РАФ Гатов
РАФ Гатов | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Гатов , Берлин в Германии | |||||||||
Координаты | 52 ° 28'28 "N 13 ° 08'17" E / 52,47444 ° N 13,13806 ° E | ||||||||
Информация о сайте | |||||||||
Владелец | Министерство обороны (Великобритания) | ||||||||
Оператор | Королевские ВВС | ||||||||
Контролируется | Королевские ВВС Германии | ||||||||
История сайта | |||||||||
Построен | 1935 | ||||||||
В использовании | 1935-1995 | ||||||||
Информация об аэродроме | |||||||||
Идентификаторы | ИАТА : | ||||||||
Высота | 49 метров (161 фут) над уровнем моря | ||||||||
| |||||||||
Примечание | Аэродром Люфтваффе, открытый Адольфом Гитлером в 1935 году. [ 1 ] |
Royal Air Force Gatow , или чаще RAF Gatow — база британских Королевских ВВС ( военная авиабаза ) в районе Гатов на юго-западе Берлина , к западу от реки Гафель , в городке Шпандау . Это был дом для единственного известного оперативного использования летающих лодок в Центральной Европе , а позже он использовался для миссий по фотографической разведке канадским самолетом de Havilland DHC-1 Chipmunks над Восточной Германией . Часть бывшего аэродрома теперь называется Генерал Штайнхофф-Казерн и является домом для Luftwaffenmuseum der Bundeswehr , Музея немецких ВВС .
Также на месте бывшей базы Королевских ВВС , но не входящей в состав Генерала Штайнхофф-Казерна , находится школа, Гимназия Ганса-Кароссы , а также дома для государственных служащих Федеративной Республики Германия . Эта часть бывшего аэродрома с 2003 года входит в состав района Берлин-Кладов .
История
[ редактировать ]Использование Люфтваффе, 1934–1945 гг.
[ редактировать ]Аэродром был первоначально построен в 1934 и 1935 годах Люфтваффе как штабно-технический колледж Luftkriegsschule 2 Berlin-Gatow по образцу Королевского военно-воздушного колледжа в Королевских ВВС Крэнвелл . Первоначальный персонал частично прибыл из Военно-морской академии Мюрвик . Открытый 1 апреля 1936 года, колледж ВВС был переименован в Luftkriegsschule 2 15 января 1940 года. Его аэродромами-спутниками были Гютерфельде и Райнсдорф . Летная подготовка по воздуху закончилась в октябре 1944 года из-за нехватки топлива. С 5 марта 1945 года курсанты летного состава прошли переподготовку в парашютистов для наземных операций, имевших очень большие потери.
Подсказки о первоначальном использовании аэродрома сохранились в жилых помещениях казарм, каждый блок которых был назван в честь известного немецкого летчика Первой мировой войны , с бюстом летчика над входной дверью. Архитектором был Эрнст Сагебиль , архитектор, который работал полный рабочий день в Люфтваффе, а также проектировал аэропорт Темпельхоф . Другими сохранившимися особенностями в течение всего периода использования аэродрома в качестве RAF Gatow (1945–1994) были лампочки в главных ангарах , многие из которых датируются 1930-ми годами.
Использование Королевских ВВС Великобритании и Армейской авиации
[ редактировать ]1945–1948
[ редактировать ]В конце апреля 1945 года, ближе к концу Второй мировой войны в Европе , аэродром был занят наступающей Красной Армией . После разделения Берлина на четыре сектора советские аэродрома и подъездных дорог, так называемого Зеебургского Зипфеля часть 30 августа 1945 года уступили британцам войска после Потсдамской конференции , в обмен на Вест-Штаакен. Ранее, 25 июня 1945 года, 284-я полевая эскадрилья полка Королевских ВВС прибыла в Гатов по суше через Магдебург . Их прием советскими войсками был крайне враждебным: Советы пытались запереть 284-ю полевую эскадрилью за заборами из колючей проволоки, поскольку, как сообщалось, эскадрилья прибыла «слишком рано». Это заложило основу для отношений: рядом с аэродромом были установлены советские блокпосты, укомплектованные полностью вооруженными и недружественными войсками. Офицеры полка Королевских ВВС время от времени обследовали советские позиции с воздуха из Авро-Ансонса , а срок службы подразделений полка Королевских ВВС в Гатове был ограничен шестью месяцами из-за постоянной активности, вызванной советским присутствием и Берлинский воздушный транспорт .
