История Финикии
Финикия была древней семитоязычной талассократической цивилизацией, зародившейся в Левантском регионе восточного Средиземноморья, в первую очередь в современном Ливане . [1] [2] На пике своего развития между 1100 и 200 годами до нашей эры финикийская цивилизация распространилась по всему Средиземноморью, от Кипра до Пиренейского полуострова .
Финикийцы приобрели известность после распада большинства основных культур в эпоху поздней бронзы. Они создали обширную морскую торговую сеть, которая просуществовала более тысячелетия, став доминирующей торговой державой на протяжении большей части классической античности. Финикийская торговля также способствовала обмену культурами, идеями и знаниями между основными колыбелью цивилизации, такими как Греция, Египет и Месопотамия. После своего зенита в 9 веке до нашей эры финикийская цивилизация в восточном Средиземноморье медленно приходила в упадок перед лицом иностранного влияния и завоеваний, хотя ее присутствие сохранялось в центральном и западном Средиземноморье до второго века до нашей эры.
Финикийская цивилизация была организована в города-государства , подобные городам Древней Греции , наиболее известными из которых были Тир , Сидон и Библос . [3] [4] Каждый город-государство был политически независимым, и нет никаких свидетельств того, что финикийцы считали себя единой национальностью. [5] Карфаген , финикийское поселение на северо-западе Африки, стал самостоятельной крупной цивилизацией в VII веке до нашей эры.
мало что сохранилось Поскольку от финикийских записей и литературы , большая часть того, что известно об их происхождении и истории, взята из отчетов других цивилизаций и выводов из их материальной культуры, раскопанных по всему Средиземному морю . О финикийцах в ранний современный период писалось мало, вплоть до публикации в 1646 году книги Самуэля Бошара « Geographia Sacra seu Phaleg et Canaan» . [6] первая полноценная книга, посвященная этой теме. Он создал основу для будущих исследователей морского торгового общества, имеющего лингвистическое и филологическое влияние во всем регионе. [7] Однако ранние ученые, такие как Бохарт, представляли финикийцев как торговцев и колонистов из одного и того же региона, а не как полноценную этнокультурную группу. [8] Познания финикийцев в это время ограничивались древними греко-римскими источниками.
Научный интерес возрос в 1758 году, когда Жан-Жак Бартелеми расшифровал финикийский алфавит . [8] и количество известных финикийских надписей начало увеличиваться: публикация «Чиппи Мелькарта» в 1694 году стала первой финикийской надписью, обнаруженной и опубликованной в наше время. [9] В 1837 году Вильгельм Гезениус опубликовал первый полный сборник финикийского языка ( Scripturae Linguaeque Phoeniciae Monumenta ), после чего Франц Карл Моверс опубликовал Die Phönizier (1841–1850) и Phönizische Texte, erklärt (1845–1847), собрав классические и библейские труды. источники, в которых он представил финикийский «народ» ( Völkerschaft ) как этническую группу. [10] Дальнейшие научные работы XIX века включали: Джона Кенрика » «Финикию (1855 г.), Джорджа Роулинсона » «Историю Финикии (1889 г.) и » Ричарда Питчмана ( «Geschichte der Phönizier также 1889 г.). [11] Это научное исследование финикийцев было впервые объединено Эрнестом Ренаном , сначала с его спонсируемой французским правительством «Миссией де Фениция» , которая считается меньшим по масштабу продолжением « Описания Египта » наполеоновской эпохи , а затем с Corpus Inscriptionum Semiticarum . [12]
Ученые пришли к единому мнению, что период наибольшего выдающегося развития финикийцев приходился на 1200 г. до н.э. до конца персидского периода (332 г. до н.э.). [13] Финикийский период ранней бронзы практически неизвестен. [14] Двумя наиболее важными объектами являются Библос и Сидон-Дакерман (недалеко от Сидона), хотя по состоянию на 2021 год еще предстоит раскопать более сотни объектов, а другие, которые уже были, еще не полностью проанализированы. [14] Средний бронзовый век был в целом мирным временем роста населения, торговли и процветания, хотя существовала конкуренция за природные ресурсы. [15] В эпоху поздней бронзы соперничество между Египтом, миттанами, хеттами и Ассирией оказало значительное влияние на финикийские города. [15]
Происхождение
[ редактировать ]Геродот считал, что финикийцы произошли из Бахрейна , [16] [17] точку зрения, которую столетия спустя разделил историк Страбон . [18] Эту теорию принял немецкий классик XIX века Арнольд Херен , который отмечал, что греческие географы описали «два острова, названные Тир или Тилос , и Арадус , которые хвалились тем, что являются метрополией финикийцев, и выставляли реликвии финикийских храмов. ." [19] Жители современного Тира в Ливане особенно долго сохраняли происхождение из Персидского залива , и сходство слов «Тилос» и «Тир» уже отмечалось. [20] Цивилизация Дилмун курганов процветала в Бахрейне в период 2200–1600 гг. до н.э., о чем свидетельствуют раскопки поселений и Дилмун . Однако некоторые ученые отмечают, что существует мало свидетельств того, что Бахрейн был оккупирован в то время, когда предположительно имела место такая миграция. [21] Генетические исследования 2017 года показали, что «современные ливанцы ведут большую часть своей родословной от ханаанской популяции, что, следовательно, предполагает существенную генетическую преемственность в Леванте, по крайней мере, начиная с бронзового века», основываясь на древних образцах ДНК скелетов, найденных в современных день Ливана. [22] Однако в этом исследовании не рассматривалась генетическая история арабов, а еще более недавнее исследование подчеркнуло высокую степень родства арабов с прибрежными левантийцами, показав, что арабские охотники-собиратели ведут большую часть своего происхождения от неолитических левантийцев и что современные жители ОАЭ в большей степени ведут свое происхождение от неолитических левантийцев, чем современные левантийцы. В то время как современные ливанцы на 90% происходят от сидонцев бронзового века, эмиратцы получают 75% своей ДНК от Сидона бронзового века в Ливане и 25% от арабских охотников-собирателей, которые были тесно связаны с натуфийцами или левантийцами неолита. [23] Поэтому любую обратную миграцию арабов в Левант трудно, если вообще возможно, отличить генетически.
