Jump to content

Нарушение речевого звука

(Перенаправлено с Дерротацизма )
Нарушение речевого звука
Специальность Логопед

Нарушение речевого звука ( ССД ) — это речевое расстройство, влияющее на способность произносить звуки речи, которое включает нарушения речевой артикуляции и фонематические нарушения, причем последние относятся к тому, что некоторые звуки ( фонемы ) не воспроизводятся или не используются правильно. Термин «затянувшееся фонологическое развитие» иногда предпочитают при описании детской речи, чтобы подчеркнуть продолжающееся развитие, признавая при этом задержку.

Исследование, проведенное в США, показало, что в возрасте 6 лет у 5,3% афроамериканских детей и 3,8% белых детей наблюдаются нарушения звука речи. [ 1 ]

Классификация

[ редактировать ]

Нарушения звука речи можно подразделить на два основных типа: нарушения артикуляции (также называемые нарушениями фонетического производства ) и фонематические нарушения (также называемые фонологическими нарушениями ). Однако у некоторых может быть смешанное расстройство, при котором существуют как артикуляционные, так и фонологические проблемы. Хотя нарушения речевого звука связаны с детством, некоторые остаточные ошибки могут сохраняться и во взрослом возрасте. Несколько различных источников предполагают, что от 1 до 2% молодого взрослого населения в целом продолжают страдать от нарушений звука речи.

Нарушения артикуляции

[ редактировать ]

Нарушения артикуляции (также называемые нарушениями фонетического производства или просто «артическими расстройствами» для краткости) основаны на трудностях в обучении физическому воспроизведению нужных фонем. Нарушения артикуляции связаны с основными артикуляторами: губами, зубами, альвеолярным отростком, твердым небом, небной занавеской, голосовой щелью и языком. Если расстройство связано с каким-либо из этих артикуляторов, то это нарушение артикуляции. Ошибок обычно меньше, чем при фонематическом нарушении, и более вероятны искажения (хотя могут присутствовать и любые пропуски, дополнения и замены). Их часто лечат, обучая ребенка тому, как физически издавать звук, и заставляя его практиковаться в его воспроизведении, пока он (будем надеяться) не станет естественным. Нарушения артикуляции не следует путать с двигательными нарушениями речи , такими как дизартрия (при которой наблюдается фактический паралич речевой мускулатуры) или речевая диспраксия развития (при которой планирование движений резко нарушается ).

Фонематические нарушения

[ редактировать ]

При фонематическом расстройстве (также называемом фонологическим расстройством) у ребенка возникают проблемы с изучением звуковой системы языка, он не может распознать, какие звуковые контрасты также противоречат значению. Например, звуки / k / и / t / не могут быть распознаны как имеющие разные значения, поэтому «вызов» и «высокий» можно рассматривать как омофоны , оба произносятся как «высокий». Это называется коллапсом фонем , и в некоторых случаях многие звуки могут быть представлены одним — например, / d / может заменить /t/ , /k/ и / ɡ / . В результате количество ошибочных звуков часто (хотя и не всегда) больше, чем при нарушениях артикуляции, и замены обычно являются наиболее распространенной ошибкой. Фонематические нарушения часто лечат с использованием минимальных пар (два слова, отличающихся только одним звуком), чтобы привлечь внимание ребенка к разнице и ее влиянию на общение.

Некоторые дети с фонематическими нарушениями слышат, что две фонемы отличаются друг от друга, когда другие говорят, но не осознают, что эти фонемы звучат одинаково, когда они сами говорят. Это называется феноменом «фис» , в честь сценария, в котором логопед говорит: «Вы сказали «фис», вы имели в виду «рыба»?» И ребенок отвечает: «Нет, я не сказал «фис», я сказал «фис». В некоторых случаях ребенок издает звуки, хотя и похожие, но акустически различимые. Однако другие не слышат этой разницы, [ 7 ] потому что эти два звука не рассматриваются как отдельные фонемы в разговорном языке.

Хотя фонематические нарушения часто считаются языковыми расстройствами, поскольку затрагивается языковая система, они также являются нарушениями речевого звучания, поскольку ошибки связаны с использованием фонем. Это отличает их от специфических языковых нарушений , которые представляют собой прежде всего нарушение синтаксиса ( грамматики) и использования языка, а не звуковой системы. Однако они могут сосуществовать, воздействуя на одного и того же человека.

Другие расстройства могут быть связаны с различными способами произношения согласных. Некоторыми примерами являются скользящие вещества и жидкости. Скольжение происходит, когда артикуляционная поза постепенно меняется от согласной к гласной. Жидкости могут включать / l / и / ɹ / .

