Лукас Кранах Старший
Лукас Кранах Старший | |
---|---|
![]() Портрет Лукаса Кранаха Младшего , 1550 г. | |
Рожденный | Лукас Пейнтер в. 1472 |
Умер | 16 октября 1553 г. Веймар , Священная Римская империя | ( 1553-10-16 )
Известный | Рисование |
Движение | Немецкий Ренессанс |
Дети | 5, включая Ганса и Лукаса |
Покровитель(и) | Курфюрсты Саксонии |
Подпись | |
Лукас Кранах Старший (нем. Lucas Cranach der Ältere [ˈluːkas ˈkʁaːnax deːɐ̯ ˈʔɛltəʁə] ; ок. 1472 — 16 октября 1553) — эпохи Возрождения, немецкий художник и гравёр занимавшийся гравюрой на дереве и гравюрой . Большую часть своей карьеры он был придворным художником курфюрстов Саксонии и известен своими портретами как немецких принцев , так и лидеров протестантской Реформации , дело которых он поддержал с энтузиазмом. Он был близким другом Мартина Лютера . Кранах также рисовал религиозные сюжеты, сначала в католической традиции, а затем пытаясь найти новые способы передачи лютеранских религиозных проблем в искусстве. На протяжении всей своей карьеры он продолжал рисовать обнаженные предметы, взятые из мифологии и религии .
У Кранаха была большая мастерская, и многие его произведения существуют в разных версиях; его сын Лукас Кранах Младший и другие продолжали создавать версии произведений его отца в течение десятилетий после его смерти. Его считали самым успешным немецким художником своего времени. [ 1 ]
Ранняя и личная жизнь
[ редактировать ]
Он родился в Кронахе в верхней Франконии (ныне центральная Германия ), вероятно, в 1472 году. Точная дата его рождения неизвестна. Искусству рисования он научился у своего отца Ганса Малера (его фамилия означает «художник» и указывает на его профессию, а не на его происхождение, в соответствии с обычаями того времени и класса). [ 2 ] Его мать по фамилии Хюбнер умерла в 1491 году. Позже название места его рождения было использовано в качестве его фамилии, что было еще одним обычаем того времени. Как обучался Кранах, неизвестно, но, вероятно, это было у местных южногерманских мастеров, как, например, у его современника Маттиаса Грюневальда , который работал в Бамберге и Ашаффенбурге (Бамберг — столица епархии, в которой находится Кронах). [ 3 ] Есть также предположения, что Кранах провел некоторое время в Вене около 1500 г. [ 2 ]
С 1504 по 1520 год он жил в доме на юго-западном углу рыночной площади в Виттенберге . [ 4 ]
По словам Гундерама (наставника детей Кранаха), Кранах продемонстрировал свои таланты художника еще до конца 15 века. Его работа затем привлекла внимание герцога Фридриха III, курфюрста Саксонии , известного как Фридрих Мудрый, который присоединил Кранаха к своему двору в 1504 году. Записи Виттенберга подтверждают заявление Гундерама в такой степени: что имя Кранаха впервые появляется в государственные отчеты 24 июня 1504 года, когда он получил 50 гульденов в качестве полугодового жалованья как pictor ducalis («художник герцога»). [ 3 ] Кранах должен был оставаться на службе у курфюрста и его преемников до конца своей жизни, хотя он мог выполнять и другую работу. [ 2 ]
Кранах женился на Барбаре Бренгбир, дочери горожанина из Готы и тоже родившейся там; она умерла в Виттенберге 26 декабря 1540 года. Позже Кранах владел домом в Готе, [ 3 ] но, скорее всего, он познакомился с Барбарой близ Виттенберга, где ее семья также владела домом, принадлежавшим впоследствии и Кранаху. [ 2 ] У Кранаха было два сына, оба художники: Ганс Кранах , жизнь которого неизвестна и который умер в Болонье в 1537 году; и Лукас Кранах Младший , родившийся в 1515 году, умерший в 1586 году. [ 2 ] У него также было три дочери. Одной из них была Барбара Кранах, которая умерла в 1569 году, вышла замуж за Кристиана Брюка (Понтануса) и была предком Иоганна Вольфганга фон Гете . Его внучка вышла замуж за Поликарпа Лейзера Старшего , что сделало его родоначальником Поликарпа Лейзера рода богословов .
