Хо-Чанк
![]() Члены Конгресса Хо-Чанка в 1898 году | |
Общая численность населения | |
---|---|
12,055 (2024) [ 1 ] [ 2 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
США ( Висконсин , Небраска , Айова и Миннесота ) | |
Языки | |
Английский , Хоконк | |
Религия | |
Традиционный путь хочаков, индейская церковь , христианство | |
Родственные этнические группы | |
Айова , Отоэ и Миссурия |
Хо -Чанк , также известный как Хокон , Хоокгра или Виннебаго, — это сиуанском народ , говорящий на индейский языке , историческая территория которого включает части Висконсина , Миннесоты , Айовы и Иллинойса . Сегодня люди Хо-Чанк зачислены в два признанных на федеральном уровне племени : Нация Хо-Чанк в Висконсине и Племя Виннебаго в Небраске . Исторически сложилось так, что окружающие алгонкинские племена называли их термином, который превратился в виннебаго, который позже использовался, а также французами и англичанами. Нация Хо-Чанк всегда называла себя Хо-Чанк. Имя Хо-Чанк происходит от слова Hocaagra ( Ho означает «голос», cąk означает «священный», ra — окончательный артикль), что означает «Люди Священного Голоса». Их название происходит от устных преданий, в которых говорится, что они являются создателями многих ветвей сиуанского языка .
Хо-Чанк заявляют, что они являются потомками как культур позднего лесного периода, строивших чучела курганов, так и преемницы Онеота культуры ; они говорят, что их предки построили тысячи курганов с чучелами по всему Висконсину и прилегающим штатам. До прибытия европейцев Хо-Чанк были доминирующим племенем на его территории в 16 веке, численность населения которого оценивалась в несколько тысяч человек. Они жили в постоянных деревнях вигвамов и выращивали кукурузу, тыкву и бобы; они собирали дикий рис, охотились на лесных животных и ловили рыбу на каноэ. До того, как правительство США изгнало Хо-Чанк с их родной земли в Висконсине, племя состояло из 12 кланов , которым часто отводились определенные роли. Войны с Конфедерацией Иллинойса , а затем войны с народами оджибве , потаватоми , мескваки и сауками вытеснили их со своих территорий в восточном Висконсине и Иллинойсе, а также конфликты с Соединенными Штатами, такие как война Виннебаго и война Черного ястреба . В 17 веке Хо-Чанк понес серьезные потери численности населения, составившие примерно 500 особей. Это связано с жертвами шторма на озере. эпидемии инфекционных заболеваний и конкуренция за ресурсы со стороны мигрирующих алгонкинских племен. К началу 1800-х годов их население увеличилось до 2900 человек, но они понесли дальнейшие потери во время эпидемии оспы 1836 года. В 1990 году их численность составляла 7000 человек; по текущим оценкам общая численность населения двух племен составляет 12 000 человек.
В результате ряда шагов, предпринятых правительством США в 19 веке, племя было переселено в резервации все дальше на запад: в Висконсин, Айову, Миннесоту, Южную Дакоту и, наконец, в Небраску . Устная история предполагает, что некоторые представители племени, возможно, были насильственно переселены федеральным правительством до 13 раз посредством принудительной уступки по договору, потери оцениваются в 30 миллионов акров только в Висконсине (они уступили земли в Висконсине в 1829, 1832 и 1837 годах; дальнейшие попытки переселения произошло в Висконсине в 1840, 1846, 1850 и 1873–4). Во время этих переселений банды Хо-Чанка предпочитали прятаться в Висконсине, чтобы не быть переселенными. В 1832 году другие банды Хо-Чанка были переселены в нейтральную резервацию в восточной Айове, где они столкнулись с враждебными условиями между враждующими народами Дакота и народами Саук. В 1848 году они были перевезены из Айовы в Миннесоту, где их дважды перемещали из округа Тодд, штат Миннесота, в округ Блю-Эрт, штат Миннесота . После войны в Дакоте 1862 года и напряженности, созданной Группа ненавистников «Рыцари леса » около 2000 Хо-Чанков были интернированы в Кэмп-Портер в Манкато, а затем высланы из Миннесоты в Кроу-Крик, Южная Дакота, в 1863 году.
Хо-Чанк часто ненасильственно сопротивлялся изгнанию, оставаясь дома или просто возвращаясь домой, вместо того, чтобы участвовать в восстаниях. Плохие условия в Кроу-Крик вынудили многих Хо-Чанков уехать в резервацию Омаха в Небраске; была Резервация Виннебаго основана для Хо-Чанк в Небраске в 1865 году. Нация Хо-Чанк в Висконсине считается племенем, не относящимся к резервациям, поскольку исторически его членам приходилось приобретать отдельные усадьбы, чтобы вернуть себе право собственности на исконную территорию; они владеют землей более чем в 13 округах Висконсина и имеют землю в Иллинойсе. [ 3 ] Федеральное правительство предоставило статус законной резервации некоторым из этих участков, но нация Хо-Чанк не имеет смежной резервации в традиционном смысле этого слова. Хотя эти два племени связаны между собой, они представляют собой отдельные признанные на федеральном уровне суверенные нации и народы, каждое из которых имеет свое собственное конституционно сформированное правительство и совершенно разные правительственные и деловые интересы. С конца 20 века оба племенных совета разрешили строительство казино . Ho-Chunk Nation работает над восстановлением языка и разработала приложение для iOS и онлайн-словарь на языке хоокок. [ 4 ]
Этимология
[ редактировать ]
Хо-Чанк говорят на сиуанском языке , который, по их мнению, был передан им их создателем Монаной (Создателем Земли). [ нужна ссылка ] Их родное имя - Хо-Чанк (или Хуок), которое по-разному переводится как «священный голос» или «Люди большого голоса», что означает родной язык , поскольку они произошли от сиуанской языковой семьи. [ 5 ]
Соседние племена сиуа обращаются к Хо-Чанк путем перевода их имени на свой язык, например Hotúŋe на языке Айова-Отое ) или Hotháŋka на языке Дакоты . Термин «Виннебаго» — это термин, используемый потаватоми , произносимый как «Виннипего».