Смешанные нарушения речевого звука

[ редактировать ]

В некоторых случаях фонетические и фонематические ошибки могут сосуществовать у одного и того же человека. В таком случае основное внимание обычно уделяется фонологическому компоненту, но артикуляционная терапия может быть необходима как часть процесса, поскольку обучение ребенка использованию звука непрактично, если ребенок не знает, как его воспроизводить.

Остаточные ошибки

[ редактировать ]

Несмотря на то, что большинство нарушений речевого звука можно успешно лечить в детстве, а некоторые даже перерастают их самостоятельно, иногда ошибки могут сохраняться и во взрослом возрасте, а не только не соответствовать возрасту . Такие постоянные ошибки называются «остаточными ошибками» и могут оставаться на всю жизнь.

Презентация

[ редактировать ]

Ошибки, допущенные детьми с нарушениями речевого звучания, обычно подразделяются на четыре категории:

  • Пропуски: некоторые звуки не воспроизводятся — целые слоги или классы звуков могут быть удалены; например, fi' для рыбы или 'at для кошки. Это отличается от таких особенностей, как отсутствие ротичности , выпадение h или l-вокализация , которые являются частью различных региональных, национальных и этнических акцентов и обычно не считаются расстройствами.
  • Дополнения (или пентезы/комиссии): к намеченному слову добавляется дополнительный звук или звуки; например, пух-лейн для самолета.
  • Искажения: звуки слегка изменяются, поэтому предполагаемый звук можно распознать, но он звучит «неправильно» или может не походить ни на один звук в языке.
  • Замены: один или несколько звуков заменяются другими; например, воббит для кролика или пакля для коровы.

Иногда даже для экспертов неочевидно, какой именно тип был создан — некоторые искаженные формы / ɹ / могут быть ошибочно приняты за / w / случайным наблюдателем , но на самом деле они могут быть не совсем правильными, а где-то посередине. Кроме того, детей с тяжелыми речевыми нарушениями звука может быть трудно понять, что затрудняет определение того, какое слово на самом деле было задумано и, следовательно, что в нем на самом деле не так. Некоторые термины могут использоваться для описания более чем одной из вышеперечисленных категорий, например, lisp , который часто является заменой / s / на / θ / (подстановка), но может быть искажением, производящим /s/ сразу за зубы, в результате чего получается звук где-то между /s/ и /θ/ .

Существует три различных уровня классификации при определении величины и типа возникающей ошибки:

  1. Звуки, которые может издавать больной
    1. A: Фонематический – можно легко воспроизвести; используется осмысленно и контрастно
    2. B: Фонетический – создается только по запросу; не используются последовательно, осмысленно или контрастно; не используется в связной речи
  2. Стимулирующие звуки
    1. A: Легко стимулируется
    2. B: Возможна стимуляция после демонстрации и зондирования (т. е. с помощью депрессора языка).
  3. Не могу воспроизвести звук
    1. A: Не может быть произведено добровольно
    2. B: Производство никогда не наблюдалось

Обратите внимание, что пропуски не означают, что звук не может быть произведен, и некоторые звуки могут воспроизводиться легче или чаще, когда они появляются вместе с некоторыми другими звуками: кто-то может произнести «с» и «т» отдельно, но не «ст». или может произнести звук в начале слова, но не в конце. Масштаб проблемы часто варьируется в зависимости от звука, воспроизводимого одним и тем же динамиком.

Нарушения речевого звука (СНР) могут возникать по разным причинам, которые обычно подразделяются на органические и функциональные факторы:

Органические причины

К ним относятся физические или неврологические проблемы, влияющие на речь:

  Функциональные причины

Это случаи, когда нет идентифицируемой физической причины:

  • фонологические нарушения: проблемы с пониманием и использованием звуковой системы языка, например, замена одного звука другим.
  • нарушение артикуляции, при котором ребенку трудно физически воспроизводить определенные звуки речи.
  • орально-моторные проблемы, связанные с координацией или силой мышц, участвующих в речи, даже если не выявлено никаких неврологических или структурных проблем.

Другие влияния

  • генетические нарушения (например, синдром Дауна )
  • болезнь
  • факторы окружающей среды, такие как ограниченное знакомство с языком или конкретными речевыми моделями или отсутствие возможностей для практики.

Выявление основной причины является ключом к определению соответствующего вмешательства.

Диагностика

[ редактировать ]

Согласно кросс-лингвистическому исследованию 27 языков, дети усваивают большинство согласных к 5 годам. В среднем все взрывные , носовые и скользящие звуки усваиваются к 3 годам 11 мес.; все аффрикаты были приобретены к 4 годам 11 мес.; все жидкости были приобретены к 5лет11мес; и все фрикативные звуки были приобретены к 6 годам 11 мес. (критерий 90%) [1] . Если у ребенка продолжаются проблемы с артикуляцией после достижения обычного возраста, рекомендуется обратиться к логопеду. Неправильная артикуляция некоторых сложных звуков ( [ l ] , [ ɹ ] , [ s ] , [ z ] , [ θ ] , [ ð ] , [ t͡ʃ ] , [ d͡ʒ ] и [ ʒ ] ) могут быть нормальными до 8 лет.

