Jump to content

Гипотеза фрустрации-агрессии

Гипотеза фрустрации-агрессии , также известная как теория фрустрации-агрессии-вытеснения , представляет собой теорию агрессии , предложенную Джоном Доллардом , Нилом Миллером , Леонардом Дубом , Орвалом Моурером и Робертом Сирсом в 1939 году. [ 1 ] и далее развит Нилом Миллером в 1941 году. [ 2 ] и Леонард Берковиц в 1989 году. [ 3 ] Теория утверждает, что агрессия является результатом блокирования или срыва усилий человека по достижению цели. [ 4 ]

Впервые сформулированная гипотеза утверждала, что фрустрация всегда предшествует агрессии, а агрессия является неизбежным следствием фрустрации. [ 1 ] Однако два года спустя Миллер [ 2 ] и Сирс [ 5 ] переформулировал гипотезу, предположив, что, хотя фрустрация создает потребность в ответе, одним из возможных последствий является некоторая форма агрессии. Таким образом, в переформулированной гипотезе говорилось, что, хотя фрустрация вызывает поведение, которое может быть или не быть агрессивным, любое агрессивное поведение является результатом фрустрации, что делает фрустрацию не достаточным, но необходимым условием для агрессии. [ 6 ]

Гипотеза пытается объяснить, почему люди становятся козлами отпущения . [ 7 ] Он пытается дать объяснение причине насилия. [ 8 ] По мнению Долларда и его коллег, фрустрация — это «состояние, которое существует, когда целевая реакция подвергается вмешательству», тогда как агрессия определяется как «действие, целевой реакцией которой является повреждение организма (или суррогатного организма)». Теория утверждает, что разочарование вызывает агрессию, но когда источник разочарования не может быть устранен, агрессия смещается на невинную цель. Например, если мужчину не уважают и унижают на работе, но он не может на это отреагировать из-за страха потерять работу, он может пойти домой и выместить свой гнев и разочарование на своей семье. Эта теория также используется для объяснения бунтов и революций, которые, как полагают, вызваны более бедными и обездоленными слоями общества, которые могут выражать свое сдерживаемое разочарование и гнев посредством насилия. [ 8 ]

Хотя некоторые исследователи раскритиковали эту гипотезу и предложили смягчающие факторы между фрустрацией и агрессией, [ 9 ] [ 10 ] несколько эмпирических исследований смогли подтвердить это как есть. [ 11 ] [ 12 ] В 1989 году Берковиц расширил эту гипотезу, предположив, что негативный аффект и личные атрибуции играют важную роль в том, провоцирует ли фрустрация агрессивное поведение. [ 13 ]

Гипотеза фрустрации-агрессии возникла в 1939 году в виде монографии, опубликованной Институтом человеческих отношений Йельского университета. Психологами Йельского университета, написавшими монографию, были Джон Доллард, Леонард Дуб, Нил Миллер, О. Х. Моурер и Роберт Сирс. [ 1 ] Книга основана на многочисленных исследованиях, проведенных группой и затронувших различные дисциплины, включая психологию , антропологию и социологию . Марксизм , психоанализ и бихевиоризм использовались группой Йельского университета на протяжении всего их исследования. Их работа «Фрустрация и агрессия» (1939) вскоре оказала влияние на объяснение теорий агрессивного поведения. [ 14 ] Их теория применима не только к людям, но и к животным. Книга вызвала споры по этому поводу, в результате которых было опубликовано более семи статей с критикой новой теории. « Психологический обзор» и «Чтение по социальной психологии» — две газеты, в которых опубликованы статьи на эту тему. Многие социологи отвергли довольно строгое определение реакций фрустрации, а также то, как определяется концепция фрустрации сама по себе. [ 15 ] К 1941 году группа Йельского университета изменила свою теорию после многочисленных критиков и исследований, опубликованных другими психологами. После этого многие пионеры в мире социальных наук модифицировали и дополнили свои знания исходной теорией. [ 1 ]