1659–1660 В «Отношениях иезуитов» гг. говорилось:
Он стартовал в июне тысяча шестьсот пятьдесят восьмого года от озера Уинипегуек, которое, строго говоря, представляет собой всего лишь большой залив в озере Гурон. Другие называют его озером вонючек не потому, что оно соленое, как морская вода, которую дикари называют Уинипег, или вонючей водой, а потому, что оно окружено сернистой почвой, откуда бьют несколько источников, несущих воду в В этом озере примеси поглощены их водами в местах их зарождения. [ 6 ]
Николя Перро был французским торговцем 17-го века, который считал, что алгонкинские термины относятся к соленым морям, поскольку они имеют особый аромат по сравнению с пресноводными озерами. [ 7 ] В ранних иезуитских записях говорится, что это название относится к происхождению Ле Пуана недалеко от соленых морей на севере. [ 8 ] Когда исследователи Жан Николе и Самюэль де Шамплен узнали о «морской» связи с названием племени, они были оптимистичны, полагая, что это означает, что лес пуаны или жили вблизи него были выходцами из Тихого океана . Они надеялись, что это укажет путь в Китай через великие реки Среднего Запада.
Культура
[ редактировать ]
До того, как европейцы рискнули проникнуть на территорию Хо-Чанка, Хо-Чанк, как известно, охотились, занимались сельским хозяйством и собирали пищу из местных источников, включая орехи, ягоды, корни и съедобные листья. Они знали, что могут дать лес и берег реки, и оба пола играли роль в максимально эффективном использовании ресурсов. Со сменой времен года семьи Хо-Чанк переезжали из одного места в другое в поисках еды. Например, многие семьи вернулись в Блэк-Ривер-Фолс, штат Висконсин , чтобы летом собирать ягоды.
Женщины Хо-Чанк отвечали за выращивание, сбор и обработку продуктов питания для своих семей, включая выращивание сортов кукурузы и тыквы, чтобы в течение вегетационного периода иметь разные сорта; и сбор самых разных корней, орехов и ягод, а также сока кленовых деревьев. Кроме того, женщины научились распознавать и использовать широкий спектр корней и листьев в лечебных и травяных целях. [ 9 ] Кленовый сок использовался для приготовления сиропа и конфет. Женщины также обрабатывали и готовили дичь, готовя сушеное мясо в сочетании с ягодами, чтобы прокормить свои семьи во время путешествий. Дубленные шкуры использовались для изготовления одежды и сумок для хранения вещей. Большую часть дичи они использовали для изготовления инструментов, переплетов, одежды и покрытий для жилищ. Они несли ответственность за выживание семей, заботясь о детях и стариках. [ 10 ]
Основная роль человека Хо-Чанк заключалась в том, чтобы быть охотником, а при необходимости и воином. Вожди среди мужчин взаимодействовали с другими племенами. Будучи охотниками, они пронзали рыбу копьями и забивали ее до смерти. Мужчины также охотились на ондатру, норку, выдру, бобра и оленя. [ 11 ] Некоторые мужчины научились создавать украшения и другие украшения для тела из серебра и меди как для мужчин, так и для женщин. [ 10 ] Чтобы стать мужчинами, мальчики должны были пройти обряд посвящения в период полового созревания: они постились в течение периода, в течение которого они должны были обрести дух-хранитель; без этого их жизнь была бы несчастной.
Помимо наличия духа-хранителя, мужчины также пытались получить защиту и силу от определенных духов, что делалось, делая подношения вместе с табаком. [ 12 ] Например, человек не мог выйти на тропу войны, не устроив предварительно «пир с боевыми связками», который состоял из двух частей. Первая часть прославляла ночных духов, а вторая — духа Громовой птицы . Благословения, которые эти духи даровали людям, были воплощены в предметах, которые вместе составляли боевой узел. Эти объекты могут включать перья, кости, шкуры, флейты и краски. [ 11 ]

История
[ редактировать ]Предок Хо-Чанк
[ редактировать ]
Хо-Чанка Устная история гласит, что они всегда жили на своей нынешней родине в Висконсине, Миннесоте, Айове, Миссури и Иллинойсе. [ 13 ] Их сиуанский язык указывает на общее происхождение с другими народами этой языковой группы. Они говорят, что их предки построили тысячи курганов с чучелами по всему Висконсину и прилегающим штатам. [ 14 ] в период позднего леса . В конце позднего лесного периода практика строительства курганов с чучелами внезапно прекратилась с появлением культуры Онеота . Хо-Чанк заявляют, что они являются потомками как культур позднего лесного периода, строивших чучела, так и преемницы культуры Онеота. [ 15 ] Исторически это племя начало заниматься выращиванием кукурузы в конце периода позднего леса, а также охотой, рыбалкой и сбором дикорастущих растений. Они выращивали дикий рис ( Zizania spp.) и собирали сахар с сахарного клена деревьев .
