гуру-шишья Традиция
Традиция гуру-шишья религиях , или парампара («линия»), обозначает преемственность учителей и учеников в индийского происхождения, таких как индуизм , джайнизм , сикхизм и буддизм (включая тибетские традиции и традиции дзэн ). Каждая парампара принадлежит к определенной сампрадае и может иметь свои собственные гурукулы для обучения, которые могут базироваться в акхарах , гомпах , матхах , вихарах или храмах . Это традиция духовных отношений и наставничества, при которой учения передаются от гуру , учителя ( санскрит : गुरु ) или ламы шишье ( искателю (санскрит: शिष्य , ученик), шраману ) или чела (последователь), после формальная дикша (посвящение). Такое знание, будь то агамическое , духовное , библейское , архитектурное , музыкальное , искусство или боевые искусства , передается через развивающиеся отношения между гуру и учеником.
Считается, что эти отношения, основанные на искренности гуру и уважении, приверженности, преданности и послушании ученика, являются лучшим способом передачи тонких или продвинутых знаний. Ученик со временем овладевает знаниями, которые воплощает гуру.
Этимология
[ редактировать ]Гуру-шишья означает «преемственность от гуру к ученику».
Парампара ( санскрит : परम्परा, парампара ) буквально означает непрерывный ряд или серию, порядок, последовательность, продолжение, посредничество, традицию . [ 1 ] В традиционной форме обучения с проживанием шишья остается со своим гуру как член семьи и получает образование как настоящий ученик. [ 2 ]
История
[ редактировать ]В ранних устных традициях Упанишад отношения гуру -шишья превратились в фундаментальный компонент индуизма. Термин «Упанишада» происходит от санскритских слов «упа» (рядом), «ни» (внизу) и «шад» (сидеть) — поэтому он означает «сидеть рядом» с духовным учителем, чтобы получать наставления. Отношения между Кришной и Арджуной в «Махабхарате» и между Рамой и Хануманом в « Рамаяне» являются примерами бхакти. В Упанишадах гуру и ученики появляются в самых разных ситуациях (например, муж отвечает на вопросы о бессмертии; мальчик-подросток, обучаемый Ямой , Повелителем Смерти в индуизме). Иногда мудрецами являются женщины, и за инструкциями могут обращаться короли.
В Ведах знание Брахмана ( брахмавидья ) передается от гуру к шишье посредством устных знаний . [ нужна ссылка ]
Распоряжения
[ редактировать ]Сампрадая, Парампара, Гурукула и Акхара
[ редактировать ]для обозначения последовательности учителей и учеников используется слово Традиционно в древнеиндийской культуре парампара ( парампара в IAST ). [ 3 ] [ 4 ] В системе парампары считается, что знания (в любой области) передаются из поколения в поколение. Санскритское . слово в переносном смысле означает «непрерывный ряд или последовательность» Иногда его определяют как «передачу ведических знаний», и считается, что оно всегда поручается ачарьям . [ 4 ] Устоявшуюся парампару часто называют сампрадаей , или школой мысли. Например, в вайшнавизме развивается ряд сампрадай, подчиняющихся одному учителю или ачарье . В то время как некоторые выступают за свободу интерпретации, другие утверждают, что «Хотя ачарья говорит в зависимости от времени и обстоятельств, в которых он появляется, он поддерживает первоначальный вывод, или сиддханту , ведической литературы». [ 4 ] Эта парампара обеспечивает непрерывность сампрадаи , передачу дхармы , знаний и умений.
Акхара — это место практики со средствами для проживания, проживания и тренировок, как для индийских мастеров боевых искусств , так и для монастыря Сампрадаи для религиозных отшельников. [ 5 ] Например, в контексте секты Дашанами Сампрадаи это слово обозначает как боевые искусства, так и религиозные монашеские аспекты боевого полка садху -отшельников , владеющего трезубцем . [ 6 ]
Общие характеристики гуру-шишья отношений
[ редактировать ]В широком спектре индийских религий отношения гуру-шишья можно найти в многочисленных вариантах форм, включая тантру . Некоторые общие элементы в этих отношениях включают в себя:
- Дикша (формальное посвящение): формальное признание этих отношений, как правило, в рамках структурированной церемонии посвящения, где гуру принимает посвященного как шишью , а также принимает на себя ответственность за духовное благополучие и прогресс новой шишьи .