В 1989 году Берковиц опубликовал статью « Гипотеза фрустрации-агрессии: исследование и переформулировка» , в которой рассматривалась противоречивость эмпирических исследований, направленных на проверку гипотезы, а также ее критика. Он предложил модификацию гипотезы, которая учитывала бы негативный аффект и индивидуальные атрибуции. [ 13 ] Совсем недавно Брейер и Элсон опубликовали подробный обзор теории фрустрации-агрессии. [ 16 ] . Авторы заявили, что, несмотря на большое количество эмпирических исследований, изучающих связь между фрустрацией и агрессивным поведением, наблюдается снижение количества исследований, конкретно касающихся гипотезы фрустрации-агрессии. Брейер и Элсон предполагают, что полезно использовать гипотезу фрустрации-агрессии в качестве теоретической основы для литературы по агрессии и что эта теория может найти новые применения в других областях, таких как медиапсихология. [ 16 ]

Переформулировка и дополнения к гипотезе

[ редактировать ]

В 1941 году группа Йельского университета уточнила свое первоначальное утверждение, которое заключалось в том, что «возникновение агрессивного поведения всегда предполагает существование фрустрации и, наоборот, что существование фрустрации всегда приводит к той или иной форме агрессии». [ 1 ] Как бы то ни было, вторая часть этой гипотезы заставляет читателей думать, что фрустрация может иметь следствием только агрессию, и она не допускает возможности того, что другие реакции могут возникнуть и перевесить реакцию агрессии. Таким образом, Йельская группа переформулировала гипотезу следующим образом: «Фрустрация вызывает ряд различных типов реакции, одной из которых является агрессия». [ 17 ] Благодаря этой новой формулировке исследователи оставили больше места идее о том, что агрессивные импульсы — не единственные виды, которые могут возникнуть, когда человек чувствует разочарование. Другие импульсы, такие как страх наказания, могут перевешивать или даже ослаблять побуждения к агрессии до тех пор, пока они не исчезнут, что объясняет ситуации, когда фрустрация не приводит к открытой агрессии. [ 17 ]

В своей статье, опубликованной в 1941 году, Грегори Бейтсон рассмотрел гипотезу фрустрации-агрессии под культурным углом зрения. По его мнению, культура была неявно вовлечена в саму гипотезу, поскольку она имела дело с человеческим поведением, которое всегда формируется и находится под влиянием окружающей среды, будь то социальной или культурной. [ 18 ] Он заявил, что эту гипотезу легче применить к людям, чья культура изображает жизнь как серию нейтральных или разочаровывающих событий, ведущих к удовлетворительным целям. Это относится и к европейской культуре, и к ятмулов культуре культуре труднее . Однако применить эту гипотезу к балийской . Действительно, балийских детей учат получать удовольствие и удовлетворение от шагов, ведущих к их целям, не дожидаясь кульминации удовлетворения от достижения таких целей. [ 18 ] Следуя той же мысли, Артур Р. Коэн считал социальные нормы важным фактором того, будет ли агрессия следовать за фрустрацией. [ 19 ] В 1955 году он опубликовал результаты проведенного им исследования с участием 60 студенток, которое показало, что люди с меньшей вероятностью проявляют агрессию, когда социальные стандарты подвергаются стрессу. [ 19 ] Более того, он опирался на то, что ранее утверждали Дуб и Сирс, а именно, что демонстрация агрессивного поведения будет зависеть от ожидания наказания. [ 20 ] Действительно, результат Коэна показал, что люди с меньшей вероятностью будут демонстрировать агрессию по отношению к агенту фрустрации, если последний является авторитетной фигурой. [ 19 ] Он также исследовал заявление Николаса Пасторе о том, что агрессия с большей вероятностью последует в контексте произвольного контекста по сравнению с непроизвольным, и пришел к тем же выводам. [ 19 ]

Коэффициент обоснования

[ редактировать ]