Европейские контакты и раскол племен
[ редактировать ]Контакт с европейцами произошел в 1634 году с прибытием французского исследователя Жана Николе . Он писал, что Виннебаго/Хо-Чанк занимали территорию вокруг Грин-Бей озера Мичиган в Висконсине, простираясь за пределы озера Виннебаго до реки Висконсин и реки Рок в Иллинойсе . Устная история также указывает на то, что в середине 16 века приток оджибве в северную часть их земель заставил Хо-Чанк переселиться на юг своей территории. У них были некоторые трения с племенами Конфедерации Иллинойса , а также с другими народами, говорящими на чивере, отколовшимися от Хо-Чанка. Эти группы, ставшие племенами Айовы , Миссурии и Отоэ , двинулись на юг и запад, потому что сокращение ареала затрудняло поддержание такой большой популяции. [ 16 ]
Убыль населения
[ редактировать ]Николет сообщил, что, пока Хо-Чанк развлекал его, собралось около 5000 воинов. По оценкам историков, население в 1634 году могло варьироваться от 8 000 до более чем 20 000 человек. С этого времени и до первого возвращения французских охотников и торговцев в конце 1650-х годов население резко сократилось. Более поздние сообщения сообщали, что Хо-Чанк насчитывал всего около 500 человек. Когда многочисленные алгонкинские племена мигрировали на запад, спасаясь от агрессивных племен ирокезов в Бобровых войнах , они конкурировали за дичь и ресурсы с Хо-Чанк, которым пришлось уступить их большей численности. .
Причины, по которым историки сокращают численность населения, различаются, но они сходятся во мнении о трех основных причинах: потеря нескольких сотен воинов во время шторма на озере, инфекционных заболеваний эпидемии после контакта с европейцами и нападения Конфедерации Иллинойса. Говорят, что воины заблудились на озере Мичиган после того, как они отразили первую атаку, вторгшись в Потаватоми с территории нынешнего округа Дор, штат Висконсин . [ 17 ] Другой говорит, что их было 600. [ 18 ] Другое утверждение состоит в том, что 500 человек погибли во время шторма на озере Виннебаго во время неудавшейся кампании против мескваки . [ 19 ] а третий говорит, что это было в битве против сауков . [ 20 ] Даже при таких серьезных потерях воинов, как отмечает историк Р. Дэвид Эдмундс, этого было недостаточно, чтобы привести к почти полному уничтожению целого народа. Он предполагает две дополнительные причины. [ 21 ] Виннебаго, очевидно, страдали от широко распространенной болезни, возможно, эпидемии одной из европейских инфекционных болезней . У них не было иммунитета к новым болезням, и у них был высокий уровень смертности. В сообщениях Хо-Чанка говорится, что жертвы пожелтели, что не является признаком оспы . [ 16 ] Историки считают болезни основной причиной потерь среди всех коренных американцев. Эдмундс отмечает в качестве третьей причины сокращения населения следующую историческую картину: уничтожение Конфедерацией Иллинойса. Хо-Чанк одно время получали помощь от многих их врагов, в частности от Конфедерации Иллинойса, во времена страданий и голода , усугублявшихся потерей охотников. Затем виннебаго напали на Конфедерацию Иллинойса. В ярости дополнительные воины Иллинойса приняли ответные меры и убили почти всех Хо-Чанк. [ 21 ]
После установления мира между французами и ирокезами в 1701 году многие алгонкинские народы вернулись на родину на восток. Затем Хо-Чанк были освобождены от этого давления на своей территории, и после 1741 года большинство из них вернулись вглубь страны. [ 16 ] Численность населения, составлявшая, возможно, менее 500 человек, постепенно восстановилась, чему способствовали смешанные браки с соседними племенами, а также с некоторыми французскими торговцами и охотниками. Подсчет 1736 года дает население 700 человек; в 1806 году их было более 2900. Перепись 1846 года показала 4400 человек, но к 1848 году их, как сообщается, было 2500. Как и другие индейские племена, Хо-Чанк понесли большие потери во время оспы эпидемий 1757–58 и 1836 годов. Во время эпидемии XIX века они потеряли почти четверть своего населения. [ 16 ] Сегодня население Хо-Чанка составляет около 12 000 человек.