- Шикша (передача знаний): Иногда этот процесс инициации включает в себя передачу конкретной эзотерической мудрости и/или техник медитации .
- Гурудакшина , где шишья подарок преподносит гуру в знак благодарности, часто это единственная денежная или иная плата, которую когда-либо дает ученик. Такие знаки могут быть простыми, например, фруктом, или серьезными, например, большим пальцем , как в случае с Экалавьей и его гуру Дроначарьей .
- Гуру готра относится к практике принятия имени гуру или парампары в качестве готры (фамилии) вместо готры при рождении. Учеников одного и того же гуру, особенно в одной группе, называют гуру бхрата (брат в силу того, что у них один и тот же гуру) или гуру бхагини (сестра в силу того, что у них один и тот же гуру).
В некоторых парампарах никогда одновременно не бывает более одного активного мастера . в одной и той же гурупарамапарье (линии передачи) [ 9 ] в то время как другие парампары могут допускать одновременное присутствие нескольких гуру.
Титулы гуру
[ редактировать ]Гурунатх — это форма приветствия, выражающая почитание гуру как бога.
В парамапаре почитаются не только непосредственный гуру, но и три предыдущих гуру. Они известны по-разному как кала-гуру или как «четыре гуру» и обозначаются следующим образом: [ 10 ]
- Гуру : Обратитесь к непосредственному гуру.
- Парама-гуру : Обратитесь к гуру-основателю конкретной парампары , например, для Шанкарачарьев это Ади Шанкара .
- Паратпара-гуру : Обратитесь к гуру, который является источником знаний для сампрадаи или традиции, например, для Шанкарачарьи это Ведавьяса .
- Парамешхи-гуру : Обратитесь к высшему гуру, обладающему силой даровать мокшу , например, у Шанкарачарьи это обычно изображается как Господь Шива , являющийся высшим гуру.
Психологические аспекты отношений
[ редактировать ]Отношения Гуру и Шишьи приравниваются к отношениям ребенка в утробе матери. [ 7 ] Роб Прис в книге «Мудрость несовершенства» [ 11 ] пишет, что хотя отношения учитель/ученик могут быть бесценным и плодотворным опытом, процесс общения с духовными учителями также имеет свои опасности.
Как и другие авторы до него, [ 12 ] Прис упоминает понятие переноса , чтобы объяснить, каким образом отношения гуру/ученик развиваются с более западной психологической точки зрения. Он пишет: «В самом простом смысле перенос происходит, когда человек бессознательно наделяет другого атрибутом, который на самом деле проецируется изнутри него самого» . Далее Прис утверждает, что, когда мы передаем внутреннее качество другому человеку, мы можем дать этому человеку власть над нами в результате проекции, несущей в себе потенциал великого прозрения и вдохновения, но также и потенциал большой опасности. «Передавая эту власть кому-то другому, они имеют над нами определенную власть и влияние, и этому трудно сопротивляться, в то время как мы становимся очарованными или зачарованными силой архетипа » . [ 11 ]
Отношения гуру-шишья по сампрадае
[ редактировать ]Существуют различия в уровне власти, которая может быть предоставлена гуру. Высший уровень – это бхакти -йога , а низший – формы йоги пранаямы , такие как движение Шанкара Саранам. Между этими двумя существует множество различий по степени и форме власти. [ оригинальное исследование? ]
Адвайта Веданта сампрадая
[ редактировать ]Адвайта Веданта требует, чтобы каждый, кто хочет изучать Адвайта Веданту, делал это под руководством гуру ( учителя ). Гуру должен обладать следующими качествами: [ 13 ]
- Шротрия — необходимо изучать Ведические писания и сампрадаю. [ 13 ]
- Брахмаништха — в переносном смысле означает «утвержденный в Брахмане »; должно быть, осознал единство Брахмана во всем и в себе. [ 13 ]
Искатель должен служить гуру и задавать вопросы со всем смирением, чтобы сомнения могли быть устранены. [ 14 ] Согласно Адвайте, ищущий сможет достичь освобождения от цикла рождений и смертей ( мокши ).