Первую посадку самолета Королевских ВВС совершил Авро Ансон с серийным номером PW698 2 июля 1945 года в 11.55. Первоначально Гатов назывался Промежуточным местом посадки № 19 , но 19 августа 1945 года был переименован в Гатов Королевских ВВС , или RAF Gatow для краткости . Станции был присвоен латинский девиз Pons Heri Pons Hodie , что можно перевести как «Мост вчера, мост сегодня» .
Среди экипажей, прилетевших в RAF Gatow, был тогдашний штурман RAF Эррол Барроу . Во время своей выдающейся карьеры в Королевских ВВС Барроу был направлен в личный полет главнокомандующего британской оккупационной зоны в Германии сэра Шолто Дугласа в качестве его штурмана. Дуглас и Бэрроу стали друзьями, и Дуглас сделал Бэрроу крестным отцом своего единственного ребенка. Барроу сыграл важную роль в достижении независимости Барбадоса и был первым и третьим премьер-министром Барбадоса . [ 2 ]
RAF Gatow также некоторое время использовался как гражданский аэропорт. В 1946 году компания British European Airways (BEA) открыла регулярный рейс RAF Нортхолт – Гамбург – Гатов с частотой шесть рейсов в неделю, используя Douglas DC-3 ( «Pionair» в терминологии BEA) и Vickers VC.1 Viking с поршневым двигателем. самолет. [ 3 ]
Берлинский воздушный транспорт, 1948–1949 гг.
[ редактировать ]В марте 1947 года станция была модернизирована бетонной взлетно-посадочной полосой длиной 2000 ярдов (1800 м) с использованием 794 немецких рабочих. Наряду с американским аэродромом Темпельхоф и французским аэродромом Тегель , британские ВВС Гатов сыграли ключевую роль в воздушной переброске самолетов в Берлин . 1948. Первоначально около 150 «Дугласов Дакот» и 40 «Авро Йорков» использовались для доставки припасов в Гатов. К 18 июля 1948 года ВВС Великобритании доставляли на аэродром 995 тонн грузов в день.
Помимо Королевских ВВС и различных британских компаний гражданской авиации, ВВС США , Королевские ВВС Австралии (RAAF), Королевские ВВС Канады (RCAF), Королевские ВВС Новой Зеландии (RNZAF) и ВВС Южной Африки Все силы Форса доставили припасы в Королевские ВВС Гатов во время воздушной перевозки.
20 июня 1980 года Королевские ВВС Австралии подарили ВВС Великобритании Гатоу самолет «Дуглас Дакота» в ознаменование его роли. В состав его экипажа входил маршал авиации Дэвид Эванс, ветеран австралийских воздушных перевозок. Поскольку согласно международному праву только британским, французским и американским самолетам разрешалось летать внутри воздушных коридоров союзников , «Дакота» получила серийный номер Королевских ВВС ZD215. «Дакота» все еще находится в Гатове, в казармах немецких ВВС .
новейший транспортный самолет Handley Page Hastings В ноябре 1948 года к эскадрильям британских ВВС Гатов был добавлен , а некоторые летные экипажи и самолеты были перераспределены для обучения сменных экипажей. Многие из них базировались на авиабазе Королевских ВВС Шлезвигланд , недалеко от Ягеля , которая в настоящее время используется немецкими ВВС и Marineflieger . Самолет Гастингса, который служил на воздушном транспорте и позже был «охранником ворот» Королевских ВВС Гатов до закрытия станции, сейчас хранится в музее Аллиертена . К середине декабря ВВС Великобритании доставили 100 000 тонн грузов. В апреле 1949 года коммерческие авиакомпании, участвовавшие в воздушных перевозках, были сформированы в Подразделение гражданских воздушных перевозок (координируемое British European Airways) для работы под контролем Королевских ВВС. Помимо самой BEA, в их число входил ряд молодых независимых авиакомпаний Великобритании , такие как покойного сэра Фредди Лейкера , Air Charter Гарольда Бамберга Eagle Aviation и Skyways . [ 4 ] К середине апреля объединенным воздушным перевозкам всех стран удалось совершить 1398 рейсов за 24 часа, перевезя 12 940 тонн (13 160 т) товаров, угля и техники, что побило рекорд в 8 246 (8 385 т), установленный всего несколькими днями ранее.