Диагностика нарушения звука речи представляет собой структурированный процесс, включающий следующие этапы:

  1. История болезни : логопед (SLP) соберет информацию об этапах развития ребенка, истории болезни, семейном происхождении и любых других соответствующих факторах, таких как слух или ушные инфекции.
  2. Проверка слуха . Поскольку слух имеет решающее значение для развития речи, обычно проводится проверка слуха, чтобы исключить потерю слуха как причину.
  3. Оценка речи : SLP оценивает, насколько хорошо ребенок может произносить определенные звуки, прося его произнести определенные слова, фразы или предложения. Сюда часто входят тесты на артикуляцию (чтобы увидеть, есть ли у ребенка проблемы с физическим воспроизведением определенных звуков) и тесты фонологического процесса (чтобы проверить закономерности звуковых ошибок (например, замену одного звука другим)).
  4. Орально-моторный осмотр : осмотр рта и мышц, участвующих в речи (например, губ, языка, челюсти), помогает определить, есть ли какие-либо структурные или двигательные проблемы, вызывающие расстройство.
  5. Выявление причины : на основании результатов SLP определяет вероятную причину нарушения звука речи.

Эта комплексная оценка позволяет SLP разработать индивидуальный план лечения с учетом конкретных потребностей ребенка.

У большинства детей это расстройство не сохраняется на протяжении всей жизни, и трудности с речью улучшаются со временем и с помощью речевого лечения . Прогноз хуже для детей, у которых также имеется языковое расстройство , поскольку это может указывать на нарушение обучения. [ 8 ]

Существует несколько методов лечения, которые зависят от причины нарушений речевого звука:

Сертифицированный логопед должен провести полную оценку и поставить диагноз, чтобы назначить соответствующую терапию. Когда логопед обучает родителей применять методы языкового и коммуникативного вмешательства, это может улучшить результат для детей. [ 9 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Шриберг, Л.Д.; Томблин, Дж. Б.; МакСвини, Дж. Л. (декабрь 1999 г.). «Распространенность задержки речи у детей 6 лет и коморбидность речевых нарушений» . Журнал исследований речи, языка и слуха: JSLHR . 42 (6): 1461–1481. дои : 10.1044/jslhr.4206.1461 . ISSN   1092-4388 . ПМИД   10599627 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Георгиевская-Янческа, Татьяна (09.02.2019). «Лямбдацизм, ротакизм и сигматизм у детей дошкольного возраста: частота и распространение» . Македонский журнал медицинских наук открытого доступа . 7 (3): 336–340. дои : 10.3889/oamjms.2019.144 . ISSN   1857-9655 . ПМК   6390136 . ПМИД   30833997 .
  3. ^ "Хитизм" . Педагогическая энциклопедия (in Russian) . Retrieved 2022-08-02 .
  4. ^ "Йотацизм" . Педагогическая энциклопедия (in Russian) . Retrieved 2022-08-02 .
  5. ^ Перейти обратно: а б Стинчфилд, Сара М (1933). Речевые расстройства: психологическое исследование различных дефектов речи . Рутледж. ISBN  9781136310256 . Проверено 10 июня 2019 г. ротацизм из-за затруднения звука р
  6. ^ Сделал это, Милослав. Бакалаврская работа: Коррекция ротатизма дошкольников в логопедическом классе обычного детского сада (PDF) (на чешском языке). Масариков университет в Брно.
  7. ^ Фромкин, Виктория. (2000). "Фонология". Лингвистика: введение в лингвистическую теорию . Молден, Массачусетс; Оксфорд, Великобритания: Блэквелл. ISBN  978-0-631-19711-9 . OCLC   43577669 .
  8. ^ Американская психиатрическая ассоциация, изд. (2013). «Нарушение речевого звука, 315,39 (F80.0)». Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, пятое издание . Американское психиатрическое издание. стр. 44–45.
  9. ^ Робертс, Меган Ю.; Кертис, Филип Р.; Соне, Бейли Дж.; Хэмптон, Лорен Х. (июль 2019 г.). «Ассоциация обучения родителей с развитием речи детей» . JAMA Педиатрия . 173 (7): 671–680. doi : 10.1001/jamapediatrics.2019.1197 . ISSN   2168-6203 . ПМЦ   6537769 . ПМИД   31107508 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a6f7f091d29b814db06330f5490d879e__1726166220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a6/9e/a6f7f091d29b814db06330f5490d879e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Speech sound disorder - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)