Шрути Сампрадая
[ редактировать ]Традиция гуру-шишья играет важную роль в шрути традиции вайдика-дхармы . Индусы к верят, что передавались на протяжении веков от гуру Веды шишье . предписывают Сами Веды отправлять молодого Гурукул брахмачари в , где Гуру (называемый также ачарьей ) обучает ученика Ведам и Ведангам . Ученика также учат Прайоге совершать яджны . Срок пребывания варьируется ( Ману Смрити говорит, что этот срок может составлять 12, 36 или 48 лет). После пребывания в Гурукуле брахмачари возвращается домой после совершения церемонии, называемой самавартана .
Слово Шраута происходит от слова Шрути, означающего то, что слышно. Традиция Шраута представляет собой чисто устную передачу Вед, но многие современные ученые-ведисты используют книги в качестве учебного пособия. [ 15 ]
Шактипат Сампрадая
[ редактировать ]Гуру передает свои знания своим ученикам благодаря тому факту, что его очищенное сознание входит в личности его учеников и передает свои особые характеристики. В этом процессе ученик становится частью духовной семьи ( кула ) – семьи, основанной не на кровном родстве, а на людях с одинаковым знанием. [ 16 ]
преданная йога
[ редактировать ]Самая известная форма отношений гуру-шишья — это бхакти . Бхакти (преданность) означает предание Богу или гуру. Бхакти простирается от простейшего выражения преданности до разрушающего эго принципа прапатти , то есть полной самоотдачи. Форма бхакти отношений гуру-шишья обычно включает в себя три основных убеждения или практики:
- Преданность гуру как божественной фигуре или Аватару . [ нужна ссылка ]
- Вера в то, что такой гуру передал или передаст мокшу , дикшу или шактипат (успешному) шишье .
- Вера в то, что если действие шишьи обретет некоторую форму духовных заслуг по сосредоточению своего бхакти на гуру достаточно сильное и достойное, то шишья . [ нужна ссылка ]
Прапатти Сампрадая
[ редактировать ]В разрушающем эго принципе прапатти (санскрит, «бросание себя вниз») уровень подчинения воли шишьи воле Бога или гуру иногда бывает крайним и часто сочетается с отношением к личной жизни. беспомощность, самоуничижение и смирение. Это учение, возможно, лучше всего выражено в учениях четырех святых Самайачарьи , которые разделяли глубокую и мистическую любовь к Шиве, выраженную в:
- Глубокое смирение и самоуничижение, признание греха и слабости;
- Полная отдача Богу как единственному истинному прибежищу; и
- Отношения любовника и возлюбленной, известные как свадебный мистицизм , в которых преданная — невеста, а Шива — жених.
В своей самой крайней форме это иногда включает в себя:
- Передача всего или многих материальных благ шишьи гуру .
- Строгое и безоговорочное следование шишьей всем указаниям гуру. Примером может служить легенда о том, что Карна молча переносил боль от осы, ужалившей его бедро, чтобы не беспокоить своего гуру Парашураму .
- Система различных титулов подразумеваемого превосходства или обожествления, которые принимает на себя гуру и часто требует, чтобы шишья использовал их при обращении к гуру.
- Требование, чтобы шишья участвовал в различных формах физических проявлений привязанности к гуру, таких как поклоны, поцелуи рук или ног гуру, а иногда и согласие на различные физические наказания, которые иногда может приказать гуру.
- Иногда авторитет гуру распространяется на все аспекты жизни шишьи , включая сексуальность, средства к существованию, общественную жизнь и т. д.
