Jump to content

Fortepiano

(Перенаправлено из Fortepianos )

Fortepiano Пол Макналти после Walter & Sohn, c. 1805

Fortepiano является [ˌfɔrteˈpjaːno] ранним пианино . В принципе, слово «Fortepiano» может обозначить любое пианино, датируемое изобретением инструмента Бартоломео Кристофори в 1700 году до начала 19 -го века. [ 1 ] [ 2 ] Однако, как правило, он используется для обозначения инструментов с середины 18-го до начала 19-го века, для которых композиторы классической эры , такие как Гайдн , Моцарт и младший Бетховена , написали свою фортепианную музыку.

Начиная со временем Бетховена, Fortepiano начал период устойчивой эволюции, кульминацией которого стал в конце 19 -го века с современным грандиозным . Предыдущий Фортепеано устарел и отсутствовал на музыкальной сцене на протяжении многих десятилетий. В более позднем 20 -м веке Fortepiano был возрожден после роста интереса к исторически информированным результатам . Fortepianos строится для этой цели, в специализированных семинарах.

Строительство

[ редактировать ]

У Fortepiano есть кожаные молотки и тонкие, похожие на клавесины . Он имеет гораздо более легкую конструкцию корпуса, чем современное пианино, и, за исключением более поздних примеров начала девятнадцатого века (уже развивающийся в сторону современного пианино), у него нет металлической рамы или крепления. Действие и молотки легче, что приводит к гораздо более легким прикосновениям, которое в хорошо построенном Fortepianos также очень выразительна.

Диапазон Fortepiano составлял около четырех октава во время его изобретения и постепенно увеличивался. Моцарт написал свою фортепианную музыку для инструментов около пяти октав. Пиановые произведения Бетховена отражают постепенно расширяющийся диапазон; Его последние композиции фортепиано предназначены для инструмента около шести с половиной октава. Диапазон большинства современных пианино, достигнутый в 19 веке, составляет 7 ⅓ октав.

Данило Маскетти, специалист по Фортепиано

Fortepianos с самого начала часто имели устройства, похожие на педали современных пианино, но они не всегда были педалями; Иногда вместо этого использовались ручные остановки или рычаги колена.

Duration: 7 minutes and 42 seconds.
Увертюра от халифа Багдада (1809) Франсуа-Адриен Бёлдеу , сыгранный на Фортпиано

Как и современное пианино, Fortepiano может варьировать объем звука каждой ноты, в зависимости от прикосновения игрока. Тем не менее, тон Fortepiano сильно отличается от тона современного пианино, более мягкого, с меньшей поддержкой . Акценты Sforzando, как правило, выделяются больше, чем на современном фортепиано, потому что они отличаются от более мягких нот в тембре, а также томе, и быстро распадаются.

Fortepianos также, как правило, обладает совершенно другим качеством тона в своих разных регистрах - немного гудя на басе, «Tinkling» в высоком уровне и более округлый (ближайший к современному пианино) в среднем диапазоне. [ 3 ] Для сравнения, современные фортепиано довольно однородные по тону через их диапазон.

Кристофори

[ редактировать ]
1720 Fortepiano от Cristofori в Метрополитен -музее искусств в Нью -Йорке. Это самое старое выжившее пианино.

Пианино было изобретено производителем Бартоломео клавеситов Кристофори во Флоренции . [ 1 ] Первая достоверная запись его изобретения появляется в инвентаре семьи Медичи (которая была покровителями Кристофори) от 1700 года. Кристофори продолжал разрабатывать инструмент до 1720 -х годов, когда дата выжившего три инструмента Кристофори.

Кристофори, пожалуй, лучше всего восхищается сегодня за его гениальные фортепианные действия, что в некотором роде было более тонким и эффективным, чем у многих более поздних инструментов. Тем не менее, другие инновации также необходимы для того, чтобы сделать пианино возможным. Простое прикрепление действия Кристофори к клавесину дало бы очень слабый тон. Вместо этого в инструментах Кристофори использовались более толстые, более плотные струны, установленные на раме, значительно более надежной, чем в современных клавесинах. Как и практически все более поздние фортепиано, в инструментах Кристофори Хаммерс ударил более одной струны за раз; Кристофори использовал пары струн по всему диапазону.

Кристофори также был первым, кто включил форму мягкой педали в пианино, механизм, с помощью которого молотичные изделия изготавливают, чтобы ударить меньше, чем максимальное количество строк, для которых Кристофори использовал ручную остановку. Неясно, выходит ли современная мягкая педаль непосредственно от работы Кристофори или возникла независимо.