RAF Gatow имеет уникальную и маловероятную честь быть базой для единственного известного оперативного использования летающих лодок в Центральной Европе , во время блокады Берлина, на близлежащем Ванзее , озере на реке Гафель . 6 июля 1948 года ВВС Великобритании начали использовать 10 Short Sunderland и 2 Short Hythe летающих лодок , летавших из Финкенвердера на Эльбе недалеко от Гамбурга в Берлин . Они были дополнены операциями по производству летающих лодок Aquila Airways , ранней послевоенной британской независимой авиакомпании, которая стала операционным подразделением British Aviation Services . Специализацией летающих лодок была транспортировка соли, которая могла бы вызвать сильную коррозию для других самолетов, но не была такой коррозийной для летающих лодок из-за их анодированной обшивки. [ 5 ]
Действие романа Воздушный мост» « Хаммонда Иннеса частично происходит в ВВС Великобритании в Гатове во время берлинского воздушного транспорта, и он отличается точными описаниями станции, включая коридоры и комнаты внутри нее. Некоторые описания оставались точными даже спустя 40 лет после публикации книги.
1949–1994
[ редактировать ]После блокады Берлина авиабаза ВВС Гатов служила аэродромом для британской армии и Берлинской пехотной бригады была готова вернуться к своей роли базы снабжения, если когда-нибудь возникнет необходимость в еще одной воздушной переброске из Берлина в Западный Берлин .
BEA переехала в аэропорт Темпельхоф Западного Берлина . большая часть коммерческих авиаперевозок в 1951 году, где с тех пор была сосредоточена [ 3 ] Невоенное использование Гатова после 1950 года включало несколько официальных визитов королевы Елизаветы и других членов британской королевской семьи , которые часто происходили на протяжении многих лет. Аэропорт также обслуживал военные рейсы, выполняемые британскими независимыми авиакомпаниями, такими как British United Airways , [ 6 ] Британия Эйрвэйз [ 7 ] и Autair/Корт Лайн [ 8 ] [ 9 ] по контракту с МО .
Рейс станции RAF Gatow использовал два самолета de Havilland Canada DHC-1 Chipmunk T.10, один из которых сейчас принадлежит Alliiertenmuseum , для поддержания и осуществления британского законного права в соответствии с Потсдамским соглашением на использование воздушного пространства как над Западным , так и над Восточным Берлином. , а также воздушные коридоры в и из Западной Германии в город.
В 1950-х годах база также была важным центром сбора разведывательной информации лингвистами Королевских ВВС, круглосуточно отслеживавшими советское воздушное сообщение с баз по всей Восточной Европе.
Эти самолеты также использовались для разведывательных миссий в сотрудничестве с Миссией британского главнокомандующего при советских оккупационных войсках в Германии , широко известной как BRIXMIS . Известные с 1956 года как операция «Шхуна» , а затем операция «Нейлон» , им было разрешено на самом высоком уровне на нерегулярной основе выполнять тайные полеты с фотографической разведкой. Обо всех рейсах необходимо было уведомлять Берлинский центр воздушной безопасности (BASC), четырехстороннюю организацию, отвечающую за разрешение всех полетов в трех воздушных коридорах и Берлинской контрольной зоне (BCZ). На всех карточках с уведомлением о полетах бурундуков в BASC была поставлена советская печать «Безопасность полета не гарантирована» из-за того, что они интерпретировали Соглашение 1946 года как исключающее полеты за пределы Западного Берлина. На территории БЦЗ находилось множество советских и восточногерманских военных аэродромов и других объектов. [ 10 ]
После падения Берлинской стены разведывательные полеты бурундуков вскоре прекратились, и двух бурундуков переправили в Королевские ВВС Лаарбрух в Западной Германии для ожидания действий по утилизации. Бурундук WG466 был доставлен обратно в Берлин-Темпельхоф из британских ВВС Лаарбрух 30 июля 1994 года и передан в дар Alliiertenmuseum в Берлине. В настоящее время он находится в аренде в Luftwaffenmuseum der Bundeswehr в Гатове, WG486 все еще находится на вооружении Королевских ВВС в составе Мемориального рейса Битвы за Британию .