Часто гуру утверждает, что он или она способны привести шишью непосредственно к высочайшему состоянию духовности или сознания, которое в индуизме иногда называют мокшей . В отношениях бхакти -гуру-шишья часто считается, что гуру обладает сверхъестественными способностями, что приводит к обожествлению гуру.
Буддизм сампрадайя
[ редактировать ]В палийской буддийской традиции магаэ бхикку также известны как секхи (SN XLVIII.53 Секха Сутта).
В буддийской традиции Тхеравады учитель — это ценный и почитаемый наставник, достойный огромного уважения и источник вдохновения на пути к Просветлению . [ 17 ] Однако в тибетской традиции учитель рассматривается как самый корень духовной реализации и основа всего пути. [ 18 ] Утверждается, что без учителя не может быть ни опыта, ни прозрения. Гуру воспринимается как Будда . В тибетских текстах упор делается на восхваление достоинств гуру. Тантрические учения включают в себя визуализацию гуру и подношения, восхваляющие гуру. Гуру становится известен как ваджрный (образно «алмазный») гуру, тот, кто является источником посвящения в тантрическое божество. Ученика просят принять ряд обетов и обязательств, обеспечивающих поддержание духовной связи, понимая, что разрыв этой связи означает серьезное падение. [ нужна ссылка ]
В Ваджраяне ( тантрическом буддизме) гуру воспринимается как сам путь . Гуру — это не человек, дающий посвящение человеку, а собственная природа Будды человека, отраженная в личности гуру. В ответ ожидается, что ученик проявит огромную преданность своему гуру, которого он или она считает человеком, обладающим качествами Бодхисаттвы . Гуру рассматривается как тот, кто не только освоил слова традиции, но и тот, с кем ученик имеет интенсивные личные отношения; таким образом, преданность рассматривается как правильное отношение к гуру. [ 19 ]
Далай -лама , говоря о важности гуру, сказал: «Чтобы оценить гуру, полагайтесь на учение: не имейте слепой веры, но и никакой слепой критики». Он также заметил, что термин «живой Будда» является переводом китайского слова хо фуо . [ 20 ]
Заказ и обслуживание
[ редактировать ]В индийских религиях, а именно джайнизме, индуизме, буддизме, сикхизме, самоотверженное служение Гуру, принятие и выполнение всех его/ее приказов составляет очень важную и ценную часть отношений Шишьи (ученика) со своим Гуру. [ 7 ] Приказы Гуру называются Гуру Агья/Аднья/Хукам, служение Гуру называется Гуру Сева. [ 21 ] В сикхизме священное писание Адигрантх считается последним Гуру, поэтому книге поклоняются как человеческому Гуру.
Различные сампрадаи (конфессии) и их парампара (линия передачи) следующие:
- Индуистские конфессии , индуистские реформаторские движения и индуистские гуру
- Буддийские конфессии и буддийская парампара
- Джайнские конфессии и Тиртханкара-парампара
- Конфессии сикхизма и сикхские гуру
См. также
[ редактировать ]- Апостольская преемственность
- Передача Дхармы
- Сампрадая
- Линия передачи (буддизм)
- Список индуистских гуру
- Список индийских гуру йоги
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Монье Монье-Вильямс (1899). Санскритско-английский словарь . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 587 (столбец а). ОЛ 6534982М .
- ^ AC Бхактиведанта Свами Прабхупада Шримад Бхагаватам 7.12.1, The Bhaktivedanta Book Trust, 1976, ISBN 0-912776-87-0
- ^ Бг. 4.2 эвам парампара-праптам имам раджаршайо видух — Таким образом, эта высшая наука была получена по цепи ученической преемственности, и святые цари понимали ее именно так. .
- ^ Перейти обратно: а б с Сатсварупа, дас Госвами (1976). Чтения по ведитской литературе: традиция говорит сама за себя . Sl: Доцент издательской группы. стр. 240 страниц. ISBN 0-912776-88-9 .