Изобретение Кристофори привлекло внимание общественности в результате журнальной статьи, написанной Scipione Maffei , и опубликованной 1711 года в Giornale de'letterati d'Italia of Venice. Статья включала в себя диаграмму действия, ядро ​​изобретения Кристофори. Эта статья была переиздана в 1719 году в томе работы Маффея, а затем в немецком переводе (1725) в Иоганна Мэттесона критике . Последняя публикация была, пожалуй, вызывающим событием в распространении Фортепиано в немецкоязычные страны (см. Ниже).

Поначалу инструмент Кристофори распространяется довольно медленно, вероятно, потому, что, будучи более сложным и труднее строительства, чем клавесина, это было очень дорого. Какое -то время пианино было инструментом королевской семьи, с построенными Кристофори или в стиле инструментов, сыгранных в судах Португалии и Испании. Некоторые были принадлежали королеве Марии Барбаре из Испании , которая была учеником композитора Доменико Скарлатти . Одним из первых частных лиц, имеющих пианино, был Кастрато Фаринелли , который унаследовал его от Марии Барбары после ее смерти.

Первая музыка, специально написанная для фортепиано, датируется этим периодом: Sonate Da Cimbalo di Piano (1732) от Lodovico Juustini . Эта публикация была изолированным явлением, и Джеймс Паракилас предполагает, что публикация была предназначена как честь для композитора со стороны его королевских покровителей. [ 4 ] Конечно, не могло быть коммерческого рынка для музыки Fortepiano, в то время как инструмент продолжал оставаться экзотическим образцом.

Похоже, что Fortepiano не достиг полной популярности до 1760 -х годов, с чего первые записи публичных выступлений на инструменте датировались, и когда музыка была описана как для Fortepiano, впервые были опубликованы.

Silbermann Fortepianos

[ редактировать ]

Это был Готфрид Сильберманн , который принес строительство Fortepianos в немецкоязычные страны. Сильберманн, который работал в Фрейберге в Германии, начал делать пианино на основе дизайна Кристофори около 1730 года. (Его предыдущий опыт был в органов , клавесинов и клавихордов . строительстве Великолепно из Пруссии , который купил многие из своих инструментов. [ 5 ] [ 6 ]

Инструменты Сильберманна были известны Иоганном Себастьяном Бахом около 1736 года, [ 7 ] Но более поздние инструменты, с которыми сталкивается Бах во время его визита в Берлине 1747 года, по -видимому, встретились с одобрением композитора. [ 5 ] Было предположительно, что улучшение инструментов Сильберманна возникло из -за его вида реального фортепиано Кристофори, а не просто чтения статьи Scipione Maffei. [ 4 ] Описанный маффей для фортепиано не соответствует тому, что было обнаружено в инструментах выживания 18-го века. [ 8 ]

Сильберманну приписывают изобретение предшественника педали поддержания , которая удаляет амортизаторы из всех струн одновременно, позволяя им свободно вибрировать. Устройство Silbermann было лишь ручной остановкой, и поэтому могло быть изменено только во время паузы в музыке. В течение классической эпохи , даже когда были установлены более гибкие рычаги или педали коленного сустава, подъем всех демпферов использовался в основном в качестве колористического устройства. [ Цитация необходима ]

Венская школа строителей

[ редактировать ]

Строители Fortepiano, которые следовали за Сильберманном, предприняли действия, которые были проще, чем действие Кристофори, даже до такой степени, что ему не хватает выхода , устройство позволяет молотку упасть в положение отдыха, даже когда ключ был в депрессии. Такие инструменты были предметом критики, особенно в широко цитируемом письме 1777 года от Моцарта его отцу , но были простыми для создания и были широко включены в квадратные пианино .

Fortepiano от Иоганна Андреаса Стейна (Аугсбург, 1775) - Берлин, Музей музыкальных инструментов

Один из самых выдающихся строителей Фортепеано в эпоху после Сильберманна был одним из его учеников Иоганн Андреас Стейн , который работал в Аугсбурге , Германия. [ 9 ] У Стейна Фортепенос (что мы, или Кристофори, называли) «назад» молотки, с поразительным концом ближе к игроку, чем на шарнирном конце. Это действие стало называться «Венским» действием и широко использовалось в Вене, даже на пианино до середины 19 -го века. Венское действие было проще, чем действие Кристофори, и очень чувствительно к прикосновению игрока. Согласно Эдвину М. Рипину (см. Ссылки ниже), сила, необходимая для подавления ключа на Венском Фортепиано, была лишь четвертым из того, что он находится на современном пианино, и спуск ключа только примерно вдвое меньше. Таким образом, игра в Венский Фортепиано не участвовал в том, чтобы атлетизм, осуществляемый современным виртуозом фортепиано, но требовал изысканной чувствительности прикосновения.