Великобритании RAF Gatow с 1970 года также использовался армейским авиационным корпусом , 7 Aviation Flight AAC , позже переименованным в No. 7 Flight AAC, базировавшимся на станции, первоначально летавшей на четырех Westland Sioux (построенных в Великобритании Bell 47 ), а затем на трех Westland Gazelle AH. 1 вертолет. Подразделение связи (26SU) также базировалось в ВВС Великобритании в Гатове и на Тойфельсберге в Грюневальде . 26SU было специализированным подразделением радиоразведки , управляемым ВВС Великобритании от имени GCHQ в Челтнеме, которому было поручено контролировать военные коммуникации Варшавского договора над Восточной Германией и Польшей.
Побег в Гатов из Восточной Германии
[ редактировать ]По крайней мере три успешных побега были совершены из Восточной Германии в Королевские ВВС Гатов.
9 апреля 1978 года два восточногерманских брата Лотар и Дитер Вебер дезертировали, управляя Zlin Z-42M легким самолетом Gesellschaft für Sport und Technik ( GST - восточногерманской военизированной учебной организацией) с позывным DM-WNX на RAF Gatow. . Побег планировался в течение предыдущих трех лет. Самолет был разобран и возвращен в Восточную Германию через Глиникер-Брюке с нарисованными лозунгами, такими как «Жаль, что вы не были здесь». [ 11 ]
24 июня 1979 года восточногерманский планер приземлился в ВВС Великобритании в Гатове, его пилот попросил политического убежища. Четыре дня спустя планер был возвращен Восточной Германии на мосту Глинике . На замке руля направления полета была надпись «снимите перед следующим побегом». [ 12 ]
15 июля 1987 года молодой восточногерманец Томас Крюгер дезертировал, управляя Zlin Z-42M легким самолетом Общества спорта и техники . Его первыми словами, обращенными к полиции Королевских ВВС, была просьба о политическом убежище . Он был передан гражданским властям и получил западногерманское гражданство . Его самолет, регистрационный номер DDR-WOH, был разобран и возвращен восточным немцам (по дороге) летным составом станции Королевских ВВС с юмористическими лозунгами, нарисованными летчиками Королевских ВВС, такими как «Жаль, что ты не был здесь», «Вернись скорее». DDR-WOH летает и сегодня, но с 1991 года под регистрацией D-EWOH .
Планы вторжения Восточной Германии
[ редактировать ]Ближайшим военным соседом RAF Gatow было танковое подразделение Национальной народной армии ( НВА ) Восточной Германии . [ 13 ] Он располагался непосредственно напротив аэродрома, за участком Берлинской стены , который проходил вдоль западной стороны аэродрома, и был хорошо виден с диспетчерской вышки Королевских ВВС Гатов. Участок Берлинской стены напротив Гатова на самом деле был не стеной, а проволочным забором. Восточная Германия заявила, что это была «военная вежливость», но никто в RAF Gatow этому не поверил, полагая, что вместо этого это было сделано для облегчения военного вторжения. [ нужна ссылка ] Это предположение подтвердилось после воссоединения Германии , когда были обнаружены планы вторжения Восточной Германии в Западный Берлин под кодовым названием «Операция ЦЕНТР». [ нужна ссылка ] 34-му гренцполку «Ханно Гюнтер» Гренцтруппена дер ГДР была поставлена задача атаковать и занять британские ВВС Гатов. Планы вторжения постоянно обновлялись, даже в 1990 году, когда стало ясно, что Восточная Германия скоро прекратит свое существование. [ нужна ссылка ]
Закрытие
[ редактировать ]После воссоединения Германии 18 июня 1994 года британцы уступили контроль над станцией. Станция Flight и два ее бурундука T.10 были расформированы 30 июня 1994 года. Станция была возвращена ВВС Германии 7 сентября 1994 года. [ 14 ]
Аэродром находился в эксплуатации в течение очень короткого времени, а затем был закрыт для воздушного движения в 1995 году. Западный конец двух взлетно-посадочных полос позже был удален, чтобы освободить место для жилья, оставив только восточные части, разрезанные посередине поля по диагональной линии. . Остальные части используются для наружной индикации самолета.
