Османский халифат
Османский халифат официальный халифат Халифат | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
1517–1924 | |||||||
Капитал | Константинополь | ||||||
Рабочие языки | Османский турецкий (династический) арабский (религиозный) | ||||||
Религия | Суннитский ислам | ||||||
Правительство | Наследственный халифат в составе империи (1517–1922 гг.) Выборный халифат при парламенте (1922–1924) | ||||||
Халиф | |||||||
• 1517–1520 | Селим I (первый) | ||||||
• 1922–1924 | Абдулмеджид II (последний) | ||||||
Учредил | |||||||
• Аль-Мутаваккиль III официально передает свой титул Селиму I. | 1517 | ||||||
1774 | |||||||
1914 | |||||||
1924 | |||||||
|
Халифат خِلافةХалифат |
---|
Исламский портал |
Халифат « Османской империи ( османский турецкий язык : خلافت مقامى , латинизированный : hilâfet makamı , букв. офис халифата») был заявлением глав турецкой Османской династии о том, чтобы быть халифами ислама в позднем средневековье и начале современная эпоха . В период османской экспансии османские правители претендовали на власть халифа после завоевания мамлюкского Египта султаном Селимом I в 1517 году и упразднения контролируемого мамлюками халифата Аббасидов . Это оставило Селима защитником священных городов Мекки Медины и мире и укрепило претензии Османской империи на лидерство в мусульманском .
Распад Османского халифата произошел из-за медленной эрозии власти по отношению к Западной Европе , а также из-за конца Османского государства в результате раздела Османской империи по мандату Лиги Наций . Абдулмеджид II , последний османский халиф, занимал свой пост халифа в течение нескольких лет после раздела, но с Мустафы Кемаля-паши и светскими реформами последующим изгнанием императорской семьи Османоглу из Турции в 1924 году пост халифа был упразднен . Мустафа Кемаль-паша предложил халифат Ахмеду Шарифу ас-Сенусси при условии, что он будет проживать за пределами Турции; Сенусси отклонил предложение и подтвердил свою поддержку Абдул-Меджида II. [ 1 ]
С учреждением суфийских орденов, таких как Байрамия и Мавлавия при Османском халифате, процветала мистическая сторона ислама, суфизм . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
История
[ редактировать ]Селим I Абдулазизу (1517–1876)
[ редактировать ]В 1517 году османский султан Селим I разгромил султанат мамлюков в Каире в Османско-мамлюкской войне . Последний халиф Каира Аль-Мутаваккиль III был возвращен в Константинополь в качестве пленника. Там, как говорят, аль-Мутаваккиль официально передал титул халифа, а также его внешние эмблемы — меч и мантию Мухаммеда — Селиму, провозгласив османских султанов новой линией халифов. [ 6 ] И постепенно их стали рассматривать как фактических лидеров и представителей исламского мира. Из Константинополя османские султаны правили империей, которая на пике своего развития охватывала Анатолию , большую часть Ближнего Востока , Северной Африки , Кавказа и простиралась глубоко в Восточную Европу .
Укрепленные Вестфальским миром и промышленной революцией , европейские державы перегруппировались и бросили вызов османскому господству. Во многом из-за плохого руководства, архаичных политических норм и неспособности идти в ногу с технологическим прогрессом в Европе Османская империя не смогла эффективно отреагировать на возрождение Европы и постепенно потеряла свои позиции выдающейся великой державы .
Однако первое политическое (а не религиозное) использование титула халифа произошло только в 1774 году, когда османам пришлось противостоять русским , которые заявили, что им необходимо защитить православных христиан под властью Османской империи, сделав аналогичное заявление. о мусульманах, живущих в России. [ 7 ] [ 8 ] Британцы Британской тактично подтвердят притязания Османской империи на халифат и заставят османского халифа отдать приказ мусульманам, живущим в Индии, подчиняться британскому правительству. [ 9 ]
В девятнадцатом веке Османская империя начала период модернизации, известный как Танзимат , который изменил природу Османского государства, значительно увеличив его мощь, несмотря на территориальные потери империи. [ 10 ] Несмотря на успех самоукрепляющихся реформ, империя была в значительной степени неспособна сравниться с военной мощью своего главного соперника, Российской империи , и потерпела несколько поражений в русско-турецких войнах . Османское государство объявило дефолт по своим кредитам в 1875–1876 годах, что стало частью более широкого финансового кризиса, затронувшего большую часть земного шара. [ 11 ]
Британское правительство поддержало точку зрения, что османы были халифами ислама среди мусульман Британской Индии, а османские султаны в ответ помогли британцам, выступив с заявлениями перед мусульманами Индии, в которых превозносились их поддержка британского правления; они пришли от султана Селима III и султана I. Абдул- Меджида [ 12 ]
Абдул Хамид II (1876–1909)
[ редактировать ]Султан Абдул Хамид II , правивший в 1876–1909 годах, считал, что отчаянное положение Империи можно исправить только благодаря сильному и решительному руководству. Он не доверял своим министрам и другим чиновникам, служившим его предшественникам, и постепенно уменьшал их роль в своем режиме, сосредоточив в своих руках абсолютную власть над управлением Империей. Заняв жесткую позицию против вмешательства Запада в дела Османской империи, он подчеркнул «исламский» характер Империи, подтвердил свой статус халифа и призвал к мусульманскому единству в рамках Халифата. Абдул-Хамид несколько укрепил позиции Империи и на короткое время преуспел в восстановлении исламской власти, построив многочисленные школы, сократив государственный долг и приступив к проектам, направленным на оживление разрушающейся инфраструктуры Империи.