Теория фрустрации-агрессии изучается с 1939 года и в нее вносились модификации. Дилл и Андерсон провели исследование, выясняя, различается ли враждебная агрессия в условиях оправданного и неоправданного фрустрации по сравнению с контрольным состоянием, которое не вызывает фрустрации. [ 21 ] Учебное задание требовало от участников научиться и сделать птицу -оригами . Экспериментальная процедура включала фазу обучения и фазу складывания. На этапе обучения участнику в паре с сообщником только один раз показывали, как складывать птицу. Фаза складывания была рассчитана по времени, и каждый испытуемый должен был сделать птицу в одиночку как можно быстрее и точнее. Во всех условиях экспериментатор начинал предъявлять инструкции нарочито быстро. Условия различались в зависимости от того, как экспериментатор реагировал на просьбу конфедерата замедлиться. В условиях контроля отсутствия фрустрации экспериментатор извинялся и замедлял темп. В состоянии необоснованной фрустрации экспериментатор выявил желание уйти как можно быстрее по личным причинам. В состоянии оправданного разочарования экспериментатор выявил необходимость как можно быстрее очистить комнату по требованию руководителя. Затем испытуемым были розданы анкеты об уровне их агрессии, а также анкеты о компетентности исследовательского персонала. Им сказали, что эти анкеты определят, получат ли научные сотрудники финансовую помощь или устные выговоры и сокращение финансовых вознаграждений. Вопросы, представленные в анкете, были разработаны так, чтобы отразить компетентность и привлекательность исследовательского персонала. Дилл и Андерсон обнаружили, что участники в состоянии неоправданного разочарования оценивали исследовательский персонал как менее способный и менее симпатичный, зная, что это повлияет на их финансовое положение как аспирантов. Группа оправданного разочарования оценила персонал как менее приятный и менее компетентный, чем контрольная группа, но выше по обеим оценочным шкалам, чем участники группы необоснованного состояния. Авторы пришли к выводу, что неоправданная фрустрация приводит к большему уровню агрессии по сравнению с оправданной фрустрацией, что, в свою очередь, приводит к более высокому уровню агрессии по сравнению с ситуациями без фрустрации. [ 21 ]

Реформулировка Леонарда Берковица

[ редактировать ]

В 1964 году Леонард Берковиц заявил, что для того, чтобы агрессия имела место, необходим стимул агрессии. Затем в 1974 и 1993 годах он модифицировал гипотезу фрустрации/агрессии в теорию, которая устранила важность агрессивных сигналов для агрессивного поведения. Иными словами, чрезвычайно разгневанный субъект будет проявлять агрессию, даже если сигнал агрессии отсутствует. Самая провокационная теория, предложенная Берковицем, - это его гипотеза «агрессивных сигналов», утверждающая, что для маленьких детей предыдущее воздействие любых объектов или событий, таких как игрушки с боевым оружием, демонстрирующие разрушающие эффекты, будет работать как агрессивные сигналы, увеличивающие вероятность агрессивного поведения. В модификации гипотезы фрустрации/агрессии Берковица обсуждалось, что агрессивное поведение возникает из-за внутренних сил, таких как гнев, агрессивные привычки и внешние стимулы. Эти теории помогают объяснить причины возникновения агрессии, но плохо объясняют процедуру развития агрессивных привычек в агрессивные стимулы. [ 22 ]

В своей статье, опубликованной в 1980 году, Леонард Берковиц далее обсудил взаимосвязь между фрустрацией и уровнем агрессии, добавив дифференциацию между внутренней и внешней реакцией на фрустрацию. В своей первой части эксперимента он обнаружил, что для обоих типов фрустрации (законной и незаконной) по сравнению с контрольной группой, успешно выполнившей задание, внутренняя реакция измерялась частотой сердечных сокращений и рейтингом по трем 21-ступенчатым биполярным шкалам. показывает отличный уровень. Тем не менее, не существует существенной разницы во внутренней реакции между легитимными и нелегитимными группами. Во второй части эксперимента, когда две предыдущие группы, испытывающие законную и нелегитимную фрустрацию, сталкиваются с невиновным партнером для выполнения несвязанной задачи, группа с предыдущей нелегитимной фрустрацией демонстрирует большую внешнюю реакцию, которая представляет собой открыто карательные действия по отношению к невиновному партнеру, чем группа, испытавшая ранее законное разочарование, делает это. [ 23 ]

Теория когнитивной согласованности

[ редактировать ]

Теории когнитивной последовательности предполагают, что «когда две или более одновременно активные когнитивные структуры логически несовместимы, возбуждение увеличивается, что активирует процессы с ожидаемыми последствиями в виде увеличения последовательности и уменьшения возбуждения». [ 24 ] Определяя фрустрацию как возникающую из воспринимаемого сопротивления достижению определенной цели, фрустрацию можно концептуализировать как возникающую из несоответствия между воспринимаемой ситуацией и желаемой или ожидаемой ситуацией; то есть наличие предварительных условий, необходимых для выполнения некоторой внутренней последовательности ответов. [ 25 ] В этом подходе агрессивное поведение направлено на принудительное манипулирование восприятием, чтобы оно соответствовало ожидаемой ситуации. [ 24 ] [ 26 ] [ 27 ] Более того, этот подход помещает агрессию в более широкий контекст снижения непоследовательности , также включающий страх и любопытство . Действительно, в зависимости от размера несоответствия и конкретного контекста, разочарование также может быть одним из факторов, вызывающих как страх, так и любопытство. [ 24 ] [ 26 ] [ 27 ] и Грей (1987; стр. 205) [ 28 ] даже пришел к выводу, что «страх и разочарование — это одно и то же».