Война Черного Ястреба 1832 года велась в основном на земле Хо-Чанк. В начале 1832 года Белое Облако пригласило группу Сауков жить в деревнях группы Рок-Ривер в Иллинойсе. Около 1200 Хо-Чанка, Фокса, Кикапу и других прибыли из таких мест, как Саукенук в резервации Айовы, где было мало еды. Среди прибывших был Черный Воробей , который был ведущим воином Британского оркестра во время войны 1812 года . [ 22 ]
Серия принудительных выселений
[ редактировать ]В результате ряда шагов, предпринятых правительством США в 19 веке, племя было переселено в резервации все дальше на запад: в Висконсин, Миннесоту, Южную Дакоту и, наконец, в Небраску . Устная история предполагает, что некоторые представители племени, возможно, были насильственно переселены до 13 раз федеральным правительством, чтобы украсть землю посредством принудительной уступки по договору, потери оцениваются в 30 миллионов акров только в Висконсине. [ 23 ] Хо-Чанк часто ненасильственно сопротивлялся изгнанию, оставаясь дома или просто возвращаясь домой, вместо того, чтобы участвовать в восстаниях. [ 24 ]
Виннебаго уступили земли в Висконсине в 1829, 1832 и 1837 годах; дальнейшие попытки удаления произошли в Висконсине в 1840, 1846, 1850 и 1873–1874 годах. [ 25 ]

Переселение из Айовы в 1848 году было задокументировано солдатом конных добровольцев Моргана. Около 2500 человек были вынуждены путешествовать на повозках, пешком и верхом из Форта Аткинсон, штат Айова , в Вайнону, штат Миннесота , а оттуда на пароходе в новую резервацию в округе Тодд, штат Миннесота , с ее агентством в Лонг-Прери, штат Миннесота . [ 26 ] [ 27 ] Резервация Лонг-Прери, густо заросшая лесом, больше подходила для лесозаготовок, чем для ведения сельского хозяйства. [ 28 ] В своей статье в 1915 году журналист и местный историк из Сент-Клауда, штат Миннесота, Уильям Белл Митчелл вспоминал, что по состоянию на 1850 год у Хо-Чанка «одна из их главных деревень располагалась на западном берегу реки Миссисипи », в устье реки Ватаб. Река на территории современного города Сартелл, штат Миннесота . [ 29 ] Резервация Лонг-Прери была распущена в 1855 году, а ее жители были переселены в округ Блю-Эрт, штат Миннесота . [ 28 ] Рассказывая о серии набегов и убийств из мести между народами чиппева и дакота, произошедших в мае 1860 года , в ходе которых один воин Хо-Чанк был также убит в городке Мэн-Прейри , округ Стернс, штат Миннесота , Джордж У. Свит, пионер-поселенец Саук-Рапидс , вспоминал «Предполагалось, что виннебаго будут нейтральной партией между сиу и чиппева, но иногда виннебаго присоединялись к партии Сиу во время набега на чиппева». [ 30 ]
Во время Дакотской войны 1862 года очень небольшая фракция Хо-Чанка во главе с вождём Маленьким Священником объединила силы с восстанием и его номинальным лидером, вождём Маленьким Вороном . Это имело катастрофические последствия для всех Хо-Чаков, живущих в Миннесоте.
Формирование резерваций
[ редактировать ]В 1863 году Хо-Чанк были вынуждены покинуть округ Блу-Эрт тайным обществом, организованным местными поселенцами-первопроходцами в Манкато , «Рыцари леса», которое послало вооруженных людей окружить лучшие сельскохозяйственные угодья Хо-Чанк. [ 31 ] Около 2000 Хо-Чанк были интернированы в Кэмп-Портер в Манкато, а затем отправлены в Кроу-Крик , территория Дакота . Плохие условия в Кроу-Крик вынудили многих Хо-Чанков уехать в резервацию Омахи в Небраске. была Резервация Виннебаго основана для Хо-Чанка в Небраске в 1865 году. [ 28 ] [ 32 ] [ 33 ]
После принудительного переселения многие члены племени вернулись в прежние дома, особенно в Висконсине, несмотря на неоднократные облавы и принудительное переселение со стороны армии США. [ 25 ] Но федеральное правительство наконец разрешило виннебаго переселиться и приобрести землю на их прародине в Висконсине, который в конечном итоге получил признание в качестве официальной резервации, известной как Нация Хо-Чанк Висконсина . Хо-Чанк в Небраске получили независимое федеральное признание как племя и имеют резервацию в округе Терстон . У нации Хо-Чанк теперь есть конституция, которая усиливает ее суверенные возможности вести переговоры с правительством США.
Вокон и Декора , административные центры округов Алламаки и Виннешик, штат Айова , соответственно, были названы в честь вождя Хо-Чанка 19-го века Вокона Декора .
Кланы Хо-Чанк
[ редактировать ]До того, как правительство США изгнало Хо-Чанк с их родной земли в Висконсине, племя состояло из 12 кланов (см. таблицу). В обществе Хо-Чанк до контакта кланы обычно ассоциировались с определенными социальными ролями; например, клан Громовой Птицы был кланом, из которого назначались вожди, [ 34 ] в то время как Клан Медведя следил за дисциплиной в обществе и надзирал за заключенными. [ 35 ]
Имя | Перевод |
---|---|
Вакая | Тандерберд |
Вонайре Вонкшик | Люди войны |
Чашеп | Орел |
Рюкге | Голубь |
Хук | Медведь |
Выкрикивать | Волк |
Вакджекси | Водяной дух |
Что | Олень |
Хува | Лось |
Чехи | Буффало |
К | Рыба |
Вака | Змея |
[ 36 ] |
Кланы были связаны с духами животных, представляющими традиционные обязанности внутри нации; каждый клан сыграл свою роль в выживании народа. Как и у других коренных американцев, у Хо-Чанка были правила, обычно требующие, чтобы люди вступали в брак за пределами своего клана. Система родства основывалась на семье и структурировала правила происхождения и наследования. Хотя сегодня это племя является отцовским , антропологи полагают, что у них, возможно, существовала матрилинейная система родства в 17 веке, до их крупных потерь. В это время матриархи клана назначали своего вождя и могли вернуть себе эту должность, если не одобряли его действия. Хо-Чанк, возможно, перешли к патрилинейной системе из-за браков с другими племенами или под влиянием торговли мехом, ориентированной на мужчин. [ 37 ]
Сегодня существуют два признанных на федеральном уровне племени народа Хо-Чанк: Нация Хо-Чанк из Висконсина и Племя Виннебаго из Небраски .