Карьера
[ редактировать ]

Первое свидетельство мастерства Кранаха как художника можно найти на картине, датированной 1504 годом. В начале своей карьеры он активно работал в нескольких областях своей профессии: иногда был художником-декоратором, чаще создавал портреты и алтари , гравюры на дереве, гравюры и создавал дизайн монет. для электората. [ 3 ]
В начале своей официальной службы он поразил придворных своего хозяина реализмом, с которым он рисовал натюрморты, дичь и рога на стенах загородных дворцов в Кобурге и Лохе; его изображения оленей и кабанов считались поразительными, и герцог поощрял свою страсть к этому виду искусства, водя его на охотничье поле, где он изображал «его светлость», бегущего оленя, или герцога Иоанна, втыкающего кабана. [ 3 ]
До 1508 года он написал несколько алтарных образов для замковой церкви в Виттенберге, конкурируя с Альбрехтом Дюрером , Гансом Бургкмайром и другими; герцог и его брат Иоанн были изображены в разных позах, и был опубликован ряд его лучших гравюр на дереве и медных пластин. [ 3 ]
В 1509 году Кранах отправился в Нидерланды и нарисовал императора Максимилиана и мальчика, который впоследствии стал императором Карлом V. До 1508 года Кранах подписывал свои произведения своими инициалами. В том же году курфюрст подарил ему крылатую змею в качестве эмблемы, или Клейнода , которая заменила инициалы на его изображениях после этой даты. [ 3 ]

Кранах был придворным художником с 1505 по 1550 год. [ 5 ] избирателям Саксонии в Виттенберге, районе в самом сердце зарождающейся протестантской веры. Его покровителями были влиятельные сторонники Мартина Лютера , а Кранах использовал свое искусство как символ новой веры. Лютера Кранах сделал множество портретов Лютера и предоставил гравюры на дереве для немецкого перевода Библии . [ 6 ] Несколько позже герцог предоставил ему монополию на продажу лекарств в Виттенберге и патент на типографию с исключительными привилегиями в отношении авторских прав на Библии . Прессы Кранаха использовались Мартином Лютером. Его аптека была открыта на протяжении веков и сгорела только в 1871 году. [ 3 ]
Кранах, как и его покровитель, был дружен с протестантскими реформаторами на самом раннем этапе ; однако трудно определить время его первой встречи с Мартином Лютером. Самое старое упоминание о Кранахе в переписке Лютера датируется 1520 годом. В письме, написанном из Вормса в 1521 году, Лютер называет его своим «сплетником», горячо намекая на свою «Геваттерин», жену художника. Кранах впервые сделал гравюру с изображением Лютера в 1520 году, когда Лютер был монахом -августинцем ; пять лет спустя Лютер отрекся от своих религиозных обетов, а Кранах присутствовал в качестве свидетеля на празднике помолвки Лютера и Катарины фон Бора . [ 2 ] Он также был крестным отцом их первого ребенка, Иоганна «Ганса» Лютера, родившегося в 1526 году. В 1530 году Лютер жил в цитадели Весте-Кобург под защитой герцога Саксен-Кобургского, и там сохранилась его комната вместе с его картиной. . Герцоги стали известными коллекционерами работ Кранаха, некоторые из которых сохранились в семейной коллекции в замке Калленберг .

Смерть в 1525 г. курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна в 1532 г. не внесла никаких изменений в положение Кранаха; он оставался фаворитом Иоанна Фридриха I , при котором он дважды (1531 и 1540) занимал должность бургомистра Виттенберга . [ 3 ] В 1547 году Джон Фридрих попал в плен в битве при Мюльберге , а Виттенберг был осажден. Когда Кранах писал из своего дома гроссмейстеру Альберту, герцогу Прусскому в Кенигсберг, чтобы сообщить ему о пленении Иоанна Фридриха, он продемонстрировал свою привязанность, сказав: [ 3 ]
Я не могу скрыть от вашей милости, что у нас украли нашего дорогого принца, который с юности был для нас истинным принцем, но Бог поможет ему выйти из тюрьмы, поскольку кайзер достаточно смел, чтобы возродить папство, которое Бог, конечно, не позволит. [ 3 ]


Во время осады Карл V, император Священной Римской империи, вспомнил Кранаха с детства и вызвал его в свой лагерь в Пистрице. Пришел Кранах и на коленях умолял о добром обращении с курфюрстом Джоном Фредериком. [ 3 ]
Три года спустя, когда все сановники Империи встретились в Аугсбурге , чтобы получить приказы от императора, а Тициан прибыл по просьбе Карла, чтобы нарисовать короля Испании Филиппа II , Иоанн Фридрих попросил Кранаха посетить город; и здесь на несколько месяцев он пробыл в доме пленного курфюрста, которого впоследствии сопровождал домой в 1552 году. [ 3 ]
Смерть и почитание
[ редактировать ]Он умер в возрасте 81 года 16 октября 1553 года в Веймаре , где дом, в котором он жил, до сих пор стоит на рыночной площади. [ 1 ] Он был похоронен в Якобсфридхофе в Веймаре.