Нейробиологические факторы

[ редактировать ]

Некоторые исследования показали, что разочаровывающие и в равной степени угрожающие события могут вызывать чувство агрессии. Это основано на том, что одна из наших нейронных систем отвечает за выполнение основных реакций на угрозу. [ 29 ] Так получилось, что одной из основных реакций этой системы является агрессия. Система состоит из миндалевидного тела и проходит от него к гипоталамусу и, наконец, к околоводопроводному серому веществу (PAG). [ 30 ] Если говорить более подробно, исследования показывают, что, когда кто-то испытывает угрозу или расстраивается из-за некоторых раздражителей, активируются части нашей лобной коры, то есть орбитальная, медиальная и вентролатеральная лобная кора, которая работает в тандеме с нашей системой реагирования на угрозу, миндалевидным телом-гипоталамусом. -ПАГ. [ 31 ] Проще говоря, угрожающие события генерируют больше потенциалов действия в областях лобной коры, которые затем передаются на миндалину-гипоталамус-ПАГ. Именно в этой базовой системе реагирования на угрозы решение о том, какой ответ следует принять, основано на информации, полученной из областей лобной коры. Как уже упоминалось, существуют различные степени и реакции, которые могут закрепиться у животного в случае разочаровывающего события. Не было доказано, что это мешает основным схемам на уровне нейронов и просто означает, что определенные стимулы генерируют больше потенциалов действия, чем другие, и, следовательно, более сильные реакции, чем другие, соответственно. Учитывая это, животные изображают иерархию реакций в начале разочаровывающего события. Например, когда воспринимается низкий уровень опасности, система реагирования на угрозу вызывает замирание животного; более близкие субъекты угрозы вызывают бегство из своего окружения, и, наконец, когда источник угрозы настолько близок, что побег больше невозможен, система схемы угрозы вызывает у животного реактивную агрессию. [ 32 ] Это означает, что чем ближе к нам предъявляется фрустрирующий стимул, тем больше шансов, что наши основные системы реагирования будут активированы и, таким образом, вызовут соответствующее поведение. Более того, некоторые исследования показали, что «люди с повышенной восприимчивостью к фрустрации [продемонстрировали] большую активность в этих областях [амигдала-гипоталарма-ПАГ] в ответ на фрустрирующие события по сравнению с людьми с меньшей восприимчивостью». [ 33 ] Это исследование предполагает, что люди, которые легче других расстраиваются, демонстрируют большую активность в лобной коре, связанной с миндалевидным телом-гипоталамусом-ПАГ, системой, которая заставляет нас действовать, при наличии достаточно сильного стимула, агрессивно со ссылкой на исследования. под рукой.

Эмпирические исследования

[ редактировать ]

Одно исследование Уильямса [ 34 ] изучили влияние содержания насилия и разочарования в игровом процессе и оценили, как эти факторы связаны с агрессивной личностью (т. е. чертой враждебности). В его исследовании были собраны данные 150 студентов мужского пола. Исследование состояло из двух этапов. Первый этап длился 45 минут и проходил в большой группе. На этом этапе участникам было предложено заполнить серию анкет, в которых оценивались их игровые привычки и агрессия. Второй этап представлял собой индивидуальную сессию с каждым участником. На этом этапе участники играли в видеоигры, и им было назначено одно из четырех условий: 1) видеоигра с содержанием насилия в низком/не разочаровывающем режиме, 2) видеоигра с содержанием насилия в режиме фрустрации, 3) видеоигра с ненасильственным содержанием в низком/нераздражающем режиме. нефрустрирующий режим и 4) видеоигра с ненасильственным содержанием в режиме фрустрации. В рамках неприятных условий участникам сообщили, что их результаты будут сравниваться с результатами других участников и что более высокие результаты будут вознаграждены подарочной картой на 100 долларов. После этого участники заполнили анкету, аналогичную первому этапу. В конечном итоге это исследование показало, что воздействие жестокого контента повлияло на агрессивные реакции участников при игре в видеоигры. Он также обнаружил, что разочарование игровым процессом столь же, если не сильнее, влияло на агрессивные реакции участников. Участники, которые столкнулись с жестоким контентом и выразили разочарование игровым процессом, сообщили о самых высоких показателях враждебности.