Хо-Чанк Нация
[ редактировать ]Штаб-квартира этого племени находится в Блэк-Ривер-Фолс, штат Висконсин . [ 38 ] Ранее известное как Висконсинское племя виннебаго , оно изменило свое название на «Нация Хо-Чанк», чтобы вернуть себе традиционное сиуанское название. Хо-Чанк обычно называют себя Hoocąk waaziija haci, что означает «священный голос соснового народа». Они также называют себя вонкшик – «люди». Они являются более крупными из двух признанных на федеральном уровне племен Хо-Чанк.
Хо-Чанк основали Отдел языка и культуры Hoocąk Waaziija Haci , который разработал материалы для обучения и восстановления использования языка Hocąk и других элементов их культуры. Среди недавних инноваций — разработка приложения на языке Hocąk для iPhone . [ 39 ] Среди старейшин Хо-Чанка около 200 носителей языка. [ 40 ]
Из 7192 членов племени по состоянию на май 2011 года 5042 проживали в Висконсине. Племена владеют 4602 акрами (18,625 км2). 2 ) разбросаны по частям 12 округов Висконсина и одного округа Миннесоты. Наибольшие концентрации наблюдаются в округах Джексон , Кларк и Монро в штате Висконсин. Меньшие территории расположены в округах Адамс , Кроуфорд , Дейн , Джуно , Ла-Кросс , Марафон , Рок , Саук , Шавано и Вуд в Висконсине. Ho-Chunk Nation также владеет землей в Линвуде, штат Иллинойс . [ 41 ]
Правительство
[ редактировать ]Нация Хо-Чанк создала письменную конституцию и управляется избранным советом. По состоянию на 2023 год [update], нынешний президент - Джон Гриндир.
С конца 20 века племя управляет шестью казино в Висконсине с целью сбора средств:
- Ho-Chunk Gaming Wisconsin Dells в Барабу ,
- Хо-Чанк Гейминг Блэк Ривер Фолс, [ 42 ]
- Хо-Чанк Гейминг Некоса, [ 43 ]
- Хо-Чанк Гейминг Виттенберг, [ 44 ]
- Хо-Чанк Гейминг Тома и
- Хо-Чанк Гейминг Мэдисон. [ 45 ]
В феврале 2013 года Общий совет Белойта продал землю Хо-Чанк нации под предполагаемое казино. [ 46 ]
Совет использовал доходы для улучшения инфраструктуры, здравоохранения и образовательной поддержки своего народа.
В 1988 году компания Ho-Chunk Nation своевременно подала иск о передаче завода по производству боеприпасов для армии Барсука (BAAP), который в соответствии с федеральными правилами должен был быть объявлен избыточным. Будучи частью бывшей традиционной территории, эта собственность хранит исторические, археологические, священные и культурные ресурсы, важные для их народа. Это участок площадью 1500 акров в округе Саук, штат Висконсин . В 1998 году министр внутренних дел направил письмо с требованием предъявить права на землю от имени Хо-Чанка, но в 2011 году Бюро по делам индейцев (BIA) отказалось принять собственность. Оно не пожелало проводить экологическую оценку из-за стоимости. [ 47 ]
Хо-Чанк продолжают расследование этого дела. В период с 1998 по 2011 год армия потратила миллионы долларов на экологическую оценку и очистку, чтобы подготовить собственность к передаче. В 2012 году Национальный конгресс американских индейцев (NCAI) принял резолюцию в поддержку Хо-Чанка и призвал BIA принять излишки земель в доверительное управление от имени племен. [ 47 ]
Племя Виннебаго из Небраски
[ редактировать ]
У племени есть резервация на северо-востоке Небраски. [ 49 ] и западная Айова. расположена Индейская резервация виннебаго в основном в северной части Терстона и небольшой части округов Диксон в Небраске, а также в округе Вудбери , штат Айова. Небольшой участок земли за пределами резервации площадью 116,75 акров (0,4725 км²). 2 ) находится в южном городке Крейг в округе Берт , штат Небраска. Общая площадь суши составляет 457,857 км². 2 (176,78 квадратных миль).
Они называют себя Hoocąk nįšoc haci, что означает «люди со священным голосом, живущие на реке Миссури».
Часть Айовы изначально располагалась к западу от реки Миссури и в пределах границ Небраски. После того, как Инженерный корпус армии США изменил русло реки, часть земель резервации была переопределена как входящая в границы Айовы. Племя успешно доказало, что земля принадлежала им по условиям договора до перенаправления реки. Эта земля имеет почтовый адрес Слоан , штат Айова, поскольку сельские адреса обычно покрываются ближайшим почтовым отделением.
