Энобратимая термодинамика
Термодинамика |
---|
Эндообратимая термодинамика - это подмножество необратимой термодинамики, направленное на создание более реалистичных предположений о теплопередаче , чем обычно делаются в обратимой термодинамике. Он дает верхнюю границу мощности, которая может быть получена из реального процесса, которая ниже , чем предсказанная Карно для цикла Карно , и учитывает эксергетическое разрушение, происходящее при необратимой передаче тепла.
Ее также называют термодинамикой конечного времени , минимизацией генерации энтропии или термодинамической оптимизацией . [1]
История [ править ]
Энобратимая термодинамика была открыта неоднократно: Рейтлингером (1929), [2] Novikov (1957) [3] [4] и Чамбадал (1957), [5] хотя чаще всего его приписывают Curzon & Ahlborn (1975). [6]
Рейтлингер вывел его, рассматривая теплообменник, получающий тепло от ограниченного горячего потока, питаемого в процессе сгорания.
Краткий обзор истории повторных открытий. [7]
КПД при максимальной мощности [ править ]
Рассмотрим полуидеальную тепловую машину , в которой передача тепла требует времени, согласно закону теплопроводности Фурье : , но другие операции происходят мгновенно.
Его максимальная эффективность является стандартным результатом Карно, но для этого требуется, чтобы передача тепла была обратимой ( квазистатической ), что занимает бесконечное время. При максимальной выходной мощности его эффективность равна эффективности Чамбадала – Новикова :
Из-за периодической путаницы относительно происхождения приведенного выше уравнения его иногда называют эффективностью Чамбадала – Новикова – Керзона – Альборна .
Вывод [ править ]
Этот вывод представляет собой небольшое упрощение Керзона и Альборна. [6]
одна рабочая жидкость Рассмотрим тепловой двигатель, в котором вокруг двигателя циркулирует . С одной стороны рабочая жидкость имеет температуру и находится в прямом контакте с горячей тепловой баней. С другой стороны, у него температура и находится в прямом контакте с холодной горячей баней.
Тепловой поток в двигатель , где – коэффициент теплопроводности . Тепловой поток, выходящий из двигателя, равен . Выходная мощность двигателя составляет .
Примечание: если один цикл работы двигателя занимает время , и за это время он контактирует с горячей стороной лишь какое-то время , то мы можем свести к этому случаю, заменив с . Подобные комментарии относятся и к холодной стороне.
По теореме Карно имеем . Это дает нам проблему оптимизации ограничений:
В частности, если , тогда мы имеем
Экспериментальные данные [ править ]
Для некоторых типичных циклов приведенное выше уравнение (обратите внимание, что необходимо использовать абсолютные температуры ) дает следующие результаты: [6] [9]
Электростанция | (°С) | (°С) | (Карно) | (Эндореверсивный) | (Наблюдается) |
---|---|---|---|---|---|
Вест-Туррок ( Великобритания ) Угольная электростанция | 25 | 565 | 0.64 | 0.40 | 0.36 |
КАНДУ ( Канада ) АЭС | 25 | 300 | 0.48 | 0.28 | 0.30 |
Лардерелло ( Италия ) Геотермальная электростанция | 80 | 250 | 0.33 | 0.178 | 0.16 |
Как показано, эндообратимая эффективность гораздо точнее моделирует наблюдаемые данные.
Однако такой двигатель нарушает принцип Карно, который гласит, что работу можно совершать в любое время, когда существует разница температур. Тот факт, что горячий и холодный резервуары не имеют той же температуры, что и рабочая жидкость, с которой они контактируют, означает, что работа может выполняться и выполняется в горячих и холодных резервуарах. Результат равносилен объединению высоко- и низкотемпературной частей цикла, так что цикл разрушается. [10]
В цикле Карно рабочая жидкость всегда должна иметь постоянную температуру, поскольку резервуары тепла, с которыми они контактируют, и которые разделены адиабатическими превращениями, которые предотвращают тепловой контакт. Впервые эффективность была получена Уильямом Томсоном. [11] в его исследовании неравномерно нагретого тела, при котором адиабатические перегородки между телами разной температуры устранены и совершена максимальная работа. Хорошо известно, что конечная температура – это среднегеометрическая температура. так что КПД представляет собой КПД Карно для двигателя, работающего между и .
См. также
Введение в эндообратимую термодинамику дано в диссертации Катарины Вагнер. [8] Он также представлен Хоффманом и др. [12] [13]
Подробное обсуждение этой концепции, а также многих ее применений в технике, дано в книге Ганса Ульриха Фукса. [14]
Ссылки [ править ]
- ^ Бежан, Адриан (1 февраля 1996 г.). «Минимизация генерации энтропии: новая термодинамика устройств конечного размера и процессов с конечным временем» . Журнал прикладной физики . 79 (3): 1191–1218. дои : 10.1063/1.362674 . ISSN 0021-8979 .
- ^ Х.Б. Рейтлингер, Об использовании тепла в пожарных машинах (Vaillant-Carmane, Льеж, 1929), стр. 25
- ^ Novikov, I. I. "Efficiency of atomic energy installation." Atomnaya Energiya 3.11 (1957): 409-412.
- ^ Новиков, И.И. (1958). «Эффективность атомных электростанций (обзор)». Журнал ядерной энергии . 7 (1–2): 125–128. дои : 10.1016/0891-3919(58)90244-4 .
- ^ Чамбадал П (1957) Атомные электростанции . Арманд Колен, Париж, Франция, 4 1–58
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Керзон, Флорида; Альборн, Б. (1975). «КПД двигателя Карно при максимальной выходной мощности». Американский журнал физики . 43 : 22–24. Бибкод : 1975AmJPh..43...22C . дои : 10.1119/1.10023 .
- ^ Водри, Александр; Ланцетта, Франсуа; Фейдт, Мишель (01 декабря 2014 г.). «Х.Б. Райтлингер и истоки формулы КПД при максимальной мощности для тепловых двигателей» . Журнал неравновесной термодинамики . 39 (4): 199–203. arXiv : 1406.5853 . дои : 10.1515/jnet-2014-0018 . ISSN 1437-4358 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Магистр наук Катарина Вагнер (2008), Графический интерфейс для эндообратимой термодинамики , Технологический университет Хемница, факультет естественных наук, магистерская диссертация (на английском языке). http://archiv.tu-chemnitz.de/pub/2008/0123/index.html
- ^ Каллен, Герберт Б. (1985). Термодинамика и введение в термостатистику (2-е изд.). Джон Уайли и сыновья, Inc.. ISBN 0-471-86256-8 .
- ^ Лавенда, BH (01 февраля 2007 г.). «Термодинамика эндообратимых двигателей» . Американский журнал физики . 75 (2): 169–175. arXiv : cond-mat/0604094 . дои : 10.1119/1.2397094 . ISSN 0002-9505 .
- ^ В. Томсон, Фил. Маг. (февраль 1853 г.)
- ^ К. Х. Хоффманн. Введение в эндообратимую термодинамику. Труды Академии Пелоритана в Периколанти - класс физических, математических и естественных наук, страницы 1–19, 2007 г.
- ^ Хоффманн, К.Х.; Берцлер, Дж. М.; Шуберт, С. (1997). «Эндореверсимая термодинамика». J. Неравновесие. Термодин . 22 (4): 311–355.
- ^ HU Фукс, Динамика тепла (2-е изд.), глава 9. Тексты для аспирантов по физике, Springer 2011, ISBN 978-1-4419-7603-1