В 1899 году османы удовлетворили просьбу правительства Соединенных Штатов и использовали свою религиозную власть халифов, чтобы приказать султанату Таусуг (расположенному на территории нынешних южных Филиппин и северо-восточной Малайзии) прекратить защиту султаната и сдаться американскому вторжению. ; Султан Джамалул-Кирам II из султаната Таусуг прислушался к приказу халифа султана Абдул-Хамида II и сдался. [ 13 ] [ 14 ]
Переворот трех паш в 1909 году ознаменовал конец его правления. Прозападно настроенные турецкие офицеры, выступавшие против правления Абдул-Хамида, постоянно организовывались в форме тайных обществ внутри и за пределами Турции . К 1906 году движение пользовалось поддержкой значительной части армии, а его лидеры сформировали Комитет Союза и Прогресса (КУП), неофициально известный как Партия младотурок . Младотурки стремились перестроить управление Империей по западному образцу. Их идеология носила националистический характер и была предшественником движения, которое должно было захватить контроль над Турцией после Первой мировой войны . Лидеры CUP представили общественности свои идеи как возрождение «истинных исламских принципов». Под руководством Энвер-паши , турецкого военного офицера, КЕП начала военный переворот против султана в 1908 году, провозгласив новый режим 6 июля. Хотя они оставили Абдул-Хамида на троне, младотурки вынудили его восстановить парламент и конституцию, действие которых он приостановил тридцать лет назад, тем самым создав конституционную монархию и лишив Халифат его власти.
Контрпереворот и инцидент 31 марта
[ редактировать ]Контрпереворот, предпринятый лояльными султану солдатами, угрожал новому правительству, но в конечном итоге провалился. Спустя девять месяцев после начала нового парламентского срока недовольство и реакция нашли выражение в контрреволюционном движении за инцидент 31 марта , которое фактически произошло 13 апреля 1909 года. Многие аспекты этого восстания, которое началось в определенных частях мятежной армии в Константинополе, еще предстоит проанализировать. Общепризнанное восприятие «реакционного» движения иногда подвергалось сомнению, учитывая результаты и влияние на молодую политическую систему.
Абдул-Хамид был свергнут 13 апреля 1909 года. Его заменил его брат Рашид Эффенди, который был провозглашен султаном Мехмедом V. 27 апреля
Мехмед V (1909–1918)
[ редактировать ]С Ливией
[ редактировать ]В 1911 году Италия воевала с османами из-за Ливии , и неспособность Турции защитить эти регионы продемонстрировала слабость османской армии. В 1912 году Болгария , Сербия , Черногория и Греция сформировали Балканскую лигу — антиосманский союз, который впоследствии начал совместное нападение на Османскую империю. Последовавшие за этим Балканские войны уничтожили то небольшое присутствие османов, которое они оставили в Европе, и только распри между союзниками по Балканской лиге помешали им продвинуться в Анатолию.
Внутри Османов по-прежнему беспокоила политическая нестабильность. Националистические восстания, время от времени преследовавшие Империю на протяжении последних пятидесяти лет, усилились. Массы становились все более разочарованными хроническим плохим управлением и плохой результативностью османов в военных конфликтах. В ответ КЕП провела второй государственный переворот в 1913 году и захватила абсолютный контроль над правительством. В течение следующих пяти лет Империя представляла собой однопартийное государство, управляемое КЕП под руководством Энвер-паши (который вернулся в Константинополь после службы Турции за границей на различных военных и дипломатических должностях после первого переворота), министра внутренних дел. Талат-паша и министр военно-морского флота Джемаль-паша . Хотя султан был сохранен, он не предпринял никаких усилий для осуществления власти независимо от младотурок и фактически был их марионеткой . Таким образом, халифат номинально принадлежал Мехмеду V, но власть, связанная с этой должностью, принадлежала младотуркам.
