный декор Сесила Битона и слишком настойчивая попытка быть смешным со стороны некоторых актеров отягощают произведение. [ 14 ] В «Нью-Йорк Таймс » Брукс Аткинсон похвалил остроумие диалога Кауарда, но обнаружил избыток «игры… изобилие актеров не вызывает энтузиазма у публики». [ 15 ]
Когда спектакль открылся в Лондоне, отзывы об актерском составе и постановке были лучше, но в целом считалось, что спектакль имел лишь частичный успех. Газета New York Times процитировала лондонского критика: «Я ушел, размышляя о том, что Ноэль Кауард — это Ноэль Кауард, французский фарс — это французский фарс, и им никогда не следует встречаться». [ 16 ] Гарольд Хобсон в «Санди Таймс» согласился: «Если «Забота о Лулу!» — это лишь половина успеха, причины более чем лестные для всех, кого это касается. Проблема в том, что мистер Кауард слишком остроумен, а мисс Ли слишком красива. В игре « Забота о Лулу! » красота и остроумие так же необходимы, как персиковая мельба на Северном полюсе». [ 17 ]
Возрождения и адаптации
[ редактировать ]Спектакль был возрожден на фестивале в Чичестере в 1978 году в постановке Патрика Гарланда , которая была передана в театр Хеймаркет в Лондоне, где было проведено 56 представлений. Джеральдин Макьюэн сыграла Лулу, Клайв Фрэнсис — Марселя, а Гэри Рэймонд — Филиппа. [ 18 ]
Брайан Рикс и его компания представили телевизионную версию пьесы в 1967 году с Риксом в роли Марселя, Элспет Грей в роли Лулу и Антоном Роджерсом в роли Филиппа. [ 19 ] [ н 2 ]
Примечания, ссылки и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ В оригинале Фейдо намек на то, что эти двое, возможно, делали в постели больше, чем просто сон, сильнее, чем в версии Кауарда, но вопрос остается без ответа в обеих версиях. [ 9 ]
- ↑ Телевизионная программа BBC под названием «Следи за Амели» в 1973 году была адаптацией оригинала Фейдо, а не версии Кауарда. [ 20 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Мандер и Митченсон, с. 475
- ^ «Палас-Театр», The Times , 17 ноября 1956 г., стр. 2; Тайнан, Кеннет. «В театре», The Observer , 18 ноября 1956 г., стр. 13; и Тревин, Дж. К. «Мир театра», Illustrated London News , 1 декабря 1956 г., стр. 942
- ^ Трус (1982), с. 381
- ^ Цитируется в Лесли, с. 382
- ^ Хоар, с. 48
- ^ Мандер и Митченсон, с. 469
- ^ Пейн, с. 81; и «Таймс» , 2 декабря 1959 г., с. 2
- ^ Мандер и Митченсон, с. 471
- ^ Фейдо, стр. 132–133
- ^ Трус (1994), с. 196
- ^ Трус (1994), стр. 222–223.
- ^ Трус (1994), с. 226
- ^ Мандер и Митченсон, стр. 471–474.
- ^ Чепмен, Джон. «Позаботьтесь о Лулу», французский фарс в слишком изысканной упаковке», The Daily News , 5 марта 1959 г., стр. 69
- ^ Аткинсон, Брукс. «Неистовый фарс; открывается книга Ноэля Кауарда «Присмотри за Лулу», The New York Times , 4 марта 1959 г., стр. 35
- ^ «Трусливая игра в Лондоне; открывается фильм «Позаботьтесь о Лулу» - критики хвалят Вивьен Ли», The New York Times , 30 июля 1959 г., стр. 20
- ^ Цитируется в Лесли, с. 388
- ^ Мандер и Митченсон, с. 476
- ^ «Забота о Лулу» , BBC Genome. Проверено 23 июня 2020 г.
- ^ "Ох Ла Ла от Патрика Каргилла!" [ постоянная мертвая ссылка ] , Геном BBC. Проверено 23 июня 2020 г.
Источники
[ редактировать ]- Трус, Рождество (1982). Грэм Пейн ; Шеридан Морли (ред.). Дневники Ноэля Кауарда (1941–1969) . Лондон: Метуэн. ISBN 978-0-297-78142-4 .
- Трус, Ноэль (1994). Трус: Пьесы, Пять . Лондон: Метуэн. ISBN 978-0-413-51740-1 .
- Фейдо, Жорж (1995). Генри Гидель (ред.). Береги Амели!: спектакль в трех действиях и четырех сценах (на французском языке). Париж: Общая библиотека Франции. ISBN 978-2-253-13723-8 .
- Хоар, Филип (1995). Ноэль Кауард, Биография . Лондон: Синклер-Стивенсон. ISBN 978-1-4081-0675-4 .
- Лесли, Коул (1976). Жизнь Ноэля Кауарда . Лондон: Кейп. ISBN 978-0-224-01288-1 .
- Мандер, Раймонд ; Джо Митченсон (2000) [1957]. Барри Дэй; Шеридан Морли (ред.). Театральный товарищ труса (второе изд.). Лондон: Книги Оберона. ISBN 978-1-84002-054-0 .
- Пейн, Грэм (1994). Моя жизнь с Ноэлем Кауардом . Нью-Йорк: Книги Аплодисментов. ISBN 978-1-55783-190-3 .