Штейн положил дерево, используемое в его инструментах, через очень тяжелый процесс выветривания, генерируя трещины в древесине, в которые он вставлял клинья. Это дало его инструментам значительное долголетие, на котором прокомментировал Моцарт, и несколько инструментов выживают сегодня.

Fortepiano от Конрада Графа в Reiss-Engelhorn-Museen, Mannheim

Другие строители

[ редактировать ]

Бизнес Штейна Фортепиано был продолжен в Вене с отличием от его дочери Наннетт Стрейхер вместе со своим мужем Иоганном Андреасом Стрейхером . Они были друзьями Бетховена, а одним из пианино композитора был Стрейхер. Позже, в начале 19 -го века, в Вене были построены более надежные инструменты, с большим диапазоном, была построена (например) фирма Streicher, которая продолжалась в течение еще двух поколений Streichers. Композитор Йоханнес Брамс также предпочитал фортепиано Стрейхером. [ 10 ]

Другим важным венским строителем был Антон Уолтер , [ 11 ] Друг Моцарта, который построил инструменты с несколько более мощным звуком, чем у Штейна. Хотя Моцарт очень восхищался Stein Fortepianos, как показывает упомянутое выше письмо 1777 года, его собственное пианино было Уолтером. Гайдн также владел фортепиано Уолтера, [ 12 ] И даже Бетховен выразил желание купить один. [ 13 ] Fortepianos Stein и Walter сегодня широко используются в качестве моделей для строительства новых инструментов, обсуждаемых ниже. Еще одним важным строителем в тот период был Конрад Граф (1782–1851), который сделал последнее пианино Бетховена. [ 14 ] Граф был одним из первых венских производителей, которые строили фортепиано в количестве, как крупное деловое предприятие. Его инструменты сыграли Шопен , Мендельсон и Шуман .

Видимые производители фортепиано среди французов в эпоху Фортепиано включали Эрард , Плейл ( ) любимый производитель Шопена [ 15 ] и Boisselot ( Лист ). любимый [ 16 ]

Английские строители

[ редактировать ]

Зейти / Синий

[ редактировать ]
Зумпс, или масоны, действие, взятое из инструмента 1766 года. 1) Ключ, 2) Джек, проволока с кожаным шпилькой на вершине, известный рабочим как «Голова старика», 3) задний гид Whalebone , проекты из Конец ключа работает в канавке, чтобы поддерживать устойчивый ключ, 4) молоток, 5) Джек китов, называемый «Mopstick», 6) Damper, 7) Pramper Whalebone Spring

Английский Fortepiano имел скромное происхождение в работе Йоханнеса Зумпе , производителя, который иммигрировал из Германии и некоторое время работал в семинаре великого клавесина Бурката Шуди . Начиная с середины до конца 1760 -х годов, Зумппе сделал недорогие квадратные пианино, у которых было очень простое действие, не имея спуска (иногда известного как «Голова старика»). Несмотря на то, что вряд ли технологический прогресс в Fortepiano, инструменты Зумпе оказались очень популярными, подражая за пределами Англии и играя главную роль в перемещении клавесина Fortepiano. Квадратные пианино также были средством первых публичных выступлений на инструменте в 1760 -х годах, в частности Иоганном Кристианом Бахом .

Сторонники/Broadwood/Stodart

[ редактировать ]

Американовые покровители с Джоном Бродвудом и Робертом Стодартом , двумя рабочими Шуди, предприняли более продвинутые действия, чем за Зумпе. Это грандиозное действие английского , с сбезом и проверкой, позволило более громче, более надежному звуку, чем венский, хотя это требовало более глубокого прикосновения и было менее чувствительным. Ранние английские Grand Pianos от этих строителей физически напоминали клавесины Shudi, которые были очень внушительными, с элегантной, сдержанной работой шпона на внешней стороне. В отличие от современных венских инструментов, у английского Grand Fortepianos было три строки на ноту, а не две.