По данным переписи 2000 года, на этих землях проживает 2588 человек. Самая большая община — деревня Виннебаго , а также другие в Эмерсоне и Терстоне , штат Небраска. В 2006 году их зарегистрированное население оценивалось в 4000 человек. [ 40 ]
У признанной на федеральном уровне Омахи также есть резервация в округе Терстон. Вместе индейские племена занимают всю территорию округа Терстон.
Правительство
[ редактировать ]Племя Виннебаго в Небраске имеет письменную конституцию и управляется избранным советом из девяти человек.
С 1992 года племя виннебаго владеет и управляет казино WinnaVegas на своих землях в Айове. Племя легализовало продажу алкоголя, чтобы сохранить поступления от налога на спиртные напитки, предназначенные для поддержки отдельных лиц и семей, пострадавших от алкоголизма. Более 60% признанных на федеральном уровне племен в 48 нижних штатах легализовали продажу алкоголя. [ 50 ]
В 1994 году племя основало Ho-Chunk, Inc., корпорацию экономического развития, в которой сейчас работают 1400 человек. Его успех принес племенным наградам организацию малого бизнеса. Он инициировал мощную программу жилищного строительства в сотрудничестве с федеральными программами. Ее лидеры были представлены в программе «Предприниматели коренных американцев» в 2009 году на канале PBS . [ 51 ]
Земельные претензии
[ редактировать ]По словам Гордона Тандера (Вакая) [ ВОЗ? ] Хо-Чанк систематически изгонялись со своих родных земель, многие из которых теперь оккупированы другими племенами. Нация Хо-Чанк в Висконсине, которая когда-то состояла в основном из членов племен, проживающих в 13 округах Висконсина, имеет исторические территориальные претензии на территорию, ограниченную линией от Грин-Бей до Лонг-Прери , от Сент-Луиса до Чикаго . Некоторые представители федерального правительства и правительств штатов опровергли земельные претензии Хо-Чанка; однако мероприятия по репатриации документально подтверждают, где когда-то стояли многие деревни. [ нужна ссылка ]
Известные люди Хо-Чанка
[ редактировать ]

- Анхель Де Кора , художник и педагог
- Джоба Чемберлен , питчер Высшей бейсбольной лиги
- Генри Роу Клауд , 1884 г.р., выпускник Йельского университета , педагог.
- Слава утра , вождь XVIII века.
- Уиллард ЛаМер , лидер в области образования и соучредитель Колледжа образовательных услуг коренных американцев (NAES) в Чикаго
- Хононега , соучредитель Роктона, Иллинойс
- Бронсон Кениг , баскетболист всей большой десятки из Университета Висконсин-Мэдисон с 2013 по 2017 год.
- Трумэн Лоу , художник
- Красная Птица , вождь и лидер во время войны Виннебаго 1827 года.
- Митчелл Красное Облако-младший , обладатель Почетной медали Корейской войны
- Красное Крыло (также известное как Лилиан Сент-Сир), киноактриса
- Джон Рэймонд Райс , герой Второй мировой войны и войны в Корее, обладатель Бронзовой звезды.
- Вождь Вокон Декора , воин и оратор
- Женщина-горный волк , принявшая в начале XIX века религию пейот.
- Вождь Желтый Гром (также известный как Ваун-каун-тшоу-зи-кау )
- Бетси Тандер , традиционный врач
- Шарис Дэвидс (1980 г.р.), вступила в должность в 2019 году в качестве представителя США от 3-го избирательного округа Канзаса , одна из первых женщин коренных американцев, избранных в Конгресс.
- Сэм Блоуснейк , автор
См. также
[ редактировать ]- Мифология Хо-Чанка
- Язык виннебаго
- Завод боеприпасов армии Барсука
- Остров Доти
- Индейские племена в Небраске
Примечания
[ редактировать ]- ^ Штайндорф, Шейн (12 мая 2020 г.). «Текущая карта населения Хо-Чанка» . Нация Хо-Чанк . Проверено 23 июня 2024 г.
- ^ «Дела Индии» . Агентство Виннебаго . Проверено 23 июня 2024 г.
- ^ Вайсвилас, Франк (1 мая 2024 г.). «Проживающее в Канзасе племя Потаватоми создает резервацию в Иллинойсе» . Milwaukee Journal Sentinel — последние новости и расследования Милуоки и Висконсина . Проверено 23 июня 2024 г.
- ^ «Словарь Хо-Чанка» . Словарь Хо-Чанка . Проверено 23 июня 2024 г.
- ^ «Нация Хо-Чанк» . Висконсинские коренные народы . 16 августа 2017 года . Проверено 23 июня 2024 г.
- ^ "дом" . puffin.creighton.edu . 11 августа 2014 года. Архивировано из оригинала 21 марта 2016 года . Проверено 25 апреля 2018 г.
- ^ Среди них Николя Перро и др .; Индейские племена верхней долины Миссисипи и района Великих озер ; Эмма Хелен Блэр, редактор; Компания Артура Х. Кларка; Кливленд; 1911 год; Том. 1, с. 288, примечание 199
- ^ «Происхождение французских и английских названий залива Грин-Бей». Архивировано 30 сентября 2007 года в Wayback Machine , French Connections Висконсина , Библиотека Университета Висконсина-Грин-Бей.