История Королевских ВВС Гатов и западных войск в Берлине с 1945 по 1994 год рассказывается в Музее союзников .
1989 Гарнизон Королевских ВВС
[ редактировать ]Ниже представлен гарнизон станции ВВС Великобритании в 1989 году: [ 15 ]
- Штаб-квартира Королевских ВВС в Гатове
- Сервисная эскадрилья станции Гатов
- Рейс на станцию RAF Gatow
- Управление воздушным движением
- Кейтеринговая эскадрилья
- Эскадрилья безопасности
- № 26 Блок сигналов РАФ
- Провост и служба безопасности Берлинского отряда RAF (Германия)
Текущее использование ВВС Германии и гимназии Ханса-Кароссы.
[ редактировать ]Аэродром теперь называется Генерал-Штайнхофф Казерне . В настоящее время там базируются следующие подразделения: Bw Fachschule Berlin-Gatow , секция телекоммуникационной разведки 921 , рота поддержки Люфтваффе Gatow , командование 3-й дивизии Люфтваффе , 4-й музыкальный корпус Люфтваффе и войсковая скорая помощь Берлин-Гатов .
Также на месте бывшей станции RAF, но не являющейся частью General-Steinhoff Kaserne , находится школа, гимназия Ханса-Кароссы и дома для государственных служащих Федеративной Республики Германия . С 2003 года это часть района Берлин-Кладов .
В Генерал -Штайнхофф Казерне также находится Люфтваффенмузей Бундесвера , музей ВВС, в котором представлено множество экспонатов (в том числе исторические самолеты) и много информации о немецкой военной авиации и истории аэродрома. Вход в музей бесплатный. Музей, которым управляют ВВС Германии, находится в техническом и административном подчинении Militärgeschichtliches Forschungsamt или MGFA (Научно-исследовательский институт военной истории).
Аварии и происшествия
[ редактировать ]- 18 марта 1947 года самолет Hawker Tempest II (PR853), принадлежавший 16-й эскадрилье Королевских ВВС (пилотируемый офицером Ангусом Маккеем), совершил аварийную посадку в районе Берлин-Кладов менее чем в миле от Королевских ВВС Гатов. Пилот выжил. [ 16 ]
- 5 апреля 1948 года самолет BEA Vickers 610 Viking 1B (регистрация: G-AIVP), выполнявший в тот день регулярный рейс из Нортхолта через Гамбург в Берлин, столкнулся во время подлета к авиабазе RAF Gatow лоб в лоб с советских ВВС Яковлев-3 истребителем . выполняя фигуры высшего пилотажа в это время в этом районе . В результате столкновения «Викинг» вышел из-под управления и разбился в 3,9 милях от аэропорта на территории Восточной Германии, в результате чего погибли все 14 человек (четыре члена экипажа, десять пассажиров) на борту самолета. советский летчик В результате аварии погиб и -истребитель. Последующее расследование установило, что причиной катастрофы стали действия советского летчика-истребителя, противоречащие всем принятым правилам полетов и четырехсторонним правилам полетов, стороной которых были советские власти. [ 17 ]
- 15 марта 1949 года грузовой корабль Skyways Avro 685 York I (регистрация: G-AHFI) разбился при подходе к авиабазе RAF Gatow в результате потери левого крыла . В результате самолет упал на землю, в результате чего погибли все три члена экипажа. [ 18 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шульц, Сигрид (2 ноября 1935 г.). «Германия открывает школу подготовки летчиков для войны» . Чикаго Трибьюн .