Broadwood Grand 1810, хранясь в Музее музыкальных инструментов в Брюсселе

Джон Бродвуд женился на дочери Мастера (Барбара Шуди, 1769) и в конечном итоге вступил во владение и переименовал фирму Шуди. Компания Broadwood (которая выживает по сей день) [ 17 ] был важным новатором в эволюции Fortepiano в пианино . Бродвуд, в сотрудничестве с Яном Ладиславом Дассеком , известным виртуозом фортепиано, активным в Лондоне в 1790 -х годах, разработал фортепиано, которые постепенно увеличивали диапазон до шести октав. Дассек был одним из первых пианистов, получивших 5,5 футов пианино, и в 1793 году он написал первую работу для пианино «с дополнительными ключами», концертом фортепиано (C 97). [ 18 ] Фирма отправила пианино в Бетховена в Вене, которую композитор, очевидно, ценил.

Устаревание и возрождение

[ редактировать ]

С конца 18 -го века Fortepiano подвергся обширному технологическому развитию и превратился в современное фортепиано (для получения подробной информации см. Piano ). Старый тип инструмента в конечном итоге перестал быть сделан. В конце 19 -го века ранней музыки пионер Арнольд Долметс построил три Fortepianos. Тем не менее, эта попытка возрождения инструмента была, очевидно, на несколько десятилетий впереди своего времени и не привела к его широкому принятию. [ Цитация необходима ]

произошел большой интерес Во второй половине 20 -го века в инструментах периодических инструментов , в том числе пробуждение интереса к Фортепиано. Старые инструменты были восстановлены, и многие новые были построены вдоль старого. Комплекты Fortepiano также стали доступны. Способность строителей воссоздать Фортепиано опиралась на накопление опыта строителей, которые делали клавесины исторического дизайна; Например, пионер Фортепиано Филипп Белт провел два года в начале своей карьеры, работая учеником Фрэнка Хаббарда , известного строителя исторических клавесов. Другие строители также занялись строительством Fortepiano, в том числе Маргарет Ф. Худ , Родни Редьера, Криса Мэйена и Пола Макналти . [ 19 ]

Вновь введение Фортепиано позволило представить музыку 18-го и начала 19-го века на инструментах, для которых она была написана, что дает новое понимание этой музыки (подробное обсуждение см. В историю фортепиано и музыкальное представление ). Все больше и больше музыкальных школ предлагают курсы обучения в Fortepiano. Есть несколько соревнований Fortepiano, в том числе Mafestival Brugge и Международный конкурс Шопена на инструментах эпохи Шопена , организованный Институтом Варшавского Шопена . [ 20 ]

Современные специалисты Fortepiano

[ редактировать ]

Ряд современных клавесинов и пианистов достигли отличия в выступлении Фортепиано, в том числе Сьюзен Александр-Макс , Пол Бадура-Скода , Малкольм Билсон , Хендрик Буман , Рональд Браутигам , Дэвид Брейтман , Вольфганг Бруннер , Гэри Купер , Йерг Дмус , Урсула Дюшлер . Ричард Эгарр , Ричард Фуллер , Туйджа Хаккила , Кристоф Хаммер , Роберт Хилл , Кнут Жак, Дженни Скоуджин Ким , Пьет Куйджкен , Джеффри Ланкастер , Густав Леонхардт , Трудели Леонхардт , Морган Ле Корре, Роберт Левин , Юрин, Юр, Стевенин Алекс Лабимов , Стевенин , Юрин, Юрин, Стевен , Стевен, Стевенун , Юрин, Юрин , Costantino Mastroprimiano , Zvi Meniker , Bart van Oort , Olga Pashchenko , Trevor Pinnock , David Schrader , Viviana Sofronitsky , Andreas Staier , Melvyn Tan , [ 21 ] Наталья Валентин, Джос Ван Иммерсед , Андрас Шифф , Кристиан Безуденхоут, Катия и Мариэль Лабик , дуэт Пегасе, Владимир Фельтсман .