Еще одно исследование Шакмана и Поллака. [ 35 ] проверили влияние физического насилия над детьми на их реактивную агрессию. Авторы проверили взаимосвязь между индивидуальными различиями в обработке социальной информации, историей физического насилия, негативным аффектом детей и их агрессивным поведением. В ходе исследования были собраны данные о 50 мальчиках из государственных школ Мэдисона, штат Висконсин. В этой выборке 17 детей в анамнезе подвергались физическому обращению. Семьи посетили два отдельных занятия в лаборатории. На первом занятии дети выполняли эмоциональную странную задачу, при этом их нервные реакции записывались с помощью потенциалов, связанных с событиями (ERP). После выполнения этого задания родители и дети участвовали в полуструктурированном диадическом взаимодействии, которое включало в себя оценку исследователями направленной на ребенка родительской враждебности в течение 10-минутного взаимодействия. Затем семьи возвращались в лабораторию через 2–20 дней для второго сеанса эксперимента. На втором занятии детям предлагалось принять участие в провокационном задании, целью которого было вызвать реактивную агрессивную реакцию. Всем семьям заплатили по 50 долларов за участие и провели опрос. Авторы сообщили, что дети, подвергавшиеся физическому жестокому обращению, проявляли более сильный негативный аффект и агрессивное поведение по сравнению с детьми, которые не подвергались физическому жестокому обращению. Эти отношения были опосредованы вниманием детей к сердитым лицам, что измерялось ERP. В конечном счете, эти результаты показывают, что физическое жестокое обращение с детьми приводит к тому, что ребенок нарушает регуляцию своего негативного аффекта и агрессии.

Публикация « Разочарования и агрессии» вызвала критику со стороны ряда учёных, в том числе специалистов по поведению животных , психологов и психиатров . [ 25 ] Например, Сьюард, изучавший поведение крыс, предположил, что агрессия также может быть вызвана борьбой за доминирование, которая для него отличалась от разочарования. [ 36 ] Дурбин и Боулби , наблюдая за обезьянами и детьми, разделили причины начала драки на три различные категории. В то время как одной из категорий было разочарование, две другие были классифицированы как споры о владении и негодование по поводу вторжения незнакомца. [ 37 ] Отвечая на эту критику, Берковиц предположил, что разногласия вокруг гипотезы фрустрации-агрессии коренятся в отсутствии общего определения фрустрации. Он утверждал, что если фрустрация определяется как реакция на блокировку влечения или прерывание некоторой внутренней последовательности реакций, то эти различные причины агрессии фактически подпадают под категорию фрустрации. [ 25 ]

Более поздние исследования были сосредоточены больше на уточнении гипотезы, а не на отрицании ее правильности. В одном из более ранних исследований, последовавших за публикацией книги Долларда и др., Пасторе утверждал, что [ 9 ] что гипотеза должна различать произвольные и непроизвольные ситуации, поскольку непроизвольные ситуации уменьшают агрессивность реагирования. В этом исследовании участникам из выборки из 131 студента колледжа было предложено вербальное описание двух типов ситуаций: произвольных и непроизвольных. Одним из примеров произвольной ситуации был случай, когда водитель автобуса намеренно проезжал мимо него, ожидая на нужных остановках. В одном из примеров непроизвольная ситуация была описана как проезд мимо автобуса, при этом он был специально отмечен как направляющийся в гараж. Результаты исследования показали, что произвольность ситуации является важным фактором, вызывающим агрессивное поведение в фрустрирующих ситуациях, причем произвольные ситуации вызывают еще большую агрессию.