Некоторые ученые предполагают, что существует достаточно доказательств расселения семитов по плодородному полумесяцу около 2500 г. до н. э. Напротив, другие ученые, такие как Сабатино Москати , полагают, что финикийцы произошли от смеси предыдущих несемитских жителей с прибывшими семитами. Однако в действительности этногенез хананеев, а точнее финикийцев, гораздо сложнее. Ханаанская культура, давшая начало финикийцам, очевидно, развилась in situ из более ранней гассулийской культуры энеолита . Сам Гассулиан развился из Циркум-арабского кочевнического пасторального комплекса в свою очередь, развился в результате слияния их исконных натуфийских и харифских культур с земледельческими культурами докерамического неолита B (PPNB), практиковавшими одомашнивание животных во время климатического кризиса 6200 г. до н.э. , который , что привело к неолитической революции в Леванте . [24] Библос засвидетельствован как археологический памятник раннего бронзового века . Государство Угарит позднего бронзового века с археологической точки зрения считается типично ханаанским. [25] хотя угаритский язык не принадлежит к собственно ханаанским языкам . [26] [27]
Появление в эпоху поздней бронзы (1550–1200 гг. До н.э.)
[ редактировать ]В начале 16 века до нашей эры Египет изгнал иностранных правителей, известных как гиксосы , разнообразную группу народов с Ближнего Востока , и восстановил местное династическое правление в рамках Нового царства . Это ускорило вторжение Египта в Левант с особым упором на Финикию; Первое известное сообщение о финикийцах относится к завоеваниям Тутмоса III (1479–1425 до н. э.). Прибрежные города, такие как Библос, Арвад и Улласа, стали объектом нападения из-за их важнейших географических и коммерческих связей с внутренними районами (через Нахр-эль-Кабир и реки Оронт ). Эти города предоставили Египту доступ к торговле с Месопотамией, а также обильные запасы местной кедровой древесины, аналогов которой не было на родине Египта. Тутмос III сообщает о заполнении финикийских гаваней древесиной для ежегодных поставок, а также о строительстве судов для внутренней торговли через реку Евфрат. [28]
Согласно « Письмам Амарны» , серии переписок между Египтом и Финикией с 1411 по 1358 год до нашей эры, к середине 14 века большая часть Финикии, наряду с частями Леванта, попала под «свободно определенную» египетскую административную структуру. Финикийские города-государства считались «излюбленными городами» египтян, помогая обеспечить доступ Египта к ресурсам и торговле. Тир, Сидон, Бейрут и Библос считались наиболее важными. Хотя номинально финикийцы находились под властью Египта, они обладали значительной автономией, а их города были довольно хорошо развиты и процветали. Описано, что они имеют свои собственные династии, политические собрания и торговый флот и даже участвуют в политической и торговой конкуренции между собой. Библос, очевидно, был ведущим городом за пределами самого Египта, на него приходилось большая часть коммуникаций Амарны. Это был крупный центр изготовления бронзы и главный пункт назначения драгоценных товаров, таких как олово и лазурит, с дальнего востока, вплоть до Афганистана. Сидон и Тир также вызвали интерес среди египетских чиновников, положив начало соперничеству, которое охватило следующее тысячелетие.
Египта Экономический динамизм Восемнадцатой династии , особенно при ее девятом фараоне Аменхотепе III (1391–1353 до н.э.), принес дальнейшее процветание и известность финикийским городам. Растет спрос на широкий спектр товаров, хотя древесина остается основным товаром: развивающаяся судостроительная промышленность Египта и быстрое строительство храмов и поместий были движущей силой экономики; Кедр был предпочтительным деревом для изготовления гробов священников и представителей высшего сословия. Первоначально в нем доминировал Библос, практически каждый город имел доступ к разнообразной древесине лиственных пород, за исключением Тира. В каждом городе наблюдался приток богатства и более диверсифицированная экономика, включающая лесорубов, ремесленников, торговцев и моряков.
Хеттское вмешательство и крах позднего бронзового века
[ редактировать ]В письмах Амарны сообщается, что с 1350 по 1300 год до нашей эры соседние амореи и хетты захватывали финикийские города, особенно на севере. Впоследствии Египет потерял свои прибрежные владения от Угарита на севере Сирии до Библоса недалеко от центрального Ливана. Южные финикийские города, похоже, остались автономными, хотя при Сети I (1306–1290 до н. э.) Египет подтвердил свой контроль.
Где-то между 1200 и 1150 годами до нашей эры крах позднего бронзового века серьезно ослабил или уничтожил большинство цивилизаций в регионе, включая египтян и хеттов.
Вознесение и высшая точка (1200–800 до н.э.)
[ редактировать ]Финикийцы, теперь свободные от иностранного господства и вмешательства, похоже, относительно хорошо пережили кризис, превратившись в самостоятельную и организованную цивилизацию в 1230 г. до н.э., вскоре после приблизительного перехода к железному веку (около 1200–500 гг. до н.э.). В течение следующих нескольких столетий Финикия процветала, и этот период иногда называют «финикийским ренессансом». [29] Они заполнили вакуум власти, вызванный крахом позднего бронзового века, став единственной торговой и морской державой в регионе, и этот статус они сохраняли в течение следующих нескольких столетий. [30]
Библос и Сидон были самыми ранними державами, хотя относительное выдающееся положение финикийских городов-государств на протяжении тысячелетия то уменьшалось, то уменьшалось. Другими крупными городами были Тир , Симира , Арвад и Берит , все они появились на табличках Амарны середины второго тысячелетия до нашей эры. Первоначально Библ был основным пунктом, откуда финикийцы господствовали на путях Средиземного и Красного морей . Именно здесь на саркофаге царя Ахирама (ок. 850 г. до н.э.) была найдена первая надпись финикийским алфавитом. [31] Независимые прибрежные города Финикии идеально подходили для торговли между регионом Леванта , богатым природными ресурсами, и остальным древним миром.