Мнения людей о звуке Fortepiano сильно различаются как от человека к человеку, так и от инструмента к инструменту. Вот три представительных мнения о Fortepianos:

  • «Хотя я любитель выступлений на аутентичных инструментах, Фортепиано был одним из наименее успешных инструментов и самым достойным улучшению. Мне не всегда удобно со звуком, издаваемым многими Fortepianos, и, как бы то ни было хорошо, мне не хватает. Время от времени преодолеть часто неприятный звук ». (Майкл Куксон) [ 22 ]
  • "Частая первоначальная реакция на звук Fortepiano заключается в том, что она менее красива, чем у прекрасного современного концертного рояло. Я считаю, что такая реакция обычно изменяется, если игрок слушает хорошие записи. Четкий звук и относительно Короткая поддержание Fortepiano имеет тенденцию отдавать предпочтение особым элементам стиля в музыке Гайдна и Моцарта. (Howland auchincloss) [ 23 ]
  • "Это воспроизведение Кристофори 1730 года - величайшего из всех производителей и часто самых недооцененных - Дензил Райт, основанный на одной из них, созданных для . покровительственной королевы Скарлатти Мария Барбара из Испании Но у него есть изумительная деликатеса, особенно в выразительных сонатах, глубоко красивый звук ». (Гэри Хиггинсон) [ 24 ]

Этимология и использование

[ редактировать ]

«Fortepiano»-это итальянский для «громкого роста», точно так же, как формальное название для современного пианино, «Pianofte», «мягкий». Оба являются сокращениями оригинального названия Кристофори для его изобретения: Gravicembalo Col Piano e Forte , «клавесист с мягким и громким». [ 25 ] [ 26 ]

Термин Fortepiano несколько специализируется в своих коннотациях и не исключает использования более общего термина для обозначения того же инструмента. Таким образом, такие использование, как «Кристофори, изобрел пианино» или «Концерт для фортепиано Моцарта» в настоящее время распространены и, вероятно, будут считаться приемлемыми большинством музыкантов. Fortepiano используется в контекстах, где важно прояснить точную идентичность инструмента, как (например, (например) «концерт Fortepiano от Малкольма Билсона».

Использование «Fortepiano» для ссылки на ранние пианино представляется недавним. Даже авторитетный Оксфордский английский словарь не записывает это использование, отмечая только, что «Fortepiano» - это «раннее имя пианино -форте -пианины». В эпоху Fortepiano «Fortepiano» и «Pianoforte» использовались взаимозаменяемо, как показывает аттестации OED. Джейн Остин , которая жила в эпоху Фортепиано и себя играла на инструменте, использовала «Пианино-форте-схему» (также: «фортепиано-форте», «фортепиано-форте») для многих случаев инструмента в своих работах.

  1. ^ Jump up to: а беременный «Итальянский производитель фортепиано видит, как ремесло угрожает вымиранием» . France24.com . Agence France-Presse. 14 апреля 2021 года . Получено 5 февраля 2022 года .
  2. ^ "Fortexo" . Philharmonia Barroke Orchstra & Chorale . Получено 25 июня 2020 года .
  3. ^ Marshall (2003, 20) описывает эти качества таким образом: «Лучшие ноты сухие и короткие, средний регистр более вокальный и басы. с цветом. "
  4. ^ Jump up to: а беременный Паракилас, Джеймс (1999). Роли на фортепиано: триста лет жизни с пианино . Нью -Хейвен, CT: Издательство Йельского университета. п. 19
  5. ^ Jump up to: а беременный «Готфрид Сильберманн Наследие» . Baroquemusic.org . Получено 6 декабря 2009 года .
  6. ^ Маршалл, Роберт (2003). Пианино 18 -го века, Routledge.
  7. ^ «Нойперт Фортепеано после Готфрида Сильберманна (Фрейберг 1747)» . Архивировано из оригинала 13 июня 2013 года . Получено 26 июня 2014 года .
  8. ^ Pollens, Стюарт (2017). Бартоломео Кристофори и изобретение фортепиано . Кембридж, Великобритания: издательство Кембриджского университета. п. 281. ISBN  978-1-107-09657-8 .
  9. ^ Латчам, Майкл (2001). «Стейн, Иоганн (Георг) Андреас» . Grove Music Online . doi : 10.1093/GMO/9781561592630.Article.26631 . ISBN  978-1-56159-263-0 Полем Получено 19 июня 2021 года .
  10. ^ Август 1887 года. Лицманн, Бертольд, 1906. Клара Шуман, жизнь художника. Лейпциг: Breitkopf & Härtel, Vol 3, pp.493–94.
  11. ^ Латчам, Майкл (2001). «Уолтер, (Габриэль) Антон» . Grove Music Online . doi : 10.1093/GMO/9781561592630.Article.29863 . ISBN  978-1-56159-263-0 Полем Получено 19 июня 2021 года .
  12. ^ «Постоянная выставка: Гайднхаус Эйзенштадт» . haydnhaus.at . Получено 19 июня 2021 года .
  13. ^ Людвиг Ван Бетховен, письмо Николаусу Змесколл, Вена, ноябрь 1802 г., автограф
  14. ^ Конрад Граф, Подтверждение подлинности для крыла Людвиг Ван Битовенс, Вена, 26 июня 1849 года, автограф
  15. ^ Буквы Cepn . Copin, Frédéric, 1810-1849; Голос, Эль (Этель Лилиан), 1864-1960; Опиенски, Генри, 1870-1942
  16. ^ Алан Уокер, Франц Лист: Веймарские годы, 1848-1861 . Издательство Корнелльского университета, 1987
  17. ^ «Джон Бродвуд и сыновья» . Джон Бродвуд и сыновья . Получено 16 сентября 2019 года .
  18. ^ Кроу, Говард (1964). Биография и тематический каталог произведений JL Dussek . Лос -Анджелес: Университет Южной Калифорнии. С. 53–54.
  19. ^ Adlam, Derek (2003). Пальмиери, Роберт; Palmieri, Margaret W.; Кипнис, Игорь (ред.). Раннее фортепиано: репликация . Энциклопедия клавиатурных инструментов. Тол. 2. Тейлор и Фрэнсис. п. 114
  20. ^ «1 -й международный конкурс Шопена по историческим инструментам» . iccpi.eu . Получено 19 июня 2021 года .
  21. ^ "Deepwater Horizon, Crisis в шести сценах, Мелвин Тан, Мария Семпл, передний ряд - BBC Radio 4" . Би -би -си .
  22. ^ «Гайдн Сонатас Стайер DHM 82876 67376 2 [MC]: классические обзоры CD- май 2005 г.» . Musicweb-international.com .
  23. ^ «PMI: Продукты: исторические клавиатуры Kontakt 16-битный компакт-диск» . Архивировано из оригинала 31 июля 2005 года . Получено 5 июня 2005 года .
  24. ^ «Scarlatti Sonatas Nicholson Capriccio 67112 [GH]: классические обзоры CD-March 2005» . MusicWeb- International.com .
  25. ^ Кеннеди 1996, 560.
  26. ^ Scipione Maffei, статья IX. «Новое изобретение гравикембало с планом и сильным; Добавлены некоторые соображения по музыкальным инструментам ». Gionale de 'Literati d'Italia, vol. В. стр. 144-159