Опираясь на работу Пасторе, в своем эмпирическом исследовании 1955 года Коэн подтвердил [ 10 ] что произвольность ситуации влияет на уровень агрессивности. Однако исследование также подтвердило его гипотезу о том, что в гипотезе фрустрации-агрессии необходимо учитывать еще два фактора. Этими факторами являются социальные нормы и отношения с фрустрирующим агентом. В его исследовании 60 участников-добровольцев оценивали 14 утверждений по уровням прогнозируемой агрессивности. Коэн обнаружил, что люди склонны реагировать менее агрессивно, если фрустрирующим агентом является авторитетная фигура, а не друг, и что люди реагируют на фрустрацию с меньшей агрессией, если этого требуют социально принятые нормы. Берковиц обратился к этой критике в своей статье 1989 года и предположил, что разочарование и, в конечном итоге, агрессия возникают, когда люди думают, что их намеренно и ошибочно удерживали на пути к их цели. [ 13 ]

Некоторые источники предполагают, что этому факту мало эмпирического подтверждения, хотя исследователи изучали его более шестидесяти лет. [ 7 ] Кроме того, эта теория предполагает, что разочарованные и предвзятые люди должны действовать более агрессивно по отношению к чужим группам, против которых они имеют предубеждения, но исследования показали, что они более агрессивны по отношению ко всем. [ 7 ]

Гипотеза фрустрации-агрессии предполагает, что агрессия сопровождается или вызывается чувством фрустрации, как это предложила группа Йельского университета. Тем не менее, другие исследования подтверждают противоречивые утверждения. В некоторых исследованиях было показано, что некоторые субъекты не реагируют агрессивно на разочарование, учитывая их личный, моральный и образовательный опыт. Например, в индийской культуре используется сатьяграха , что означает «ненасильственное сопротивление» пусковому механизму. Махатма Ганди проиллюстрировал эту технику, которая, по сути, осуждает принципы теории фрустрации-агрессии, поскольку он воздерживался от чувства этих врожденных желаний. [ 38 ]

Действительно, эта гипотеза не принимает во внимание индивидуальность человека. По мнению Диксона и Джонсона, два человека могут по-разному реагировать на одни и те же стимулы фрустрации. Например, некоторые могли агрессивно отреагировать во время движения по шоссе после того, как их подрезала другая машина, тогда как другие с другим темпераментом не могли на это отреагировать. Однако теория предполагает, что если два разных человека получат одинаковые стимулы фрустрации, они будут реагировать одинаково или одинаково агрессивно. [ 39 ]