- ^ «Эррол Барроу – государственный деятель, премьер-министр Барбадоса, штурман Королевских ВВС во время Второй мировой войны» . www.bajanthings.com . 12 марта 2019 года . Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Компания аэропорта Берлина — портрет авиакомпании — British Airways, февраль 1975 г. Буклет с ежемесячным расписанием для аэропортов Берлин-Темпельхоф и Берлин-Тегель , компания аэропорта Берлина, Западный Берлин, 1975 г.
- ^ «Дом Орла» ... - памятная марка Берлинского воздушного транспорта с изображением Хэндли. Страница 61 Галифакс 8 G-ALEF Red Eagle (серийный номер 1399)
- ^ «Конец службы лодок в BOAC – Aquila Airways». Классика авиалайнеров : 63. Декабрь 2010 г.
- ^ British United BAC One-Eleven 201AC G-ASJG в Берлине Гатове в октябре 1967 года (изображение). Архивировано 17 июля 2011 года в Wayback Machine.
- ↑ Боинг 737-204 G-AVRO Britannia Airways в Берлине Гатов, 10 июня 1969 г. (фото)
- ↑ Autair BAC One-Eleven 416EK G-AWBL в Берлине Гатов, 10 июня 1968 г. (фото)
- ↑ Court Line BAC One-Eleven 518FG G-AXMJ в Берлине Гатов, 11 сентября 1973 г. (фото)
- ↑ de Havilland Chipmunk. Архивировано 26 февраля 2008 г. на сайте Wayback Machine, веб-сайт Spyflight.
- ^ Белинг, Клаус (2007). Берлин в холодной войне: места и события . Кай Гомилиус. п. 166. ИСБН 978-3897069015 .
- ^ Тейлор, Билл (2003). Королевские ВВС: Германия с 1945 года . Издательство Мидленд. п. 148. ИСБН 978-1857800340 .
- ^ «Ищейка танков к арт-объектам, 10 апреля 2007 года» . Ежедневная газета: Таз . 10 апреля 2007 г. с. 23 . Проверено 18 мая 2020 г.
- ^ Марш, Питер Р. (1998). От проводной связи к дистанционному управлению – 80 лет Королевским ВВС, 1918–1998 гг . RAF Fairford: Предприятия благотворительного фонда Королевских ВВС. п. 162. ИСБН 1-899808-06-Х .
- ^ Рейнская британская армия и Королевские ВВС (Германия): Организация и дислокация британских вооруженных сил в Германии в 1989 году (PDF) . Альтерфриц. 2018. Архивировано из оригинала (PDF) 24 ноября 2021 года . Проверено 4 апреля 2021 г.
- ↑ Уорент-офицер Ангус Маккей. Архивировано 17 марта 2011 года на Wayback Machine. Страница Hawker Tempest.
- ^ ASN Описание аварии самолета Vickers 610 Viking 1B G-AIVP - RAF Gatow, Берлин, Германия
- ^ ASN Описание катастрофы самолета Avro 685 York I G-AHFI - RAF Gatow, Берлин, Германия
Библиография
[ редактировать ]- Дьюри, Уильям (2012). Британский гарнизон в Берлине 1945–1994: некуда идти... иллюстрированная историография британской военной оккупации/присутствия в Берлине . Берлин: Vergangenheitsverlag ( де ). ISBN 978-3-86408-068-5 . OCLC 978161722 .
- Кевин Райт и Питер Джеффрис «Глядя по коридорам: воздушный шпионаж союзников над Восточной Германией и Берлином, 1945–1990 годы», 2015 г., ISBN 978-0-7509-7947-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Баркер, Дадли, Берлинский воздушный транспорт (HMSO, Лондон, 1949)
- Штаб Берлинской пехотной бригады, Берлинский бюллетень, том 45, выпуск 36 (Берлин, 16 сентября 1994 г.)
- Бест, Питер Б. и Герлоф, Андреас, Аэродром Гатов (английское издание Gatow Airfield ) (Кай Хомилиус Верлаг, Берлин, 1998)
- Корбетт, генерал-майор сэр Роберт, Берлин и британский союзник, 1945–1990 гг . (Частно опубликовано сэром Робертом в Эрлингхаузене, 1991 г.)