В начале железного века финикийцы основали порты, склады, рынки и поселения по всему Средиземноморью и вплоть до южного Черного моря. Первоначально возглавляемые Тиром, колонии были основаны на Кипре, Сардинии, Балеарских островах, Сицилии и Мальте, а также на плодородных побережьях Северной Африки и богатом минералами Пиренейском полуострове. Хотя это и оспаривается, некоторые ученые полагают, что Карфаген, который позже станет крупной державой в западном Средиземноморье, был основан во время правления Пигмалиона Тирского (831–735 до н.э.). [32] Сложная торговая сеть финикийцев поддерживала то, что Фернан Бродель называет ранним примером «мировой экономики», описываемой как «экономически автономная часть планеты, способная обеспечить большую часть своих собственных потребностей» благодаря связям и обменам, обеспечиваемым финикийцами. . [33]
Уникальная концентрация серебряных кладов в Финикии, датированная каким-то периодом ее расцвета, содержит хакерское серебро (используемое в качестве валюты), соотношение изотопов свинца которого соответствует рудам Сардинии и Испании. [34] Это металлическое свидетельство указывает на масштабы финикийских торговых сетей. Похоже, это также подтверждает библейское свидетельство о портовом городе Фарсис на западе Средиземноморья , который снабжал царя Соломона серебром через Финикию. израильского [35]
Первое текстовое описание финикийцев железного века принадлежит ассирийскому царю Тиглатпаласару I , который записал свою кампанию против финикийцев между 1114 и 1076 годами до нашей эры. [30] Ища доступ к высококачественному финикийскому кедру , он описывает взимание дани с ведущих городов того времени, Библа и Сидона. Примерно год спустя египетский священник Венамун описывает свои попытки заготовить кедровую древесину для религиозного храма с 1075 по 1060 год до нашей эры. [36] [Примечание 1] Вопреки рассказу Тиглатпаласара I, Венамун описывает Библос и Сидон как впечатляющие и могущественные прибрежные города, что предполагает, что ассирийская осада была безрезультатной. Хотя в бронзовом веке города-государства когда-то были вассалами египтян, теперь они смогли отклонить требование Венамуна о дани, вместо этого вынудив египтян согласиться на коммерческое соглашение. [36] Это указывает на то, насколько финикийцы стали более влиятельным и независимым народом.
Совокупность городов-государств, составлявших Финикию, стала характеризоваться аутсайдерами, и даже сами финикийцы считались одним из доминирующих государств в данный момент. На протяжении многих веков финикийцев и хананеев попеременно называли сидонцами или тирянами. На протяжении большей части XI века до нашей эры в библейских книгах Иисуса Навина, Судей и Самуила для описания всех финикийцев использовался термин сидонянин; к 10 веку до нашей эры Тир стал самым богатым и могущественным финикийским городом-государством, особенно во время правления Хирама I (ок. 969–936 до н.э.). Описанный в еврейской Библии как современник израильских царей Давида и Соломона, он наиболее известен тем, что ему было поручено построить Храм Соломона, где отмечаются мастерство и богатство его города-государства. [37] В целом, в Ветхом Завете финикийские города-государства, а именно Сидон, Тир, Арвад (Авад) и Библос, упоминаются более 100 раз, что указывает на степень признания тирийской и финикийской культуры. [38]
Действительно, финикийцы отличались от своих современников тем, что их возвышение было относительно мирным. Как отмечает археолог Джеймс Б. Притчард: «Они стали первыми, кто обеспечил связь между культурой древнего Ближнего Востока и культурой неизведанного мира Запада… Они шли не за завоеваниями, как вавилоняне и ассирийцы, а за торговлей». Их политикой была прибыль, а не грабеж». [39] Притчард отмечает, что даже израильтяне, которые находились в конфликте практически со всеми соседними культурами, похоже, считали финикийцев «уважаемыми соседями, с которыми Израиль мог поддерживать дружеские дипломатические и торговые отношения на протяжении полутысячелетия… И все же, несмотря на идеологические разногласия между Израилем и его северными соседями, разрядка возобладала». [38]
Во время правления священника Итобаала (887–856 до н. э.) Тир расширил свою территорию до Бейрута (включив в него своего бывшего соперника Сидона) и до части Кипра; этот необычный акт агрессии был самым близким финикийцам к формированию унитарного территориального государства. Примечательно, что как только его царство достигло наибольшего территориального расширения, Итобаал объявил себя «царем сидонцев» - титул, который будет использоваться его преемниками и упоминаться как в греческих, так и в еврейских источниках. [36]
Финикийский алфавит
[ редактировать ]Во время своего расцвета, а именно около 1050 г. до н.э., [27] финикийцы разработали письменность для финикийского языка , северного семитского языка. Они были одними из первых обществ государственного уровня, которые широко использовали алфавиты . Семья ханаанских языков , на которой говорили израильтяне, финикийцы , амореи , аммонитяне , моавитяне и идумеи , была первой исторически подтвержденной группой языков, использовавшей алфавит для записи своих письмен, основанный на протоханаанском письме. Протоханаанское письмо, произошедшее от египетских иероглифов , использует около 30 символов, но не получило широкого распространения до возникновения новых семитских царств в 13 и 12 веках до нашей эры. [40]
Ханаанско-финикийский алфавит состоит из 22 букв, все согласные . [41] Считается, что он является одним из предков современных алфавитов. [42] [43] Благодаря своей морской торговле финикийцы распространили использование алфавита в Анатолии , Северной Африке и Европе, где он, вероятно, служил целям общения и торговых отношений. [30] Алфавит был принят греками , которые разработали его так, чтобы в нем были отдельные буквы для гласных и согласных . [44] [45]
Название финикийский по традиции дано надписям, начинающимся примерно с 1050 г. до н.э., потому что до этого времени финикийский , еврейский и другие ханаанские диалекты были практически неразличимы. [27] [46] Так называемая эпитафия Ахирама , выгравированная на саркофаге царя Ахирама примерно 1000 г. до н. э., демонстрирует полностью развитое финикийское письмо. [47] [48] [49]
Пик и постепенный упадок (900–586 до н.э.)