Гипотеза группы Йельского университета не объясняет, почему агрессивное поведение может проявляться в различных социальных средах без предварительной провокации или чувства фрустрации. Однако, по мнению Гросса и Остермана, люди могут потерять чувство уникальности в массовом социальном контексте, поскольку это имеет тенденцию деиндивидуализировать их. [ 40 ] Например, люди могут вести себя агрессивно, когда они находятся с друзьями или в большой толпе (например, во время просмотра хоккейного матча), но могут не вести себя агрессивно, когда они одни (например, смотрят игру в одиночестве дома). Когда люди находятся в толпе, они с большей вероятностью потеряют чувствительность к собственным действиям и с меньшей вероятностью возьмут на себя ответственность. Это явление известно как деиндивидуализация . [ 40 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и Доллард, Джон; Миллер, Нил Э.; Дуб, Леонард В.; Моурер, Орвал Х.; Сирс, Роберт Р. (1939). Разочарование и агрессия . Нью-Хейвен, Коннектикут, США: Издательство Йельского университета. дои : 10.1037/10022-000 . ОСЛК   256003 .
  2. ^ Jump up to: а б Миллер, Нил Э.; и др. (1941). «Гипотеза фрустрации-агрессии» . Психологический обзор . 48 (4): 337–342. дои : 10.1037/h0055861 . АПА
  3. ^ Берковиц, Леонард (1989). «Гипотеза фрустрации-агрессии: исследование и переформулировка» . Психологический вестник . стр. 59–73. дои : 10.1037/0033-2909.106.1.59 .
  4. ^ Фридман, Ховард С.; Шустак, Мириам В. (2014). Личность: классические теории и современные исследования (5-е изд.). Бостон: Пирсон. стр. 204–207.
  5. ^ Сирс, Роберт Р. (1941). «Неагрессивные реакции на фрустрацию» . Психологический обзор . 48 (4): 343–346. дои : 10.1037/h0059717 . АПА
  6. ^ Зиллманн, Дольф (1979). Враждебность и агрессия . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates. стр. 126–133.
  7. ^ Jump up to: а б с Уитли, Бернард Э.; Кайт, Мэри Э. (2009). Психология предрассудков и дискриминации (2-е изд.). Белмонт, Калифорния, США: Уодсворт. ISBN  978-0495811282 .
  8. ^ Jump up to: а б «Причина насилия» . 21 мая 2012 г.
  9. ^ Jump up to: а б Пасторе, Николас (1952). «Роль произвола в гипотезе фрустрации-агрессии». Журнал аномальной и социальной психологии . 47 (3): 728–731. дои : 10.1037/h0060884 . ПМИД   12980780 . АПА
  10. ^ Jump up to: а б Коэн, Артур Р. (1955). «Социальные нормы, произвольность фрустрации и статус агента фрустрации в гипотезе фрустрации-агрессии». Журнал аномальной и социальной психологии . 51 (2): 222–226. дои : 10.1037/h0039947 . ПМИД   13263033 . АПА
  11. ^ Басс, Арнольд (1963). «Физическая агрессия по отношению к различным расстройствам». Журнал аномальной и социальной психологии . 67 (1): 1–7. дои : 10.1037/h0040505 . ПМИД   14017319 . АПА
  12. ^ Крегарман, Джон Дж.; Уорчел, Филип (1961). «Произвол фрустрации и агрессии». Журнал аномальной и социальной психологии . 63 (1): 183–187. дои : 10.1037/h0044667 . ПМИД   14459520 . АПА
  13. ^ Jump up to: а б с Берковиц, Леонард (1989). «Гипотеза фрустрации-агрессии: исследование и переформулировка». Психологический вестник . 106 (1): 59–73. дои : 10.1037/0033-2909.106.1.59 . ПМИД   2667009 . S2CID   14314447 . АПА
  14. ^ Йост, Джон (2017). «Гипотеза фрустрации-агрессии». Британская энциклопедия .
  15. ^ Арчер, Джон (1988). «Поведенческая биология агрессии». Великобритания: Издательство Кембриджского университета : 11.
  16. ^ Jump up to: а б Брейер, Йоханнес; Элсон, Мальте (2017). «Теория фрустрации-агрессии» . Справочник Wiley по насилию и агрессии . Американское онкологическое общество. стр. 1–12. дои : 10.1002/9781119057574.whbva040 . ISBN  9781119057550 .
  17. ^ Jump up to: а б Миллер, штат Нью-Йорк (1941). «I. Гипотеза фрустрации-агрессии». Психологический обзор . 48 (4): 337–342. дои : 10.1037/h0055861 .
  18. ^ Jump up to: а б Бейтсон, Грегори (1941). «IV. Гипотеза фрустрации-агрессии и культура». Психологический обзор . 48 (4): 350–355. дои : 10.1037/h0055948 .
  19. ^ Jump up to: а б с д Коэн, Артур Р. (1955). «Социальные нормы, произвольность фрустрации и статус агента фрустрации в гипотезе фрустрации-агрессии». Журнал аномальной и социальной психологии . 51 (2): 222–226. дои : 10.1037/h0039947 . ПМИД   13263033 .
  20. ^ Дуб, Леонард В.; Сирс, Роберт Р. (1939). «Факторы, определяющие замещающее поведение и явное выражение агрессии». Журнал аномальной и социальной психологии . 34 (3): 293–313. дои : 10.1037/h0059513 .