Лютеранская церковь вспоминает Кранаха как великого христианина 6 апреля вместе с Дюрером. [ 7 ] и, возможно, Грюневальд или Бургкмайр. [ 8 ]
Работы и искусство
[ редактировать ]

Самая старая из дошедших до нас картин Кранаха — « Покой Богородицы во время бегства в Египет» , 1504 года. Картина уже демонстрирует замечательное мастерство и изящество, а сосновый лес на заднем плане изображает художника, знакомого с горными пейзажами Тюрингии . В пейзажах более позднего времени больше лесной мрачности. [ 3 ]
После огромного международного успеха гравюр Дюрера другие немецкие художники, гораздо чаще, чем итальянские, посвятили свой талант гравюрам и гравюрам на дереве. Это объясняет сравнительную непроизводительность художников Альбрехта Дюрера и Ганса Гольбейна Младшего , а также может объяснить, почему Кранах не был особенно искусен в обращении с цветом, светом и тенью. Постоянное внимание к контуру и черно-белому изображению, как у гравера, похоже, повлияло на его зрение; и он часто обрисовывал формы черным цветом, вместо того чтобы использовать моделирование и светотени . [ 3 ]
Большую часть произведений Кранаха составляют портреты, и главным образом благодаря ему мы знаем, как выглядели немецкие реформаторы и их княжеские сторонники. Он нарисовал не только самого Мартина Лютера, но и его жену, мать и отца. Он также изобразил ведущих католиков, таких как Альберт Бранденбургский , архиепископ-курфюрст Майнца , Антоний Гранвель и герцог Альва . [ 3 ]
Дюжина изображений Фридриха III и его брата Иоанна датированы 1532 годом. Это характерно для плодотворной деятельности Кранаха и является доказательством того, что он использовал большую мастерскую, что он получил плату в Виттенберге в 1533 году за «шестьдесят пар портретов курфюрста и его брат» в один день. [ 3 ] Качество таких работ неизбежно меняется.
Религиозная тематика
[ редактировать ]Религиозные сюжеты Кранаха отражают развитие протестантской Реформации и ее отношение к религиозным образам. В начале своей карьеры он нарисовал несколько Мадонн; его первая гравюра на дереве (1505 г.) представляет Богородицу и трех святых в молитве перед распятием . Позже он написал бракосочетание св. Екатерины , ряд мученичеств и сцены Страстей . [ 3 ]
После 1517 года он время от времени иллюстрировал старые сюжеты, но выражал и некоторые мысли реформаторов, хотя его портреты реформаторов были более распространены, чем картины религиозных сцен. На картине 1518 года, где умирающий предлагает «свою душу Богу, свое тело земле, а мирские блага своим родственникам», душа поднимается навстречу Троице на небесах, и ясно показано, что спасение зависит от веры. а не на добрые дела. [ 3 ]
Другие произведения этого периода посвящены греху и божественной благодати . На одном изображен Адам, сидящий между Иоанном Крестителем и пророком у подножия дерева. Слева Бог предъявляет скрижали закона, Адам и Ева вкушают запретный плод, змей поднимает голову, а наказание проявляется в виде смерти и царства сатаны . Справа Зачатие, Распятие и Воскресение символизируют искупление, и Иоанн Креститель должным образом запечатлел это на Адаме. В галереях Готы и Праги имеются два образца этой композиции , оба датированные 1529 годом. [ 3 ] Его мастерская создала алтарь со сценой Распятия в центре, который сейчас находится в Кройцкирхе в Ганновере .