[ редактировать ]Поздний железный век был периодом расцвета финикийского судоходства, торговли и культурной деятельности, особенно между 750 и 650 годами до нашей эры. [30] Финикийское влияние было заметно в «ориентализации» греческих культурных и художественных традиций через влияние Египта и Ближнего Востока, переданное финикийцами. Вливание различных технологических, научных и философских идей со всего региона заложило основы возникновения классической Греции в V веке до нашей эры. [30]
Финикийцы, уже хорошо известные как несравненные мореплаватели и торговцы, также развили особую и сложную культуру. Они научились производить как обычные, так и предметы роскоши, став «известными в древности своими умными безделушками, которые массово производились для оптового потребления». [50] Они владели стеклоделием , гравировкой и чеканкой изделий из металла (включая бронзу, железо и золото), резьбой по слоновой кости и изделиями из дерева. Среди их самых популярных товаров были изысканные ткани, обычно окрашенные в знаменитый тирийский пурпур . «Илиада» Гомера , написанная в этот период, упоминает качество финикийской одежды и металлических изделий. [30] Финикийцы также стали ведущими производителями стекла в регионе: тысячи фляг, бус и другой стеклянной посуды отправлялись через Средиземное море. [51] Колонии в Испании, судя по всему, использовали гончарный круг . [52] в то время как Карфаген, ныне зарождающийся город-государство, использовал серийное производство для быстрого и дешевого производства большого количества кораблей. [53]
Вассалитет ассирийцев (858–608 до н.э.)
[ редактировать ]Поскольку торговая держава сосредоточилась на узкой прибрежной полосе земли, финикийцам не хватало численности и населения для поддержки крупной армии. Таким образом, по мере того как соседние империи начали возвышаться, финикийцы все больше попадали под влияние иностранных правителей, которые в той или иной степени ограничивали их автономию. [36]
Ассирийское завоевание Финикии началось с царя Салманасара III , который пришел к власти в 858 году до нашей эры и начал серию походов против соседних государств. Финикийские города-государства попали под его власть на три года, будучи вынуждены платить тяжелую дань деньгами, товарами и природными ресурсами. Однако финикийцы не были аннексированы сразу — они оставались в состоянии вассальной зависимости, подчиняясь ассирийцам, но предоставляя определенную степень свободы. По сравнению с другими завоеванными народами империи, к финикийцам относились хорошо из-за истории дружеских отношений с ассирийцами, а также их важности как источника дохода и даже дипломатии для расширяющейся империи. [36]
После смерти Салманасара III в 824 г. до н.э. финикийцы сохранили свою квазинезависимость, поскольку последующие правители не желали вмешиваться в их внутренние дела, чтобы не лишить свою империю ключевого источника капитала. Ситуация изменилась в 744 г. до н. э., с приходом к власти Тиглатпаласара III , который стремился насильственно присоединить окружающие территории, а не держать их в подчинении. К 738 г. до н.э. большая часть Леванта, включая северную Финикию, была аннексирована и попала непосредственно под ассирийское управление; только Тир и Библос, самые могущественные из городов-государств, остались зависимыми государствами вне прямого контроля.
Через несколько лет Тир и Библос восстали. Тиглатпаласар III быстро подчинил себе оба города и наложил более высокую дань. Через несколько лет Тир снова восстал, на этот раз объединившись со своим бывшим соперником Сидоном. Через два-три года Саргон II (722–705 до н. э.) успешно осадил Тир в 721 до н. э. и разгромил союз. В 701 г. до н. э. его сын и преемник Сеннахирим подавил дальнейшие восстания по всему региону, как сообщается, депортировав большую часть населения Тира в ассирийскую столицу Ниневию. В VII веке до нашей эры Сидон восстал и был полностью разрушен Асархаддоном (681–668 до н.э.), который поработил его жителей и построил на его руинах новый город.
В то время как финикийцы пережили беспрецедентные репрессии и конфликты, к концу VII века до нашей эры ассирийцы были ослаблены последовательными восстаниями по всей их империи, что привело к их разрушению со стороны Иранской Мидийской империи .
Вавилонское правление (605–538 до н. э.)
[ редактировать ]Вавилоняне, бывшие вассалами ассирийцев, воспользовались распадом империи и восстали, быстро основав Нововавилонскую империю на ее месте . Решающая битва при Кархемише на севере Сирии положила конец исторической гегемонии ассирийцев и их египетских союзников на Ближнем Востоке. Хотя вавилонское правление Финикией было недолгим, оно ускорило стремительный упадок, начавшийся при ассирийцах. Финикийские города несколько раз восставали во время правления первого вавилонского царя Набопаласара (626–605 до н. э.) и его сына Навуходоносора II (ок. 605–562 до н. э.). Во время правления последнего произошло несколько региональных восстаний, особенно в Леванте. Подавив восстание в Иерусалиме, Навуходоносор осадил мятежный Тир, который сопротивлялся тринадцать лет с 587 по 574 год до нашей эры. В конечном итоге город капитулировал на «выгодных условиях». [54]
В вавилонский период Тир ненадолго стал «республикой, возглавляемой выборными магистратами». [55] принятие системы правления, состоящей из пары судей, известных как суфеты , которые выбирались из наиболее могущественных дворянских семей и служили на короткие сроки. [56]
Персидский период (539–332 до н.э.)
[ редактировать ]Завоевания позднего железного века сделали финикийцев политически и экономически ослабленными, а города-государства постепенно теряли свое влияние и автономию перед лицом растущих иностранных держав. Тем не менее, на протяжении большей части трех столетий вассального подчинения и господства месопотамских держав финикийцам в целом удавалось оставаться относительно независимыми и процветающими. Даже будучи завоеванными, многие города-государства продолжали процветать, используя свою роль посредников, судостроителей и торговцев для того или иного иностранного сюзерена. [36] Эта модель сохранялась на протяжении примерно двух столетий персидского правления.