- ^ Киндшер, К. и Д. Херлберт. 1998. «Этноботаника хокаков (виннебаго) Гурона Смита». Архивировано 18 июня 2013 г. в Wayback Machine , Economic Botany 52:352–372, по состоянию на 31 августа 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Нация Хо-Чанк :: О нас» . ho-chunknation.com . Архивировано из оригинала 11 ноября 2013 года . Проверено 25 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Радин, Пол. «Автобиография индейца виннебаго», американская археология и этнология 16.7 (1920): 381–473.
- ^ «История и культура Виннебаго» . www.nanations.com . Архивировано из оригинала 16 февраля 2017 года . Проверено 25 апреля 2018 г.
- ^ «О правительстве нации Хо-Чанк» . Нация Хо-Чанк . Архивировано из оригинала 17 мая 2020 года . Проверено 19 мая 2020 г.
- ^ Ахтон, Тристан (31 января 2016 г.). «Племя Висконсина борется с мэрией из-за священных курганов». Альджазира Америка.
- ^ Грин, Уильям; Циммерман, Ларри Дж.; Лилли, Робин М.; Делает решительный ход, Дон; Слай-Терпстра, Рассвет (2001). «Отчет о культурной принадлежности национального памятника «Курганы чучела», том I». Государственный археолог штата Айова, исследовательские работы . 26 (3).
- ^ Jump up to: а б с д Виннебаго. Архивировано 6 июля 2016 года в Wayback Machine на сайте dickshovel.com.
- ^ Эдмундс, Р. Дэвид, Потаватоми: Хранители огня , Университет Оклахомы, Норман, 1978, стр. 5
- ^ Мейсон, Кэрол И., Знакомство с индейцами Висконсина , Sheffield Publishing Co., Салем, Висконсин, стр. 66
- ^ «Потаватоми» . www.tolatsga.org . Архивировано из оригинала 11 июня 2008 года . Проверено 25 апреля 2018 г.
- ^ Клифтон, Джеймс А., Люди прерий: преемственность и изменения в индийской культуре Потаватоми 1665–1965 , Лоуренс, Канзас: Риджентс Пресс Канзаса, 1977, стр. 37
- ^ Jump up to: а б Эдмундс, Р.Д., с. 5
- ^ Троннес, Либби Роуз (2017). «Миграция кукурузной луны: принадлежность, перемещение и возвращение кусков vHo-кусков в Западных Великих озерах начала девятнадцатого века» (PDF) . Университет Висконсина, Мэдисон . стр. 8–9. Архивировано (PDF) из оригинала 25 мая 2024 года . Проверено 17 декабря 2022 г.
- ^ Притцкер, Барри М. (2000). Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-513877-1 .
- ^ Тронн, страницы 13,14, 418.
- ^ Jump up to: а б Онсагер, Лоуренс (1 июня 1985 г.). «Переселение индейцев виннебаго из Висконсина в Небраску в 1873–1874 годах» . Публикации факультета Университета Эндрюса . Архивировано из оригинала 17 декабря 2022 года . Проверено 17 декабря 2022 г.
- ^ Рид, Уильям Э (1988). «Рассказ о марше конных добровольцев Моргана из форта Аткинсон, штат Айова, в Лонг-Прейри, штат Миннесота, охраняющих изгнание индейцев виннебаго» . WorldCat.org . Архивировано из оригинала 19 декабря 2022 года . Проверено 17 декабря 2022 г.
- ^ Эппс, Ли (6 октября 2020 г.). «Вглядываясь в прошлое удаление Виннебаго, это «самое захватывающее зрелище, когда-либо виденное в этой области» » . Журнал округа Филлмор . Архивировано из оригинала 17 декабря 2022 года . Проверено 17 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Райхер, Мэтт. «Хо-Чанк и Лонг-Прери, 1846–1855» . Мнопедия . Архивировано из оригинала 11 июня 2020 года . Проверено 17 декабря 2022 г.
- ^ Уильям Белл Митчелл (1915), История округа Стернс, Миннесота , Чикаго, Иллинойс. Страница 627.
- ^ Уильям Белл Митчелл (1915), История округа Стернс, Миннесота , Чикаго, Иллинойс. Страницы 626-627.
- ^ Коутс, Кэтрин (1 мая 2017 г.). « «Истребление или переселение»: Рыцари леса и этнические чистки в ранней Миннесоте» . Кульминационные проекты в истории . Архивировано из оригинала 17 декабря 2022 года . Проверено 17 декабря 2022 г.
- ^ Райхер, Мэтт. «Хо-Чанк и Голубая Земля, 1855–1863» . Мнопедия . Архивировано из оригинала 7 декабря 2022 года . Проверено 17 декабря 2022 г.
- ^ Райхер, Мэтт (8 декабря 2015 г.). «Хо-Чанк следовал всем правилам, установленным для коренных американцев в 19 веке, — и правительство все равно изгоняло их» . МиннПост . Архивировано из оригинала 17 декабря 2022 года . Проверено 17 декабря 2022 г.
- ^ Дитерле, Ричард Л. «Миф о происхождении клана Громовержцев» . Хотчак Энциклопедия . Архивировано из оригинала 4 декабря 2023 года . Проверено 8 февраля 2024 г.