К концу жизни, после того как первоначальная враждебность Лютера к крупным общественным религиозным изображениям смягчилась, Кранах написал ряд «лютеранских алтарей» Тайной вечери и других сюжетов, на которых Христос был изображен в традиционной манере, включая нимб , но апостолы без нимбов были портретами ведущих реформаторов. Он также выпустил ряд жестоких антикатолических и антипапских пропагандистских репродукций в более грубом стиле. Его самой известной работой в этом духе была серия гравюр для брошюры Passional Christi und Antichristi . [ 9 ] где сцены Страстей Христовых сочетались с гравюрами, высмеивающими обычаи католического духовенства, так что Христос, выгоняющий менял из Храма, соответствовал Папе Римскому или Антихристу , подписывающему индульгенции за столом, накрытым деньгами (см. галерею). ниже). Некоторые гравюры перекликались с картинами, такими как «Поклонение пастухов» (ок. 1517 г.).
Одна из его последних работ — алтарь, завершенный после его смерти Лукасом Кранахом Младшим в 1555 году для Штадткирхе (городской церкви) в Веймаре . Иконография оригинальна и необычна: дважды изображен Христос: слева попирающий Смерть и сатану, справа распятый, с кровью, текущей из копья. Иоанн Креститель указывает на страдающего Христа, в то время как струя крови падает на голову портрета Кранаха, а Лютер читает из своей книги слова: «Кровь Христа очищает от всякого греха». [ 3 ]
-
Распятие Христа , 1503 год.
-
Мадонна под елкой , 1510, Архиепископский музей, Вроцлав.
-
Рождение Иоанна Крестителя , 1518 год.
-
Младенец Иисус и Иоанн Креститель в детстве
-
Гердеркирхе Веймарский алтарь работы Лукаса Кранаха Старшего, законченный его сыном Лукасом Кранахом Младшим в 1555 году после смерти его отца. [ 10 ]
-
«Моисей и облачный столп» Лукаса Кранаха Старшего и студии. Около 1530 года. Частное собрание.
Мифологические сцены
[ редактировать ]
Столь же успешен Кранах в серии картин с мифологическими сценами, на которых почти всегда изображена хотя бы одна стройная женская фигура, обнаженная, если не считать прозрачной драпировки или большой шляпы.
В основном это узкие вертикальные форматы; примерами являются несколько Венеры , одна или с Амуром , которая иногда крал соты и жалуется Венере, что его ужалила пчела ( Веймар, 1530; Берлин, 1534). Другими такими сюжетами являются « Три грации» , Диана с Аполлоном , стреляющими из лука, и Геркулес, сидящий за прялкой, над которым насмехаются Омфала и ее служанки. [ 3 ] Похожий подход был применен к библейским сюжетам Саломеи , Адама и Евы . Он и его мастерская также нарисовали более шестидесяти версий Лукреции , языческой героини, зарезавшей себя, смерть которой спровоцировала возникновение Римской республики.
-
Амур, жалующийся Венере , ок. 1525 г.
-
Венера и Амур с сотами , ок. 1527
-
Венера и Амур , 1529 г.
-
Венера и Амор , 1530 г.
-
Венера с Амуром, похищающим мед , 1531 год.
-
Венера с Амуром , 1531 год.
-
Венера , 1532 г.
-
Каритас (Лукас Кранах Старший) , ок. 1537 г.
-
Суд Париса (1528 г.)

Эти предметы были созданы в начале его карьеры, когда они демонстрируют итальянское влияние, в том числе влияние Якопо де Барбери , который находился при дворе Саксонии в период до 1505 года. Затем они стали редкими до смерти Фридриха Мудрого. Более поздние обнаженные модели выполнены в характерном стиле, который отказывается от итальянского влияния в пользу возрождения стиля поздней готики, с маленькими головами, узкими плечами, высокой грудью и талией. Позы становятся более откровенно соблазнительными и даже эксгибиционистскими. [ 11 ]
Юмор и пафос порой сочетаются в таких картинах, как «Ревность» (Аугсбург, 1527; Вена, 1530), где женщины и дети сбиваются в группы и наблюдают за ссорой дико сражающихся вокруг них мужчин. Говорят, что на утраченном полотне 1545 года изображены охотники, ловящие и жарящие зайцев. В 1546 году, возможно, под итальянским влиянием, Кранах написал « Fons Juventutis» ( «Фонтан молодости »), исполненный его сыном, картину, на которой пожилые женщины входят в фонтан эпохи Возрождения и выходят из него, превратившись в юных красавиц. [ 3 ]
Картины
[ редактировать ]Портреты
[ редактировать ]-
Герцог Генрих Благочестивый , 1514 г.