В 539 году до нашей эры Кир Великий , царь и основатель Персидской империи Ахеменидов , воспользовался распадом Нововавилонской империи и захватил столицу Вавилона. [57] Когда Кир начал консолидировать территории на Ближнем Востоке, финикийцы, очевидно, сделали прагматичный расчет: «[сдаться] персам». [58] Большая часть Леванта была объединена Киром в единую сатрапию (провинцию) и вынуждена платить ежегодную дань в размере 350 талантов , что составляло примерно половину дани, которая требовалась от Египта и Ливии. Это продолжило тенденцию, начавшуюся при ассирийцах, когда большинство правителей относились к финикийцам относительно легче. [59]
Фактически, территория Финикии позже была разделена на четыре вассальных королевства — Сидон , Тир , Арвад и Библ , — которым была предоставлена значительная автономия. В отличие от других территорий империи, включая соседние Иерусалим и Самарию, нет никаких записей о персидских администраторах, управляющих финикийскими городами-государствами. Местным финикийским царям было разрешено оставаться у власти и даже предоставлены те же права, что и персидским сатрапам (губернаторам), например, наследственные должности и чеканка собственных монет. [57] В остальном децентрализованный характер персидской администрации означал, что финикийцы, хотя и больше не были независимой и влиятельной державой, могли, по крайней мере, продолжать вести свои политические и торговые дела с относительной свободой. [60]
Тем не менее, в персидскую эпоху многие финикийцы уехали, чтобы поселиться в других частях Средиземноморья, особенно дальше на запад; Карфаген был популярным местом, поскольку к тому моменту это была устоявшаяся и процветающая империя, охватывающая северо-запад Африки, Иберию и некоторые части Италии. Действительно, финикийцы продолжали проявлять солидарность со своей бывшей колонией, ставшей империей, а Тир зашел так далеко, что бросил вызов приказу короля Камбиса II выступить против них, что, как утверждает Геродот, помешало персам захватить Карфаген. Тирианцы и финикийцы избежали наказания, поскольку несколько лет назад они мирно присоединились к персидскому правлению и на них полагались в плане поддержания персидской военно-морской мощи. [58] Тем не менее, впоследствии Тир уступил свой привилегированный статус своему главному сопернику Сидону. Финикийцы оставались основным активом Империи Ахеменидов, особенно благодаря их мастерству в судостроении, навигации, морских технологиях и навыках — всего того, чего не хватало персам как преимущественно сухопутной державе. [57] Археолог Х. Якоб Каценштейн описывает Персидскую империю как «благословение» для финикийцев, чьи города процветали благодаря своему стратегическому и экономическому значению. Он продолжает:
Финикийские города стали сильным фактором в развитии персидской политики благодаря своему флоту, а также огромным морским знаниям и опыту, от которых зависел персидский флот. Персидский царь признал это влиятельное положение, и персы считали финикийцев скорее союзниками, чем подданными. Арваду, Сидону и Тиру были предоставлены большие участки земли и разрешено торговать как на финикийском, так и на палестинском побережье. [57]
Следовательно, финикийцы, похоже, были согласными участниками персидского имперского проекта. Например, они охотно снабжали основную часть персидского флота во время греко-персидских войн конца V века до нашей эры. [61] Геродот считает их «лучшими моряками» среди персидских войск. [62] Финикийцев под командованием Ксеркса I также хвалили за изобретательность в строительстве канала Ксеркса и понтонных мостов, которые позволили его войскам переправиться в материковую Грецию. [63] Тем не менее, как сообщается, они были сурово наказаны персидским царем после своего окончательного поражения в битве при Саламине , в котором он обвинил финикийцев в трусости и некомпетентности. [64]
В середине IV века до нашей эры царь Сидона Теннес возглавил неудавшееся восстание против Артаксеркса III , заручившись помощью египтян, которые впоследствии были втянуты в войну с персами. Подробный отчет о восстании и последующем конфликте был описан Диодором Сицилийским . [65] Последовавшее за этим разрушение города снова привело к возрождению его соперника Тира, который оставался главным финикийским городом в течение двух десятилетий до прибытия Александра Великого.
Эллинистический период (332–63 до н.э.)
[ редактировать ]Расположенная на западной окраине Персидской империи, Финикия была одной из первых территорий, завоеванных Александром Македонским во время его военных кампаний в Западной Азии . Главной целью Александра в Персидском Леванте был Тир, ныне крупнейший и наиболее важный город региона. Он капитулировал после семимесячной осады , во время которой многие его граждане бежали в Карфаген. [66] Отказ Тира позволить Александру посетить свой храм в Мелькарте , завершившийся убийством его посланников, привел к жестокой расправе: 2000 его ведущих граждан были распяты и был установлен марионеточный правитель. [67] Остальная часть Финикии легко перешла под его контроль, а Сидон, второй по силе город, мирно сдался. [56]
В отличие от финикийцев – и, если уж на то пошло, их бывших персидских правителей – греки были особенно безразличны, если не враждебны, к иностранным культурам. В империи Александра проводилась политика эллинизации , в результате которой греческая культура, религия, а иногда и язык распространялись или навязывались завоеванным народам. Обычно это осуществлялось посредством основания новых городов (особенно Александрии в Египте), заселения греческой городской элиты и изменения местных географических названий на греческие. [66]
Однако финикийцы снова оказались в стороне от империи: очевидно, не было «организованной, целенаправленной попытки эллинизации в Финикии», и, за одним или двумя незначительными исключениями, все финикийские города-государства сохранили свои родные названия, в то время как греческие поселения и администрация видимо, был ограничен. [66] И это несмотря на то, что прилегающие территории были эллинизированы, как и периферийные территории, такие как Кавказ и Бактрия .