- ^ Акхарас и Кумбха Мела. Что такое индуизм?: Современные приключения в глубокой глобальной вере , редакторы журнала «Индуизм сегодня», редакторы журнала «Индуизм сегодня». Опубликовано издательством Гималайской академии, 2007 г. ISBN 1-934145-00-9 . 243-244 .
- ^ Джеймс Г. Лохтефельд (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: AM . Издательская группа Розен. стр. 23–4 . ISBN 978-0-8239-3179-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с Джоши, Анкур; Гупта, Раджен К. (2017). «Начальное образование в Бхарате (то есть Индии): выводы постколониального этнографического исследования гурукулов» . Международный журнал индийской культуры и управления бизнесом . 15 (1): 100. doi : 10.1504/IJICBM.2017.085390 . ISSN 1753-0806 .
- ^ Нандрам, Шарда С.; Джоши, Анкур; Сухада, Н.А.; Дхитал, Вишванатх (2021). «Предоставление целостного образования в наше время: Банастхали Видьяпит и система Гурукула» . Международный журнал бизнеса и глобализации . 29 (2): 222. doi : 10.1504/IJBG.2021.118235 . ISSN 1753-3627 .
- ^ Паду, Андре. «Тантрический гуру» Дэвида Гордона Уайта (редактор), 2000. Тантра на практике , стр. 44. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ОСЛК 43441625
- ^ Маханирвана Тантра
- ^ Перейти обратно: а б Прис, Роб. «Отношения учителя и ученика» в книге «Мудрость несовершенства: вызов индивидуации в буддийской жизни» , Snow Lion Publications, 2006, ISBN 1-55939-252-5 , с. 155 и далее. На сайте мудра.co.uk (веб-сайт автора): Часть 1. Архивировано 7 августа 2003 г. в Wayback Machine . Часть 2. Архивировано 3 июня 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ (на голландском языке) Шнабель , Туссен Stigma en Charisma («Между стигмой и харизмой»), 1982. Ch. В, с. 142 , цитируя Яна ван дер Ланса , Последователи Гуру: Современные религиозные движения в Нидерландах . Амбо, Баарн, 1981 г., ISBN 90-263-0521-4
( примечание : «овердрахт» по-голландски означает «перенос») - ^ Перейти обратно: а б с Мундака Упанишада 1.2.12
- ^ Бхагавад Гита 4.34.
- ^ Индуистская Дхарма
- ↑ Абхинавагупта: Ритуал Кула, подробно описанный в главе 29 Тантралоки, Джон Р. Дюпуш, стр. 131
- ^ Турман, Роберт А.Ф.; Хантингтон, Джон; Дина Бангдел (2003). Начало процесса: Великие Мастера и Выбор Учителя – Отношения Гуру-Ученик; в: Круг блаженства: буддийское медитативное искусство . Лондон: Публикации Сериндии. ISBN 1-932476-01-6 .
- ^ Дрейфус, Жорж Б.Дж. (2003). Звук хлопка двух рук: образование тибетского буддийского монаха . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. стр. 61–3. ISBN 0-520-23260-7 .
- ^ Гросс, Рита М. (1998). Взлет и стабилизация: буддийские взгляды на современные социальные и религиозные проблемы . Лондон: Континуум. п. 184 . ISBN 0-8264-1113-4 .
- ^ «Учитель – Гуру» . Архивировано из оригинала 14 мая 2008 г.
- ^ Коупман, Джейкоб; Икегаме, Ая (2012). Гуру в Южной Азии: новые междисциплинарные перспективы . Рутледж. ISBN 978-0-415-51019-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Нойман, Дэниел М. (1990). Жизнь музыки на севере Индии: организация художественной традиции . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-57516-0 .
- Федерико Скуарчини, 2011, Границы, динамика и конструирование традиций в Южной Азии .
- Лила Прасад, 2012, Поэтика поведения: устное повествование и моральное бытие в южноиндийском городе .
- Моника Хорстманн , Хайди Рика Мария Пауэлс, 2009, Покровительство и популяризация, Паломничество и шествие .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с традицией гуру-шишья , на Викискладе?