-
Екатерина Мекленбургская , 1514 г.
-
Сибилла , 1530-е гг.
-
Эмили , ок. 1535 г.
-
Портрет саксонского принца (возможно, Иоганна, мужа Елизаветы Гессенской), ок. 1517
-
Портрет саксонской принцессы (возможно, невестки Георга Саксонского Елизаветы Гессенской), ок. 1517
-
Джон Фридрих I , 1531 г.
-
Сивилла Клевская , жена Иоанна Фридриха I, 1526 г.
-
Иоганнес Куспиниан , 1502 г.
-
Жена Иоганна Куспиниана, 1502 г.
-
Лукас Шпильхаузен , 1532, Метрополитен-музей.
-
Альберт Прусский , 1528 год, Музей Герцога Антона Ульриха.
Религия, мифология, аллегория
[ редактировать ]
-
Венера и Амур с сотами , ок. 1527
-
Мученичество святой Варвары , 1510, Метрополитен-музей.
-
Доротея , ок. 15:30
-
Бой Самсона со львом , 1525 год.
-
Филлис и Аристотель , 1530 г.
-
Правосудие , 1537 г.
-
Влюбленные , Фонд Бемберга, Тулуза
-
Святой Иероним в своем кабинете , 1526 г.
Разграбленные Кранахи
[ редактировать ]Нацисты особенно любили работы Кранаха и разграбили многие картины во времена Третьего рейха . [ 12 ] Это привело к искам о реституции, особенно со стороны еврейских коллекционеров, подвергшихся преследованиям или грабежам нацистами. Нацисты украли «Портрет Иоанна Фридриха I, курфюрста Саксонии» Кранаха (около 1530-х годов) у еврейского коллекционера произведений искусства Фрица Гутмана, прежде чем убить его, но картина была обнаружена внуком Гутмана Саймоном Гудманом восемьдесят лет спустя после десятилетий поисков. [ 13 ]
Картина Кранаха «Амур, жалующийся Венере» попала в личную коллекцию Гитлера, что заставило Национальную галерею изучить ее историю, подозревая, что она могла быть разграблена. [ 14 ] [ 15 ] Диптих «Адам и Ева » Лукаса Кранаха Старшего оказался в центре юридического спора между наследниками бывшего владельца, голландского коллекционера Жака Гудстиккера , и музея Нортона Саймона в Калифорнии. [ 16 ] В 1999 году Комиссия по восстановлению произведений искусства Всемирного еврейского конгресса уведомила Художественный музей Северной Каролины о том, что его ценная Мадонна Кранаха с Младенцем была украдена нацистами у еврейского венского коллекционера произведений искусства Филиппа фон Гомперца . [ 17 ] [ 18 ]
20 октября 2000 года суд Будапешта постановил вернуть ей картину Кранаха и другие картины, на которые претендует внучка известного венгерского еврейского коллекционера произведений искусства барона Герцога и которые были разграблены нацистами с помощью венгерской финансовой полиции. [ 19 ] В 2012 году наследники Розы и Якоба Оппенгеймеров подали в Национальную галерею Ирландии заявку на картину Кранаха «Святой Христофор». Музей нанял частного исследователя происхождения Лори Стайн для расследования обстоятельств продажи в 1934 году, и она пришла к выводу, что Кранах не был продан еврейскими владельцами под принуждением. [ 20 ]
В апреле 2021 года картина Кранаха «Воскресение» была продана на аукционе после мирового соглашения между наследниками жертвы Холокоста Маргарет Эйзенманн и арт-дилером Юджином Тоу . [ 21 ] После разграбления «Кранах» был отправлен на аукцион Sothebys Гансом Ланге и прошел через галереи Хьюго Перлза и Кнодлера, прежде чем был приобретен Юджином Тоу. [ 22 ] [ 23 ] Большинство исков длятся много лет и проходят несколько апелляций в разных судах. Картина последователя Лукаса Кранаха Старшего под названием «Плач» , завершенная в 1530-х годах и украденная из Польши в 1946 году, была возвращена в Национальный музей во Вроцлаве в 2022 году. [ 24 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Коллекция Джека и Белль Лински в Метрополитен-музее . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Метрополитен-музей. 1984. с. 101. ИСБН 978-0-87099370-1 .