Финикийцы также продолжали поддерживать культурные и торговые связи со своими западными коллегами. Полибий рассказывает, как царь Селевкидов Деметрий I сбежал из Рима, взяв на борт карфагенский корабль, доставлявший товары в Тир. [68] Надпись на Мальте, сделанная между вторым и третьим веками до нашей эры, была посвящена Гераклу/Мелькарту как на финикийском, так и на греческом языках. В той степени, в которой финикийцы были подвержены некоторой степени эллинизации, «существовала большая преемственность с их финикийским прошлым — в языке и, возможно, в институтах; конечно, в их культах; вероятно, в какой-то литературной традиции; возможно, в сохранении архивов; и, конечно, в непрерывном историческом сознании». [69] Есть даже свидетельства того, что эллинистически-финикийская культура распространилась вглубь Сирии, в Сирию. [70] Адаптации к македонскому правлению, вероятно, способствовали исторические связи финикийцев с греками, с которыми они делились некоторыми мифологическими историями и фигурами; эти два народа иногда даже считались «родственными». [71]
Империя Александра распалась вскоре после его смерти в 323 г. до н. э., распавшись на несколько соперничающих королевств, которыми правили его генералы, родственники или друзья . Финикийцы попали под контроль самого крупного и могущественного из этих преемников — Селевкидов . Финикийская родина неоднократно оспаривалась Птолемеевым царством Египта во время сорокалетних сирийских войн , перейдя под власть Птолемеев в третьем веке до нашей эры. [54] Селевкиды вернули себе эту территорию в следующем столетии, удерживая ее до середины первого века до нашей эры. Под их правлением финикийцам, очевидно, была предоставлена значительная степень автономии. [54]
Во время династических войн Селевкидов (157–63 до н. э.) финикийские города боролись за враждующие фракции королевской семьи Селевкидов. Империя Селевкидов, которая когда-то простиралась от Эгейского моря до Пакистана, превратилась в грудное государство, включающее части Леванта и юго-восточной Анатолии . сильно ослаблены, и их царство оставалось буфером между различными соперничающими государствами, прежде чем Помпей присоединил их к республике Римской Мало что известно о жизни в Финикии в это время, но Селевкиды были в 63 г. до н.э. После столетий упадка последние остатки финикийской власти в Восточном Средиземноморье были поглощены римской провинцией Келе-Сирия .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Иногда переводится как «Вэнь-Амон».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ КИТТО, Джон (1851). Циклопедия библейской литературы . Адан и Чарльз Блэк.
- ^ Маласпина, Энн (2009). Ливан . Издательство информационной базы. ISBN 978-1-4381-0579-6 .
- ^ Обе (2001) , с. 17.
- ^ «Финикия» . Энциклопедия древней истории . Проверено 9 августа 2017 г.
- ^ Куинн (2017) , стр. 201–203.
- ^ Куинн 2017 , с. 16.
- ^ Берман, Энни; Бойс, Филип Дж. (01 октября 2021 г.). «Когда финикийцы были шведами: Атлантика и финикийские исследования Рудбека» . Журнал Американского восточного общества . 141 (4): 749–767. дои : 10.7817/jameroriesoci.141.4.0749 . ISSN 0003-0279 . S2CID 245551968 . Проверено 07 октября 2022 г.
Первым полноформатным произведением, посвященным финикийцам, была «Geographia Sacra» Самуэля Бошара (1646 г.). Во многих отношениях «Geographia Sacra» задает образец преобладающих способов взаимодействия с финикийцами и по сей день: сосредоточение внимания на их морских путешествиях. и влияние на классический мир, с одной стороны; с другой стороны, лингвистическое и филологическое родство финикийского языка с греческим и ивритом.
- ^ Jump up to: а б Куинн 2017 , с. 17.
- ^ Леманн, стр. 210 и 257, цитата: «Вскоре после этого, в конце 17 века, вышеупомянутый Игнацио ди Костанцо был первым, кто сообщил о финикийской надписи и сознательно признал собственно финикийские символы... И так же, как Melitensis prima надпись сыграла заметную роль как первая опубликованная финикийская надпись... и оставалась надписью номер один в Монументе (рис. 8), теперь она стала образцом подлинного финикийского письма по преимуществу... Melitensis prima надпись Марса Сирокко (Марсашлокк) имела прочное значение как палеографический ориентир для предполагаемого или, скорее, выведенного «классического» финикийского («echtphönikische») письма».
- ^ Куинн 2017 , с. 18.
- ^ Куинн 2017 , с. 18-21.
- ^ Куинн 2017 , с. 19-20.
- ^ Жигулов 2021 , с. 13
- ^ Jump up to: а б Жигулов 2021 , с. 18
- ^ Jump up to: а б Жигулов 2021 , стр. 18–9.
- ^ Р. А. Донкин (1998). За ценой: Жемчуг и ловля жемчуга: Истоки эпохи открытий, Том 224 . п. 48. ИСБН 0-87169-224-4 .
- ^ Бауэрсок, GW (1986). «Тилос и Тир. Бахрейн в греко-римском мире» . В Халифе — Хайя Али; Райс, Майкл (ред.). Бахрейн сквозь века – археология . Рутледж. стр. 401–2. ISBN 0-7103-0112-Х .
- ^ Ю. Б. Циркин. «Ханаан. Финикия. Сидон» (PDF) . п. 274. Архивировано из оригинала (PDF) 10 октября 2017 г. Проверено 30 ноября 2013 г.
- ^ Арнольд Хирен, с. 441
- ^ Райс, Майкл (1994). Археология Персидского залива . Рутледж. п. 20. ISBN 0-415-03268-7 .
- ^ Райс (1994), с. 21.
- ^ Хабер, Марк; Думе-Серхаль, Клод; Шейб, Кристиана; Сюэ, Яли; Данечек, Петр; Меззавилла, Массимо; Юханна, Соня; Мартиниано, Руи; Прадо-Мартинес, Хавьер; Шпак, Михал; Матису-Смит, Элизабет; Шутковски, Хольгер; Микульски, Ричард; Заллуа, Пьер; Кивисилд, Тоомас; Тайлер-Смит, Крис (2017). «Преемственность и примесь в последних пяти тысячелетиях истории Леванта на основе последовательностей генома древнего Ханаана и современного Ливана» . Американский журнал генетики человека . 101 (2): 274–282. дои : 10.1016/j.ajhg.2017.06.013 . ПМЦ 5544389 . ПМИД 28757201 .