Первая мировая война
[ редактировать ]Когда в Европе разразилась Первая мировая война , младотурки заключили союз с Германией , и этот шаг имел катастрофические последствия. Империя вступила в войну на стороне Центральных держав в ноябре 1914 года, и Великобритания , Франция и Россия немедленно объявили войну Османской империи. [ 15 ] В ходе войны положение империи продолжало ухудшаться, и даже на Ближнем Востоке – в самом сердце исламского мира – вскоре она была потеряна.
Призыв к джихаду
[ редактировать ]Хотя младотурки вынудили султана в его качестве халифа объявить джихад, призывая всех мусульман противостоять вторжению союзников на их земли, эти усилия оказались в основном безуспешными. Правительство младотурок массово ушло в отставку, а Энвер, Талат и Джемаль бежали из Турции на борту немецкого военного корабля. Султан Мехмед VI , провозглашенный султаном после того, как его брат Мехмед V умер от сердечного приступа в июле, согласился на перемирие. оформляющее Мудросское перемирие, капитуляцию Османской империи, было подписано на борту HMS Agamemnon 30 октября 1918 года. Союзные войска прибыли в Константинополь и вскоре после этого заняли дворец султана. [ 16 ]
Раздел Османской империи
[ редактировать ]К концу войны османы потеряли практически всю свою империю. Надеясь сохранить свой трон и сохранить в той или иной форме Османскую династию, султан согласился сотрудничать с союзниками. Он распустил парламент и позволил военной администрации союзников заменить правительство, освобожденное младотурками.
Движение Халифат
[ редактировать ]Движение Халифат (1919–22) — политическая кампания, начатая в Британской Индии против британской политики против Турции и запланированного расчленения Турции после Первой мировой войны союзными войсками. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]
Среди лидеров, участвовавших в движении, были Шаукат Али , Маулана Мохаммад Али Джаухар , [ 20 ] Хаким Аджмал Хан , [ 21 ] [ 22 ] и Абул Калам Азад [ 23 ] некоторые из них стремились восстановить халифа Османского халифата, в то время как другие продвигали интересы мусульман и вовлекали мусульман в национальную борьбу.
Махатма Ганди поддерживал это движение как часть своей оппозиции Британской империи, и он выступал за более широкое движение отказа от сотрудничества . в то же время [ 24 ] Валлабхай Патель , Бал Гангадхар Тилак и другие деятели Конгресса также поддержали движение. [ 25 ] [ 26 ]
Обычно описываемое как протест против санкций, введенных в отношении Османской империи после Первой мировой войны , Севрским договором движение также известно единством индуистов и мусульман. [ 27 ] Оно закончилось в 1922 году после прекращения движения за отказ от сотрудничества. [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ]
Отмена
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Август 2021 г. ) |
Турецкое национальное движение, как подробно объясняется в « Турецкой войне за независимость» , сформировало Великое национальное собрание Турции в Анкаре 23 апреля 1920 года и добилось официального признания независимости страны и новых границ 20 февраля 1923 года посредством Лозаннского договора . Национальное собрание объявило Турцию республикой 29 октября 1923 года и провозгласило Анкару своей новой столицей. Спустя более чем 600 лет Османская империя официально прекратила свое существование. Однако под руководством союзников султан пообещал подавлять такие движения и добился официальной фетвы, от шейх-уль-ислама объявляющей их неисламскими. [ 33 ] Но националисты постепенно набирали обороты и начали пользоваться широкой поддержкой. Многие чувствовали, что нация созрела для революции. Стремясь нейтрализовать эту угрозу, султан согласился провести выборы в надежде успокоить и привлечь на свою сторону националистов. К его разочарованию, националистические группы победили в опросах, что побудило его снова распустить парламент в апреле 1920 года.
Первоначально Национальное собрание, казалось, было готово предоставить халифату место в новом режиме, согласившись на назначение двоюродного брата Мехмеда Абдулмеджида халифом после ухода Мехмеда (ноябрь 1922 г.). Но эта должность была лишена всякой власти, и чисто церемониальное правление Абдулмеджида было недолгим. Мустафа Кемаль был ярым критиком Османского дома и его исламской ориентации. Когда Абдулмеджид был провозглашен халифом, Кемаль отказался разрешить проведение традиционной османской церемонии, прямо заявив:
Халиф не имеет никакой власти или положения, кроме как в качестве номинального номинального главы.