- Джерати, Тони, BRIXMIS (Лондон, 1996 г.)
- Гибсон, Стив, Последняя миссия: за железным занавесом (Sutton Publishing, 1997)
- Холл, Алан В., Берлинский воздушный транспорт , статья в журнале Scale Aircraft Modeling , август 1998 г.
- Иннес, Хаммонд, Воздушный мост (Лондон, 1951)
- Йешоннек, Фридрих, Ридель, Дитер и Дьюри, Уильям Эллис в Берлине 1945–1994 гг. Справочник по истории военного присутствия западных держав , (BWV, Берлин, 2007 г.)
- Марсден, Рой, Операция «Шхуна/Нейлон»: Королевские ВВС летают в зоне контроля Берлина , Разведка и национальная безопасность, том 13, вып. 4 (зима 1998 г.), стр. 178–193.
- Мик, полковник AD, Operation CENTER , статья в British Army Review , август 1994 г.
- Миллер, Р.Э., Мост вчера - История Королевских ВВС Гатов (без даты, в Luftwaffendivision ) 3. Архивах
- Уилсон, командир эскадрильи GD (под редакцией старшего лейтенанта П.К. Уитфилда), История Гатова (RAF Gatow, март 1971 г.)
- Пирси, Берлинский воздушный транспорт (Airlife, Шрусбери * Пирси, Берлинский воздушный транспорт , 1997) ISBN 1-85310-845-6
Внешние ссылки
[ редактировать ]- История и фотографии (на немецком языке) аэродрома с 1934 по 1945 год.
- Фотографии самолетов в Гатове с 1965 года.
- Аэродром Гатов в 1980-е годы, фотографии Марко Крискуло.
- Британская ассоциация воздушных перевозок Берлина
- Командиры станций RAF Gatow
- Ассоциация старых мальчиков RAF Gatow. Архивировано 16 января 2009 года на Wayback Machine. 21 апреля 2014 года их веб-сайт был отключен. RIP.
- Ассоциация БРИКСМИС
- БРИКСМИС в 1980-е годы: «Большая игра» холодной войны, автор: генерал-майор Питер Уильямс, CMG OBE.
- Разведывательные миссии RAF Gatow, выполненные бурундуками (статья включает фотографии). Архивировано 26 февраля 2008 г. в Wayback Machine.
- Статья о планах Восточной Германии по вторжению и оккупации Западного Берлина [ постоянная мертвая ссылка ]
- Страница Planeboys Spotters на Гатове
- Alliierten Museum (Музей союзников) - музей истории западных войск в Берлине и Германии с 1945 по 1994 год (на немецком, английском и французском языках).
- Союзники в Берлине eV
- Бывший бурундук британских ВВС Гатоу в мемориальном полете битвы за Британию. Архивировано 11 августа 2007 года в Wayback Machine.
- Западные союзники в Берлине: история Берлинской бригады армии США, британской Берлинской пехотной бригады и французских сил в Берлине
- Веб-сайт West Allied in Berlin eV, которым управляют бывшие гражданские служащие RAF Gatow и другие
- Список авиационных происшествий на авиабазе RAF Gatow, составленный Фондом авиационной безопасности.
- Официальный сайт Люфтваффе
- Музей ВВС Бундесвера - официальный сайт музея Люфтваффе на английском языке. Архивировано 22 апреля 2014 г. на Wayback Machine.
- Гимназия Ганса-Кароссы (на немецком языке)
- История аэродрома Гатов на немецком языке - проект гимназии Ханса-Кароссы.
- Фотография Zlin Z-42M, 2003 г., доставленного в Королевские ВВС Гатов беглецом из ГДР в 1987 г., теперь зарегистрированным как D-EWOH.
- RAF Schleswigland и RAF Gatow во время авиаперелета в Берлин
- Аэропорты города Берлин
- Развертывание британской армии
- Здания и сооружения в Шпандау
- История Холодной войны в Берлине
- Воинские части и соединения расформированы в 1994 году.
- нацистская архитектура
- Базы ВВС
- Станции Королевских ВВС в Германии
- Объекты ВВС Германии
- Несуществующие аэропорты Германии
- Учебные заведения Люфтваффе