- ^ Альмарри, Мохамед А.; Хабер, Марк; Лута, Рим А.; Халласт, Пилле; Аль Турки, Саид; Мартин, Хилари С.; Сюэ, Яли; Тайлер-Смит, Крис (сентябрь 2021 г.). «Геномная история Ближнего Востока» . Клетка . 184 (18): 4612–4625.e14. дои : 10.1016/j.cell.2021.07.013 . ПМЦ 8445022 . ПМИД 34352227 . S2CID 236906840 .
- ^ Зариньш, Юрис (1992). «Пастырское кочевничество в Аравии: этноархеология и археологические данные - пример». В Бар-Йосефе, О.; Хазанов А. (ред.). Скотоводство в Леванте . Мэдисон: Предыстория Пресс. ISBN 0-9629110-8-9 .
- ^ Табб, Джонатан Н. (1998), «Хананеи» (Люди прошлого из Британского музея)
- ^ Вудард, Роджер (2008). Древние языки Сирии-Палестины и Аравии . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-68498-9 .
- ^ Маркое, Гленн (2000). Финикийцы . Издательство Калифорнийского университета. стр. 1–19. ISBN 978-0-520-22614-2 .
- ^ Штиглиц, Роберт Р. (1990). «Геополитика финикийского побережья в раннем железном веке». Бюллетень американских школ восточных исследований (279): 9–12. дои : 10.2307/1357204 . JSTOR 1357204 . S2CID 163609849 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Скотт, Джон (1 апреля 2018 г.). «Финикийцы и формирование западного мира» . Сравнительный обзор цивилизаций . 78 (78).
- ^ Коулмас, Флориан, Мировые системы письменности , Blackwell Publishers Ltd, Оксфорд, 1989.
- ^ Уильям Х. Барнс, Исследования по хронологии разделенной монархии Израиля (Атланта: Scholars Press, 1991) 29–55.
- ^ Рикардо Дюшен, Уникальность западной цивилизации (2011), с. 77, www.bibotu.com/books/2012/Th%20e%20Uniqueness%20of%20Western%20Civilization.pdf
- ^ Чаморро, Хавьер Г. (1987). «Обзор археологических исследований Тартессоса». Американский журнал археологии . 91 (2): 197–232. дои : 10.2307/505217 . JSTOR 505217 . S2CID 191378720 .
- ^ Томпсон, Кристина; Скэггс, Шелдон (2013). «Серебро царя Соломона? Южно-финикийские клады Хаксилбера и местонахождение Фарсиса» . Интернет-археология (35). дои : 10.11141/ia.35.6 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Финикийцы: увлекательный путеводитель по истории Финикии и влиянию одной из величайших торговых цивилизаций древнего мира , Увлекательная история (16 декабря 2019 г.), ISBN 9781647482053 .
- ^ 2 Царств 5:11, 3 Царств 5:1 и 1 Паралипоменон 14:1. См. также Книгу Исайи (Исаия 23), Книгу Иеремии (25:22, 47:4), Книгу Иезекииля (Иезекииль 26–28), Книгу Иоиля (Иоиль 3:4–8) и Книгу Амоса ( Амос 1:9–10)
- ^ Jump up to: а б Причард, Джеймс Б., изд. (1978). «II Финикийцы: источники по их истории». Восстановление Сарепты, финикийского города: раскопки в Сарафанде, Ливан, 1969–1974 гг., Университетский музей Пенсильванского университета . Издательство Принстонского университета. стр. 15–36. ISBN 978-0-691-09378-9 . JSTOR j.ctt7zvjcs.7 .
- ^ Джеймс Б. Притчард, введение к книге «Морские торговцы» Мейтленда А. Иди (Нью-Йорк: Time-Life Books, 1974), стр. 7 .
- ^ Хоффман, Джоэл М. (2004). Вначале: краткая история иврита . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк [ua]: New York Univ. Нажимать. п. 23. ISBN 978-0-8147-3654-8 . Проверено 23 мая 2017 г.
- ^ Фишер, Стивен Роджер (2004). История письма . Книги реакции. п. 90.
- ^ Маркое (2000) , с. 108.
- ^ Зеллиг Саббеттай Харрис. Грамматика финикийского языка . п6. 1990 год
- ^ Эдвард Клодд, История алфавита (Кессинджер) 2003:192ff
- ^ Развитие греческого алфавита в хронологии ANE (2009), Цитата: «Наве приводит четыре основные причины, почему общепризнано, что греческий алфавит был разработан на основе раннего финикийского алфавита.
1 Согласно Геродуту, «финикийцы, пришедшие с Кадмом... принесли в Элладу алфавит, который до сих пор, как я думаю, был неизвестен грекам».
2 Греческие буквы «альфа», «бета», «гиммель» не имеют значения в греческом языке, но значение большинства их семитских эквивалентов известно. Например, «алеф» означает «бык», «бет» означает «дом», а «гиммел» означает «бросок палки».
3 Ранние греческие буквы очень похожи, а иногда и идентичны западно-семитским буквам.
4 Последовательность букв в семитском и греческом алфавитах идентична. (Наве, 1982)» - ^ Маркое (2000) с. 111
- ^ Коулмас (1989) с. 141.