В ответ на прошение Абдулмеджида о повышении его зарплаты Кемаль написал:
Ваш офис, Халифат, — не более чем историческая реликвия. Оно не имеет оправдания для существования. Это дерзость, что вы посмеете написать кому-либо из моих секретарей!
Тем не менее, несмотря на всю власть, которой он уже обладал в Турции, Кемаль не осмелился полностью упразднить Халифат, поскольку он все еще пользовался значительной поддержкой со стороны простого народа.
Затем, в 1924 году, два индийских брата, Маулана Мохаммед Али Джаухар и Маулана Шаукат Али , лидеры индийского движения Халифат , распространяли брошюры, призывающие турецкий народ сохранить Османский халифат ради ислама. [ 34 ] Однако при новом националистическом правительстве Турции это было истолковано как иностранная интервенция, и любая форма иностранного вмешательства была названа оскорблением турецкого суверенитета и, что еще хуже, угрозой государственной безопасности. Кемаль тут же воспользовался своим шансом. По его инициативе Национальное собрание 3 марта 1924 года упразднило Халифат. Абдулмеджид был отправлен в ссылку вместе с остальными членами Османского дома. [ 35 ] [ 36 ] Мустафа Кемаль-паша предложил халифат Ахмеду Шарифу ас-Сенусси при условии, что он будет проживать за пределами Турции; Сенусси отклонил предложение и подтвердил свою поддержку Абдулмеджида. [ 1 ]
См. также
[ редактировать ]- Ислам в Османской империи
- Османские претензии на римское правопреемство
- Вассальные и подчиненные государства Османской империи
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Озоглу 2011 , с. 5; Озоглу цитирует 867.00/1801: Марк Ламберт Бристоль , 19 августа 1924 года.
- ^ Алгар, Айла Эсен (январь 1992 г.). Ложа дервишей: архитектура, искусство и суфизм в Османской Турции . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520070608 .
- ^ Сиррие, Элизабет (2005). Суфийский провидец Османского Дамаска: Абд аль-Гани ан-Набулуси, 1641–1731 гг . Психология Пресс. ISBN 9780415341653 .
- ^ Вассерштейн, Дэвид Дж.; Аялон, Ами (17 июня 2013 г.). Мамлюки и османы: исследования в честь Майкла Винтера . Рутледж. ISBN 9781136579172 .
- ^ Гостон, Габор А.; Мастерс, Брюс Алан (21 мая 2010 г.). Энциклопедия Османской империи . Информационная база. ISBN 9781438110257 .
- ^ Дрюс, Роберт (август 2011 г.). «Глава тридцать – Османская империя, иудаизм и Восточная Европа до 1648 года» (PDF) . Учебник: Иудаизм, христианство и ислам: к истокам современной цивилизации . Университет Вандербильта.
- ^ Бартольд
- ^ Финкель, Кэролайн (2005). Мечта Османа: История Османской империи, 1300-1923 гг . Нью-Йорк: Основные книги. п. 111. ISBN 978-0-465-02396-7 .
- ^ Куреши, М. Наим (1999). Панислам в британской индийской политике: исследование движения Халифат, 1918–1924 гг . БРИЛЛ. стр. 18–19. ISBN 978-90-04-11371-8 .
- ^ Куатаерт, Дональд (1994). «Эпоха реформ, 1812–1914». В Инальчике Халил; Дональд Куаерт (ред.). Экономическая и социальная история Османской империи, 1300–1914 гг . Том. 2. Издательство Кембриджского университета. п. 762. ИСБН 0-521-57456-0 .
- ^ Куатаерт, Дональд (2005). Османская империя, 1700–1922 (2-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 72 . ISBN 978-0-521-54782-6 .
- ^ М. Наим Куреши (1999). Панислам в британской индийской политике: исследование движения Халифат, 1918–1924 гг . БРИЛЛ. стр. 18–19. ISBN 90-04-11371-1 .
- ^ Карпат, Кемаль Х. (2001). Политизация ислама: реконструкция идентичности, государства, веры и сообщества в позднем Османском государстве . Издательство Оксфордского университета. п. 235. ISBN 978-0-19-513618-0 .
- ↑ Йегар, Моше (1 января 2002 г.). Между интеграцией и отделением: мусульманские общины южных Филиппин, южного Таиланда и западной Бирмы/Мьянмы . Лексингтонские книги. п. 397. ISBN 978-0-7391-0356-2 .
- ^ Николь, Дэвид. (2008). Османы: Империя веры . Ладлоу: Таламус. ISBN 978-1-902886-11-4 . OCLC 455106992 .