  21. ^ Jump up to: а б Дилл, Джоди С.; Андерсон, Крейг А. (1995). «Влияние оправдания фрустрации на враждебную агрессию». Агрессивное поведение . 21 (5): 359–369. doi : 10.1002/1098-2337(1995)21:5<359::AID-AB2480210505>3.0.CO;2-6 . .
  22. ^ Шаффер, Дэвид Р. (2009). Социальное и личностное развитие . США: Уодсворт. стр. 290, 291. ISBN.  978-0-495-60038-1 .
  23. ^ Берковиц, Леонард (1981). «О разнице между внутренней и внешней реакцией на законные и незаконные разочарования: демонстрация». Агрессивное поведение . 7 (2): 83–96. doi : 10.1002/1098-2337(1981)7:2<83::aid-ab2480070202>3.0.co;2-h . ISSN   1098-2337 .
  24. ^ Jump up to: а б с ван Кампен, HS (2019). «Принцип последовательности, причина и функция поведения». Поведенческие процессы . 159 : 42–54. дои : 10.1016/j.beproc.2018.12.013 . ПМИД   30562561 . S2CID   56478466 .
  25. ^ Jump up to: а б с Берковиц, Леонард (1962). Агрессия: социально-психологический анализ . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: McGraw-Hill.
  26. ^ Jump up to: а б Хебб, DO (1949). Организация поведения . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Уайли.
  27. ^ Jump up to: а б Арчер, Дж. (1976). «Организация агрессии и страха у позвоночных». В Бейтсоне, PPG; Клопфер, ПХ (ред.). Перспективы этологии (Том 2) . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Пленум. стр. 231–298.
  28. ^ Грей, Дж. А. (1987). Психология страха и стресса (2-е изд.) . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.
  29. ^ Леонард, Берковиц (1974). «Некоторые детерминанты импульсивной агрессии: роль опосредованных ассоциаций с подкреплением агрессии». Психологический обзор . 81 (2): 165–176. дои : 10.1037/h0036094 . ПМИД   4594043 .
  30. ^ Блэр, Р.Дж. (2010). «Психопатия, разочарование и реактивная агрессия: роль вентромедиальной префронтальной коры». Британский журнал психологии . 101 (3): 383–399. дои : 10.1348/000712609X418480 . ПМИД   19321035 .
  31. ^ Грегг, Т.Р. (2001). «Британские структуры и нейротрансмиттеры, регулирующие агрессию у кошек: последствия для агрессии человека». Прогресс нейропсихофармакологии и биологической психиатрии . 25 (1): 91–140. дои : 10.1016/S0278-5846(00)00150-0 . ПМИД   11263761 . S2CID   24497860 .
  32. ^ Бланшар, Роберт Дж.; Бланшар, Д. Кэролайн; Такахаши, Тошиаки; Келли, Майкл Дж. (1977). «Атака и защитное поведение крысы-альбиноса». Поведение животных . 25 (3): 622–634. дои : 10.1016/0003-3472(77)90113-0 . ПМИД   562631 . S2CID   38208898 .
  33. ^ Зигрист, Дж; Менрат, я; Стокер, Т; Кляйн, М; Келлерманн, Т; Шах, Нью-Джерси; и др. (2005). «Дифференциальная активация мозга в зависимости от разочарования в социальном вознаграждении». НейроОтчет . 16 (17): 1899–1903. дои : 10.1097/01.wnr.0000186601.50996.f7 . ПМИД   16272875 . S2CID   46427838 .
  34. ^ Уильямс, Кевин (2009). «Последствия разочарования, насилия и враждебности после игры в видеоигру». Массовая коммуникация и общество . 12 (3): 291–310. дои : 10.1080/15205430802461087 . S2CID   145426017 .
  35. ^ Шакман, Джессика Э.; Поллак, Сет Д. (2014). «Влияние физического насилия на регуляцию негативного аффекта и агрессии» . Развитие и психопатология . 26 (4 ч. 1): 1021–1033. дои : 10.1017/s0954579414000546 . ISSN   0954-5794 . ПМК   4608022 . ПМИД   24914736 .
  36. ^ Сьюард, JP (1945). «Агрессивное поведение крысы. III. Роль фрустрации». Журнал сравнительной психологии . 38 (4): 225–238. дои : 10.1037/h0054548 . АПА
  37. ^ Дурбин, EFM; Боулби, Дж. (1939). Личная агрессивность и война . Нью-Йорк: Колумбия.
  38. ^ Равиндран, ТК (1975). Вайккам Сатьяграха и Ганди . Тричур: Институт социального и культурного развития Шри Нараяны.
  39. ^ Диксон, ЛК; Джонсон, RRC (1980). Корни индивидуальности: обзор генетики человеческого поведения . Брукс / Паб Коул.
  40. ^ Jump up to: а б Снайдер, ЧР; Фромкин, Ховард Л. (1980). «Деиндивидуализация: потеря уникальности». Уникальность . Перспективы социальной психологии. Спрингер, Бостон, Массачусетс. стр. 177–193. дои : 10.1007/978-1-4684-3659-4_10 . ISBN  9781468436617 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8b6df791adc18bc94c52b67fbcf09fe8__1719500100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8b/e8/8b6df791adc18bc94c52b67fbcf09fe8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Frustration–aggression hypothesis - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)