Источники

[ редактировать ]
  • Гуд, Эдвин М. (1982) Гирафы, черные драконы и другие пианино: технологическая история от Кристофори до современного концерта Гранд , Стэнфорд, Калифорния: издательство Стэнфордского университета.
  • Кеннеди, Майкл (1996). «Пианино». Краткий Оксфордский словарь музыки (четвертое изд.). Оксфорд и Нью -Йорк: издательство Оксфордского университета. ISBN  9780198608844 .
  • Маршалл, Роберт (2003) 18 -го века фортепианная музыка , Routledge.
  • О'Доннелл, Питер С. (1996) «Филипп Белл - Фортепиано -производитель», Айова -Сити Ранняя Клавиатура, октябрьский выпуск. Опубликовано в линии в [1] .
  • Pollens, Stewart (1995) Ранняя пианино -фортепиал . Кембридж: издательство Кембриджского университета.
  • Рипин, Эдвин М. (1986) «Пианино», 1986 Энциклопедия Британская
  • Рипин, Эдвин М. (2001). "Fortepiano (i)". Новая роща словарь музыки и музыкантов , изд. С. Сэди и Дж. Тиррелл. Лондон: Макмиллан. Также в Grove Music Online , изд. Л. Мэйси (по состоянию на 19 июня 2008 г.), (доступ к подписке) Архивировано 16 мая 2008 г. на машине Wayback
  • Рицин, Эдвин М., Стюарт Полленс, Филипп Р. Белт, Марибель Мейзель, Альфонс Хубер, Майкл Коул, Герт Хечер, Берил Кеньон де Паскуал, Синтия Адамс Гувер, Кирил Эрлих и Эдвин М. Гуд (2001). «Пианифорт I: История инструмента». Новая роща словарь музыки и музыкантов , изд. С. Сэди и Дж. Тиррелл. Лондон: Макмиллан. Также в Grove Music Online , изд. Л. Мэйси (по состоянию на 19 июня 2008 г.), (доступ к подписке) Архивировано 16 мая 2008 г. на машине Wayback
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c7537bcb60e364db66bf8c74b33ff4b3__1725115440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c7/b3/c7537bcb60e364db66bf8c74b33ff4b3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fortepiano - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)