- ^ Исследования международного права
- ^ Хатчинсон, Дж.; Смит, AD (2000). Национализм: критические концепции в политической науке . Рутледж. п. 926. ИСБН 978-0-415-20112-4 . Проверено 9 февраля 2023 г.
Движение Халифат, которое было в первую очередь создано для предотвращения союзного расчленения Турции после Первой мировой войны.
- ^ Али, А.; Сахни, Дж.; Шарма, М.; Шарма, П.; Гоэл, П. (2019). Основной документ IAS 1 Индийское наследие и культура, история и география мира и общества 2020 . Arihant Publications India Limited. п. 273. ИСБН 978-93-241-9210-3 .
- ^ Випул, С. (2009). История и гражданское право Лонгмана Icse 10 . Пирсон Образование. п. 88. ИСБН 978-81-317-2042-4 .
- ^ «Мухаммад Али Джаухар и судебный процесс по делу о мятеже» . Издательство Оксфордского университета. Архивировано из оригинала 29 октября 2014 года . Проверено 5 декабря 2013 г.
- ^ Хусейн, Интезаар (2003). Аджмал и Азам . Кровавая еда. ISBN 9693509919 .
- ^ Эндрюс, CF (1922). Хаким Аджмал Хан .
- ^ «Движение Халифат | Индийское мусульманское движение | Britannica.com» . Архивировано из оригинала 8 декабря 2018 года . Проверено 4 января 2019 г.
- ^ Карл Олсон (2007). Многоцветие индуизма: тематико-историческое введение . Издательство Университета Рутгерса. п. 29.
- ^ Инамдар, НР (1983). Политическая мысль и лидерство Локманья Тилак . Концепция. п. 259 . Проверено 9 февраля 2023 г.
- ^ Жафрело, Кристоф (7 декабря 2013 г.). «Сардар и сваямсеваки» . Фонд Карнеги за международный мир . Проверено 9 февраля 2023 г.
- ^ Теджани, С. (2021). Индийский секуляризм: социальная и интеллектуальная история, 1890-1950 гг . Издательство Университета Индианы. п. 145. ИСБН 978-0-253-05832-4 .
- ^ Бандиопадхьяна, С. (2004). От Плесси до раздела: история современной Индии . Ориент Блэксван. п. 304. ИСБН 978-81-250-2596-2 .
- ^ Ахмад Хасан Дани (1979). Мировые ученые о Каид-и-Азаме Мухаммеде Али Джинне, Том 1 . Университет Каид-и-Азам. п. 85.
Халифатская агитация закончилась в 1922 году.
- ^ Гейл Мино, Движение Халифат: религиозная символика и политическая мобилизация в Индии (1982).
- ^ Бертон Стейн (2010). История Индии . Джон Уайли и сыновья. п. 300.
- ^ Фогт, К.; Ларсен, Л.; Мо, К. (2011). Новые направления исламской мысли: изучение реформ и мусульманских традиций . Издательство Блумсбери. п. 195. ИСБН 978-0-85772-233-1 .
- ^ Гингерас, Райан (2009). Скорбные берега . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 95 . ISBN 978-0-19-956152-0 .
- ^ «Движение Халифат | Причины, дата, история и факты | Британника» . www.britanica.com . 22 декабря 2023 г.
- ^ Финкель, Кэролайн (2007). Мечта Османа: История Османской империи . Основные книги . п. 546. ИСБН 9780465008506 .
- ^ Озоглу, Хакан (2011). От халифата к светскому государству: борьба за власть в ранней Турецкой республике . АВС-КЛИО. ISBN 9780313379567 .
Библиография
[ редактировать ]- Дерингил, Селим. «Структуры легитимности в Османском государстве: правление Абдул-Хамида II (1876-1909), Международный журнал ближневосточных исследований , том 23, № 3 (август 1991 г.).
- Хаддад, Махмуд. «Арабский религиозный национализм в колониальную эпоху: перечитывание идей Рашида Риды о халифате», Журнал Американского восточного общества , Vol. 117, № 2 (апрель 1997 г.).
- Кедури, Эли. «Конец Османской империи», Журнал современной истории , Vol. 3, № 4 (октябрь 1968 г.).
- Льюис, Бернард. «Османская империя и ее последствия», Журнал современной истории , Vol. 15, № 1 (январь 1980 г.).
- Хусейн, Иштиак. «Танзимат: светские реформы в Османской империи», Faith Matters (октябрь 2011 г.)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Османский халифат (архивировано 3 ноября 2012 г.)