- ^ Дата остается предметом споров, согласно Марко, Гленн Э. (1990). «Возникновение финикийского искусства». Бюллетень американских школ восточных исследований (279): 13–26. дои : 10.2307/1357205 . JSTOR 1357205 . S2CID 163353156 . п. 13. «Большинство ученых считают, что надпись Ахирама датируется примерно 1000 г. до н.э.», - отмечается. Кук, Эдвард М. (1994). «О лингвистической датировке финикийской надписи Ахирама (КАИ 1)». Журнал ближневосточных исследований . 53 (1): 33–36. дои : 10.1086/373654 . JSTOR 545356 . S2CID 162039939 . Кук анализирует и отвергает дату тринадцатого века, принятую К. Гарбини, «Sulla datazione della'incrizione di Ahiram», Annali (Istituto Universitario Orientale, Naples) 37 (1977:81–89), которая была основным источником ранних знакомства настоятельно рекомендуется Бернал, Мартин (1990). Кадмейские буквы: распространение алфавита в Эгейское море и дальше на запад до 1400 г. до н.э. Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 978-0-931464-47-8 . Аргументы в пользу датировки самих рельефов саркофага — а, следовательно, и надписи — серединой 9-8 веков до н. э., были выдвинуты на основе сравнительной истории искусства и археологии. Порада, Эдит (1 января 1973 г.). «Заметки о саркофаге Ахирама» . Журнал Древнего Ближневосточного общества . 5 (1): 2166. ; и на основе палеографии, среди прочего, Валленфельс, Рональд (1 января 1983 г.). «Пересмотр библианских надписей» . Журнал Древнего Ближневосточного общества . 15 (1): 2319.
- ^ «Финикия | историческая область, Азия» . Британская энциклопедия . Проверено 9 августа 2017 г.
- ^ Герхард Херм, Финикийцы, пер. Кэтрин Хиллер (Нью-Йорк: Уильям Морроу, 1975), с. 80 .
- ^ Герхард Херм, Финикийцы , пер. Кэтрин Хиллер (Нью-Йорк: Уильям Морроу, 1975), с. 80.
- ^ Карл Мур и Дэвид Льюис, Рождение транснациональной корпорации (Копенгаген: Copenhagen Business School Press, 1999), стр. 85 .
- ^ Пьеро Бартолони, «Корабли и мореплавание», в «Финикийцах», изд. Сабатино Москати (Нью-Йорк: Абвиль, 1988), с. 76 .
- ^ Jump up to: а б с «Ливан – ассиро-вавилонское господство над Финикией» . Британская энциклопедия . Проверено 22 апреля 2020 г.
- ^ Бонди, С.Ф. (2001), «Политическая и административная организация», в Москати, С. (ред.), Финикийцы. Лондон: ИБ Таурис.
- ^ Jump up to: а б Стивен Стоквелл, «До Афин: раннее народное правительство в финикийских и греческих городах-государствах», Geopolitics, History и International Relations 2 (2010): 128 .
- ^ Jump up to: а б с д Джейкоб Каценштейн, Тир в раннеперсидский период (539–486 гг. До н.э.) Библейский археолог, Vol. 42, № 1 (Зима, 1979), с. 31 , www.jstor.org/stable/3209545.
- ^ Jump up to: а б Геродот. «Истории», книга III . стр. §19.
- ^ Геродот. «Истории», книга III . стр. 218, §91.
- ^ МАМкинтош (29 августа 2018 г.). «История финикийской цивилизации» . Брюминат . Проверено 20 апреля 2020 г.
- ^ Геродот. «Истории», книга V. стр. §109.
- ^ Геродот. «Истории», книга V. стр. §96.
- ^ Геродот. «Истории», книга VII . стр. §23.
- ^ Геродот. «Истории», книга VIII . стр. §90.
- ^ «LacusCurtius • Диодор Сицилийский — Книга XVI, главы 40–65» . penelope.uchicago.edu . Проверено 20 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Фергюс Миллар, Финикийские города: тематическое исследование эллинизации, University of North Carolina Press (2006), стр. 32–50, www.jstor.org/stable/10.5149/9780807876657_millar.8
- ^ «Осада Тира Александром, 332 г. до н. э.» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 7 марта 2019 г.
- ^ Фергус Милла, Финикийские города: тематическое исследование эллинизации, University of North Carolina Press (2006), стр. 36–37 , www.jstor.org/stable/10.5149/9780807876657_millar.8
- ^ Миллар, Эллинистический мир и Рим , с. 40: «Однако имеет некоторое значение, хотя и показательное, то, что, по крайней мере, некоторые финикийцы за рубежом продолжали сочинять и записывать тексты на финикийском языке. В Деметрии, например, трое мужчин из третьего века, все с греческими именами - один из Сидона, одна из Арадаса и одна из Китиона — оставили краткие надписи на финикийском языке. В Афинах мы имеем двуязычную греко-финикийскую надпись, дающую прекрасный пример эквивалентности или полуэквивалентности теофорических имен».
- ^ Миллар, с. 34: «Похоже, что в эллинистический период финикийская культура в некотором смысле распространилась как внутри страны, так и за ее пределами, как пуническая культура распространилась и в Северной Африке после этого. Этот факт ставит финикийскую культуру в связь с известным феноменом слияния греческого и не- Греческие божества в Сирии, или, альтернативно, выживание негреческих культов в эллинизированной среде. Нигде это не предстает перед нами более ярко, чем в описании Иродианом культа Элагабала в Эмесе, что важно, так это то, что Иродиан думал, что «; «Элагабал» было финикийским именем, а Юлия Меса была «по происхождению финиссой».
- ^ Миллар, с. 50. Во-вторых, что более важно, когда финикийцы начали исследовать сокровищницу греческой культуры, они смогли обнаружить, среди прочего, себе уже приписываемые творческие роли – не все из которых, как оказалось, были чисто легендарными. Если некоторые аспекты были просто легендами, как, например, история о Кадмосе, то ясно то, что финикийцы переняли ее (возможно, как и легенду об Энее в Италии, очень рано) и сделали ее своей собственной. При этом они приобрели как дополнительное прошлое, так и усиление своей исторической идентичности; и одновременно они получили признание как в некотором смысле греки
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Обе, Мария Евгения (2001). Финикийцы и Запад: политика, колонии и торговля . Перевод Тертона, Мэри. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-79543-2 .
- Коулмас, Флориан (1996). Энциклопедия систем письменности Блэквелла . Оксфорд: Блэквелл. ISBN 978-0-631-21481-6 .
- Жигулов, Вадим С. (2021). Финикийцы: утраченные цивилизации . Лондон: Книги реакции. ISBN 978-1-789-14478-9 .
- Куинн, Жозефина Кроули (2017). В поисках финикийцев . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-1-4008-8911-2 .