Лукас Кранах Старший был, пожалуй, самым успешным немецким художником своего времени.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «О Лукасе Кранахе» . Цифровой архив Кранаха . Архивировано из оригинала 15 апреля 2013 года . Проверено 25 января 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В свободном доступе : Кроу, Джозеф Арчер (1911). « Кранах, Лукас ». Британская энциклопедия . Том. 7 (11-е изд.). п. 364. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Мемориальная доска Кранаха, рыночная площадь, Виттенберг
- ^ Дональд Кинг. «Лукас Кранах Старший» . Проверено 22 июля 2022 г.
- ^ «Галерея Этикетка Распятия» .
- ^ «Памятники» . lcms.org .
- ^ Лютеранство 101 под редакцией Скотта А. Киннамана, CPH, 2010 г.
- ^ Passional Christi und Antichristi Полный просмотр в Google Книгах.
- ^ Зарлинг, Майкл (31 октября 2014 г.). «Оправданный в Иисусе – Веймарский алтарь Лукаса Кранаха – Хлеб для нищих» . Проверено 5 декабря 2018 г.
- ^ Снайдер, Джеймс (1985). Искусство Северного Возрождения . Гарри Н. Абрамс. п. 383. ИСБН 0-13-623596-4 .
- ^ «Украденные фотографии: любовь нацистских лидеров к Кранаху» . www.lootedart.com . Проверено 10 января 2021 г.
- ^ Хинкли, Кэтрин. "Портрет Кранаха, украденный почти 80 лет назад, возвращается наследникам еврейского банкира" . www.lootedart.com . Художественная газета. Архивировано из оригинала 1 мая 2018 года . Проверено 10 января 2021 г.
- ^ «Галерея ищет информацию о работах, когда-то принадлежавших Гитлеру» . www.lootedart.com . Архивировано из оригинала 24 ноября 2010 года . Проверено 10 января 2021 г.
- ^ «Национальная галерея признает, что шедевры могут быть добычей нацистов» . www.lootedart.com . Таймс. Архивировано из оригинала 24 ноября 2010 года . Проверено 10 января 2021 г.
- ^ «Битва за украденные нацистами картины Кранаха из музея Нортона Саймона не окончена, поскольку адвокаты готовятся к повторному слушанию» . www.lootedart.com . Архивировано из оригинала 18 апреля 2019 года . Проверено 10 января 2021 г.
- ^ «Мадонна, украденная нацистами, едет домой» . www.lootedart.com . Архивировано из оригинала 24 ноября 2010 года . Проверено 10 января 2021 г.
- ^ «Галерея HCPO: доктор Филип фон Гомперц - биография» . Департамент финансовых услуг . Архивировано из оригинала 24 февраля 2020 года . Проверено 26 февраля 2021 г.
- ^ «Претензия Марты Ниренберг на произведения искусства из коллекции Герцога» . www.lootedart.com . Архивировано из оригинала 14 марта 2017 года . Проверено 10 января 2021 г.
- ^ «Исследование происхождения Национальной галереи Ирландии, октябрь 2017 г.: 9 октября 2017 г.: Требования о реституции трех картин, двух от наследников Розы и Якоба Оппенгеймеров из Берлина, владельцев группы Margraf, и одной от наследников Альфреда Вайнбергера» . www.lootedart.com . Архивировано из оригинала 2 мая 2019 года . Проверено 10 января 2021 г.
- ^ Ан, Кабелье (18 мая 2021 г.). «Старые мастера сегодня №3» . Арс Лонга . Проверено 17 февраля 2022 г.
- ^ Вилла, Анжелика (16 апреля 2021 г.). «Картина Кранаха, проданная под принуждением во время Второй мировой войны, будет продана на аукционе в рамках юридического урегулирования» . ARTnews.com . Проверено 17 февраля 2022 г.
- ^ «ЦИФРОВОЙ АРХИВ КРАНАХА» . lucascranach.org . Проверено 17 февраля 2022 г.
- ^ Харрис, Гарет (23 июня 2020 г.). «Национальный музей в Стокгольме вернет Польше украденную картину XVI века» . Художественная газета . Проверено 27 февраля 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лютер, Мартин (1521) Passional Christi und Antichristi Перепечатано в WHT Dau (1921) На трибунале Цезаря: Листья из истории жизни Лютера . Сент-Луис: Конкордия. (Google Книги)
- Поссе, Ганс (1942) Лукас Кранах ум. A. Schroll & Co., Вена, OCLC 773554, на немецком языке.