- ^ Дитерле, Ричард Л. «Миф о происхождении клана медведей» . Хотчак Энциклопедия . Архивировано из оригинала 8 февраля 2024 года . Проверено 8 февраля 2024 г.
- ^ «Кланы — Хокикарач» . Архивировано из оригинала 11 ноября 2012 года . Проверено 15 января 2014 г.
- ^ Лоу, Пэтти, 2001. Индийские народы Висконсина: истории выносливости и обновления . Мэдисон: Издательство Исторического общества штата Висконсин, стр. 40–41.
- ^ «Племенные правительства по районам». Архивировано 7 июля 2010 года на Wayback Machine Национальном конгрессе американских индейцев . Проверено 21 июня 2010 г.
- ^ Hoocąk Waaziija Haci Отдел языка и культуры. Архивировано 23 апреля 2003 г. в Wayback Machine , Ho-Chunk Nation, по состоянию на 31 августа 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Hocank Language. Архивировано 13 декабря 2012 г. на Wayback Machine , веб-сайт документации по исчезающим языкам (DOBES на немецком языке), 2006 г., по состоянию на 31 августа 2012 г.
- ^ «Хо-Чанк покупает больше земли» . www.casinocitytimes.com . Архивировано из оригинала 26 сентября 2017 года . Проверено 25 апреля 2018 г.
- ^ «Хо-Чанк Гейминг Блэк Ривер Фолс» . Архивировано из оригинала 8 июля 2018 года . Проверено 8 июля 2018 г.
- ^ Мэдден, Карен (15 сентября 2014 г.). «Ho-Chunk Gaming гордится прошлым, настоящим и будущим» . Висконсин Рапидс Трибьюн . Архивировано из оригинала 6 декабря 2020 года . Проверено 8 июля 2018 г.
- ^ «Хо-Чанк Гейминг Виттенберг» . ho-chunknorth.com . Архивировано из оригинала 10 декабря 2013 года . Проверено 25 апреля 2018 г.
- ^ "Индийские казино Висконсина". Архивировано 5 сентября 2013 года в Wikiwix 500 Nations . Проверено 21 июня 2010 г.
- ^ «Дополнительная земля продана Хо Чанк», Beloit Daily News (Висконсин), Брэд Зивик, 19 февраля. 2013 год
- ^ Jump up to: а б «Обновление: HCN обеспечивает поддержку со стороны ключевых племенных организаций в отношении собственности барсуков». Архивировано 9 сентября 2013 г. на Wayback Machine , веб-сайт Ho-Chunk Nation, по состоянию на 31 августа 2012 г. Примечание. На главной странице есть ссылки на NCAI 2012 г. и Межплеменной совет Великих озер ( GLITC) резолюции.
- ^ «Марта Градольф, Виннебаго: современное тканое искусство». Архивировано 26 апреля 2012 года на Wayback Machine , веб-сайт Марты Градольф, дата обращения 13 декабря 2011 года.
- ↑ «О нас». Архивировано 25 декабря 2009 года в Wayback Machine , племя Виннебаго в Небраске , дата обращения 21 декабря 2009 года.
- ^ Джеймс Н. Хьюз III, «Закон о Пайн-Ридж, Уайтклей и индийских спиртных напитках». Архивировано 16 декабря 2014 г. в Wayback Machine , Семинар по федеральному праву Индии, декабрь 2010 г., стр. 7, Юридический колледж Университета Небраски, по состоянию на 27 февраля 2012 г.
- ^ Предприниматели коренных американцев. Архивировано 15 апреля 2011 г. в Wayback Machine , American Experience , PBS; 13, 20 и 27 апреля 2009 г., по состоянию на 1 марта 2012 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Притцкер, Барри М. Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2000. ISBN 978-0-19-513877-1 .
- Радин, Пол Племя Виннебаго . Линкольн: Университет Небраски Press, 1990. ISBN 0-8032-5710-4 .
- Земли резервации Хо-Чанк и за ее пределами, Висконсин/Миннесота, Бюро переписи населения США
- Земли резервации и вне резервации Виннебаго, Небраска/Айова, Бюро переписи населения США
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лоу, Пэтти, 2001. Индийские народы Висконсина: истории стойкости и обновления . Мэдисон: Издательство Исторического общества Висконсина.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Племя Виннебаго из Небраски , официальный сайт
- Ho-Chunk Nation , официальный сайт
- Газета Hocak Worak Ho-Chunk Nation
- Hoocąk Waaziija Haci Отдел языка и культуры , Ho-Chunk Nation, обширные материалы о языке и усилиях по его восстановлению.
- Онлайн-словарь Ho-Chunk Nation
- Видео на языке хо-чанк, созданное Общественным телевидением штата Висконсин
- Историческое видео Хо-Чанка, созданное Общественным телевидением Висконсина
- Киндшер К. и Д. Херлберт. 1998. «Этноботаника хочаков Гурона Смита (Виннебаго) », Economic Botany 52:352–372, включает много информации о традиционной культуре и использовании растительных ресурсов.
- Энциклопедия мифологии хочонов (виннебаго) , рассказанная Ричардом Л. Дитерле.
- Пол Радин, «Записные книжки Виннебаго» , Американская философская библиотека