- Декарг, Пьер (1960) Лукас Кранах Старший (перевод с французского Хелен Рэмсботэм) Oldbourne Press, Лондон, OCLC 434642
- Румер, Эберхард (1963) Кранах (перевод с немецкого Джоан Спенсер) Файдон, Лондон, OCLC 1107030
- Фридлендер, Макс Дж .; Розенберг, Джейкоб (1978). Картины Лукаса Кранаха . Нью-Йорк: Табард Пресс. ISBN 0-914427-31-8 .
- Никулин, Н (1976) Лукас Кранах , Мастера мировой живописи, Издательство «Аврора Арт», Ленинград
- Шаде, Вернер (1980) Кранах, семья мастеров-художников (перевод с немецкого Хелен Себба) Патнэм, Нью-Йорк, ISBN 0-399-11831-4
- Степанов, Александр (1997) Лукас Кранах Старший, 1472–1553 Паркстоун, Борнмут, Англия, ISBN 1-85995-266-6
- Кернер, Джозеф Лео (2004) Реформация имиджа University of Chicago Press, Чикаго, ISBN 0-226-45006-6
- Мозер, Питер (2005) Лукас Кранах: Его жизнь, его мир, его картины (перевод с немецкого Кеннета Винна) Бабенберг Верлаг, Бамберг, Германия, ISBN 3-933469-15-5
- Бринкманн, Бодо и др. (2007) Лукаса Кранаха , Лондон, Королевская академия искусств ISBN 1-905711-13-1
- Гейденрайх, Гуннар (2007) Лукас Кранах Старший: Материалы для рисования, методы и практика мастер-классов , Издательство Амстердамского университета, ISBN 978-90-5356-745-6
- О'Нил, Дж (1987). Возрождение на Севере . Нью-Йорк: Метрополитен-музей.
- Серен Фишер (2017): Закон и благодать: Вольфганг Кродель ум. Э., Лукас Кранах д. Э. и искупление человека по образу Реформации , Малые сочинения Каменцких муниципальных собраний (на немецком языке) , Том 8, Каменц 2017, ISBN 978-3-910046-66-5
- Гвидо Месслинг, Керстин Рихтер (ред.): Кранах. Ранние годы в Вене , издательство Hirmer, Мюнхен, 2022 г., ISBN 978-3-7774-3926-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
![]() | |
![]() | |
![]() | |
![]() | |
![]() |
СМИ, связанные с Лукасом Кранахом (I), на Викискладе?
- cranach.net Содержит более 15 000 изображений и 6 000 исследовательских документов, совместный проект около 60 искусствоведов со всего мира.
- Цифровой архив Кранаха (cda). Содержит изображения и исследовательскую информацию, совместный проект 26 международных галерей.
- Лукас Кранах Старший в Керли
- Европейские картины пятнадцатого-восемнадцатого веков: Франция, Центральная Европа, Нидерланды, Испания и Великобритания , каталог коллекции, полностью доступный онлайн в формате PDF, который содержит материалы о Лукасе Кранахе Старшем (кат. № 9).
- Гравюры и люди: социальная история печатных изображений , каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы о Лукасе Кранахе Старшем (см. Указатель)
- Обсуждение портрета Мартина Лютера работы Янины Рамирес и Питера Стэнфорда : подкаст Art Detective, 26 апреля 2017 г.
- Карта Палестины Кранаха, 1508 или 1515 гг. Картографическая коллекция Эрана Лаора, Национальная библиотека Израиля.
- Джошуа П. Уотерман, «Портрет Иоахима II Бранденбургского» работы Лукаса Кранаха Старшего (кат. 739). Коллекция Джона Г. Джонсона: история и избранные произведения , Художественный музей Филадельфии.
- Критический каталог портретов Лютера (1519–1530 гг.) Результаты исследовательского проекта, 2018–2021 гг., Германский национальный музей / Цифровой архив Кранаха / Университет Эрланген-Нюрнберг / Кельнский институт консервационных наук / Кельнский технический университет.
- Лукас Кранах Старший
- 1472 рождения
- 1553 смерти
- Жители Кронаха (район)
- Немецкие лютеране
- Люди, празднуемые по лютеранскому литургическому календарю
- Немецкие художники-портретисты
- Немецкие художники эпохи Возрождения.
- Немецкие граверы
- Придворные художники
- Семья Кранах
- Немецкие художники XV века.
- Немецкие художники XVI века.